Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как растушевать пастельные мелки. Что такое пастель

Все, кто занимается живописью, знают, что собой представляет пастель художественная. Но в последние годы эти карандаши стали очень популярными и у непрофессионалов, например, у мамочек с маленькими детьми. Многие педагоги рекомендуют для занятий рисованием с малышами использовать именно пастель. Ведь эти мелки очень мягкие, создают насыщенные тона и хорошо растушевываются. Кроме того, в их состав входят довольно безопасные вещества: пигмент, глина, мел и клей.

Применение пастели

Пастель художественная известна в живописи с 16 века. В то время делали ее сами художники, растирая мел с красящим пигментом и добавляя связующее вещество. Для формирования формы мелков в смесь добавляли немного воды. Потом состав высушивали и резали на бруски. В технике пастели рисовали многие известные художники: Шарден, Ренуар, Врубель, Серов и другие. Этот способ применялся и в учебных рисунках, и как дополнение к основным краскам, и как самостоятельная техника.

Для рисования пастелью нужна шероховатая поверхность, ведь она очень сыпучая и содержит мало связующего пигмента. Зато рисунки, выполненные в этой технике, смотрятся необычно. Свет, отражаясь от частичек пигмента, придает произведению живописи матовость, бархатистость и особую пастельную мягкость. Лучше всего такие рисунки смотрятся на специальной бумаге, картоне, холсте или листах, обработанных особым грунтом.

Как делается пастель

Пастель художественная состоит из пигмента, воды и связующего вещества, чаще всего это глина, гуммиарабик или гипс. Все хорошо размешивается до тестообразного состояния. Само название "пастель" происходит от итальянского слова, имеющего значение "тесто". Для получения разных оттенков добавляется мел или массой наполняют трубочки и высушивают в тепле.

Качество пастели зависит от тщательности измельчения пигмента. Чем лучше удается перемешать все компоненты, тем качественнее получаются мелки. В современном производстве это делается специальными машинами, и процесс повторяется 5-6 раз. Лучшей уже много лет считается пастель художественная петербургская. Она мягкая, имеет огромное количество оттенков, хорошо растушевывается и не осыпается.

Достоинства и недостатки пастели

Это лучший материал для рисования, особенно для детей. Они мягкие и ложатся на любую бумагу. Существует множество оттенков, которые легко смешиваются друг с другом. Ошибки при рисовании тут же легко исправить, так как следующий слой без проблем закрывает предыдущий. Для рисования пастелью не требуется никаких дополнительных приспособлений.

Но рисунки, выполненные в этой технике, очень хрупкие, они боятся сотрясений, механических повреждений и влаги. Многим не нравится то, что эти мелки довольно дорогие. Но если сравнивать преимущества, то выигрывает пастель художественная. Цена ее выше, чем у но рисовать ею намного удобнее и легче. Набор из 12 цветов стоит от 100 до 500 рублей в зависимости от производителя.

Если вы хотите научить своего ребенка рисовать, то пастель художественная - лучшее средство для этого. Ребенку понравятся ее мягкие оттенки, то, что ее легко растушевать пальцем. Рисунки получаются яркими и необычными.

Третьяковской галерее 150 лет

Евгения Плотникова

Бабочки в цветочном саду искусств

Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи

В собрании ГТГ хранится около 800 пастелей, некоторые были приобретены еще П.М.Третьяковым.

Пастель должна обязательно храниться под стеклом. Она очень уязвима: способна осыпаться от сотрясения, ей опасны всяческие путешествия, на ней гибельно сказывается действие прямых солнечных лучей, перепады температуры, излишняя сухость или влажность. Постоянное беспокойство за сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать. Увидеть их в залах музея - редкое и значительное событие.

Слово пастель (pastello ) происходит от итальянского pasta - паста или тесто. Так называют материал для рисования, технику, в которой работает художник, и, наконец, художественное произведение, рисованное пастельными карандашами.

Пастель представляет собой цветные мелки, спрессованные в виде палочек из тонко размолотой смеси, в которую входили три ингредиента: красящий пигмент, минеральный наполнитель (мел или особый сорт глины) и связующее (в большинстве случаев - гуммиарабик). Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков.

Пастель появилась в художественной практике в конце XV века. Редчайший образец ее употребления - в этюде Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы д"Эсте Мантуанской (1495), исполненном черным мелом, сангиной и пройденном в нескольких местах пастелью для легкого оттенения черного рисунка. Новую технику Леонардо называет colorire a secco (окрашивать сухим способом) и отождествляет с пастелью. По свидетельству художника, с этой техникой его познакомил французский поэт и придворный живописец Людовика XII - Жан Перреаль.

В начале XVI века пастель заняла прочное место в художественной практике. Вспомним возникший в это время французский карандашный портрет, особый тип погрудного портрета à troi crayons (в три карандаша - черным мелом, сангиной и пастелью), исполнявшийся с натуры в один-два сеанса. По-итальянски такое сочетание рисовальных материалов называлось a pastello . На протяжении нескольких веков подобные приемы рисования, уводящие к самым истокам пастельной техники, устойчиво сохраняются.

Сыпучая пастель плохо удерживается на поверхности, поэтому она требует специальной шероховатой основы. Палочками пастели работают на особых сортах бумаги, таких как «торшон», наждачная, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте. Разнообразны и приемы работы. Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками (из бузинной сердцевины), кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.

Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Однако художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли тон пастели, искажали ее первоначальную колористическую гамму, губили ее природную бархатистость и пушистость.

Еще Д.Дидро высказывал знаменитому пастелисту М.К. де Латуру свои опасения, что взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе. К счастью, его опасения не оправдались. Пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся в музеях Европы старинные пастели, до сих пор удивляющие свежестью своих красок, как знаменитая «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара из Дрезденской галереи.

