Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Техники нетрадиционного рисования в средней группе

По ИЗО деятельности

Перспективное планирование занятий
по изобразительной деятельности в средней группе

Сентябрь

  1. Рисование «Нарисуй картинку про лето»

Программные задачи: учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приёмы рисования кистью, правильно её держать, промывать, осушать. Поощрять задуманное детьми.

  1. Лепка «Яблоки и ягоды»

Программные задачи:

Программные задачи:

Программные задачи: (ягодки)

Октябрь

  1. Лепка «Грибы»

Программные задачи: закреплять умение детей лепить знакомые предметы, усвоенным ранее приёмом лепки (раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями) для уточнения формы. Воспитывать аккуратность при работе с пластичными материалами.

  1. Аппликация «Поезд мчится «тук-тук-тук»

Программные задачи: учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению настоящего инструмента.

  1. Рисование «Веточка с осенними листиками»

Программные задачи: развивать способности создавать в рисунке отражающие специфику воспринимаемых объектов и явлений окружающего мира. Упражнять в умении рисовать ветку, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками. Воспитывать творчество.

  1. Лепка «Жучки»

Программные задачи: учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек) . Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара) . Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Ноябрь

  1. Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали»

Программные задачи: познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучки. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к художественному экспериментированию.

  1. Рисование «Яблоко – спелое, красное, сладкое»

Программные задачи: учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами) . Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

  1. Пластилинография «Подарок для Хрюши»

Программные задачи: закрепить представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать любую форму. Учить достигать передачи формы, цвета, использовать в работе мелкие детали. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. Воспитывать у детей желание делать приятное другим.

  1. Аппликация декоративная с элементами рисования «Полосатый коврик для кота»

Программные задачи: учить детей составлять красивые коврики из полосок и квадратов, чередующихся по цвету. Познакомить детей с освоением нового способа – резание бумаги по линии сгиба.

Декабрь

  1. Рисование декоративное «Перчатки и котятки»

Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению и оформлению перчаток. Формировать графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки. Учить самостоятельно создавать орнамент. Развивать воображение.

  1. Лепка «Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин»

Программные задачи: учить детей выбирать содержание своей работы из круга определённых предметов. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки.

3+4. Аппликация + рисование «Новогодняя открытка»

Программные задачи: учить пользоваться ножницами, вырезать круг, треугольник по контуру. Дорисовывать мелкими недостающими деталями. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами, усидчивость.

Январь

  1. Рисование «Наша ёлочка»

Программные задачи: учить рисовать ёлку, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. Развивать координацию в системе «глаз-рука»

2-3. Лепка «Новогодние подарки игрушкам»

Программные задачи: совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять при скатывании комка глины прямыми движениями полученную форму в виде кольца, делать пальцами и стекой углубления на поверхности формы. Развивать воображение. Продолжать учить защипывать края формы, действуя пальцами, и с помощью стеки украшать вылепленное изделие узором.

  1. Рисование «Зимнее дерево»

Программные задачи: учить детей передавать строение дерева, используя разный нажим на карандаш для изображения толстых и тонких веток. Воспитывать стремление добиваться хороших результатов. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Февраль

  1. Аппликация предметная «Быстрокрылые самолёты»

Программные задачи: учить детей создавать изображения самолёта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможности видоизменения деталей. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию техники, аккуратность.

  1. Лепка «Яблоки и ягоды»

Программные задачи: закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности

  1. Аппликация «Овощи и фрукты в вазе»

Программные задачи: выполнять аппликацию из готовых форм, аккуратно наклеивать. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем.

  1. Рисование + аппликация «Веточка рябины»

Программные задачи: учить передавать в рисунке впечатления от окружающего. Закреплять приёмы рисования листочков, лепки предметов округлой формы (ягодки) . Подводить к эмоциональной оценке своих работ.

Март

  1. Лепка «Волшебные превращения снеговиков»

Программные задачи: упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных персонажей.

  1. Аппликация «Сосульки на крыше»

Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиций «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов. Показать способы вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство цвета, формы и ритма.

  1. Рисование «Преврати свой лоскуток в поле, лес или »

Программные задачи: развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать.

  1. Лепка «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат»

Программные задачи: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту, сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им. Продолжать учить лепить известные им фрукты округлой формы, добиваясь выразительной передачи формы, строения и характерных деталей.

Апрель

  1. Аппликация «Воробьи и лужок»

Программные задачи: учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Разнообразить и обогащать аппликативную технику, дополнять её графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

  1. Рисование «Нарисуй, что хочешь, краской зелёного цвета»

Программные задачи: рассказать детям о том, что зелёный цвет может иметь разные оттенки: зелёный, тёмнои светло-зелёный, оливковый и т. д. Поддерживать интерес к смешиванию красок и получению новых оттенков.

  1. Лепка сказочной рыбки

Программные задачи: вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки. Увлечь способом лепки из целого куска.

  1. Аппликация обрывная

Программные задачи: учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание и наблюдательность. Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чувства юмора.

Май

  1. Рисование «Красивые цветы разных оттенков розового цвета »

Программные задачи: добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными им средствами выразительности.

  1. Лепка «весёлые жучки»

Программные задачи: побуждать детей лепить насекомых, используя знакомые приёмы лепки. Воспитывать творчество, воображение.

  1. Аппликация «У солнышка в гостях»

Программные задачи: учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных (цыплёнок и утёнок) в аппликации и рисовании на основе двух кругов разной величины (туловище и голова) . Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

  1. Рисование «Красивые весенние цветы, которые вам понравились»

Программные задачи: формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приёмы и способы работы с ними. Побуждать детей к экспериментированию с изобразительными материалами, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Перспективное планирование по образовательной деятельности по рисованию средняя группа 2015 – 2016 учебный год

Оборудование:

сентябрь 1.Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

Стр. 27 Т.С. Комарова Учить детей доступными средствами отображать полученные впечатления Гуашь разных цветов или восковые мелки, альбомные листы, кисточка, банка с водой, салфетка.

