Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Главные особенности классицизма. Что такое классицизм. Признаки классицизма в мировом и русском искусстве. Виды классической архитектуры: национальные особенности

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

по курсу "История русской литературы XIX в. "

Тема:

"Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма "

Выполнила студентка Иванова И.А.

Группа ФЖБ-11

Научный руководитель:

доцент Пряхин М.Н.

Москва

Понятие классицизма

Философское учение

Этико-эстетическая программа

Жанровая система

Список используемой литературы

Понятие классицизма

Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Это особенно очевидно, если рассматривать классицизм в перспективе его трехвекового существования и в разных национальных вариантах, в каких он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого Возрождения, классицизм впитал и отразил атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено было энергично проявиться лишь в следующем столетии.

Классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа.

Формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок на художественное восприятие и выработку оценочных суждений при анализе текста.

русский классицизм литература

Поэтому в современной науке зачастую возникают противоречия между новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о классицизме.

Основные принципы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Историческая основа классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 - начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры - оду (торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету) и низшие - комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Философское учение

Центральное место в Классицизме заняла идея порядка, в утверждении которого ведущая роль принадлежит разуму и знаниям. Из идеи приоритета порядка и разума следовала характерная концепция человека, которую можно было бы свести к трем ведущим основоположениям или принципам:

) принцип приоритета разума над страстями, уверенность в том, что высшая добродетель состоит в том, чтобы противоречия между разумом и страстями разрешать в пользу первого, а высшая доблесть и справедливость заключается соответственно в действиях, предписываемых не аффектами, а разумом;

) принцип изначальной моральности и законопослушности человеческого разума, уверенность в том, что именно разум способен наикратчайшим путем вести человека к истине, благу и справедливости;

) принцип социального служения, утверждавший, что долг, предписываемый разумом, заключается в честном и самоотверженном служении человека своему государю и государству.

В социально-историческом и морально-правовом отношениях Классицизм оказался связан с процессом централизации власти и укрепления абсолютизма в ряде европейских государств. Он взял на себя роль идеологии, отстаивающей интересы королевских домов, стремящихся объединить нации вокруг себя.

Этико-эстетическая программа

Исходный принцип эстетического кодекса классицизма - подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) - это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.

Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.

Идеал художественного языка классицизма - это язык логики - точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство - отвлеченный эпитет.

На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.

Политический идеал классицизма

В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789-1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии. Так, на рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе и искусстве сложился новый тип классицизма, новый своим идейным и социальным содержанием по отношению к классицизму XVII в., к эстетической теории и практике Буало, Корнеля, Расина, Пуссена.

Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т.е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу.

Классицизм XVIII-XIX вв. не был однородным явлением. Во Франции героическому периоду буржуазной революции 1789-1794 гг. предшествовало и сопутствовало развитие революционного республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т.д. В противовес этому в годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил свой революционный дух и превратился в консервативное академическое направление.

Иногда под непосредственным влиянием французского искусства и событий Французской революции, а в отдельных случаях независимо от них и даже предшествуя им во времени, развивался новый классицизм в Италии, Испании, скандинавских странах, США. В России классицизм достиг наибольшей высоты в архитектуре первой трети XIX в.

Одним из наиболее значительных идейно-художественных достижений этого времени было творчество великих немецких поэтов и мыслителей - Гёте и Шиллера.

При всем разнообразии вариантов классицистического искусства в нем было много общего. И революционный классицизм якобинцев, и философско-гуманистический классицизм Гёте, Шиллера, Виланда, и консервативный классицизм наполеоновской империи, и очень многообразный - то прогрессивно-патриотический, то реакционно-великодержавный - классицизм в России являлись противоречивыми порождениями одной и той же исторической эпохи.

Жанровая система

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).

О ́ да - поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Эпопе ́ я - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

.Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

2.Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Коме ́ дия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.

Сатира - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Ба ́ сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Представители классицизма

В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления - таковы известные его сатиры.

В.К. Тредиаковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей художественной формы.

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А.П. Сумарокова, которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма. В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и благородных поступков.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. Он сумел практически полностью переработать грамматику на основе французских канонов, и внес изменения в стихосложение. Собственно, именно Михаил Ломоносов и стал первым, кто смог внести канонические принципы классицизма в русскую литературу. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И. Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим каноны классицизма.

