Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

"Снегурочка" (Островский): описание и анализ пьесы. «Весенняя сказка» А.Н.Островского «Снегурочка» Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке. (8 класс) Описание природы в пьесе островского снегурочка

Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» и созданная на ее основе одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова — своеобразный гимн русскому фольклору, дань уважения и преклонения перед богатейшим наследием языческой Руси, ее верованиями, предания-ми, обрядами и мудрым отношением к жизни в гармонии с природой.

Говорить о фольклоризме этих произведений и легко и сложно. Легко потому, что фольклорное начало, этнографизм составляют суть, содержание, язык и пьесы, и оперы. Многие факты лежат здесь на поверхности, так что не составляет большого труда найти первоисточники образов, сюжетных линий, эпизодов в сказочном, песенном, обрядовом материале. Нас поражает и восхищает авторское проникновение в мир русской архаики и современного драматургу и композитору народного творчества, удивительно бережная и в то же время ярко индивидуальная, смелая обработка этого пласта национальной культуры и создание на основе его величайших по красоте, глубине мысли произведений, созвучных прошлому и настоящему.

Трудность, и немалая, заключается в том, что фольклоризм «Снегурочки» таит в себе множество загадок и скрытого смысла. Это всегда озадачивает и очаровывает, в этом непреходящая ценность и сила искусства, его вечная актуальность и новизна. Возьмем принятое жанровое определение «Снегурочки» — весенняя сказочка. Вроде бы все ясно, но, строго говоря, неверно: перед нами разворачивается отнюдь не сказочное действо хотя бы потому, что завершается оно гибелью главных героев, что классической сказке никак не свойственно. Это чистой воды мифология, увиденная сквозь толщу веков, понятая и обработанная художниками XIX столетия. Еще точнее сюжет «Снегурочки» можно было бы обозначить как древний календарный миф, насыщенный позднейшими текстами обрядового, песенного, эпического содержания, сохранившими если не целиком, то частично черты архаического взгляда на мир, на место и роль человека в космоприродном универсуме.

Кстати, и то, что мы по привычке называем народной сказкой о растаявшей под лучами летнего солнца девочке, вылепленной из снега, — тоже не сказка. Заметим в скобках: сюжет о Снегурочке стоит особняком в традиционном сказочном репертуаре, он практически не имеет вариантов и очень краток, скорее напоминает притчу о закономерном наказании за пренебрежение к правилам поведения, обусловленным законами природы, и нежизнеспособности искусственного, неестественным образом созданного вопреки законам жизни.

Главное в сюжете пьесы и оперы — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейского, урбанического типа. Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.

Не касаясь авторского замысла и сугубо профессиональных приемов композиторского творчества, ограничусь несколькими комментариями к фольклорно-этнографическим реалиям, отраженным в либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова. Отдельные детали, повороты сюжета, мотивировки, воспринимаемые ныне как второстепенные, а то и просто странные, на самом деле оказываются чрезвычайно важными и помогают проникнуть в глубины народного мировоззрения, понять символику и логику поступков действующих лиц оперы.

Несколько раз упоминается в пьесе и либретто Красная горка. Сначала здесь появляется Весна, потом сюда отправляются водить хороводы молодые берендеи — девушки и юноши. На Красной горке встречает Купава Мизгиря и влюбляется в него. Это, конечно, не случайно. Во-первых, издавна именно на возвышенностях, холмах девушки кликали весну, отправляясь туда петь веснянки и встречать прилет птиц. Красной горкой называлось, а кое-где до сих пор называется первое весеннее гулянье молодежи на улице после зимних избяных посиделок. Красной горкой именуют и первое воскресенье после Пасхи, оно считается счастливым днем для бракосочетания. Ярилина гора «Снегурочки», можно сказать, перенимает эстафету Красной горки, реализуя ее брачную, эротическую направленность и усиливая мотивы расцвета производительных сил природы, урожайности земли.

