Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Традиции и обряды народов сибири. Старинные сибирские обычаи, обряды и ритуалы. Наименование и оценка человеческих качеств

Раздел:
Сибирская кухня, сибирские традиции
18 -я страница

Разум россиян Сибирью прирастать будет.
Благодатные земли и чистейшая экология Сибири оптимальны для спецпоселений, каторги и лагерей, всемерно способствующих просветлению и укреплению российских умов.

В условиях монотонности, упорядоченности крестьянской жизни и отдаленности от центральных районов свадьба (и подобные события) превращались в яркое театрализованное представление, драматизированный обряд, венчающий важнейший выбор в жизни молодых людей.

Обряд российской свадьбы, родившийся в глубокой древности, был принесен в Сибирь, но сохраняя главные сюжетные и структурные компоненты, претерпел определенные изменения.

Молодежь в Сибири, более свободная по духу и нравам, имела возможность свободного выбора спутника жизни. Важнейшим условием создания семьи являлась хозяйственная целесообразность. Исследователи отмечали, что, по документам XVIII - начала XIX вв., невесты часто был старше женихов: семья старалась «заполучить» в дом, прежде всего, работницу.

В Енисейской губернии в ряде мест был распространен обычай формального похищения невесты. М. Ф. Кривошапкин, описывая этот обычай, замечает, что, договорившись по согласию, жених «похищал» невесту. Мать невесты вопрошала при этом: «Как в глаза людям смотреть? В чужой дом, поди, дочь отдаю. Своими руками отдать, что ли? У нас ей хуже живется? После «похищения», правда, невеста возвращалась (обряд соблюден), а затем начинался ритуал сватовства.

Сватунья от имени жениха шла сватать невесту. На первой ступеньке крыльца она говорила: «Как твердо и крепко стоит нога моя, так будет крепко и твердо слово мое. Чтоб что я думаю, то и исполнилось». Становились на ступеньку только правой ногой. Сватать мог и сватовщик.

Пройдя в избу, сватунья садилась под матицу, на скамью. «Под матицу не сядешь - в новой семье связи не будет», - говорили в Сибири. Матица дом вяжет, и скамья при этом должна быть продольная, а не поперечная матице, иначе жизнь поперек пойдет!

Сватунья сначала заводила разговор «ни о чем», а потом сообщала: «Я к вам пришла не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватаньем!

У вас невеста, а у меня - жених. Станемте-ка родство заводить!» Отец отправлял мать за загородку, в куть к невесте - дело-то девичье. Невеста в Сибири была вольна выбирать, могла и отказать. Отец в таком случае говорил: «Молода ведь, хочет побыть в девках, отцу-матери поработать, ума-разума накопить». Или мог сказать: «Ждите до проку (т. е. через год)». В случае согласия сватунье передавался платок невесты. Все «переговоры» вел отец невесты.

Затем назначался особый день рукобития. В этот день отец, мать жениха и сватунья |шли в дом невесты «Удостоверялись», что невеста именно та, что нужна их сыну, и скрепляли рукобитием важное событие. Это был старинный обычай народной «скрепы» серьезного дела.

Отцы били по рукам. «Господи, благослови, в добрый час». Молились. Отец благословлял невесту. Затем пили по рюмочке «разъездной», а невеста с подругами проводила ночь «в рыданиях и причитаниях» - пели песни « с упреками и слезами», за то что «отдают в чужой дом».

На смотренье, через сутки, встречались «впервые» невеста с женихом. Здесь были родные, крестные родители, приглашали: «Беседовать просим». На столе вино, лакомства. «Вот, смотрите нашего жениха, а нам кажите-ка невесту свою», - говорила крестная мать. Невеста и жених становились на одну половицу под руку, ближе к образам жених, а к двери - невеста, затем происходило обручение с поцелуем, обмен кольцами.

Важен был обряд с платком, когда невеста, жених, отцы их брались за четыре угла плат-ка, а затем невеста и жених переплетались углами и целовались. После этого все садились за столы; угощения и лакомства обносили всем - взамен гости клали деньги. Жених на тарелке дарил подарок невесте, та принимала с поцелуем.

Невеста провожала жениха на крыльце дома. Все уезжали. Молодежь оставалась у невесты, затем жених возвращался один, и начиналось веселье: песни, игры, угощения. Песни в этот раз пели более веселые. В них - примирение с новой жизнью, описание будущей жизни невесты в доме жениха и др. Веселье продолжается допоздна.

Следующим этапом была вечеринка, или «девичник». В этот день невеста с подругами шла в баню, ей расплетали косу. Возобновлялись слезы. В бане невесту накрывали платком, затем наряжали, вели в дом.

На украшенном возке приезжал разряженный жених с целой свитой друзей. Он торже-ствует! Один из родственников невесты, «зватай» приглашает всех в дом. Входят сватунья, затем жених, потом все остальные. После приглашения садятся за столы: допоздна поют песни, угощаются, общаются, ведут разговоры о свадьбе...

После рукобития и до свадьбы назначались должностные лица свадьбы. Обряд предполагал следующих: для жениха и невесты благословленные отец и мать (крестные родители), со стороны невесты - две свахи, одна постельница (чаще всего ей была повитуха), один продавец косы, один «заобразник» (мальчик с иконой-«образом») и двое бояр. Со стороны жениха - один тысяцкий, один дружка (знаток всех обрядов, управитель свадьбы), одна подружка, две свахи, четыре боярина.

