Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Презентация по мхк "искусство древней греции". Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Периодизация древнегреческого искусства Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Эллинизм (334 г. до н. э.-30 г. до н.э.)

3 слайд

Описание слайда:

Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Эпоха получила название по виду вазописи. Древнегреческая вазопись - декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

4 слайд

Описание слайда:

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, начинают использоваться инструменты - циркуль, линейка. В расцвет геометрики преобладают в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры - меандры (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию), зубцы, треугольники, волны, сетки. РАЗНОВИДНОСТИ МЕАНДРА

5 слайд

Описание слайда:

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака. В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз - проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Крупных скульптур не сохранилось. Малые разделяют на несколько стилей: стиль «тулово» - массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле стиль «вытянутых конечностей» - металл, большая привязанность к реальным пропорциям Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г.до н.э

6 слайд

Описание слайда:

В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля - с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине. Схема древнегреческого храма типа мегарон

7 слайд

Описание слайда:

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Храм Посейдона Следующий период в истории Греции носит название "архаика". Эта эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э., - время формирования греческих городов-государств. Бурное развитие этих городов способствовало расцвету культуры и искусства. В VII-VI вв. до н.э. распространяется греческая письменность, процветают науки - математика, медицина, астрономия, возникает философия. Рост городов (полисов) в первую очередь отразился на развитии монументального зодчества. Храм, в котором ставились статуи богов, стал основным типом общественного здания и главенствовал в застройке города, располагаясь на его центральной площади. На ней обычно проходили народные собрания, религиозные празднества. Вокруг греческого храма была сосредоточена вся жизнь полиса и его граждан. Именно поэтому архитектуре храма уделяли огромное внимание.

8 слайд

Описание слайда:

Уже в VII в. до н.э. архитекторы разработали систему соотношения между несущими и несомыми частями здания. Эта система, которая легла в основу архитектуры всего западного мира, получила название ордер. Ранними ордерами считаются "дорический" (он складывался на Пелопоннесе и в Великой Греции, т.е. в греческих колониях Сицилии и юга Италии) и "ионический", родившийся на побережье Малой Азии. Храмы греки строили из тесаных кубов известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Архитектурные детали построенного храма подкрашивали разными цветами, так же как и отдельные элементы скульптуры.

9 слайд

Описание слайда:

Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат. Ее ствол украшало множество желобков-каннелюров. Завершала колонну простая капитель, состоявшая из круглой каменной подушки-прокладки (эхин), и прямоугольной плиты (абак). Над колоннами находился антаблемент, состоявший из трех частей. Непосредственно на колоннах лежал архитрав, на нем - фриз из чередующихся прямоугольных плит (метопы) и вертикальных плит с желобками (триглифы). Над фризом располагался карниз. Передний и задний фасады храмов украшали треугольные фронтоны, в которых обычно помещали скульптуры. Ионический ордер отличался большей легкостью и изяществом пропорций. Колонна опиралась на базу, а венчавшая ее капитель имела два завитка - волюты.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Самым распространенным типом греческого храма был периптер. Такой храм стоял на высоком подиуме, его центральный объем (наос) окружали колонны дорического или ионического ордера. Внутреннее пространство храма (наос, или целла) двумя рядами колонн делилось на три нефа. В среднем нефе, у противоположной от входа стены, стояла статуя бога. Один из наиболее значительных храмов архаической эпохи - храм Аполлона в Коринфе второй половины VI в. до н.э. Это дорический периптер с шестиколонным портиком. Его приземистые пропорции характерны для раннего дорического ордера. Портик - образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов

12 слайд

Описание слайда:

Данный период был и временем рождения прославленной греческой пластики. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности. Развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Образ прекрасного человека нашел свое воплощение в статуях юношей, так называемых куросах.

13 слайд

Описание слайда:

КУРОС (греч. kú ros – юноша) В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона, и героев, в том числе атлетов – победителей спортивных состязаний. Иногда такие изваяния служили надгробными памятниками. Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт, одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. В статуях куросов впервые в древнегреческой скульптуре была сделана попытка изобразить человеческое тело в движении. Левая нога у каждого из каменных юношей выдвинута – он словно делает шаг вперёд. При этом фигура остаётся строго фронтальной (чтобы сохранить её незыблемую прямизну, скульпторы делали левую «шагающую» ногу длиннее правой). Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка.

14 слайд

Описание слайда:

КОРА (греч. kó rē – девушка), статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах. Это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку.

15 слайд

Описание слайда:

Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Нужно отметить, что архаические скульптуры не были абсолютно белыми, на многих статуях сохранились следы краски. Волосы кор были золотистыми, глаза и брови - черными, а розоватый тон мрамора великолепно передавал цвет человеческого тела. Не менее нарядными были и одежды жриц.

16 слайд

Описание слайда:

Наряду с архитектурой и скульптурой вазопись является в период архаики наиболее развитой областью художественной культуры. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика. Гидрия чернофигурная Кратер чернофигурный

17 слайд

Описание слайда:

Позднее мастера, стремясь передать пространство, объем и движение, меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурная роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства.

18 слайд

Описание слайда:

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в позднейший классический период становятся более реалистичными. Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Архаический период, во время которого была создана система архитектурных ордеров, положил начало греческой пластике и живописи, определил пути дальнейшей эволюции эллинской культуры.

19 слайд

Описание слайда:

Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Следующий, классический, период в истории Древней Греции явился периодом расцвета ее цивилизации, а V-IV вв. до н.э. - временем наивысших достижений. В это время на первый план выдвигаются Афины, что во многом было обусловлено становлением там демократии. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

20 слайд

Описание слайда:

Рядовые граждане города получают возможность решать важные вопросы политической жизни на народном собрании. Идея осознания себя гражданами полиса, а не просто его жителями отразилась в первую очередь в творчестве Софокла, Еврипида, Эсхила, трагедии которых способствовали успешному развитию греческого театра. Во многом именно последний, будучи общедоступным, воспитывал патриотизм и гражданственность.

21 слайд

Описание слайда:

В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство скульптур дошли до нас в поздних римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя "Дельфийского возничего", созданная около 470 г. до н.э.

22 слайд

Описание слайда:

Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, но его лицо с глазами из цветного камня обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса. Дельфийский возничий в хитоне

23 слайд

Описание слайда:

В период ранней классики мастера V в. до н.э. успешно решают проблему синтеза архитектуры и скульптуры. И та, и другая выступают как совершенно равные, дополняющие друг друга искусства. Скульптурный декор фронтонов храма Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.) - лучший тому пример. На одном из фронтонов была изображена сцена состязания Пелопса и Эномая, которые положили начало Олимпийским играм. Сюжетом композиции на противоположном фронтоне послужила битва героев с кентаврами.

24 слайд

Описание слайда:

В центре фронтона находится высокая фигура Аполлона. По сторонам от него - кентавры, сражающиеся с героями. Лица последних - спокойные и мужественные - демонстрируют силу духа и уверенность в победе. Весь замысел скульптурной композиции символизирует победу разумного начала, воплощенного в Аполлоне и греческих героях, над необузданными силами природы в лице кентавров. Композиционное решение скульптурных групп очень продуманно. Драматизм постепенно нарастает к центру, и вдруг Аполлон своим властным жестом как бы усмиряет этот хаос.

25 слайд

Описание слайда:

Великим достижением греческой классики, несомненно, является искусство рельефа. Самое знаменитое произведение этого вида пластики - рельеф "Рождение Афродиты" (470-460 гг. до н.э.). Это целая композиция, состоящая из трех рельефов, выполненных из паросского мрамора. На центральном изображен сам момент рождения богини из морской пены. Две девушки поддерживают Афродиту, прикрывая ее тело тонкой струящейся тканью. На одной из боковых плит изображена обнаженная девушка, играющая на флейте, на другой - женщина, сидящая в такой же позе и задрапированная в длинную одежду, возжигает курильницу в честь Афродиты

26 слайд

Описание слайда:

Середина и третья четверть V в. до н.э. - это период, когда творили ведущие мастера греческой пластики - Мирон, Поликлет и Фидий. Их произведения дошли до нас лишь в римских мраморных копиях I-II вв. н.э. Самая прославленная работа Мирона - "Дискобол" (460-450 гг. до н.э.). Мирона волновала проблема изображения движения, улавливает тот момент, который лежит между замахиванием и самим броском. Захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Скульптор передать всю мощь внутреннего напряжения, необходимого для победы.

27 слайд

Описание слайда:

В отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции - красоту, лица - одухотворенность. V в. до н.э. Бронза. Древняя Греция. Копьеносец (Дорифор).

28 слайд

Описание слайда:

Одной из вершин мировой художественной культуры является архитектурно-скульптурный ансамбль афинского Акрополя, строительство которого связано с именем Фидия. На скале Акрополь, на которой еще в микенскую эпоху существовали поселения, в VI в. до н.э. возвели множество общественных зданий, которые были уничтожены во время греко-персидских войн.

29 слайд

Описание слайда:

В 50-30-х гг. V в. до н.э., во время правления Перикла, Афины украшаются новыми величественными постройками, в том числе самой значительной из них - ансамблем Акрополя

30 слайд

Художественная культура Древней Греции

Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом.

Архитектура

В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Это реалистические изображения обнажённых людей. Самым крупным скульптором этого времени был Фидий, который создал скульптуры афинского Парфенона. Мраморные скульптуры древнегреческих богов раскрашены в естественные цвета. Около 800 г. до н. э. возник общегреческий стиль. К этому времени относится также возникновение Олимпийских Игр. Кроме храмов, посвященных богам, древнегреческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастические залы.

Одной из отличительных черт древнегреческой культуры является храм. Храмы возникли довольно рано. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой - мегароном (мегарон - прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба. С дальнейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов. Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического времени строили из мрамора и богато украшали.

Театр

Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть расположенные ступенями сиденья и возвышение - сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир - это театральная сцена, а люди - актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. На круглой площадке - «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках - котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил (древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии») ввёл второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны. Софокл (древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом) ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. В один день ставили к трагедию, и драму, и комедию. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Скульптура

Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов - Мирона, Поликлета, Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Своеобразные художественные произведения возникали в среде аттических скульпторов, вазописцев и зодчих. Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир.

Литература

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Первыми письменными памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых античность считала полулегендарного сказителя Гомера; несомненно, однако, что эти произведения - результат длительного развития бесписьменного эпического творчества, составлявшего одну из разновидностей греческого фольклора. В самих же гомеровских поэмах содержатся указания на существование в Древней Греции различных жанров устного творчества, известных также в фольклоре других народов.

Музыка

Музыка древних греков не дошла до наших дней (отдельные малочисленные фрагменты не дают o ней достаточного представления). В музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов: лира, кифара (древнегреческий струнный щипковый инструмент типа лиры), форминга (древнегреческий струнный щипковый инструмент), кинир и другие. O древнегречеческой музыке рассказывают мифы (об Aполлоне, Oрфее и др.). Профессиональными исполнителями древнегреческих песен o богах и героях были певцы - аэды (состоявшие на службе y царей, и рапсоды. Cреди знаменитых аэдов в др.-греч. эпосе упоминаются Фемий и Демодок. Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, a пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастических и художественных состязаний. Существовали объединения певцов, музыкантов и танцоров (коллегии).

ВЫВОД: Древнегреческая архитектура, художественная культура Древней Греции оказали сильное культурное влияние на искусство и архитектуру позднейших эпох и, в первую очередь, на материальную культуру и зодчество Древнего Рима

Слайд 2

Цели проекта:

Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого искусства и историческими этапами его развития; Определить наиболее распространенные жанры древнегреческой литературы; Выявить особенности возникновения древнегреческой письменности.

Слайд 3

Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.Разве не было это чудом?

Слайд 4

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Грециисыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Слайд 5

История античного искусства включает в себя несколько этапов: Искусство гомеровской эпохи; Эгейскийиликрито-микенский период в искусстве (III-II тысячелетие до н. э.); Период архаики (VII- VI вв. до н. э.). Классический период Эллинистический период

Слайд 6

Скульптура

Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их вклад в том, что они за какие-то два века совершили невероятный шаг к превращению её в современный тип искусства.Греки раскрашивали статуи, однако делали это со вкусом, сообразуясь с качеством материала из которого она была изготовлена.

Слайд 7

Греческая архитектура

Афинский Акрополь Дворцовые росписи на о. Крит

Слайд 8

Вазопись

  • Слайд 9

    Древнегреческая письменность

    Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.

    Слайд 10

    Литература Древней Греции

    Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.

    Слайд 11

    Мифы о греческих богах

    Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе. Посейдон Гермес Афродита

    Слайд 12

    Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов. ГИПНОС - бог сна - помощник Аида. Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН.

    Слайд 13

    Ораторское искусство

    Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.

    Слайд 14

    В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов: Перикла /490-429гг.до н.э./ Демосфена /384-322гг.до н.э./ Сократа /469-399гг.до н.э./Платона /427-347гг.до н.э./

    Слайд 15

    Вывод

    Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

    Слайд 16

    Литература

    Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994 Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997 Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971 «Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993 Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.

    Посмотреть все слайды



    АНТИЧНОСТЬ – источник из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. Это колыбель мирового искусства Antiquus - древний

    Периоды развития античного искусства

    Крито- микенский или эгейский – III –II тыс. до н.э.

    Гомеровский - XI -VIII вв., до н.э.

    Архаика - VII – VI вв., до н.э.

    Классика - V – IV вв. до н.э.

    Эллинизм - III – I вв. до н.э .


    Классика

    Эллинизм

    XI – VIII век до н. э.

    III – II тыс лет до н. э.

    VII – VI век до н. э.

    V – IV век до н. э.

    III – I век до н. э.


