Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архитектурные сооружения востока. Арабская архитектура: чудо Востока. Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, - вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги - с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Часть 5

Архитектура Востока




Основным элементом архитектуры Востока является деревянная колонна на каменном основании. Этими материалами богата Малая Азия и именно поэтому такой тип колонны стал превалирующим в восточной архитектуре. Этот стиль оказал значительное влияние на городские постройки, которые часто были несимметричными, но построенными на основе прямоугольных форм. В последствии, после распада Хеттской державы, вновь образовавшиеся государства переняли и во многом развили знания в архитектуре.

Так, финикийцы, благодаря использованию высококачественного ливанского кедра, а также превосходных по качеству изготовления бронзовых крепей, приобрели огромную известность. В результате, к ним обращались за помощью при необходимости проведения самых сложных и ответственных работ, таких как постройка храма Соломона в Иерусалиме.

Эти же архитектурные традиции развивались в Персии и Индии. В Персии наиболее яркими представителями Восточной архитектуры являются различные дворцы и гробницы. В Индии же, на архитектурные традиции большое влияние оказал ислам, который очень обогатил её, внеся новые формы дворца и мавзолея. Особенно интересен индийский храм, который, по количеству жителей и разнообразию деятельности напоминал город


Византийская архитектура


На архитектуру Византии большое влияние оказала религия. Распространившееся в то время христианство, вкупе с достижениями римлян в строительстве позволили создать довольно сложные архитектурные сооружения. Наиболее ярко, все эти признаки проявились при строительстве храмов. Обычно, они представляли собой два больших перпендикулярных зала, образовывавших явно видимый, в плане, латинский крест. Сверху, он был прикрыт массивным куполом. В дальнейшем, стал применяться барабан, представлявший собой цилиндрическую вставку между стенами и куполом. Благодаря такому решению удалось установить в стенах барабана большие оконные проёмы, сохранив монолитность купола. Ярчайшим представителем византийской архитектуры является храм св. Софии в Константинополе, которая была построена в 532-537 гг.

Византийская архитектура получила очень широкое распространение и пережила разграбление Византийской империи турками. Так, к примеру, в конце X в., после объявления христианства государственной религией Древней Руси, из византийской архитектуры были позаимствованы принципы постройки храмов, которые изначально строились в этом стиле.


Античный стиль


Этот стиль зародился в древних Греции и Риме. Его яркими отличительными чертами является большое отношение длины к ширине, большое количество широких колонн, стоявших на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Такое сочетание характеристик помогало создать ощущение массивности и величия. В этом стиле строились практически все храмы в древнем Риме и древней Греции. И в этом нет ничего удивительного. Античный стиль как раз и был ориентирован, в первую очередь, на строительство монументальных сооружений, которыми и являлись храмы. Обычно они размещались рядом и огораживались забором с величественными входными воротами. Постепенно, сказывалось влияние Востока на архитектуру античности. Так, колонна уже не является исключительно поддерживающим элементом. На ней появились различные высеченные украшения, благодаря которым колонна стала нести и декоративную функцию.

На постройки простых людей, античный стиль не оказал сколько-нибудь заметного влияния. Да и какую величественность может иметь дом из тростника и глины? И, хотя стиль пришёл в упадок, вместе с гибелью Римской империи, в последующем времени, многие новые стили обращались к стилю античности как к основе и первоисточнику.

Стиль восточной архитектуры

Восточная архитектура значительно отличается от европейской, западной архитектуры. В качестве основных конструкционных материалов в странах Востока еще с древности начали использовать такие материалы, как:

  • дерево;
  • тростник;
  • камень или кирпич.

Самые древние люди и цивилизации появились именно на Востоке, в этой связи очень многие восточные государства практиковали возведение кирпичных городов. Отдельного внимания здесь заслуживает храмовая восточная архитектура: буддистские храмы, а также мусульманские и индуистские мечети имеют значительные отличия от Западных христианских религиозных сооружений.