Завершает ритуал бракосочетания день свадьбы. Действие продолжается в этот день с восхода солнца и до «за-полночи». Дружка жениха разряжен: через плечо у него полотенце празднично - вышитое, пояс нарядный с висящими на нем платочками, в руках - плеть. Он ранним утром навещает невесту. «Как спалось? Как здоровье?» - справляется от имени жениха.

Вторым приездом дружка везет подарки от жениха, - «Повелел князь наш передать», - говорит. Дарили обычно: платки цветные, шубу соболью, наряд подвенечный, зеркало подставное и др. «Приглашать ли князя ко красну крыльцу?» - спрашивая дружка и разговор шел о дальнейших действиях в этот день.

Младший брат невесты везет приданое: перину, подушки, одеяло, полог, различное шитое и натканное в сундуке. Едет он с образом и со свечой. С ним на санях сидит «приданка», повитуха-постельница. Она едет готовить в подклети или другом месте брачную постель. Следуют угощения, взаимные одаривания платочками.

А в доме невесты - праздничное оживление. Готовят невесту к венцу; она одевается перед зеркалом с рыданиями, «прощается» с подругами. Затем все садятся за стол. Рядом с невестой ее младший брат, - продавец косы. Жених уже уведомлен о готовности в доме невесты.

Проехав по всем улицам деревни, к дому невесты подкатывает свадебный поезд-процессия. Традиционны возгласы: «А тот ли это дом», «Открывайте ворота!» Но это только за откуп: нужно выложить «гривну золотую» за ключ от ворот. Въезжают во двор. Здесь свахи обмениваются пивом и далее следует ритуал ввода «во дом, во палаты».

Младшему брату невесты нужно «золоту гривну на поднос выложить, - русу косу невестину выкупить». Ударяет плетыо - «Мало!», требует еще денег. Наконец, «косник» доволен полученной суммой. Сваха слегка расплетает косу невесте.

Все вместе садятся за стол. На нем всевозможные кушанья. Жених и невеста не имеют права пить на свадьбе: слегка пригубливают вино. Следуют три перемены блюд. Перед родителями невесты ставят гуся, которого по обряду они должны съесть вдвоем. Гусь символизировал нравственную чистоту и непорочность невесты.

Идет взаимное одаривание подарками с прибаутками и тостами за молодых. Наконец собираются ехать в церковь. Родители невесты благословляют молодых. Следуют три глубоких поклона. Все рассаживаются в сани. Впереди поезда мальчик - «заобразник» держит в руках Образ Благословенный.

Дружка держит его за руку и с «приговором» три раза обводит поезд, и процессия трогается к храму. Веселье, песни, прибаутки! По традиции у всех головы не прикрыты шапками. Лошади и дуги саней украшены лентами, колокольчиками, шаркунчиками. Кругом стреляют из ружей. Встречные поздравляют молодых.

В церкви «таинство освещения брака и молитва за благополучие ея» по православному обряду дополнялись чисто сибирским обычаем когда на полу храма расстилался платок и молодые становились на него, жених правой ногой, а невеста - левой. При этом считалось счастливым поверьем, - если невеста во время венчания сжимает в левой руке корку хлеба, - значит, жизнь пройдет в довольствии.

Далее свадьба перемещается в дом жениха. Подъезжают к дому, а дружка громко объявляет: «Прибыл наш князь новобрачный, с молодой княгиней и со всем полком, честным поездом на широкий двор. Приказал объявить, что он под злат венец встал и Закон Божий на голову получил! Извольте встречать с радостью!»

Встречают хлебом-солью, молятся, садятся за стол. Начинается свадебный пир. Первая чарка вина наливают жениху, - он передает ее отцу. «Ну, сынок, с законным браком», - поздравляет отец. Для жениха и невесты ставится одна тарелка на двоих. Гости едят, выпивают, молодых поздравляют, непрерывно подаются угощения, лучшие кушанья.

Блеснуть поварским искусством считалось делом чести. После третьей перемены блюд молодых выводили из-за стола. Далее следовал ритуал переплетения косы. Невесту накрывали платком, и свахи невесты и жениха, с песнями расплетая девичью косу, заплетали ее в две, укладывали их на голове в новом виде, затем надевали на голову кокошник или повойничек. Все присутствующие гости подхватывали песню о косе. Родителям наливались полные чарки, и те еще раз поздравляли «дитятей с законным браком» и благословляли на «подклеть».

Повитуха-постельница торжественно отмыкала помещение, первым входил «заобразник» с иконой, следом свахи, молодые. Молодых оставляли, - дружка уходил последним, унося свечи. А в светлице продолжался «пир горой» с шутками-прибаутками, пес-нями...

Утром в дом молодого мужа собирался весь вчерашний поезд, все гости. Молодых отправляли в баню, затем обряжали, и далее шло представление родителям. Невеста показывала свое шитье родителям мужа, свекровь придирчиво оценивала мастерство. Потом молодые ехали в дом тестя и тещи - приглашали на пир.

К обеду, наконец, все гости были в сборе. Все рассаживались по своим местам. На почетном месте сидели ее и его родители, крестные, родственники, а молодая угождала им, ухаживала, накрывала и подавала на столы, старалась показать, какая она проворная хозяйка. Часто проходили и шуточные «испытания» жениха на мастерство, например: вытесать клин на камне или насадить топор на топорище.

