Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Асклепий - бог врачебного искусства древней греции. Легенды и мифы Древней Греции

Асклепий, благой бог-врачеватель, бог-целитель, бог-спаситель — античный проообраз Христа. Его титул — Сотер (Спаситель или Целитель) — тот же, с каким мы уже две тысячи лет воспеваем в гимнах Господа. И это неслучайно, как и сходство их иконографии. Асклепий — это «сон золотой» страдающего античного человечества с его «великой тоской», по точному слову протоиерея Георгия Флоровского.

В самом сердце Италии, во Флоренции, есть дивный сад, полный чудес. В этом саду стоит статуя — копия с античного оригинала. Человек в плаще, обнажающем грудь и правое плечо, держит на своих руках тело погибшего юноши. Юношу зовут Ипполит. Он стал жертвой злого рока, как повествует о том античный мудрец и поэт, трагик Эврипид. Его не смог спасти из объятий незаслуженной смерти ни один из богов. Таков был античный рок — исправить соделанное нельзя. Проклявший сына по чудовищной ошибке, Тесей, отец Ипполита, напрасно рыдает над умершим. Артемида, покровительница юноши, обещает месть врагам, но удаляется от него, когда он подходит к вратам смерти.

Но в Риме, не веря, что древний рок сильнее человека, сложили продолжение греческой истории. Ипполит, ушедший в темные места Аида, был возвращен на землю Асклепием — Эскулапом. Это он — таинственный муж из тенистого сада. На его пьедесталах писали по-гречески АСКЛЕПИЙ СОТЕР.

В римских катакомбах, на гробах христианских мучеников и простых христиан на камне рисовали простой знак рыбы — «ИХТЮС» — IXTYC. Это была необычная надпись. За каждой буквой в ней таилось слово, ради которого христиане жили и умирали. Целиком она звучала так: «Иисус Христос, Сын Божий, Сотер — Спаситель».

Кто же он — Асклепий?

Царь Фессалии

XII век до Рождества Христова. Греки-ахейцы осаждают знаменитый малоазийский город Трою. Целая флотилия доставила мужественных воинов и великих военачальников со всей Греции. Среди «ахейских мужей» и царь Фессалии Асклепий со своими сыновьями, Махаоном и Подалирием.

Фессалийская земля, прародина эолийских племен, чьи жители вели свой род от сына Прометея Девкалиона — греческого Ноя, спасшегося со своей женой при всемирном потопе, родила много героев. Это и Ясон, вождь аргонавтов, и знаменитый Ахилл. А уделом Асклепия и его сыновей была Трикка и прилежавшие к ней местности.

В 1879 году оберштабарцт (военный врач) Королевской саксонской армии Фрелих опубликовал нашумевшую статью. В ней он утверждал, что поэт Гомер был никем иным, как врачом, сопровождавшим армию Агамемнона. В доказательство он приводил примеры из Илиады, свидетельствующие о том, что автор на поле боя бывал мало, но хорошо был знаком с боевыми ранениями, которые он и описывает во всех мельчайших подробностях.

Хотя мнение Фрелиха не было принято наукой, но царь Асклепий, отец Махаона и Подалирия, присутствовал среди ахейцев. Однако медицинскую помощь героям оказывали, согласно Гомеру, только его дети. Отношение к ним в войске было крайне уважительное.

После Троянской войны славный род Асклепия продолжился. Но имя фессалийского царя-врача с каждым столетием окутывалось все большим числом сказаний и легенд.

Фессалия, Спарта или Аркадия?

Асклепий почитался как местный царь и герой в Фессалийской Трикке и в завоеванной спартанцами области Мессения. В Спарте имелась и своя Трикка, одноименный с фессалийским уделом таинственного царя город. Спартанцы делали статуи Асклепия из ивового дерева и по имени дерева называли его «Агнитас». В городе Мессене его храм находился не на окраине города, а в центре. Это говорит о том, что культ фессалийского царя был древним, а не пришлым. На имя родины Асклепия претендовала еще и другая область Греции — Аркадия в северном Пелопоннесе.

Спор пришлось разрешать дельфийскому оракулу Аполлона. Он остроумно нашел выход из положения: хотя мать Асклепия была родом из Фессалии, из Трикки, но рожден он был в Эпидавре. Гомер не повествует о происхождении и детстве царя ничего, кроме того, что он, как и Ахилл, Ясон, Патрокл и Диоскуры, учился у кентавра Хирона. Но всем известно, что обычные мальчики не попадают на воспитание к кентаврам! Чей же он сын, «врач безупречный Асклепий»?

