Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Монументальная живопись - математика и искусство. История возникновения и развития монументальной живописи Фреска древний вид монументальной живописи

Принято разделять живопись на станковую и монументальную. К станковой живописи относится та, которая выполнена масляными красками на холсте, картоне или другом твердом материале. Как правило, она имеет не столь внушительные размеры, исполняется на мольберте и способна кочевать по выставкам, музеям, интерьерам владельцев. Другое дело живопись монументальная. Она жестко привязана к архитектурной поверхности, часто имеет гигантские размеры и технологоя исполнения имеет свои особенности. Существует немало разнообразных техник монументальной живописи, но мы предполагаем рассказать вам только о трех из них. Это фреска, мозаика и витраж.

Итак…
Под термином «фреска» понимается письмо по сырому известковому основаниюкрасками, разведенными водой, либо красками, имеющими в своем составе известковое связующее (известковое тесто, известковую воду). Гидрат окиси кальция, содержащийся в известковом тесте и, следовательно, в известковом растворе, является основным элементом этой техники, который, вступая в химическую реакцию с углекислым газом воздуха, образует углекислый кальций - прозрачную стекловидную структуру, которая, пронизывая весь слой грунта и красок и образуя на их поверхности тонкую прозрачную пленочку, закрепляет (цементирует) как весь грунт, так и красочный слой фрески, который она еще и предохраняет от атмосферных воздействий. Что делает эту технику практически вечной. Её гибель наступает вместе с разрушением архитектуры.

Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «a fresko» -по сырому, то есть письмо по сырому, еще свежему известковому грунту. В Италии, где зародился термин «fresko», фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены вархитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века, хотя способ письма по сырому известковому грунту применялся со времен, значительно более ранних, и имел место не только на Апеннинском полуострове. Как во всякой другой технике, в монументальной живописи многотрудным оказывается дело мастеров. А фреска требуетособо тщательной подготовки стены, ибо «грунт живописца» ляжет всего лишь третьим по счету. Первые же два закрывают кирпичную или каменную кладку стены и выравнивают ее. Причем очень тщательно! Так, чтобы не осталось пузырьков воздуха, чтоб сгладились неровности, чтоб во втором слое, более тонком в сравнении с первым, поверхность была бы идеальной. Недаром ее без устали «отглаживают» специальной доской. И вот уж тогда, поверх двух предыдущих, мажут штукатурковый слой для живописи. Тонкий, менее сантиметра в толщину, его накладывают частями и ровно столько, сколько сможет художник расписать за день. Иначе штукатурка высыхает, и ее придется соскабливать. Во фреске, исполненной «сырым способом», нередко видны соединительные швы, границы между частями, которые заканчивал в определенный период художник. А также прориси -процарапанные в штукатурке контуры рисунка, переведенного на стену с предварительно созданного картона.
Сложное дело фреска! Требует мастерства особого и смелости, и точности, и предвидения. . . Писать надо по сырому, пока штукатурка не высохла, пока краскисвободно перетекают в грунт. Писать надо точно, потому что исправлять сложно, ибо ошибки обнаруживаются через несколько дней после высыхания (поправляют темперой). Писать надо, предвидя изменение цвета, потому что в сыром состоянии краски значительно ярче. Словом, «буон фреска» (ит.), «чистая фреска» (хорошая!) без поправок оказывается явлением очень редким и труднодостижимым. Вот почему фреску пишут не только «сырым способом» («а фреско» - ит.), но и «сухим способом» («а секко» - ит.). Пишут по высохшей штукатурке, замешивая известь в краски. Она одновременно служит белилами и делает живопись похожей более на гуашь, в то время как водяные краски придают фреске «акварельный характер».
В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в XVI-XVII веках в русских документах он не встречается, и о такого характера работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике, - будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.

