Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Жанру литературно художественных дневников традиция. Мемуарный жанр. Личный дневник. литературная необработанность записей

Порой автор самоустраняется, чтобы мы, читатели, смогли увидеть развитие событий глазами того или иного персонажа, самостоятельно оценить его характер, поступки, окружение, постигнуть логику и философскую подоплеку сюжета. Перед вами семь захватывающих романов в форме дневника, классических и современных, – идеальное чтение для ленивых выходных.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (1838–1840)

Перечитывая классику для себя, а не для галочки в школьные годы, открываешь много интересного, прежде не оцененного или не замеченного. Как точны, едки и современны высказывания Печорина об окружающих и о самом себе, как опасно его обаяние для женских сердец и как важны вечные вопросы, которыми он задается, о смысле жизни и судьбе своего поколения!..

В «Журнал Печорина» – журналом в XIX веке называли дневник – входят такие части романа, как «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В них психологический портрет «героя своего времени» раскрыт полно и многогранно, ведь Печорин сам описывает, что с ним происходит, что его волнует. Не будь этого дневника, нам во многом пришлось бы полагаться на расплывчатое мнение сослуживцев опального прапорщика о его персоне: «славный малый, но с большими странностями».

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление

Брэм Стокер «Дракула» (1897)

Готический роман ирландца Брэма Стокера – «крестный отец» всех последующих вампирских саг. Образ стокеровского вампира-аристократа Дракулы, владыки всех творений ночи, пугает и манит, леденит кровь и будоражит воображение не одного поколения читателей. История зловещего графа рассказана с помощью дневников и писем молодого юриста Джонатана Харкера и его невесты Мины Мюррей, чью свадьбу чуть не расстроили вампирские козни. Добро пожаловать… в негостеприимную Трансильванию!

Лишь тот, кто познал ужас ночи, может понять сладость наступления утра

Евгений Замятин «Мы» (1920)

Самый известный роман-антиутопия русской литературы написан в форме дневника главного героя – инженера с номером Д-503 вместо имени. В идеальном (по факту тоталитарном) государстве будущего врагами человечества объявлены свобода, творчество, любовь и эмоции вообще, а также инакомыслие. Все унифицировано, подчинено строгому ритму и распорядку, а законопослушные члены общества больше похожи на биороботов, нежели на самостоятельных личностей. Услышав живую музыку, сыгранную на рояле, Д-503 испытывает эмоциональное потрясение, а вскоре влюбляется и понимает, что у него образовалась душа и появилась «опасная болезнь» – фантазия.

Человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…

Альбер Камю «Чума» (1947)

Философский роман-притча выстроен как хроника чумного года в маленьком городке Оране – французской префектуре на побережье Средиземного моря. Ведет эту хронику некий летописец, скрывающий от читателей свое имя до самого конца произведения. Рассказчик подчеркивает, что признает лишь власть факта и законы логики, но в его бесстрастное, объективное повествование о том, как по-разному ведут себя люди, столкнувшись со страшной болезнью, то и дело вплетаются весьма эмоциональные зарисовки, а также философские размышления о свободе, природе человека (греховная она или божественная?), проблеме выбора и абсурдности бытия.

Все, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью, – это знание и память

Джон Фаулз «Коллекционер» (1963)

У этой истории красавицы и чудовища, уж простите за спойлер, совсем не сказочный финал. Психологический триллер о невзрачном закомплексованном клерке Фредерике Клегге, который коллекционирует бабочек и одержим чувствами к талантливой студентке-художнице Миранде Грей, стал первым опубликованным романом Фаулза. Книга в одночасье превратила британского университетского преподавателя во всемирно известного писателя.

Вторая половина романа – дневник Миранды, который та ведет втайне от своего похитителя. Страницам записной книжки девушка доверяет свои страхи и боль, надежды, воспоминания и планы побега. Благодаря этим строкам острее чувствуется ужас происходящего, трагедия, в которой красота, талант, ум, духовность, сама жизнь проигрывают в неравной борьбе с косностью и бесчеловечностью.

