Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художественные материалы в живописи. Виды художественных материалов и особенности работы с ними

(25,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.













































Назад Вперёд


















































Назад Вперёд





























Назад Вперёд

Введение

Данную работу можно использовать на вводных уроках по предметам художественного цикла, как правило, это первые ознакомительные уроки в 1 четверти учебного года, а также при смене задания и материалов исполнения. Можно применять на последних уроках 4 четверти для ознакомления с новыми материалами на будущий учебный год, а также материалами, применяемыми на пленэре. Удобно применять в работе с родителями, как на родительских собраниях, так и в индивидуальном порядке.

1. Материалы 1-4 класс (Презентация)

1.1. Материалы для рисунка

Пастель (классическая)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. Пастель получила свое название от итальянского слова "a pastello", которым в XVI веке называли технику рисования черным карандашом с подцветкой красной сангиной или другими цветными карандашами. Изготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. Хорошего качества пастель должна легко ложиться на бумагу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться. По опыту работы хорошего качества пастель "Koh-i-noor" или " Faber-Castell". Необходимое количество цветов в наборе 18-24.

Пастель (на масляной основе)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. В отличие от классической пастели связующим красочных пигментов служит воско-масляная основа. Не растушевывается, наносится штрихами. По опыту работы хорошего качества пастель "Faber-Castell" в наборе 18-24 цветов. Закрепитель для масляной пастели не требуется.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив)

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Тушь. Кисти для туши

Потребуется черная тушь, на учебный год 1-2 флакончика 50мл. Кисти для работы тушью в сечении круглые из волоса колонка или белки тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10.

Бумага белая "Ватман", на учебный год понадобится 10 листов 60х80 см. Нужный формат бумаги для работы, в соответствии с заданием и задачами урока, учитель нарезает сам.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, цветная бумага, ножницы

Предназначается для определенных заданий, связанных со знакомством учащихся с понятиями "воздушная перспектива", тоновые градации, светлота и т.д. Оттенков от светло-серого до черного должно быть минимум 7. Можно использовать бумагу для пастели (листы размером 50х65 см, плотность160 g/m2), можно подобрать оттенки из самоклеящейся бумаги "Оракал".Клей ПВА (если бумага не самоклеящаяся), ножницы (с закругленными концами).

Фломастеры, маркеры

Основные характеристики: писать должны длительное время, и позволять проводить линии от 1мм до 5 мм толщиной. Набор цветов 12-24.

Цветные акварельные карандаши

Необходимое количество 18-24 шт. в наборе. Выбор обусловлен качеством нанесения на поверхность бумаги. В отличие от обыкновенных цветных карандашей, акварельные карандаши лучше ложатся на бумагу, работа, выполненная акварельными карандашами ярче и выразительнее. Обязательное дополнение к набору карандашей - точилка.

Графитовые карандаши

В 1-4 классах выступают как вспомогательный материал. Требование мягкости "ТМ", "М". Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается точилкой. Учащийся начальной школы может не справиться.

1.2. Материалы для живописи

Гуашь

Слово "гуашь" в переводе с итальянского означает "влажный", "водяная краска". Гуашь приготавливается на сравнительно небольшом количестве связующего вещества при большой концентрации пигмента (порошка), поэтому она даже при небольшой толщине красочного слоя она непрозрачна. Благодаря непрозрачности красочного слоя гуашь дает возможность художнику вносить поправки в работу. Разбавителем гуашевых красок служит вода. Гуашевые краски в готовом виде должны иметь следующие качества:

  • консистенция "жидкой сметаны";
  • легко браться кистью и сходить с неё, ложиться на бумагу ровным слоем, без сгустков, комков, полос и пятен;
  • после нанесения в неразбавленном водой виде закрывать лежащий ниже красочный слой;
  • после высыхания не пачкать, не стираться и не растрескиваться;
  • во время хранения во флаконах не загустевать в течение длительного времени.

Хранить гуашь следует в плотно закрытых баночках.

Обязательные цвета в наборе:

  • белила;
  • кадмий желтый средний;
  • алая;
  • краплак красный;
  • ультрамарин или кобальт синий;
  • лазурь железная

Дополнительно необходимо закупить баночки "белила" и "желтая", так как эти краски у детей при работе заканчиваются первыми.

Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать в рулоны такие работы не рекомендуется из-за хрупкости красочного слоя.

Понадобятся кисти круглые в сечении, из волоса колонка или белки: тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10. Кисти плоские в сечении, из волоса колонка или белки, можно синтетические: тонкие - № 2-3; средние - № 6-8; толстые - № 9-10. Хранить кисти желательно в специальном пенале, зафиксированными внутри него, тогда ворс не будет менять свою форму. Брошенные как попало, с непросушенным ворсом кисти, очень часто похожи на метлу.

Бумага смотри пункт 1.1.

Палитра - небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Необходима пластмассовая белая палитра размером 30х40 см, с небольшими чашечкообразными углублениями по краям. Пользоваться бумагой в качестве палитры не рекомендуется, так как бумага, размокая от воды, дает ворс, а связующие клеящие вещества из гуаши впитываются в бумажную палитру в результате чего на рисунок попадает только пигмент, который осыпается по высыхании работы.

1.3. Материалы для композиции

Цветная бумага

Понадобится бумага широкого спектра оттенков. Можно покупать наборы бумаги разных фирм-производителей, у каждого производителя своя колористическая шкала, в результате соберется большой выбор оттенков каждого цвета. Самоклеящаяся бумага тоже пригодится.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2. Материалы 5-9 класс (Презентация)

2.1 Материалы для рисунка

Графитовые карандаши

В 5-9 классах выступают как ведущий графический материал. Требование мягкости: "Т" ("H"), "F", "ТМ" ("HB"), "М" ("B"). Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается. Карандаши затачиваются канцелярским ножом 1 см. затачивается графит, 2 см затачивается деревянный корпус. Резинка для стирания выбирается по критерию: чем больше резинки остается на бумаге, в процессе стирания, тем выше ее качество. Важное дополнение мягкий ластик "Клячка", легко разминается в руках, предназначен для удаления лишнего слоя графита с поверхности бумаги. Способ применения: ластик катают по поверхности бумаги или слегка прижимают к тем частям рисунка, которые осветляют: графит пристает к клячке и удерживается ею, после того как она будет отнята от бумаги.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 1.1.

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Дополнительно для некоторых заданий потребуется цвет " Vanilla" или "CREMA". Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, ножницы смотри пункт 1.1.

Бумага смотри пункт 1.1.

Планшет с зажимом формат А-4

Пачка бумаги для офисной техники формат А-4

Пастельные карандаши цвета "сепия", темно-коричневая

Пастельные карандаши - это пастель в деревянной оправе, являются мягким графическим материалом наравне с классической пастелью, растушевываются по поверхности, также как и классическая пастель: пальцем или растушкой. Работу, выполненную пастельными карандашами необходимо закрепить закрепителем для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Пастельные карандаши цвет: белый, серый, черный. См. пункт выше

Растушка

Цилиндрической формы палочка с заостренными в форме конуса окончаниями. В продаже встречается из плотно скрученной тонкой оберточной бумаги или войлока разного диаметра в сечении. Применяется для растушёвывания и получения тонких красочных или тональных нюансов в работе.

Тушь. Кисти для туши смотри пункт 1.1.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Цветные акварельные карандаши смотри пункт 1.1.

2.2. Материалы для живописи

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2.3. Материалы для композиции

Бумага смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 2.1.

Цветная бумага смотри пункт 1.3.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Графитовые карандаши смотри пункт 2.1

3. Материалы для декоративно-прикладного искусства (Презентация)

3.1. Материалы, используемые на уроках декоративно-прикладного искусства, в 5 классе (вышивка нитками мулине и плетение "ЧИ")

ВЫШИВКА НИТКАМИ МУЛИНЕ

Существует мнение, чтобы возникло желание сделать какую - либо работу хотелось бы увидеть ее конечный результат, то есть уже готовую работу, поразившую тебя красотой и изысканностью. Поэтому презентация, с которой начинаются наши вводные уроки и родительские собрания наглядно демонстрирует, то к чему в конечном итоге приведут этапы нашей работы. А уж если ее до тебя выполнил твой ровесник, то руки сами тянутся к таким радужным ниткам мулине и всевозможным интересным приспособлениям.