Пир продолжался до ночи и часто, - он длился не один день. Продолжался уже без особой обрядности. Но дружка, друзья молодых вносили импровизированные дополнения, розыгрыши, шутки: не зря свадьба считалась целым представлением. Веселись, народ!

Свадьбы часто накладывались одна на другую, шли чередом, и вся деревня практически значительную часть зимнего времени, отдыхая от трудов праведных, становилась участницей свадебного обряда, яркого самодеятельного народного действия.

По описаниям, в Сибири было принято рождение младенца сопровождать определенными обрядами. Когда новорожденного мыли, то в воду клали серебряные деньги, которые брала потом себе бабка-повитуха.

В отличие от «российских» обычаев («беречь дитя от зглазу»), о рождении извещали всех родственников, родителей, близких друзей: они приходили и приезжали навестить родительницу, при этом каждый одаривал новорожденного серебряными деньгами, которые клали под подушку матери ребенка или новорожденного.

Родительницу непременно, если позволяло здоровье, водили в баню через день. Сибиряки говаривали: «Банька - вторая мать». После бани поили взваром из ягод, из слабого пива с изюмом, черносливом, имбирем. Кормили родительницу кашей из цельного пшена с изюмом.

Этнографы отмечали, что в Сибири редко когда младенцев долго кормили молоком матери, чаще через 3-4 месяца начинали кормить коровьим молоком. Молоко давали младенцу, вливая его в рожок. Малыш подрастал, качаясь в колыбели - «зыбке», сплетенной из сосновых дранок на черемуховой дужке.

Зыбка подвешивалась на кожаном ремешке к гибкому «очепу» - березовой жерди, продетому в потолочное кольцо. Зыбка сверху накрывалась специальной накидкой-«шатром». Она была тем «малым миром», из которого младенец шагал в жизнь...

Древний языческий обряд исполняли на девятый день рождения ребенка по всей России. В Сибири он был таким: приносили кружку чистой воды, в которую предварительно на ночь клали серебряные деньги. Родительница поливала три раза бабке-повитухе воду на руки, а та ей обратно. Потом повитуху одаривали 15-20 руб. денег, несколькими фунтами хорошего масла и фунтом чая и несколькими аршинами полотна или холста.

Данный обряд должен был символизировать передачу ответственности за дальнейшую жизнь младенца от повитухи - матери. Одновременно, вода выполняла очистительную функцию и символизировала промежуточный этап прихода младенца в этот мир.

Великое таинство крещения было для русского человека важнейшим условием приобщения к Богу, к Царствию Божию.

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. … должно вам родиться свыше».

Согласно христианской традиции, при крещении ребенок нарекался именем какого-либо святого, который становился его небесным заступником и покровителем. Крещение ребенка совершалось по вере воспреемников, становящихся духовными родителями крещаемого.

На крестины собирались родственники, близкие друзья семьи, обязательно – «названые родители» (кум и кума), бабка-повитуха. Стол обязательно застилался белой скатертью, на нее ставили хлеб-соль. На лавку под иконы стелили шубу, мехом вверх и укладывали младенца. Затем повитуха брала его и передавала куме, затем все шли в церковь для выполнения обряда крещения.

По окончании общепринятого в России православного обряда крещения ритуал с шубой повторялся. Крестная мать брала ребенка с шубы и передавала родной матери со словами: «Зовут вот (имя). С днем ангела тебя (имя), с новым счастьем. Дай Господь доброго здоровья на многие лета, а вас с сыном (дочерью) с радостью теперича». После общей молитвы, родители приглашали «угощаться». Все поздравляют друг друга: отца- с «наследником», кума и куму – с «крестником», дядю - с «племянником», родителей- с сыном, бабушку- с внуком.

На «крестины» готовили кашу из «сарочинского» пшена, сваренную на молоке, а в постные дни на воде. Кашу посыпали сверху сахаром. Всем собравшимся на крестины под-носили вино, а затем кашу. Поэтому случаю в Сибири бытовала поговорка: «Я у него на крестинах кашу ел».

Повивальной бабке, которая считалась особо почетной гостьей, на кашу клали немного серебряных денег. Куму и куме дарили полотенца, полотно. Если ребенок был в семье первым («первородным»), то часто, подшучивая над отцом малыша, старались подсунуть ему ложку каши с солью и перцем. При этом говорили, что отец должен разделить страдания матери.

Бывало и так, что бабушка специально обливала свой фартук вином; по-поверью, внук быстрее начнет ходить.

Жизненный путь человека завершается смертью... Сибиряки относились к ней уважительно, мудро и спокойно. Достойно умереть в глубокой старости означало то же, что и жизнь прожить «в чести» общества.

Величайшим благом было умереть, не намаявшись самому и не доставив маеты и страданий родным и близким. Обычно, вступая в преклонные годы, люди заранее готовили материал для домовины-гроба, считалось вполне естественным, если крестьянин сам, любовно и аккуратно мастерил себе домовину. И стояла она потом на амбаре или под крышей сарая «до востребования» многие годы.

Как и везде на Руси, умершего человека, «грешно тело», обмывали и одевали в чистые, жела-тельно новые одежды. Омовение умершего рассматривалось как очистительный обряд. Омовение ни в коем случае не должны были совершать родственники. В Сибири было принято, чтобы «смертное» шилось только из холста и не было покупным.