Русский классицизм, его своеобразие

Немалую роль в смещении жанровой доминанты в художественной системе русского классицизма сыграло качественно иное отношение наших авторов к традициям национальной культуры предшествовавших периодов, в частности к национальному фольклору. Теоретический кодекс французского классицизма - "Поэтическое искусство" Буало демонстрирует резко враждебное отношение ко всему, что так или иначе имело связь с искусством народных масс. В нападках на театр Табарена Буало отрицает традиции народного фарса, находя следы этой традиции у Мольера. Резкая критика бурлескной поэзии также свидетельствует об известном антидемократизме его эстетической программы. Не нашлось места в трактате Буало и для характеристики такого литературного жанра, как басня, тесно связанного с традициями демократической культуры народных масс.

Русский классицизм не чуждался национального фольклора. Наоборот, в восприятии традиций народной поэтической культуры в определенных жанрах он находил стимулы для своего обогащения. Еще у истоков нового направления, предпринимая реформу русского стихосложения, Тредиаковский прямо ссылается на песни простого народа как на образец, которому он следовал в установлении своих правил.

Отсутствие разрыва литературы русского классицизма с традициями национального фольклора объясняет и другие ее особенности. Так, в системе поэтических жанров русской литературы XVIII в., в частности в творчестве Сумарокова, получает неожиданный расцвет жанр лирической любовной песни, о которой Буало вообще не упоминает. В "Епистоле 1-й о стихотворстве" Сумарокова подробная характеристика этого жанра дается наряду с характеристиками признанных жанров классицизма, таких как ода, трагедия, идиллия и др. Включает в свою "Епистолу" Сумароков и характеристику жанра басни, опираясь при этом на опыт Лафонтена. И в своей поэтической практике, как в песнях, так и в баснях, Сумароков, как мы увидим, зачастую непосредственно ориентировался на фольклорные традиции.

Своеобразием литературного процесса конца XVII - начала XVIII в. объясняется еще одна особенность русского классицизма: его связь с художественной системой барокко в его русском варианте.

1.Естественно-правовая философия классицизма XVII в. #"justify">Книги:

5.О.Ю. Шмидт "Большая советская энциклопедия. Том 32. " Изд. "Советская энциклопедия"1936 г.

6.А.М. Прохоров. Большая советская энциклопедия. Том 12. " Изд. "Советская энциклопедия" 1973 г.

.С.В. Тураев "Литература. Справочные материалы". Изд. "Просвещение" 1988 г.

А) Перед Вами 10 изображений надгробий, часть из которых была создана в эпоху античности, а остальные – в эпоху классицизма в России, когда мастера во многом ориентировались на античные образцы. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (античность или классицизм) он относится.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 10 баллов.

Б) Сформулируйте, какие черты объединяют памятники русского классицизма и античности. Определите, что характерно только для надгробий классицизма.

Критерии оценки рассуждения

  1. Логика и связность рассуждения 4 балла
  2. Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы 4 балла
  3. Корректное использование понятийного аппарата и терминов 2 балла

Всего за часть Б – максимум 10 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2 «Гораций».

Перед Вами фрагмент текста трагедии Пьера Корнеля «Гораций» (1639) и картина Жака-Луи Давида «Клятва братьев Горациев» (1784).

В основе сюжета обоих произведений лежит рассказ римского историка Тита Ливия о раннем периоде римской истории. Трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга ‒ братьями Куриациями. При этом Сабина, жена одного из братьев Горациев, родилась в Альбе, а Камилла, младшая сестра братьев Горациев, была помолвлена с одним из братьев Куриациев. В результате жестокого и долгого поединка хитростью победил младший брат из рода Горациев, и так Рим окончательно возвысился над Альба-Лонгой, а постепенно и над всеми остальными италийскими городами.

Сравните, как изображён один и тот же сюжет в тексте Корнеля и на картине Давида.