В пастельных портретах XVIII века всегда присутствует щемящая нота, привкус изначальной обреченности, именно благодаря хрупкости самой техники - нежной, как пыльца на крыльях бабочки и столь же недолговечной и исчезающей от неосторожного прикосновения. Легко разрушающаяся пастель зримо воплощает идею бренности человеческого существования. Неслучайно А.Р.Менгс, немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, сравнивал пастели с «бабочками в цветочном саду искусства».

В России техника пастели появилась во второй половине XVIII века, но никогда не достигала такой популярности, как в Европе. Первыми известными нам пастелистами были приглашенные иностранные мастера - Г.-Ф.Шмидт, В.Эриксен, Гагельганс, И.-Г.Шмидт, И.Барду и их младший современник К.Барду. Многие из них были портретистами. Их работы исполнены на хорошем профессиональном уровне, в традициях кабинетного портретного искусства. Им свойственно живописное решение, в них внимательно выписаны индивидуальные черты, тонко моделированы лица, напудренные парики, тщательно переданы детали одежды, тонкая пена кружев, загадочный блеск орденов, типичное для пастели нежное мерцание тонов. В этих маленьких, часто парных, фамильных портретах, некогда украшавших стены русских дворянских гнезд, предстают перед зрителем живые человеческие лица, знаменитые и безвестные, - лица, ушедшие в историю, но не канувшие в Лету, благодаря художникам, сохранившим их облик для потомков.

Многие пастельные портреты русских мастеров XVIII столетия остались анонимными. Неизвестны их авторы, так же как и изображенные ими лица. Из подписных работ этого времени назовем только превосходный «Портрет неизвестной», исполненный Степаном Яснопольским, весь образный строй которого, серебристо-жемчужная пастельная гамма перекликаются с произведениями Ф.С.Рокотова.

Среди пастелей середины XVIII века привлекают внимание такие раритеты, как «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», подготовительный рисунок, чуть тронутый цветной пастелью, известного гравера Г.-Ф.Шмидта, «Аллегории» в стиле рококо австрийца Гагельганса и «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» датчанина В.Эриксена, являющая нам очень ранний образец крестьянского жанра в искусстве.

В эпоху романтизма - в первой четверти XIX века - пастель вновь появляется в портрете, становясь любимой техникой многих мастеров, в творчестве которых складывается своеобразный культ цвета. В ранних карандашных портретах О.А.Кипренского пастель звучит, как ведущая музыкальная партия. Интенсивность ее цвета придает карандашным портретам особое эмоциональное звучание, раскрывая тонкие душевные состояния его моделей. Пастель у Кипренского выступает как техника рисовальная, органично включенная в ткань рисунка.

Самый романтический художник эпохи - А.О.Орловский - активно работал пастелью, включая ее как важный компонент в свои энергичные и темпераментные произведения. Его рисунки, сочетающие быстрые штрихи итальянского карандаша со вспышками цвета сочной, звучной пастели, полны бурной страсти и душевных порывов.

В технике чистой пастели работал А.Г.Венецианов. Неизвестно, кто приобщил художника к пастельным краскам, но именно в этой технике он выполнял портреты на протяжении первой половины своего творческого пути. Пастелью Венецианов написал и несколько жанровых картин. В течение многих лет художник предпочитал пастель всем другим видам живописи, и она занимала доминирующее место в его портретной практике. Его портреты построены на мягком перетекании штрихов, на гармонии цветовых отношений, исполнены широко, свободно, размашисто. Тающие контуры, тонкие переходы одного цвета в другой, обобщенность форм - все это придает моделям тихую мечтательность и умиротворенность. Профессионально владея всеми выразительными средствами пастели, Венецианов преображал обыденность в высокую поэзию, находя прекрасное в «неизящной» натуре. Портретируя своих соседей по имению, художник воссоздал образы русского провинциального дворянства, узнаваемые по «Евгению Онегину» и «Повестям Белкина» А.С.Пушкина.

Вслед за Венециановым некоторые художники обращаются в пастели к жанровым мотивам (И.В.Бугаевский-Благодарный «Капитошка», М.И.Теребенев «Кормилица», Ф.Г.Торопов «Портрет сына»).

В 1840–1850-х годах получает широкое распространение салонный портрет. Наряду с русскими художниками в этом жанре работают и иностранные мастера.

Время вносило изменения и в саму манеру пастельного письма. Жертвуя своей легкостью и воздушностью, она уплотняется, тяжелеет, словно соревнуясь с масляной живописью (Неизвестный художник «Портрет неизвестной в зеленом платье», Ф.-Э.-А.О’Коннель «Портрет ребенка в белом чепце»).

В пятидесятые - шестидесятые годы XIX века пастель практически исчезает из художественного обихода. По мере того как художники все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в русском искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, в области рисования все реже встречается многоцветная пастель.

Хрупкое, аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом. Отказываясь от цветового многообразия, И.Н.Крамской находит свою особую технику, похожую по фактуре и родственную пастели. В «светописи» его портретов, исполненных сухим и мокрым соусом, линии исчезают в мягком тумане моделировки.

К классической пастельной технике обращаются редко, в тех случаях, когда нужно создать эквивалент живописи. Чистой пастелью работает П.М.Боклевский в копии живописного «Автопортрета» В.А.Тропинина, находя в этой технике возможности для передачи нюансов и эффектов масляной живописи.

Деликатно работает пастелью М.А.Зичи, следуя традиции западноевропейского портрета, используя навыки, обретенные в годы учения в Вене у Ф.Вальдмюллера. В большом «Портрете детей Солдатенковых» художник сочетает мягкие акварельные краски с пастелью, используя ее как дополнительное декоративное средство для создания портрета большого формата, по сути равнозначного живописному произведению.

В конце XIX века пастель переживает второе рождение. Искусство пастели существенно расширяет свою тематику, обнаружив при этом многообразие индивидуальных почерков и различие темпераментов художников.

