Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Грамматические ошибки примеры. Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) - за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки - помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка - это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании - только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки - нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки - это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех - грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

1. Ошибочное словообразование

1. «Шуршавые руки» «Раздумчивый взгляд»

«Добрость»

2. Ошибки в образовании форм существительных

2. «Облаки», «пирожок с повидлой», «без носок»

3. Ошибки в образовании форм прилагательных

3. «Более интереснее» «Самый красивейший»

4. Ошибки в образовании форм местоимений

4. «Ихний», «ихи»

5. Ошибки в образовании форм глагола

5. «Ездиет», «ждя его»

6. Нарушение согласования

6. «Он никогда не видел таких глаз, наполненные тоской»

7. Нарушение управления

7. «Жажда к славе» «Мечта к свободе» «Беспокоюсь за него» «Удивляюсь его силой»

8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8. «Дружба с ребятами Вальком и Марусей повлияли на его жизнь»

9. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

9. «Читая книгу, в голову приходят мысли»

«Открыв окно, запахло соснами»

10. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

10. «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из хребтов»

11. Ошибки в построении предложений с однородными членами

11. «Я хотел показать значение спорта и почему я его люблю»

12. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

12. «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который превратился в крупное хозяйство»

13. Смешение прямой и косвенной речи

13. «Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить или испить шлемом из Дона»

14. Пропуск необходимых слов

14. «Вадик прибил доску и побежал в футбол»

15. Нарушение границ предложения

15. «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю»

16. Неудачное употребление личного или указательного местоимений

16. «Я вынула книгу из сумки и

положила её на стол» (кого её?)

17. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

17. «Брат сидел за столом и 1 раскрашивает картинки»: «Пугачев выходил из избы и сел в карету»

Нормы оценки сочинений

При выделении орфографических ошибок следует учитывать однотипные ошибки (на одно и то же правило).

Первые три однотипные ошибки считаются как одна, каждая последующая плюсуется. Ошибки не считаются однотипными, если для правильного написания слова, необходимо подобрать совершенно другое проверочное слово. (Например, безударные гласные в корне не относятся однотипными ошибками).

Негрубые орфографические ошибки считаются за 0,5 ошибки (1 н). К негрубым орфографическим ошибкам относятся слова- исключения из правил и трудные непроверяемые словарные слова.

Пунктуационные ошибки однотипными быть не могут!

На оценку «5» за содержание в сочинении допускается: одна незначительная неточность в содержании, т.е. 1 негрубая фактическая или 1 негрубая логическая ошибка + 1-2 речевых недочёта.

На оценку «5» за грамотность в сочинении допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

На оценку «4» за содержание в сочинении допускается: 2-3 фактические или логические ошибки + 3-4 речевых недочёта.

На оценку «4» за грамотность в сочинении допускается: 1-2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических или 0 орфографических + 4 пунктуационных + 3 грамматических ошибки.

На оценку «3» за содержание в сочинении допускается: 4 фактические или логические ошибки + 5 речевых недочётов.

На оценку «3» за грамотное сочинении допускается

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматических ошибки.

С шести фактических, или шести логических ошибок, или шести речевых недочетов начинается оценка «2» за содержание.

С пяти орфографических, или пяти пунктуационных, или пяти грамматических ошибок начинается оценка «2» за грамотность.

В 5 классе, в 1-м полугодии, допускается 6 орфографических или пунктуационных ошибок на оценку «3».

При выставлении 1-ой оценки за содержание следует учитывать не только количество фактических, логических ошибок и речевых недочетов.

Оценка «5» ставится за сочинение, которое

    глубоко и аргументированно раскрывает тему;

    свидетельствует об отличном знании текста и других литературно-критических материалов;

    стройно по композиции;

    отличается самостоятельными выводами и глубокими обобщениями;

    написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

На о ц енку «4» требуется то же самое, но с определением «хорошее».

На опенку «3» - с определением «удовлетворительное».

Оценка «2» ставится в том случае, если тема не раскрыта, знание текста поверхностное, нет выводов.

Соответствующие необходимые пояснения (из вышеприведённых) учитель пишет под текстом сочинения, объясняя тем самым выставленную оценку.

