Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что такое классицизм реализм. Литературные направления и методы. Новый взгляд на внутренний мир

Судьба классизизма. Классицизм, влиятельное литературное направление, державшее в своей власти художественное творчество более чем в течение столетия, не окон­чательно сошел со сцены в первой четверти XIX в. Делаются попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социально-этическом и худо­жественном отношениях. В рассматриваемое время шел процесс дифференциации внутри этого литературного направления, ко­торый вел к распаду системы.

В конце 80-х годов XVIII в. Державин организовал литературный салон, посетителями которого были А. С. Шишков, Д. И. Хвостов, А.А. Шаховской,

П.А.Ширинский-Шихматов; все они были активными сторонниками классицизма и создали литературное общество «Беседа люби­телей русского слова» (1811 -1816), в которое входили также И.А. Крылов и Н.И. Гнедич. По имени «теорети­ка» «Беседы» А.И. Шишкова его сторонники стали называться шишковистами. Его «Рассуждение о люб­ви к отечеству» - пример национа­листической интерпретации патрио­тизма. Защищая русское самодержа­вие и церковь, Шишков выступал против «чужеземной культуры». Та­кая позиция привела его и его после­дователей к неприятию языковой реформы Карамзина и европейских симпатий этого писателя и его груп­пы. Разгорелся спор шишковистов с карамзинистами. Хотя соци­альные позиции их отнюдь не были противоположными (и те и другие были монархистами), «европеизированному» языку карам­зинистов Шишков противопоставил национальную языковую ар­хаику. В «Рассуждении о старом и новом слоге российского язы­ка», по существу, он воскрешал устаревшее для XIX в. учение Ло­моносова о «трех штилях», особенно превознося «высокий штиль». В «Беседе» читались оды, «пиимы», трагедии, одобрялись произ­ведения столпов русского классицизма.

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены. Однако в классицистической трагедии начала XIX в. обна­руживаются новые явления, которые наиболее очевидны в драма­тургии В.А. Озерова. Он не был членом «Беседы», напротив, его рассматривали даже как жертву козней Шаховского. В драматур­гии Озерова обнаруживается тяготение классицизма к предромантизму.

Эволюция серьезных жанров классицизма к предромантизму, перерастающему в романтизм, отразилась не только в драматур­гии Озерова, но и в раннем творчестве декабристов - Ф.Н. Глин­ки и П.А. Катенина, В.Ф. Раевского и К.Ф. Рылеева; этот процесс заметен в таких произведениях Пушкина-лицеиста, как «Воспо­минания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию», в оде Тютчева «Урания», посвящении «На новый 1816 год» и у многих других поэтов. Гражданственный пафос поэзии Ломоно­сова и Державина не утрачивал своей притягательной силы и в первой четверти нового столетия. Их традиции сохранялись, по­лучая новое эстетическое бытие, включаясь уже в иную эстети­ческую систему - гражданский романтизм.

Просветительский реализм. Русский реализм начала XIX века развивался на основе традиций фольклора и литературы предшествующего времени. Его корни уходят в сатирические повести XVII в., выработавшие систему худо­жественных средств изображения обыденного, антигероического бытия, житейских ситуаций и перипетий существования зауряд­ного человека, его ошибок и заблуждений, его вины и безвинных страданий или же его пороков, плутовства и торжества амораль­ности. Особенно значимы для литературы XIX в. традиции рус­ского просветительского реализма XVIII в., весьма успешно зая­вившего о себе в творчестве Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, а также у писателей второго ряда - М.Д. Чулкова и В.А. Левшина. Вершинным явлением в развитии русского реализ­ма XVIII в. оказывается «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Реализм XVIII в. был осложнен не только связями с классицизмом и сентиментализмом, но и полемикой с ними.

В таком виде традиции реализма пришли в русскую литерату­ру начала нового столетия. В основном это был реализм просвети­тельский: принципы социальной обусловленности поведения че­ловека еще не подкреплялись принципами историзма, а углублен­ный психологизм не был осознан как важнейшая цель творчества. Писатели уповали на истинное просвещение как средство оздо­ровления нравов.

Наиболее талантливый писатель - выразитель принципов про­светительского реализма в это время - Василий Трифонович Нарежный (1780-1825), создатель первого реалистического (просветительского) романа в русской литературе, каким явился «Рос­сийский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова».