Особенностью работ в материале является то, что все они выполнены по собственным эскизам учащихся. И поэтому, работу на уроках ДПИ можно разбить на несколько этапов - это сбор материалов для выполнения эскизов будущей работы, выполнение эскизного ряда, подготовка приспособлений и материалов для вышивки, и работа в материале.

Материалы необходимые для выполнения эскизов вышивки:

  • Материалы для выполнения эскизов будущей работы, это работы учащихся, выполненные на пленэре, художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4.
  • Папка с файлами для эскизов и собранного материала.
  • Ластик.

Материалы необходимые для выполнения вышивки (работа в материале):

Для копирования эскиза вышивки на ткань используются: специальный маркер, мел, простой карандаш, копировальная бумага.

В качестве ткани основы использованы различные ткани: креп - сатин, бархат, хлопчатобумажные, шелковые с выраженной фактурой и гладкокрашеные, лен:

Для тренировочных упражнений нам понадобятся пяльцы. Это специальное приспособление для закрепления ткани в натянутом состоянии и предохранения ткани от стягивания. Пяльцы бывают из дерева, пластмассы, металла и различной формы - круглые, овальные, квадратные. Для нас важен их диаметр, желательно чтобы он был не менее 25 - 30 см.

Работы выполняем на подрамнике формата А-4. Подрамник - приспособление прямоугольной формы, выполненное из деревянных брусков. На подрамнике ткань фиксируется кнопками.

В работах использованы нитки мулине, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.

Иголки для вышивания должны быть с овальным широким ушком, чтобы нитка в несколько сложений (три или шесть, в зависимости от того, что вышиваем - ствол дерева, или стебелек цветка) легко проходила в ушко и не перетиралась в процессе работы. Номера 3-5.

Ножницы средней длины с загнутыми концами, считаются универсальными в работе.

И обязательным условием успешной работы является соблюдение всех правил безопасной работы на уроках и во время подготовки к ним. Все приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

ПЛЕТЕНИЕ "ЧИ"

Историческая справка. "ЧИ" - один из древнейших видов плетения. Чий - циновка, сплетенная из стеблей травы чий (отсюда и название) или камыша. Плетение издавна распространено у народов Средней Азии, казахов. Искусно сплетенные циновки широко применялись для украшения стен юрты. В хозяйстве казахов - на них сушили молочные продукты, раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока, служили они и ширмой для разграничения жизненного пространства юрты. Узорными циновками оборачивали основание юрты для украшения стен и сохранения тепла внутри жилища.

В прошлом чий также широко использовался в изобразительном искусстве у народов Центральной Азии. Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага. Её расстилают под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. Циновка из чия опоясывает всё юрту, утепляет и украшает её.

В настоящее время техника чий сохранилась в национальном и современном изобразительном искусстве. Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора. Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, и соединяются между собой.

Немалый интерес техника плетения представляет и для нас. Изучив технологию и приемы плетения, ученики с удовольствием выполняют работы в технике плетения "ЧИ", создавая декоративные композиции для украшения интерьера. Прежде чем приступить к выполнению работы в материале, самостоятельно разрабатывают эскизы на модульной сетке, продумывая заданные темы, цветовые сочетания. Затем выбирают необходимые материалы и приспособления.

Материалы необходимые для выполнения эскизов плетения "ЧИ"

  • Папка с файлами для эскизов.
  • Художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4. Ученическая тетрадь в клетку используется как модульная сетка для эскиза.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в технике "ЧИ"

  • Нитки мулине обычные и меланжевые, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет ниток подбираем в соответствии с выполненным эскизом
  • Модули - деревянные рейки, прямоугольного сечения 0,4х0,8см., количество просчитываем по эскизу, выполненному на модульной сетке.
  • Клей-карандаш для закрепления модулей на картоне и для оформления работы.
  • Небольшие острые ножницы для обрезания ниток.
  • Картон для закрепления модулей. Формат картона А-4
  • Рамочка для оформления работы.

