Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Цветовое зрение, зрительные контрасты и последовательные образы. Open Library - открытая библиотека учебной информации Последовательные образы при осмотре на ярком фоне

Зрительное ощущение имеет свою продолжительность во времени. После того как внеш­нее раздражение через зрительный аппарат дошло до сознания и прекратилось, мы неко­торое время продолжаем его ощущать. След от раздражения носит название последова­тельного образа.

Последовательный образ будет положительным в том случае, когда будет соответство­вать начальному образу по яркости и цвету. Взлетающая ракета, например, производит впечатление светящейся струи, тлеющий уголь, вращаемый в темноте, - впечатление огнен­ной окружности, а мелькающие на экране кинокадры - впечатление непрерывного движе­ния. Это - примеры последовательно положительных образов зрительного ощущения.

Темные следы, оставляемые светящимися или яркими предметами при последующем взгляде на белую поверхность, будут примерами последовательно отрицательных образов. К ним относятся также следы, противоположные по цвету: зеленый след, оставляемый красным цветом, или желтый след, оставляемый синим цветом, и другие.

Кажущееся при этом изменение цвета носит название последовательного контраста. По закону последовательного контраста цвета изменяются в сторону дополнительного цвета.

Название «дополнительные цвета» указывает на то, что каждый из пары цветов до­полняет свой противолежащий до белого цвета. Дополнительные цвета составляют основ­ные парные или двухчастные цветовые гармонические сочетания.

Наиболее удобной системой для анализа цветовых сочетаний можно считать спектраль­ный круг, в котором цвета спектра располагаются последовательно, кольцом (рис. 29).

Противолежащие по кругу дополнительные цвета будут простыми парами цветовых сочетаний. Они создают наибольший цве­товой контраст. При оптическом смешении они дают белый или серый цвет, при ме­ханическом смешении - серый или черный.

Дополнительные цвета, последователь­но рассматриваемые, приобретают большую насыщенность.

Явление последовательного контраста используется художниками как одно из важных художественных средств живописи. По мере того как мы переводим свой взгляд от одной части изображения к другой, окра­шенной в дополнительный цвет, мы ощу­щаем, что краски в картине все больше и больше загораются. Это качество красок картины оставляет у нас ощущение цвето­вой гармонии. Многие композиции больших мастеров построены на гармоническом единстве последовательного восприятия до­полнительных цветов.

Кроме последовательных контрастов, в сочетаниях разных цветов возникают одно­временные или смежные контрасты.

На светлом фоне цвет кажется темнее, на темном - светлее. Больше того, на си­нем фоне он кажется более теплым, на желтом - более синим.


Изменение цвета по светлоте назы­вается ахроматическим контрастом. Изме­нение по цветовому признаку - хроматиче­ским. Хроматический контраст наиболее заметен при равносильной светлоте сопо­ставляемых цветов и при их небольшой на­сыщенности.

Хроматические и ахроматические кон­трасты так же, как и последовательные контрасты цветов, увеличивают насыщен­ность и светлоту цвета в картине и поэтому служат средством цветового обогащения ограниченных возможностей палитры ху­дожника.

Цветовые гармонии могут строиться на нескольких цветах, равно отстоящих по спектральному кругу (рис. 29).

Мы часто можем наблюдать в картинах, что фон у освещенной части лица затемнен, а у теневой высветлен. Обострение смежного контраста усиливает светотеневые отноше­ния и придает большую яркость освещенным частям изображаемого предмета.

Рис. 29. Спектральный круг и цветовые сочетания. Вверху - двенадцать цветов спектра расположены по кругу, в котором дополнительные цвета размеще­ны диаметрально противоположно. В середине - из спектрального круга выделены два дополнительных цвета. Внизу - из круга выделены три цвета, рав­ноотстоящие друг от друга и хорошо гармонирующие по отношению друг к другу.