Сын Аполлона и Корониды

Древнегреческий поэт Гесиод пишет, что Феб (Аполлон) встретил у озера прекрасную Корониду, дочь Флегия, омывающую свои ноги в водах озера, и полюбил ее. Однако отец отдал Корониду в жены ее двоюродному брату Исхису, и она, уже нося под сердцем плод от Аполлона, должна была покориться отцу. Сам же Аполлон, которому его белоснежный ворон принес весть о свадьбе в Дельфах, в страшном гневе сначала сделал ворона навеки черным, а потом убил своими стрелами Исхиса, в то время как сестра Аполлона Артемида умертвила невинную Корониду и ее подруг. Когда же бог солнца увидел тело своей возлюбленной на погребальном костре, он сжалился над нерожденным ребенком, извлек его из чрева матери и отнес на воспитание кентавру Хирону на гору Пелион. Там Асклепий возрастал, обучаясь искусству исцелять с помощью песнопений, трав и ножа. Став великим врачевателем, он не только брался за лечение тяжелых больных, но и дерзнул воскрешать мертвых. За это Зевс покарал его, убив своей молнией. Здесь Асклепий, как человеколюбивый врач, не схожий со своим мстительным отцом Аполлоном, разделяет участь Прометея, явившись жертвой гнева Зевса из-за своей помощи людям.

«Для мира всего, благодатный мальчик, расти!»

Поздние легенды привносят много подробностей: слезы Аполлона об убитом громовержцем сыне Асклепии стали янтарем в реке Эридан; Аполлон перебил Киклопов, которые ковали молнии громовержцу Зевсу. Но самое главное — принципиальная трансформация образа Асклепия. Народное сердце оживило и отогрело его. Это уже не беспомощный сирота, рожденный путем кесарева сечения от умершей матери. Асклепий — божественный, светоносный, чудесный младенец, покинутый на Миртовой горе Титион Коронидой, сопровождавшей своего отца Флегия на войну в Пелопоннес.

Оказывается, Асклепий был вскормлен козой и собакой пастуха Аресфана и творил чудеса исцелений и воскрешений с младенческих лет, как повествует древнегреческий писатель и географ Павсаний, пересказывая одну из легенд Эпидавра. Его приютил и воспитал кентавр и врачеватель Хирон, а его дочь Эвиппа, придя полюбоваться младенцем, произнесла удивительное пророчество о его трагической судьбе, переданное римским поэтом Овидием:

Лишь увидала дитя, —
«Для мира всего, благодатный
Мальчик, расти! — говорит, —
обязаны будут нередко
Смертные жизнью тебе:
возвращать ты души им сможешь.
К негодованью богов
однажды на это решишься —
Чудо тебе повторить
воспрепятствует молния деда.
Станешь ты — ранее бог —
бескровным прахом и богом
Станешь из праха опять,
два раза твой рок обновится».

Эта история, в которой оживают чаяния древнего человека, напоминает слова знаменитой Четвертой Эклоги Вергилия, где тоже появляется некий таинственный младенец, приносящий людям утраченный ими золотой век:

Дева грядет к нам опять,
грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес
посылается новое племя. <...>
Мальчик, мать узнавай
и ей начинай улыбаться...

Овидий рассказывает нам и счастливый конец истории Ипполита:

Нечего тут горевать, —
сын Корониды сказал, —
Честному юноше жизнь я верну,
залечив его раны,
Злую судьбу посрамит
мощь моего врачевства.

Конец этой истории не отличается от древней: Асклепий был убит «молнией деда». С ним вместе был убит и Ипполит.

Но после этого Асклепий был вознесен Зевсом на Олимп и в небо как созвездие Змееносца. Он — единственный человек, пирующий среди бессмертных олимпийцев. И ему строили храмы, как богу, а не совершали возлияния на могилах, как всем остальным героям — сыновьям смертных женщин и богов.

Асклепий-Эскулап

V век до Рождества Христова запомнился древним грекам как смутное время. Это была эпоха войн, эпидемий чумы и других бедствий. В храмы Асклепия приходили больные и беженцы из всех областей раздираемой междоусобными войнами Греции. Асклепий (в отличие от местных богов‑покровителей воюющих городов-полисов) не принимал сторону ни одного из противников: здесь можно было просто помолиться и попросить милости.