Новые черты в прозе обозначаются в связи с Отечественной войной 1812 г. Писатели, осмысливая грандиозное историческое событие, начинали отступать от устаревших литературных канонов, вводили в повествование конкретные приметы военного вре­мени, подлинные исторические факты, индивидуальные судьбы людей, учились соотносить судьбу человека с его временем. Но­вые особенности художественного мышления первоначально про­явились не в крупных жанрах романа или повести, а в газетных и журнальных жанрах - заметки, очерка, записок мемуарного ха­рактера, обычно оформляемых в виде писем. Начинали формиро­ваться принципы конкретного историзма, которые иногда объеди­нялись с писательским интересом к текущей повседневности. В первой четверти XIX в. реализм достиг наибольших успехов в ба­сенном творчестве И.А. Крылова, в знаменитой комедии А.С. Гри­боедова, наследовавших опыт просветительского реализма, и в тра­гедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Начинается формирова­ние русского классического реализма.

Судьба сентиментализма. Сентиментализм, литературное направление последней трети XVIII в., увлекшее за собой многих сторонников, завершал свое существование, подвер­гаясь критике с разных сторон: классицистов, предромантиков и реалистов, в результате чего в системе сентимента­лизма происходили видоизменения. Тем не менее, это литератур­ное направление, получившее прибежище в творчестве Карамзи­на и писателей его школы, было весьма влиятельным в начале XIX в. и, можно сказать, находилось на переднем плане искусства. Начало XIX в. в русской литературе называли, в том числе и Бе­линский, «карамзинским периодом». В творчестве Карамзина кон­ца XVIII-начала XIX в. весьма заметны предромантические уст­ремления, хотя предромантизм и не оформился до конца в его произведениях.

Главный герой Карамзина и карамзинистов - личность, внесословная по своим моральным качествам. Сословной иерархии героев классицизма у карамзинистов были противопоставлены внесословные достоинства «естественного», «простого» человека. Фи­лософия сентиментализма как бы продиктовала культ чувстви­тельности.

Карамзин воспроизводил в прозе и в стихах еще не индивиду­альный характер, а психологическое состояние. В основном он и его последователи различали две разновидности личности: чувст­вительного и холодного человека.

Поэты карамзинской школы придали новое направление поэ­зии. Философские элегии и послания уступили место «легкой по­эзии» - песням, нередко стилизованным под фольклор, шутливым, дружеским посланиям и эпиграммам, «безделкам» - стихо­творным миниатюрам-экспромтам, стихам «на случай», «к порт­рету», различным «надписям». По сравнению с торжественной одой и «пиимой» «безделки» «легкой поэзии» запечатлели сближение по­эзии с обычной, повседневной жизнью, отказ от штампов высоких жанров, обновление литературного языка, которое состояло в его при­ближении к разговорному языку просвещенного дворянства, во внеш­нем стремлении к народности (но в сочетании с принципами «при­ятной», «сладкой» и «нежной» красоты).

Явные успехи имела и проза писателей этой школы. Излюб­ленные их жанры - романическая повесть, рассказывающая о сен­тиментальной, печальной любви двух молодых людей, и жанр путешествия. Прежде всего, сам Карамзин, но также и его последова­тели давали образцы изящно-простого, не отяжеленного языко­вой архаикой, натуралистическими, грубыми зарисовками повест­вования о тонких и нежных любовных переживаниях благород­ных людей; главный конфликт повестей, как правило, - столкно­вение чувствительного и холодного. Проза вырабатывала способы психологического анализа, приемы лирического описания, портретирования, создания литературного пейзажа. Однако в сен­тиментальной прозе много штампов, одни и те же сюжетные ситу­ации и образы повторялись много раз.