В «Снегурочке» блестяще отражено мифологическое представление о вечном круговороте жизни и жестких законах природы: всему отведено свое время, все с неизбежностью рождается, зреет, стареет и умирает; за зимой должна наступить весна, на смену которой обязательно придет лето, затем в строгой очередности осень и зима. Такой порядок есть условие вечного существования Вселенной, человека и культуры. Нарушение порядка и правильного хода вещей, вмешательство в раз и навсегда устоявшийся поток жизни чревато трагическими событиями — и в сфере природных явлений, и в судьбе человека. Однако многовековый опыт показывал, что гладкого, спокойного перехода из одного состояния в другое практически не бывает, срывы и нарушения неизбежны, потому великая миссия человека заключается не только в строгом следовании заведенному порядку, но и в восстановлении утраченного баланса. В языческие времена, как, впрочем, и в более близкие к нам, мощным механизмом регулирования жизненных процессов были ритуалы и обрядовые комплексы, в состав которых обязательно входили жертвоприношения.

Если с этой позиции посмотреть на «Снегурочку», то очевидной становится буквально пронизанность ее темой жертвы ради высшего блага, мотивами очищения и преображения через смерть, уничтожение. Это и сжигание Масленицы с плачем и смехом, и радость берендеев по случаю гибели Снегурочки и Мизгиря. Наконец, это финальный апофеоз — появление Ярилы-Солнца с символами жизни и смерти, конца и начала — человеческой головой и снопом ржаных колосьев. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть превосходное знание Островским и РимскимКорсаковым народных традиций, обрядов и образов, лежащих в основе дохристианской земледельческой картины мира.

В Прологе берендеи точно в соответствии с вековой традицией провожают Масленицу в виде чучела из соломы, обряженного в женскую одежду. В реальной обрядовой практике Масленицу сжигали, в «Снегурочке» ее увозят (прогоняют) в лес. Последнее оправдано кольцевым построением пьесы и оперы: в заключительной сцене 4-го действия солома Масленицы превращается в налитые зерном колосья ржи, которые держит Ярило; темный холодный лес заменяется залитым солнцем, открытым пространством Ярилиной долины; люди выходят из лесу, из мрака на свет, и взоры их обращены вверх — к горе с острой вершиной, где появляется жаркий бог Солнца. В народной традиции связь масленичных огней с купальскими усиливалась колесом, символизирующим солнце. Чучело Масленицы сажали на колесо и сжигали вместе с ним, в Купальскую ночь с возвышенностей, где разжигали костры, скатывали горящие колеса.

Еще более поразительно почти что цитирование в «Снегурочке» реальных обрядов. Самый яркий пример: финальное появление Ярилы с человеческой головой и хлебным снопом и записанный не однажды обряд призывания лета. К 27 апреля в Белоруссии было приурочено следующее действо: выбиралась молодая женщина, которая должна была изображать молодого красивого мужчину (видимо, Ярилу). Босоногая, она была наряжена в белую рубаху, на голове красовался венок из полевых цветов. Женщина держала в правой руке символическое изображение человеческой головы, а в левой — ржаные колосья. В других местах так же наряженную девушку, с теми же атрибутами сажали на белого коня, привязанного к дереву. Вокруг нее девицы водили хороводы. Воронежцы сходный ритуал проводили накануне Петровского поста и наряжали не девицу, а юношу.

Напомним, что Ярила — славянский мифологический и обрядовый персонаж, воплощающий идею плодородия, прежде всего весеннего, а также сексуальной мощи. Имя этого божества произведено от корня яр. Широкий спектр значений раскрывается в однокоренных словах, например яровой хлеб, ярость, яркий, ярка (овца), на Русском Севере существует термин «яровуха», обозначающий совместное гулянье парней и девушек и ночевку их в избе во время Святок.