2. «Красивые цветы»

Стр. 31 Т.С. Ушакова Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения Цветные карандаши или восковые мелки, альбомные листы.

3. «На яблоне поспели яблоки»

Стр. 29 Т.С. Комарова Продолжать обучать детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности – ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Цветные карандаши или цветные восковые мелки, альбомные листы, фотографии цветов.

4. «Золотая осень»

Стр. 35 Т.С. Комарова Учить детей изображать осень, осеннюю листву. Альбомные листы, краска гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

5. «Сказочное дерево»

Стр. 37 Т.С. Ушакова Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Карандаши, альбомные листы 12 листа бумаги.

октябрь 6.Рисование по замыслу «Осень»

Стр. 42 Т.С. Ушакова Учить детей самостоятельно выбирать тему рисунка, доводить задуманное до конца.

Белая бумага 12 листа, цветные карандаши на каждого ребенка.

7. «Маленький гномик»

Стр. 46 Т.С. Комарова Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых вещей – маленькая головка – круглая, конусообразная рубашка. Гномик – игрушка, бумага размеров 12листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

8. «Рыбки плавают в аквариуме»

Стр. 47 Т.С. Комарова Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму – хвост, плавники. Игрушечные рыбки, альбомные листы краска акварель, разведенные до светлого оттенка, цветные восковые мелки, банка с водой, салфетка.

9. «Кто в каком домике живет»

(«У кого какой домик» )

Стр. 49 Т.С. Комарова Развивать представления детей, где живут насекомые, птицы, собаки и другие живые существа. Бумага формата 12 листа,

Цветные карандаши на каждого ребенка, иллюстрации с домиками животных.

ноябрь 10. «Дом, в котором ты живешь»

Стр. 81 Т.С. Комарова Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Светло – коричневая бумага, гуашь мягких оттенков, кисти, банка с водой, салфетка.

11. «Празднично украшенный дом

Стр. 82 Т.С. Комарова Учить детей передавать впечатление от праздничного города в рисунке. Краски или фломастеры, бумага белая.

12. «Нарисуй, какую хочешь игрушку»

Стр. 60 Т.С. Комарова Развивать умение у детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение. Альбомные листы, гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

13. «Девочка пляшет»

Стр. 64 Т.С. Комарова Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие движения (рука поднята, рука на поясе) . Иллюстрации с изображением танцующей девочки, бумага. Кисти, гуашь, салфетки, банки с водой.

декабрь 14. «Украсим кукле платье»

Стр. 72 Т.С. Комарова Учить детей составлять узор, из знакомых элементов – кружочки, точки, полосы.

Вырезанные из цветной бумаги платья, краски, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребенка.

15. «Цветные шары»

Стр. 34 Т.С. Комарова Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов округлой и овальной формы, выделять их отличия. Воздушные шары округлой и овальной форм, карандаши, альбомные листы на каждого ребенка.

16. «Снегурочка»

Стр. 51 Т.С. Комарова Учить, детей изображать снегурку в шубке, закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую при высыхании. Игрушка Снегурочка, бумага, банки с водой, краски, салфетка.

17. «Рисование поздравительных открыток»

Стр. 52 Т.С. Комарова Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Доступные по содержание открытки о зиме, елке, новогоднем празднике, бумага, краски, кисти, банки с водой, салфетка.

18. «Наша нарядная елка»

Стр. 54 Т.С. Комарова Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиненными книзу ветвями. Елка, бумага, кисти, банка с водой, салфетка.

январь 19. «Развесистое дерево»

Стр. 56 Т.С. Комарова Учить детей использовать нажим на карандаш, для изображения дерева с толстыми и тонкими ветками. Бумага размеров 12 листа, карандаши графитные на каждого ребенка.

20. «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Стр. 55 Т.С. Комарова Учить детей передавать несложный сюжет, выделяя главное, учить рисовать елочку с удлиненными книзу ветвями. Закреплять умение рисовать красками. Листы белой бумаги, краска -гуашь, темно-зеленая, светло-зеленая, и темно- коричневая, кисти, банка с водой, салфетка.

21. «Рисование по замыслу» - Зима

Стр. 42 Т.С. Комарова Учить детей самостоятельно выбирать тему рисунка, Белая бумага, 1 2 альбомного листа, цветные карандаши.

февраль 22. «Украсим полоску флажками»

Стр. 62 Т.С. Комарова Закреплять у детей умение рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений.

Альбомные листы, 12, разрезанные пополам, цветные карандаши на каждого ребенка.

23. «Самолеты летят сквозь облака»

Стр. 84 Т.С. Комарова Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя нажим на карандаш Бумага размером 12, самолет игрушечный, цветные карандаши.

Стр. 86 Т.С. Комарова Учить детей задумывать содержание рисунка. Краска гуашь, банки с водой, альбомные листы, салфетка.

март 25. «Моя (Твоя) любимая кукла»

Стр. 79 Т.С. Комарова Учить детей в рисунке создавать образ любимой игрушки. Бумага, 12 цветные карандаши, или восковые мелки.

26. «Расцвели красивые цветы»

Стр. 68 Т.С. Комарова Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения. Бумага для рисования желтого цвета, и зеленоватого тона, бумага 12 листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

27. «Украшение фартука»

Стр. 38 Т.С. Комарова Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Фартуки и отделками, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

28. «Яички простые и золотые»

Стр. 40 Т.С. Комарова Закрепить знание овальной формы, понятия тупой, и «острый» . Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы. Гуашь белая, и желтая, бумага, кисти, банка с водой, салфетка.