Карамзинская школа громко заявила о своем существовании и литературной активности, создав объединение «Арзамас» (1815- 1818). Поводом для организации общества послужила комедия Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой со­держались пародийные нападки на Жуковского и карамзинистов. Противники «Беседы» объединились, взяв название общества из памфлета Д.Н. Блудова, направленного против шишковистов, «Ви­дение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», в котором был создан сатирический образ Шаховского, обижающе­го Жуковского, а местом действия был представлен Арзамас. В это общество входили В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пуш­кин, А.С. Пушкин, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, С.С. Уваров и др., позже в «Арзамас» вошли будущие декабристы М.Ф. Орлов, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев. Первоначальной целью общества была борьба с «Беседой», с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа са­тирические экспромты, часто просто каламбуры, острое слово были способами обличения. «Беседа» воспринималась как символ косности, рутины, нелепого педантизма, и таким путем сфера обличе­ния расширялась в социальном отношении. Молодые люди, бо­рясь с косной «Беседой», наследовавшей традиции вельможного века минувшего, выступали как бы носителями идеи новизны и прогресса, нового представления о личности, освобожденной от догматизма и предрассудков.

Предромантизм. Предромантизм – общеевропейское явление в литературе конца XVIII – начала XIX века. В России он не оформился в самостоятельное литературное направление, и сам термин появился в трудах исследователей более позднего времени. Предромантизм возникал как в недрах классицизма, так и сентиментализма. Идеи Руссо, Гердера, русских просветителей о «естественном человеке», добром, нравственном, гармоничном по природе, о народе - хранителе исконной морали и эстетической национальной специфики, аполо­гия поэтической «первобытности» и критика ложной цивилиза­ции, неприятие обыденных добродетелей даже в сентиментальной оболочке составляют социально-философскую основу предромантизма. И в русском предромантизме, как и в английском, что было отмечено В.М. Жирмунским, осуществлялось переосмысление категории прекрасного, вместившей в себя новые эстетические оценки: «живописное», «готическое», «романтическое», «ориги­нальное».

В начале XIX в. наиболее очевидно он проявился в творчестве писателей, объединившихся в «Вольное общество любителей сло­весности, наук и художеств» (1801-1825), расцвет деятельности ко­торого относится к 1801-1807 гг. Талантливые и активные его участ­ники - И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев; в общество вхо­дили также А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, к ним был близок Н.И. Гнедич.

Предромантическая стадия в развитии русской поэзии сыграла большую роль в литературной деятельности А.С. Пушкина, поэтов его окружения, поэтов-декабристов. Она препятствовала расцвету на русской почве байронизма и «мировой скорби», помогала утвержде­нию принципов народности. Русский предромантизм, влиятельный благодаря Батюшкову и Гнедичу, юному Пушкину и его друзьям, содействовал формированию в начале XIX в. самобытных путей раз­вития романтизма, побуждал к поискам в области фольклорной эс­тетики, к гражданскому одушевлению, солидарности друзей-поэтов.

Романтизм. Романтизм – общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями французской истории последней тре­ти XVIII в. Академик А.Н. Пыпин, уясняя общественный смысл явления, отмечал: «Трудно было русскому обществу остаться в стороне от той борьбы, которая шла в европейской жизни и стре­милась выработать новые принципы общественные, политические и нравственные». Социально-исторические катаклизмы конца XVIII в., связанная с ними Отечественная война 1812 г. обнажили противоречия жизни, которые не поддавались разумному объяс­нению. Его расцвет в России - 10-20-е годы, но ив 30-х годах он имел свои выдающиеся достижения. Именно в романтизме - ост­рое осознание противоречивости жизни; эта идея приобретала все более универсальный характер. Ориентация на Западную Евро­пу теряла свой смысл, особенно все более ненавистной станови­лась для образованных и мыслящих дворян и разночинцев галло­мания. Сознание русских романтиков все настойчивее обращает­ся к национально-народным истокам в поисках новых социальных, этических и эстетических опор. Требование от литературы народ­ности и национальной самобытности становится общим местом в романтизме.

Философские основы романтизма были также общеевропейски­ми. Хотя нет тождества между романтизмом и философским иде­ализмом, тяготение к различным течениям последнего и его шко­лам очевидно, и в особенности к религии. Романтики осознавали высокий смысл духовной жизни человека, пренебрегали матери­альным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обыва­тельской толпы. Религиозная вера, христианство, было животвор­ным источником их произведений. Язы­ческие образы, картины дохристианской старины в романтизме были отнюдь не порождением отказа от христианства, а данью новой эстетической моде, поэтическому влечению к «неразгадан­ному былому», что обновляло сюжеты, метафорический язык, в целом лиризм произведения.