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устного ответа учащихся учитывается:

      знание текста и понимание его идейно-художественного своеобразияия;

      умение объяснять взаимосвязь поступков героев;

      понимание роли художественных средств;

      знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться ими в ходе анализа;

      умение анализировать текст в соответствии с ведущими историко-философскими идеями эпохи;

      умение владеть монологической речью.

Требования к речи учащегося

При оценке устных и письменных ответов учитывается их речевое оформление.

Учащийся должен уметь:

        говорить или писать на тему, соблюдая её границы;

        отбирать наиболее существенные факты для раскрытия идей;

        излагать материал последовательно;

        делать необходимые выводы и обобщения;

        строит|> высказывание в определённом стиле;

        отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений,

пауз, правил интонации.

Все названные требования и нормы оценки письменных и устных ответов следует обязательно довести до сведения учащихся и их родителей (сделать соответствующие распечатки, оформить стенд в кабинете литературы и т.д.). Только в этом случае ребята будут понимать аргументированность выставляемых оценок, а учитель сможет быть по-настоящему объективным.

Пути изучения литературного произведения в школе

Путь изучения - это своеобразный порядок анализа, ход разбора произведения.

Особенно важно правильно выбрать путь анализа при изучении крупных эпических произведений.

Существует три основных пути анализа :

          по образам (пообразный)

Пообразный путь

Логика анализа произведения подчинена логике анализа основных образов (например, 1-й урок - « Образ Евгения Онегина », потом - «Образ Татьяны», далее «Образ автора» и т.д.).

«Плюс» этого пути анализа : логика анализа понятна детям; очень эффективен в возрасте 14-15 лет, когда ребята пристально вглядываются в себя, оценивают свои и чужие черты характера => интерес их к характеристикам героев максимален; этот путь экономичен по времени.

«Минус» этого пути:

            к каждому уроку ребята должны просматривать весь текст произведения, подыскивая материал по конкретному образу;

            в художественном произведении все образы тесно переплетены, а мы «отрываем» один образ от другого;

            разрушается художественное единство произведения.

Проблемно-тематический путь

Учитель формулирует для себя круг основных проблем, который рассматривает автор в своем произведении, и каждый урок посвящается решению одной из проблем.

Например:

              «Роль народа и личности в истории» - по роману «Война и мир» (рассматривается круг проблем, связанный с образами Кутузова, Наполеона, Тушина и целого ряда других героев);

              «Патриотизм истинный и ложный» (Шерер, Ростовы, Болконские);

              «Нравственные искания лучших представителей русского дворянства» (Наташа, Болконский, Пьер).

«Плюсы» этого пути:

                позволяет глубоко и серьезно анализировать произведение;

                развивает аналитические способности учащегося;

                учит аргументировать свою точку зрения. «Минусы» этого пути:

                1. этот путь предполагает отличное знание текста и анализ на одном уроке многих образов произведения;

                  на уроке совершенно отсутствует эмоциональное восприятие текста, разговор идет в основном на логическом уровне.

Этот путь эффективен только в старших и очень сильных классах.

Учитель вместе с ребятами анализирует произведение по ходу развития сюжета, при этом берутся только ключевые главы и эпизоды.

«Плюсы» этого пути:

                    сохраняется целостность восприятия текста, так как ребята анализируют сразу и образы, и проблемы, и художественное своеобразие на изучаемом фрагменте текста;

                    сохраняется и часто усиливается эмоциональное восприятие текста.

«Минусы» этого пути:

                      целостная картина произведения становится ясной только в конце изучения =>

                      требуется максимальное количество времени по сравнению с другими путями анализа.

                      есть опасность «раствориться» в тексте. Этот метод универсален для любого возраста.

Опытный учитель умело комбинирует различные пути анализа, делая доминантным какой-либо один путь.

Приемы работы учителя и учащихся на уроках литературы в 9-11 классах

В старших классах можно использовать те же приемы, что и в 5-8 классах, но есть и особые приемы, которые наиболее эффективны именно в старших классах.

    Лекция учителя (требования к этой форме даны как самостоятельный раздел)

    Семинарское занятие

В 5-8 классах на одном уроке обычно сочетаются и слово учителя, и беседа по новому материалу. В старших классах в связи с большим объемом изучаемого материала бывает целесообразно разделить его на урок-лекцию, где говорит только учитель, и урок - семинар, где отвечают только ученики. Однако и в старших классах широко используется традиционный комбинированный урок. Вопросы и задания к семинарскому занятию даются заранее.