На какие детали обращают внимание читателя/зрителя авторы? Как выглядят пространство и место действия? Какую роль в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте трагедии и на картине?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100‒120 слов 1 ) на тему «История братьев Горациев у Корнеля и на картине Давида».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ «ГОРАЦИЙ»

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

(перевод Н. Рыковой)

Гораций, Сабина, Куриаций, Камилла

Куриаций
О боги, для чего Сабина с ним? Увы!
Невесте помогать сестру прислали вы,
Чтоб жалобы её мой дух поколебали
И победить она могла в своей печали?

Сабина
Нет, брат мой, у тебя не стану на пути ‒
Хочу тебя обнять, сказав тебе «прости».
Ты ‒ крови доблестной, и верь в неё спокойно;
Ты не свершишь того, что храбрых недостойно.
Когда бы дрогнуть мог теперь один из вас, ‒
Я от супруга бы, от брата отреклась.
Но мужа славного, но брата дорогого
Лишь об одном просить и умолять готова:
Хочу я, чтоб не стал преступным этот бой,
Чтоб эта честь была и чистой и святой,
Чтобы её пятнать не смело преступленье,
И вы врагами стать могли без сожаленья.
Лишь я виновница священных ваших уз.
Когда исчезну я, исчезнет ваш союз.
Как повелела честь, прервётся связь меж вами.
И, чтобы ненависть вас сделала врагами,
Пусть горький мой конец сегодня всё решит:
Того желает Рим, и Альба так велит.
Один меня убьёт, другой, возжаждав мести,
Во гневе праведном придёт на подвиг чести,
И меч поднимет он, оправданный вполне
Иль местью за сестру, иль скорбью о жене.
Но что я говорю! И так вы слишком правы: ‒
Не должно замутнять высокой вашей славы.
Всю душу отдали вы родине своей.
Чем крепче ваша связь, тем с нею вы щедрей.
На алтаре страны заклать вам должно брата,
Не медлите, завет осуществляйте свято:
Сперва в его сестру вонзите острый меч,
Сперва его жену заставьте мёртвой лечь, ‒
Начните же с меня, когда своей отчизне
Столь дорогие мне вы отдаете жизни.
В бою назначенном тебе противник ‒ Рим,
Ты ‒ Альбе смертный враг, а я обоим им!
Иль вы желаете, бездушны и суровы,
Чтоб я увидела, как тот венок лавровый,
Что принесёт герой сестре или жене,
Дымится кровию, родной и близкой мне?
Как должное воздать и жертве и герою,
Быть нежною женой и любящей сестрою,
Живому радуясь, над умершим тужить?
Решенье лишь одно: нельзя Сабине жить.
Я смерть должна принять, чтоб не изведать муки:
Сама себя убью, коль слабы ваши руки,
Жестокие сердца! Что удержало вас?
Я своего добьюсь потом, коль не сейчас.
Едва сойдётесь вы с подъятыми мечами,
Возжаждав гибели, я брошусь между вами.
Чтоб одного из вас упала голова,
Сабину поразить придётся вам сперва.

Гораций
Жена!

Куриаций
Сестра!

Камилла
Смелей! Они должны смягчиться!

Сабина
Как! Вы вздыхаете? Бледнеют ваши лица?
Что испугало вас? И это ‒ храбрецы,
Враждебных городов отважные бойцы?

Гораций
Что я свершил, жена? Какие оскорбленья
Заставили тебя искать такого мщенья?
Чем провинился я! Кто право дал тебе
Мой дух испытывать в мучительной борьбе?
Ты удивить его и восхитить сумела;
Но дай мне завершить моё святое дело.
Ты мужа превзошла; но, если он любим
Женою доблестной, не торжествуй над ним.
Уйди, я не хочу победы слишком спорной,
Что защищаюсь я ‒ и то уже позорно.
Позволь мне умереть, как повелела честь.

Сабина
Не бойся, у тебя теперь защитник есть.

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций, Сабина, Камилла

Старый Гораций
Как, дети? Чувства здесь возобладали властно,
И время подле жён вы тратите напрасно?
Готовясь кровь пролить, слезами смущены?
Нет, жён рыдающих оставить вы должны.
Вас жалобы смягчат и, нежностью лукавой
Лишивши мужества, толкнут на путь неправый.
Лишь бегство победит противников таких.