Вместе с тем в русском романтизме крепнут традиции русско­го философствования в сочинениях братьев Тургеневых, Жуковс­кого и Батюшкова, Галича и Павлова, в работах И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, в художественном творчестве романтиков. Можно выделить такие отличительные черты русского романтического философствования: преобладание этической, а затем и историо­софской проблематики, сочетание философствования и практи­ческого действия (филантропического, социально-гражданствен­ного или художественно-творческого, учительного). Был принят художественный, и больше всего лирический, способ философст­вования - в поэзии Жуковского, Тютчева, Баратынского, Лер­монтова и др.

Романтизм по своему ведущему методологическому принципу противостоял реализму, который в содержании и формах твор­чества ориентировался на объективную действительность во всем многообразии ее проявлений. В романтизме же осуществлялось поэтическое познание действительности через самого себя твор­ца художественной ценности.

В романтической литературе, серьезной и обычно неулыбчи­вой, признан один вид комического - романтическая ирония, в основе которой лежит горькая усмешка мечтателя, что строит воз­душные замки, над прозой жизни. Неприятие реальной действительности и разочарование в ней было выражено отнюдь не в пресловутых типических образах в типических обстоятельствах. Художественные обобщения совер­шались на путях символизации явлений.

Вместе с тем романтикам присуще страстное стремление к идеа­лу, ведь цель искусства согласно их теориям заключается в пости­жении абсолютных начал бытия и в прикосновении к ним.

Символы идеального мира в романтизме: море, ветер - свобода; звезда - идеальный мир; солнце, луч зари - счастье; весна, утро - нравственное пробуждение; огонь, розы - любовь, любовная страсть. Романтическая система принимала и старинные фольк­лорные или литературные традиции символики цвета и символи­ки цветов и растений: белый цвет - невинность, нравственная чистота (березка, лилия), красный, розовый - цвет любви (розы), черный - печали. Хотя символика цветов становилась у них бо­лее сложной, многозначной и причудливой. Идеальное получило эстетическую оценку как возвышенно-прекрасное, поднятое над жизненной повседневностью. Вместе с тем оно сочеталось с осо­бой эстетической оценкой, выдвигаемой именно этим литератур­ным направлением. В один ряд с эстетическими категориями пре­красного, возвышенного, трагического поставлена и категория ро­ мантического. Романтику находили в исключительных, экзотичес­ких характерах и ситуациях, в сказочно-фантастических эпизодах.

Сформировался и новый эстетический идеал. Романтический эстети­ческий идеал обычно разрушал внешнюю правильность художест­венного рисунка, строгую продуманность всех сюжетных, живо­писных линий, логичность, завершенность композиции. Они от­стаивали свободу от «правил» искусства, вводили в литературу новые жанры, модифицировали прежние.

Романтизм знает различные стилевые течения: «готический» стиль, «античный», «древнерусский», «фольклорный», «пантеис­тически-лирический», «медитативно-философский» и др. В твор­честве Жуковского, Рылеева и А.Одоевского, Пушкина, Лермон­това, Баратынского, Тютчева можно найти образцы этих стиле­вых течений.

Романтизм - выдающееся и своеобразное литературное направ­ление, под обаянием которого оказались чуть ли не все поэты пер­вой половины прошлого века, во всяком случае пережили увлече­ние им и сохранили глубинные связи с этим возвышенным ис­кусством. Русская классическая литература в целом и проза и поэ­зия прошлого столетия проникнуты романтическим одухотворе­нием.

Литература:

1. История русской литературы XIX века (первая половина)/Под ред. С.М. Петрова. М., 1973

2. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.

3. Манн Ю.В. История русской литературы XIX века. Эпоха романтизма. М., 2001.

4. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы. В 2-х частях. Ч. 1 /Под ред.

В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001.

5. Якушин М.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001.

Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX века. СПб., М., 2004.