    урок-диспут

Требует серьезной предварительной подготовки: надо распределить учащихся на сторонников одной и другой позиции, заранее побеседовать с «лидерами» сторон и помочь им в подборе аргументов. В диспуте может принимать участие весь класс, а могут несколько человек, остальные ребята вместе с учителем выступают в роли наблюдателей и арбитров.

    Суд над литературным героем

Это своеобразный вариант диспута, но в «заостренной» форме, когда есть обвиняемый, обвинитель и адвокат. Эта форма урока, безусловно, несколько «грубовата» с эстетической точки зрения. НО!!! Эта форма обеспечивает высокую активность со стороны учащихся и становится эффективной в том классе, где ребята пассивны, с трудом читают изучаемые тексты. «Суд» над героем способен «расшевелить» такой класс.

    Составление киносценария по уже изученному произведению

Для киносценария надо выбрать основные эпизоды, отобрать текст, который будет звучать в кадре и за кадром, определить особенность операторской работы (сочетание крупного плана и панорамы), продумать музыку, художественное оформление, выбрать костюмы. Этот вид работы целесообразно проводить после анализа текста.

    Выбор актеров на роли главных героев

Важны не конкретные фамилии учеников или настоящих актеров, а образ в целом, то есть тип лица, внешний облик, черты характера, особенности темперамента и т. д. Этот прием очень похож на общую характеристику героя, но более интересен по форме.

    Заседание художественного совета театра или редколлегии литературного журнала

по вопросам выбора репертуара или публикации того или иного литературного произведения.

Например: Какие пьесы Островского целесообразно поставить в этом сезоне и почему?

После изучения творчества Бунина: Какие рассказы Бунина целесообразно включить в новое издание книги «Избранное» и почему?

    Монолог актера

по поводу того, как нужно сыграть данную роль. НО!!! Существуют негативные психологические моменты, возникающие из-за стеснительности ребят, которые хотели бы сыграть данную роль, но боятся чьих-то насмешек. Этих психологических проблем можно избежать, если предложить несколько другой вариант задания, а именно «Монолог режиссера» по поводу того, как нужно сыграть данную роль. (Эта форма снимает психологические барьеры, так как режиссер, глубоко понимая то, как нужно играть конкретного героя, не обязан соответствовать ему по внешним данным, иметь портретное сходство и т. д.)

NB!!! Названные приемы работы позволяют ребятам высказать собственное мнение, свое личное видение характеров героев, оставаясь при этом в «тени», как бы за «маской» актера, режиссера и т. д. Это связано с психологическими особенностями возраста ранней юности, когда человек уже имеет свое собственное мнение, но часто еще не готов его высказывать. Данные формы работы лучше давать в качестве домашнего задания.

    Интегрированный полифонический урок:

Это урок с участием «историка», «политика», «искусствоведа».

Этими лицами могут быть заранее подготовленные ученики или настоящие учителя истории, музыки, рисования, МХК. Их комментарии вплетаются в ход урока там, где нужно пояснить трудные для восприятия учащихся фрагменты текста.

10. Составление стихотворных композиций на определенную тему

Класс разбивается на группы по 4-6 человек. Каждая группа составляет композицию и готовит выразительное чтение стихов. Например: любовная лирика и гражданские стихи А. Ахматовой. В каждой группе есть режиссер, который отбирает стихи, помогает подготовить выразительное чтение. Перед чтением своей композиции ученики объясняют, почему они выбрали именно эти произведения. Композиция может быть литературно-музыкальной. Такое задание можно дать и всему классу, и как индивидуальное - группе учащихся.

Виды грамматических ошибок

1.

  • Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор употребляются с Д. п. (не Р.п.)

ОШИБКА: согласно расписани я , вопреки приказ а


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Запомни ошибки

По приходу, по уходу, по отъезду

По окончанию, по возвращению, по выполнению

НОРМА: по приходе, по прибытии


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Предлог ПО может употребляться с мест. 1 и 2 л. в П.п.

НОРМА: скучаю по нас, по вас.


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Пропуск предлога.

На воде, земле и воздухе – всюду мы

защищены. (в воздухе)

  • Смысл предлога.

Благодаря непогоде мы остались дома.

(вследствие, из-за)


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Управление бывает предложное (вера в победу) и беспредложное (тормозить прогресс).

Ошибка возникает при неправильном выборе

падежа или предлога.