Прошлой ночью мне показалось, я схожу с ума. Взялась писать дневник и писала, писала, пока не очутилась в том, совершенно ином мире. Совершила побег – если и не на самом деле, то хотя бы мысленно. Чтобы доказать себе, что тот мир все еще существует

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (1966)

Одно название объединяет два произведения американского профессора-филолога Дэниела Киза: в 1959 году был опубликован рассказ «Цветы для Элджернона», а семь лет спустя – одноименный роман с тем же сюжетом. Чарли Гордон, человек с ментальной инвалидностью (в рассказе ему 37 и он мойщик полов в компании, производящей пластиковую тару; в романе – 32 и он уборщик в хлебопекарне), по своей воле участвует в эксперименте по повышению интеллекта. После операции на мозге IQ Чарли стремительно растет, как и у другого «подопытного» – мыши по кличке Элджернон. Отчеты Гордона напоминают американские горки: тут и радость от прочтенных книг и экстерном освоенных знаний, и счастье влюбленного, и горечь от осознания того, как насмешливо люди к нему относились раньше и как неприязненно – сейчас… Увы, обмануть природу авторам эксперимента не удается, и все возвращается на круги своя.

Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?

Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» (1996)

Это книга-антидепрессант, с которой хорошо отдохнуть холодным зимним вечером в любимом кресле, завернувшись в плед. Проблемы одинокой британки за 30, которыми она искренне и с юмором делится с, пожалуй, единственным настоящим другом – дневником, близки девушкам во всем мире. Неудивительно, что роман стал бестселлером и его хочется перечитывать, разбирать на цитаты и советовать подругам с разбитым сердцем.

…гомосексуалисты и одинокие женщины, которым за тридцать, во многом похожи: и те и другие постоянно расстраивают своих родителей, и общество смотрит на них как на ненормальных

Основной жанр: дневник

Время появления: XV-XVI

Место появления: Англия

Канон: строгий

Распространение: неограниченное

Поджанры: собственно дневник, дневник писателя, литературный дневник

Особенности : как правило, не предназначен для чтения широкой аудитории и написан от первого лица.

Не секрет для читателя, что на протяжении всей своей истории люди стремились сохранить память о том, что происходит вокруг и внутри них. Столетиями переходящие из уст в уста предания, исторические хроники и нетленные летописи вековых государств — лишь одна сторона этой любви человека к закреплению событий на карте быстротечного времени. Мемуары и записные книжки — другая. Именно эти две традиции дали начало нашему жанру. Дневник в том виде, в котором знаем его мы сейчас, появился относительно недавно, всего несколько столетий назад, однако моменту окончательного его оформления предшествовали длинные пути смешения разнообразных жанров, стилей и концепций.

Истоки

Началом формирования дневников стало появление путевых заметок, хождений (самый известный текст, например, славянской традиции это «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, путевые заметки тверского купца по индийским землям, 1468-1474 гг.) и паломнических путешествий по святым местам.

Первооткрыватели заморских земель возлагали на себя важнейшую миссию, ведь, не имея возможности путешествовать, их соотечественники верили всему, что фиксировалось паломниками и торговцами (впоследствии их записи становились своего рода энциклопедиями-путеводителями). Писали они лишь о том, что видели своими глазами, а материал должен был быть передан максимально достоверно и полно: ключевыми чертами таких текстов становились автобиографичность, фактологичность и лаконичность. Важно также понимать, что путевые записи были лишены тона интимности и уклона в рефлексию.

С другой стороны — уходящая в глубокую древность традиция исповедей.

Будучи названной по одному из семи священных таинств (крещение, евхаристия, соборование и др.), исповедь направлена на раскрытие глубинных сторон души, искренний рассказ о себе перед лицом Бога. В литературу этот жанр пришел вместе с одноименным произведением св. Августина (397-398 гг.), которое впоследствии стало эталоном исповедальной традиции. Такой рассказ о себе и о своих грехах еще далек от дневника, потому что, во-первых, он имеет определенного адресата — как правило, священника, (хотя интересно, что текст св. Августина адресатом своим имеет лишь Бога), а во-вторых, текст не имеет деления на даты. Исповедь не приурочена к необходимости зафиксировать текущие события, она несет в себе задачу дать ретроспективный анализ прошедшего, причем, прошедшего преимущественно греховного, скрываемого и порицаемого.