В традиции салонно-академического искусства работает К.Е.Маковский, пастельные произведения которого пользовались огромной популярностью у публики. В эскизах декоративных панно «Аллегории искусств», рисованных в сочной цветовой гамме, виртуозно и эффектно, с колористическим размахом, с особой силой проявляется живописный темперамент художника.

Превосходным мастером пастели был И.И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпадает с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Художник использует метод наложения на большие цветовые плоскости одного цвета штрихов и пятен пастели других цветов - своеобразную «цветопись», в которой объединяются живописные и рисуночные начала пастели. В этих сложных цветовых наслоениях рождается пейзаж «Разлив», сдержанный в своей гармоничной тональности, полный задумчивости и нежной лирики. Изысканна по своей лучезарной насыщенности пастель «Осенний пейзаж с церковью», словно излучающая золотистые отблески листвы.

Именно в технике пастели наиболее ярко раскрылась любовь художника к живой красоте мира, к богатству его форм и цвета. Пастели Левитана 1890-х годов - это целая эпоха в истории развития русской пленэрной живописи, отмеченная особой колористической свежестью, творческой свободой, профессиональной уверенностью, вызывающими тончайшие зрительские ощущения.

К передаче натурных впечатлений, к фиксации изменчивых природных состояний стремились в своих пастельных пейзажах 1890-х годов М.В.Якунчикова, Е.Д.Поленова, К.А.Сомов.

В творчестве В.А.Серова выполненных в технике пастели пейзажей немного. По воспоминаниям современников, «Баба с лошадью» написана пастелью только потому, что на сильном морозе масляные краски застывали. Однако совершенно очевидно, что такой звучной цветовой гаммы, которая отличает его «Бабу с лошадью», Серов мог добиться лишь благодаря сочной красочности пастельных карандашей. Только используя живописные возможности пастельной техники, Серов мог передать пронзительное, интенсивное желтоватое свечение вечернего неба в пейзаже «Стригуны на водопое». В отличие от живописных работ «деревенского» Серова, пастели художника наполнены радостью жизни и лиричностью.

В пастельных портретах Серова во многом сохраняется стилистическая параллель с его графическими работами. Художник относился к пастели, в первую очередь, как к аристократическому инструменту рисунка.

Поиски нового стиля, волновавшие художника, приводят его пастель к «элегантному графизму», в котором доминирует линия во всем богатстве тональных возможностей пастельной техники. Мягкость пастельного карандаша, использование растушовки, обыгрывание пятен пыли, деликатное прикосновение пастели к бумаге, спокойная цветовая вибрация - все это наполнено нежным чувством, отвечающим самой сути женских и детских образов (портрет Нины Хрущевой, портрет детей Касьяновых). В портрете Г.Л.Гиршман круглящиеся линии изысканной по цветовым соотношениям пастели подчеркивают изящество и женственность модели. Энергичные, густые пастельные линии в портрете К.Д.Бальмонта созвучны внутренней экспрессивности поэта, одного из «зачинателей» Серебряного века. Созданный Серовым внешний облик Бальмонта очень точно уловлен и характеризован его современником Б.К.Зайцевым: «Слегка рыжеватый, с живыми быстрыми глазами, высоко поднятой головой, высокие прямые воротнички ( l "é poque ), бородка клинышком, вид боевой <…> нечто задорное, готовое всегда вскипеть, ответить резкостью или восторженно. Если с птицами сравнивать, то это великолепный шантеклер, приветствующий день, свет, жизнь (Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце)».

В пастели Серов - в первую очередь рисовальщик, кстати, так же как и И.Е.Репин. Их обращение к этой технике вызвано новыми веяниями времени - обостренным интересом к искусству прошлых веков, знакомством с современным западным искусством, поисками нового изобразительного языка и большого стиля в искусстве.

Рубеж XIX - XX веков - эпоха интенсивных художественных экспериментов. Техника пастели соединяет в себе живописные и графические возможности - легкость и импровизационность рисунка с колористическим богатством, не только не уступающим, но и превосходящим возможности масляной техники. Пастель становится излюбленным материалом в портретном жанре, легко приспосабливаясь к требованиям как парадного, так и камерного портрета. Эта магическая техника предоставляла художнику широкий спектр изобразительных возможностей - от острого графического арабеска (Л.С.Бакст, Б.М.Кустодиев, И.С.Горюшкин-Сорокопудов) до «живописной» многослойности, изощренной нюансировки цвета и фактуры (С.В.Малютин, Мэри Казак, П.П.Трубецкой, А.Я.Головин, В.М.Измайлович).

Большое пастельное наследие оставил С.В.Малютин. Ему принадлежит заслуга создания нового метода работы пастелью. Он сам изготовлял пастельные карандаши, экспериментируя с добавлениями, добиваясь особой глубины и звучности тонов своей палитры, силы и красоты немногих сдержанных цветов: торжественного благородства черного, серебристо-белого, оранжево-красных, сине-зеленых. Работая пастелью на картоне, Малютин включал его желтый или серый тон в общую колористическую гамму портретов, обыгрывая неровную фактуру поверхности, благодаря чему нанесенные на нее пастельные штрихи создавали вибрирующую живописную среду. В 1913-1915 годах художник создает замечательную портретную галерею писателей, художников, ученых, любителей искусства, каждый из которых - драгоценное звено в галерее портретов русской интеллигенции начала XX века.

Поиски в области техники пастели привели к появлению многочисленных авторских манер, в том числе к различным вариантам смешанных техник. Пастель соединялась с акварелью, гуашью, темперой и даже маслом. Отныне между всеми этими техниками исчезают границы, стирается четкая демаркационная линия между ремеслом живописца и ремеслом рисовальщика.

Испытывая «масляный гнет», «тяжеловесность и неподатливость масляных красок», в начале 1890-х годов к модной технике пастели обращается Л.О.Пастернак. «Я писал портреты <…> комбинированной техникой - темперой с пастелью. <…> Эту технику я находил очень удобной для ускорения процесса работ и для большего сохранения в вещи манеры свободного и быстрого рисунка. <...> Большинство этих портретов написаны даже не по холсту, а по специальному рулонному ватману (торшону), который сплошь наклеивался на растянутый на подрамник холст. Ноздреватая фактура торшона еще больше сближала эти работы с фреской». Почти на десятилетие художник полностью отказывается от работы маслом в пользу особой, выработанной им смешанной техники.