В процессе работы обязательно соблюдение всех правил безопасности. Все материалы, приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

3.2. Материалы для уроков декоративно-прикладного искусства в 6 классе (пэчворк)

ПЭЧВОРК

Это особый стиль шитья из кусочков ткани, развивающий художественный вкус и умение, воспитывающий терпение, приучающий к аккуратности. Лоскутная техника - достаточно популярный вид рукоделия, т.к. не требует больших материальных затрат и предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков". Для пэчворка можно использовать любые ткани как новые, так и бывшие в употреблении. Шитье из лоскутов - пэчворк вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пестрых кусочков ткани с определенным рисунком. В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Лоскутные стеганые вещи передавались по наследству и служили долгие годы.

История техники пэчворк насчитывает около 3000 тысяч лет. Несмотря на древность корней, он становится все популярней с каждым годом. Если раньше лоскутное шитье было излюбленным хобби экономных домохозяек, то теперь это модный дизайнерский тренд. Сегодня изделия, выполненные в этом стиле весьма актуальны. Это не только одежда, обувь и аксессуары, но даже мебель и всевозможные предметы интерьера. Особенно красивые произведения - впечатляющие по разнообразию и оригинальности материалов, форм, структур и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.

Цель наших занятий показать, что лоскутное шитье не только ремесло, а полноценная творческая работа, в которой ценится, прежде всего, ее эстетический аспект. В презентации представлены работы, выполненные на уроках декоративно-прикладного искусства.

Материалы необходимые для выполнения эскизов.

  • Аналоги работ, выполненных в технике пэчворк.
  • Папка с файлами для эскизов.
  • Бумага формата А-4.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Линейки и угольники.
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в материале.

  • Хлопчатобумажные и шелковые ткани разнообразной фактуры, шнуры, тесьма, кружево. Почти все ткани можно использовать в лоскутном шитье. Но начинающим проще работать с хлопчатобумажными тканями, они более податливы в работе, это ситец, сатин, лен. Ткани однотонные и с мелким рисунком. Размер кусочков ткани - примерно формат А-4.
  • Флизелин (флизофикс) - представляет собой тонкий нетканый прокладочный материал с односторонним клеевым покрытием, придает тканям прочность и предохраняет от осыпания. Понадобится 1 метр, цвет белый.
  • Утюг с отпаривателем.
  • Инструменты для разметки на ткани - специальные маркеры, мелки, карандаши, пластмассовые линейки и угольники.
  • Ручные швейные иглы с острым кончиком для сшивания деталей, иглы для вышивания с овальным широким ушком, портновские булавки.
  • Нитки катушечные разных цветов и нитки мулине. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.
  • Острые ножницы для нарезания деталей лоскутной композиции. Для удобства работы полезно иметь несколько пар ножниц.

Список используемой литературы

  1. Журналы "Художественный совет" №48 2006г., №1 2003г.
  2. "Все о технике цвет", Арт-родник, 2002г.
  3. Одноралов Н.В. "Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве", М., изд. "Просвещение", 1988г.
  4. Яшухин А.П. Живопись: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2003 "Преподавание черчения и изобразит. Искусства". - М.: Просвещение, 1985
  5. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности №2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". - М: Просвещение, 1986
  6. Базанова М.Д. "Пленэр".- М. "Изобразительное искусство" 1994
  7. Анна Чудновская. "Стильные сумки от пляжных до гламурных". М. Эксмо. 2006
  8. Маргарита Максимова. "Дизайнерские идеи для дома и дачи".- М. Эксмо. 2006
  9. "Чудесные мгновения". Первый Российский журнал по лоскутному шитью. №1 - 4. 2007г.
  10. Марина Кузьмина. "Аксессуары из ткани" НИОЛА - ПРЕСС1998г.
  11. Элис Уэстчейт. "Уютный дом".- М.БМИ АО 2001
  12. Дюмина Г.Б. "Бисер".- АСТ Астрель. М.,2001
  13. Дюмина Г.Б. "Фигурки из бисера".- АСТ Астрель. М.,2000
  14. Лындина Ю. Бисер. Техника "Кирпичный стежок". Культура и традиции.- Ярославль. 2001.
  15. Махмутова Х. Краткие сведения по цветоведению.-М.,1976
  16. Измайлов Ч. "Психология цветного зрения"- М., 1998
  17. Толковый словарь русского языка Кузнецова.
  18. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Адреса сайтов

ПАСТЕЛЬ


Пастель (от лат. pasta - тесто) - один из старейших художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Отличается яркими цветами и бархатистой текстурой. Художники XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи, именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной «а пастелло», откуда взяла свое название пастель.