Наконец, третьей ветвью, способствовавшей рождению дневниковой традиции стали жития и автобиографии.

Стоит отметить, что труд св. Августина несет в себе ряд черт и жанра автобиографии, ведь, как мы помним, содержание , во многом сближается с рассказом о жизни от первого лица. И жития, и автобиографии подразумевают единичный выплеск, история излагается человеком не поэтапно, без датировок, а одним сплошным текстом. Существенное дополнение в "додневниковую" литературу жанр автобиографии вносит за счет своей отвлеченности от сугубо греховной составляющей жизни: для этого жанра важно все произошедшее в жизни индивидуума. Житийная же литература, несмотря на свою большую избирательность , охватывает обширный материал жизни личности, что в наших попытках проследить зарождение дневниковой литературы немаловажно.

Дворцовые водовороты

Так, впитывая в себя три выше названных художественных пласта, мемуарная литература постепенно генерировала жанр дневника. Прежде чем называть какие-либо даты, я должна сделать одно замечание: благодаря тому, что дневник априори является текстом интимным, не предназначенным для чтения, крайне сложно судить о его рождении, так как большое количество текстов не сохранилось и не дошло до цепких глаз литературоведов. На пути к определению столетия окончательного оформления жанра мне помогли британские ученые, потому что именно в этой стране впервые зародился научный интерес к нашему жанру. Работы английских исследователей свидетельствуют о том, что первые записи, которые с некоторыми оговорками можно назвать дневниками, датируются уже XV веком. К этому веку относится не более десятка текстов, около 30-ти текстов относят к XVI веку и далее до 300-та к XVII веку. Оговорка, которую необходимо учитывать, заключается в том, что все эти ранние свидетельства дневниковой литературы в своей основе имеют записи придворных, содержащие в себе либо события дипломатических поездок, либо впечатления от путешествий (что, кстати, говорит о прямой связи первых дневников с хождениями и путевыми заметками).

Исповедь не приурочена к необходимости зафиксировать текущие события, она несет в себе задачу дать ретроспективный анализ прошедшего, причем, прошедшего преимущественно греховного, скрываемого и порицаемого.

Только к XVII веку дневники теряют признаки артефакта истории и приобретают черты портрета отдельной личности. Причина такого несколько резкого перехода к интимному сочинительству заключалась в падающих ценах на бумагу, в распространении грамотности и растущем индивидуализме европейского сознания .

Любопытно, что первооткрывателями в масштабах мировой дневниковой литературы стали Япония и Китай: там первые дневники датируются уже XI и XII веками соответственно. Нет, однако, никаких свидетельств того, что эти тексты были известны европейскому или русскому читателю, поэтому ученые, как правило, ориентируются на греко-латинскую традицию, а значит точкой отсчета выбирают XV-XVII века.

Но что же эти ученые — и мы вслед за ними — понимают под жанровым определением "дневник"? В результате столь любопытных и порой неожиданных художественных смешений сформировалось представление о совокупности постепенно создаваемых отрезков текста, которые регулярно пополняются (например, ежедневно) и зачастую сопровождаются датой. Эти элементы объединяются в один текст, который в большинстве случаев пишется от первого лица и не предназначен для посторонних глаз. Тематика дневников обязательно сосредоточена на событиях из жизни автора или его окружения. Именно в таком облике дневник начал свое триумфальное шествие по мировой культуре.

Дневники писателей и записки сумасшедших

Начиная с XVIII века дневники начинают активно распространяться и проникать в широкую печать.

Сфера их происхождения разрастается за счет демократизации литературы и общества в целом. Пишут литераторы, актеры, художники, ученые, государственные деятели.

С развитием книгопечатания эти труды становятся доступны массовому читателю, они сохраняются и впоследствии издаются. XIX и XX могут быть по праву названы эрой дневников, так как именно в эти столетия создаются такие алмазы мемуарной литературы как "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского, дневники Л. Н. Толстого, королевы Виктории, Николая II, Анны Франк. Любопытно, что в обществе настолько укрепилась мысль о том, что все великие политические деятели имели тайные личные дневники, что во второй половине XX века был даже создан фальшивый дневник Адольфа Гитлера. Прежде, чем мистификация раскрылась, дневник был приобретен немецким журналом "Stern" за 3,7 млн долларов...