Домовину с покойником ставили в горнице, в переднем углу, на лавку или стол, украшенный полотном, кисеей или ковром. Покойник обязательно должен был лежать головой к «божнице». Пол устилали еловыми или, чаще, пихтовыми «лапками» - веточками. У тела непременно сидели дети, внуки, близкие усопшего. Обряд обмывания, прощания, сопровождался причетами, причитаниями, рыданиями, плачем, приговорами. Если в семье покойника были девушки, они распускали по плечам волосы и повязывали голову черным платком.

В традиционной похоронной обрядности старой Сибири важное место занимали старинные причеты. Печальная песня-плач служила средством психологической разрядки в страшном горе.

Долгие длинные причитания безутешных вдов, матерей родных складывались с древности в прошальные песнопения: горестные, торжественные и строгие, берущие за душу. Услышанный однажды плач, запоминается на всю жизнь…

Плач матери по умершей дочери:

Ой, да ты моя доченька!
Ой, да ты моя милая!
Где ты моя красавица?
Куда ты делась пташечка?
Да за што же ты на меня обиделась?
Да за што же ты рассердилась?
Ой, да зачем ты меня покинула,
Сироту-то меня горе-горькую.
К кому я теперь пойду?
Кому печаль мою расскажу?
Ой, да ты моя доченька…

Из плача по умершему мужу:

На кого же ты нас оставил, сокол ты наш ясный?
Отлетаешь ты от нас в дальную сторонушку, ничего ты не ведаешь,
не чувствуешь, как мы здесь горькие в сслезах убиваемся!
Не воротишься ты к нам к горе-горьким, не поглядишь ты больше
на нашу жизнь несчастную.
Не придешь-то ты больше на пиры и беседушки,
не взглянешь-то ты больше на свои поля-на колосыньки, на свою
на скотинку на сиротскую,
не войдешь-то ты больше в свою избу теплую…
Избрал-то ты себе холодное гнездышко…
…Соберутся-то у нас сейчас гости званые,
гости званые-приглашенные, не на радость-то они соберутся к нам,
а на слезы-то, да на сетованья, все родны наши, все знакомые…

(Плачи-причеты записаны М.В. Красноженовой в начале ХХ в.)

В Енисейской губернии был еще ряд общепринятых обрядовых действий на похоронах. Многие старушки завещали похоронить себя в венчальных платьях. Обувь покойника называлась «калишки», «босовики» и шилась из 2-3 слоев плотного белого холста. Покойника хоронили опоясанного поясом.

К внешнему углу дома умершего сразу после смерти прикрепляли маленький лоскуток из белой ткани, чтобы «душа могла в 40 дней прилетать к дому и вытирать слезы». У покойника ни в коем случае нельзя было стричь ногти и волосы. После похорон одежда усопшего раздавалась друзьям и близким. Покупалась также новые платья и дарились для поминовения.

К усопшему ходили все, знакомые, чужие, обязательно съезжались из окрестных селений даже дальние родственники. Все выражали чувство сострадания, соболезнования близким, соблюдали традиционное приличие. Современники отмечали, что в Сибири прощаться приходит множество чужих, посторонних людей, приходят, чтобы «посмотреть, как одет, какою парчою покрыт, плачут ли родные».

Всякому входящему в дом подавали рюмку водки или стакан чаю. Все трое суток, пока покойник лежал дома, ворота обязательно оставляли открытыми. Несколько человек обслу-живали приходящих, помогали раздеться, подавали утра до вечера чай, грели самовар, а один из них подавал милостыню нищим.

Икону в Сибири было принято ставить не на грудь усопшему, а в голове. Покойника прикрывали полотном, парчою. На столик или полку в изголовье обязательно ставили чашку с водой. «Чтобы душа смогла умыться», - говорили знающие люди. Свечку ставили в сосуд с зерном. В гроб стелили кудель и веничные листья.

Хоронили покойника на третий день. «Вязки» от рук и ног покойника клали в гроб с левой стороны. Из дома гроб выносили на руках, а особо чтимого несли на руках до «могилок». После выноса тела тут же переворачивали скамью, а в передний угол, где лежал усопший, клали камень - «серовик», верили - «покойника в этом доме больше в ближайшее время не будет». Камень лежал 6 недель. Сразу после выноса тела в доме мыли полы, а ворота дома сразу закрывались.

Шествие на «могилки» строилось определенным образом: впереди шел человек с иконой, за ним священник, потом несли крышку, покрытую ковром, затем гроб, обшитый бархатом или атласом (красной тканью). Если позволяло состояние, гроб накрывали парчой. Нужно отметить, что в Европейской России, в отличие от Сибири, гроб обычно не обшивался тканью.

Умершего отпевали в церкви, а затем несли на кладбище. В могилу гроб опускали на холсте, который затем делился пришедшим нищим. По старинному полуязыческому обряду в Сибири священник-батюшка первым бросал на крышку гроба горсть земли, затем все пришедшие на кладбище бросали по три горсти: «Царствия Небесного; пусть земля будет пухом». На крест по обычаю повязывали холщовое полотенце.

По завершению обряда погребения служили панихиду, раздавали милостыню нищим, одаривали всех платочками или полотенцами и возвращались домой.