Вскоре культ Асклепия распространился по всей Греции. Асклепий пришел и на Кос, но уже не как предок, а как бог. Асклепиады — его потомки — приняли новый культ с большим энтузиазмом, и вскоре на Косе помимо врачебных школ, появился грандиозный храм Асклепия.

Все врачи Коса делились на два рода: соответственно Подалирию и Махаону, двум сыновьям Асклепия. Среди них был и знаменитый Гиппократ — или Гиппократ II Великий Косский, 17-й потомок Асклепия через Подалирия, а также и отец Аристотеля, который возводил свой род к Подалирию.

Но Грецией распространение культа Асклепия не закончилось. Делегация из охваченного чумой Рима в 291 году до н. э. отправилась в Эпидавр. Священная змея — образ Асклепия — сама выползла из храма и устремилась на корабль ликующих римлян, которые возложили на головы венки, подняли паруса и пустились в обратный путь. Ветер был попутный, и на шестой день они достигли родины. Лишь они вошли в устье Тибра, змея соскользнула с корабля и устремилась на маленький остров посреди реки, где Асклепию был заложен первый в Риме храм, а он переименован в Эскулапа.

Еще раньше было основано святилище Асклепия в Пергаме, городе в Малой Азии. В нем спустя пять веков будет учиться великий врач древности Клавдий Гален. Из пергамской врачебной школы вышел и врач Орибасий, друг Юлиана Отступника, составивший свод практически всех значимых книг по медицине на конец IV века н. э.

Всего в древнем мире насчитывалось более 400 храмов Асклепия, при этом около 300 из них находилось в Греции. Все святилища этого бога врачевания назывались асклепейонами.

Асклепейон: храм, лечебница, школа

Обязательными условиями для основания асклепейона было расположение высоко над уровнем моря, а также наличие минерального источника и кипарисовой рощи. Храмовая территория состояла из священного участка (он назывался теменос), гимнастической площадки, гостиницы и театра.

В теменосе располагался храм Асклепия, фимела, где жили священные змеи, и абатон — крытая галерея, где совершался главный ритуал исцеляющего действия бога — энкимесис, целительный священный сон. Во время энкимесиса даже совершались операции.

Входивший проходил ритуал очищения, включавший омовение в священном источнике и принесение в жертву животного, как правило, петуха. Затем страждущий входил в храм с золоченой крышей, где его встречал Асклепий, изваянный из слоновой кости и золота.

Асклепейон был священным местом, территорией бога. В понятие ритуальной чистоты входило не только окуривание благовонным ладаном при прохождении через храмовые ворота и омовения. Чистота заключалась в том, чтобы «иметь возвышенные мысли». Однако и жестокие правила соблюдались здесь: внутри храмовой ограды нельзя было ни умереть, ни родиться. Император Антонин позже воздвиг специальное здание вне асклепейона, облегчив этим участь умирающих людей и беременных женщин.

Повсюду присутствовали статуи Асклепия и его детей. Согласно мифам, Асклепий женился на Эпионе («болеутолительнице»). Кроме сыновей Махаона (хирурга) и Подалирия (терапевта), у Асклепия была любимица-дочь, его постоянная спутница Гигиея (чье имя означало «здоровье»), а также дочери Панакея («всецелительница»), Иасо («лечение») и младший сын Телесфор, изображаемый маленьким мальчиком, укутанным в плащ с фригийской шапочкой на голове. Слово telos («конец») для греческого уха ассоциировалось с завершением и совершенством, поэтому Телесфор («приносящий конец») был божеством, приносящим благоприятный исход болезни.

В просторных дворах храмов возвышались статуи богов и знаменитых врачевателей, в храме оставлялись так называемые вотивы — изображения исцеленного органа — золотые глаза, серебряные сердца, мраморные ноги.

Стремление подчеркнуть доброту бога-целителя передает текст, рассказывающий о разговоре Асклепия с мальчиком Евфаном, эпидаврянином, страдавшим от мочекаменной болезни. Асклепий спросил мальчика: «Что ты дашь мне за исцеление?» Евфан ответил: «Десять астрагалов» (то есть игральных костей из бараньих лодыжек). Видимо, это была немалая ценность в глазах ребенка, подобно жетонам с покемонами или человеком-пауком в наши дни! Засмеявшийся бог обещал вылечить его, и когда Евфан вышел утром из святилища, он был уже здоров.