Образцы низких жанров

Комедия, басня, эпи­грамма, сатира(комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена)

Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль», «Брига­дир», басни И. А. Крылова)

Темы и задачи

В комедии изображена жизнь «простых» людей: мещан, слуг. Показаны человеческие пороки, которые всегда побеждаются добродетелью, язык комедии и басни - «сниженный», обыденный. Задача комедиографа и баснописца - изобличить и высме­ять порок, утвердить добродетель, подвести зрителя-чита­теля к четкому выводу, сформулировать «мораль»

Сентиментализм

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в ли­тературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшее­ся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональ­ным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Ге­рой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

возникновения

Сформировался во второй половине XVIII века в Анг­лии, затем распростра­нился по всей Европе

Сформировался во второй половине XVIII - первой четверти XIX века

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Появление

сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе

Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе

Основные черты

  • внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи;
  • мир отражается с позиции чувства, а не разума;

Основные черты

  • для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикар­ства;
  • главным героем сентиментализма становится «есте­ственный» человек;
  • используется лексика, характерная для разговорной речи;
  • интерес к фольклору как форме наиболее непосредствен­ного проявления чувств;
  • герой может совершать как дурные, так и добрые поступ­ки, испытывать как благородные, так и низкие чувства;
  • отсутствие жестких эстетических канонов и форм

Писатели и произведения

Л. Стерн «Сентименталь­ное путешествие», Дж. Томсон «Зима», « Лето »,

Т. Грей «Сельское клад­бище »,

С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло», «Сэр Чарльз Грандисон» Франция:

Аббат Прево «Манон Лес- ко»,

Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Роман-путешествие

Романтизм

Романтизм (от французского готапИвте (средневекового фр. ИотапЬ) - ро­ман) - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображе­нием сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастиче­ское, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».

Литературное направление — художественный метод, который формирует общие идейно-эстетические принципы
множества писателей в определённую историческую эпоху.

Основные черты литературного направления:
⦁ объединение писателей конкретной исторической эпохи
⦁ выражение определённого мировоззрения и жизненных ценностей
⦁ использование характерных художественных приёмов, тем и сюжетов, особого типа героя
⦁ характерные жанры
⦁ особый художественный стиль

Наиболее значительные литературные направления русской литературы:

классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
символизм
акмеизм
футуризм

Писатели могут по-разному относиться к событиям, которые они изображают. Эстетические пристрастия у них тоже могут быть разными. И даже работая внутри одного литературного направления, каждый автор решает задачу, поставленную в произведении, по-своему.

КЛАССИЦИЗМ
Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XVIII вв., основой которого было подражание образцам античного искусства.

Основные черты классицизма :

⦁ национально-патриотическая тематика, значительность выбираемых тем
⦁ обращение к возвышенным нравственным идеалам
⦁ строгое разграничение жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (басня, комедия)
⦁ недопустимость смешения жанров (ведущий жанр — трагедия)
⦁ назидательность произведений
⦁ чёткое деление героев на положительных и отрицательных
⦁ соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия

Типичные произведения русского классицизма :

⦁ Г. Державин — ода «Фелица»
⦁ М. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреонтом»
⦁ Д. Фонвизин — комедии «Бригадир», «Недоросль»

Пример произведения: Д. Фонвизин «Недоросль»

Произведение «Недоросль» — образец низкого жанра комедии.

Задачи автора: высмеять пороки дворянства, осмеять невежество, вынести на обсуждение тему воспитания, указать на основное зло времени — крепостничество и произвол помещиков. Чтобы правдиво изобразить жизнь, автор был вынужден расширить рамки классицистического произведения.

Черты классицизма в комедии. Соблюдены правила трёх единств.

Единство места (действие происходит в поместье Простаковых), единство времени (события происходят в течение суток), единство действия (одна сюжетная линия).
Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.
Классический финал: порок наказан. Новаторские особенности комедии Говорящие фамилии: Правдин, Скотинин, Вральман, Кутейкин и др.

Языковая характеристика. Положительные персонажи говорят «высоким штилем», отрицательные — отличаются бедностью словарного запаса

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII — начале XIX в., провозгласившее высшей ценностью человека чувства, а не разум.

Основные черты сентиментализма :
⦁ обращение писателей к простому человеку, интерес к миру его чувств
⦁ стремление исследовать душу человека, раскрыть его психологию
⦁ субъективное отображение мира
⦁ произведения, как правило, написаны от первого лица (рассказчик является автором)
⦁ главная тема произведений — любовные страдания
⦁ сближение литературного языка с разговорным
⦁ жанры: дневник, письмо, повесть, сентиментальный роман, элегия

Типичные произведения русского сентиментализма :
⦁ В. Жуковский — элегия «Сельское кладбище»
⦁ Н. Карамзин — повести «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»
⦁ А. Радищев — повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»

Пример произведения: Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Тема. Затронута социальная проблема отношений дворянского сословия с крестьянами. Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель впервые поднимает тему маленького человека.