Совершенно в духе народных представлений даны образы Бобыля и Бобылихи. В сказках, преданиях, народных песнях бобыли — изгои, ущербные люди, не сумевшие или не пожелавшие выполнить естественные социальные функции — обзавестись семьей и иметь детей. Их жалели, но и сторонились. Не зря в фольклорных текстах бобыли живут на окраинах селения, в последнем доме, а обычное крестьянское право лишало их целого ряда привилегий и прав, в частности запрещалось участие их в ритуалах, связанных с продуцирующим началом, пожилых мужчин-бобылей не включали в совет старейшин. Бобыли, как социально неполноценные крестьяне, часто становились пастухами, об общепринятом пренебрежительном отношении к которым хорошо известно по массе этнографических наблюдений, описаний, исследований. Понятно, отчего именно к таким «недолюдям» попадает Снегурочка, сама наполовину человек, именно у них она должна пройти, говоря сегодняшним языком, период адаптации к новым условиям. По законам волшебной сказки и обрядов инициационного типа дом на окраине и хозяин (хозяева) его должны выполнить фукцию медиатора, помочь героине преобразиться, перейти из одного мира в другой через систему испытаний. Берендеевские бобыли — явно смеховой, сниженный образ классических «испытателей» сказочных героинь: Бабыяги, Метелицы, ведьмы и пр. У бобылей не нашлось для приемной дочери волшебного клубочка или заветного слова, которые помогли бы девушке из иного мира превратиться в полноценного члена человеческого сообщества. Но ведь перед нами не сказка…

Бобыль и Бобылиха обделены Пастушьи трубы и рожок жизненной силой, жаром любви, по тому падки на мнимые, обманные ценности (богатство Мизгиря) и холодны по отношению к Снегу- рочке. В обрисовке об- раза Бобылихи есть одна существенная деталь, ко-торая сегодня ус-кользает от внимания, но которая хорошо понималась нашими соотечест-венниками в XIX веке и использовалась в качестве яркого дополнитель-ного штриха, делающе-го Бобылиху смешной и жалкой в своих притязаниях. Речь идет о рога-той кичке, которую, на-конец-то, просватав при-емную дочь и получив выкуп, обрела Бобыли-ха. Дело в том, что кич-ка — не просто традиционный женский голо-вной убор. Рогатую кичку (с возвышениями на передней части в виде конского копыта, лопаты или рогов, направленных вверх-назад) могли носить женщины, имевшие детей, при-чем высота «рогов» обычно напрямую зависела от ко-личества детей. Так что, заполучив кичку, Бобылиха как бы уравнивала себя с другими берендейками-"боярынями" и могла претендовать на иное к себе отно-шение. Кстати, тот же прием в той же смеховой функции применил и А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке», где Старуха, обретя новый статус, восседает в украшенной рогатой кичке.

По-своему загадочен образ Мизгиря. Роль его в сю-жете, отношение к нему берендеев, мотивировка по-ведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к веро-ваниям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала XX в.

Мизгирь — одно из наименований паука. В тради-ционной культуре паук — существо близкое к сонму нечисти, коварное, злое, агрессивное. Существуют ус-тойчивые представления о том, что убившему паука прощается семь грехов. С другой стороны, мизгирь воспринимается и как одна из ипостасей домового, считается, что паука в доме нельзя убивать, так как он приносит богатство и благополучие. Удивительным образом оба отношения сходятся в образе Мизгиря-купца. Купцов издавна уважали на Руси, наделяли осо-быми качествами и знаниями, почти волшебными, а то и магическими, благодаря их пребыванию в далеких странах, на краю земли, значит, близости к неведомому, потустороннему и опасному. (Вспомним новгородско-го былинного Садко, купца из «Аленького цветочка» и др.) Деньги, золото, богатство обычно воспринимали как признак либо чудесного дара или случая, либо как следствие разбоя, нечистой и нечестной сделки.

В народе с пауком связана брачная и любовная те-матика. В свадебной обрядности белорусов, жителей западнорусских губерний используются сплетен-ные из соломы сложные фигуры — символы счастья и крепкого союза. Такой предмет назывался паук, он прикреплялся к потолку избы, часто над столом, где проходил брачный пир. Мизгирь — заморский купец — хоть и из берендеева рода, но чужой, оторвавшийся от своих корней. В этом смысле он настоящий сказочный жених — незнамый и богатый, дарующий героине счастье, но и свадебный «чуж-чужанин» — жених, прибывший из-за моря, «из-за лесу, из-за гор» и связанный прежде всего с пред-ставлениями о разлуке и неволе. Горячность, эгоизм, агрессивность Мизгиря сродни прямо противополож-ному полюсу — холодности и пассивности Снегуроч-ки. То и другое в крайних своих проявлениях — чуждо простым берендеям и опасно для сообщества людей.