ОШИБКА: свойственный для нас,

уверенность в победу, проблема об охране.


  • 2.
  • Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО.

КТО И НИКТО употребляется с глаголами ед.ч.

Те, кто бывали в городе , не могли не любоваться

Те , кто бывал в городе, не мог не любоваться

морем.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Сказуемое должно быть во мн.ч., если оно выражено прил. или прич.

ОШИБКА: Целый ряд сцен в пьесе правдив и

интересен.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Сказуемое должно быть во мн.ч., если в подлежащем есть 2,3,4

ОШИБКА: Три книги лежит на столе.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, должно быть во мн.ч.

ОШИБКА: Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развивается.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Если собир.сущ. не имеет управляемых слов, то сказуемое должно быть в ед.ч.

  • 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • Названия произведений, картин, фильмов, заключённые в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нариц.сущ. – жанровое обозначению.

ОШИБКА: В кинофильме «Войне и мире»

С.Бондарчук сыграл роль Пьера.


  • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • Если нариц.сущ. отсутствует, то изменяется имя собственное.

ОШИБКА: В «Война и мир» С.Бондарчук сыграл роль Пьера.


  • 4.
  • Если однородные сказуемые имеют одно зависимое слово, надо проверить, могут ли они управлять им.

ОШИБКА: Во время войны народ надеялся и

верил в победу.

(надеялся на победу)


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нарушение однородности понятий.

Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми папоротниками, был очень крутым.

Ему вспомнилась тайга и как он охотился на медведя.

Я люблю футбол и плавать.

Его выводы просты и понятные.


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нельзя изменять двойные союзы.

ОШИБКА: Хорошо ответили как юноши, а

также девушки.

ОШИБКА: Я не только читаю газеты, но и журналы.


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нельзя смешивать родовые и видовые понятия, соединять несовместимые.

В лодке лежали караси, сазаны, рыба.

Он пришёл с женой и плохим настроением.


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нарушение падежных форм обобщающего слова и однор.членов

ОШИБКА: Во встрече участвовали представители трёх стран: Англия, Франция, Италия.


  • 5.
  • Дееприч.оборот не может быть употреблён, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное дееприч., относятся к разным лицам.

ОШИБКА: Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро.


  • Дееприч.оборот не может быть употреблён в безличном предложении

ОШИБКА: Гуляя вечером, мне не здоровилось.


  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  • Дееприч.оборот не может быть употреблён в предложении со страдательной конструкцией.

ОШИБКА: Доставив необходимые медикаменты, самолёт будет осмотрен техниками.


  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  • Ошибка при несоотнесённости видовой формы глагола и деепричастия.

ОШИБКА: Встречаясь с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу.


  • 6.
  • Разрыв прич.оборота определяемым словом.

ОШИБКА: Приготовленные оладьи мамой были вкусны.


  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Нарушение согласования прич. с определяемым словом.

ОШИБКА: Мы гордимся футболистами, победивших английскую команду.


  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Замена страд.причастий действительными.

ОШИБКА: Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.


  • Нельзя использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица.
  • ОШИБКА: Студент сказал, что я ещё не готов.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью
  • Избыточность союзов

ОШИБКА: Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую работу.

Он спросил, что где его вещи.


  • В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
  • Он любил и увлекался чтением.
  • Нужно проявлять большую заботу к детям.
  • Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной на футбол.
  • приезжали в наш город, восхищались его провинциальной простотой.
  • Солнце осветило горные вершины, покрываемые снегом.
  • Отдохнув немного, работа стала выполняться быстрее.

Проверь себ я

1. В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2. Он любил и увлекался чтением.

ошибка в построении предложения с однородными членами

3. Нужно проявлять большую заботу к детям.

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4. Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной на футбол.

неправильное построение предложения с косвенной речью


5. Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной простотой.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6. Солнце осветило горные вершины, покрываемые снегом.

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7. Отдохнув немного, работа стала выполняться быстрее.

нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка - это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

Немного теории

Грамматические ошибки - это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки Пример
1 Ошибочные словообразования

Трудолюбимая, надсмехаешься

2 Ошибочные образования форм существительных

Разные чуда электроники, не хватило время

3 Ошибочные образования форм прилагательных

Более завлекательнее, красившее

4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
5

Ошибочные образования форм местоимений

Ихний сосед, ихи сорванцы
6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
7

Нарушения согласования

Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
8

Нарушения управления

Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
10

Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

Он написал роман, который эпопея
11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

12

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Читая статью, возникает такое ощущение…
13

Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
14

Ошибки в построении сложных предложений

Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

Мне показалось то, что это…

15

Нарушение границ предложения

И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
16

Смешение косвенной и прямой речи

Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

Заключение

Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!

