Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Статуя «Давид» Микеланджело: описание. Давид Микеланджело - символ Флоренции Кто автор знаменитой скульптуры давид


В мире немного таких знаменитых и знаковых скульптур, как «Давид» работы Микеланджело. С того момента, как мир увидел это творение 8 сентября 1504 года на площади Синьории во Флоренции, люди не перестают восхищаться им. Но при этом далеко не все знают интереснейшие факты об этой великолепной скульптуре.

1. Давид создан по библейским мотивам


На первый взгляд, знаменитый обнажённый мужчина, которого изваял Микеланджело, совершенно не похож на "библейского героя". Но если присмотреться внимательно, можно заметить пращу, перекинутую через левое плечо Давида, а в правой руке он сжимает камень. Благодаря именно этим предметам, Давид поверг великана Голиафа в знаменитой библейской истории.

2. Статуя гораздо выше человеческого роста

Высота "Давида" - 5,17 м., что почти в три раза превышает высоту среднего человека.

3. Рука статуи непропорциональна


Рука статуи слишком большая и не соответствует пропорциям остального тела. Эта асимметрия, как полагают, была специально допущена Микеланджело в честь прозвища Давида, "manu fortis" (сильная рука).

4. Давид - левша


Об этом можно утверждать, исходя из того, что праща лежит на левом плече, а камень находится в правой. Как ни странно, положение тела статуи более подходит для правши.

5. Статуя высечена из цельного куска мрамора


Глыба мрамора, которая превратилась в один из самых известных шедевров в истории, доказывает старую поговорку - то, что является мусором для одного человека, сокровище для другого. Микеланджело создал Давида из куска мрамора, который перед этим был два раза заброшен другими скульпторами. Агостино ди Дуччо отказался от проекта по созданию скульптуры Давида, едва начав обтесывать ноги.

Причиной стала смерть Донателло, у которого ди Дуччо был подмастерьем. После этого глыба мрамора лежала заброшенной в течение 10 лет. Далее за статую взялся Антонио Росселино, но он тоже вскоре отказался от работы после того, как нашел трещину в блоке. Когда Микеланджело, наконец, начал работать над "Давидом" в 1501 году, кусок мрамора ждал его 40 лет.

6. Давида изначально должны были установить на большой высоте


В 1501 году правительство города Флоренции поручило Микеланджело создать "Давида" в качестве одной из статуй, предназначенных для украшения купола флорентийского собора. Но после завершения статуи покровители Микеланджело были настолько впечатлены его творением, что решили отказаться от этого плана и разместить статую в лоджии Ланци (а потом статуя переехала в Академию искусств). В 2010 году на флорентийском соборе была размещена реплика Давида, как это и задумывалось изначально.

7. Статуя всегда вызывала восторг


Итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари так написал о "Давиде": "Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире".

8. Репутация Микеланджело


За пять лет до дебюта Давида, Микеланджело уже стал знаменитым благодаря скульптуре "Римская Пьета" . Но именно благодаря "Давиду" 29-летний художник эпохи Возрождения стал известен как мастер-скульптор. Четыре года спустя, в 1508 году Микеланджело начал работу над своим величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы.

9. Давид родом из Древней Греции


Микеланджело придал своей скульптуре позу, в которой часто изображали Геракла. Некоторые эксперты считают, что именно Геракл был изображен на городской печати Флоренции.

10. Давид - символ свободы


Хотя изначально заказанная скульптура носила только религиозный характер, во время работы Микеланджело над "Давидом" Флоренция изгнала семью Медичи. Именно поэтому "Давид" стал символом республиканской свободы и защиты от власти тиранов.

11. Давид и вандалы


14 сентября 1991 года итальянский художник Пьеро Канната прокрался с небольшим молотком к статуе, выставленной в галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Он успел отколоть часть пальца на ноге "Давида", пока его не скрутили посетители музея. Судебная экспертиза признала итальянца психически невменяемым, после чего его отправили в лечебницу.

12. Существует не один Давид


Поскольку "Давид" является одним из самых популярных в мире произведений искусства, существуют миллионы его репродукций на футболках, ковриках для мыши и на других самых неожиданных вещах. Даже во Флоренции есть две полноразмерные реплики: одна стоит на своем первоначальном месте перед Палаццо Веккьо, а бронзовая копия возвышается над городом на соборе.

13. Давид подвергался цензуре


В 1857 году великий князь Тосканы был удивлен чопорностью королевы Англии Виктории, которой он подарил копию статуи Микеланджело. Королева была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство Давида съемным фиговым листочком из гипса.

14. Туристы наносят вред статуе


Более 8 миллионов посетителей в год приходят в галерею Академии искусств, чтобы посмотреть на Давида. Исследования показали, что все эти посетители создают вибрации при ходьбе, которые наносят вред мрамору, вызывая появление трещин.