Добавим, что известен ритуал, приуроченный к кон-цу лета, — изгнание из дома насекомых посредством колосьев нового урожая. Тараканов, пауков, клопов собирают в коробок и зарывают (хоронят) в землю со словами: «Ржаной сноп — в дом, тараканы — вон!».

Таким образом, сама тема избавления от насекомых, принимая обличье потешки, а когда-то, быть может, и серьезного ритуала, была актуальна для традицион-ного общества. И в определенных ситуациях изгнание, умервщление паука (мизгиря) считалось делом благим и необходимым. Еще одно дополнение — известны ма-гические ритуалы вызывания дождя с помощью пау-ков, что подчеркивает изначальную, мифологическую причастность паука водной стихии, внечеловеческому миру. В контексте же «Снегурочки» как бы сходятся все народные представления о пауке, что оправдыва-ет изгнание Мизгиря из пределов Берендеева царства и заставляет рассматривать его гибель как возвраще-ние в родную (вне-человеческую) стихию, в иноми-рье, что, естественно, понималось как восстановление утраченного порядка и справедливости и способс-твовало возврату нормальной жизни, приходу Яри-лы-Солнца и лета. Вода оказывается и родной стихией Снегурочки, ее сущностью и нормальным природным существованием в весенне-летний период, так что смерть влюбленных — это возврат к естеству. Слияние в одной стихии объединяет их — разных, но тождественных в чужести по отношению к людям и в обречен-ности смерти ради устранения дисгармонии в мире.

Подобных примеров тонкого, точного, глубоко осмысленного подхода к традиционной русской куль-туре в «Снегурочке» очень много.

Опера, созданная Римским-Корсаковым, на уровне либретто сохранила как сюжетную, так и поэтическую основу произведения Островского.

Разумеется, фольклоризм оперы более очевиден и ярок благодаря включению подлинных народных песен и наигрышей, фольклорных приемов звукопод-ражания, народных кличей и плачей, благодаря музы-кальной образности, удивительной системе лейтмоти-вов, богатой и сочной инструментовке.

Н. А. Римский-Корсаков сторицей отплатил наро-ду, щедро раскрывшему перед ним тысячелетнее ду-ховное богатство, подарив в новом, современном виде свою гениальную творческую фантазию на темы Древ-ней Руси.

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Островский был талантливым писателем и драматургом. Его по праву можно считать создателем репертуара русского театра. Островский часто затрагивал нравы купечества. Однако среди всех его сюжетов о замоскворецких купцах имеется и некое сказочное произведение, не похожее на остальные. Называлась она Снегурочка. Давайте и мы сделаем ее , охарактеризовав Снегурочку в пьесе.

Островский: Снегурочка, анализ произведения

Снегурочка была написана Островским в 1873 году и она стала действительно фееричной. Все кто прочел сказку, отмечали ее лиричность, окруженную фантастическим антуражем. Снегурочка необычна не только жанром, где пьеса-сказка сочетается с феерией, но и общим сочетанием текста, который переплетается с музыкой и балетной постановкой. В этой работе зритель и читатель встречается с богами, полубогами, а также с обычными жителями берендеями. Островскому удается в Снегурочке сочетать фантастику с реальностью и это делает пьесу еще более интересной.

Говоря об источниках вдохновения появления этой пьесы, это была всем известная о Снегурочке и славянская мифология. Изучая сюжет, мы переносимся в мир царствования Берендея, где было все очень идеально. Даже правитель царства был непохож на других. Он был настоящим воплощением народной мудрости и беспокоился о своем народе. И вот Берендей стал он замечать, что его народ становится тщеславным и за это попадает под гнев Ярило. Однако Берендей открывает истину — все живое должно любить. Вот только в царстве живет Снегурочка, у которой нет дара любви. Ее отец Мороз знает о мести Ярила, который поклялся растопить девушку, как только та полюбит по-настоящему.

Вот так и живет Снегурочка в семье бобыля. Для названых родителей девушка лишь приманка для женихов. Снегурочка принесла смуту в царство, ведь ради девушки они готовы бросать своих возлюбленных, нарушая устои. Причем чем холоднее была девушка к парням, тем сильнее они к ней тянулись. Понравился было Снегурочке пастух Лель, но тот одаривал своим вниманием всех девушек, в то время как Снегурочка хотела внимания только к себе. Это расстраивало девушку, которая не умела любить. А тут еще и Мизгирь, которому захотелось к ней посвататься. Только девушка не может принять его предложение, ведь в сердце к нему пустота. И здесь мы видим страдания персонажей, ведь и Снегурочке плохо, так как она не может познать любви. Страдает и Купава, которую бросил Мизгирь, да и самому жениху плохо, ведь кроме Снегурочки он больше никого не видит.