Величайшим «грехом» сибиряки считали говорить об умершем «худое».

Поминать начинали с кутьи или меда. Потом подавались кушанья «во множестве». Перемен блюд было много, но обязательны были блины. Если покойника хоронили в «постный день», то подавали холодную рыбу, рыбный студень, похлебку, пряженики, каши и разные кисели.

В «скоромные дни» подавали на столы холодное мясо, студень мясной, студень рыбный, разнообразные каши и кисели, молоко. Поминки обязательно сопровождались разнообразием подаваемых каш. Перед каждой переменой блюд молились Богу и желали усопшему «Царства Божьего». Подача на стол киселя, часто со сливками, означала завершение «горячего обеда»

Этнографами отмечается, что нигде более в России не существовало обряда посещения кладбища на второй день. Сибиряки же на второй день обязательно шли на «могилки», причем только близкие родственники. «Ничто, самое удивительное, не удержит их от поездки на могилу: ни проливной дождь, ни метель, ни сильный мороз». Данный обряд сохраняется и поныне…

По православному обряду лишались церковного отпевания и даже погребения на общем кладбище лица, сознательно лишившие себя жизни, самоубийцы. Это считалось величайшим грехом. К таковым относили и погибших участников «разбойного нападения» - преступников.

Те, кто был на «горячем обеде», в течение шести недель по 1-2 раза в день били поклоны покойнику. В домах многих зажиточных крестьян в течение 40 дней после похорон родного человека кормили всех приходящих нищих.

На 9-й день поминали умершего только близкие родственники, а на 40-й день устраивался «званый обед». Во многих селениях на Ангаре было принято поминать в 6, 9, 20, 40-й дни. Повсеместно в Сибири поминали в день именин и в годовщину смерти. В течение года близкие родственники носили траур.

В годовщину смерти также подавались традиционные перемены блюд: холодная рыба, рыбный студень, кутья пшеничная, кутья черемуховая, пирог рыбный, блины, пряженка, кисель. Все ритуальные каши и в дни поминок и по иному поводу готовились из цельных немолотых зерен.

Следующая после Пасхальной недели Фомина неделя была для сибирских старожилов одной из наиболее важных в обрядово-ритуальном цикле. Во вторник на Фоминой неделе отмечали Родительский день. Сибиряки называли его «Ихна родительска Паска».

Накануне «родительской пасхи» все обязательно мылись в бане, несмотря на то, что был понедельник. Вечером, после того, как все члены семьи помоются, в баню приносили определенный набор белья, вещей, мыло для умерших предков. Ставили шайку, наливали туда воду, раскладывали на скамьях вещи и уходили, оставив слегка приоткрытой дверь. Никто из живых не имел права после этого идти туда, это считалось величайшим грехом. А чтобы души предков помылись в своих банях, вечером в понедельник открывали ворота кладбища (в остальные дни они оставались закрытыми).

В Родительский день вставали до рассвета. Родни члены шли семьи с кутьей в церковь, где служилась панихида и поминались умершие, другие оставались дома и готовили обильный обед.

После службы в церкви сибиряки посещали «могилки». В нарядах одеждах все жители селения сходились вместе, поминали умерших кутьей, яйцами, блинами, прикусками. «На могилках старожилы в этот день «христосуются» с родителями: ставят кутью, раскрашенные яйца, поминают вином, затем приглашают помянуть встретившихся близких, соседей, односельчан.

Многие берут на могилки самовар. Многие приносят вина»: пьют сами и угощают «родителёв», выливая из рюмки вино на могилу. Степенно посидят, помянут и уходят», - писал об этом обряде в конце XIX в. этнограф В.С. Арефьев.

По возвращении с кладбища крестьяне накрывали дома столы, выставляли обильные кушанья, в несколько рюмок наливали вино и накрывали их кусочками хлеба. Затем открывалось окно, через подоконник на улицу свешивалось полотенце - «дорожка» для душ умерших предков.

Все родственники и приглашенные покидали комнату и выходили в переднюю избу или во двор, предварительно помолившись с поклонами в переднем углу перед иконой. Старожилы верили, что души умерших предков в это время пируют, общаются за накрытым столом. Считалось, что обильно накрытые столы доставляют им радость и показывают степень уважения и почитания предков живущими

По прошествии некоторого времени все возвращались за столы и с молитвой приступали к поминальному обеду.

Не только в «Родительску Пасху», но и повседневно старожил обращался к предкам за советом, мысленно разговаривал с ними о делах и проблемах; в сознании предки оставались частью этого мира.



Также смотрите раздел:

Богатырский пир
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские яства
Многие из этих блюд станут истинным украшением любого торжественного банкетного стола
Cоветы кухонным мужикам (т.е. поварам)

Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.

А.С.Пушкин

ИЗ ИСТОРИИ. Когда-то русские неспешно, с перерывами, кушали на обед:
- сперва жаркое (современное второе),
- затем ушное (разные жидкие блюда, супы),
- а напоcледок заедки (сладкие десерты).
С точки зрения современной диететики такой порядок приема блюд является оптимальным, при перерывах между ними в 10-15 минут.
Неспешная трапеза с перерывами между блюдами показана желающим похудеть .
На рубеже XVII-XVIII веков пришлыми в Россию дворянами были привнесены обычаи европейской кухни, и порядок подаваемых на обед блюд изменился на современный.
С начала XVIII века русской монархии требовалось все более напряженное служение подданных, а потому служивым людям и крепостным рабам стало неположено подолгу «разъедаться» за столом. Темп трапезы стал непрерывным, без ранее традиционных перерывов между блюдами.