Место действия. Москва и её окрестности (Симонов и Данилов монастыри) — создана иллюзия достоверности.

Изображение чувств. Впервые в русской литературе главным стало не прославление героя, а описание чувств.

А роль нравственной героини отдана крестьянской девушке. В отличие от произведений классицизма, повесть лишена назидательности.

Персонажи. Лиза живёт в гармонии с природой, она естественна и наивна. Эраст не коварный соблазнитель, человек, который не смог пройти испытаний и сохранить любовь. Такой тип, героя получил развитие в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и получил название «лишнего человека».

Пейзаж. Отражает душевные переживания героини.

Язык. Лёгкий для восприятия. Речь крестьянки Лизы не отличается от речи дворянина Эраста.

РЕАЛИЗМ

Реализм — художественное направление в литературе и искусстве XIX-XX вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни.

Основные черты реализма :
⦁ обращение художника к конкретной исторической эпохе и к реальным событиям
⦁ изображение жизни, людей и событий в соответствии с объективной реальностью
⦁ изображение типичных представителей своего времени
⦁ использование типичных приёмов в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
⦁ изображение событий и героев в развитии

Типичные произведения русского реализма :

⦁ А. Грибоедов — комедия в стихах «Горе от ума»
⦁ А. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина»
⦁ М. Лермонтов — роман «Герой нашего времени»
⦁ Л. Толстой — роман «Война и мир» И др.
⦁ Ф. Достоевский — роман «Преступление и наказание» и др.

Пример произведения: А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Энциклопедия русской жизни». Произведение охватывает события с 1819 по 1825 год. Читатель узнаёт об эпохе правления Александра I, о высшем свете Петербурга и нравах общества; о патриархальной Москве, о жизни провинциальных помещиков, о воспитании детей в дворянской семье, о моде, об образовании, о культуре и репертуаре театров, деталях быта (описание кабинета Онегина) и др.

Проблематика романа. Главный герой (Онегин), обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти себе применения в обществе. Автор ставит вопрос: почему так происходит? Чтобы ответить на него, он исследует личность героя и среду, сформировавшую личность.

Черты реализма. Критики утверждали, что роман можно продолжать до бесконечности и закончить на любой главе, потому что он описывает реальную действительность. Финал романа открытый: автор предлагает додумать его продолжение. Использованы прямые авторские характеристики, ирония, лирические отступления, которые превратили роман в свободное путешествие автора по жизни.

РОМАНТИЗМ

Романтизм — художественное направление в литературе и искусстве
конца XVIII — начале XIX в., характеризующееся интересом к личности и противопоставлением реального мира — идеалистическому.

Основные черты романтизма :

⦁ субъективная позиция автора
⦁ неприятие прозаичности реальной жизни и создание собственного идеального мира
⦁ красивый романтический герой
⦁ изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
⦁ экзотичность пейзажа
⦁ использование фантастики, гротеска

Типичные произведения русского романтизма :

⦁ В. Жуковский — баллады «Лесной царь», «Людмила», «Светлана»
⦁ А. Пушкин — поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
⦁ М. Лермонтов — поэма «Мцыри»
⦁ М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль», стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике»

Пример произведения: М. Горький «Песня о Соколе»

Идея. Возвышенный, самоотверженный подвиг. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Персонажи. Сокол – олицетворение борца за народное счастье. Его главные черты — храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. Для Сокола счастье в борьбе, его стихия — небо, высота, простор. Удел Ужа — тёмное ущелье, в котором тепло и сыро.

Пейзаж. Пейзаж даётся в начале и в конце произведения, создавая композиционную рамку. Он показывает, как прекрасна жизнь и каким ничтожным на этом фоне выглядит убогий мир людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них слагали песни.

Средства художественной выразительности. Необыкновенное воздействие оказывает ритм и поэтическая лексика, характерная для торжественной песни: пал на землю; сверкнул очами; прянул в воздух; гремела песня о гордой птице; и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света; в их львином рёве гремела песня и др.