И тут девушка просит свою мать Весну подарить ей возможность любить, и она согласилась. По ее словам, Снегурочка полюбит первого встречного, им и оказался Мизгирь. Его радость была велика, ведь Снегурочка ответила на его чувства. Однако здесь проявился и его эгоизм, ведь из-за него и растаяла девушка.

Смерть Снегурочки, которая была готова умереть за любовь, стала победой над стужей в сердце. А Мизгирь, дав однажды Снегурочке обещание погибнуть вместе, прыгает в озеро, чтобы соединиться с возлюбленной, которая превратилась в холодную воду.

В целом пьеса раскрывает тему любви, без которой наша жизнь бессмысленна. Также автор показывает связь противоположностей, где невозможно представить мир без света и тьмы, без тепла и холода. При этом мы видим, несмотря на их противоречие, их борьбу, друг без друга они существовать не могут.

Конфликт сказки

Конфликт сказки основывается на столкновении и поэтическом развитии противостоящих друг другу сил тепла и холода. Начало конфликта - в мире стихий, между Морозом и Весной, союз которых противоестествен уже по своей природе. Оставить бы Весне Мороза, да вот беда, «у них со старым дочка - Снегурочка».

В Морозе нет любви ни к миру живой природы, ни к миру людей:

По чумам, по юртам кочевников,

По зимовкам зверовщиков

Захожу, заброжу, зашаманствую,

Будут мне в пояс кланяться.

Высокомерие всевластного самодура, холодная, леденящая сила делают Мороза злым, демоническим в противоположность Яриле - доброму и теплому божеству берендеев.

«Свет и сила,

Бог Ярило

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше», -

поют Яриле приветственную песню берендеи.

В мысли художника холод олицетворяется, принимает грозное обличье. Недоброе, злое--его суть. Чем более Мороз холоден, тем более это ему «любо»:

Живется мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут,

Веселая была; плясало Солнце

От холоду на утренней заре,

А к вечеру вставал с ушами месяц.

Задумаю гулять, возьму дубинку,

Повыясню, повысеребрю ночку,

Уж то-то мне раздолье и простор.

Всевластный господин зимы, Мороз и летом не дает покоя Стране берендеев. Уходя на север, он хочет оставить, и оставляет здесь, частицу самого себя. Да и с севера, издалека, он посылает в страну берендеев густые облака, чтобы отградить солнце от земли; он сеет холодные дожди и туманы, чтобы закрыть земле всякую возможность лодоношения.

Лето -- пора Ярилы. Ярило гонит Мороза из страны берендеев. Но не так-то спросто сдается Мороз. Он отступает, но с боем. И нередко вырывает частицу победы. Ярило-- заклятый враг Мороза. Вечный враг. И ему -- все негодование Мороза. Особенно в те времена, когда наступает его, Ярилы, пора власти здесь, на земле береядеев.

Злой Ярило,

Палящий бог ленивых берендеев,

В угоду им поклялся страшной клятвой

Губить меня, где встретит. Топит, плавит

Дворцы мои, киоски, галереи,

Изящную работу украшений,

Подробностей мельчайшую резьбу,

Плоды трудов и замыслов.

В борении с Морозом у Ярилы -- хитрый замысел: подослать Весну, с красотой и любовью. Покорить, расслабить Мороза очарованием и лаской. Затея удается. Но товарный Мороз и любовь свою обернул злом и для Ярилы, и для берендеёв. Дочь свою от Весны, Снегурочку, красавицу в Весну, холодную в Мороза, он оставляет на лето в лесах страны берендеев. И тем холодит эту несчастную землю. Пятнадцать лет Снегурочке. Пятнадцать лет она тайно живет в лесах берендеев. Пятнадцать лет подряд у берендеев несчастье. Снегурочка становится невольной причиной «повсюдной сердечной остуды», бедствий и холода для берендеев, ибо ее рождение нарушило законы природы и жизни.