Небольшие буддистские храмы проектировали в Индии и Китае в горах, в условиях дикой природы. Например, в Индии некоторые монастыри были выдолблены в скалах монахами-зодчими. Скалистые сооружения Индии являются восхитительными шедеврами восточной архитектуры. К концу первого тысячелетия до нашей эры основными буддистскими сооружениями стали ступы (своеобразные памятники, восхваляющие деятельность Будды), которые хранили в себе священные реликвии. В ступах предусматривались столбы-стамбхи, на которых высекались буддийские проповеди, а скальные храмы символизировали пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи является наиболее грандиозной постройкой полусферической формы, облицованной кирпичом, а в некоторых местах – камнем. Памятник, имеющий опору в виде высокого барабана, завершается реликварием (хранилищем религиозных реликвий) и священными дисками. Эта тяжелая, грузная ступа напоминает своим внешним видом большую перевернутую чашу длиной тридцать три метра.

Одним из основных элементов восточной архитектуры Малой Азии являлась деревянная колонна, стоящая на цоколе из камня.

Замечание 1

Примечательно, что первоначальные дома и крепости в восточной архитектуре нередко были ассиметричными, но приближающимися в плане к прямоугольной форме.

Исторически сложилось так, что главным элементом, получившим впоследствии широкое распространение в Финикии, стала капитель с волютами. Известно, что всевозможные вариации применения данной архитектурной модели применялись на Кипре и в Греции.

Стоит отметить и влияние персидской цивилизации на восточную архитектуру в целом. В период расцвета своей империи (эпоха правления Ахеменидов) персы возводили миниатюрные каменные храмы, в плане имеющие прямоугольную форму. Такие сооружения посвящались Богу Ахура-Мазде и его символам. Одним из символов был вечный огонь. Здесь следует отметить, что персидская архитектура в первую очередь оказала влияние на арабо-мусульманскую архитектуру. Данный процесс начался после завоевания Персии мусульманами. В этот период разрушались зароастрийские храмы и некоторые погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи), а священные места осквернены. Мусульмане возводили свои мечети по определенному образцу. Он представлял собой внутренний двор с молельней и колодцем для омовения. Снаружи, как правило, располагались минареты. Примечательно, что все значимые элементы таких сооружений были ориентированы в сторону Мекки, древнего священного города мусульман.

Архитектура Двуречья

В дельте Тигра и Евфрата в начале IV тысячелетия до нашей эры сложилась одна из самых древних цивилизаций в мире. В то время на данной территории уже существовали некоторые рабовладельческие государства.

Основным объектом строительной и архитектурной деятельности Двуречья были ирригационные сооружения и укрепленные города. В комплекс сооружений храмовых хозяйств входили крупные хранилища для посевного зерна, выдача которого тщательно контролировалась жрецами.

Архитектура данного государства была примечательна тем, что даже общественные склады, почитаемые как священные объекты, обретали облик храмов с закромами. Для сооружений повышенной ответственности применялся сырой кирпич, уложенный в стену без раствора. Высыхая, такое изделие формировало монолитную конструкцию. Для лучшего просушивания стен подобных сооружений в их несущих конструкциях предусматривались специальные каналы для вентиляции, а для большей прочности закладывали в конструкцию арматуру из тростника или пальмовых стволов.

Архитектура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация появилась на основе неолитических культур, сложившихся в V - III тысячелетиях до нашей эры в долине реки Хуанхэ. На территории бассейна именно этой реки сформировалась этническая общность древних китайцев, один из центров ранних мировых цивилизаций. Данная цивилизация развивалась в условиях относительной изоляции от других государств и имеет весьма самобытный архитектурный стиль.

Архитектура Древнего Китая характеризуется композиционными постройками. Комплексы таких сооружений состоят из множества построек различного назначения. Примечательно, что по сей день в архитектуре этой страны отдельно стоящие здания – большая редкость. Дворцы и частные дома всегда ограждаются вспомогательными строениями.

Архитектура Древнего Китая достигла своего расцвета во времена правления династий Сунн и Тан (VII – XIII века). Уже в те времена было отлично развито градостроительное планирование, поселения проектировались согласно четким планам и в соответствии с основными геометрическими принципами. Поселения того времени окружались глубокими рвами и высокими стенами. Такие города представляли собой хорошо укрепленные крепости. Архитекторы Китая совмещали деятельность в области зодчества с другими видами творчества. Они были мыслителями и поэтами с возвышенным чувством природы и всего живого вокруг. Многие дворцы и жилые кварталы того времени были спроектированы в увязке с территориальными особенностями, будто они являются продолжением ландшафта. Интеграция архитектуры в окружающий пейзаж даже описывалась в некоторых трактатах, созданных в данную эпоху.