Различают три основных вида пастели:

Сухая пастель

Ультрамягкая пастель

Содержит на 35% больше пигмента, чем мягкая пастель. Внешне похожа на тени, выпускается в маленьких баночках, прекрасно смешивается, что позволяет добиться наиболее точной цветопередачи. Наносится специальными аппликаторами с насадками из микропористой губки.

PANPASTEL

Мягкая пастель

Содержит большее количество пигмента, и меньше связующего вещества. Из-за такого состава мягкая пастель легко крошится, зато идеальна для растушевки или широких штрихов.

Пастельные карандаши

Внешне напоминают обычные карандаши, с той лишь разницей, что имеют пастельный стержень. Используются в основном для проработки мелких деталей.

Масляная пастель

Содержит пигмент с минеральным маслом. Цвета менее матовые. Работы, созданные масляной пастелью, легче хранить, цвета не смазываются и не требуют дополнительной фиксации. Мягкие сорта масляной пастели можно растушевывать пальцами, а твердые - с помощью растворителя, специального или для масляных красок. Нужно иметь в виду, что некоторые виды растворителя могут сделать пастель более блеклой, а льняное масло - наоборот дать блеск.

Восковая пастель

Также известна как акварельная. Содержит воск и водорастворимые компоненты, из-за чего рисунок, созданный акварельной пастелью, при взаимодействии с водой больше похож на рисунок акварельными красками.

Подробнее о пастели в статье: Пастель

БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ

Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.

Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги.

Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).

Подробнее о бумаге для пастели в статье: Бумага для пастели

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПАСТЕЛИ



Перед началом работы лист необходимо закрепить на планшете . Для этого лучше использовать малярный скотч , который впоследствии легко удаляется.

Для более качественного хранения рисунков, выполненных в технике пастель, можно поместить изображение под стекло в раму, предварительно проложив рисунок паспарту.

Фиксативы

Для сохранения рисунков сухой пастели многие используют специальные лаки фиксативы в аэрозольных баллончиках. Наиболее известные производители Royal Talens и Koh-i-Noor. Для закрепления пастели нужно два-три слоя.

Помимо специальных фиксативов, можно попробовать закрепить рисунок обычным лаком для волос. Минусом такого способа является то, что при воздействии обычного лака на пастель некоторые цвета могут измениться, стать темнее.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

Они побуждают его видеть и осязать;

Они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

Способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии ].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

Природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.

1 группа - бесформенные материалы , позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.

Мягкие материалы , такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.

Твердые материалы , такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.

2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.

3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.

Еще одна классификация материалов , используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.

  1. Техника в изобразительном искусстве.
  2. Материалы для рисования, работы с бумагой, тканью.
  3. Техники рисования.
  4. Техники работы с бумагой, тканью.

Вопрос.

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное п произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала;

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.

В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Вопрос.

Изобразительное искусство располагает многообразием ма­териалов и техник . Конечно, не все из них можно использо­вать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некото­рое расширение знаний о художественных материалах по срав­нению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.



Неоформленные - бумага, ткань, нитки, проволока, фоль­га, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмо­ционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально за­данную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусст­венные и природные. Искусственные - коробки, пробки, де­тали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные - опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота ес­тественных красок и форм способствует развитию эстетичес­кого восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обо­гащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности раз­личных изобразительных материалов, чтобы правильно подби­рать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в от­дельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рас­смотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко вы­делить линию контура, точнее всего передать форму и кон­струкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с мно­гократными повторными движениями (сверху вниз, слева на­право или же по косой). Чем большую поверхность нужно за­красить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладе­ние карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок - основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут об­ладать специфическим запахом, при соприкосновении с бума­гой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как кон­турно, так и штрихом.

Возможные ошибки

♦ Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается из­менением силы нажима на карандаш: слабый нажим - более светлый цвет, сильный нажим - более интенсивный цвет.

♦ Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно ви­деть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска­ ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего ри­сунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его за­полнить, создает слишком крупное изображение и не успе­вает закончить рисунок.

♦ Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смот­рится. Все это снижает качество рисунков, лишает их вы­разительности.