апрель 29. «Украшение платочка»

Стр. 61 Т.С. Комарова

По мотивам дымковских игрушек Знакомить детей с росписью дымковских игрушек, барышня, учить выделять узоры, прямые, пересекающиеся, точки, мазки. Дымковские игрушки, краски гуашь, квадратные листы бумаги, 1818, кисти, банки с водой, салфетка.

30. «Красивая птичка»

Стр. 65 Т. С. Комарова Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная форма) , частей, красивое оперение. Цветные карандаши, или восковые мелки, фломастеры и бумага, 12 альбомного листа. Игрушечная птичка.

май 31. «Моё любимое солнышко»

Стр. 78 Т.С. Комарова Развивать образные представления, воображение детей, закреплять усвоенные приемы рисования и закрашивания изображений.

Квадратные листы 12, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

32. «Нарисуй картинку про весну»

Стр. 85 Т. С. Комарова Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Лист бумаги А4 краски гуашь 7 – 8 цветов, кисти, банка с водой, салфетка.

33. «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок»

Стр. 73 Т.С. Комарова Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных. Игрушечный козленок, листы бумаги А 4, зеленого тона, краски гуашь, кисти, салфетка.

34. Рисование «Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц»

Стр. 75 Т.С. Комарова Развивать воображение детей, продолжать формировать интерес к разнообразным творческим деятельностям. Листы бумаги А4 светло – зеленого цвета, гуашь, банки с водой, салфетки на каждого ребенка, кисти.

литература 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ФГОС «От рождения до школы.

2. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Т.С. Комарова.

3. Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет ФГОС Л.А. Парамонова

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий Комарова Тамара Семеновна

Ноябрь

Занятие 22. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение.

Методика проведения занятия. Предложить детям подумать, что бы каждый хотел нарисовать. Сказать, что можно нарисовать деревья, кусты, скамеечки и лесенки на участке детского сада; игрушки, с которыми играют дети.

В ходе занятия поощрять интересный замысел, стимулировать дополнение рисунков подходящими по смыслу изображениями. Задавать вопросы, побуждающие расширять замысел.

При просмотре рисунков предложить ребятам выбрать наиболее интересные, а тех, кто их нарисовал, попросить рассказать о них. Похвалить ребят, задумавших и воплотивших наиболее интересные образы.

Материалы. Белая бумага размером 1/2 альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).

«Чебурашка в гостях» Настя Ч., средняя группа

Наблюдения на участке детского сада. Игры в игровом уголке, чтение книг, рассматривание иллюстраций. Беседы о том, что интересного видели дети, что доступно для передачи в рисунке.

Занятие 23. Аппликация «Большой дом»

Программное содержание. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

Методика проведения занятия. Предложить детям вырезать и наклеить большой дом (2–3 этажа). Уточнить облик дома, его части: крыша, окна, двери, их расположение. Предложить подумать, как из полоски нарезать окна, двери, крышу, в случае необходимости объяснить.

По окончании работы изображения выставить на доску, полюбоваться, как много домов получилось – несколько улиц, целый город.

Материалы. Бумага размером 1/2 альбомного листа, прямоугольники цветной бумаги светлых тонов (на все столы разные) и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыш; ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях по селу (городу, поселку) за строительством домов. Рассматривание иллюстраций.

Занятие 24. Лепка «Сливы и лимоны»

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми сливы и лимоны, дать возможность обвести их по контуру. Предложить ребятам назвать их форму и показать, как они будут лепить сливы и лимоны. В процессе занятия уделять внимание каждому ребенку, предлагать добиваться лучшей передачи формы.

В заключение рассмотреть с детьми готовые работы, похвалить их за старание.

Материалы. Иллюстрации, на которых изображены сливы и лимоны (или муляжи). Глина (пластилин), доска для лепки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о фруктах, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Методика проведения занятия. Показать детям вырезанные из бумаги свитеры, предложить украсить их. Спросить, что можно сделать, чтобы они стали красивыми. Предложить ребятам вспомнить и показать у доски приемы украшения. Спросить, где можно разместить украшения. Сказать, что каждый ребенок украшает как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узоры. Оказывать помощь в подборе цвета.

В конце занятия все изделия разложить на столе, рассмотреть. Подчеркнуть красивое сочетание цветов, элементов узора.

Материалы. Вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Вариант. Рисование «Укрась юбку дымковской барышни»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью). Воспитывать уважение к талантливым народным мастерам, создающим яркую народную игрушку. Упражнять в приемах росписи: полосы вертикальные и горизонтальные, клетка, кольца, точки, пятнышки (примакивание) и др. Закреплять умение рисовать красками гуашь, работать кистью. Развивать чувство цвета, чувство ритма.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковские игрушки: барышню, водоноску, няню, барыню; их нарядную одежду, красивые юбки. Предложить детям выделить элементы узора, цвет. Сказать, что они могут, используя разные украшения, расписать юбку дымковской барышни.

На столах у детей лежат вырезанные из бумаги силуэты дымковских барышень (блузка на них закрашена светлыми оттенками разных цветов (у каждой барышни свой цвет)). Предложить детям подумать, как они хотят расписать юбки, и приступить к рисованию. В процессе работы подходить к каждому ребенку, спрашивать, как он будет украшать юбку. Напомнить правила рисования кистью и красками. Все готовые работы разложить на столе, рассмотреть их с детьми, полюбоваться их яркой красотой. Отметить разнообразие цветов и использованных приемов.