В 2010 году я побывал в удивительной стране в Гималаях - Непале . Я прожил там всего месяц - этого времени очень мало, для того, чтобы проникнуться культурой этой страны целиком, но эта поездка произвела на меня очень сильное впечатление. Мне потребовался целый год для того, чтобы переварить свои эмоции и впечатления и приступить к изучению той информации по архитектуре Непала, которую я привез оттуда и найти что-то новое.

Когда я задумывал эту статью, я хотел описать архитектуру Непала, как и привык, исключительно с точки зрения архитектурной науки, т.е рассказать о стилях, приемах, принципах строительства, известных архитекторах и т.п. Но в процессе сбора информации я столкнулся с двумя неожиданностями. Во-первых, информации об архитектуре Непала крайне мало. А во-вторых, я заметил такую закономерность - архитектура в Непале, как и все в жизни людей здесь, очень тесно связана с религией. Невозможно отделить одно от другого. Такова первая особенность архитектуры Непала. Большинство памятников архитектуры, достойных внимания, - это религиозные постройки.

Вторая особенность - п естрота Непала, которая сразу бросается в глаза: более 80 этнических групп, отличающихся языком, религией, ростом и цветом кожи; люди разных каст и профессий живут в этой относительно небольшой стране на протяжении веков. Отсюда и удивительное смешение стилей в еде, одежде, музыке и архитектуре. Слияние необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских стилей зодчества уникаль но еще и тем, что большинство из «ингредиентов» этого архитектурного коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было сочетаниях, больше нигде в мире.

М естоположение Непала, граничащего с северной Индией и Тибетом, на скрещении хотя и трудных, но кратчайших караванных путей между двумя крупнейшими державами Азии - Китаем и Индией,-отразилось на развитии его культуры и искусства, определило большой удельный вес индийских и тибетских влияний

Стилистически архитектура Непала может быть разделена на три большие группы: стиль П агоды , стиль С тупы , и стиль Шикхара .

Стиль Пагода.

К этому стилю относятся пирамидальные здания в несколько ярусов с широким выступающим карнизом над каждым ярусом. Карниз поддерживают деревянные распорки, украшенные резьбой .К рыша верхнего яруса , как правило, завершается шпилем в форме колокола, который может быть о штукатурен или позолочен . Пагоды имеют богато украшенные решетчатые резные окна.

Стиль Пагоды позднее был принят в Китае и оттуда распространились в другие страны Азии.

Лучшими примерами этого стиля являются Храм Кастамандап в Катманду (описание этого храма дано ниже ), д евятиэтажный дворец Басантруп , (построенный королем Притхви Нараян Шахом) , Пашупати,Таледжи иЧангу Нараян храмы .

Стиль Ступа .


Ступа (санскр. - «макушка, куча земли, камней, земляной холм»,- буддийское архитектурно -скульптурноемонументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания.Первоначально ступа представляла из себя реликварий , а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Самыми знаменитыми примерами ступ являются святыни НепалаСваямбху и Боднатх в Катманду .Этот стиль является чисто буддийским по концепции и исполнению.По форме ступа представляет собой полусферу, на которой на квадратном основании воздвигнут высокий конический купол (состоит из тринадцати сужающихся к вершине колец, увенчанных зонтиком) .Квадратное основание или harmika , как его еще называют, ориентировано по сторонам света. На всех ч етырех сторонах его изображена пара "всевидящих глаз". Символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги, полусферическая часть - торс, реликварий над ней - голова, шпиль - ушница, а луна, солнце и бинду - тройное украшение прически Будды. Всевидящие глаза, смотрящие на 4 стороны света символизируют всевидение Будды.

Стиль Шикхара.