    ХОЛОДНЫЕ ЯСТВА И ЗАКУСКИ

    УШНОЕ. СУПЫ














1 из 13

Презентация на тему: Народы Сибири: культура, традиции, обычаи

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Брачные обычаи КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов компенсации за жену. У лесных юкагиров, чукчей других народов крайнего Северо - Востока первоначально существовали бескалымные браки. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве. Чаще всего калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур. С развитием товарно-денежных отношений часть калыма могла быть выплачена деньгами. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.

№ слайда 3

Описание слайда:

Брачные обычаи Левират – брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Был распространен у большинства народов Севера. Право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему, а не наоборот.Сорорат – брачный обычай, согласно которому вдовец обязан жениться на младшей сестре или племяннице умершей жены.

№ слайда 4

Описание слайда:

Жилище Жилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления – деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах, ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные, из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами; по отношению к уровню земли – наземные, подземные (полуземлянки и землянки) и свайные; по планировке – четырехугольные, круглые и многоугольные; по форме – конические, двускатные, односкатные, сферическая, полусферическая, пирамидальные и усеченно-пирамидальные; по конструкции – каркасные (из вертикальных или наклонных столбов, покрытый сверху шкурами, корой, войлоком).

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Как в прошлом эвены вели счет времени.Август - сентябрь МОНТЭЛСЭ (осень) Октябрь - ноябрь БОЛАНИ (поздняя осень) Декабрь - январь ТУГЭНИ (зима) Февраль - март НЭЛКЫСНЭН (ранняя весна) Апрель - май НЭЛКЫ (весна) Июнь - НЭГНИ (раннее лето) Июль - ДЮГАНИ (лето) НАЧАЛО ГОДА Сентябрь - ойчири унмы (буквально: подымающаяся тыльная сторона руки). Октябрь - ойчири билэн (буквально: подымающееся запястье). Ноябрь - ойчири ечэн (буквально: подымающийся локоть). Декабрь - ойчири мир (буквально: подымающееся плечо). Январь - тугэни хэе - макушка зимы (буквально; темя головы).

№ слайда 7

Описание слайда:

Как в прошлом эвены вели счет времени.ДАЛЕЕ СЧЕТ МЕСЯЦЕВ ПЕРЕХОДИЛ НА ЛЕВУЮ РУКУ И ШЕЛ ПО НЕЙ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ: Февраль - эври мир (буквально: спускающееся плечо) Март - эври ечэн (буквально: спускающийся локоть) Апрель - эври билэн (буквально: спускающееся запястье) Май - эври унма (буквально: спускающаяся тыльная поверхность кисти) Июнь - эври чон (буквально: опускающийся кулак) Июль - дюгани хэен (буквально: макушка лета) Август - ойчири чор (буквально: поднимающийся кулак)

№ слайда 8

Описание слайда:

Культ огня Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение.

№ слайда 9

Описание слайда:

Народные приметы эвенов 1. Нельзя ходить по огню. 2. Огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего духа. 3. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды. 4. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно два-три яйца оставляй в гнезде. 5. Остатки добычи нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь. 6. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.

№ слайда 10

Описание слайда:

Народные приметы эвенов 7. Твой плохой поступок в жизни - это самый большой грех. Этот поступок может отразиться на судьбе твоих детей. 8. Вслух много не говори, не то твой язык заработает мозоль. 9. Не смейся без какой-либо причины, иначе вечером будешь плакать. 10. Сначала посмотри на себя и уже потом осуждай других. 11. Где бы ты ни жил, где бы ни был, плохо отзываться о климате нельзя, так как земля, на которой ты живешь может разгневаться. 12. Свои волосы и ногти после стрижки не бросай где попало, иначе после смерти будешь блуждать в надежде найти их. 13. Без причины злиться и ненавидеть людей нельзя. Это считается грехом в старости может обернуться твоим одиночеством.

№ слайда 11

Описание слайда:

Одежда Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу жизни. Для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток) кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров, у шорцев – овечьим мехом. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

ЭвенкиСогласно переписи
2002 года, в России
живет около 35 тысяч
эвенков, из них в
Иркутской области –
примерно 1 400
человек. Несмотря на
малочисленность и
ассимиляцию в
русскую культурную
среду, этому народу
удалось сохранить
свою самобытность.

Традиции эвенков

Многие старинные обычаи и традиции соблюдаются и
по сей день. Из поколения в поколение передается и
благоговейное отношение к огню, почитание добрых
духов, уважительное отношение к старикам, женщинам
и детям.
Все эти традиции нашли отражение в коротких
наставлениях: «Нельзя рубить дрова около огня, чтобы
его не ударить», «Не ругай женщину-мать, а то ее
ребенок вырастет плохим человеком», «Помоги
старому человеку. Радость старого человека
осчастливит других людей».

С конца 19 века численность эвенков
быстро сокращалась.

Верховая езда на оленях.