В творчестве В.Э.Борисова-Мусатова употребление пастели отличается большой сложностью и разнообразием. Он работает чистой пастелью, добиваясь особой звучности тонов («Рука с розой») или достигая эффекта ясной слепящей желтизны золотой осени («Осень»), соединяет пастель с маслом, гуашью, акварелью, создавая эффект подвижной вибрирующей красочной среды («Куст орешника», «Портрет дамы»). Иногда сама техника получает у Борисова-Мусатова символическое истолкование. В «Даме у гобелена» пастель имитирует старинный блеклый, выцветший гобелен, фрагментом которого кажется сама изображенная модель. В «Мотиве без слов» жемчужные пастельные тона словно воскрешают образ давно минувшей эпохи, они невесомы, как «пыль веков», как «шелест старины, скользящей мимо» (М.А.Волошин).

Обращение М.А.Врубеля к пастели было кратким. Во время пребывания в клинике, не имея возможности работать маслом, он исполнил множество рисунков восковыми и пастельными карандашами. По выходе из больницы, он создает свои знаменитые пастельные работы - «Жемчужину» и «После концерта», где волшебные переливы красок соединяются с выверенной архитектоникой рисунка. «После концерта» - это еще один портрет Н.И.Забелы-Врубель, жены художника. «В «Портрете жены», - писал С.К.Маковский, - <…> лицо едва намечено и почти не тронуто красками, что делает его странно-призрачным. Зато с какой любовью нарисовано платье! Точно лихорадочная энергия мастера хотела истратить себя на эти бесчисленные складки, капризными нервными изломами охватывающими фигуру призрачноликой женщины. В этих складках - неясного серо-лилового тона, чуть тронутых розовыми бликами и ярко вспыхивающих кое-где, будто разбросаны по ним волшебные лепестки огненных цветов - вся гениальная мятежность и в то же время странный рационализм, холодная точность его фантазии. Сколько терпения и мудрости вложено им в причудливую облачность этих женских тканей, в каждый извив, в каждое мерцание шелка и газа!» Последние, так и не законченные произведения - «Женский портрет в красном» и «Автопортрет», - исполнены пастелью, но в совершенно иной манере. Фигуры портретируемых будто проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен пастели. Это не портреты реальных людей, а возникающие в памяти образы-видения.

«Эхо прошедшего времени» звучит в творчестве художников «Мира искусства». Обращение к пастели рассматривается как возрождение забытой техники. С элементами стилизации и даже имитации манеры старых мастеров встречаемся в работах А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой.

З.Е.Серебрякова начала работать пастелью вынужденно в 1921 году, когда не было других красок. Она легко и органично перешла от кистевого рисунка темперой к пастели, в которой доминирует рисунок, цветная линия. В то же время, в области заказного портрета художница работает пастелью живописно, откровенно стилизуя портретные образы под Розальбу Каррьера, венецианскую художницу XVIII века. Создавая своеобразные ремейки «припудренных» портретов галантного века, Серебрякова смакует «прелесть <…> кожи, молодости, эфемерной плотской жизни, летучего блеска глаз, почти такого же, как отливы шелка» (М.А.Кузмин).

Особое место занимают петербургские пейзажи М.В.Добужинского. Эфемерность, хрупкость техники пастели воплощают поэтическую метафору Петербурга XX века - туманную зыбкость его атмосферы, тревожное дыхание города, угасающие краски.

Изощренная декоративность пастели, ее подчеркнутая эффектность и маэстрия отличают эскизы декораций А.Я.Головина, Н.Н.Сапунова, театральные произведения и архитектурные пейзажи Н.К.Рериха, особый жанр театрализованного портрета, занимающий большое место в творчестве художников «Мира искусства» («Испанка», «Портрет Е.А.Смирновой» А.Я.Головина).

Эксперименты и открытия нового французского искусства - интерес к быстрой фиксации ощущений, световым эффектам, подчеркнутой динамике цветного штриха - нашли отражение в творчестве К.Ф.Юона и М.Ф.Ларионова, художника нового поколения, будущего представителя авангарда. Несколько его ранних пастелей приобрел И.Э.Грабарь для собрания Третьяковской галереи.

Творческие поиски художников XX века нашли отражение в изменчивости пастели - в усложнении ее структурного состава, в сближении рисунка и живописи, привнесении новых технических приемов. В технику пастели включаются уголь, гуашь, темпера, акварель, радикально меняющие эмоциональное звучание пастели, наделяющие ее невиданной в прежние эпохи энергией.

Знакомство с требуемыми материалами - это только первый шаг в удивительный мир пастельной живописи. Пастельная живопись довольно проста: работа идет при помощи брусков пастели и пальцев, остальное зависит от фантазии художника

При работе пастелью необходимо придерживаться определенных правил, в противном случае результат будет неудовлетворительным. Цвета будут не такими чистыми, бруски пастели будут все время крошиться в руках, а подчистка доставит массу трудностей. Кажущаяся легкость, при взгляде со стороны, работы с пастелью у профессиональных художников, во многом результат большого опыта. Далее вы сможете ознакомиться с типичными ошибками и трудностями, встречающимися на пути постижения пастельной живописи, у начинающего художника.

Пастельная живопись - это яркое и очень богатое возможностями средство художественного выражения. Приложите усилия и они окупятся сторицей, позволив, в дальнейшем, максимально полно использовать все заложенные возможности.