Основная часть произведения — диалог Ужа и Сокола, выражение двух противоположных точек зрения. Много вопросов, восклицаний, фраз, ставших крылатыми (Рождённый ползать — летать не может!).

ФУТУРИЗМ
Футуризм — авангардистское направление в живописи и литературе, получившее распространение в 1910-1920 годах ХХ в. Поэты-футуристы пытались создать искусство будущего, полностью отрицая искусство прошлого.

Основные черты футуризма :
⦁ демонстративный разрыв с традиционной культурой
⦁ отказ от классического наследия, новые принципы видения мира
⦁ поиски новых средств поэтической выразительности
⦁ эпатаж публики, литературное хулиганство
⦁ использование языка плакатов и афиш, словотворчество

Представители футуризма :

⦁ «Гипея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А Кручёных, В. Каменский)
⦁ Эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
⦁ «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренёв, Р. Ивнев)
⦁ «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров)
Футуризм породил в литературе разные течения (имажинизм С. Есенина, конструктивизм И. Сельвинского и др.).
Пример произведения: «Ночь» В. Маяковского
Поэтическая шарада. Автор предлагает читателю разгадать необычные образы. В качестве подсказок он использует цвета: багровым обозначен закат, белым — день, который отброшен и скомкан, зелёным — сукно игрового стола. Освещённые окна ночного города вызывают у поэта ассоциацию с веером игральных карт. Официальные здания уже закрыты — на них наброшены синие тоги (одежда священников).

1-я и 2-я строфа — описание ночного города, который сравнивается с игорным домом. В З-й строфе поэт изображает людей в поисках развлечений: Толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома.

В 4-й строфе — говорит о своём одиночестве. Людям, пришедшим на выступление Маяковского, нужны развлечения. И поэт сознаёт, что, обнажая душу, не следует рассчитывать на понимание.

Средства художественной выразительности. Большое количество метафор (чёрные ладони сбежавшихся окон, горящие жёлтые карты, громада из смеха отлитого кома), необычные сравнения (толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка; как жёлтые раны, огни), неологизмы (nёстрошёрстая).

Стихотворный размер и рифма. Дактиль с перекрёстной рифмой.

АКМЕИЗМ

Акмеизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в 1910-е годы ХХ в., в качестве основного художественного принципа придерживались точного значения слов, провозглашали возврат к материальному миру, предмету.

Название произошло от греческого слова akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина.

Основные черты акмеизма :
⦁ простота и ясность поэтического языка (слову возвращён первоначальный смысл)
⦁ туманности и намёкам символизма противопоставлен реальный мир
⦁ умение находить поэзию в бытовых деталях
⦁ исключение сложных речевых оборотов и нагромождения метафор

Представители акмеизма :

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», которое образовали Н. Гумилёв и С. Городецкий.

Из широкого круга поэтов выделилась более узкая группа акмеистов: А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин и др.

Пример произведения: А. Ахматова «Гость»

Общие сведения. Стихотворение написано А. Ахматовой в 1914 году в жанре элегии.

Тема. Неразделённая любовь.

Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строчки в каждой.

Средства художественной выразительности. Эстетика акмеизма подразумевает лаконичность, простоту и внимание к мельчайшим деталям.

Композиция стихотворения чёткая, несложная, в нём нет туманных намёков, загадок
и символов.

Использованы эпитеты: мелкий метельный снег, nросветлённо-злое лицо, наnряжённо и страстно знать, сухая рука.

Поэтесса включила в текст диалог. Этот приём создаёт эффект реальности, перед читателем возникает картина обычного общения, живой разговорной речи. Используется анафора: Расскажи, как тебя целуют! Расскажи, как целуешь ты.

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмой.

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Модернизм — художественное направление в литературе и искусстве ХХ в., в основе которого лежит отрицание и нарушение традиций классической культуры.

Основные черты модернизма:
⦁ моделирование новой реальности
⦁ слияние реального и фантастического
⦁ новаторство формы и содержания

Типичные произведения русского модернизма :

⦁ А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилёв и др. — стихи.

Постмодернизм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХХ в., в основе которого лежит смешение стилей — высокого с низким.