Эта эпоха сделала жанр дневника настолько популярным, что появляются стилизации — художественные дневники. Примеры есть как в классической литературе, так и в современной: "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, "Соборяне" Н. С. Лескова, "Казус Кукоцкого" Л. Е. Улицкой. В процессе подобных трансформаций в науке сложилось деление жанра дневника на три разновидности: собственно личный дневник, дневник писателя (его особенность состоит в том, что он неизбежно несет в себе ценность художественную , художественный дневник как литературное произведение.

Эта эпоха сделала жанр дневника настолько популярным, что появляются стилизации - художественные дневники.

Куда дальше?

Великолепие мемуарного и дневникового наследия продолжает пополняться и расти. Может показаться удивительным, но интерес к этому жанру не пропадает. Направление исследования и анализа отчасти меняет свой вектор, однако деятельность ученых в этой области активна и плодотворна. Теперь мы наконец можем ответить на вопрос, что же все-таки связывает древнерусские хождения и современные интернет-блоги. Как мы узнали ранее, хождения (и вместе с ними путевые заметки) стояли у истоков зарождения дневника, они были его прошлым. Блоги же — настоящим.

В определении теоретического содержания жанра дневника мы исходим из уже существующих понятий, представленных в нашем литературоведении.

В отечественном литературоведении достаточно полно освещен вопрос содержательной стороны жанра дневника. Литературоведческие источники дают разные определения жанра, в каком – то отношении дополняя друг друга.

Обратимся к определению в довоенном издании Литературной энциклопедии (1), в котором понятие о жанре дневника рассматривается с точки зрения его принадлежности к мемуаристике и как наиболее примитивная форма мемуарной литературы . В данной трактовке имеется в виду первичность дневника как жанра мемуарной литературы по отношению к воспоминаниям, запискам, автобиографии, исповеди, биографическим воспоминаниям и даже некрологу. В этом определении обращается внимание на возможность изображения в дневнике социального начала. Надо заметить, что внимание к социальному – это дань времени, но и от этого мы не можем уйти в нашем исследовании. Дневник представляет собой первичную форму мемуарной литературы – общая перспектива событий здесь отсутствует… Дневник ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно) .

В Литературном энциклопедическом словаре (2) дневник рассматривается как «форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных…датированных записей. Дневник как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания. Дневник пишется для себя…, что сообщает ему особую

1.- Литературная энциклопедия. ред. П. И.Лебедев-Полянский т.7.,-М.,ОГИЗ РСФСР, 1934.

2.- Литературный энциклопедический словарь.

подлинность, достоверность. Обращен преимущественно к событиям личной жизни ».

Ещё одно определение, которое также дополняет содержание термина: «Дневник – форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей… такие записи…современны описываемым событиям. Наиболее определенно Дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц » (1). В отличие от приведенных выше, данное определение затрагивает временной аспект жанра, проявление его специфики, заключающейся в отсутствии ретроспекции, что является немаловажным для понимания жанра и отличает дневник от других жанров мемуарной литературы.

В дальнейшем нашем обзоре по вопросу теории жанра дневника обратимся к критическим статьям и исследованиям, в которых рассматривается вопрос о теории жанра дневника и особенностях его содержания, художественного своеобразии, оригинальности стиля. Каждый из исследователей жанра дневника был индивидуален и вносил в определение жанра что-то новое, что расширяло понятие и служило дальнейшему развитию вопроса теории и истории жанра.

«Дневник самый, наверное, странный жанр: автопортрет в запертой комнате. Вроде бы зрителей в нее пускать не принято, ибо грешно разрешать посторонним вход туда, куда и сам со временем начинаешь наведываться с опаской …». Таково определение жанра дневника Е. Щегловой (2), которая раскрывает специфику и тональность жанра, подчеркивая его интимный характер.