Растушевка

Растушевка, в пастельной живописи, прежде всего, означает распределение цвета. Если художник, пишущий маслом, при распределении красок использует кисть или мастихин, то пастелист - тряпку, растушку или руку. В то же время этот термин означает еще и сглаживание границ между фоном и цветом путем приглушения их интенсивности. Надо знать что растушевка - это базовый прием работы в пастельной живописи, принцип растушевки прост: пастелист рисует на бумаге бруском пастели, а впоследствии растирает оставленный след. А потом, поверх растушеванного пятна, накладываются следующие, более насыщенные слои пигмента.

Растушевка пальцами

Растушевка пальцами - это один из самых естественных и чаше всего используемых приемов работы. Пигмент равномерно (или неравномерно) распределяют по большому участку основы сжатыми вместе пальцами, а при небольших площадях используют только подушечки. Самое главное, особенно на первых порах, после растушевывания одного цвета вытереть руки, чтобы чистота цвета не нарушалась смешиванием.

Наложение пятен поверх растушевки

Слои пигмента разного цвета можно накладывать друг на друга, но не стоит забывать, что при большой насыщенности нижнего слоя, тон верхнего цвета потерпит изменения. Для избегания этого нужно предварительно растушевывать слой-основу, и только затем накладывать новый.

Подчистка

Подчитки в пастельной живописи следует применять как можно реже, в противном случае цвета на картине блекнут и не выглядят свежими. Злоупотребление ластиком может привести к повреждению поверхности, что, в свою очередь, влияет на способность пигмента хорошо ложиться на нее. Однако соблюдение далее упомянутых правил, может помочь уменьшить ущерб от подчистки к минимуму. Первоначально необходимо подготовить корректируемый участок к работе, протереть его ватой или тряпочкой удаляя этим излишки пигмента. Уже после этого можно применять ластик. Следует соблюдать осторожность, давление на него должно быть не сильным, и не пытаться растереть корректируемый участок, так как это действие может привести к повреждению бумаги.

Атмосферные явления

Существуют темы, которые при воплощении в полотно используют только метод растушевки. При этом растушеванные цветовые пятна плавно перетекают из одного в другое, при этом образуя гармоничное единство не только друг с другом, но и с цветом основы. Так обычно изображают водные пространства, неведомые дали и облачные пейзажи. Для воплощения этих тем необходимо правильно подобрать бумагу: ее фоновый цвет должен совпадать с преобладающей тональностью картины, для того чтобы пятна пигмента (растушеванные) органично сливались с основой.

Растушевка в пейзаже

Количество тем, которые можно полностью написать, используя только растушевку - небольшое. Приведенный далее пример является типичным представителем одной из них. Данный пейзаж отображает собой небо, с нарисованными на его фоне силуэтами деревьев. Первостепенная задача, в данном случае - передать характерные, то есть уменьшающиеся градации тона. Единственные графические элементы этого пейзажа - деревья на фоне неба. Для передачи прозрачной чистоты основного мотива, необходимо всего несколько растушевок.

1 этап. Первоначально проводим светло-голубую линию по верхнему краю листа, при этом давим на брусок, так, чтобы след получался очень насыщенным. Далее растушевываем получившуюся линию, причем пигмент распределяем таким образом, что в результате должна получиться широкая полоса однородного цвета.

2 этап. Сразу под получившейся полосой накладываем пастель бледно-голубого цвета, при этом стараемся немного перекрыть ею нижнюю часть первого слоя. Далее повторяем предыдущую операцию, вплоть до получения плавного перехода темного тона в светлый.

3 этап. Еще ниже добавляем бледно-желтую пастель, постепенно осветляя будущий рисунок.

4 этап. Начинаем тщательно растушевывать все полосы, чтобы в результате они слились в одно целое с ранее нанесенными. Для лучшего осветления нижней части неба добавляем белую пастель и повторяем предыдущую работу.

5 этап. Теперь пора заняться нижней частью листа. Берем пастель оливково-зеленого цвета и покрываем ею нижнюю часть листа. На границе между бледно-голубым и зеленым рисуем натуральной сиеной тонкую полосу.

6 этап. Краем пастельного бруска пишем силуэты деревьев. Чтобы передать светотеневые нюансы этого мотива, нужно применять пастель черного и белого цветов, а также натуральную сиену.

Черные детали

Мелкие силуэты деревьев видные на пейзаже вырисованы черным цветом. Эти маленькие детали нелегко прорисовывать мягкой пастелью, так что в этом случае лучше пользоваться угольным карандашом или бруском твердой пастели.

Линии и пятна

Вместе с растушевкой в пастельной живописи применяются пятна и линии. Первые бывают как прерывистыми, так и непрерывными, простыми (используются для подчеркивания контура) или усложненными. Каждый из этих случаев вносит важный вклад в замысел художника, являясь передачей формы. Брусок пастели на бумаге может оставить пятно или линию, все зависит от того, как его приложить к поверхности - плашмя или под углом (в первом случае он может рисовать полосы, ширина которых равна ширине бруска). Обычно при работе над одним произведением настоящий художник использует весь арсенал доступных техник, поэтому на любой картине можно увидеть применение растушевки, линии и пятна: растушевка обычно служит для создания фона, на котором в свою очередь видны насыщенные и четкие элементы - линии и пятна.

Работа ребром бруска

Для проведения прямых линий лучше всего подходит ребро бруска (квадратное сечение) твердой пастели, для этого нужно приложить брусок к бумаге ребром и просто провести им черту продольно, в результате получится безупречная прямая. Того же эффекта можно добиться при использовании боковой поверхности мягкой пастели, правда толщина линии в этом случае будет значительно больше.

Пятна и оптическое смещение

Самые экспрессивные стили пастельной живописи используют пятна чистого цвета для выполнения работы, а вот растушевку при этом стараются не использовать совсем. Растушевка приглушает интенсивность цветов, что не всегда нравится автору произведения, поэтому они используют только нерастушеванные мазки, которые отлично передают свежесть и вибрацию чистого пигмента. Существует категория пастелистов, которые создают свои работы исключительно на основе цветовых пятен, исключая любую растушевку или смешение. Конечно, на близком расстоянии эти картины имеют абстрактный вид, зато на определенной дистанции зритель увидит цельное полотно, которое играет необыкновенными цветами, полученными благодаря оптическому смешению (пятна разного цвета воспринимаются человеком как целое).