Одному заболевшему кулачному борцу Асклепий не только даровал исцеление, но и научил особому приему, благодаря которому он неоднократно становился олимпиоником. Силачу Эрмодику, разбитому параличом, Асклепий приказал поднять и принести в храм настолько большой камень, насколько он в силах поднять. Исцеленный Эрмодик принес в асклепейон огромный кусок скалы, который и был установлен на почетном месте с подобающей надписью. Женщине, не верящей в чудеса Асклепия, он явился ночью, и, упрекнув ее в неверии, исцелил от болезни глаз, после чего она установила в храме дорогой вотив.

Асклепейоны выполняли роль лечебно-санаторных заведений и использовались как учебные заведения для врачей-жрецов, сосредотачивая бесценный опыт, накапливаемый поколениями, передаваемый из рук в руки, из уст в уста. Светская и так называемая тавматургическая, «чудотворная» или храмовая, медицина развивались в эллинистический период параллельно.

Со временем появляется и другое восприятие бога-целителя: Асклепий становится не просто храмовым божеством, но богом, с которым возможны личные отношения. Он оберегает, дает советы, предупреждает, говорит ободряющие и ласковые слова, спасает от одиночества во враждебном и полном боли мире.

«Единственный — ты!»

Во II веке н. э. молодой ритор из Смирны Элий Аристид едет в Рим, чтобы быть представленным ко двору императора. Все предвещает ему прекрасную карьеру. Он принят и обласкан при дворе, он удивляет жителей столицы своим красноречием, но болезнь обрывает его карьеру и навсегда меняет жизнь. Врачи не могут ему помочь, тогда он прибегает к Асклепию Пергамскому, и тот берет его под свое покровительство. С этого времени каждую ночь в сонных видениях бог является ему и дает советы относительно лечения и жизни вообще. Элий Аристид записывает сны, которые после составят сборник «Священные речи». В них говорится обо всем: литературе, религии, политике, риторике. Асклепий излечивает многочисленные болезни, прописывая купания в холодной воде, диету, упражнения, промывания и кровопускания, которые пугают врачей, но неизменно имеют благой результат. Так же Асклепий руководит карьерой Аристида, спасает его от опасностей и гибели, исцеляет по его просьбе близких ему людей. Вопреки судьбе, которая так много значила для древнего человека, Элий спасен и может жить, не только творя, но и наслаждаясь близостью богапокровителя, который любит его.

В одном из снов Асклепий приглашает своего любимца остаться в храме после того, как все молящиеся удалятся. Восторженный Аристид восклицает: «Единственный!» Это традиционный жреческий возглас, обращенный к богу. Асклепий сказал ему ласково: «Ты!» Наутро Элий пишет в своем дневнике: «Это слово, владыка Асклепий, для меня дороже всякой человеческой жизни: любая болезнь слабее, чем оно, любое удовольствие меньше, чем оно. Оно дало мне силу и желание жить».

На примере Элия Аристида мы видим осуществление личной религии эллинистического мира. Это уже не жертвоприношения в храмах, это предстояние богу в сердце, в мире внутреннего духовного бытия человека. Для религиозных и философских учений этого времени был характерен поиск Единого и стремление приблизиться и поклониться Ему. «Человеколюбивейшим богом» называют Асклепия...

Соперник Христа?

Христа уже 2000 лет по-гречески мы называем Сотер, что означает Спаситель или Целитель. Но так в эллинистическом мире обращались к Асклепию. Подготовительное действие Бога Живого испытывали все народы в преддверии высшего явления — теофании — Бога в лице Иисуса из Назарета. Асклепий для страдающего в своей «великой тоске» языческого, вне-иудейского мира, становится прообразом грядущего истинного Спасителя и Целителя.

Один из типов иконографического изображения Христа был подобен изображению Асклепия. Существуют упоминания о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде (в Кесарии Филипповой) кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (Мф. 9, 20). Это была бронзовая скульптурная группа, состоявшая из двух фигур: самой женщины и «красиво облеченного в двойную мантию» человека, простирающего к ней руку. Религиозный писатель русского зарубежья Л. А. Успенский считал ее изображением Христа. Это подтверждено современными археологическими данными: эта статуя была найдена в 80-е годы XX века!

Но прообраз не является полным подобием образа, и нелепо было бы отождествлять Асклепия с Христом, по той причине, что Асклепий был мифическим персонажем, и вся его история (пусть и воплощение заветных чаяний страдающих людей) — отнюдь не вплетенная в историю человеческая плоть и кровь воплощенного Бога.