Фреска была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали вДревней Греции, писали ею в Древнем Риме, Византии, на Руси X-XII веков. Многочисленные фрески выполнены в средневековой Европе.
В этой технике созданы значительные и выдающиеся произведения. Начиная разговор о фреске как о технике стенописи, сразу же следует сказать, что не было единой техники фрески, то есть единой системы письма по сырому известковому грунту Эта техника, зародившись в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской, и естественно, что она за время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась в соответствии с художественными задачами, которые стояли перед мастерами определенной эпохи и региона, исходя из традиций мастерства и свойств местных материалов. Единственное, что характерно для всех ее модификаций - это известковое связующее ее грунтов и красок. Все остальное представляет калейдоскоп рецептур грунтов, методов их наложения, ассортимента красок, систем письма и т. д.
Чаще всего применялись темперные краски (главным образом цельнояичные), которыми дописывали и прописывали фрески уже при высохшем их красочном слое, что диктовалось нередко необходимостью исправления неудавшихся фрагментов, дописыванием деталей.
«Совершенно неверно утверждение отдельных исследователей о том, что Микеланджело, Рафаэль и многие другие итальянские мастера XVI столетия писали свои произведениятолько техникой одной чистой фрески. Они, так же как и в более ранние века, применяли ретушь по сухой штукатурке и живопись отдельными минеральными красками в виде темперы». Однако Дж. Б. Арменини (XVI в.) в своем трактате пишет о том, что в его время некоторые художники ретушировали фрески даже пастельными карандашами и масляными красками К этому следует добавить, что ни в одном из памятников русской стенописи X-XVIII веков нет росписей, выполненных только фреской, - все они в той или иной мере дописаны по сухому. Нигде и никогда не было фрески, писавшейся подобно акварели, то есть системы письма очень жидкими, разбавленными только водой колерами и красками. Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э.
Фреска среди других техник монументальной живописи, ближе всего станковой самим процессом писания красками. И хотя художник работает не с палитрой в руке и не у мольберта, а около стены (нередко огромной), живопись в своем проявлении едина. Влажная красочная кисть в руке художника подчинена его воле, его характеру. Мы видим во фресках силу лепки цветом, следы мазков, плотность, прозрачность красок и в то же время «звучание».

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Она способна передавать объемы и пространства, природу, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого и полет фантазии, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характера. Живопись может быть однослойной (выполняется сразу) и мнослойной, включающей подмалевки и пессировки , наносимые на просохший красочный слой прозрачный и полупрозрачный слои краски.
Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой , пространственными свойствами теплых и холодных цветов, свето-теневой моделировкой формы, передачей общего цветового фона полотна . Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция . Художник, как правило, начинает работу рад полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем, в многочисленных живописных этюдах с натуры, он прорабатывает необходимые элементы композиции.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ .
Станковыми называются картины, которые имеют самостоятельное значение (пишутся на станке). У станковой живописи много жанров.

Жанр (франц. "манера", "вид", "вкус", "обычай", "род") - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанр может отмечаться в названии картины (прим. "Торговец рыбой").

Жанры станковой живописи :

По тому, что изображено на картине :
1.Портрет
2.Пейзаж
3.Натюрморт
4.Бытовой (жанровый)
5.Исторический
6.Батальный
7.Анималистический
8.Библейский
9.Мифологический
10.Сказка

1.Портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.
Виды портрета : поясной, поплечный, погрудный, портрет в рост, портрет на фоне пейзажа, портрет в интерьере (комнаты), портрет с аксессуарами, автопортрет, двойной портрет, групповой портрет, парный портрет, костюмированный портрет, миниатюрный портрет.

По характеру изображения все портреты можно разделить на 3 группы :
а) парадные портреты , как правило предполагают изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), обычно на пейзажном или архитектурном фоне;
б) полупарадные портреты (возможно не совсем во весь рост, нет архитектурного фона);
в) камерные (интимные) портреты, в которых используется поплечное, по грудное, поясное изображение, чаще на нейтральном фоне.

Русские художники-портретисты: Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Брюллов, Кипренский, Тропинин, Перов, Крамской, Репин, Серов, Нестеров

2.Пейзаж (франц. "место", "страна", "родина") - изображает природу, вид местности, ландшафт.
Виды пейзажа : сельский, городской, морской (марина), городской архитектурный (ведута), индустриальный.
Пейзаж может носить лирический, героический, эпический, исторический, фантастический характер .

Русские художники-пейзажисты: Щедрин, Айвазовский, Васильев, Левитан, Шишкин, Поленов, Саврасов, Куинджи, Гробарь и др.

3.Натюрморт (франц. "мертвая природа") - изображает своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь. Художники изображают самые обычные вещи, показывают их красоту и поэтичность.

Художники: Серебрякова, Фальк

4.Бытовой жанр (жанровая живопись) - изображает повседневную жизнь человека и знакомит нас жизнью людей давно ушедших времен.

Художники: Венецианов, Федотов, Перов, Репин и др.

5.Исторический жанр - изображает значимые исторические события, события прошлого, былинные времена. Этот жанр часто перелеплетается с другими жанрами: бытовым, батальным, портретом, пейзажем .

Художники: Лосенко, Угрюмов, Иванов, Брюллов, Репин, Суриков, Ге и др.
Суриков, выдающийся мастер исторической живописи: "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Меньшиков в Березове", "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком".

6.Батальный жанр - изображает военные походы, сражения, ратные подвиги, боевые действия.

7.Анималистический жанр - изображает мир животных.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.

Всегда связана с архитектурой. Украшает стены и потолки, полы, проемы окон.

Виды монументальной живописи (различаются в зависимости от техники исполнения):

1.Фреска (итал. "по сырому") - пишется по сырой известковой штукатурке красками (сухой пигмент, краситель в порошке), разведенными водой. Высыхая,известь выделяет тончайшую кальциевую пленку, которая закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной.

2.Темпера - краски разведенные на яйце,казеиновом клее или синтетическом связующем веществе. Это самостоятельный и распространенный вид стенной живописи. Иногда темперой пишут по уже сухой фреске. Темпера быстро высыхает и при высыхании меняет цвет.

3.Мозаика (лат. "посвященная музам") - живопись, выложенная из небольших кусочков цветных камней или смальты (специально сваренное непрозрачное цветное стекло)

4. Витраж (франц. "остекление", от лат. "стекло") - живопись, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, соединенных между собой свинцовыми полосками (спаивание свинцом)

5.Панно (франц. " доска", "щит")
- а) часть стены или потолка (плафон), выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью;
б) выполнено красками на холсте, а затем прикреплено к стене. Для наружных стен панно может быть выполнено из керамических плиток.

АРХИТЕКТУРА

Архитектура - искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей. От других видов искусства отличается тем, что выполняет не только идейно-художественные, но и практические задачи.

Виды архитектуры :
общественная (дворцовая);
общественная жилая;
градостроительство;
реставрация;
садово-парковая (ландшафтная);
промышленная.

Выразительные средства архитектуры :
композиция здания;
масштаб;
ритм;
светотень;
цвет;
окружающая природа и застройка;
живопись и скульптура.

1. Композиция здания - расположение его основных частей и элементов в определенной последовательности. Композиция здания очень важна, так как от нее зависит впечатление, которое производит здание . Создавая архитектурную композицию архитектор пользуется различными приемами: чередованием и сочетанием различных пространств (открытых и закрытых, освещенных и затемненных, сообщающихся и изолированных и др.); различных объемов (высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, тяжелых и легких, простых и сложных); элементов ограждающих поверхностей (плоских и рельефных, глухих и ажурных, однотонных и красочных). Выбор композиции зависит от того, для чего здание предназначается.

Виды композиции :
- Симметричная . Одинаковое расположение элементов здания относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.
- Асимметричная . Главная часть здания смещается в сторону от центра. Используются различные, контрастные по форме, материалу и цвету объемы, что приводит к динамичному архитектурному образу. Характерно для современного строительства.
Прием симметрии и асимметрии при композиции отдельных элементов, расстановке колонн, окон, лестниц, дверей и т.д.

2. Ритм .Большое организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т.е., четкому распределению повторяющихсч с определенным интервалом объемов и деталей здания (анфилад комнат и залов, последовательных изменений объемов помещений, группировке колонн, окон, скульптур)

Виды ритма :
-Вертикальный ритм . Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении. Придает зданию впечатление легкости, устремленности вверх.
- Горизонтальный ритм . Чередование элементов в горизонтальном направлении.Делает здание приземистым, устойчивым.
Собирая, сгущая отдельные детали в одном месте и разряжая их в другом, архитектор может подчеркнуть центр композиции, придать зданию динамичный или статичный характер.

3. Масштаб . Пропорциональное соотношение здания и его частей. Определяет величину отдельных частей и деталей здания по отношению к величине всего здания в целом, к человеку, окружающему пространству и другим постройкам. Масштаб здания зависит не от размеров здания, а от общего впечатления, которое оно производит на человека.

4. Светотень . Свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков на поверхности формы. Усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы, придает ей более живописный вид. Искусственное освещение объемов зданий используется на уровне уличного, магистрального и подсветки. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм.

Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм. Простейшее средство создания единства- придание объему здания простой геометрической формы. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционным средством также является тектоника.

Тектоника -художественно выявленное конструктивное строение здания.

5. Цвет . Часто используется в архитектурных сооружениях, особенно во внутренних помещениях (особенно в постройкам в классическом стиле и барокко). Для современного интерьера характерны яркие, светлые тона.

6. Живопись и скульптура .К художественным средствам создания композиционного единства постройки относится монументальное и прикладное искусство, в частности скульптура и живопись, сочетание которых с архитектурой получило название "синтез искусств".

7. Окружающая природа и застройка .Архитектура тяготеет к ансаблевости. Для ее сооружений важна вписанность в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Формы архитектуры обусловлены: природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света); социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества).

Архитектура тесно связана с развитием производительных сил и техники. Ни одно искусство не требует такого сосредоточения коллективных усилий и материальных средств , например: Исакиевский собор строили 500 тысяч человек в течение 40 лет.

Триединство архитектуры: польза, прочность, красота. Другими словами, это важнейшие составляющие архитектурного целого: функция, конструкция, форма (Витрувий, I в. н.э. древнеримский архитектурный теоретик). Строительство стало архитектурой тогда, когда целесообразная постройкам обрела эстетический вид.

Архитектура зародилась в глубокой древности. В Древнем Египте грандиозные сооружения создавались во имя духовно-культовых целей (гробницы, храмы, пирамиды). В Древней Греции архитектура обретает демократический облик и культовые сооружения (храмы) уже утверждают красоту, достоинство грека-гражданина. Возникают новые виды общественных построек: театры, стадионы, школы. А зодчие следуют гуманистическому принципу красоты, сформулированному Аристотелем: "Прекрасное должно быть не слишком большим и не слишком маленьким". В Древнем Риме зодчие широко применяют арочные сводчатые конструкции из бетона. Новые типы сооружений, форумы, триумфальные арки и колонны отражают идеи государственности и военной мощи . В Средние века архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства . В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к Богу, и страстная земная мечта народа о счастье. Архитектура Возрождения развивает на новой основе принципы и формы античной классики, вводится новая архитектурная форма - этаж.Классицизм канонизирует композиционные приемы античности.

Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, которое создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы.

Стиль - сумма элементов, которые раскрывают особенности данной эпохи.
Стиль - исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов, которые характеризует особенности искусства определенного времени.
Стиль присутствует во всех видах искусства, но формируется преимущественно в архитектуре. Архитектурный стиль формируется десятилетиями, а то и веками, например в Древнем Египте стиль сохранился в течение 3 т.л., в связи с чем получил название канонический (канон (норма, правило) - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традицией).

Основные принципы египетского стиля, характерные для всего искусства Древнего Египта :
- единство изображений и иероглифических надписей;
- вертикальное изображение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше);
- построчное изображение сложных сцен горизонтальными поясами;
- разномасштабность фигур, величина которых зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них;
- изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (фаснопрофильное) - принцип распластывания фигуры на плоскости (когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза в фас).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА.

Календарно-тематическое планирование зависит от возраста учащихся. Идеальный вариант - наличие уроков в 5(6)-11 классах, на это рассчитана государственная программа Ю. А. Солодовникова и Л. Н. Предчетенской. Необходимо учитывать что специфику работы в среднем и старшем звене различны. Старшеклассники уже способны к восприятию обобщенных представлений, заключенных, например, в понятии стиля, где преобладает явление принципа "от общего к частному". Учащиеся среднего звена, особенно в 5-6 классах, еще не всегда готовы к осознанию стиля, то есть еще не владеют умением видеть общую закономерность во многих конкретных явлениях. Этот навык развивается постепенно, поэтому в среднем звене больший результат дадут уроки "погружения" в какое-либо произведение, событие, явление, жизненный и творческий путь автора, например, "Мифы Древней Греции", "Рождение оперы", "Флорентийская коммерата". Эти занятия могут проходить в виде инсценировок, деловых игр, викторин, диспутов и т.д. При этом ученики получают информацию, связанную с конкретными героями, особенностями выразительных средств конкретного искусства. Умение за этими "частными" моментами увидеть общие закономерности возникает на подсознательном уровне. Зато хорошо, ярко и надолго запоминаются конкретные образы и ситуации.
Позже, ученики, накопившие опыт общения с отдельными произведениями искусства, явлениями культуры, получает способность осознать, сформулировать и выразить обобщение суждение. Этот момент наступает, когда ученик подходит к 9 классу, реже к 8 классу. У учащихся 8 и 9 классов восприятие отличается. 8 класс - этап переходного возрастного периода, который проявляется по разному. В одном случае восьмиклассники уже готовы для более сложного уровня восприятия, в другом - нет. Подобная ситуация решается учителем в каждом конкретном случае.
Если в школе МХК изучается с 5 по 11 класс, то наиболее результативным может быть подход, состоящий из двух ступеней. Уроки в 5-7(8) классах - это увлекательные "погружения" в мир конкретных явлений культуры, искусства и т.д., с использованием активных практических форм работы. Это могут быть инсцинирование, игры, диспуты, использование компьютерных программ, исследования при помощи интернета, работа над проектами, викторины и т.д. При этом принцип историзма сохраняется - в тематическое планирование учитель включает ключевые произведения и явления культуры, отражающие различные этапы ее развития. Очень хорошо, если это будет сочетаться с курсом истории, которую параллельно проходят учащиеся. Возможна связь с уроками ИЗО, литературы, музыки и т. д.
Концепция, избранная учителем в качестве основы может определять различный материал и виды деятельност. Солодовников предлагает в качестве возможного принципа организаций предмета опора на мифологию. Но возможны и другие принципы.
Выйдя на вторую ступень, имея знания о конкретном явлении культуры, учащиеся 9-11 класса могут еще раз пройти этот путь, но уже с точки зрения стилей, особенности художественного образа в ту или иную эпоху. Отдельные представления, полученные ранее, складываются в единую систему взаимосвязей, становятся ясны причины и следствие.

Составляя программу для 6-8 класса учитель может взять за основу содержание факультативного курса МХК Даниловой, где из обширного и разнопластного материала учитель может выбрать то, что ему наиболее близко и отвечает условиям его работы.
Возможен и такой вариант планирования уроков МХК в среднем звене, когда концентрический принцип действует в каждом классе, т.е. в каждом классе ученики последовательно проходят темы касающиеся искусства Древнего Мира, Средневековья, Востока, России, Ренессанса и т.д.

Монументальная живопись - древнейший вид живописи , известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира , Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру , и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.

См. также

Ссылки

  • Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Северо-Кавказская железная дорога
  • PCI

Смотреть что такое "Монументальная живопись" в других словарях:

    монументальная живопись - вид живописи, неразрывно связанной с архитектурой, украшающей стены, полы или потолки зданий. В соответствии с техникой исполнения в монументальной живописи выделяют мозаику, фреску и витраж. Монументальная живопись предполагает дистанцию между… … Художественная энциклопедия

    монументальная живопись - Д. Сикейрос. «Новая демократия». Фрагмент росписи во Дворце изящных искусств в Мехико Пироксилин. 1945. монументальная живопись Латинской Америки, искусство стенных росписей (фреска, мозаика, синтетические материалы), развивающееся в XX в. в ряде … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Мексиканская монументальная живопись - … Википедия

    Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… … Художественная энциклопедия

    живопись монументальная - Живопись, включённая в архитектурную композицию и создающая ощущение величественности и значительности [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN monumental painting… … Справочник технического переводчика

    Живопись - Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ - живопись, включённая в архитектурную композицию и создающая ощущение величественности и значительности (Болгарский язык; Български) монументална живопис (Чешский язык; Čeština) nástěnné malířství; nástěnná malba (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь

    Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства (См. Искусство), Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а … Большая советская энциклопедия

    Живопись - вид изобразит. иск ва, произв. к рого создаются с помощью красок. Изображение (фигуративное или абстрактное) наносится на основу: холст, картон, бумагу, камень, стекло и т. п. Решающая роль в Ж. принадлежит цвету как средству худож.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Монументальная живопись Новгорода XIV - XV веков , Издание 1987 года. Сохранность хорошая. Книга Л. И. Лифшица посвящена монументальной живописи Новгорода XIV-XV веков. Новгород не случайно называют "русской Флоренцией" . Некогда… Категория: Русские художники Издатель: Искусство , Купить за 2600 руб
  • Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280-1400 (подарочное издание) , Иоахим Пешке , Стильно оформленное подарочное издание, представляющее собой богато иллюстрированный альбом в футляре. Великие фресковые циклы, многие из которых впервые предстают во всей красе после… Категория:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды монументальной живописи Ярощук Татьяна Викторовна Учитель ИЗО

Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые выполняются на внешних и внутренних поверхностях зданий. Монументальное произведение и архитектура здания неразрывно связаны, составляют единое целое.

Виды монументальной живописи: Фреска Витраж Мозаика Панно

Что такое фреска? Искусство фрески известно было еще в Древней Руси. … Слово « фреска » происходит от итальянского « fresco », что значит «свежий», «сырой».

Фреска это живопись по сырой штукатурке, в переводе с итальянского означает «свежий», «сырой», фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублёв

Что такое витраж? Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Витраж это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками, наибольшее распространение это искусство получило в средние века, почти все средневековые соборы славятся своими витражами, широко распространен в настоящее время

Что такое мозаика? Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.)…

Мозаика это монументальная живопись, изображение или узор, который выполнен из цветных камней, смальты (цветное непрозрачное стекло), керамических плиток, возникла в античную эпоху, популярна до сих пор.

Что такое панно? Панно (франц. panneau, от лат. pannus - кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением. 2) Картина, исполненная маслом, темперой и т. д.

Панно это обрамленная часть стены или потолка, заполненная изображением, или картина, украшающая стену или потолок.

Творческое задание Создать эскиз витражного окна

Итог урока: Что такое монументальная живопись? Перечислите виды монументальной живописи. Что узнали о фреске, витраже, мозаике, панно?

Домашнее задание Выучить понятия и определения. Принести альбом, клей, ножницы, цветные ручки или фломастеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

Фреска. Под фреской сегодня часто подразумевают любую декоративную интерьерную роспись, незави-симо от того, в какой технике она выполнена, будь то масляная, клеевая или темперная живопись. Фреско-вая роспись известна еще со времен Древней Греции, хотя само название произошло от итальянского (тез- со, что значит "свежий”. Она выполняется разведен-ными на воде минеральными красками по свеженанесенной известковой штукатурке. Во времена Ренессанса ее называли a fresco (афреско), что оз-начает "писать по свежей штукатурке”. Из всех живо-писных техник эта самая сложная, так как требует от художника высокого мастерства: писать нужно быст-ро (пока штукатурка влажная) и сразу правильно, так как ничего исправить нельзя. Также нужно учитывать, что на сырой стене краски выглядят иначе, нежели на сухой. Поэтому многие художники, профессионально владеющие маслом и темперой, в этой технике рабо-тать не могут.

Фресковая роспись, с одной стороны, обеспечивает силу и чистоту цветового тона (кроме воды в краску не вводят никаких добавок), а с другой - высокую прочность и долговечность (краска затекает при еще влажной шту-катурке во все имеющиеся на поверхности мельчайшие неровности и поры и химически закрепляется с содер-жащейся в штукатурке известью).

Фресковую живопись выполняют на каменных или кирпичных стенах, связанных известковым раствором, на деревянных оштукатуренных стенах - при условии, что штукатурка имеет значительную толщину. Штукатурку, ис-пользуемую в качестве грунта наносят не на кирпич, а на ранее уложенное основание. Последнее наносят в два слоя (нижний называется набрызг, верхний - накрывка). Нижним слоем выравнивают поверхность основа-ния. Накрывку наносят перед началом выполнения жи-вописи только на том участке, который предполагается расписать. Штукатурный грунт делают из тощего изве-сткового раствора. В качестве наполнителя используют промытый речной песок средней фракции.

Когда необходима гладкая мелкозернистая поверх-ность, накрывку наносят в два или три слоя: первый тол-щиной 10-12 мм, второй, через полчаса после первого, толщиной 1,5-3,5 мм. Последний левкасно-шпатлевочный слой делают из смеси равного количества извести- теста и мраморной муки, затворенных до консистенции и шпатлевки. Когда для росписи требуется общий цвето-вой фон, в раствор накрывочного слоя добавляют пиг-менты в количестве до 10 % общего веса извести.

Большинство выпускаемых порошкообразных пиг-ментов для фресковой живописи перед употреблением необходимо измельчить, чтобы при нанесении на грунт они прочно соединялись (пылинки должны войти в сос-тав образующейся на поверхности штукатурки твердой корочки). Краски не просто смешивают с водой, а рас-тирают до исчезновения комочков.

Роспись масляными красками. Как показал много-вековой опыт, масляная живопись в меньшей степени, чем другие, пригодна для росписи. Она представляет со-бой плотный непроницаемый слой краски, препятству-ющий самовентиляции стены. Этот недостаток требует спе-циальной подготовки стены, поддержания температурно-влажностного режима в помещении для за-щиты живописи от воздействия влаги, которая может скапливаться внутри и стать причиной разрушения изоб-ражения. Пример тому история росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря”. Во времена Ренессанса худож-ники, писавшие маслом,тщетно искали средства против изменения и разрушения живописи под влиянием сырос-ти стен. Несмотря на то что в тот период процветала фресковая и темперная роспись, Леонардо да Винчи предпочел масло, так как оно позволяло растянуть про-цесс работы. Несмотря на тщательную по тем временам подготовку поверхности стены, большая часть шедевра разрушилась - в основном от сырости. Еще один недос-таток масляной росписи - блестящая поверхность, кото-рая мешает рассматривать изображение со всех точек по-мещения. Но, несмотря на очевидные недостатки, такой росписью часто украшали стены.

Подготовка стен и потолков под живопись масляны-ми красками ничем не отличается от подготовки под вы-сококачественную окраску. Предварительно выров-ненную и оштукатуренную поверхность нужно отшлифовать, чтобы она была гладкой, а фактура мел-козернистой. Лучше всего для этой цели подходит из-вестковая штукатурка. Она обязательно должна быть сухой

Просохшую штукатурку можно пропитать линоленовой кислотой, раствором углекислого аммония или цинкового купороса, льняным маслом, покрыть масля-ным грунтом или олифой. Но лучше вообще не писать по штукатурке, а отделить роспись от стены, вмонтиро-вав в последнюю плиту (размером с роспись) из шифе-ра (свободного от железного колчедана) и аспида, ме-таллический лист (олово, медь, алюминий), деревянную плиту или линолеум. В некоторых случаях на штукатур-ку наклеивают полотно. Наклейку производят на про-олифленную поверхность, еще дающую некоторый от-лип. Вначале смоченное в олифе полотно крепят на гвоздях, затем приглаживают ладонями или валиком к стене, совершая движения руками от центра к краям. В отдельных случаях роспись наносят на основание, прикрепленное на подрамнике к стене, оставив между ними некоторое расстояние. В качестве основания ис-пользуют льняной холст средней толщины и плотнос-ти, без узлов и редин. Подрамник делают из сухого де-рева. Холст натягивают равномерными усилиями от середины к краям, а затем грунтуют.

Роспись выполняют художественными масляными красками в тубах. Основные дефекты масляных роспи-сей - жухлость, то есть потеря блеска и насыщенности цвета, трещины. Основные причины происходящего - пористый грунт, который поглощает масло из красок, чрезмерное количество летучих растворителей, нало-жение краски на недостаточно просохший предыдущий слой, наложение чрезмерно толстых слоев краски, ста-рение покрасочной пленки. Образовавшиеся жухлые места устраняют, пропитывая их маслом, либо покрыва-ют их специальными лаками.

Роспись клеевыми красками. Клеевая живопись, как и фреска, относится к самым древним. Ввиду простоты выполнения, сравнительной дешевизны материалов, а также красивого, воздушного и в то же время бархатис-того тона она до сих пор пользуется популярностью. Несмотря на некоторые недостатки, в условиях нор-мальной эксплуатации зданий она сохраняется надол-го и не теряет первоначальной свежести. Связующие клеевых красок - растворимые в теплой воде сорта живот-ного клея (костяного или рыбьего). Клеевую живопись легко смыть или размыть водой. Главный ее враг - по-вышенная влажность воздуха в помещении (при ней клей теряет связующие способности). Добавки квас-цов в колер делают клеевую пленку водостойкой, но изменяют свойства краски: она становится тягучей, что затрудняет работу. Избыток клея снижает живописные качества колера, ведет к трещинам и шелушению. Чем меньше клея содержит раствор, тем красивее и звучнее получается краска.

Клеевые росписи выполняют непосредственно по штукатурке или холсту, приклеенному к ней. Некоторые художники пишут на холсте, натянутом на подрамник. За-тем холст наклеивают на поверхность стены или потол-ка. Наклеить готовое произведение непросто, ведь жи-вопись этого рода не так эластична, как масляная или темперная. Поэтому возможно появление трещин или отслоение красок от основания. В целях повышения эластичности в клеевой раствор вводят немного мучно-го клейстера, глицерина или олифы.

Перед тем как приступить к росписи по штукатурке, на нее наносят раствор мыла или медного купороса в следующих пропорциях: на 16 л воды берут 1 кг мыла и на то же количество воды -1,2 кг медного купороса. Раст-воры наносят в горячем виде. После высыхания сверху накладывают белый грунт. Работая с клеевыми краска-ми, необходимо помнить, что при высыхании они значи-тельно светлеют, как и все водные краски.

Восковая живопись. Техника живописи восковыми красками довольно древняя. Воск является весьма стой-ким веществом и в обычных условиях может долгое время сохраняться без изменения. В отличие от масла воск не окисляется, в нем не образуются трещины, он не раст-воряется в воде, даже не смачивается ею. Недостаток вос-ка - горючесть. В эфире, скипидаре, бензине воск раст-воряется без нагревания, а в жирных маслах - при нагревании.

Чаще всего применяют два способа восковой живо-писи: горячий (пигменты сначала затирают на расплав-ленном воске, затем расплавляют восковую краску на спе-циальной палитре и горячим металлическим инструментом наносят на поверхность) и холодный (восковые краски наносят кистью в холодном виде). В качестве связующе-го применяют восковые растворы или эмульсии.

Основанием для восковой живописи служат дерево, штукатурка, пластмасса, камень, не имеющие отполиро-ванной поверхности. Грунтовка не обязательна.

Темперная живопись. Ввиду своих достоинств тем-пера наряду с фреской пользовалась большой популяр-ностью в средние века и во времена Ренессанса, причем вследствие трудоемкости последней эти два способа не-редко применяли в одном произведении. В зависимос-ти от состава связующего вещества темпера имеет то большую, то меньшую плотность и потому в различной мере закрывает поры стены (но все же меньше, чем мас-ло) и имеет различный тон.

Для росписи лучше всего подходит яичная и казеино-вая темпера. Старинный рецепт темперы для росписи: цельное яйцо, некрепкий винный или столовый уксус (пиво, хлебный квас, разбавленное водой вино) в коли-честве, равном объему яйца.

Для росписи стен используют также казеиновую темпе-ру различного состава, причем темпера, содержащая мень-шее количество масел и смол, считается более подходящей. Она имеет более легкий и воздушный тон и в меньшей сте-пени препят вует "дыханию” стен. Казеиновая темпера об-ладает высокой клеящей способностью. Она хорошо свя-зывается с поверхностью материала, на который наносится, поэтому требует крепкой штукатурки и плотного грунта, так как в противном случае может сорвать поверхность.

Краску наносят на известковую штукатурку, которая может состоять из двух слоев. Первый включает круп-ный песок и известь, второй - толченый мрамор (про-пущенный через мелкое сито) и известь; или на одну часть извести берут две части алебастра; или алебастр смешивают с толченым мрамором. В результате полу-чается гладкая поверхность, отличающаяся белизной.

Чтобы не возиться со штукатуркой, на стену можно наклеить холст с готовой росписью или чистый холст под роспись. Живопись темперой, выполненная на холс-те (из льняной или пеньковой мелкозернистой ткани), приклеенном к штукатурке (клейстером на ржаной му-ке, в который вводятся канифоль и щелочь, увеличива-ющие клейкость), обладает большой прочностью. В слу-чае необходимости ее можно снять со стены или потолка и перенести в другое место. Холст средней плотности грун-туют один раз толстым слоем. Если нужно получить иде-ально гадкую поверхность, холст грунтуют три-шесть раз (тонким слоем яичного или казеинового эмульсионного грунта с небольшим содержанием масла), а затем шли-фуют грунт наждачной шкуркой.

Живопись современными красками. Поскольку ин-терес к росписи не угасает, современные художники стремятся найти более простые способы, не уступающие традиционным ни в качестве, ни в долговечности. При-мером тому может служить силикатная живопись. В этом случае в качестве связующего для красок используют стекло определенного состава (кремнекислый калий). Оно имеет вид сиропообразной бесцветной или окрашен-ной жидкости, хорошо разводимой водой, обладающей клеящей способностью. Палитра силикатной живописи тождественна фресковой. Правда, при фиксировании краски несколько темнеют.

Иногда художники используют краски, предназна-ченные для окраски внутренних стен - латексные, водо- эмульсионные, водно-дисперсионные, водно-эмульси-онные, акрил-дисперсионные, водно-латексные, но ча-ще акриловые, для художественных работ, имеющие ши-рокую палитру. Последние не блекнут со временем и даже становятся ярче. В зависимости от количества раст-ворителя или воды получается эффект масляной, гуаше- вой или акварельной краски. По окончании работы изоб-ражение покрывают матовым или полуглянцевым акриловым лаком, создающим защитный слой. Сегодня художники, как правило, не пишут прямо на стенах, а используют в качестве основы картон, фанеру, подрам-ник с натянутым холстом. Такие произведения живопи-си можно перенести в другое помещение или дом в слу-чае перемены места жительства.