Шикхара - санскритский термин, который можно буквально перевести как «горная вершина». Стиль Шикхара является традиционным для индийской храмовой архитектуры и сравнительно менее популярен в Непале. Образцов этого стиля немного. Здания в стиле Шикхара представляют собой высокую пирамидальную башню параболической структуры , поверхность которой разбита по вертикали на пять или девять уровней . Последний самый верхний уровень по форме представляет собой колокол . Храм Кришны в Патане , является лучшим образцом стиля Шикхара в Непале.

г.Катманду.

С 13 п о 18 века - время правления династии Раджа Малла - является периодом расцвета средневекового искусства и архитектуры Непала. К этому времени относится рост городов - столиц княжеств, характер планировки которых является типичным для Непала. Центром или, вернее, основой города являлся первоначально воздвигавшийся княжеский дворец, или ду рбар . Вокруг дворцовой площади, обычно перед центральной мощеной площадью, строились главные храмы и административные здания. Жилые кварталы живописно разрастались без строгой системы планировки вокруг центральной части.

Исторический центр Катманду - п лощадь Дурбар (Дворцовая), с ее старинными храмами и дворцами, является отражением религиозной и культурной жизни народа. Именно здесь происходит торжественная коронация королей Непала. На площади более 50 храмов и монументов, среди них: храм Шивы, Парвати, комплекс дворцов и храмов «Хануман Дхока» (15-18 вв.), украшенный статуей Ханумана (1672). Деревянная пагода Катх Мандир (Кастамандап; 12 в., перестроена в 1596). Храм Калмочан (1852-73 гг., также известен как Сатья Нараян), построенный в могольском стиле первым правителем династии Рана Джанг Бахадуром. Среди других архитектурных памятников дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало 20 в.), башня Бхимсена (1834), Памятник борцам революции 1951 г.



Площадь Дурбар (дворцовая) в Катманду. Храм Трайлокья Мохан Нараян (справа)

Характерным типом непаль ского храма являются сооружения, по своему внешнему облику сходные с китайской пагодой благодаря силуэту, образуемому далеко выступающими крышами над каждым этажом. Подобно ступе, храмы являлись предметом поклонения, воплощая собой жилище бога на земле и одновременно его тело. Отсюда малое значение внутреннего помещения, сведенного к небольшому святилищу. Расположенные кругом храма дворы служили для религиозных процессий и церемоний.

Kастамандап (Kasthamandap).
Согласно легенде, эта пагода 12 века является одним из старейших зданий Катманду и древнейшим сохранившимся деревянным зданием в мире.


Храм Кастамандап

Столь долгая жизнь храма объясняется тем, что он построен из одного ствола священного и очень твердого салового дерева, из ветвей которого сооружена его уменьшенная копия - храм Симха Саттал , расположенный рядом. Первоначально, построенное в стиле трехъярусной пагоды здание служило приютом для проезжих купцов, паломников и путешественников, проходивших по индо-тибетскому торговому пути.Таких примитивных гостиниц в Катманду было много, так как торговые караваны, проходящие из Индии в Тибет и обратно должны были зимовать в долине Катманду в ожидании весеннего открытия перевалов. Затем, в ранний период правления династии Шахов (1379 г.), Кастамандап был преобразован в храм, посвященный защитнику и покровителю этой династии - святому гуру Горакхнатху, чья статуя находится в центре здания. Последователи культа святого жили в Кастамандап до 1966 года и оставили здание только в связи с начавшейся реконструкцией. Непальские историки полагают, что название храма Кастамандап (Катх Мандир - дом из дерева) дало имя столице Непала Катманду.


Храм Кастамандап (поперечный разрез)


Храмы Индрапур, Джаганнат, Вишну и Кал Бхайрав



Храмы Маджу Деваль(слева) и Нарайана(справа)

Щедрое декоративное украшение и разработка деталей непальской архитектуры полны неистощимой изобретательности. У входов обычно поставлены большие металлические или каменные фигуры львов или грифонов. Над дверьми и окнами находятся тяжелые тимпаны, деревянные или из позолоченного металла - обычно подковообразной формы,- на которых высечены изображения буддийских или индуистских аллегорий. Особенным богатством резьбы отличаются деревянные п одпорки далеко выступающих крыш. Искусная резьба покрывает также и колонны храма. Эфф ектна и сама расцветка здания, состоящая из сочетания темно-красного кирпича с более светлыми черепичными крышами (иногда покрытыми сверкающей листовой медью) и дополненная светлой окраской деревянных деталей. Характерным украшением храмов является множество свисающих с крыш звенящих колокольчиков.