Сабина
Тебе они верны: не бойся же за них,
Как ни страдали здесь Камилла и Сабина,
Ты можешь чести ждать от зятя и от сына;
И если ропот наш отважных мог смягчить,
Сумеешь, верно, ты в них доблесть укрепить.
Не будем проливать напрасных слёз, Камилла,
Пред этой твёрдостью ничтожна наша сила ‒
Лишь в безнадёжности покой мы обретём.
Сражайтесь, хищники! От скорби мы умрём.

ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций

Гораций
Отец, не уступай неистовству такому
И жён, молю тебя, не выпускай из дому.
Слезами, воплями их горькая любовь
Да не смущает нас, когда польётся кровь.
Так наша связь тесна, что можно без сомненья
В постыдном сговоре нам бросить обвиненье;
Но дорого бы честь избранья обошлась,
Когда бы в низости подозревали нас.

Старый Гораций
Всё сделаю, мой сын. Ступайте к братьям, дети,
И знайте: есть у вас один лишь долг на свете.

Куриаций
Как я с тобой прощусь и что могу сказать…

Старый Гораций
Не надо чувств моих отцовских пробуждать!
Мне не хватает слов тебе внушить отвагу.
Я в помыслах нетвёрд, и ощущаю влагу
На старческих глазах, и сам рыдать готов.
Боец! Исполни долг и жди суда богов.

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить ‒ они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.

«Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным».
Рене Декарт, французский философ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Если вы любите порядок, симметрию, логику и четкие пропорции, стремитесь к возвышенным идеалам и , то классицизм придется вам по вкусу.

Жаль только, что время его расцвета в мировой культуре давно миновало, зато сохранились великие произведения классицизма в литературе, живописи и архитектуре, поражающие наше воображение вот уже четвертый век подряд.

*В центре Петербурга образцы классицизма на каждом шагу.
Казанский собор, 1811 г., архитектор А.Н.Воронихин

Классицизм - это...

Классицизм - это направление в искусстве, распространившееся в ведущих европейских державах начиная с XVII и заканчивая началом XIX века. Это масштабное явление зародилось на стыке и Просвещения.

За два века классицизм вобрал в себя черты обеих великих эпох и прошел несколько этапов.

Рождение классицизма

Новый стиль родился во Франции при Людовике XIV , том самом, который получил прозвище «король-солнце» и за почти 73 года своего правления сформулировал главный тезис : «Государство - это я».

Абсолютная власть короля требовала мощной пропаганды, и искусство должно было решать эту задачу.

*Пьер Миньяр, портрет Людовика XIV,1665 г.

Происхождение термина

Термин «классицизм» произошел от прилагательного «классический», а оно, в свою очередь, от латинского classicus - образцовый . Классическими называли произведения и авторов, достойных изучения в классах, и эти образцовые творения были родом из античности .

В середине XVIII века Вольтер смело назвал классическими авторов предыдущего XVII столетия. С тех пор начинает формироваться определение классицизма, как особого стиля, противопоставленного .

Причем романтики с пренебрежением называли классиков старьем и слепыми подражателями античному искусству, а себя молодцами и новаторами.

Окончательное понимание того, что такое классицизм, сложилось в конце XIX века, когда основными его чертами назвали опору на античное искусство и воплощение идеологии абсолютной монархии.

Русский классицизм

Расцвет европейского, а особенно французского классицизма пришелся на XVII век, а до России эта волна докатилась только к концу XVIII века , но такое запоздание вполне объяснимо - ни Ренессанс, сыгравшие важную роль в формировании классического стиля, не задели нашу страну даже по касательной.

В конце XVIII века при Екатерине II в России расцветает светская культура. Императрица лично общалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, д’Аламбером, собирала коллекции живописи, увлекалась литературой.

*Рокотов Ф. С., Портрет Екатерины II, 1770 г.

Неоклассицизм эпохи Просвещения

Русский классицизм по времени совпал с европейским неоклассицизмом - вторым всплеском увлеченности античным искусством. В 40-е годы XVIII века произошел бум археологических раскопок в древнеримских городах, среди которых были Помпеи и Геркуланум, уничтоженные в одночасье извержением Везувия.