Традиции, обычаи и культура бурятского народа

Язык, культура и искусство

Задолго до этого здесь не было Байкала-моря, а была
земля. Потом огнедышащая гора, провалившись,
превратилась в воду, образовав большое море. Имя
"Бай Гал" значит "Стоящий Огонь", - гласит бурятская
легенда.

Бурятские обычаи, обряды и традиции

Многие поверья и запреты имеют общие корни
центрально-азиатского происхождения, поэтому
одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый
культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу
(Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно
остановиться и почтительно преподнести дары духам.
Если не остановиться у обо и не сделать
жертвоприношения - удачи не будет. По поверью
эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро
имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно
задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы
они не вредили и оказывали помощь. У бурят
существует обычай "брызгать" молочными или
алкогольными напитками духам местности. «Брызгают»
безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к
спиртному и брызгают по четырем сторонам света,
небу и земле.

К одной из главных
традиций относится
священное почитание
природы. Нельзя наносить
вред природе. Ловить или
убивать молодых птиц.
Рубить молодые деревья.
Нельзя бросать мусор и
плевать в священные воды
Байкала. У источника воды
"аршана" нельзя стирать
грязные вещи. Нельзя
ломать, выкапывать,
задевать сэргэ - коновязь,
разжигать рядом костер. Не
следует осквернять
священное место плохими
действиями, мыслями или
словами.

Огню приписывается
магическое
очистительное
воздействие. Очищение
огнем считалось
необходимым
ритуалом, дабы гости
не устроили или не
принесли какого-либо
зла. Из истории
известен случай, когда
монголы безжалостно
казнили русских послов
лишь за отказ пройти
между двумя кострами
перед ставкой хана.
Очищение огнем
широко используется и
сегодня в шаманских
практиках

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог
юрты, это считается невежливо. В старые времена гость,
наступивший умышленно на порог, считался врагом,
объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя
входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек,
сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Существует поверье, что некоторые предметы, особенно
связанные с магией, несут в себе определенное количество силы.
Категорически запрещается простому человеку ради развлечения
произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).

Список литературы:

http://forum.masterforexv.org/index.php?showtopic=15539
http://www.iodb.irkutsk.ru/docs/publishing/ev
enki.html
http://google.ru

Народы Сибири:
национальные традиции

Сибирь - это огромная территория в России. Она простирается от Уральских гор до хребтов Тихоокеанского побережья, В Сибири живут люди самых разных национальностей: русские, буряты, якуты, татары, хакасы, ханты, эвенки и многие другие народы ….

Народы и занятия

Всего в Сибири проживает около 36 коренных народов. На севере – оленеводы долганы и энцы, на западе – рыболовы ханты и манси, охотники селькупы и оленеводы ненцы, на востоке – оленеводы и охотники эвенки и эвены. Народы южной Сибири издавна занимались земледелием и скотоводством. В центре Сибири находится огромная территория – Якутия – родина северных коневодов. С ХVII века сибирские земли стали осваивать русские, украинцы, белорусы и другие так называемые большие народы России.

Устные традиции

У коренных народов Сибири не было письменности. Всё, что они хотели передать, – рассказывали устно. Сказки, легенды, песни, поучительные и весёлые истории слушали по вечерам, собравшись в одном доме или чуме. Даже в обычной жизни было принято говорить красиво, образно. Эвенк о рассвете может выразиться так: «Утренняя звезда умерла», а о дожде: «Небо слёзы льёт». Живущие на вечной мерзлоте якуты имеют десятки слов для названия снега.

Что нужно для жизни

Суровые условия заставили жителей севера Сибири придумать тёплую одежду из оленьего меха – малицу. Её расшивают красивыми узорами.

Коневоды шьют одежду с широкими полами. Морские охотники – непромокаемые накидки из кишок животных. Были у некоторых народов плащи и шапки из шкурок птиц. Сейчас такие наряды можно увидеть только в музеях. А вот яранги и чумы жители Севера используют до сих пор. Но сегодня современные технологии соединяются с этими древними традициями: в чуме можно увидеть спутниковый телевизор, а оленевод ориентируется в тундре при помощи GPS - навигатора.

Малому народу, живущему в окружении большого, трудно сохранять свои традиции. Чтобы защитить исчезающие культуры этих краев, были созданы специальные школы, где детей учат не только на русском, но и на местных наречиях.

Волшебство

В Сибири живут люди разных вер, но у каждого народа сохранились обряды и праздники тех времён, когда ещё верили во многих богов и духов. Духи жили везде: в деревьях, камнях, озёрах и даже в игрушках. Особым почётом пользовался человек, который мог говорить с духами – шаман (или кам). Он бил в бубен, призывал духов и договаривался с ними о здоровье, удаче, хорошей погоде. И сейчас в глухих уголках Сибири можно найти потомственного шамана, который лечит или предсказывает будущее с помощью потусторонних сил.

Традиционная кухня

Блюдо из зёрен – талкан – было известно многим кочевым народам. На Алтае едят его и сейчас. Чтобы приготовить вкусный и очень полезный талкан, нужно проросшие зёрна ячменя или пшеницы поджарить на сковороде, растереть в ступе или размолоть в кофемолке и из полученной муки сварить кашу. А можно, смешав муку с мёдом, приготовить халу.

Фольклор

Тувинские песни – гордость всей России. Исполняются они горловым пением. Певец одновременно поёт двумя или даже тремя голосами. В героических сказаниях есть истории про древних богатырей, которые могли петь, как тысяча человек.