Материалы. Силуэты дымковских барышень (высота до 20 см), вырезанные педагогом из бумаги; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, рассматривание росписи игрушек (обращая внимание детей на цвета, повтор элементов украшения; предлагая им показывать движениями рук форму элементов узора, их повторение и чередование).

Занятие 26. Аппликация «Корзина грибов»

(Коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Методика проведения занятия. Начать занятие с чтения потешки про грибы, с которой дети познакомились на занятии 13 «Грибы». Предложить детям вырезать и наклеить на «травку» несколько грибов. Показать прием срезания углов, закругляя их так, чтобы они отпали, получится шляпка гриба. Затем показать, как нужно вырезать ножку гриба. В процессе работы следить за правильным использованием ножниц и приемов вырезывания.

Готовые грибы вместе с детьми наклеивать в корзину. В конце занятия все грибы в корзине рассмотреть, отметить более выразительные.

Материалы. Корзина для грибов, нарисованная воспитателем и наклеенная на лист бумаги квадратной формы так, чтобы осталось место для наклеивания грибов; цветные бумажные прямоугольники для шляпок грибов; белые и светло-серые прямоугольники для ножек грибов, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разговоры о лете. Рассматривание иллюстраций. Лепка грибов на занятиях. Дидактические игры.

Занятие 27. Лепка «Разные рыбки»

Программное содержание. Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми двух разных рыбок. Спросить, как они будут лепить рыбок, чтобы одна была почти круглая, а другая – длинная. Предложить показать соответствующие движения в воздухе руками.

Анализируя готовые работы, предложить найти длинных рыбок и поставить их рядом с рыбкой такой же формы, а затем найти более круглых рыбок.

Материалы. Игрушечные рыбки. Глина или пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за рыбками в аквариуме и уход за ними; рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение сказок.

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Октябрь – ноябрь В октябре целесообразно вспомнить с детьми (вне занятий) сказку «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова), а в последующие 2–3 дня познакомить со сказкой «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого). Желательно выяснить у детей, кому какая сказка понравилась и

Из книги Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий автора Комарова Тамара Семеновна

Ноябрь Занятие 22. Рисование по замыслуПрограммное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности,

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Октябрь – ноябрь В октябре – ноябре в быту и на прогулке детей необходимо знакомить с программными стихотворениями, которые легко преобразуются в игры. Например, литовскую песенку («Бу-бу, я рогатый…» обраб. Ю. Григорьева) можно обыграть следующим образом.В руках у

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Сентябрь – октябрь – ноябрь Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций:

Из книги Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы автора Карвасарская Екатерина Евгеньевна

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: Рисование 1 – 36 часов

Лексическая тема

Тема, задачи занятия

Кол-во часов

Осеняя ярмарка. Сад и огород

Тема: Вкусные яблоки.

Задачи: Учить изображать предметы круглой формы, располагая их на всем листе и передавая основной цвет предмета. Развивать умение закрашивать яблоки, не заходя за контуры. Воспитывать аккуратность.

Лес наше богатство

Тема: Осень.

Задачи: Учить предавать в рисунке особенности осеннего леса. Закрепить умение правильно держать кисточку, рисовать гуашью. Развивать моторику рук.

Золотая осень

Тема: Золотая осень.

Задачи: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Труд людей осенью

Тема: Большая и маленькая морковки.

Задачи: Учить рисовать предметы овальной формы, разной величины, подбирая цвет для изображения предмета. Закрепить умение закрашивать морковки, выполняя штриховку в одном направлении. Развивать внимание.

Тема: Колобок.

Задачи: Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы. Закрепить умение рисовать гуашью, правильно держать кисточку. Воспитывать аккуратность.

Домашние птицы и птенцы

Тема: Украшаем тарелку.

Задачи: Познакомить детей с элементами казахского орнамента «крылья птицы». Учить украшать тарелку элементами орнамента по образцу. Развивать глазомер.

Перелетные птицы и птенцы

Тема: Красивая птичка.

Задачи: Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальное), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение.

Домашние животные и их детеныши

Тема: Мой кот.

Задачи: Учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать мелкую моторику рук.

Дикие животные и их детеныши

Тема: Украшаем фартук.

Задачи: Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение.

Моя семья

Тема: Рисуем дом.

Задачи: Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать аккуратность.

Когда живётся дружно, что может быть лучше

Тема: Разноцветные шары.

Задачи: Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Бытовая техника

Тема: Какие предметы имеют форму квадрата.

Задачи: Продолжать учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и характерные особенности строение.

Тема: Украшение скатерти.

Задачи: Учить украшать квадратный силуэт скатерти элементами казахского орнамента «крылья птицы», «волна». Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать аккуратность в работе.

Зимушка хрустальная

Тема: Зимний пейзаж.

Задачи: Учить передавать в рисунке впечатления от зимней природы. Закрепить умение рисовать гуашью. Развивать творчество.

Как зимуют животные и птицы

Тема: Лисичка.

Задачи: Учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать мелкую моторику рук.

День Независимости

Тема: Украшаем торсык.

Задачи: Учить детей украшать силуэт посуды элементами казахского орнамента. Закрепить умение рисовать акварелью. Развивать цветовое восприятие.

Зимние забавы

Тема: Веселые снеговики.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ снеговика. Закрепить умение рисовать круги различной величины. Развивать аккуратность.

Добро пожаловать, Новый год!

Тема: Наша нарядная елка (елка и ее украшение)

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Развивать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Человек. Части тела

Тема: Украшаем национальный головной убор.

Задачи: Учить детей украшать силуэт головного убора элементами казахского орнамента «волна», «след».

Закрепить умение рисовать концом кисточки волнистые линии. Развивать мелкую моторику рук.

Я и моё здоровье

Тема: Снежинки.