Грамматические ошибки совершают даже грамотные люди. Нетрудно заметить, что одни правила русского не вызывают сложностей, а на других регулярно спотыкается большинство. Дело не столько в том, что эти правила сложны. Скорее, они просто неудобны, а некоторые имеют столько исключений и особенностей применения, что их изложение занимает целый лист - кажется, что их невозможно выучить, не будучи академиком.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки в русском языке, совершаемые не школьниками, а достаточно грамотными людьми.

Что считается грамматической ошибкой?

Грамматическая ошибка - это нарушение общепринятой устоявшейся нормы. Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основым предложением

Следует отличать грамматические ошибки от орфографических или речевых.

Самые распространенные ошибки связаны с пунктуацией:

1. Многие привыкли выделять "однако" запятыми и очень удивляются, когда Word подчеркивает запятую после него, как ошибку. Более внимательные замечают, что ошибкой запятая после "однако" считается лишь тогда, когда оно стоит в начале предложения. Действительно, если значение этого слова аналогично "все-таки", "тем не менее", и оно стоит в середине предложения, то оно считается вводным, и его нужно выделить запятыми. Если же оно означает "но", как, например, в предложении "Однако она его не понимала" (= "Но она его не понимала"), то запятую ставить не нужно.

2. Нередко возникает путаница со знаками "тире" и "двоеточие". Многие, сталкиваясь со в которых пропущен союз, интуитивно понимают, что нужно поставить более "солидный" знак, нежели запятая. Но какой именно? Правило на самом деле достаточно простое. Нужно подобрать наиболее подходящие слова вместо пропущенного союза.

Если по смыслу подходят такие слова, как "что", "а именно", то нужно ставить двочеточие. А также двоеточие ставится, если первое предложение оканчивается на слова, обозначающие восприятие и предполагающие, что после них будет идти описание. Это могут быть слова: видеть, понимать, чувствовать и т. п.

Помню (что): был вечер, играла тихая свирель.

Он был сложным человеком (а именно): вспыльчивым, желчным, угрюмым.

Я сразу его узнал: (потому что) на нем был один желтый ботинок.

Вижу: плывет баржа, на ней босой мальчик, загорелый, незнакомый, но сверкает улыбкой и уже в следующу секунду машет мне рукой.

Если вы можете вставить такие слова, как "а", "но", "и", "словно", "это", "поэтому", "словно", то нужно использовать тире.

Широко шагнул (и) - штаны порвались.

За морем телушка (это) - полушка, да рупь перевоз.

Подул ветер - (поэтому) застонал, заскрипел старый бор.

Тире ставится также тогда, когда в начале предложения можно добавить слова "если" или "когда".

(Когда) Подумал о Грише - он тут как тут.

(Если) Получу гонорар - махнем на море!

Грамматические ошибки, относящиеся к морфологии

Сложности вызывают "нн" в суффиксах (хотя стеклянный, оловянный, деревянный помнят все), особенно трудно разобраться с двойным "н" в наречиях. А также многих смущает употребление частиц не/ни. Немало образованных людей, незаметно для себя, ошибаются в управлении. Как правильно, "контроль за" или "контроль над"? Путаница между ними - это еще одна популярная грамматическая ошибка. Пример:

  • контроль за качеством исполнения;
  • контроль над исполнением приказа;
  • контроль уровня воды.

Какой вариант правильный? Все. Тот или иной вид управления в данном случае подбирается в зависимости от особенностей последующего слова. Например, "контроль над" употребляется перед отглагольными существительными (исполнить - исполнение). Есть и другие тонкости.

В этой статье упоминаются далеко не все распространенные грамматические ошибки. Вполне можно научиться не совершать их, изучив правила. Надеемся, нам удалось продемонстрировать, что познание тайн родного языка - дело увлекательное, и порой достаточно поверхностного знакомства с правилом, чтобы осознать всю его логику и целесообразность. Надеемся также, что вы заметили варианты употребления описанных выше правил в самой статье, а не только под заголовками "примеры".