Основные черты постмодернизма :

⦁ отвержение норм и правил предшествующей культурной традиции
⦁ полная свобода выбора тем, жанров, приёмов

Типичные произведения русского постмодернизма :

⦁ В. Пелевин — романы «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и др.

СИМВОЛИЗМ

Символизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в конце XIX в. и в качестве главного художественного приёма выдвинувшее символ.

Символ — это и вид иносказания, и условный художественный образ, который имеет множество значений; роль символа — пробуждать у читателя его собственные ассоциации, мысли и чувства.

Основные черты символизма :

⦁ стихотворение построено на ассоциациях и передаёт субъективные впечатления автора
⦁ использование образов-символов с определённым значением (например, ночь — мрак, таинственность; солнце — недостижимый идеал и т. д.)
⦁ побуждение читателя к сотворчеству (с помощью ключей-символов любой человек может сделать для себя индивидуальное открытие)
⦁ музыка — вторая по значимости (после символа) категория в эстетике символизма (использование музыкальных композиционных техник, словесно-музыкальных созвучий, музыкальной ритмичности)

Пример произведения: А Блок «Вхожу я в тёмные храмы … »

Общие сведения. Стихотворение написано в 1902 году. Оно вобрало в себя все основные особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Тема. Ожидание встречи лирического героя с Прекрасной Дамой.

Идея. Высокое служение Прекрасной Даме, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Символы. Поэт использует символику цвета: красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.

Средства художественной выразительности. Лексика торжественная: использовано много высокопарных слов, подчёркивающих исключительность происходящего (мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения и её упоминания написаны с прописной буквы, включая местоимения (о Ней, Твои, Ты). Использованы эпитеты (тёмные храмы, бедный обряд, ласковы свечи), олицетворения (бегут …улыбки, сказки и сны; образ глядит), риторические восклицания (О, Святая, как ласковы свечи! Как отрадны Твои черты!), ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцаньи красных лампад).

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано трёхударным дольником с перекрёстной рифмой.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

⦁ Этап возникновения символизма Русский символизм возник в 1890-х годах. В первое десятилетие ведущую роль в нём играли «старшие символисты»: В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, д. Мережковский и др. Их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Система символов ещё
не была создана.

⦁ Этап расцвета символизма «Младосимволисты» были последователями философа-идеалиста и поэта В. Соловьёва — ввели понятие символа.

Главный символ — образ старого мира, стоящего на грани гибели. Спасти его, по убеждению поэтов, могла только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония. Об этом создал цикл стихов о Прекрасной Даме А. Блок. Похожие мотивы передали поэты: А. Белый, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, П. Анненский и др.

Литературные направления (теоретический материал)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.

Основные черты литературных направлений :

· объединяют писателей определенной исторической эпохи;

· представляют особый тип героя;

· выражают определенное мировоззрение;

· выбирают характерные темы и сюжеты;

· используют характерные художественные приемы;

· работают в определенных жанрах;

· выделяются стилем художественной речи;

· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.

Классицизм

Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Отличительные черты:

· значительность тем и сюжетов;

· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;

· надуманные образы, схематические характеры;

· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;

· использование языка, мало понятного простому народу;

· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;

· общенациональная, гражданская направленность;

· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);

· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).

Представители классицизма

Западноевропейская литература:

· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;

· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;

· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;

· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;

· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;

· Ж. Лафонтен – «Басни».

Русская литература

· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;

· Г. Державин – ода «Фелица»;

· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;

· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;

· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

Сентиментализм

Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.

Отличительные черты:

· раскрытие человеческой психологии;

· высшей ценностью провозглашается чувство;

· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;

· идеализация действительности, субъективное изображение мира;

· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;

· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Представители сентиментализма

· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;

· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;

· – роман « страдания молодого Вертера».

Русская литература

· В. Жуковский – ранние стихи;

· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;

· И. Богданович – поэма «Душенька»;

· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм

Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.

Отличительные черты:

· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;

· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;

· стремление к идеалу, совершенству;

· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;

· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);

· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

Представители романтизма

Западноевропейская литература

· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;

· – драма «Эгмонт»;

· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;

· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;

· П. Мериме – новелла «Кармен»;

· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;

· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».

Русская литература