Оригинально жанр дневника характеризует Б. Хазанов (3): «Литературный жанр, который представляет собой протест против литературы с ее жанрами и приёмами; протест против самой сути художественного творчества –… Вот что такое дневник, который ведет

1 – Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.707

2 – Щеглова Е. Чуковский К. Дневники 1901-1929 гг. // Нева.- 1992.-№9.-стр.260

3 – Хазанов Б. Дневник сочинителя //Октябрь.-1999.-№1

писатель ». Он называет этот род деятельности «исповедь…, бегство в собственный мир, документ самоанализа, саморазоблачения, самомучительства, самоупоения » и далее утверждает: «Дневник писателя –

это его мастерская…это другое «я», двойник… и тайный собеседник, которому можно поверить все тайны…» .

Нам представляется, что это наиболее полное определение жанра дневника писателя (а именно об этом роде дневника пойдет речь в нашем исследовании) наиболее органично и близко к самой сути жанра дневника, где на первом месте интимность, сосредоточенность на себе.

Другие определения, которые дают А. Казакова (1), П. Крючков (2) рассматривают свойства дневникового жанра, в какой-то мере обращаются к тем чертам дневника, о которых уже шла речь, но, вместе с тем, и в чем-то дополняют понятие, обогащая теорию жанра. «Дневник это, прежде всего, эмоциональное отражение на бумаге «настроений души » (А. Казакова ) (1).

«…Дневниковые записи, без которых вряд ли обходится любой литератор, не имеют никакого отношения к словесности » (П. Крючков ). Можно согласиться с критиком в том отношении, что вряд ли писатель, делая записи в дневнике, ревностно анализирует и взвешивает каждое написанное слово, в этом случае терялась бы непосредственность изложения, новизна родившихся мыслей.

Как мы видим, в приведенных выше определениях жанра дневника серьезных разночтений нет. Рассмотрев существующие определения и с учетом того, что уже сделано в вопросе теории жанра дневника попробуем внести ясность в вопрос о том, какие же жанры следует отнести прежде всего к мемуарной литературе. На этот счет в современной критике существуют различные мнения.

Исследователи мемуарной литературы (В. С.Голубцов, А. Тартаковский, И. И.Подольская), посвятившие свои работы вопросу теории и истории жанра и рассматривавшие проблемы на материале мемуаристики 18– 1-й пол.19 века

и советского периода, приходят к выводу о том, что дневники и воспоминания являются типологическим актом мемуаротворчества (1). На этом основании они относят их к единому мемуарному жанру – это «две группы (или вида) родственных произведений, объединенных понятием «мемуаристика», – дневники как исторически первичная и простейшая форма запечатления личностью опыта своего участия в исторической жизни и воспоминания (мемуары в узком смысле слова) как более сложная и развитая форма мемуарной культуры». Подобное определение дневника, на наш взгляд, значительно сужает понимание содержания жанра и ограничивает его возможности лишь изображением исторического, а не личностного.

С таким положением не согласен В. Оскотский (2). Он считает, что «дневники… к мемуарам не принадлежат, хотя вполне с ними соотносятся… Но едва ли не сильнее этого…сходства существенные различия». По мнению В. Оскотского, письма и записные книжки, в отличие от дневников, относятся к мемуарному жанру, поскольку они «тоже свидетели памяти, закрепленной словом, ее опора и скрепы». Исследователь относит письма и записные книжки к мемуарной литературе, тогда как дневники в эту группу жанров не включает, хотя и указывает на их соотношение с мемуарной литературой. На этом основании В. Оскотский делает вывод: «целесообразнее вести речь не о мемуарной, а о мемориальной литературе, не о мемуарном жанре, а о мемориальных жанрах». Определение «мемориального жанра» исследователь предлагает «во избежание общего знаменателя воспоминаний, под который подвертывается и то, что воспоминанием не является». Таким образом, к мемориальной литературе, по мнению В. Оскотского, следует относить записки, записные книжки, письма, мемуары, дневники. Несомненно, мнение критика в вопросе принадлежности

1.- А. Г.Тартаковский, Русская мемуаристика 18 – первой половины 19 в. М., 1991, с. 8;

В. С.Голубцов, Мемуары как источник по истории советского общества. Изд-во Моск. Ун-та,1970,гл. Введение, с. 3-7; И. И.Подольская, Русские мемуары 1800-1825гг. М., «Правда», 1989, с.8

2.-В. Оскотский, Дневник как правда// Вопросы литературы.-1993,-№5,-с.5.