На последовательных и смежных контрастах основываются гармонические сочетания по цвету. Цветовая гармония может составить тему для большого исследования. Но из мно­жества возможных гармонических сочетаний мы остановимся на самых простых и прове­ренных изобразительной практикой.

Картина Ф. А. Васильева «Баржи на Волге» показывает пример мастерского исполь­зования гармонии двух дополнительных цветов - оранжевого и синего, которые художник сопоставляет в картине в обилии разработанных вариаций (рис. 25).

Сочетание красок в картине художника М. А. Врубеля «Сирень» (рис. 26) построено на противопоставлении темно-зеленого цвета листвы и розово-лиловой окраски цветущих ветвей. С точки зрения цветового решения картины она представляет собой богатую, много­вариантную разработку сочетания двух дополнительных цветов: зеленого и сиреневого. Со­четаемые цвета, следуя светотени гроздей и листьев, приобретают многочисленные розо­вые и лиловые оттенки, в сумме составляющие общий цвет сирени, который противопостав­ляется общему зеленому цвету листы с ее многочисленными оттенками.

Лучшее из произведений нашей древней живописи - «Троица» Андрея Рублева - мо­жет служить классическим примером гармонии цвета (рис. 31). Прежде всего привлекает внимание золотой фон картины и голубые одежды фигур; возникает ощущение гармонии цветовой композиции золотого и голубого. Ее дополняют темно-вишневый цвет одежды цен­тральной фигуры и светло-зеленые одежды боковых фигур. Схема цветовой гармонии кар­тины «Троица» основана на сочетании четырех равноотстоящих друг от друга дополнитель­ных цветов, которые мы можем наблюдать в спектральном круге.

В картине Э. Делакруа «Марокканец, седлающий коня» (рис. 30) схема цветового по­строения основывается на гармоническом сочетании равноотстоящих друг от друга цветов спектрального круга; при этом насыщенность цвета обратно пропорциональна площади цве­тового пятна. Второстепенные предметы, которые изображены в картине, окрашены в ко­ричнево-серый и другие незаметные цвета, не нарушающие основной гармонии ее цветовой композиции.

Размах широкого применения цвета в русской архитектуре достигает несравненной силы в величественном ансамбле Троице-Сергиевой лавры. Гармоническое сочетание кра­сок придает архитектуре торжественную значительность, а цветовые гармонии получают монументальную силу. Фрагмент акварели «Троице-Сергиева лавра» (рис. 32) показывает, как золото центрального купола собора гармонирует с окружающими его синими купо­лами, как красный цвет стен колокольни сочетается с зелеными цветами крыш, изразцов, наличников, крылец и т. п. С особой силой цветовая гармония выступает в зимнее время; когда окружающая природа окутана снегом и туманом, ансамбль получает широкий се­ребристо-серый фон. Цветовые архитектурные массы величественно доминируют над снеж­ными просторами.

Цветовая гармония составляет одну из существенных сторон живописного произведе­ния и выступает на первый план в декоративной живописи, в архитектурных плафонах, настенных росписях и пр., в мебели, костюмах, орнаментах, коврах, тканях и других видах прикладного искусства. Она так же важна в живописи, как соразмерность величин в архи­тектуре или гармонические созвучия в музыке.

Наиболее элементарную форму сензорной памяти представляют так называемые последовательные образы. Οʜᴎ проявляются как в зрительной, так и в слуховой и общечувствительной сфере и хорошо изучены в психологии.

Явление последовательного образа (часто обозначаемого символом NB соответственно немецкому термину ʼʼNachbildʼʼ) состоит в следующем: если на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время предъявить субъекту простой раздражитель, к примеру, предложить ему смотреть на ярко-красный квадрат 10-15 сек, а затем убрать данный квадрат, то испытуемый продолжает видеть на месте убранного красного квадрата отпечаток такой же формы, но обычно синœе-зелœеного (дополнительно к красному) цвета. Этот отпечаток иногда появляется сразу же, иногда через несколько секунд и сохраняется некоторый период (от 10-15 сек до 45-60 сек), затем постепенно начинает бледнеть, терять свои четкие контуры, как бы расползается, затем исчезает; иногда он снова появляется, чтобы уже полностью исчезнуть. У разных испытуемых как яркость, так и четкость и продолжительность последовательных образов должна быть различной.