Задачи: Учить детей рисовать снежинки с помощью коротких прямых линий. Закрепить умение рисовать карандашами. Развивать глазомер.

Тема: Сани.

Задачи: Учить передавать образ санок с помощью длинных и коротких линий. Закрепить умение рисовать акварелью. Развивать мелкую моторику рук.

Витамины

Тема: Нарисую то, что захочу.

Задачи: Учить детей выбирать объект рисования. Закрепить умение рисовать круглые и овальные формы. Развивать воображение.

Мой любимый детский сад

Тема: Украсим сырмак.

Задачи: Продолжать учить детей украшать предметы быта элементами казахского орнамента геометрическими фигурами прямоугольниками. Закрепить умение правильно держать кисточку. Развивать аккуратность.

Мои игрушки

Тема: Мишка.

Задачи: Учить передавать в рисунке образ любимой игрушки, передавая характерные особенности: овальное туловище, круглая голова. Закрепить умение рисовать карандашами. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Все профессии важны – все профессии нужны

Тема: Камзол бабушки.

Задачи: Учить украшать силуэт одежды элементами казахского орнамента. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Воспитывать аккуратность.

Рукотворный мир

Тема: Рыбки плавают в аквариуме.

Цель: Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Весна. Изменения в природе

Тема: Нарисуй картинку про весну.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности). Развивать умение удачно располагать изображение на листе.

Моя ласковая мамочка

Тема: Веточка мимозы.

Задачи: Учить использовать в передаче характерных особенностей предмета нетрадиционный способ рисования (ватными палочками). Закрепить умение работать аккуратно. Развивать творчество.

Весенние заботы животных и птиц

Тема: Животное, которое мне нравится.

Задачи: Учить рисовать домашнее животное, передавая характерные особенности. Закрепить умение рисовать гуашью. Развивать мелкую моторику рук.

Наурыз – пора обновления

Тема: Тюбетейка дедушки.

Задачи: Учить украшать силуэт тюбетейки элементами казахского орнамента «крылья птицы», «волна». Закреплять умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Воспитывать любовь к традициям казахского народа.

Тема: Цветы.

Задачи: Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Ходи по улице с умом

Тема: Грузовик.

Задачи: Учить передавать в рисунке образ грузовой машины с помощью геометрических фигур. Закрепить умение рисовать цветными карандашами. Развивать умение штриховать в одном направлении.

Этот загадочный космос

Тема: Разноцветные треугольники (по замыслу)

Задачи: Учить детей передавать в рисунке космические объекты с помощью треугольников. Закрепить умение умеренно, нажимать на карандаш, неотрывно закрашивать рисунок, не выходя за контур. Развивать творческие способности.

Транспорт

Тема: Самолеты летят.

Задачи: Учить изображать самолеты, передавая характерные признаки. Закрепить приемы закрашивания карандашами. Развивать образное восприятие.

Сельскохозяйственные работы

Тема: Яблони расцвели.

Задачи: Продолжать учить рисовать дерево, передавая ствол, тонкие ветви. Закрепить умение рисовать цветы точками. Развивать аккуратность.

Мой город Павлодар

Тема: Дома на нашей улице.

Задачи: Учить передавать в рисунке впечатления от увиденного на улице. Закрепить умение рисовать дома разной величины. Развивать у детей эстетическое восприятие.

Итого

36 занятий

Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Малышам доставляет удовольствие проводить кисточкой по бумаге, размазывать краску, ставить точки и кляксы. В возрасте 2–3 лет ребёнок начинает различать в своих каракулях очертания каких-либо предметов, и к 4 годам у него появляется желание осознанно изобразить что-то. Рисование карандашами, фломастерами, кистью и красками требуют уверенного владения инструментов для получения точной передачи контуров и деталей предметов. Дети младшего и среднего дошкольного возраста формируют и развивают умение рисовать, отрабатывают приёмы в простых заданиях. Техники нетрадиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге простыми движениями и быстро, что доставляет ребёнку положительные эмоции и удовлетворение результатом творческой деятельности.

Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.

На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы:

  • Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга - активируются мыслительные и речевой центры.
  • Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
  • Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
  • Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла. Если занятия рисованием нетрадиционными способами проводятся в рамках функционирования кружка дополнительного образования, рекомендуется в помещении, где занимаются воспитанники, оформить стеллаж с подписанными коробками. По мере освоения навыков различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам. Воспитанником средней группы можно предоставить выбор интрументов, которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках нетрадиционного рисования: в начале занятия воспитанник выбирает предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
  • Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» - ставятся точки ватной палочкой. «Раз - яблочко, два - яблочко, то-то будет компот!» - делаются отпечатки яблочной долькой и т. д.), создание рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём цветы) и др.
  • Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствие выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких занятиях воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то, что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый хорошо поработал.
  • Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.

На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.

Пальцевая живопись (пальцеграфия)

До школьного возраста (7 лет) ведущими процессами, при помощи которых ребёнок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются зрительные и тактильные ощущения. В младших группах рисование пальчиками было и игрой, и переходным этапам к классической технике рисования, ребята по большей части заполняли разноцветными точками распечатанных картинок. В средней группе воспитанники формируют и развивают навык рисования пальцами различных элементов: точки, пятна, мазка, линии. Намеренно испачкаться в краске весело, размазывать краску пальцами - особые ощущения, создать изображение мазками, а не просто раскрасить - удовлетворение результатом. На занятиях могут использоваться специальные пальчиковые краски: они гипоаллергенны и безопасны при попадании в рот, по консистенции лёгкие. Традиционно в средней группе рисуют гуашью, но возможно рисование пальчиками при помощи акварельных красок: они не такие густые, как гуашь, но необходимо опускать пальчик в стакан с водой, прежде чем набирать краску, или предварительно капнуть чистой водой с кисточкой в ячейки с акварелью.