Хануман Дхока .

Старый королевский дворец Катманду , точнее дворцовый комплекс - сердце площади Дурбар, был сооружён в период правления Личчхавов (V-VIII в. н.э.). Однако множество окружающих его строений было построено гораздо позднее - в XVII в., во время правления короля Пратап Маллы.Сам королевский дворец впоследствии многократно перестраивался и практически не сохранил первозданного вида, за исключением Сундари Чоука и Мохан Чоука, находящихся в его северной части, но закрытых для посещения. Ориентиром для желающих посетить этот комплекс является изваяние стоящего под зонтом Ханумана (Полубог-обезьяна, сын бога ветра Ваю и небесной куртизанки (апсары) Анджаны), установленное у входа во дворец в 1672 г. Его лицо скрыто под оранжевой пастой, нанесённой многими поколениями верующих прихожан. По обе стороны от Ханумана - двойные треугольные флаги Непала.


Вход во Дворец Хануман Дхока и статуя Ханумана

Вход во дворец охраняется двумя каменными львами, на одном из которых восседает бог Шива, а на другом - его супруга Парвати. Над воротами находится ярко раскрашенная ниша, в центре которой Кришна предстаёт в своей Вселенской форме- Вишварупе. Слева- Кришна, играющий на флейте, в сопровождении пастушек-гопи. Справа - король Пратап Малла со своей супругой.

Перед самым входом во дворец Хануман Дхока слева расположен храм Шива-Парвати. Божественная пара, вырезанная из дерева и красиво расписанная, благосклонно взирает с верхнего балкона.


Храм Шива-Парвати

Кумари-Гхар.

Храм или резиденция Живой Богини Кумари , находится в окрестности дворца Хануман Дхока. Оно было построено Джая ПракашМалла, последним королем династии Малла в Катманду.Хотя некоторые аспекты обожествления Кумари и ежегодный праздничныйпарад в ее честь существовали в Непале еще в древние времена, праздник с колесницами в его нынешнем виде был учрежден этим королем в середине 18 века.


Храм Богини Кумари (Катманду)

Здание украшено деревяннымирезными балконами и ставнями.



Не-индуисты могут войти во внутренний двор, но не дальше. Кумари отвечает на приветствия с балкона. Ф отографирование запрещено.



Расскажу немного об этом месте. Это не имеет никакого отношения к архитектуре, но очень интересно с точки зрения истории и традиций Непала. Кумари - это живая Б огиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением Б огини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.
Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ) золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер и др . Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и есть настоящая Б огиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.
Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. В обычные дни она играет с детьми слуг, учится под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центр е - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз.
Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни.

__________________________________________________________________________________

Высоким художественным уровнем отличается также гражданская архитектура Непала . В ее планировке повторяется традиционная схема открытого двора, замкнутого жилыми строениями. Но доминирующей ее особенностью являются красочность и пестрота наружного оформления зданий. Здесь ярко проявляются народная фантазия и изобретательность декоративного мастерства непальских ремесленников, традиции которых живы до сих пор. Непальские жилые дома замечательны своими выходящими на улицу фасадами и изысканно украшенными стенами и окнами.



Особенно щедро оформление окон : верхние и нижние горизонтальные части, обильно покрытые деревянной резьбой и металлическими украшениями, далеко выступают за пределы окон. Тонко вырезаны также и решетки окон. Дома пестро и причудливо расцвечены и украшены свисающими звенящими колокольчиками, светильниками. Каждая деталь говорит не только о замечательном мастерстве непальских ремесленников, оригинально использующих дерево, металл, их фактуру, цвет и т. д., но и о декоративном понимании утилитарных деталей, как, например, водосточной трубы, сделанной в виде фантастического чудовища.




Храмовый комплекс Пашупатинатх.