писем и записных книжек к литературе воспоминаний интересно и обосновано, однако, мы полагаем, что возможно, целесообразнее придерживаться привычного определения жанра и в дальнейшем мы будем использовать терминологию – мемуарные жанры. Поэтому, далее мы будем иметь в виду такие разновидности мемуарной литературы: записки, записные книжки, автобиографии, дневники.

Таким образом, вопрос о принадлежности дневников к мемуарной литературе предполагает, чтобы мы более подробно остановили свое внимание на следующей проблеме: в чем сходства и отличия между мемуарами и дневниками.

Наряду с записками, записными книжками, воспоминаниями, автобиографиями и, наконец, собственно мемуарами дневники являются одним из типичных жанров мемуарной литературы. Следовательно, между мемуарами и дневником существует изначальная общность , заключающаяся в том, что в дневнике и в мемуарах автор рассказывает о событиях, участником или очевидцем которых он был. Но на присутствие автора мы можем указать и в лирической поэзии и в прозе – во всех многоликих жанровых проявлениях.

Разница между мемуарами и дневником, во-первых, в том, что от сообщаемых фактов их авторов отделяет неодинаковое расстояние во времени , большая или меньшая протяженность в первом случае и предельная краткость – во втором. Автор дневника спешит зафиксировать только что возникшие впечатления, не давая им остыть и уйти в область воспоминаний, а то – и небытия.

Во-вторых, несходство между дневниками и воспоминаниями и в видовом отношении заключается в том, что оно связано с различием в системе отражения действительности – синхронной в дневниках, ретроспективной в воспоминаниях.

В-третьих, существенны различия в типе и структуре повествования (связный, сюжетно – организованный рассказ в воспоминаниях, дискретные записи – в дневниках) и в характере коммуникативности.

Дневник по своей природе автокоммуникативен («субъект передаёт сообщение самому себе»). В момент его ведения он рассчитан, главным образом, на внутренне интимные нужды автора, далеко не всегда предназначается им к прижизненному обнародованию, и, как правило, «секретен» для окружающих. Это его качество остаётся достаточно стабильным в течение длительных исторических периодов. В воспоминаниях же автокоммуникативность весьма размыта и сфера её ограничена.

Попробуем рассмотреть, в чем же функциональное сходство и отличие мемуаров и дневников. Мемуары и дневники оказываются близки друг другу не только генетически. Функциональная близость их, вне всяких сомнений, в том случае, когда речь заходит о дневниках, закрепляющих впечатления от политических и литературно-общественных событий, от встреч с интересными и выдающимися людьми, интересных для будущих воспоминаний автора и будущих поколений. Но даже в ежедневных записях, которые ведутся в целях самоанализа, самовоспитания, нравственного самоусовершенствования или ради текущих житейских интересов сегодняшнего момента, в дневнике незримо присутствует частица понимания ценности личного опыта автора, стремления включить «уходящий день» в бытие. Поэтому в дневниковых записях воплощаются некоторые черты исторического самосознания личности (хотя, быть может, менее целеустремленно и последовательно, чем в собственно мемуарах). Различия между дневниками и жанром мемуаров в этом отношении сводятся к тому, что исторический кругозор дневника (а, следовательно, и автора) ограничен пределами настоящего, тогда как историзм воспоминаний в мемуарах измеряется соотнесением их с прошлым, ставшим или становящимся историей.

Именно эти признаки личного дневника определили его использование в художественной литературе. Дневник как форма изложения событий изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и многообразие чувств пишущего. Такие свойства дневника придают ему тональность интимности, лиричности, страстности интонации, с какими трудно сравняться другим литературным жанрам.

Литературное значение дневника выходит далеко за рамки произведений, написанных в его форме. Дневник, как правило, сохраняет свежесть и искренность взгляда автора на окружающий мир и на себя.