С воспитанниками средней группы можно попробовать рисование пальчиками по схемам. На доске крепится пошаговая инструкция, как при помощи отпечатков и добавления карандашных закорючек нарисовать изображение человека или животного. Воспитатель озвучивает каждый этап, демонстрирует его выполнение, ребята повторяют. Карты поэтапного рисования пальчиками картинок представлены в многочисленных пособиях для родителей и педагогов дошкольного образования (например, в книге «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками» Илоны Молнар).

Рисование пальчиками в средней группе

Техника рисования кончиками пальцев:

  1. Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик.
  2. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
  3. Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета.
  4. По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается.

«Букет»

На пальчик набирается краска зелёного цвета
Рисование линий на бумаге
Стебли цветов
Набирается краска другого цвета
Точками рисуются цветочки
Новый цвет
Второй цветок
Рисование цветка мазками
Смешивание красок (жёлтая+красная)
Процесс рисования цветов
Линиями рисуется бабочка
В фигуре бабочке используются прямые и изогнутые линии
Завершающий этап работы
Рисунок готов

Рисование ладошками

Рисование ладонями, как и кончиками пальцев, предполагает отпечатывание и размазывание краски. Варианты рисования в этой технике для воспитанников средней группы: «Сделай отпечаток ладони и дорисуй, чтобы получилась птичка, осьминог, рыбка и др.» (рисовать дополнительные элементы ребята могут кисточкой или пальчиком), «Дополни картинку отпечатками ладоней, чтобы получилось…» (отпечатки ладоней становятся листьями на ветвях дерева, цветами в вазе, иголками ёжика).

Коллективное рисование ладошками в средней группе

Техника рисования ладонями:

  1. Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам «Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть разноцветным.
  2. Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу.
  3. По окончании работы руки моют с мылом.

«Синичка»

Нанесение на ладонь краски жёлтого цвета (грудка синички)
Нанесение краски другого цвета (в данной работе ребёнок смешал голубу/ и чёрную краски)
Ладонь прикладывается плотно к листу бумаги
Отпечаток
Кистью ребёнок рисует голову птицы
Рисует лапку
Рисует вторую лапку
Дорисовывает клюв
Рисует глаз синички
Рисунок готов

Сочетание техники пальцеграфии с рисованием ладошками

Для воспитанников средней группы предлагаются задания по рисованию предметной композиции или сложного образа при помощи ладоней и пальчиков. Сначала делаются отпечатки ладоней для обозначения крупных деталей или основы рисунка, затем пальчиками рисуются дополнительные элементы. Сочетание техник пальчиковой живописи и рисования ладонями используется в заданиях по темам «Сказочное дерево», «Лебеди», «Весёлые осьминожки», «Рыбки». В этих задания дети развивают умение находить центр композиции, сочетать различные приёмы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа.

«Сказочное дерево»

Нанесение краски на ладонь
Припечатывание ладони к листу бумаги
Отпечаток ладони - ствол дерева и ветви
На палец набирается краска
Рисование мазков пальцем
Процесс рисования пальцем
Сочетание оттенков зелёного цвета
Набираются краски других цветов
Листья дерева рисуются точками
Сказочное дерево готово

Рисование тычком

Для имитации пушистых и колючих предметов или объектов замечательно подходит рисование методом тычка. На занятии потребуются листы бумаги любого цвета или фигурные заготовки в виде животных, кисти с жёсткой щетиной, гуашь, стакан с водой, салфетки. По рисованию тычком проводят занятия на темы «Кошка», «Ёлочка», «Ёжик», «Одуванчики», «Зайчик зимой».

Техника рисования тычком:

  • Сухая кисть опускается в баночку с гуашью, набирается краска.
  • Держа кисть вертикально, ударяют ею по бумаге - получается тычок.
  • Перед тем, как набрать краску другого цвета, кисть надо прополоскать в стаканчике и хорошо промокнуть салфеткой. Тычок получается только полусухой кистью.
  • Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой.

«Пушистый котёнок»

Ребята набирают жёсткой кистью гуашь и рисуют тычком на бумаге Процесс рисования тычком Мордочку, лапки котёнка, миску ребята рисуют простой кистью Примеры работ

Монотипия

Монотипия - это техника рисования при помощи отпечатывания части изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе. Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета, развивает чувство симметрии.

Техника монотипии:

  1. Лист бумаги складывается посередине.
  2. На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
  3. Лист складывается и проглаживается ладонью.
  4. Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи кисти и красок.

«Бабочка»

На одну часть листа с обозначенной серединой наносятся пятна Процесс рисования пятен разными цветами Лист бумаги складывается по линии сгиба и разворачивается Брюшко и усики дорисовываются кисточкой

В технике монотипии можно создавать не только симметричное изображение, но и рисунок с двумя одинаковыми предметами. В таком случае на одной половине бумаги рисуется предмет целиком и отпечатывается на другой половинке листа зеркально.

Рисование зубной щёткой

Техника рисования зубной щёткой проста: ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом. Рекомендуется занятия по рисованию эти способом в средней группе сочетать с другими нетрадиционными техниками рисования (пальчиком, ватными палочками) или элементами аппликации.

«Ёлочка»

На лист наклеивается треугольник из цветной бумаги - ствол Набираем краску зубной щёткой Рисуем прямыми линиями хвою Готовую работу украшаем пайетками

Набрызг

С техникой набрызга ребята знакомятся в младших группах: зубной щёткой или расчёской набирают краску, направляют на лист бумаги и, проводя по щетине/зубчикам карандашом, получают цветные брызги. В средней группе формируется умение создавать рисунки многослойным набрызгом.