Храм о снован в 13 в. Расположенный в 5 км к востоку от Катманду на берегу священной реки Багмати, он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся Шиве и собирает паломников со всего Непала и Индии. Здесь находится один из важнейших храмов шиваитов «Золотой храм» - з десь всегда многолюдно, особенно в дни религиозных праздников, но в сам храм пускают только индусов .


Храмовый комплекс Пашупатинатх


Храмовый комплекс Пашупатинатх

Главный храм Пашупатинатха, здание с двухъярусной крышей и золотым шпилем, считается шедевром индуистской архитектуры, и было построено в XIX веке в честь Шиви в обличии Пашупати – «царя животных, покровителя всех живых существ». Бог Пашупати играл особую роль в Непале, и его изображение всегда присутствовало во всех официальных сообщениях от короля.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх .

Этот буддийский храмовый комплекс расположен в 3км к западу от туристического центра Катманду на вершине холма Сваямбх у (77 м), покрытого лесом, в котором живут стаи обезьян. Именно поэтому это место еще называют Храмом Обезьян (Monkey Temple). В его центре находится большая ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище. Существует легенда, что не когда долина Катманду была погружена в воду и представляла собой большое озеро (что геологические доказано), из воды неожиданно появился холм с цветком, на котором и была построена ступа, название которой означает «само воздвигнутая», «самовозведенная».

Ступа Сваямбхунатх


Ч тобы подняться к храму, необходимо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году. Ступа Сваямбхунатх б ыла построена в 3 в. до н. э., перестроена в 8-9 вв. Ступа представляет собой полусферу, поддерживающую высокий конический купол, увенчанный покрытым медью шпилем. У подножья ступы - дордже (санскр. ваджра), построенный королем Пратапа Маллой, важнейший символ буддизма Ваджраяны, символизирующий мгновенное просветление .


Основание купола с изображениями «всевидящих глаз Будды»ориентированно по четырем сторонам света с поворотом на 60 градусов. (Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов)


Ступа Сваямбхунатх


Храмовый комплекс Сваямбхунатх

Боднатх (Bodhnath)

Б уддийский храмовый комплекс на северо-восточной окраине Катманду (в 5 км от туристического района Тамель) , одно из самых священных буддийских мест в городе и основной центр тибетского буддизма в Непале.


Ступа Боднатх

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Окружность ступы около 400 метров, что делает ее одной из самых больших и важных буддистских монументов в мире.

Ступа имеет в основании массивную квадратную платформу, снаружи спускающуюся в виде ряда открытых террас с небольшими декоративными башенками по углам. Террасы, так же как и слегка уплощенная полукруглая часть ступы, почти лишены декоративных украшений, что придает сооружению черты сурового величия и мощи.

Совершенно своеобразной является кубическая часть, венчающая ступу башни. С каждой из сторон посередине она украшена рельефными изображениями двух человеческих глаз, сделанных из инкрустированного металла и слоновой кости. Это глаза «всевидящего», глаза Будды, символически поставленные над небесным сводом - телом ступы. Странный эффект огромных глаз, как бы не выпускающих из поля зрения человека, подошедшего к ступе и обходящего ее кругом, не имеет себе подобных во всей архитектуре Азии.

Выше располагается пирамидальная часть башни, состоящая из тринадцати уменьшающихся кверху уступов-ярусов, символизирующих тринадцать божественных небес. Башня увенчана легким павильоном с круглым барабаном - изящной конструкцией, представляющей собой оригинальное развитие традиционного зонтичного навершия индийской ступы.


Ступа Боднатх

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод – воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) – огонь, зонтик – воздух, а венчающий всё бельведер – небо.Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой – по этим ступеням спускается дух.

Ступа Боднатх определяет ритм жизни не просто окружающей ее площади, но всего квартала, заполненного многочисленными гомпами (тибетскими монастырями), мастерскими, отелями, кафе и сувенирными лавками.


Тибетский монастырь рядом со ступой Боднатх.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА

Петра – столица Караванной империи

В древности Петру называли столицей караванной империи. Торговые караваны, направлявшиеся из Египта в Палестину и Сирию, никак не могли миновать узкую горловину ущелья Сик, за которой среди моря белых песков неожиданно возникала отвесная гряда. Она открывала взору город такого яркого цвета, будто солнце раскалило его докрасна. Это и была Петра, расположенная в покрытой зелеными олеандрами котловине и вырезанная в скалах из красно-розового песчаника.