Для Мороза же Ярило «злой, палящий бог», который только и ждет того, чтобы заронить Снегурочке в сердце «лучом своим огонь любви». Потому и Лель, песнями которого заслушивается Снегурочка, Морозу ненавистен, так как «ярым солнцем пронизан он насквозь».

Солнце почиталось божеством благим, милосердным, имя его сделалось синонимом счастья. Отсюда объясняется мифологическая связь солнца с судьбою, в руках которой людское счастье.

Недоброе сулит Ярилин гнев:

Холодные ветра и суховеи,

Медвяных рос убыточные порчи,

Неполные наливы хлебных зёрен,

Ненастную уборку - недород,

И ранние осенние морозы

Тяжёлый год и житниц оскуденье.

Бог - оплодотворитель, представитель благодатной весны назывался у славян Ярило, он признавался покровителем любви и браков:

В Ярилин день…

…сойдутся берендеи;

…И пусть тогда сольются

В единый клич привет навстречу солнцу

И брачная торжественная песнь.

Угодней нет Яриле жертвы.

От него зависели дожди и ясная погода.

…наше лето,

Короткое, год от году короче

Становится, а весны - холодней, -

Туманные, сырые, сочно осень,

Печальные.

Значение Ярилы вполне объясняется из самого его имени и сохранившихся о нём преданий. Корень -яр совмещает в себе понятия 1) весеннего света и теплоты; 2) юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы; 3) любовной страсти и плодородия.

А сейчас прошу Вас зайти в автобус: мы направляемся в резиденцию Снегурочки.

По дороге я загадаю вам загадки.

1. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

2. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)

3. На форточках картинки из белой паутинки. (иней)

4. Если злобствует мороз, если снег тропу занес,

5. То большим и маленьким пригодятся… (валенки)

6. С метелкой, в шляпе из ведра -

7. Директор зимнего двора. (снеговик)

8. Что вверх корнем растет? (сосулька)

9. Немного художник - рисует узоры.

10. Немного разбойник - хватает за нос.

11. Порою - серьезный, порою - веселый,

12. Порой очень злой и кусает до слез. (мороз)

13. По ледяной дорожке бегут стальные ножки. (коньки)

14. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисица)

15. Полетают в небесах и растают на носах. (снежинки)

16. Скачет по лесу то взад, то вперед,

17. Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Сама героиня сказки и ее верные помощники проведут вас по подворью и пригласят посетить сказочный Костромской Терем Снегурочки. Вам покажут все самое интересное.. Во Светлице ждет маленькое веселое кукольное представление про снежную красавицу, в Горнице Снегурочка расскажет о своем житье-бытье и познакомит с таинственными волшебными предметами, а в следующем зале произойдет удивительная встреча со славянскими мифами и легендами. В Комнате Чудес ждут необыкновенные работы костромских ребятишек, которые, несомненно, поразят Вас своей фантазией и творчеством.

Ледяная комната

Настоящая Ледяная комната - уникальный зал, сделанный руками уральских мастеров, полюбуетесь сказочной красотой и удивитесь мастерству умельцев, а также угоститесь ледяными напитками для детей и взрослых. Дети испробуют волшебный коктейль от Снегурочки. Желаю Вам приятного отдыха!

После терема снегурочки, экскурсионная группа на автобусе поедет к драматическому театру имени А.Н.Островского. По дороге я расскажу, почему Кострома считается Родиной Снегурочки. Кострома может по праву считаться родиной Снегурочки трижды.

Во-первых: в Древней Руси у наших предков славян существовал обычай сжигания Костромы. Кострома -- это сестра Купалы. Однажды, когда они были еще маленькими, то пошли в лес послушать песню Мирины, но птица смерти утащила брата Костромы в Подземное царство. Спустя много лет, будучи уже девушкой, Кострома, гуляя вдоль реки, сплела венок и надела себе на голову. Но порыв ветра сорвал его и унес в воду, где его подобрал прекрасный юноша, проплывающий мимо на лодке. Девушка и юноша сразу влюбились в друг друга и поженились. Но спустя время узнали, что они -- брат и сестра: юноша оказался Купалой. С горя они решили утопиться, но боги сжалились над ними и превратили прекрасную пару в цветок, известный сейчас под названием Иван-да-Марья.

Эта история отражается в древнем обычае сжигания Костромы (отсюда и имя Кострома -- от «костер», «костра», по одной из версий). Девушка, закутанная в белые одежды, олицетворяла Кострому и в сопровождении хоровода шла к реке, где уже соломенное чучело сжигали на костре. Таки провожали весну и встречали лето. После смерти Кострома воскресала, что символизировало плодородие. Считается, что сказка о Снегурочке возникла именно на основе этой традиции сжигания Костромы.

Во-вторых: это, конечно же, известная пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», написанная им в Щелыково. Здесь Снегурочка - красивая девушка, рожденная от Мороза и Весны, познает любовь: любят и ее, и влюбляется она. Но волшебная сказка оказывается драмой -- Снегурочка погибает во время празднования дня Ярила -- бога Солнца.

В-третьих: съемки фильма «Снегурочка», которые проходили в Костроме в 1968 году. Ради этой «весенней сказки» (как определил жанр фильма сам режиссер Павел Кадочников) построили специальный дом в Берендеевке, который потом и остался тут, став любимым местом отдыха современных Костромичей.

Так Кострома стала полноправной родиной этого волшебного персонажа. Со временем образ Снегурочки, конечно, изменился. Сегодня это - молодая веселая девушка, внучка Деда Мороза, его верная помощница, которая играет с детьми на Новогодней Ёлке, пока Дед Мороз отдыхает с дороги.

Но и этот образ в нашей Костроме сегодня не так верен. Наша Снегурочка полна забот весь год: она помогает детям из детских домов, участвует в «Тимуровском автопробеге», ездит на открытия выставок и ярмарок, борется за чистоту русского языка. Костромская Снегурочка сама стала организатором акции «Дорогою Добра» для социально-незащищенных детей города Костромы и области и планирует с помощью спонсорской поддержки вывести эту акцию на всероссийский уровень -- чтобы все дети чувствовали заботу и любовь, и не только на праздники, но и весь год. В рамках этой акции Снегурочка со своими помощниками организует выезды с игровыми программами и подарками для детей. В этом году к 1 сентября под эгидой «Дорогою Добра» ребята разносили в школы письма от Снегурочки с поздравлениями. Также планируется все больше детей вывозить летом в оздоровительные лагеря. Этим летом 20 ребят из детских домов города Костромы уже отдохнули в оздоровительном лагере «Дружба», который находится в Великом Устюге на вотчине Деда Мороза.

«Снегурочка» А.Н. Островского

И так мы у театра Островского. Впервые образ Снегурочки был создан великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским. Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях “темного царства”.

Произведение “Снегурочка” -- это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

На этом наша экскурсия закончилась. Надеюсь, что сегодня вы хорошо провели время и узнали много нового. Мне в свою очередь было приятно с вами работать. Спасибо за внимание.

Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.

После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.

Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.

Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.

Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе

Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.

Вариант 2

А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» на основе сюжета сказки придуманной русским народом, поэтому в произведении описаны славянские божества, такие как: Ярило, Мороз, Весна – Красна и Леший.

Произведение «Снегурочка» написано в стихотворной форме, но без рифмы, тем самым сильно отличается от других работ Островского. Она имеет единый ритм, что дало возможность текст совместить с музыкой.

В пьесе показаны все краски царства природы: суровые зимы и жаркое лето, цветение и безжизненность растений. Автор описывает портрет природы, так же как и человека. В произведении множество разных эпитетов и сравнений, которые показывают, что каждое природное явление схоже с человеческими чувствами.

В произведении описываются действия, происходящие в мифическом берендеевском царстве. В нем каждый человек соблюдает закон чести и совести, они боятся разгневать богов. Царь, описанный Островским, переживает о своем народе, он думает, что жители не видят истинную природную красоту, они стали тщеславны и завистливы.

Снегурочка одинока, но ее душа хочет большой и чистой любви, от которой она должна погибнуть. Девушке очень нравился пастушок Лель, который дарил свои прекрасные песни каждой девушке в деревне, что очень сильно задевает Снегурочку. Главная героиня пьесы хочет, чтобы любили только ее одну.