♦ При работе с фломастерами следует объяснить детям прави­ла обращения с материалом: обязательно закрывать колпа­чок, не набирать много фломастеров, не закрашивать боль­шие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять рабо­ту дальше.

Кисти - колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и ко­лонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обо­значают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ши­рине в миллиметрах, а номера круглых кистей - диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть - мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает на­пряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэ­тому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверх­ности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно по­лучить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикла­дывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого мо­гут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, лис­тья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неот­рывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки

♦ Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор­сом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

♦ Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски - акварельные, гуашь, масляные, темперные. Ак­варельные - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме­дом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие - в виде пли­ток, полусырые - в фарфоровых чашечках или полужидкие - в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бу­маге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессиров­ками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, кар­тоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные - красители, смешанные с растительным мас­лом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полу­жидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как мас­ляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки

♦ Акварель не выносит исправлений, многочисленных повтор­ных прописок смешанными красками. Нередко педагоги ис­пользуют технику акварели в сочетании с другими материала­ми: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что от­личает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со стар­шей группы, когда дети владеют навыками и умениями в ра­боте с изобразительным материалом.

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных ка­рандашей и позволяет получить более широкую линию барха­тистого цвета.

Сангина - короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают раз­ную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными каранда­шами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель - цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания кра­сочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бума­ге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет до­биться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пасте­лью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки

♦ Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумагу иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

♦ Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пасте­лью так же, как цветным карандашом, близко проводя штри­хи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

♦ Введение этих материалов для рисования целесообразно
только в старшей и подготовительной к школе группах, ког­да детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Вопрос.

Техники рисования.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков. Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т.п.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ

Компания МАГ предлагает вашему вниманию . У нас Вы можете по очень низким ценам. Оптовикам предоставляется дополнительная скидка на всю линейку товаров. Мы представляем десятку крупнейших поставщиков материалов, широко используемых в различных видах творческой деятельности. Среди предложенного ассортимента покупатели могут подобрать практически все, что требуется для создания художественных произведений и работ декоративно-прикладного искусства. Изучив представленный онлайн-каталог, Вы можете быстро, не покидая пределов своего офиса, заказать наиболее востребованные товары для художников. Наши цены остаются лояльными практически для каждого заказчика, что позволяет купить продукцию с минимальными издержками, но получить при этом продукции гарантированно высокого качества. Мы представляем изделия ведущих производителей, которым доверяют как рядовые покупатели, так крупные региональные оптовые компании.

Каталог компании МАГ насчитывает более 100 позиций, среди которых представлены художественные материалы, различные по своему назначению, составу, цветам, декоративным эффектам, материалам нанесения. Вы сможете оптом купить художественные материалы следующих видов:

  • Акриловые краски, гуаши, акварель, включая краски, предусматривающие работу со стеклом, керамикой или тканью;
  • Кисти любых размеров, разного диаметра, изготовленные из натуральных либо синтетических материалов;
  • Декупажный клей, а также клей ПВА;
  • Жидкий и акриловый контур;
  • Финишные лаки, включая лаки с эффектом кракелюра;
  • Разбавители акриловых красок;
  • Средства травления стекла.

Представленные товары реализуются по отдельности, а также наборами, возможен оптовый заказ от одной единицы продукции.

Формируя свой ассортимент, интернет магазин компании МАГ постарался создать оптимальные условия сотрудничества, благодаря которым купить художественные материалы смогли бы не только крупные заказчики, но физические лица. С этой целью мы создаем выгодные варианты заказа, предусматриваем систему накопительных скидок, предоставляем бонусы. Дополнительное преимущество обращения к нам заключается в том, что заказывая художественные материалы оптом , Вы можете воспользоваться бесплатной доставкой своего заказа по Москве (условия уточните у менеджеров), либо заказать транспортировку купленных художественных материалов до определенного населенного пункта России. Формирование отправления осуществляется не более трех-пяти суток с момента подтверждения Вашей заявки, причем заявку можно отправить, воспользовавшись специальной формой на сайте, либо позвонив оператору компании МАГ по указанным номерам телефонов. Мы работаем оперативно, стараясь предоставить Вам лучший товар по наиболее приемлемым ценам!