О Петре говорили, что она столь же древняя, как само время. Первые сведения о ней сообщает Библия. По преданию, именно по этому пути шли евреи, которых Моисей выводил из Египта. И по сей день Петра более известна арабам как «Долина Моисея», поскольку близ нее ветхозаветный пророк «ударил жезлом своим дважды, и потекло много воды».

В XVIII в. до н. э. Петра уже была большим и богатым городом. Сам иудейский царь Амасия похвалялся тем, что он захватил в городе крепость народа эдомитов и перебил все население, записав эту победу в анналы истории своего царства как событие первостепенной важности.

После разгрома, учиненного Амасией, город утратил свое значение, и несколько веков о нем никто не упоминал. В IV в. до н. э. эдомиты были изгнаны пиратами Красного моря, избравшими неприступную Петру новой столицей Набатейского царства. Неизвестно где и когда приобрели инженерные познания и познакомились с гидротехническим искусством набатеи, но в сочетании с их предприимчивостью и трудолюбием это дало поразительные результаты. С помощью плотин, шлюзов и водоотводящих тоннелей древний народ превратил бесплодную, хотя и богатую водой местность в огромный цветущий сад.

Пустыня, как и море, не только разъединяет, но и соединяет. Набатейские купцы, предки современных арабов, вели бойкую торговлю с далекими странами. Драгоценные камни и ценные сорта дерева, оружие, вино, финики, благовония и пряности – все, чем богаты Индия, Южная Аравия, Центральная Африка, везли через Петру многочисленные караваны. А навстречу шло золото и слоновая кость из Нубии, жемчуг Красного моря, ладан и александрийское стекло. И вместе с купцами к горным святилищам Петры тянулись толпы паломников.

Отряды набатейских конников были надежной охраной на торговых путях Востока. И хотя Набатейское царство не имело точных границ, караванные дороги в пустынях Аравийского полуострова и Западной Сирии в III и II вв. до н. э. были в руках набатеев. Они поклонялись луне и звездам, своим богам, которые ночью указывали караванам в темной пустыне путь к воде, путь на чужбину и с чужбины домой.

Вершины своего могущества Петра достигла на рубеже тысячелетий, когда ее границы простирались уже до Дамаска. И конечно же, набатеи мечтали сделать свою столицу красивой и величественной. Сначала они украшали могилы, затем начали вырезать порталы над дверями пещер. Так появились первые пещерные храмы. От тех времен до наших дней сохранились остатки самого красивого сооружения Петры – сокровищницы Эль-Касне («Сокровищницы фараонов»), чей стиль, скорее, можно назвать классическим, чем набатейским.

Этот гигантский храм высечен в скале-монолите и украшен колоннами с изображениями богов. Его венчает сооружение, похожее на круглый храмик, на крыше которого сохранились остатки каменной урны. В течение веков каждый бедуин, проезжавший Сик, стрелял в нее из лука в тщетной надежде, что урна расколется, и оттуда посыплются несметные сокровища.

За сокровищницей открывается сама долина и целый ряд (около тысячи) скальных усыпальниц из песчаника нежнорозового цвета и других красноватых оттенков. Там, где скальные рельефы подверглись сильному воздействию ветра, они за многие века осыпались до неузнаваемости. Археологи даже предполагают, что первоначально гробницы были и не розовыми, и не красными. Просто их фасады набатейцы облицовывали каким-то неизвестным материалом.

Бесчисленные постройки Петры громоздятся в два, а иногда и в три яруса, прячась в расщелинах за естественными выступами скал. Встречаются небольшие, чуть выше человеческого роста, пещеры с выветрившимся изображением Душареса, древнего бога полулегендарных эдомитов. Есть и огромные десятиметровые портики, словно нарисованные на отвесном обрыве, и странные башни, увенчанные чем-то, похожим на зубы собаки. Одни пещеры выполнены с варварской грубостью, другие отличаются изысканным, виртуозным искусством резьбы по камню, изяществом орнамента и декоративных гирлянд.