Линии и пятна в натюрморте

Манера написания натюрморта, которую можно наблюдать на рисунке (работа Франсеска Креспо), достигается путем наложения пятен чистого цвета на фон. Для выполнения работ в этой манере нужен смелый и энергичный характер, так как работа выполняется решительными и энергичными штрихами, сразу, без каких-либо предварительных набросков. Опыт написания такого рода работ обязательно пригодится начинающему художнику.

Тема натюрморта проста - стоящий на шкафу кувшин с цветами. Художник выбрал не очень распространенный ракурс, однако стиль работы говорит, что это правильный выбор.

1 этап. Работа начинается с нанесения эскизного рисунка углем, при этом моделируется форма и объем, которые делаются энергичными штрихами и пятнами. Четки контуры и детали как таковые отсутствуют, а толстая линия дает намек лишь на общие очертания.

2 этап. В данном натюрморте фон создается посредством растушевки пятен охристого и светло-серого цветов. Эти пятна смешиваются, благодаря чему фон приобретает неопределенный оттенок, который отлично передает игру света и тени в глубине натюрморта.

Наложение чистых цветов поверх растушевки

Манера работы пастелью, которая демонстрируется в этой работе, достаточно интересна. Пятна чистого цвета и растушевка не только дополняют, но и подкрепляют друг друга - пятна чистого цвета смотрятся гармонично только на растушеванном фоне, а тот в свою очередь, умело подчеркивает выразительность чистых цветов. Именно поэтому не следует растушевывать пятна основной композиции, которая наносится поверх первоначально растушеванного фона, так же не следует пытаться получить равномерную насыщенность всем участкам картины. Обычно растушевку применяют только для второго плана или фона.

3 этап. Цветы - их цвет и форма получаются при наложении ярких насыщенных пятен, для этого брусок пастели прижимаем к бумаге (это позволяет добиться большой интенсивности цвета) и круговыми движениями создаем пятно.

4 этап. После завершения наложения пятен, нужную форму стеблей и цветов подчеркиваем углем. Если присмотреться, то видно, что некоторые участки работы были растушеваны пальцами художника, для того, чтобы уменьшить его интенсивность и контраст с фоном.

5 этап. Следующим этапом нужно доработать кувшин и другие детали композиции при помощи цветной пастели - все, натюрморт готов. Стоит обратить внимание что первоначальный рисунок углем гармонично вписался в общий строй картины по причине растушевки фона и проработанной гармонизации колорита.


Далее →

Пастель - это художественный материал, который используется в живописи или графике с конца ХV века. Также пастель - название самостоятельной техники выполнения художественных произведений, расцвет которой приходится на ХVIII век. Эта техника прекрасно сочетает живопись и рисунок, позволяет уникально накладывать и смешивать цвета и требует интуитивного подхода в выборе цвета. Возможно, именно поэтому пастель обрела свою популярность.

Существует масляная, сухая и восковая пастель. Сухая пастель представляет собой спрессованную в палочки смесь трех составляющих: красящего пигмента, минерала - специальной глины или же мела, и связующего компонента, в роли которого преимущественно выступает гуммиарабик. Масляная пастель производится так же, как и сухая, но с добавлением льняного масла. Существует около 1700 оттенков сухой пастели и несколько меньше - масляной. По виду современная пастель похожа на набор мелков или фломастеров.

Картины сухой пастелью

Для работы с сухой пастелью используется шероховатая основа, что позволяет применять самые разнообразные материалы - от картона до наждачной бумаги. Рисунки пастелью выполняют многими способами. Красители втирают пальцами или ладонями, специальными палочками или валиками, кистями или щеточками. Как сыпучий материал сухая пастель плохо удерживается на поверхности.

Рисунки сухой пастелью очень хрупкие и требуют особых условий хранения. Обычно их хранят под стеклом. Пастели могут осыпаться, они весьма чувствительны к воздействию прямых солнечных лучей, перепадам температуры, повышенной или пониженной влажности. Поэтому для сохранности своих творений художники не раз обращались ко всевозможным фиксативам, которые, к сожалению, часто видоизменяли картины не в лучшую сторону.

Благодаря своей хрупкости, картины сухой пастелью приобретают определенный шарм. Однако старинные образцы, находящиеся в музеях Европы, не утратили своей яркости и бархатистости, что подтверждает выносливость сухой пастели. Или все-таки секрет заключается в использовавшихся в те времена ингредиентах и фиксативах?

Картины масляной пастелью

Масляная пастель по своим свойствам отличается от сухой. Она сочетает в себе качества сухой пастели и масляных красок, дает более плотные мазки и более интенсивный цвет. Пастель на основе масла не размазывается и почти не крошится, поэтому фиксатив для нее практически не нужен или же нужен в малых количествах. Картины масляной пастелью более долговечны и останутся у художника не только в виде фото — а такое запросто могло произойти в случае, если бы он использовал сухую пастель без фиксатива. Быть спокойным за сохранность и долговечность своего творения или приобретения - немаловажно. Но есть и моменты, в которых масляная пастель уступает сухой. Например, растушевать масляную пастель намного сложнее. Впрочем, кто-то отнесет это к преимуществам.

Картины, нарисованные пастелью с маслом никак не могут быть небольшими и содержать множество мелких деталей - это просто технически невозможно. Зато для работы на большой площади толстые палочки масляной пастели подходят идеально. Масляную пастель обычно разбавляют растворителем - терпентином или минеральным уайт-спиритом, что позволяет легко смешивать краски и создавать различные художественные эффекты.