Но не случайно язычник Лукиан, говоря об Асклепии, и епископ Евсевий Памфил, говоря о Христе, цитируют одно и то же место из трактата Гиппократа «О ветрах»: «Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же благодаря искусству освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти...»

Ольга Джарман
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова

Асклепий (Ασκληπιός, лат. Aesculapius, Эскулап) – у древних греков бог врачебной науки, сын Аполлона и Корониды, дочери лапифа Флегия, родившийся в Лакерее или Трикке, в Фессалии, а по другому преданию в Эпидавре, в Арголиде или в Мессении. Когда возник спор о месте рождения Асклепия, то оракул решил его в пользу Эпидавра, но признал матерью бога фессалианку Корониду.

Аполлон передал ребенка Асклепия кентавру Хирону, который воспитал его и научил искусству врачевания. По Аполлодору Асклепий получил от богини Афины кровь, истекшую из жилы Медузы Горгоны, и, пользуясь ею, мог губитьи воскрешать людей (например, Ипполита, Капанея, Тиндарея, Гименея, Главка и др.), а Гигин передает рассказ о змее, которая показала Асклепию траву, обладающую силой воскрешать людей. , боясь, что Асклепий научит людей избавляться от смерти, убил его молнией. Гомер несколько раз упоминает об Асклепии, как о превосходном враче, сыновья которого Махаон и Подалирий, были врачами в греческом войске, осаждавшем Трою.

По мнению одних, Асклепий является историческим лицом, другие же полагают, что культ Асклепия имеет финикийское или колхидское происхождение. Асклепия часто сопровождает богиня здоровья Гигиея. Этому богу-целителю было посвящено много знаменитых храмов; соединенные с лечебницами, они воздвигались обычно в священных рощах, вблизи целебных источников или на высоких горах. Жреческие обязанности исполняли в них преимущественно лица, принадлежавшие к роду асклепиадов.

Нередко в храмах Асклепия держали змей, так как змея постоянно является символом божества и пророческой силы. Так как бог по преданию подавал исцеление, главным образом, во время сна, то в его храмах происходили, так наз. incubationes (возлежания): Асклепий или другое божество являлись к больным во время их сна и называли целебное средство. Исцеленные, покидая храм, приносили богу жертву (обыкновенно петуха) и вешали в храм по обету доски с обозначением болезни и врачебного средства. Раскопки храма в Эпидавре обнаружили большое число таких таблиц. В Эпидавре же каждые 5 лет, 9 дней спустя после истмийских игр, справлялся знаменитый праздник Асклепия – асклепии. При пении гимнов статуя бога возилась в торжественной процессии на триумфальной колеснице, которую сопровождала толпа факельщиков; затем следовали жертвоприношения, поэтические и музыкальные состязания и т. п.

В Рим культ Асклепия или Эскулапа проник в 291 до н.э. во время свирепствовавшей в городе чумы. По приказанию сивиллиных книг Асклепий в образе змеи был перевезен из Эпидавра, и ему был посвящен храм на тибрском острове (ныне San-Bartolommeo). Известен был также храм Эскулапа в Антии (Antium). Культ Асклепия дольше других выдерживал борьбу с христианством.

Асклепий принадлежал к числу божеств, наиболее часто изображавшихся древним искусством. Его обычно представляли бородатым мужем, похожим по выражению лица на Зевса, но более кротким и молодым. Сохранившиеся статуи изображают Асклепия по большей части стоящим и одетым в длинный плащ; правой рукой он опирается на толстый посох, вокруг которого обвилась змея; нередко встречается группа Асклепия и Гигиеи. Возле святилища Асклепия в Афинах были найдены во множестве рельефы, изображающие Асклепия и Гигиею вместе с Махаоном, Подалирием и т. д. Прекрасная голова Асклепия с о. Мелоса (которую считают также головой Зевса), находится в Британском музее, а величественная статуя Асклепия в Лувре, в Париже.

Кафедра: организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права.


На тему: " Асклепий - бог врачебного искусства Древней Греции"


Выполнила:

Студентка I курса 14 группы

Боеску Татьяна

Проверила:

Слёзкина Светлана Борисовна


Саратов 2012

Всяких целителя болей, Асфклепия петь начинаю.

Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной, Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,- Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.

Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.