И если ранний классицизм смотрел на античность через призму Ренессанса, то после раскопок стало доступно подлинное античное наследие - архитектура и предметы декоративно-прикладного искусства.

*Мечта археолога: Помпеи - город, погребенный заживо

XVIII век стал великой эпохой Просвещения . Идеи равенства людей перед Богом и законом, победы разума над верой, возврат к естественному человеку и оптимистический взгляд на историю наложили свой отпечаток на классицизм этого времени.

Особенности и основные признаки (черты) классицизма

Основной признак классицизма обоих столетий - обращение к античности как к идеалу , неподвластному времени, оттуда черпались темы, сюжеты, конфликты и характеры, которые наполнялись новым содержанием и идеями.

Наиболее характерные черты :

  1. - произведение искусства должно создаваться разумно и подчиняться логике;
  2. правдоподобие - мир воссоздается не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть;
  3. воспитательная роль искусства;
  4. идеи национальной государственности и ;
  5. долг - человек является слугой своего государства, поэтому в приоритете общественные, национальные интересы перед личными амбициями;
  6. готовность к борьбе за высокие цели.

Классицизма стоит на трех китах: РАЗУМ, ОБРАЗЕЦ, ВКУС.

Исходя из этого, произведения искусства - это не какие-то плоды мифического вдохновения, фантазии и прочих непонятных состояний, а результаты работы разума, анализа классических образцов и соблюдения правил хорошего тона.

Истоки такого подхода к творчеству лежат в философии Рене Декарта - отца-основателя рационализма.

Рациональная эстетика классицизма стремилась упорядочить искусство , ввести определенные правила, очертить границы жанров.

Именно под влиянием классицизма складываются основы национальной литературы европейских стран и России, закладываются основы театра, создается новый подход к планированию и облику городов.

Классицизм в литературе

Классицизма в литературе называют работу «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика литературы, придворного историографа Людовика XIV Никола Буало.

Стихотворная поэма-трактат вышла в 1674 году, состоит из 4 песен, в которых автор излагает принципы поэтического искусства .

  1. Лаконичность формы.
  2. Разумное содержание.
  3. Правдоподобие.
  4. Благопристойность.
  5. и порядочность автора.
  6. Обязательная жанровая .
  7. Соблюдение «трех единств».

*Гиацинт Риго, Портрет Никола Буало, 1704 г.

Теория трех единств

Один из главных принципов классицизма в литературе, а особенно в драматургии - это теория трех единств, идеи которой взяты у Аристотеля и его последователей и направлены на достижение гармонии драматического произведения.

  1. Единство времени.
    Действие длится не больше суток.
  2. Единство места.
    Действие происходит в одном и том же месте.
  3. Единство действия.
    Описывается только одно событие.

Иерархия жанров

Классицизм разложил по полкам . Правда, пристальное внимание было уделено поэзии и , не очень-то интересовала поклонников античности. Для каждого жанра определялся достойный выбор темы и героев, а также языковые нормы.

К высоким жанрам относилась королева драмы - трагедия, испытавшая небывалый расцвет в эпоху классицизма, поэмы и торжественные оды. Персонажи здесь сплошь героические, события исторические, темы жизненно важные, философские.

Герой ставится перед выбором между долгом и личными интересами, и от этого выбора зависит, хороший ли перед нами персонаж или так себе. Естественно, истинный герой выбирает служение отчизне и долг.

*Алиса Коонен в роли Федры в постановке трагедии Ж.Расина «Федра»,
Камерный театр Таирова, 1922 год

Низкие жанры - , комедия. Персонажи здесь попроще, события описаны заурядные, а темы - волнующие обычных торговцев, буржуа, ремесленников.

*Эскиз костюма Дон Жуана к комедии Мольера «Дон Жуан, или каменный гость»

В произведениях низких жанров уместен разговор о чувствах и пороках людей.

Национальные особенности литературы в стиле классицизма

В разных странах классицизм в литературе имел свои особенности.

Во Франции он сложился в стройную систему, а наиболее яркие представители французского классицизма стали флагманами в своих жанрах.