На основании всего сказанного попробуем дать определение жанра дневника: Дневник – жанр мемуарной литературы. В литературе для дневника характерна форма повествования от первого лица. Оно ведётся в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения

системы отражения действительности, записей. В структуре повествования преобладают дискретные записи. Как внелитературный жанр дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя. А дневник писателя сохраняет все эти признаки жанра, но, как бы дополняет существующее определение тем, что является не только способом самовыражения, но и часто творческой мастерской, в которой могут так или иначе высвечиваться творческие замыслы писателя.

Данное определение ни в коей мере не претендует на окончательное, а лишь есть попытка обобщить то, что есть в нашем литературоведении о теории жанра дневника и, как нам кажется, помогает приблизить к предмету нашего исследования.

Следующий вопрос, который, как нам кажется, нужно рассмотреть – это вопрос о разновидности жанра дневника, уточним терминологию, связанную с вопросом разновидности жанра.

В «Краткой литературной энциклопедии» (1) предлагается деление жанра дневника на следующие его разновидности: Дневник как форма художественного повествования – чисто литературный, целиком вымышленный дневник, представляющий собой либо само произведение, либо значительную его часть; Реальные дневники , то есть настоящие дневники писателей (учёных, деятелей культуры, науки), либо заранее предназначенные для публикации; Дневники обыкновенных людей – просто датированные записи о различных волновавших автора чувствах и событиях.

Рассмотрим каждую из этих разновидностей.

Дневник может выступать как форма художественного повествования . Эта разновидность жанра дневника восходит к 18 веку, к периоду возникновения сентиментализма в зарубежной и русской

1.- Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.7

литературах. Сентиментализм, обративший интерес к внутреннему миру человека, культивирует жанр дневника как особую форму «самонаблюдения». Таково известное произведение, вошедшее в историю литературы, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна.

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) — учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Ниже приводятся выдержки из статьи Анны Колядиной .

Дневник — древнейшая форма литературного творчества, «диалог с самим собой».

М.О. Чудакова (Краткая литературная энциклопедия): «Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц»

Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники — причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет — «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

Следует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила:

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).
2. Каждую запись датируй.
3. Будь искренним и честным в записях.
4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе.
1. Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.
2. Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).
Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.
3. Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

Писательские дневники — это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Несколько примеров.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках — наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями — упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, — сейчас же записываю...”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923-1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» — 1935-1939), повести «Жень-Шень» (1931-1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» — также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» — блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, — отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Дневник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.


Мемуа́ры (фр. mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры : мемуары (в узком смысле слова), записки, записные книжки, автобиографии, некрологи, дневники .

Видимо, без обращения к этому бесценному наследию трудно понять и современное состояние литературы. Поэтому наша задача заключается в анализе исторического изменения дневника как жанра мемуарной литературы, выяснении этапов эволюции жанра на примере дневников русских и зарубежных авторов.

Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности.

Дневник как литературный жанр

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества.

Наверное, некоторые из вас тоже ведут свои личные дневники, записывая события из своей жизни. Сегодня я бы хотела познакомить вас со сведениями из истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях. Одним словом, помочь вам овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей» (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

История дневника

  1. Развитие дневниковых записей началось с 10 века . Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
  2. С 13 по 19 вв . в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
  3. С 20 века благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. Так, примером такого дневника является дневник Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В романе дневник не только способ авторской характеристики и форма самовысказывания героя, но и предмет изображения человеческой души. В романе сам жанр дневника подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно–смысловую бесспорность: дневник вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений. Вопрос о сущности дневника как жанра вырастает здесь в серьезную общественно-нравственную проблему. С одной стороны, дневник дает возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит и сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с другой стороны, дневник ведет к духовной разрозненности – герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом дневника.

Итак, дневник – это, в первую очередь, прием психологического изображения героя. Вводя в текст своего романа дневник, Лермонтов позволяет увидеть, как сложные душевные состояния героя раскладываются на элементы и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. И наконец, в произведении, где используется дневник как форма художественного повествования, позиция автора довольно резко обособлена от позиции персонажа, так что не может быть и речи о том, чтобы индивидуальности автора и героя совмещались.