Гомер, гимн к Асклепию

Асклепий (др. - греч. ?????????, "вскрывающий") - в древнегреческой мифологии - бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью - в одной из версий нимфа или героиня Коронида, в другой - Арсиноя. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий - сын Корониды, дочери Флегия.

Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону. Либо его выхватил из огня Гермес. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей.

Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию.

Больных готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили в жертву животных. При раскопках нашли множество табличек с такими, например, надписями:

"Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, иша помоши у бога; проходя по святилишу, она насмехалась над рассказами об исцелениях. Ей казалось неверным, невероятным и невозможным, что хромые и слепые могли исиелиться при помоши одних только сновидений. Однако, и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обешал исцелить её, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об её глупости. После такой речи бог вынул её больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой".

"Человек с язвой в животе. Во сне он увидел лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым. Пол в святилище, однако, оказался залитым кровью".

Толкованию снов придавали большое значение. Священный сон был одним из видов лечения в храмах Асклепия, Больные засыпали прямо на полу, на шкурах принесенных в жертву животных. Во сне им должен был явиться Асклепий и дать советы о том, как лечить болезнь. Вероятно, жрецы-врачеватели делали операции в храме, усыпляя больных с помощью гипноза и успокоительных средств. В большом количестве водились в храме священные змеи - "асклепиевы ужи", олицетворяющие образ бога-врачевателя. Во время раскопок в храмах Асклепия находят множество изображений исцеленных частей тела и внутренних органов, сделанных из мрамора, золота, серебра, слоновой кости, глины, дерева и других материалов. Их приносили в храм в благодарность за лечение.

Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.

Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека. О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие "истинной" музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. Вот фрагменты трактата "Весны и осени Лю Бувэя" ("Люйчиш чунь-цзю", IIIв. до н.э.): "Совершенная, законченная музыка-ритуал имеет применение: с ее помощью усмиряют пристрастия. Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию". Отсутствие равновесия и гармонии характерно для музыки, полной диссонансов. Она противопоставляется "музыке-ритуалу": "Музыка смутных времен. Когда барабаны и литавры гремят как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям - цив сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах - сумятица, все тело - в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение. "

Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке великого певца Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора и Гиппократа, для усмирения боли и гнева. Древнее искусство врачевания с помощью музыки находит продолжение и развитие в современной медицине.

В браке с Эпионой у Асклепия были дочери: Гигиея - богиня здоровья (откуда "гигиена"), Панакея - покровительница лекарственного лечения (откуда "панацея"), Иасо - богиня исцеления - и, Огле - а она почему-то богиня роскоши, и сыновья Телесфор - бог выздоровления и практикующие Махаон-хирург и Подалирий-терапевт, изобретатель кровопускания. Двое последних участвовали в Троянской войне.

Аргонавт. По версии, был аргонавтом и вернул зрение Финею.

Согласно речи Котты, было три Асклепия:

Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрёл медицинский зонд и начал бинтовать раны.

Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.

Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.

Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое лекарство - кровь Медузы-Горгоны: кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой - губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным просьбам и оживил Асклепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать мертвых. Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами, также воскресил Ипполита. Воскресил некоего мёртвого за плату.

Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай), который был убит Зевсом у гипербореев. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.

Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.

В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др.

За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины. В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священная змея культивировалась в египетских храмах.

Египетская богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это же согласуется с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость.

За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя "старость" вместе с кожей.

Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: "Будьте мудры аки змии" и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав.

По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания.

Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен.

На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений "асклепейонов" для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения.

Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций - Испании, Галин, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

Асклепий имел семерых детей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В "Илиаде" Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом:

стоит многих людей один врачеватель искусный.

вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.

Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия - терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века.

Гигиея была богиней здоровья (от нее название "гигиена"), Панацея - покровительницей лекарственного лечения, Иазо - богиней исцеления и Огле - богиней роскоши.

Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает "приводящий к благому концу").

Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы и представление о передаче божественных функций детям богов - героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом, его культ был введен в Риме в начале III в. до н.э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Величайшие скульпторы Греции изваяли множество его статуй из золота, бронзы и слоновой кости. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джордже - редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.

асклепий древнегреческая мифология врачевание

Список литературы


1.Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1.С. 192-193

2.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161

.Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М. - У.

.Павсаний. Описание Эллады II 26, 7

.Павсаний. Описание Эллады II 26, 6

.Пиндар. Немейские песни III 54

.Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2

.Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)

.Тацит. Анналы XII 61


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.