Техника многослойного набрызга:

  1. Для создания изображения используются трафареты. На занятиях по знакомству с этой техникой трафареты крепятся канцелярскими скрепками к листу бумаги.
  2. На щётку набирается краска и делаются брызги поверх листа бумаги.
  3. Накладывается следующий по замыслу трафарет, делаются брызги другого оттенка.
  4. Трафареты снимаются, получается сложное изображение, имитирующее объём предмета или композицию с передним и задним планом.

«Зимний лес»

Трафареты: сугробы, стволы и кроны деревьев, снежинки Инструменты для создания набрызга и разведённые водой краски Первый слой Второй слой Третий слой Вид рисунка после снятия трафаретов

Рисование губкой или кусочком поролона

В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.

«Цыплёнок»

От губки отрезается кусочек поролона
Захватываем прищепкой поролон (это действие ребята выполняют самостоятельно)
Набираем на поролон краску и печатаем вертикальным движением
Рисуем цыплёнка
Кистью дорисовываем детали

Печатание природным материалом

Рисование отпечатками является простым способом рисования: на отпечатываемую поверхность предмета набирается или наносится кисточкой краска, вертикальным движением ставим отпечаток на лист бумаги. Для воспитанников средней группы подходят задания по созданию композиции из отпечатков с использованием приёмов классического рисования. Например, для задания «Варим компот» ребята кисточкой рисуют контуры кастрюли, в пределах которых будут ставить разноцветные отпечатки половинки яблока. Варианты природного материала для печатания: листья, плоские цветы (ромашки, маргаритки), ракушки, разрезанные огурцы, яблоки, лимоны.

«Овощной салат»

Для печатания потребуются луковицы и огурцы
Кисточкой рисуем салатную миску
Набираем краску луковицей, прикладываем к листу
Отпечатки луковицы
Печатаем огурцом
Салат готов

Рисование ватными палочками

В младших группах ребята пробовали рисовать ватными палочками: набирали краску и украшали точками бумажные заготовки или изображение на листе бумаги (ёлочку, сарафан, чайник). Для воспитанников средней группы задание усложняется: они формируют умение создавать изображение ватной палочкой на чистом листе бумаги. Рисуют ребята точками, пятнами, мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами (колечки, круги). Рисование точками при помощи ватных палочек будет иметь особое значение при знакомстве с техникой пуантилизм в старших группах.

«Ветка рябины»

Для работы нужно несколько ватных палочек, акварель или гуашь
Ветка рисуется линиями
Ягоды рисуются пятнами
Рисуются грозди рябины
Листья рисуются мазками
Сердцевинки ягод рисуются точками
Ветка рябины готова

Рисование ватными дисками

Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью, сложив пополам или в четверть.

«Цветок»

Ватный диск складывается до получения нужной по форме детали, набирается краска Отпечатки ватным диском по замыслу Элементы рисуются кисточкой

«Воздушные шары»

Создание фона рисунка - небо
Приклеивается ватные диски - шары
Рисование на ватных дисках
Узоры на ватных дисках
Дорисовавыются кисточкой нитки шаров

Рисование вилкой

Ещё один вариант печатание необычным предметом - рисование вилкой (металлической или пластиковый). Гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхностью вилки набирается краска и делаются отпечатки на бумаги.

«Тюльпаны»

Набираем краску на вилку
Прислоняем вилку к листу бумаги
Отпечатки
Рисуем кисточкой стебельки и листья
Тюльпаны готовы

Рисование мятой бумагой

Делать отпечатки краской можно при помощи смятого кусочка бумаги. Задания по рисованию в этой технике усложняются для воспитанников средней группы при помощи сочетания в работе элементов классического рисования или аппликации.

«Падают листья»

Ребята делают аппликацию из полосок бумаги - ствол и ветви Смятым кусочком бумаги делают отпечатки гуашью - листья Примеры работ

Кляксография

Кляксография - это способ создания изображения при помощи пятен и клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой, кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят кляксы по замыслу.

Техника рисования кляксами:

  1. Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.
  2. На листе бумаги делается пятно или ставится капля.
  3. Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу.

«Вишня в цвету»

На лист бумаги ставится капля Дуем через трубочки на краску Раздуваем кляксу - ствол Ставим капельки краски на ствол дерева и раздуваем веточки Ставим капли зелёной краски Раздуваем травку Ставим капли белой краски Дополняем краской розового цвета Раздуваем капли - цветы вишни

Ниткография

Рисование шерстяной нитью в средней группе состоит из набора краски на нить, прикладывания её к листу бумаги и создания узора отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создаёт причудливый узор, который подходит для изображения тучи или облака, собачки или овечки.

«Тучка»

Нить с набранной краской кладётся на лист бумаги Сверху нить накрывается другим листом, ребёнок водит нитью в разные стороны, создавая узор Кисточкой рисуем капли Тучка готова

Рисование манкой

На самом деле рисуют дети клеем (обычно ПВА). На обозначенный контур изображения кисточкой наносится слой клея, насыпается манка и плотно прикладывается лист бумаги сверху. Затем с рисунка стряхивается лишняя манка и таким же способом создаётся следующая деталь. В средней группе ребята развивают умение аккуратно обводить трафарет и наносить клей в пределах контура. Поскольку манка белого цвета, для рисования в этой технике в качестве основы используется цветная бумага или картон.

«Подарок для мамы»

Обводим трафарет На контур цветка кисточкой наносим слой клея Насыпаем манку Прикладывает сверху лист бумаги Стряхиваем лишнюю крупу Выполняем этим способом следующий элемент - стебель с листьями Подарок для мамы готов

Рисование свечой

Ребята развивают навыки рисования линий, пятен, простых геометрических фигур необычным инструментом - свечой. Для занятия потребуется плотный лист белой бумаги в качестве основы, простая свеча (кусочек свечи), акварельные краски и кисть.