Пьер Корнель и Жан Расин- отцы французской трагедии, Мольер - создатель классической комедии, Жан де Лафонтен - главный баснописец Франции, Вольтер - великий «многостаночник». Без этих классиков мировая литература пошла бы по другому пути.

В Германии , растерзанной Тридцатилетней войной, в XVII веке более распространен стиль барокко с характерными для него мотивами душераздирающих страданий. Феодальная раздробленность страны не способствовала полноценному развитию классицизма, но все же и здесь находятся его приверженцы.

Мартин Опиц продвигал идеи классицизма на немецкой почве. Он настаивал на воспитательной и познавательной роли литературы, призывал поэтов писать на родном языке, избавляя его от просторечного мусора, проводил реформу стиха, добиваясь строгости формы.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Особняком стоит этап под кодовым названием Веймарский классицизм , который случился в самом конце XVIII века благодаря совместной работе двух великих немецких поэтов Гёте и Шиллера, к этому времени несколько умеривших свои бунтарские настроения периода «Бури и натиска».

Оба гения оказались в немецком городе Веймар, где совместными усилиями составили программу, повлиявшую на всю литературу Германии. Главные тезисы до боли знакомы:

  1. - содействовать духовному подъему и национальному самосознанию;
  2. необходимо стремиться , гармонии и прекрасному, а все это можно найти в античном искусстве.

*Памятник Гёте (слева) и Шиллеру (справа) в городе Веймар

Классицизм в русскую литературу пришел стараниями литераторов А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского. Они переводили труды французских классиков и подстраивали теорию под отечественные реалии.

Условно говоря, с классицизма началась русская светская литература - Россия активно включилась в мировой литературный процесс.

Русский классицизм не стал калькой с французского, со временем он приобретает самобытные черты :

  1. источником вдохновения становится не античность, а национальная история и ;
  2. очень популярны жанры сатиры и оды: критиковать и восхвалять - традиционная русская забава;
  3. тема патриотизма проходит красной нитью через все произведения эпохи.

Ярчайшие представители классицизма в русской литературе - М.В.Ломоносов, создавший теорию «трех штилей», на долгое время определившую развитие отечественной литературы,

А так же Д.И.Фонвизин, написавший первые в России бытовые комедии «Недоросль» и «Бригадир», Г.Р.Державин, последний русский классицист и первый русский поэт.

Классицизм в архитектуре и живописи

Главная тема архитектуры классицизма - это рациональное планирование городов. Опираясь на античные образцы, а иногда копируя их (неогреческий стиль), архитекторы проектировали не только церкви и дворцы, но и общественные здания - рынки, театры, больницы, тюрьмы.

В этот период рождается урбанистика, как мы понимаем ее сегодня, с продумыванием парков, площадей, удобным расположением улиц.

Признаки классицизма в архитектуре встречаются во всех крупных городах Европы, России и Америки:

  1. элементы ордерной системы античной архитектуры: колонны с капителью, портики, скульптура, рельеф;
  2. симметрия, правильная геометрия;
  3. четкость пропорций;
  4. простые формы;
  5. практичность.

*Версаль - канонический образец классицизма

Говорящие позы, идеализированное изображение человеческого тела, античные сюжеты или прозрачные намеки - по этим признакам можно определить классицизм в живописи .

Парижская Академия художеств, открытая в 1648 году, ввела своеобразный кодекс чести истинного классического живописца, отступление от которого не приветствовалось.

  1. Предмет искусства - прекрасное и возвышенное.
  2. Эстетический идеал - античность.
  3. - ясная и уравновешенная, со смысловым узлом.
  4. Сюжет - логический.
  5. Форма моделируется линией и светотенью.
  6. Пространство выстраивается параллельными планами.
  7. Позы и жесты - ясные, «говорящие».

Как и в литературе, признаком классицизма в живописи становится четкое жанровое разделение .

Высокие живописные жанры:

  1. исторический,
  2. мифологический,
  3. религиозный.

*Жак Луи Давид, Клятва Горациев, 1784 г.

Низкие живописные жанры:

  1. портрет,
  2. пейзаж,
  3. натюрморт,
  4. бытовая картина.

*Клод Лоррен, Порт на закате, 1639 г.