Явление последовательных образов объясняется тем, что раздражение сетчатки имеет свое последействие: оно истощает ту фракцию зрительного пурпура (цве-точувствительного компонента колбочки), которая обеспечивает восприятие красного цвета͵ в связи с этим при переводе взгляда на белый лист появляется отпечаток дополнительного к нему синœе-зелœеного цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом. Он должна быть расценен как наиболее элементарный вид сохранения сензорных следов или наиболее элементарный вид чувствительной памяти.

Кроме отрицательных последовательных образов существуют и положитнлъ-ные последовательные образы. Их можно наблюдать, в случае если в полной темноте поместить перед глазами какой-нибудь предмет (к примеру, руку), а затем на очень короткое время (0,5 сек) осветить поле ярким светом (к примеру, вспышкой электрической лампочки). В этом случае после того, как потухнет свет, человек в течение некоторого периода будет продолжать видеть яркий образ предмета͵ расположенного перед его глазами, на данный раз в натуральных цветах; данный образ сохраняется неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время и затем исчезает.

Явление положительного последовательного образа есть результат прямого последействия кратковременного зрительного восприятия. Тот факт, что он не меняет своей окраски, объясняется тем, что в наступающей темноте фон не вызывает возбуждения сетчатки, и человек может наблюдать непосредственное последействие вызванного на один момент сензорного возбуждения.

Феномен последовательных образов всœегда интересовал психофизиологов, которые видели в данном явлении возможность непосредственно наблюдать процессы тех следов, которые сохраняются в нервной системе от действия сензорных раздражений, и проследить динамику этих следов.

Последовательные образы отражают прежде всœего явления возбуждения, протекающие на сетчатке глаза. Это доказывается простым опытом. В случае если предъявить на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время красный квадрат на сером экране и, убрав данный квадрат, получить его последовательный образ, а затем постепенно отодвигать экран, можно увидеть, что величина последовательного образа постепенно увеличивается, причем это увеличение последовательного образа прямо пропорционально удалению экрана (ʼʼзакон Эммертаʼʼ).

Это объясняется тем, что по мере удаления экрана угол, который начинает занимать его отражение на сетчатке, постепенно уменьшается, и последовательный образ начинает занимать всœе большее место на этой уменьшающейся площади сетчаточного образа отодвигающегося экрана. Описанное явление служит четким доказательством того, что в данном случае мы действительно наблюдаем последействие тех процессов возбуждения, которые происходят на сетчатке, и последовательный образ является наиболее элементарной формой кратковременной сензорной памяти.

Характерно, что последовательный образ является примером самых элементарных следовых процессов, которые нельзя регулировать сознательным усилием: его нельзя ни продлить по своему желанию, ни произвольно вызвать снова. В этом и состоит отличие последовательных образов от более сложных видов образов памяти.

Последовательные образы можно наблюдать в слуховой сфере и в сфере кожных ощущений, однако там они выражены слабее и продолжаются более короткое время.

Несмотря на то что последовательные образы являются отражением процессов, протекающих на сетчатке, их яркость и последовательность существенно зависят от состояния зрительной коры. Так, в случаях опухолей затылочной области мозга последовательные образы могут проявляться в ослабленном виде и сохраняться более короткое время, а иногда и вообще не вызываются (Н. Н. Зислина). Наоборот, при введении некоторых стимулирующих веществ они могут становиться ярче и продолжительнее.

Последовательные образы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Последовательные образы" 2017, 2018.