Надо отметить, что колонны, архитравы, карнизы, фронтоны в Петре служат лишь для мотива резьбы по камню. По существу, это не архитектура, а ее отражение – один сплошной каменный массив. Идеально правильные линии карнизов, резные наличники дверей, рельефы и декоративные статуи – все это один колоссальный розовый монолит, пересеченный, как дерево годичными кольцами, фиолетовыми, пурпурными, темно-коричневыми прослойками.

Вот почему фасады Петры своей пластичностью напоминают скорее скульптуры, нежели произведения зодчества. Нередко строители, как, например, в той же «Сокровищнице фараонов», словно разрывали пополам четырехколонный портик, как игрушки, растаскивая в стороны обе части фронтонов и вставляя в образовавшийся зазор круглый храмик или каменный цилиндр, украшенный нишами и приставными полуколоннами.

С развитием мореплавания караванная торговля пошла на убыль, и Петра постепенно начала приходить в упадок. Не успела угаснуть ее слава как торгового центра, как войска Помпея и Цезаря в конце I в. до н. э. превратили Сирию, Иудею, Египет во владения Рима. Петра стала, пусть и ненадолго, опорным пунктом римлян. Память об этом – римская улица с остатками колонн и высокие тротуары, которые протянулись вдоль древнего караванного пути по руслу потока, отведенного в туннель набатейскими мастерами. Храм римским богам, термы с горячим и холодным бассейнами, гимнасий, в котором знатные набатейские юноши изучали латинский и греческий языки, и окруженный караван-сараями обширный рынок – все это оставили Петре римляне первых цезарей.

Во II в. Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. И снова потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась голосами котловина, окруженная скалами розового и красного цвета.

В V веке с падением Рима бассейн Иордана становится византийским владением. Бывшая римская провинция Аравия приходит в упадок, и караванная торговля через Сик прекращается. Христианские монахи превратили погребальные ниши в свои алтари, а древние храмы – в пещерные монастыри.

После захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. на месте Петры было основано эфемерное Иерусалимское королевство. Сюда пришли египетские христиане, а вместе с ними и караваны купцов. Римские развалины начали снова заселяться, а скиты превращаться в богатые монастыри.

В 1187 г. Иерусалимское государство рухнуло под ударами султана Саладина. Крестоносцы бежали, а сама Петра была захвачена и разрушена мусульманами.

В последующие столетия Петра постепенно приходит в упадок. Снова она ожила только в XX в., став в современной Иордании одной из туристических достопримечательностей. И снова, как в древние времена, Сик среди красно-розовых стен наполняется звуками разноязычной речи, напоминая о городе, который на Ближнем Востоке уступал по красоте и богатству только легендарному Иерусалиму.

Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

2. Архитектурные пропорции Отношения, определяющие размеры греческих храмов, промежутки между колоннами и соотношения частей фасада соответствуют тем же отношениям, что определяют музыкальные интервалы. Идея перехода от арифметической концепции числа к

Из книги Вена автора Сененко Марина Сергеевна

автора Вёрман Карл

7. Архитектурные сооружения Микеланджело В Риме Микеланджело составил затем проект великолепной новой площади Капитолия с Сенаторским дворцом в глубине, обставленным направо и налево от входа лестницами, с дворцом Консерваторов направо, Капитолийским музеем налево и с

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

13. Архитектурные работы Корреджо Наряду с работами Корреджо в куполе собора возникли и его знаменитые алтарные образа: Мадонна со св. Себастьаном и мчащимися на облаках ангелами Дрезденской галереи, Отдых на пути в Египет со сплетающимися хороводами ангелов и затем

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Москвы

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Петербурга

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Архитектурные памятники Константинополя Колонна императора Константина Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские

Из книги Сергиев Посад автора Мельников Илья

Из книги Владимир автора Мельников Илья

Из книги Переславль автора Мельников Илья

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

автора

Из книги Ярославль автора Мельников Илья

Архитектурные памятники Лучший вид на Ярославль открывается с Волги. Купола и колокольни древних храмов, стоящие на высоком правом берегу реки, образуют множество вертикалей и придают остроту и своеобразие силуэту города. Великолепен вид на Ярославль и сверху – с

Из книги Суздаль автора Мельников Илья

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди