Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архаический период древней греции. Архаическая греция. Темные века Греции

Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII – VI вв. до н. э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества. Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.

Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведем такое сравнение. Около 800 г. до н. э. греки жили на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. Около 500 г. до н. э. они уже занимают берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма. Около 800 г. до н. э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких общин, к 500 г. до н. э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками, денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают все Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но и товары повседневного потребления. Около 800 г. до н. э. греческое общество – простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, мало чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов. Около 500 г. до н. э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики. В 800 г. до н. э. в Греции еще практически нет храмов, театров, стадионов. В 500 г. до н. э. Греция – страна со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых еще и сейчас восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия, натурфилософия.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием, распространение железных орудий имели многообразные последствия для общества. Возрастание производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле приводило к увеличению избыточного продукта. Из сельскохозяйственной сферы высвобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление сельскохозяйственного и ремесленного секторов экономики повлекло за собой регулярный обмен между ними, появление рынка и всеобщего эквивалента – чеканной монеты. Новый вид богатства – деньги – начинает соперничать со старым – земельной собственностью, разлагая традиционные отношения.

В результате происходит быстрое разложение первобытнообщинных отношений и становление новых форм социально-экономической и политической организации общества. Этот процесс по-разному протекает в различных частях Эллады, но везде влечет за собой назревание социальных конфликтов между оформляющейся аристократией и рядовым населением, в первую очередь крестьянами-общинниками, а затем и другими слоями.

Становление греческой аристократии современные исследователи обычно относят к VIII в. до н. э. Аристократия того времени – это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в нее образ жизни и система ценностей. Она занимала преобладающее положение в сфере общественной жизни, особенно в отправлении правосудия, играла ведущую роль в войне, так как только знатные воины имели тяжелое вооружение, и потому сражения представляли по существу поединки аристократов. Аристократия стремилась полностью поставить под свой контроль рядовых членов общества, превратить их в эксплуатируемую массу По мнению современных исследователей, наступление аристократии на рядовых сограждан началось в VIII в до н. э. О деталях этого процесса известно мало, но об основных результатах его можно судить на примере Афин, где усиление влияния аристократии привело к созданию четко оформленной сословной структуры, к постепенному сокращению слоя свободного крестьянства и увеличению числа зависимых.

С этой ситуацией тесно связано и такое явление огромного исторического значения, как «великая греческая колонизация». Начиная с середины VIII в до н. э. греки оказались вынуждены покидать родину и переселяться в другие страны.

За три века они создали множество колоний на берегах Средиземного моря Колонизация развивалась в трех основных направлениях западном (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция и далее восточное побережье Испании), северном (фракийское побережье Эгейского моря, район проливов ведущих из Средиземного моря в Черное, и его побережье) и юго-восточном (побережье Северной Африки и страны Леванта).

Современные исследователи считают, что главным ее стимулом был недостаток земли Греция страдала как от абсолютного аграрного перенаселения (увеличение населения вследствие общего эко комического подъема), так и от относительного (недостаток земли у беднейших крестьян вследствие концентрации земельной собственности в руках знати) К числу причин колонизации относят также политическую борьбу, которая обычно отражала главное социальное противоречие эпохи – борьбу за землю, в результате чего побежденные в гражданской войне часто были вынуждены покидать родину и переселяться за море Имели место и торговые мотивы стремление греков поставить под свой контроль торговые пути.

Пионерами греческой колонизации стали расположенные на о-ве Эвбея города Халкида и Эретрия – в VIII в до н. э., по-видимому, наиболее передовые города Греции, важнейшие центры металлургического производства В дальнейшем в колонизацию включились Коринф, Мегары, малоазийские города, особенно Милет.

Колонизация оказала огромное влияние на развитие древнегреческого общества, особенно в экономической сфере Невозможность наладить на новом месте нужные отрасли ремесла привела к тому, что очень скоро колонии установили теснейшие экономические связи со старыми центрами Балканского п-ова и Малой Азии Отсюда и в колонии, и к местному населению, соседствовавшему с ними, стали поступать изделия греческого ремесла особенно художественного, а также некоторые виды сельскохозяйственной продукции (лучшие сорта вин, оливковое масло и др.). Взамен колонии поставляли в Грецию зерно и другие продукты питания, а также сырье (лес, металл и т.д.) В результате греческое ремесло получило толчок к дальнейшему развитию, а сельское хозяйство стало приобретать товарный характер Таким образом, колонизация приглушала социальные конфликты в Греции, выведя за ее пределы массу безземельного населения и в то же время способствуя изменению социальной и экономической структуры греческого общества.

Наступление аристократии на права демоса достигло апогея в VII в до н. э., вызвав ответное сопротивление В греческом обществе появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий знати «Деньги в почете всеобщем Богатство смешало породы», – с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар. Этот новый слой жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником Крестьян в борьбе со знатью Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением писаных законов, ограничивавших произвол аристократии.

Сопротивление растущему господству знати облегчалось по крайней мере тремя обстоятельствами Около 675 – 600 гг. до н. э. благодаря техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле Тяжелые доспехи становятся доступными рядовым гражданам, и аристократия лишается своего преимущества в военной сфере Из-за скудости природных ресурсов страны греческая аристократия не могла сравняться с аристократией Востока В силу особенностей исторического развития в Греции железного века не было таких экономических институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство Даже находившиеся в зависимости от аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически Все это предопределяло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой, препятствовавшей укреплению позиций аристократов, была их этика Она имела «агональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым – на поле боя, в спортивных состязаниях, в политике Эта система ценностей была создана знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения господства ей требовалось сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия не смогла.

Обострение социальных конфликтов в VII – VI вв. до н. э. привело к рождению во многих греческих городах тирании, т. е единоличной власти правителя.

В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью Свержение господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.

Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего известен нам на примере Афин.

История Афин в архаическую эпоху – это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежала здесь знати – эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в привел к вспышкам социальных конфликтов.

Коренные изменения происходят в начале VI в. до н. э, и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени») В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин. Был создан новый орган управления – совет (буле), возросло значение народного собрания.

Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н. э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н. э. Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады. При преемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий Вскоре после 509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них – реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.

Иной вариант развития дает Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н. э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению – область на западе Пелопоннеса. Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции. Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создается строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно. Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самое мощное государство Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.

Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки – клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству спартиатов служили и другие меры: суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина, строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан – спартиаты жили так, будто находились в военном лагере, запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром; ограничение контактов с внешним миром. Был реформирован и политический строй. Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления – коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой высший контрольный орган, слепивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеала равенства.

В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т.е. коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и Мессении – илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами. Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая своим хозяевам – спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6-1/7 урожая. Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.

В спартанском полисе существовала еще одна социальная группа – периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.

Подобно всем другим сферам жизни, греческая культура в архаическую эпоху переживала бурные изменения. В эти столетия происходила выработка этнического самосознания, греки постепенно начинали осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса (строй фаланги) Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою рада отчизны своей» – эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения новой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей Однако новая мораль сохраняла принципы морали гомеровского времени с ее ведущим принципом состязательности. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип – кто лучше послужит полису.

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Свидетельство тому – поэма Гесиода «Теогония». Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

Архаическая эпоха – время становления архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов – покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте – древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры – применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор – колонн, поддерживавших несомые части – антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях – укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре – главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности и т.д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах. Соперничество сначала знатных родов, а затем полисов способствовало тому, что здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, а территория святилища становилась чем-то вроде музея.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура – вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла – к отливке скульптуры из бронзы. В VII – VI вв. до н. э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII – начале VI в. до н. э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент я расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н. э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.

Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием. Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем, например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер): роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные композиции. Другой великолепный образец росписи – килик Эксекия. Всю круглую поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых, согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры – возникновение философии. Философия – принцициально новый подход к познанию мира, резко отличный от того, какой господствовал на Переднем Востоке и в Греции более раннего периода. Переход от религиозномифологических представлений о мире к философскому его пониманию означал качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества Постановка и формулировка проблем, опора на человеческий разум как на средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в самом мире, а не вне его – вот то, что существенно отличает философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений. В современной научной литературе существует два основных взгляда на возникновение философии Согласно одному, рождение философии – производное от развития науки, количественное накопление позитивных знаний имело своим результатом качественный скачок. Согласно другому объяснению, ранняя греческая философия практически ничем, кроме способа выражения, не отличалась от стадиально более ранней мифологической системы познания мира. Однако в последние годы высказан взгляд, кажущийся наиболее правильным: философия родилась из социального опыта гражданина раннего полиса. Полис и отношения граждан в нем – вот та модель, по аналогии с которой греческие философы видели мир. Подтверждает этот вывод то обстоятельство, что возникновение философии в ее самой ранней форме – натурфилософии (т.е. философии, обращенной прежде всего к познанию самых общих закономерностей мира) – происходит в наиболее передовых малоазийских полисах. Именно с ними связана деятельность первых философов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Натурфилософские учения о первоэлементах давали возможность построить общую картину мира и объяснить ее, не прибегая к помощи богов. Рождавшаяся философия была стихийно-материалистической, основное в творчестве первых ее представителей – поиски материальных первооснов всего сущего.

Основоположник ионийской натурфилософии Фалес считал такой первоосновой воду, находящуюся в беспрерывном движении. Превращения ее создавали и создают все вещи, в свою очередь снова превращающиеся в воду. Землю Фалес представлял в виде плоского диска, плавающего на поверхности первичной воды. Фалеса считали также основоположником математики, астрономии и ряда других конкретных наук. Сопоставляя записи о последовательно происходивших солнечных затмениях, он предсказал затмение солнца 597 (или 585) г. до н. э. и объяснял его тем, что Луна заслонила Солнце. По Анаксимандру, первооснова всего – апейрон, неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

Материализму и диалектике ионийских натурфилософов противостояли пифагорейцы – последователи учения Пифагора, создавшего в Южной Италии религиозно-мистическое сообщество. Основой основ пифагорейцы считали математику, полагая, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность всего. Постепенно они стали отождествлять вещи с числами, лишив их материального содержания. Превращенное в абсолют абстрактное число мыслилось ими как основание нематериальной сущности мира.

В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующей эпохи. Фиксация поэм Гомера, произведенная в Афинах при Писистрате, ознаменовала конец «эпического» периода. Эпос как отражение опыта всего общества в новых условиях должен был уступить первенство другим видам литературы. В эту эпоху, наполненную бурными социальными конфликтами, развиваются лирические жанры, отражающие переживания индивида. Гражданственность отличает поэзию Тиртея, воодушевлявшего спартанцев в их борьбе за обладание Мессенией. В своих элегиях Тиртей восхвалял воинские доблести и излагал нормы поведения воинов. И в позднейшие времена их пели во время походов, они пользовались популярностью также вне Спарты как гимн полисному патриотизму. Творчество Феогнида – поэта-аристократа, осознавшего гибель аристократического строя и страдавшего от этого, – пронизано ненавистью к низам и жаждой мести:

Крепко пятою топчи пустодушный народ, беспощадно
Острою палкой коли, тяжким ярмом придави!

Жизнь, полную невзгод и страданий, прожил один из первых поэтов-лириков – Архилох. Сын аристократа и рабыни, Архилох, гонимый нуждой, отправился с родного Пароса вместе с колонистами на Фасос, сражался с фракийцами, служил наемником, побывал в «прекрасной и счастливой» Италии, но нигде на нашел счастья:

В остром копье у меня замешен мой хлеб.
И в копье же – Из-под Исмара вино. Пью, опершись на копье.

В творчестве другого великого лирика – Алкея – отразилась бурная политическая жизнь того времени. Наряду с политическими мотивами в его стихах присутствуют и застольные, в них звучат радость жизни и печаль любви, размышления о неизбежности смерти и призывы к друзьям возрадоваться жизни:

Дожди бушуют. Стужей великою
Несет от неба. Реки все скованы..
Прогоним зиму. Ярко пылающий
Огонь разложим. Щедро мне сладкого
Налей вина. Потом под щеку
Мягкую мне положи подушку.

«Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежной!» – обращается поэт к своей великой современнице Сапфо.

В центре творчества Сапфо стояла женщина, страдающая от любви и терзаемая муками ревности, или мать, нежно любящая своих детей. В поэзии Сапфо преобладают грустные мотивы, что придает ей своеобразное очарование:

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться.

Поэзией красоты, любви и веселья называл свое творчество Анакреонт. Он не думал о политике, войнах, гражданских раздорах:

Мил мне не тот, кто, пируя, за полною чашею речи
Только о тяжбах ведет да о прискорбной войне,
Мил мне, кто, Муз и Киприды благие дары сочетая,
Правилом ставит себе быть веселее в пиру.

Стихи Анакреонта, отмеченные печатью бесспорного таланта и чарующие своей формой, оказали огромное влияние на европейскую, в том числе и русскую, поэзию.

К концу эпохи архаики относится рождение художественной прозы, представленной произведениями логографов, собиравших местные предания, генеалогии знатных родов, рассказы об основании полисов. Тогда же возникает и театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов.

Архаический период в греческой истории занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики - это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э.

Культура и ремёсла

В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку.

В Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример - керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. На керамике всё чаще изображали сюжетные сцены и растительные мотивы.

Особенно развитие живописи на вазах заметно в период поздней архаики, когда получает распространение чернофигурный стиль, а бессюжетный орнамент полностью утрачивает значение. Постепенно усложняется техника исполнения - она требует от художника большего мастерства.

Греческая скульптура и архитектура

Архитектура в архаический период развивалась стремительно. Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

Храмы эпохи архаики украшены скульптурами мифологических героев и богов. В них греки воплощали свои представления о физическом совершенстве. В качестве средств выразительности использовалась так называемая архаическая улыбка - ограниченная мимика, игривая и не совсем естественная улыбка. Поэтому скульптуры стали напоминать живого человека. Художники в тот период стремились одухотворить образ и наполнить его содержанием. Реализм усиливался благодаря яркой раскраске - дошедшие до нас скульптуры архаики сохранили только следы краски.

Экономика и общество

Перемены во всех сферах были обусловлены экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат - появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях - города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее - например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» - приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода - Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном - берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия - города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур - винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Гончарное производство носило массовый серийный характер. Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам). Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

Выделяют три основных направления колонизации. Первое - западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией. Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов - городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее - в Аттике (Афины).

Афины в экономическом отношении были более развиты, здесь быстрее разлагались родовые отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была следующая: все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент. Был разрешен вывоз оливкового масла с целью наживы, а зерна - запрещен. Ремесленная деятельность поощрялась. Был введен земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственности.

Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда по величине земельного дохода. Теперь размер частной собственности определял значимость человека. А законодательство Клисфена (509г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя - все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами.

Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному. Часто ученые объединяют Гомеровский и Архаический периоды в развитии экономики Древней Греции в единый. Если проанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Он охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: - Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей; - оформление полиса как особого типа общины. Можно выделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством; - торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремесел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики. Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Экономическое развитие в ХI-VI вв. до н. э. Этот промежуток времени охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI--IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII--VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI--IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: 1) Великая колонизация -- освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей, 2) Оформление полиса как особого типа общины.

Отраслевая структура экономики В XI--IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI--IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII--VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда. Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Земельная собственность. Организация производства В период темных веков земля являлась собственностью территориальной общины, основной производственной единицей был ойкос (от гр. дом) -- хозяйство патриархальной семьи. За каждой семьей, входящей в общину, был закреплен участок земли, передаваемый по наследству; однако возможно, что время от времени проводились переделы земли. Рабство в XI--IX вв. до н. э. по-прежнему имело патриархальный характер, основным производителем продукции был свободный земледелец. Архаический период внес большие изменения в отношения собственности. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) -- правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; лично свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду. В VIII--VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства -- начинает формироваться рабство классического типа. Этот процесс был связан с развитием товарного производства и значительным увеличением количества рабов -- чужеземцев, поступающих из колоний. Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.

Денежные отношения

На рубеже II--I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII--VI вв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции, существовали две основные монетные системы -- эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант -- весовая единица которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине -- 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм -- серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский -- на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах -- Коринфе и Афинах. В архаический период народу с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

Роль государства в экономической жизни Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли, направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако, несмотря на это, в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением тирании -- режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Однако тираны постоянно нуждались в деньгах и различными способами выкачивали их из населения; в конце концов, в большинстве полисов тирания была свергнута.

Выводы: Хозяйство гомеровского периода было довольно отсталым. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег общество не знало. Однако в тот период произошли важные изменения. Во-первых, в X-IX вв. до н. э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Рабство же не получает широкого распространения. Политическим и экономическим центром стало поселение полис. Основное население города составляли скотоводы и земледельцы. Таким образом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена. В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. В VIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация. Причины колонизации следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле (в самой Греции его оставалось очень мало), стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба. В VIII-VI вв. до н. э. шло формирование античных полисов. В основе полисов лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,

Древней Греции, который охватывает VIII-VI вв. до н. э., послужил началом важнейшего этапа в истории этого государства. За все три столетия - за короткий, в общем-то, срок - Греция продвинулась далеко вперед в своем развитии и обогнала многие страны и государства Древнего Востока, которые развивались довольно быстро. Древняя Греция архаического периода была местом пробуждения духовных сил после четырех веков застоя в развитии. Это время было расцветом творческой активности.

Возрождение былого величия

Во время архаического периода в Древней Греции возрождаются такие виды искусства, как архитектура, живопись, монументальная скульптура. Талантливейшие скульпторы возводят из мрамора и известняка первые греческие храмы, которые сохранились и в наши дни. В архаический период скульптура в Древней Греции переживает небывалый подъем. Именно в это время появляются вечные произведения искусства. Создаются монументальные изваяния из мрамора и бронзы. Именно в архаический период в Древней Греции были написаны знаменитые произведения Гомера и Гесиода, которые поражают своей глубиной. Также стоит отметить поразительные стихи Архилоха, Алкея и Саффо, написанные именно в это время. Литература архаического периода Древней Греции и в наше время издается и переведена почти во всех странах. Знаменитые и по сей день философы Фалес, Анаксимен и Анаксимандр писали свои философские труды, дающие ответы на вопросы о происхождении вселенной и мира.

Искусство

Архаический период в истории Древней Греции, в особенности небывалый подъем греческой культуры в VIII-VI вв. до н. э., был обусловлен проходившей в это время Великой колонизацией. Она вывела Грецию из состояния изоляции, в котором она пребывала после того, как микенская культура прекратила свое существование. Еще одной особенностью архаического периода в истории Древней Греции является взаимообмен культур Эллады и Древнего Востока. Финикийцы привнесли в древнегреческую культуру письмо и алфавит, который в Греции сделали еще удобнее с помощью внедрения гласных букв. Именно с этого момента начала развиваться культура письма и речи, стали появляться алфавиты, в том числе и русский. Сирийцы рассказали и показали грекам много нового, например, способ переработки песка в стекло, а также показали, как изготавливать краску из ракушек. Основы астрономии и геометрии греки переняли от египтян. В архаический период Древней Греции скульптура египтян оказала сильное влияние на только начинающее появляться греческое искусство. Огромное влияние на Грецию оказали также и лидийцы - именно благодаря им греки научились чеканить монеты.

Несмотря на то что многие элементы греческой культуры были позаимствованы из других культур, Греция все так же оставалась самобытной страной.

Колонизация

Колонизация сделала многочисленный на то время греческий народ более подвижным и готовым к переменам. Теперь каждый человек мог самореализоваться вне зависимости от родовой принадлежности, соответственно, общество становилось более развитым и прогрессивным, появилось много новых явлений. Если кратко, искусство в архаический период Древней Греции - не единственное, что получило невероятную степень развития. Теперь мореплавание и морская торговля выходят на первый план и двигают страну вперед. Изначально большинство колоний, которые находились на периферии, стали во многом зависимы от своих метрополий. Но со временем эта ситуация изменилась.

Экспорт

Жители многих колоний испытывали острую нехватку даже в самых необходимых вещах. Например, вино и оливковое масло, которое так любили греки, в колонии вообще не попадало. Огромные корабли доставляли тонны вина и масла во множество стран. Метрополии экспортировали в колонии не только продукты питания - они поставляли глиняную посуду и другую домашнюю утварь, различные ткани, оружие, украшения и так далее. Разумеется, эти предметы очень нравятся местным жителям, и те обменивают их на зерно, домашнюю скотину, рабов и цветные металлы. Незатейливые поделки из Греции, конечно, не сразу составили конкуренцию финикийским сувенирам, на которые охотились купцы по всему миру. Несмотря на это, на них был огромный спрос там, куда не доходили финикийские корабли - Причерноморье, Фракия, Адриатика.

Прогресс

Тем не менее, несмотря на то что поделки и предметы искусства архаического периода Древней Греции значительно уступают по качеству товарам восточного происхождения, грекам удалось наладить массовое производство и продавать свои товары даже на "земле обетованной" для всех торговцев - Сицилии.

Колонии постепенно становятся важнейшими центрами промышленности и торговли между многими развитыми странами древности. А в самой Греции центрами развития экономики и торговли становятся так называемые полисы, с помощью которых управление колонизационным движением становится более удобным. Самые большие и развитые из них - Коринф и Мегара в Северном Пелопоннесе, Эгина, Самос и Родос в Эгейском архипелаге, Милет и Эфес на западном побережье Малой Азии.

Изменения в обществе и ремесло

Постепенно в колониях стали появляться рынки, послужившие мощным толчком к развитию и улучшению ремесла, сельского хозяйства, искусства и архитектуры в Древней Греции архаического периода, кратко охарактеризованных выше. Умельцы из Греции заметно прогрессируют и оснащают свои мастерские по последнему слову тогдашней техники. Анализируя характеристику архаического периода Древней Греции, можно сказать о том, что это был наиболее плодотворный во всех смыслах период для страны. Чего только стоят такие новшества, как изобретение новых способов спаивания железа или усовершенствование литья из бронзы! Греческая керамика VII-VI вв. до н. э. потрясает воображение роскошью и обилием форм, разнообразием художественного оформления. Особенно выделяются красивейшие сосуды, сделанные руками талантливых коринфских мастеров, на которых красуется роспись в восточном стиле. Его можно отличить по красочности и невероятной причудливости витиеватых узоров, которые напоминают рисунки на восточных коврах. Также стоит отметить вазы в чернофигурном стиле, которые производились в основном в афинских и пелопоннесских полисах. Глиняные изделия греческих гончаров и бронзолитейщиков говорят не только о том, что в Греции того времени практиковалось разделение труда, но и о том, что обязанности разделялись даже внутри отдельно взятой отрасли. Культура архаического периода Древней Греции испытывала невероятный подъем.

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Большая часть керамических изделий, экспортируемая Грецией за рубеж, была изготовлена в специальных мастерских опытными мастерами и художниками-вазописцами. Многочисленные ремесленники теперь не одиночки без прав и свобод. Уже прошло то время, когда у них не было даже постоянного места жительства. Теперь они являются весьма значимым и влиятельным сословием населения. Качество изготавливаемой ими продукции становилось все выше, как и цены на работы мастеров. Появились целые кварталы, где жили ремесленники определенной профессии. В одном из крупных городов под названием Коринф с VII в. до н. э. существовал так называемый квартал гончарных мастеров — Керамик. В столице Греции Афинах подобный район, расположившийся во внушительной части города, появился в VI в. до н. э. Эти исторические факты свидетельствуют о том, что во время архаического периода в Греции наступил принципиально новый период развития государства: ремесло стало отдельным видом деятельности и полностью обособилось от сельского хозяйства как отдельная, абсолютно абстрагированная часть производства и деятельности. Не обошли принципиальные изменения и сельское хозяйство, которому теперь было необходимо учитывать не только потребности общины, но и спрос на рынке. Теперь рынок диктует правила всем отраслям производства. Появились первые зачатки предпринимательства и среди фермеров - те из них, которые имели лодки, привозили свой товар на рынки близлежащих городов. По дороге они не передвигались потому, что разбойников и грабителей стало гораздо больше с развитием торговли. Поскольку зерновые культуры в Греции принялись плохо, возделывали в основном виноград и оливки, ведь вкуснейшее греческое вино и качественное оливковое масло пользовались невероятным спросом на Востоке. В конце концов греки поняли, что гораздо дешевле привозить зерно из-за границы, чем выращивать на родине.

Государственное устройство и политическая система архаического периода Древней Греции

Большинство исключая многочисленные колонии, появились из централизованных населенных пунктов эпохи Гомера — полисов. Однако архаистический и гомеровский полисы - абсолютно разные понятия. Отличались они весьма существенно: полис эпохи Гомера одновременно являлся городом и деревней, поскольку никаких других поселений, которые могли бы с ним соперничать, не было. Архаический полис, наоборот, являлся своеобразной столицей маленького государства, в составе которого, кроме него самого, были небольшие деревни (греческие комы), располагавшиеся на окраинах территории полиса и зависевшие от него как в политическом, так и в экономическом смысле.

Архитектура

Обратите внимание на то, что архаические полисы стали значительно крупнее полисов, строившихся в эпоху Гомера. На то было две причины: естественный прирост населения и объединение нескольких деревушек в один большой город. Это явление имеет название синойкизм, объединение происходило для того, чтобы дать отпор соседним враждебно настроенным деревням и поселкам. Несмотря на небывалый прогресс, по-настоящему больших городов в Греции еще не было. Самыми крупными полисами были населенные пункты с численностью в несколько тысяч человек. В среднем же население не превышало и тысячи человек. Наглядным примером типичного греческого архаического полиса является древняя Смирна, не так давно найденная археологами. Значительная ее часть была расположена на полуострове, который закрывал вход в глубокую бухту, где стояли многочисленные корабли. Центральная часть Смирны была окружена защищающим ограждением из кирпича на каменном цоколе. В стене устроены многочисленные ворота и смотровые площадки. Все жилые постройки находились параллельно друг другу. Разумеется, в городе были построены несколько храмов. Жилые постройки были очень просторными и удобными, в домах состоятельных граждан имелись даже терракотовые ванны.

Агора

Сердцем архаического города являлась так называемая агора, на которой собирались граждане и велась оживленная торговля. В основном жители города проводили все свободное время здесь. Можно было продать свой товар и приобрести необходимые продукты, узнать важные городские новости, принять участие в делах государственной важности и просто пообщаться с горожанами. Изначально агора являлась обычной открытой площадью, на которой отсутствовали какие-либо постройки. Позже там появились деревянные ступени, на которых во время мероприятий рассаживались люди. Когда архаический период подходил к концу, над ступеньками стали вешать тканевые навесы, предназначенные для защиты людей от жары и солнца. По выходным на них любил располагаться праздный люд и торговцы различным мелким товаром. На агоре или недалеко от нее строились государственные учреждения: булевтерий — городской совет (буле), пританей — место, где заседали члены правящей коллегии пританов, дикастерий - здание суда. Именно на агоре городские жители могли ознакомиться с новыми законами и указами, которые выставлялись на всеобщее обозрение.

Спортивные состязания

Атлетические состязания издревле составляли значительную часть жизни греков. В древнегреческих городах испокон веков строили площадки для силовых упражнений. Их называли палестрами и гимнасиями. Каждый уважающий себя юноша проводил за тренировками большую часть своего времени. Среди спортивных дисциплин можно назвать бег, вольную борьбу, кулачные бои, прыжки, метание копья и диска. Каждый большой праздник в полисе сопровождался спортивным состязанием под названием агон, в котором могли принять участие все свободнорожденные граждане полиса, а также гости из других стран, получившие приглашение на праздник.

Некоторые агоны заслужили особую популярность у народа, постепенно становились межполисными общегреческими празднествами. Именно оттуда пошла традиция устраивать Олимпийские игры, для участия в которых приезжали даже из самых отдаленных колоний. Готовились к участию в Олимпийских играх так же серьезно, как и к военным действиям. Каждый полис считал делом чести победу на мероприятии. Победителя Олимпийских игр радостные сограждане одаривали по-настоящему царскими привилегиями. В некоторых случаях приходилось разбирать огромную городскую стену, чтобы триумфальная колонна победителя торжественно вошла в город: горожане считали, что персона такого ранга в обычные ворота пройти не может.

Вот из таких моментов и складывалась жизнь рядового жителя древнегреческого полиса архаической эпохи: торговля и покупки на агоре, решение вопросов государственной важности на народном собрании, участие в религиозных церемониях различного порядка, упражнениях и тренировках в гимнасиях и палестрах и, конечно же, участие в Олимпийских играх.