Для рисунков пастелью с маслом по сути может подойти любая поверхность. Но необходимо учитывать, что масло со временем может выделяться из краски, оставляя на белой бумаге желтоватые разводы. Поэтому масляную пастель лучше накладывать на загрунтованную для работы маслом или акрилом бумагу. Масляная пастель используется в виде дополнительного средства для работы с масляными красками.

Мастерски смешанные пастели придают изображаемым объектам фактурности и основательности. Художественный портал «Артхив» предлагает вам убедиться в безграничности возможностей, которые предлагает сухая и масляная пастель.

В данном разделе портала собраны лучшие картины выдающихся художников-пастелистов - таких как


А.Ватто. Рисунок в технике "трех карандашей" - итальянский карандаш, мел и сангина

Пастель восходит к технике «трех карандашей»: используя мел, итальянский карандаш и сангину, художники в конце XV века стали создавать полихромные рисунки. Именно в это время пробуждается интерес к цветной линии и сочетаниям различных тонов в рисунке.

Термин «пастель» (а pastello, от итальянского слова pasta - тесто) впервые встречается в конце XVI века у Д.П. Ломаццо: «Существует еще пастельная живопись, исполняемая карандашами, которые могут быть приготовлены из всех красок. Это - новый вид живописи / nuovo modo, но насколько трудно работать этим новым способом, настолько же легко подобная живопись разрушается». На первых порах, как мы видим, пастельная живопись казалась трудной художникам, привыкшим работать кистью, но с течением времени приобретался соответствующий навык, и сравнительная с масляной живописью простота работы мелками была оценена по достоинству. Через триста с лишним лет техника пастели считалась чрезвычайно легкой: «Навык в пастельной живописи приобретается замечательно легко, и ее следует отнести к такому виду искусства, в котором каждый может достигнуть самых лучших результатов».


Художник Жан Перреаль. Портрет Людовика XII (1462-1515, король с 1498)
Живопись

Французский художник Жан Перреаль, приехавший в Милан в 1499 году с Людовиком XII, познакомил Леонардо да Винчи с новым «сухим способом рисования». Самый ранний датированный рисунок, созданный с применением пастели, принадлежит именно Леонардо да Винчи: портрет Изабеллы д’Эсте, герцогини Мантуанской, 1499 года. Этюд выполнен черным мелом и сангиной, желтой пастелью подчеркнута горловина платья, коричневой - пышная прическа.

Д.П. Ломаццо говорит о том, что Леонардо да Винчи применял пастель в изображениях голов Христа и апостолов, но эти подготовительные рисунки к «Тайной вечере» не сохранились. Уже в первые десятилетия XVI века в кругу учеников Леонардо широко пользуются пастельными мелками, затем из Италии «nuovo modo» распространяется по Германии и Франции. В первое время художники применяли пастель для графических портретов, этюдов и зарисовок. На протяжении всего XVI века пастель служила вспомогательным средством, чтобы оттенить цветом графические рисунки. Чаще всего художники либо «раскрашивали» большие плоскости, либо «оживляли» цветными бликами отдельные детали: глаза, губы, уши, детали одежды.


Клуэ, Франсуа - Портрет Карла IX, Эрмитаж


Аноним Лекюрье - Портрет мужчины с рыжей бородой, 16 в.

Изначально использовали небольшой набор оттенков: черные (сажа), красные (сангина, киноварь, сурик), желтые и коричневые (охра), позднее появляются синий и розовый. Постепенно портрет-рисунок эволюционирует в сторону большей психологической углубленности, репрезентативности и живописности.


Вивьен, Жозеф - Портрет архитектора Жюля Ардуэна Мансара
Живопись. ГЭ

Жозеф Вивьен. Портет Луи Фрнцузского, герцога Бургундского. Пастель

Статус пастели был признан в 1663 году, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Н. Дюмустье в качестве первого пастелиста (peintre en pastel). Тем самым техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью. В 1701 году Академия приняла в свои ряды Жозефа Вивьена, который писал пастели, технически наиболее совершенные для начала XVIII века. Ж. Вивьен первым стал создавать в этой технике парадные портреты «в рост» в натуральную величину, ввел новые цвета, смело применял яркие красочные сочетания. В творчестве Ж. Вивьена пастель окончательно перестала быть вспомогательным художественным средством и стала самостоятельным искусством, конкурирующим с масляной живописью. «Его пастели, - как пишет Ж. Моннье, - состоят из смягченных и расплывчатых мазков, они прекрасно передают отблески на доспехах и материи, переливающиеся разными цветами, и говорят скорее о мастерстве в передаче поверхности, нежели объемности».

Portrait Philippe de France, duc d"Anjou (1683-1746) futur Philippe V, roi d"Espagne (1700-1746) Collection de Louis XIV Pastel sur papier bleu par Joseph Vivien (1657-1734)

Расцвет пастельной живописи во Франции начался с 1720-х годов, когда в Париж приехала венецианская художница-пастелистка Розальба Каррьера, которая, создавая удивительно нежные образы (главным образом женские), внесла новизну в искусство пастели.

Она добивалась в пастелях необычно светлой гаммы цветов и перламутровых сияющих оттенков, а ее виртуозность и «умение скрыть основательность подготовительной работы» помогали «усилить идеализацию моделей и всегда несколько таинственную ирреальность их присутствия». Влияние творчества Р. Каррьеры на эволюцию женского портрета чрезвычайно велико.

Жан Батист Перроно, Жан Этьен Лиотар, Франсуа Буше, Жан Шарден - все отдали дань пастели, создав в этой технике подлинные шедевры. Если в творчестве Ф. Буше пастель занимала важное, но не преобладающее место, то, например, Ж.Б. Перроно, начиная с 1745 года, предпочитал работать именно пастелью, направив свои усилия на поиски колористической гармонии.


Жан Батист Перроно. Девочка с кошкой


Jean-Étienne Liotard - Portret van Marie Josèphe van Saksen


Ф.Буше

Полностью посвятил себя этой технике Морис Кантен де Ла Тур, в творчестве которого пастель достигла небывалой ранее высоты и совершенства (произведения М.К. де Ла Тура в технике масляной живописи не известны).