Асклепий бог врачевания — сын Аполлона и нимфы Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали, Аполлон спас младенца Асклепия и принёс его мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания.

А вот и некоторые подробности о матери Асклепия. Коронида, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание Хирону. Однако согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен ими, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине.

Асклепий пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых, и многих, действительно, воскресил. За это разгневанный Зевс убил Асклепия. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи. Среди дочерей Асклепия — Гигиея и Панакея — женские коррелаты Асклепия. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея, получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами.

Откуда есть пошла чаша со змеей

Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; их общие храмы и атрибуты. В образе Асклепия сочетаются черты земли-целительницы (змея — не только атрибут Асклепия, но и сам Асклепий — змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезённая из Эпидавра змея, был основан храм бога.

Асклепия часто изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её-то помощью он и стал воскрешать мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.

Правда есть и такая гипотеза, что Асклепий совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия. Но великий врач вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.

Есть и такой астероид

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века Асклепий встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение ( статуя Асклепия работы Франческо ди Джорджо — редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра Х. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.

Асклепий упоминается в "Илиаде". Ему посвящены XVI гимн Гомера. Это божество — действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского "Асклепий", комедий Антифана и Филетера "Асклепий". Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель. В честь Асклепия-Эскулапа был назван астероид Эскулапия, открытый в 1923 году.

Греческая мифология представляет собой сборник рассказов, написанный древними греками. Главными героями этих рассказов были, естественно, греческие боги. Двенадцать главных греческих богов жили на горе Олимп. Во главе всех стояли — Бог Зевс и его жена Гера. За ними шли: Деметра, Посейдон, Аид, Гефест, Афина, Дионис, Афродита, Аполлон, Артемида и Гестия. Этот список олимпийских богов у разных источников – разный. Но ни в одном из них, конечно, не упоминается медицинский бог Асклепий
Дело в том, чтоАсклепий не всегда был богом. Как утверждает греческая мифология – юноша родился простым смертным и лишь потом стал богом медицины и целительства.

Но, несмотря на это, популярность бога Асклепия была невероятной и не только в Древней Греции. Народы всех стран бассейна Средиземного моря шли к храмам Асклепия, чтобы поклониться и просить у него помощи. Развалины этих великолепных сооружений можно увидеть и в наше время.

Даже развалины храмов Асклепиона поражают своей грандиозностью.

История бога Асклепия довольно интересная. По сути, это повествование о наказании.

Как родился бог Асклепий

Бог Асклепий был сыном бога Аполлона и смертной женщины Коронис. Девушка, будучи беременной, влюбилась в юношу по имени Ишис. Когда Аполлон узнал об их тайном романе, он отправил свою сестру Артемиду на землю для того, чтобы она убила Коронис. Артемида убила Коронис, и ту сожгли на погребальном костре. Однако Аполлон, терзаемый чувством вины перед нерожденным ребенком, спас его, вырвав из чрева уже горящей матери.


Бог Аполлон, покровитель медицины, отец Асклепия. Деталь барельефа одной из стен храма бога Зевса в Олимпии, (прибл. 460 год до н.э.)

Считается, что это было первое кесарево сечение в истории человечества. Аполлон поручил ребенка кентавру Хирону — странному, но мудрому существу, получеловеку-полулошади, который был известен своими навыками в медицине. Хирон принял Асклепия и стал его наставником.


Три главных медицинских божества греческой мифологии — Аполлон, кентавр Хирон, бог Асклепий. Изображение находится на одной из уцелевших после извержения Везувия, стен, в Помпеях, (прибл. I век нашей эры).

Навыки и возможности Асклепия

Со временем будущий бог Асклепий стал известным целителем, прославившимся исключительными навыками. Помимо искусства хирургии, Хирон научил его эффективному использованию различных медицинских препаратов (в том числе и афродизиаков), а также заклинаниям.

Уже став врачевателем, Асклепий утверждал, что получил от богини Афины кровь Горгоны, имеющую магические свойства.


Фрагмент барельефа фронтальной части храма богини Артемиды на острове Корфу (прибл. 600 — 580 год до н.э.). Вероятно зодчие хотели, при помощи этого барельефа, отогнать от здания злых духов, так как считалась, что от взгляда Медузы Горгоны каменеют все, в том числе и злые духи.