Роль классицизма в мировой культуре

Классицизм - первое в истории мировой культуры направление, которое сложилось в целостную систему и осознавалось как особый стиль самими участниками событий.

В этот период происходит взлет многочисленных жанров в основных направлениях искусства, рождается национальная литература разных стран, проводится работа по систематизации теоретической базы в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе.

Классицизм утратил лидирующие позиции в XIX веке, но его черты обнаруживаются в искусстве XX столетия, даже сейчас классический стиль с его рационализмом и гармонией востребован в дизайне.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Реализм Что такое романтизм - основные черты, признаки и особенности, представители романтизма в литературе, музыке и живописи Что такое сентиментализм Что такое повесть Эпоха (стиль) Барокко - как это было и как отразилось в искусстве Что такое ода в литературе Что такое драма Что такое басня

Литература XVIII века

1) Литература Петровского времени

2) Формирование новой литературы. Русский классицизм (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и др.).

3) Литература эпохи Просвещения (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др.).

Первый период – Предклассицизм, или литература Петровского времени. Название предложил профессор П.А.Орлов, этот период начинается в 1700 году и продолжается до начала 30-х годов.

Русская литература родилась вместе с петровскими преобразованиями.

«Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии…» – писал А.С. Пушкин, при этом писатель, конечно же, знал, что истоки русской литературы уходят в глубокую древность. В этой фразе ключевое слово «вдруг». Этим словом Пушкин подчеркивал, что литература, формируемая в динамике развития России, стремительно прошла путь от младенчества к зрелости («вдруг» – даже не за столетие, а за 70 лет). «Россия молодая» «мужала с гением Петра» (Пушкин).

Основная особенность – интенсивный процесс секуляризации (обмирщения).

Новая концепция человека : быть гражданином Отечества. Это понятие становится для современников Петра главной моральной ценностью. Именно в этот период в русском языке появляется слово греческого происхождения – патриот. То есть сын Отечества. Человек перестает восприниматься как источник греховности, как было в древнерусской литературе, а становится активной личностью. Не богатство, не знатное происхождение, а ум, образованность, храбрость, общественная польза – вот что возносит человека на высокие ступени общественной лестницы. Вот почему среди подвижников государя – люди незнатного происхождения: первый губернатор Петербурга Менщиков, дипломат Ягужинский, сенатор Нестеров, да и сама жена Петра I, будущая императрица, не отличалась знатностью рода.

Краткая характеристика периода: идейный пафос литературы тех лет - поддержка петровских реформ, отсюда публицистичность произведений; для художественного сознания характерна жажда новизны и одновременно тяготение к вековым традициям, отсюда эклектичность, отсутствие единой эстетической системы, единого литературного направления.

Среди новых начинаний петровского времени особо следует отметить:

1) Создание первой газеты – «Ведомостей», – которая начала выходить с декабря 1702 г. Сам Петр принимал участие в выпуске газеты: отбирал материал для публикаций, редактировал их, нередко сам выступал на ее страницах.

2) Открытие общедоступного (не придворного!) театра в 1702 г. в Москве. Просуществовал до 1707 г. Одной из основных причин недолгого существования стало отсутствие национального репертуара, который бы отвечал насущным потребностям времени (к слову: возглавил театр приглашенный из Германии режиссер и актер Иоганн Кунст. Главные роли исполняли немецкие актеры). Более успешно работали в то время школьные театры (в Москве, Киеве, Новгороде, Твери, Астрахани, Ростове и др. городах).


3) Преобразование Славяно-Греко-Латинской академии в Москве в Государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, Академия наук в Петербурге, введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше, чем за два предыдущих столетия.

4) Развитие русской публицистики.

Одним из известных литераторов петровского времени был Феофан Прокопович (1681 – 1736) – теоретик литературы, драматург, оратор.

Вырос в относительно демократической среде – был сыном киевского торговца. После смерти отца жил с матерью в крайней нищете. Блестяще окончил Киево-Могилянскую академию, был пострижен в монахи, отправился на 3 года в Рим, где ему пророчили карьеру блестящего проповедника, т.к. был одарен ораторским искусством. Но по образу мыслей отличался от священников критическим складом, понял значение петровских реформ и в борьбе Петра с церковниками встал на сторону государя, чем вызвал проклятия ортодоксального духовенства. Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий. Эта форма общения священника с паствой существует и поныне. Любая церковная служба в храме заканчивается обращением священника к верующим.