Marie Fel. Portrait by Quentin de La Tour (1757).

Влияние Р. Каррьеры на творчество М.К. де Ла Тура несомненно. Уступая ей в легкости мазка и нежности колорита, он более точен в рисунке и, как отмечали современники, «никогда не пренебрегал сходством».


М.К. Де Ла Тур. Автопортрет

Свою основную задачу М.К. де Ла Тур видел в передаче внутреннего мира, темперамента и чувств позирующих ему людей: «Они думают, что я схватываю только черты их лица, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Как вспоминала Изабелла ван Тейл, художник хотел в ее портрет «вложить все то, что я говорю, все то, что я думаю, и все то, что я чувствую, и мучился этим».

М.К. де Ла Тур делал большое количество подготовительных эскизов, а чтобы не утомлять именитых заказчиков долгим позированием, писал голову модели на отдельном листе бумаги, который потом, в мастерской, вставлял в общую композицию.


Портрет маркизы де Помпадур


Портрета маркизы де Помпадур. Фрагмент

Поражают размеры пастелей М.К. де Ла Тура: например, размеры портрета маркизы де Помпадур (1755) составляют 177,5 х 131 см, а размеры портрета председателя Габриеля Бернара де Риё (1741) - еще больше: 210 х 151 см! Эти два произведения представляют собой вершину творчества художника, показывая всю виртуозность воспроизведения им разнообразной текстуры: шелка, бархата, ковров, кружева, дерева и металла, причем при обилии аксессуаров композиция не кажется перегруженной. Это уже не камерный портрет, а настоящая картина. В Салонах 1740-х годов подобные произведения так и обозначались: «картина-пастель».


Портрет председателя Габриеля Бернара де Риё

С М.К. де Ла Туром часто сопоставляют Ж.Б. Перроно. Этих мастеров особенно сближает пристальное внимание к внутреннему миру человека, стремление запечатлеть на полотне малейшие оттенки чувств. Ж.Б. Перроно обладал талантом, так необходимым портретисту: способностью уловить и передать индивидуальность модели в ее живых проявлениях. В отличие от других пастелистов, Ж.Б. Перроно настолько не скрывал свои технические приемы, что знатоки советовали рассматривать его произведения, отойдя на некоторое расстояние. Живописи Ж.Б. Перроно свойственны мягкая красочная вибрация, нежные тона, изысканная гамма, эмоциональность и поэтичность.


Ш.Б. Перроно. Портрет Мадам де Соркенвиль, 1749
Живопись

Ж.Б. Перроно. Olivier Journu (1724-1764), 1756
Пастель

Ж. Шарден обратился к пастели в поздний период своего творчества, когда ослабевшее зрение мешало ему работать маслом. С именем Ж. Шардена связано два новшества: он писал пастелью, накладывая рядом параллельные штрихи разного цвета, передающие одновременно форму и цвет, предвосхитив открытия импрессионистов, а также применял последовательное наслаивание, создавая плотную текстуру произведения. «Пастелям Шардена, - пишет Ю.К. Золотов, - присуща особая широта выразительных возможностей - в них соединились пластическая мощь, нежность нюансов, разнообразие приемов, скрытая энергия спокойного мазка».


Ж. Шарден. Автопортрет

В Англии мода на пастель началась с середины 1730-х годов и настолько возросла к середине века, что многие английские художники, возвращаясь из Италии, где обучались живописи маслом, видели, что пастель более популярна, и обращались к рисованию мелками. Пастелью работали такие выдающиеся художники, как Френсис Коутс, Джон Рассел, Даниель Гарднер.


Marchioness of Donegal, cercle lointain de F. Cotes


John Raphaël Smith portrait du portraitiste Daniel Gardner

Мастерство и популярность Дж. Рассела, ученика Ф. Коутса, были столь велики, что современники называли его «принцем среди пастелистов». Следуя по пути, намеченному Р. Каррьерой, Дж. Рассел разработал свои собственные метод и технологию изготовления пастельных мелков и грунтов. Живопись Дж. Рассела поражает богатством нюансов, изысканностью цветовой гаммы, виртуозной легкостью.


Портрет миссис Дженет Грайзел Каминг

Mrs. Robert Shurlock (Henrietta Ann Jane Russell, 1775-1849) and Her Daughter Ann, 1801 Mother of Robert Shurlock , 1801


К 40-м годам XVIII века относятся первые в технике пастели работы немецкого художника Антона Рафаеля Менгса, оказавшего огромное влияние на многих немецких пастелистов. В 1746 году - в возрасте 18 лет - А.Р. Менгс стал придворным художником курфюрста Саксонского, восхищенного работами юного пастелиста. Автопортрет А.Р. Менгса, выполненный в 1744 - 1745 годах, - яркое свидетельство мастерства, уверенного владения техникой пастели. В этой ранней работе уже проглядываются черты классицизма.


Автопортрет


Юлиана Шарлотта Менгс


Therese Concordia Mengs-Maron (1725-1806). 1745

К середине XVIII столетия в пастельный портрет вводятся мифологические сюжеты, а сам он испытывает влияние исторического жанра. Кроме портретов, в технике пастели создавались пейзажи и натюрморты, а также жанровые картины, хотя портрет преобладал.
Ж. Э. Лиотар, писавший пастелью в различных жанрах, утверждал, что она способна передать все разнообразие окружающего мира: «гладкость красивой кожи, глянец, прозрачность тел, колорит цветов, пух, бархатистость фруктов».
В конце XVIII века в пастельных портретах, особенно работах английских художников, появляется некое предвосхищение романтизма. Так, девочка на картине Дж. Рассела написана на открытом воздухе, а не в интерьере, как большинство ранних портретов. Она не позирует художнику, а смотрит прямо на зрителя, улыбаясь и показывая ему веточку с вишнями.

Спасибо latiaris за замечания и уточнения!