Последовательный образ

Зрительные ощущения , сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя . Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как , и бывает очень кратковременным. Отрицательный П. о. сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный П. о. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных П. о., к-рые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут (см. , ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Зрительное ощущение, остающееся сразу после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде.

Специфика.

Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из-за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Синоним.

Послеобраз.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

(англ. afterimage , букв. послеобраз) - , возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат . П . о .). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста , что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. П. о. зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается ( ). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г . Гельмгольца ). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за «стирания» их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей - «П. о. Геринга», «П. о. Пуркинье» и «П. о. Гесса» соответственно.

Обычные П. о:, несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами , обладающими свойствами предметности, константности и т. д. нельзя. В этой связи А . Н . Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина «послеобраз» (англ. afterimage и нем. nachbild ) - «следующий за образом»: «Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним. Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы» (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с. 196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

П. о. может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "последовательный образ" в других словарях:

    Последовательный Образ - зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода… … Психологический словарь

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - остаточные ощущения, постепенно затухающая устойчивость ощущений, продолжающихся и после прекращения чувственного возбуждения (остаточный образ, отголосок, привкус); основан на устойчивости состояния возбуждения в органах чувств или в нервной… … Философская энциклопедия

    Последовательный образ - – мысленное представление только что прошедшего, случившегося. …Вот он ушел, a я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно – там мне представляется его лицо (А. Чехов, Дядя Ваня). * * * – перцептивный образ (чаще зрительный), который… …

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - Перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих… …

    последовательный образ - зрительное ощущение, сохраняющееся в течение некоторого времени после прекращения действия на г?А?светового раздражителя … Большой медицинский словарь

    Последовательный образ - Задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм … Толковый словарь психиатрических терминов

    последовательный образ - Оставшееся зрительное ощущение от светящегося пятна или от точечного источника света после прекращения действия на глаз наблюдателя … Политехнический терминологический толковый словарь

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - Последовательный образ, возникающий немедленно после прекращения действия визуального стимула, который имеет те же качественные характеристики, что и первоначальный стимул. Положительный последовательный образ мимолетен и лучше всего наблюдается… … Толковый словарь по психологии

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - Последовательный образ, со свойствами, противоположными свойствам первоначального стимула. Хотя иногда для обозначения таких последовательных образов (особенно при обсуждении цветовых образов) используется термин дополнительный, что они… … Толковый словарь по психологии

    Последовательный образ отрицательный - – последовательный образ со свойствами, противоположными свойствам первоначального стимула. Синоним: Отрицательный послеобраз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Основные виды памяти

Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.

При этом ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов, оставив в стороне рассмотрение явлений эмоциональной и двигательной памяти.

Наиболее элементарную форму сензорной памяти представляют так называемые последовательные образы. Οʜᴎ проявляются как в зрительной, так и в слуховой и общечувствительной сфере и хорошо изучены в психологии.

Явление последовательного образа (часто обозначаемого символом NB соответственно немецкому термину «Nachbild») состоит в следующем: если на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время предъявить субъекту простой раздражитель, к примеру, предложить ему смотреть на ярко-красный квадрат 10-15 сек, а затем убрать данный квадрат, то испытуемый продолжает видеть на месте убранного красного квадрата отпечаток такой же формы, но обычно синœе-зелœеного (дополнительно к красному) цвета. Этот отпечаток иногда появляется сразу же, иногда через несколько секунд и сохраняется некоторый период (от 10-15 сек до 45-60 сек), затем постепенно начинает бледнеть, терять свои четкие контуры, как бы расползается, затем исчезает; иногда он снова появляется, чтобы уже полностью исчезнуть. У разных испытуемых как яркость, так и четкость и продолжительность последовательных образов может быть различной.