Техника рисования свечой:

  1. На листе свечой ребята рисуют детали по замыслу.
  2. Кистью закрашивают лист акварельной краской.
  3. Восковые изображения проступают сквозь акварель.

«Зимний пейзаж»

Свечой рисуем внизу листа ёлочки, вверху - снежинки
Закрашиваем лист акварелью синего, голубого и чёрного цвета
Зимний пейзаж готов

Рисование восковыми мелками

На занятиях по рисованию в этой технике ребята развивают сразу два классических навыка - рисование карандашом (восковые мелки, как правило, имеют форму карандашей) и заливка фона одним или несколькими цветами акварели при помощи кисти. Получаются необычные и яркие работы.

«Летний луг»

На листе белой бумаги рисуем цветы, бабочек, солнце
Заливаем лист синей и зелёной акварелью
Готовая работа

Граттаж (воскография)

С воспитанниками средней группы можно попробовать граттаж - рисование процарапыванием линий на бумаге, залитой тушью или краской. Подготовить к занятию основу для рисования в этой технике могут ребята дома с родителями, можно выполнить эту часть работы в детском саду (но учесть, что просушка краски займёт определённый отрезок времени). Для создания основы нужны восковые мелки, гуашь чёрного цвета и широкая кисть, для процарапывания - заострённая палочка (можно использовать деревянную шпажку для жарки мяса).

Техника воскографии:

  1. Раскрасить поверхность листа восковыми мелками.
  2. Закрасить лист чёрной гуашью.
  3. Дать краске полностью высохнуть.
  4. Процарапывая краску, создать линиями рисунок.

«Домик»

Закрашиваем лист восковыми мелками разных цветов
Наносим чёрную гуашь поверх воска
Даём краске высохнуть
Процарапываем рисунок
Готовая работа

Рисование через мокрую марлю

На занятиях по нетрадиционному рисованию ребята узнают, что можно сделать рисунок при помощи необычных инструментов, а можно рисовать привычной кистью и красками, но с использованием дополнительных неожиданных материалов. Так, привлечение к работе мокрой марли позволяет создать оригинальную работу.

Техника рисования через марлю:

  1. Ватными тампонами набираем воду из стаканчика, хорошо смачиваем всю поверхность листа.
  2. Прикладываем к мокрому листу слой марли, расправляем её. Марля должна прилипнуть и быть неподвижной на бумаге.
  3. Поверх марли рисуем акварельными красками при помощи кисти, как обычно. Оставляем рисунок до полного высыхания.
  4. Снимаем марлю с высохшей работы - на бумаге остаётся рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.

Рисунок в технике нетрадиционного рисования через мокрую марлю

Составление конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике

В конспекте занятия должны быть отмечены поставленные педагогом цели и задачи. Следует описать предварительную работу по теме занятия: наблюдение животных и птиц, явлений природы во время прогулке, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Отмечается использование мотивирующего материала на занятии (изучение картинок и плакатов, привлечение малых форм устного народного творчества, проведение беседы, создание сюрпризного момента или игровой ситуации), проведение подвижных и дидактических игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

В соответствии с гигиеническими нормами занятие по рисованию в средней группе длится не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  1. Организационный момент 1 минута.
  2. Мотивирующее начало занятия 4–6 минут.
  3. Практическая часть: прямой показ действий воспитателем и выполнение рисунка детьми 10 минут.
  4. Демонстрация и обсуждение рисунков 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка».
Организационный момент и приветствие.
Воспитатель загадывает детям загадку о матрёшке.
Ребятам показываются картинки матрёшек и деревянные игрушки. Воспитатель напоминает детям историю матрёшки.
Чтение стихотворения о матрёшке.
Проведение беседы: все ли матрёшки одинаковые, какие отличия у этих игрушек.
Физкультминутка «Мы, матрёшки, вот такие крошки».
Проведение пальчиковой гимнастики.
Практическая часть: воспитатель показывает способ рисования монотипией, дети рисуют фартук и платок в этой технике; показ рисования тычком при помощи ватной палочки, ребята украшают точками и пятнами одежду матрёшки.
Демонстрация и обсуждение работ.
Воспитатель подводит итоги занятия, благодарит ребят за интерес и старание.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию в средней группе

Перед разработкой рабочей программы по нетрадиционному рисованию рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данном направлении:

  • Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. - Академия развития, 2012.
  • Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - Просвещение, 2007.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2010.
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. - ИД Цветной мир, 2016

Программа по нетрадиционному рисованию должна содержать:

  • Цели и задачи образовательного курса.
  • Методы и приёмы работы педагога (наглядные, словесные, игровые), применяемые на занятиях.
  • Календарно-тематическое планирование: темы занятий и программное содержание каждого.
  • Формы анализа художественной деятельности детей: анализ работ, выставка рисунков в холле детского сада, проведение демонстрационных занятий для воспитанников младших групп.

Видео по теме нетрадиционного творчества в детском саду

Фрагмент занятия по рисованию кончиком пальца в средней группе «Зимний лес»

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом - тычком

Техника нетрадиционного рисования - рисование через мокрую марлю (занятие)

Нетрадиционные техники рисования - набрызг

Занятие в средней группе по нетрадиционной технике рисования - рисование на стекле пальчиком

Занятие в средней группе по рисованию губкой

Вебинар «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Занятия по нетрадиционному рисованию предоставляют широкий простор для детской фантазии. Каждый раз - это радость, игра и возможность поверить в собственные силы. Страх рисовать кистью и карандашом постепенно уходит, потому что, рисуя воском, печатая поролоновой губкой и листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щёткой, ребёнок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами.