Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Урок мхк в современной школе. Мировая художественная культура понятие о культуре культура

Понятие художественной культуры

Определение 1

Художественная культура – это один из самых ярких видов культуры, который выступает в качестве ее устойчивого компонента, передающего с помощью образно-символического варианта ценности культуры, которые были созданы людьми в разные исторические периоды.

Являясь сферой культуры, художественная культура призвана решать задачи интеллектуального и чувственного отражения бытия посредством художественных образов, рождающихся в мышлении художника.

Художественную культуру изучали:

  • Философия
  • Эстетика
  • Исторические науки
  • Литературоведение
  • Художественное творчество
  • Организационную инфраструктуру
  • Материальную инфраструктуру
  • Художественное образование
  • Художественную критику
  • Художественные образы
  • Эстетические взгляды
  • Техническую эстетику и дизайн
  • Государственное урегулирование этой области

Замечание 1

В художественную культуру включены художественные ценности и идеалы, которые обладают эстетическими качествами. Для эстетической оценки и деятельности важное значение имеет лежащая в их основе понимание прекрасного, имеющее социальную и историческую определенность. Однако имеются художественные ценности, которые носят вневременной характер, это ценности – шедевры мировой культуры, к примеру, Монна Лиза, произведения Пушкина, Моцарта, Чайковского и др.

Являясь частью творческой деятельности, прекрасное имеет основные эстетические категории :

  • Возвышенное
  • Низменное
  • Комическое
  • Трагическое

Как правило, в большинстве случаев художественная культура является синонимом к искусству, но между ними имеются различая.

Художественная культура является сложным системным образованием и при ее анализе можно выделить сходство и различия в однопорядковых, но не однозначных феноменах – искусства и художественной культурой.

Подсистемы художественной культуры

Следует отметить, что художественная культура имеет в себе $2$ значительные подсистемы:

Первой подсистемой является искусство, которое выступает в качестве особого рода творческой деятельности, результатом которой становится преобразование мира согласно законам красоты.

В искусстве выделяют прикладное искусство, дизайн, в которое входит около ста его видов, например, декорирование, кулинария, а так же выделяют чистое искусство, в структуру которого входят:

Замечание 2

Для творческой деятельности чистого искусства характерным является произведение художественной и образной системы. Художественный образ является сутью искусства, который является ключевым для всех его жанров и видов.

Художественный образ представляется в виде образа человека и мира, который перерабатывается в сознании творца, музыканта, художника, писателя, скульптора, архитектора, актера и т.д. Художественный образ выражается через краску, звук, форму.

Искусство понимается в виде творческой, инновационной деятельности, которая направлена на поиск новых художественных форм. К важному понятию искусства относится категория прекрасного, а бытием искусства становится процесс творческого познания мира.

Ко второй подсистеме художественной культуры относятся общеобразовательные учреждения и организации, которые дают возможность окунуться в художественные традиции, приобщиться к художественным идеалам и ценностям.

Художественная культура имеет свою характерную логику развития, в которой объединяются традиции и новаторство.

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

    Шульгина, Дарья Павловна - Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая 1980(1980 05 11) (31 год) … Википедия

    Казанский государственный университет культуры и искусств - Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

    Всероссийская олимпиада школьников - Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школь … Википедия

    Всероссийские предметные олимпиады школьников - Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2008 года Всероссийская олимпиада школьников система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных… … Википедия

    Гимназия № 1 (Кирово-Чепецк) - Гимназия № 1 Девиз Per aspera ad astra Через тернии к звёздам Основана 1967 год Директор Ходырев Александр Петрович Тип Гимназия Учеников 816 Адрес Кировская область … Википедия

    Скрябин, Александр Николаевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин … Википедия

    Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» Год основания 1970 Тип музыкальная Дире … Википедия

    Skriabin - Александр Николаевич Скрябин Дата рождения 25 декабря 1871 (6 января 1872) Место рождения Москва Дата смерти 14 (27) апреля 1915 Место смерти … Википедия

    Орбисон, Рой - Рой Орбисон Roy Orbison … Википедия

    Гуманитарный институт Донецкого национального университета высшее учебное заведение государственной формы собственности в Донецке. Имеет III уровень аккредитации. Институт делится на два факультета: культурологический и музыкально… … Википедия

Книги

  • , Емохонова Любовь Георгиевна. Учебник соответствует требованиям ФГОС. Входит в завершенную линию «Мировая художественная культура» 10 -11 классов, разработанную Л. Г. Емохоновой. Учебник знакомит с художественной… Купить за 846 руб
  • Мировая художественная культура (базовый уровень). 10 класс. Учебник. Гриф МО РФ , Емохонова Любовь Георгиевна. Учебник соответствует требованиям ФГОС. Входит в завершенную линию Мировая художественная культура 10 11 классов, разработанную Л. Г. Емохоновой. Учебник знакомит схудожественной культурой…

МУРАВЬЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

МБОУ Черкизовская СОШ Пушкинского

муниципального района

«ПРЕДМЕТ МХК: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ».