Явление последовательных образов объясняется тем, что раздражение сетчатки имеет свое последействие: оно истощает ту фракцию зрительного пурпура (цве-точувствительного компонента колбочки), которая обеспечивает восприятие красного цвета͵ в связи с этим при переводе взгляда на белый лист появляется отпечаток дополнительного к нему синœе-зелœеного цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом. Он может быть расценен как наиболее элементарный вид сохранения сензорных следов или наиболее элементарный вид чувствительной памяти.

Кроме отрицательных последовательных образов существуют и положитнлъ-ные последовательные образы. Их можно наблюдать, если в полной темноте поместить перед глазами какой-нибудь предмет (к примеру, руку), а затем на очень короткое время (0,5 сек) осветить поле ярким светом (к примеру, вспышкой электрической лампочки). В этом случае после того, как потухнет свет, человек в течение некоторого периода будет продолжать видеть яркий образ предмета͵ расположенного перед его глазами, на данный раз в натуральных цветах; данный образ сохраняется неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время и затем исчезает.

Явление положительного последовательного образа есть результат прямого последействия кратковременного зрительного восприятия. Тот факт, что он не меняет своей окраски, объясняется тем, что в наступающей темноте фон не вызывает возбуждения сетчатки, и человек может наблюдать непосредственное последействие вызванного на один момент сензорного возбуждения.

Феномен последовательных образов всœегда интересовал психофизиологов, которые видели в этом явлении возможность непосредственно наблюдать процессы тех следов, которые сохраняются в нервной системе от действия сензорных раздражений, и проследить динамику этих следов.

Последовательные образы отражают прежде всœего явления возбуждения, протекающие на сетчатке глаза. Это доказывается простым опытом. В случае если предъявить на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время красный квадрат на сером экране и, убрав данный квадрат, получить его последовательный образ, а затем постепенно отодвигать экран, можно увидеть, что величина последовательного образа постепенно увеличивается, причем это увеличение последовательного образа прямо пропорционально удалению экрана («закон Эммерта»).

Это объясняется тем, что по мере удаления экрана угол, который начинает занимать его отражение на сетчатке, постепенно уменьшается, и последовательный образ начинает занимать всœе большее место на этой уменьшающейся площади сетчаточного образа отодвигающегося экрана. Описанное явление служит четким доказательством того, что в данном случае мы действительно наблюдаем последействие тех процессов возбуждения, которые происходят на сетчатке, и последовательный образ является наиболее элементарной формой кратковременной сензорной памяти.

Характерно, что последовательный образ является примером самых элементарных следовых процессов, которые нельзя регулировать сознательным усилием: его нельзя ни продлить по своему желанию, ни произвольно вызвать снова. В этом и состоит отличие последовательных образов от более сложных видов образов памяти.

Последовательные образы можно наблюдать в слуховой сфере и в сфере кожных ощущений, однако там они выражены слабее и продолжаются более короткое время.

Несмотря на то что последовательные образы являются отражением процессов, протекающих на сетчатке, их яркость и последовательность существенно зависят от состояния зрительной коры. Так, в случаях опухолей затылочной области мозга последовательные образы могут проявляться в ослабленном виде и сохраняться более короткое время, а иногда и вообще не вызываются (Н. Н. Зислина). Наоборот, при введении некоторых стимулирующих веществ они могут становиться ярче и продолжительнее.

Последовательный образ (англ. afterimage, букв, послеобраз) - ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, "след" раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный Последовательный образ). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. Последовательный образ). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. Последовательный образ зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за "стирания" их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей - "П. о. Геринга", "П. о. Пуркинье" и "П. о. Гесса" соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т.д. нельзя. В этой связи А.Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина "послеобраз" (англ. afterimage и нем. nachbild) - "следующий за образом": "Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним" Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы" (Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с.196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

Последовательный образ может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю., 1969).

Син. для П. р.: стандартный, эталонный или фоновый стимул . (К.В. Бардин)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Последовательный образ - перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его стимул удалён. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Последовательный образ - задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См . Эйдетизм .

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Последовательный образ - перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

предметная область термина