    Кносский дворец

    Кносский дворец - наиболее выдающийся памятник критской архитектуры.

    В греческих мифах он назывался

    Л а б и р и н т о м

    В глубине дворца обитал получеловек-полубык - М и н о т а в р

    Общая площадь около 16 тыс. кв. м










    Гомеровский период

    Название " гомеровский период " было связано с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы "Илиада" и "Одиссея", рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания.

    К этому времени относится формирование знаменитой греческой мифологии, одной из наиболее развитых мифологий древнего мира.

    Большая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив гласные.


    Период Гомеровской Греции

    Сочинения Гомера открыли

    важнейшую страницу в истории

    античной художественной

    культуры. Неслучайно философ

    Платон назвал поэта

    « воспитателем Греции».

    Примерно в VIII - VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал

    две великие поэмы под названием

    « Иллиада» и «Одиссея»

    (записаны поэмы несколько

    столетий спустя)


    Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное соотношение несомых и несущих частей сооружения и особенностей его украшения.

    Существует три типа греческих ордеров:

    Дорический

    Ионический

    Коринфский





    Вход в Акрополь с запада через

    центральный вход - П р о п и л е и


    Главное сооружение Акрополя – храм Парфенон,

    посвященный Афине Парфенос (деве).

    Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом

    Один из прекраснейших эллинских храмов.

    Он огромный и могучий, построен из золотисто-розового мрамора.



    Вид Парфенона после взрыва

    1687 год


    Напротив Парфенона возвели Эрехтейон , посвященный Афине Палладе (матери) и ее супругу Посейдону Эрехтею.

    Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична, храм был построен на разных уровнях и разделен на две части.

    К храму примыкают три портика, в том числе

    и портик кариатид (скульптурное изображение

    женских фигур, несущих перекрытие).


    Маяк у входа в

    Александрийскую гавань

    на острове Фарос






    Ника Самофракийская

    Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы.

    Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.

    IV в. до н.э.

    Хранится в Лувре,

    Париж, Франция

    Мрамор

    Мрамор


    Ника, развязывающая сандалию

    • Богиня изображена
    • развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм
    • Мрамор Афины

    Венера Милосская

    • 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
    • Иоргос копнул рядом - тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю.
    • Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора.
    • Это и была Венера.

    • Лаокоон*, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..." (...Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет... Лаокоон, и кто ж тебя услышал?! Вот мальчики твои... Они... не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.

    Или истории познакомить ребят с древнегреческими божествами: и олимпийцами, и малыми, и местными богами. Презентация иллюстрирована и содержит необходимый текстовый материал.

    Боги Древней Греции

    Древняя Греция – это одна из древних цивилизаций. Её культура также синкретична, как и культура всех Мифы Древней Греции, которые мы сейчас воспринимаем как сказки, для древнего грека были основой мировоззрения. В отличие от богов Древнего Египта, большинство греческих богов антропоморфны. От обычного человека их отличает лишь бессмертие и волшебная сила. Греческим богам свойственны вполне человеческие слабости, такие как, например, зависть, ревность, сладострастие. Важно, читая «Мифы Древней Греции» Николая Куна, понимать, что эта книга представляет лишь литературную интерпретацию мифологических сюжетов. В действительности, нам не дано до конца понять, какую роль в жизни древних греков играли их религиозные представления. Отчасти восполнить этот пробел помогут лекции моего любимого сайта Арзамас , посвящённые религиозным представлениям обитателей древней Ойкумены .

    Начиная с эпохи Просвещения, античная мифология становится центральной темой изобразительного искусства, а архитекторы проектируют здания с использованием греческого ордера. Фронтоны, фризы зданий классицизма украшают сцены из греческих мифов. Живописцы посвящают античной мифологии свои шедевры. Театры всего мира ставят спектакли, кинорежиссёры снимают кино на основе древнегреческих трагедий и комедий. Мифы и легенды Древней Греции – это азбука понимания искусства.

    В качестве своеобразного эпиграфа к первому уроку мировой художественной культуры, посвящённого теме «Художественная культура Древней Греции», предлагаю небольшое слайд-шоу, созданное мной в простой и очень полезной программе Киностудия

    Сайт Арзамас разместил видеоролик, который за 18 минут поможет получить представление об истории и культуре Древней Греции. Несомненно, этот материал не претендует на то, чтобы стать энциклопедией древнегреческой истории, но его задача, как я понимаю, мотивировать к более углублённому изучению материала. Настоятельно рекомендую читать поэмы «Илиаду и «Одиссею» Гомера . Это настоящая энциклопедия, в которой отношения древних греков с их богами описаны ярко, образно.

    Счастливого вам погружения в прекрасный мир греческого искусства!