В форме дневника пишутся целые произведения. Так, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя являются таким произведением, когда в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора, знавшего быт и психологию петербургских чиновников.

* Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

* Твиттер – аналог дневника.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Основные правила ведения дневника

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша). («Робинзон Крузо» Даниэль Дефо)

Зачем же нужен личный дневник? В чём его польза?

Почти у каждого из нас есть такие тайны, рассказать о которых мы не можем даже саамы близким людям. То ли боимся того, что нас не поймут и осудят, то ли ещё чего-то… Но порою эти самые тайны вызывают очень сильные эмоциональные переживания, которые, не найдя выхода, могут со временем отразиться на поведении человека. Если же выплёскивать свои переживания на бумаге, это послужит своеобразной психологической разгрузкой. Да и потом – бумага всё стерпит и уж точно не осудит вас за ваши откровения.

Кроме того, когда мы описываем какую-либо проблему, над решением которой бьёмся уже не первый день, изложение своих мыслей порою помогает найти верное решение. Ведь когда мы пишем, нам волей неволей приходится упорядочить тот эмоциональный хаос, который творится внутри нас, а наведение порядка очень часто помогает найти именно то, что мы ищем – не важно, вещь ли это или выход из сложной ситуации.

В личный дневник можно записывать также идеи, которые у вас возникли. Кто знает, может, через определённый период времени эта запись, когда вы её перечтёте на досуге, даст вам новый толчок к развитию.

В дневнике можно также подробно отражать процесс работы над собой, если вы, допустим, решили выработать в себе определённые черты, освоить новые навыки или избавиться от старой привычки. Такое детальное описание позволит вам как бы со стороны увидеть свои слабые и сильные стороны, а также и то, как далеко вы продвинулись на пути к своей цели.

Некоторые люди делают записи в дневнике ежедневно в конце дня, описывая произошедшие события, свои чувства и анализируя то, что произошло, что получилось или не получилось и почему.

В любом случае, ведение личного дневника позволяет быть более внимательным к себе, к своему внутреннему миру, более осознанно воспринимать чувства и эмоции и со временем понимать причины их возникновения.

Личный дневник – это отличный собеседник, который не станет вас перебивать и всегда выслушает до конца. Хотя, безусловно, вести его или нет – личное дело каждого.

Дневник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Сделаем выводы : жанр дневника, приобретая различные черты в ходе эволюции, на современном этапе характеризуется так: «Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей. Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя.

Д/з: В течении недели, начиная с сегодняшнего дня, каждый день записывайте какие-либо события из вашей жизни, всё то, что вы хотели бы отметить в своем дневнике. Через неделю мы посмотрим, что у вас получилось.

Дневник Робинзона Крузо

С этих-то пор я и начал вести свой дневник, записывая все, что я сделал в течение дня. Первое время мне было не до записей: я был слишком завален работой; к тому же меня удручали тогда такие мрачные мысли, что я боялся, как бы они не отразились в моем дневнике.
Но теперь, когда мне наконец удалось совладать со своей тоской, когда, перестав баюкать себя бесплодными мечтами и надеждами, я занялся устройством своего жилья, привел в порядок свое домашнее хозяйство, смастерил себе стол и стул, вообще устроился по возможности удобно и уютно, я принялся за дневник…

Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шел дождь.

Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что, останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли бы построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно.

Сегодня заметил, что у меня осталось очень мало сухарей. Нужно соблюдать строгую бережливость. Пересчитал все мешки и решил съедать не более одного сухаря в день. Это печально, но ничего не поделаешь.

Сегодня печальная годовщина моего прибытия на остров. Я сосчитал зарубки на столбе, и оказалось, что я живу здесь ровно триста шестьдесят пять дней!
Посчастливится ли мне когда-нибудь вырваться из этой тюрьмы на свободу?
Недавно я обнаружил, что у меня осталось очень мало чернил. Надо будет расходовать их экономнее: до сих пор я вел мои записи ежедневно и заносил туда всякие мелочи, теперь же буду записывать лишь выдающиеся события моей жизни.