Приемные родители хотят выдать девушку замуж за богатого жениха, но у Снегурочки нет чувств к юноше. От этого становятся несчастными несколько человек, да и сама девушка страдает, ведь не знает, что такое настоящая любовь.

Снегурочка попросила свою мать Весну дать ей возможность полюбить. На что получила ответ, что девушка влюбится в первого кого встретит, кем оказался Мизгирь. Юноша был влюблен и пытается каждому показать, что добился взаимности от непреклонной красавицы. Он силой затащил Снегурочку встречать рассвет на гору и с первыми лучами солнца девушка растаяла. Это показывает, как холодное пусть даже и любящее сердце не способно прислушаться к другому.

Снегурочка готова была отдать жизнь, только за то, чтобы почувствовать, любовь. Мизгирь, пообещав любимой о совместной погибели, когда придет беда, бросился в озеро с холодной водой. Душа человека свободна и не имеет страха, когда влюблена.

Анализ произведения Снегурочка 3

Произведение по жанровой направленности относится к лирической сказке, названной автором весенней, основу сюжета которой писатель заимствует из народных преданий.

Действие пьесы происходит в придуманном писателем царстве Берендея, в котором проживает главная героиня произведения Снегурочка, представленная автором в образе молодой девушки, в качестве родителей имеющей Мороза и Весну-Красну. Берендеево царство изображается автором в виде утопического государства, в котором главенствуют законы совести и чести, а также поклонение воле богов.

Девушка, покинув отчий дом из-за чрезмерной опеки Мороза, живет в семействе Бобылихи и Бобыля, жаждущих удачно выдать Снегурочку замуж, чтобы разбогатеть. Однако девушка мечтает о сильном и искреннем чувстве любви, которое ей неподвластно.

Встреча с молодым пастухом Лелем, который в отличие от других представителей мужского пола, равнодушно относится к Снегурочке, меняет девушку, и она уговаривает мать дать ей возможность насладиться прекрасными моментами любви. Весна-Красна уступает просьбе дочери, давая ей возможность испытать любовь, однако мать и отец Мороз предчувствуют наступление скорой беды, которая приходит с появлением первых лучей весеннего солнца, растопивших сердце Снегурочки, только осознавшей красоту и силу любви, на ее погибель. Возлюбленный Мизгирь, оказавшийся тем самым объектом первого чувства девушки, не выдержав ее потери, заканчивает свою жизнь самоубийством, бросившись в пруд, мечтая о воссоединении с превратившейся в воду Снегурочкой.

Отличительной особенностью сложной и многогранной пьесы является ее уникальный ритм и певучесть, создающие впечатление рифмованного стиха, при этом в тексте произведения рифмы отсутствуют. Кроме того, в пьесе используются многочисленные просторечные обороты, заимствованные из народных русских сказок. Помимо этого, сюжетная линия пьесы имеет разнообразные второстепенные темы, включая славянские предания, легенды о берендеевом племени, древние обряды, танцы и песни.

В качестве средств художественной выразительности в произведении применяются многочисленные эмоциональные эпитеты и сравнения, подчеркивающие тесную связи окружающей природы и человека.

Центральная роль в повествовании отводится драматургическому конфликту, связанному с противоборствующей силой любви и сердечного холода души Снегурочки, стремящейся спрятаться от леденящего одиночества в любовном пожаре.

Смысловая нагрузка пьесы демонстрирует взаимосвязь природных и человеческих явлений в виде света и тьмы, холода и тепла, которые, находясь в вечной борьбе и противоречиях, не существуют друг без друга, а также утверждает о бессмысленности жизни в отсутствии любви.

  • Книга - сочинение-рассуждение

    Книга – это источник знаний. Она сопровождает человека на всех этапах его развития. Родители учат читать ребенка с малых лет и до самой старости, книга останется лучшим другом человека. Но насколько книга сегодня актуальна?

  • Характеристика и образ Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

    Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.

  • Город-герой Ленинград доклад cочинение

    Город Ленинград, где произошла революция 1917 года, всегда являлся особенным для советской страны, и главной задачей вермахта было стереть его с лица земли, полностью истребив мирных жителей.