В «Пояснительной записке» к «Программе по МХК», рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования I Министерства образования Российской Федерации, выражается надежда «на творческий подход к ней учителя», который, «в зависимости от уровня развития учащихся, их художественных предпочтений, уровня подготовки самого педагога», может сократить или расширить материал, «предложенный в разделах и темах программы».

Курс МХК, призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания..

«Искусство - самый прекрасный, самый строгий., самый радостный и благой

символ извечного, неподвластного стремления человека к добру, к истине и

совершенству».

Томас Мани

«К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания ДОБРА

и ЗЛА.

А льбрехт Дюрер

По большому счету курс МХК в Школе нацелен на то, чтобы будить и развивать человеческое в Человеке. Основой уроков являются современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Эстетический идеал можно определить как идеал красоты. Он выражается в искусстве.

Искусство - одна из форм общественного сознания. В этом плане к искусству относят живопись, музыку, архитектуру, скульптуру, театр, художественную литературу... В широком смысле слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она с овершается мастерски.

В отличие от науки, искусство выражает представления об окружающем мире не через понятия, а через художественные образы. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. На уроке мы говорим о идеалах красоты и о том. как он менялся от эпохи к эпохе. .Совмещая преподавание предмета «Музыка» и «МХК» в школе я получила возможность взглянуть на творчество многих композиторов, музыкальные течения под другим углом, а именно с точки зрения идеалов той или иной эпохи. Конечно же урок музыки ограничен рамками тем урока и программой курса, но современный урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. . Воспринимая произведение искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное, проводим ассоциативные параллели. Субъективное видение присуще не только художнику, но и зрителю. Любой из нас обладает индивидуальными особенностями восприятия. Но индивидуальность восприятия обогащает наше эстетическое видение мира в целом.

К примеру, творчество И.С.Баха на уроке мы изучим с точки зрения художественной культуры Евролы 17 в, многоголосия школ и стилей, век, как «переходная эпоха» в культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения.

Целесообразен вводный урок по теме «Эпоха просвещения,18 в, западная Европа», знакомство с мастерами, стилями. В качестве погружения в тему по зна комить учеников с величайшим мировым шедевром - трагедией «Фауст»; подвести учащихся к выводу о значительности проблемы, которую ставит и разрешает Гете в своей трагедии - о человеке и человеческом разуме, о смысле человеческой жизни; способствовать развитию устной монологической речи учащихся; развивать навыки анализа художественного текста. Мефистофель произносит: «Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»(черты эпохи: отрицая зло, утверждать добро).

В свете узнанного познакомить учащихся с выдающимися композиторами 18 в-Бахом и Моцартом, пробудить интерес к классической музыке на примере произведений избранных композиторов. Полезно оговорить основные черты как личности так и творчества композиторов. Расцвет музыки как самостоятельный вид искусства в то время объясняется потребностью в эмоциональном выражении духовного мира человека. Здесь находил выражение драматизм нового мироощущения, не сформулированный еще в других искусствах. Музыка оказалась способной выразить и конфликты жизни, и ее гармонию.

Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры , кинодизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

Приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

Поиск нового содержания и его вариативность стали определяющим фактором для создания новых технологий обучения Поиск нового содержания образования и его вариативность искусству, которые учитывали бы изменившиеся социокультурные условия жизни общества.

Одним из факторов успешного развития личности является атмосфера творчества, возможности самореализации ученика на уроке.

Именно поэтому в современной системе обучения урок МХК трактуется как урок искусства. Постижение одного и того же материала подразумевает различные формы деятельности учащихся: различного рода импровизации, возможна передача средствами одного из видов искусства своих ощущений, пользуясь аналогиями, ассоциациями, подбор произведений разных видов искусств, передающих аналогичные ощущения. Полезно обобщение собранного материала в форме альбома, доклада, или компьютерной презентации.

При той форме деятельности ярче видна индивидуальная работа ученика, нередко раскрываются менее активные на уроке, так называемые молчащие дети.

Важнейшим фактором развития творческого мышления становится развитие творческой обстановки, возможность самовыражения. Урок МХК как нельзя лучше располагает использование интегрированного урока, что создает у школьников целостное представление об окружающем мире и обеспечивает путь к знанию через собственный исследовательский поиск.

В конце XX - начале XXI века благодаря появлению в практике работы образовательных учреждений разных типов учебно-методических комплектов по предметам «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство», изменился социальный статус предметов искусства в школе. В новом поколении учебников и других составляющих учебно-методических комплектов по искусству (авторские программы и методические пособия для учителя, рабочие тетради, дневники художественных впечатлений, хрестоматии, фонохрестоматии музыкального материала, альбомы репродукций, слайды, видеофильмы, книги на электронных носителях и пр.) нашли свое конкретное воплощение идеи модернизации художественно-эстетического образования и воспитания школьников.


Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати - тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.