Какие разные народы населяют Россию! Но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.

Доклад студенток учебной группы Ф-1211

Ивановой П.

Шкарупа В.

Манакова М

по теме: «Традиции Сибиряков»

Преподаватель: Барсуковская Н.М

г. Барнаул


Традиции Сибиряков

Обряд российской свадьбы, родившийся в глубокой древности, был принесен в Сибирь, но, сохраняя главные сюжетные и структурные компоненты, претерпел определенные изменения.

Обычаи свадьбы:

Рукобитие;

Девичник(мальчишник);

Похищение невесты;

Сватовство;

Благословления родителями невесты молодожен.


Традиции Сибиряков

Рождение младенца

В отличии от «российских» обычаев(«беречь дитя от зглазу») в Сибири о рождении младенца извещали всех родственников, друзей, родителей.

Обычаи:

Родительницу непременно, если позволяло здоровье, водили в баню через день. Сибиряки говаривали: «Банька - вторая мать». После бани поили отваром из ягод, из слабого пива с изюмом, черносливом, имбирем. Кормили родительницу кашей из цельного пшена с изюмом.

В воду, в которой купали младенца клали серебряные монеты, которые потом брала себе бабка-повитуха.

После 3-4 месяцев младенца начинали кормить коровьим молоком, которое вливали в рожок.


Традиции Сибиряков

« Помочи »

В случае, когда крестьянская семья не могла одна справиться с выполнением большой работы, она приглашала на помощь всех желающих. Семья заранее готовила угощение и все, что потребуется для коллективной работы.

Холщовая скатерть – стелилась после работы даже в бедных домах. Скатерть расстилали даже ради одной картошки

Обязательно ели щи.

Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени тоже не полагалось.

Соблюдение времени между завтраком, обедом, паужной и ужином.


Традиции Сибиряков

Вхождение в новый дом

Приметы связанные с переездом и домом в настоящее время немного утратили свою актуальность, и многие уже не помнят о традициях и обычаях наших далеких предков, связанных именно с приметами и новым домом.

Впускают кота в дом.

Над входной дверью вешают подкову.

Под порог кладут нож.

При входе в дом нужно бросить на пол несколько серебряных монет.

После въезда провести уборку новой квартиры.

Отметить новоселье.


Традиции Сибиряков

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресье!» - «Воистину воскресье!», при этом троекратно целуясь.

Пасхальные ручьи.

Пасхальный огонь.

Пасхальные куличи, яйца и кролики.


Обряды Сибиряков

Масленица-неделя радости

Понедельник- встреча масленицы

Вторник- весёлые заигрыши, катание на ледяных горках

Среда- Лакомки

Четверг- разгуляй- взятие снежного городка

Пятница- «К тёще на блины»

Суббота- Золовкины посиделки

Воскресенье- «Проводы широкой масленицы»


Обряды Сибиряков

Похороны

Особое внимание уделяют приметам. Объяснение причин смерти были разнообразными. «Когда кладбище увеличивают, то и покойников больше в тот год». «Если в новом кладбище похоронить первым человека из своей деревни, - мор на людей в этой деревне будет». Если у покойника один или оба глаза открыты, то «он один идти не хочет. При этом говорят: - Выглядывает, каво-то уташшыт, за собой поведет». В таких случаях умершему закрывают глаза, положив на них по медной монете. Можно подытожить наличие многих ритуальных особенностей. Икону в Сибири было принято ставить не на грудь усопшему, а в голове. Покойника прикрывали полотном, парчою. На столике в изголовье обязательно ставили чашку с водой. «Чтобы душа смогла умыться»


Обряды Сибиряков

«Из повести временных лет» (XII в.); «Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их до красна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною... И только так и живут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мучение».


Обряды Сибиряков

Из числа главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, незатушенный костер. У источника нельзя стирать вещи. Не следует осквернять святое место плохими словами, мыслями или действиями. Нельзя громко кричать и сильно напиваться. Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить живое существо жизни. От древних обычаев сохранилось уважительного отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили и не принесли какого-либо зла.

Обряды Сибиряков

Крестины

Вскоре после родов в сибирских семьях проводили православный обряд крещения. Для этой цели в зажиточных семьях приглашали священника к себе в дом, а большинство приносили новорожденных для крещения в церковь в близжайшее после родов воскресные дни. Крестный отец и крестная мать назначаются родителями из числа многочисленных родственников или близко знакомых. При крещении родители редко сами выбирали ребенку имя, чаще всего это предоставлялось свяшеннику, который давал ребенку имя того святого, которого праздновали в день крещения. Даже в деловых бумагах называли человека не христианским именем, а прозвищем, например, Смирный, Паук, Шестак, Распуга, Мясоед, Кабак и др. Иногда носили три имени-прозвище и два крещенных -явное и тайное, известное только самым близким. Это делалось для спасения от лихих людей и от сглаза. По окончании обряда крещения обязательно устраивали застолье или просто ужин. Подавали пшенную кашу на молоке, а в постные дни её варили на воде. Постную кашу посыпали сахаром. Гости пили вино и поздравляли отца и мать с рождением ребенка и крестинами. Если ребенок в семье был первым («первородок»), то часто, подшучивая над отцом, давали ему ложку каши с солью или перцем, говоря при этом, что он должен разделить мучения жены.