Как утверждает профессор П.А. Орлов, автор учебника «История русской литературы», Феофан Прокопович «стал известен как драматург: для школьного театра в Киево-Могилянской академии он написал пьесу «Владимир» в 1705 году. Жанр своей пьесы автор определил как трагикомедию. Содержанием послужило принятие в 988 году киевским князем Владимиром христианства. В основе сюжета – борьба Владимира с защитниками старой веры – язычниками – жрецами Жериволом, Куроядом, Пияром. Новизна в том, что в основе сюжета не библейское событие, как было раньше в древнерусской литературе, а историческое. Это позволило придать пьесе злободневный характер. Противостояние князя языческим жрецам уж очень напоминало современникам Феофана Прокоповича о борьбе Петра I с реакционным духовенством. Завершалась пьеса утверждением нового – то есть христианства и низвержением языческих кумиров. Так, в начале 18 века, писатель в облачении архиепископа придал русской литературе особенную черту – умение говорить на злободневные темы, используя события глубокой древности или незначащие события. Эта черта русской литературы станет традицией в XIX и XX веках.

В течение всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения.

Второй период – становление русского классицизма . Он охватывает 1730-е – 60-е годы 18 века. Это первые шаги русского классицизма, которые осуществляют «птенцы гнезда Петрова» – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.


Русский классицизм

Классицизм (лат. classicus – образцовый) – художественный метод и эстетическое направление в искусстве и литературе XVII–XIX веков.

Истоки мирового классицизма – Франция XVII века; воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н.Буало.

Характерные черты русского классицизма:

1. Ориентирован на формы античности, прежде всего героической классики.

2. Провозглашает главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга.

3. Утверждение в эстетике строгости художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты.

Процесс формирования нации, подъем государственности и небывалый для России расцвет светской культуры были историко-идеологической почвой, питавшей патриотический пафос русского классицизма.

1. Идея естественного равенства людей стала идеологической основой русского классицизма, в литературе обусловила обращение к разработке этической сущности человека.

2. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствиеавтора (отношение к изображаемому). В русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (А.П. Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

3. В тематике трагедий преобладали национально-исторические сюжеты.

4. Характерными чертами русского классицизма являются тесная связь с современностью и обличительная направленность. Русские классицисты позволяли себе поучать и воспитывать самодержцев, определяя их обязанности по отношению к подданным (ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1947 года» Ломоносова, «Фелица» Державина и др.)

5. Литература классицизма способствовала формированию русского литературного языка и преобразованию стихосложения . Новое содержание произведений классицистов – воспевание гражданских и общественных идеалов – требовало новой формы литературных произведений. Классицисты первыми в русской литературе использовали такие жанры, как ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны», Г.Р. Державин «Властителям и судиям»), трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий самозванец»), сатира (А.Д. Кантемир «К уму своему», «О благородстве»), комедия ((Д.И. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»), басня (И.А. Крылов).


Особенности комедии классицизма:

1) Герои делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

2) Для классических пьес характерна «система амплуа» .

Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистской комедии – это идеальная героиня , герой-любовник , второй любовник (неудачник); резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Þ

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике» : героиня – герой-любовник – второй любовник.

В конце классицистской комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

3) Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

- единство времени : действие развивается не более суток;

- единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий, персонажей.

4) Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта – в 3-ем кульминация, в 4-ом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

5) Четкое деление на высокие и низкие жанры.

Содержание статьи

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютноймонархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм .

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма.

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство , утверждает:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Основные правила классицизма.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

Авторы.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид , Гораций , Никомед ), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха , Ифигения , Федра , Гофолия ). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,

Себе в наставницы природу изберите…

Узнайте горожан, придворных изучите;

Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф , Скупой , Мизантроп , Жорж Данден ).

Классицизм в России.

За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков . Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир , Недоросль ), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Театральная школа классицизма.

Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».

Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров ПетербургаЕ.А.Семеновой и А.С.Яковлева .

В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824).

Екатерина Юдина