Горгоны — мифические монстры с головами женщин, со змеями вместо волос, с крыльями, с когтями и с бронзовыми глазами. Эти существа могли превратить человека в камень. Кровь из левой части горгоны убивала все живое, в то время как кровь из правой стороны возвращала мертвого человека к жизни. Таким образом, имея в руках мощнейшее средство исцеления, Асклепий ходил из города в город и лечил людей.

Жезл бога Асклепия

Бог Асклепий в древние времена почти всегда изображался в виде человека средних лет с жезлом, вокруг которого была обвита змея. Змея символизировала самое тяжелое заболевание, излечить которое, по тем временам, было практически невозможно, и таким заболеванием считался укус змеи.

Однако Асклепий спасал людей и от этой напасти, о чем символизировал его посох, впоследствии получивший название жезл Асклепия. Этот жезл (он изображен на шапке сайта) и в наше время остается символом врачей во всем мире.

Личная жизнь Асклепия

О частной жизни Асклепия известно очень мало. Доподлинно можно сказать, что он был женат на Епионе и имел девять детей, (трое сыновей и шесть дочерей). Дети так же имели склонности к врачеванию. По некоторым свидетельствам, будущий Бог Асклепий участвовал в Троянской войне, на греческой стороне, и там спас Филоцтетеса, известного древнегреческого героя, укушенного змеей.


Бог Асклепий. Фигура находится на метопе храма в Эпидавре (приб. IV век до н.э.).

От чего умер Асклепий

Асклепий, в годы своей медицинской практики, совершил много чудесных исцелений и возвратил к жизни бесчисленное количество уже умерших людей, делая к тому же их бессмертными. Эта практика сильно возмущала бога подземного мира Аида. Бог Аид считал, что мертвые души по праву принадлежит ему. Больше того, и Зевс, главный олимпийский бог, был согласен с Аидом, полагая, что деятельность Асклепия нарушает нормальное положение вещей в природе. Так как люди рождены чтобы умереть, а не для того, чтобы жить вечно. Представив себе проблемы, которые появятся в будущем, если все люди смогут жить вечно, Зевс, по подстрекательству Аида, решил наказать Асклепия.


Бронзовый шлем, украшенный древним медицинским символом из двух переплетающихся змей. Считалось что подобный шлем в состоянии обеспечить магическую защиту своему владельцу (прибл. IX — IIV век до н.э.).

Однажды, когда терпение Зевса закончилось, он поразил Асклепия молнией, показав всем людям, что любой человек, даже тот, у которого отец бог, имеет только один вариант завершения жизненного пути. И тем более, никому из смертных не позволено переступать запретную черту сверх своей компетенции. А кто позволит себе такое – будет безжалостно наказан. Также Зевс показал людям, что, как бы ни велик был человек, между ним и богом лежит пропасть, которую ни одному смертному не удастся преодолеть. Однако Зевс был достаточно справедливым богом, он признал заслуги Асклепия перед человечеством, и в награду за них превратил врачевателя в созвездие, чтобы тот мог вечно жить в небе.

Ну, а если все это перевести на современный язык, то можно ответить коротко – Асклепий умер от .

Храмы Асклепия

После смерти Асклепия люди стали превозносить его как бога. Считалось, что даже мертвый Асклепий был способен излечивать болящих, избавляя их от мучений. Благодарные выздоровевшие пациенты стали возводить прекрасные храмы в честь Асклепия. Храмы эти называли Асклепионами . Это были прототипы будущих госпиталей. Туда спешили как страждущие, так и те, кто учился медицине, дабы узнать новые секреты врачевания. Говорят что Гиппократ, отец медицины, учился и начал свою медицинскую карьеру в Асклепионе на острове Кос.


Графическая реконструкция храма Асклепион.

Бог Асклепий был чуть ли не единственной надеждой больных людей того времени. Культ его начал ослабевать с распространением христианства. Но и сейчас все еще можно найти развалины этих прекрасных некогда храмов и встретить тех, кто верит, что излечиться им помог именно Бог Асклепий .


Рисунок на древнегреческой чаше. На рисунке изображены злая волшебница Цирцея и мореплаватель Улисс. Цирцея уже нпоила волшебным зельем спутников Улисса и они превратились в свиней. Теперь Церцеа хочет превратить в свинью и Улисса. Однако план Цирцеи не срабатывает, потому что, Улисс получил от бога Гермеса противоядие.

До Асклепия все врачеватели чаще наносили вред людям, чем лечили их. Главной представительницей таких «врачевателей» была Цирцеа, которая практиковала превращение людей в свиней.