15. Кому принадлежит Давид


Давид выставлен во флорентийской Академии изящных искусств с 1873 года. Но итальянское правительство стремится вернуть право собственности на статую, сделав ее национальным достоянием.

Ценителей современной искусства обязательно впечатлят .

Статуя Давида во Флоренции – самая большая скульптурная фигура известного скульптора Микеланджело Буонаротти. Это пятиметровое изваяние еще со времен Флорентийской республики стала символом искусства и гения человека в целом.

История создания

Статуя иудейского правителя была заказана Буонаротти в 1501 году гильдией торговцев шерстью, которые отвечали за украшение флорентийского храма Санта-Мария-дель-Фьоре.

Скульптор работал над ней довольно продолжительное время – 2 года и 4 месяца. Микеланджело тогда минуло всего 26 лет, тем не менее, он был уже довольно прославленным скульптором. Взявшись работать над библейским Давидом, он хотел доказать, что может стоять наравне с другими признанными мастерами Флоренции. Согласно воспоминаниям его современника Джорджо Вазари, мастер должен был высечь статую из вторично использованного материала – огромной мраморной глыбы, испорченной предыдущим скульптором. Помощников у Микеланджело не было, поэтому он сам создавал Давида, передвигаясь вокруг нее при помощи строительных лесов. О колоссальном пласте труда скульптора свидетельствует то, что только на шлифовку и окончательную отделку статуи ваятель потратил около 4 месяцев.

Новшества мастера

Библейские мотивы и до Микеланджело вдохновляли скульпторов. Однако в случае с Давидом мастер показал его отличным от предыдущих авторов (Вероккьо, Донателло). Вместо изображения человека-победителя у поверженного Голиафа юноша предстает перед нами в гордой, расслабленной позе, с перекинутой через плечо пращей, готовый к решающей битве.

Уже в 1504 году, после оценки статуи ведущими флорентийскими скульпторами (в том числе и Леонардо да Винчи) мраморный Давид был установлен прямо в центре Флоренции у входа в Лоджию Ланци на площади Синьории. Здесь он простоял около 300 лет, а в 1873 году, во избежание быстрого разрушения, был передан в фонды Галереи Академии искусств.

Копии шедевра

Статуя настолько популярна в мире, что многие страны, города, учреждения тоже хотят лицезреть ее где-нибудь рядом.

  • Наиболее известная копия статуи находится на той же площади во Флоренции, где когда-то стоял оригинал.
  • На площади Микеланджело также во Флоренции в 1869 году установлена бронзовая копия скульптуры.
  • Гипсовое изваяние можно найти в лондонском музее Виктории и Альберта.
  • Россия также может гордиться собственным «Давидом». Он установлен в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
  • После открытия изваяние было доставлено к площади Синьории на бычьей повозке. 4 дня Флоренция была свидетелем этого зрелища. Несколько завистников скульптора даже попытались закидать мраморную статую камнями, за что их взяли под стражу.
  • Давид все-таки пострадал, но уже в 1527 году, во время политических дебатов. Тогда из окна Палаццо Вероккьо вылетела скамья, которая врезалась и повредила руку творению Микеланджело. Её реставрацией занялся Вазари.
  • Флоренция пыталась подарить Иерусалиму слепок со статуи. Однако власти отказались принимать подарок, по причине того, что Давид обнажен и не обрезан.
  • Ко дню Рождения шедевра (500 лет) в 2004 году его отчистили от грязи первый раз за 130 лет.
  • Современные исследования выявили подземные толчки в районе, где находится мраморная фигура. Министерство культуры Италии собирается выделить на изготовление сейсмостойкого постамента около 200 000 евро.

Галерея Академии искусств, где можно увидеть именитого Давида, расположена по адресу: Флоренция, улица Риказоли, дом № 66.

Стоимость посещения: 8 евро, для граждан Евросоюза (18-25 лет) – 4 евро. Чтобы не стоять в очередях рекомендуется покупать билеты онлайн либо бронировать их заранее.

Давид – идеал мужской красоты. Скульптура, копии которой украшают множество залов и площадей. Это история о том, как глыба мрамора, преодолевая сложные испытания во время своего создания, чудом сохранившаяся в недавнем прошлом и являющаяся достоянием будущего, может стать чудом рук человеческого гения.

Первые шаги

Скульптура Давида должна была входить в ансамбль из двенадцати крупных скульптур вокруг соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре. Однако к 1464 году готовыми были готовы лишь два изваяния. Авторами первых двух статуй стали Донателло и Агостино ди Дуччо. Агостино также принялся за создание Давида, но после смерти Донателоо в 1466 году отошел от работы над проектом.

Сложность работы привлекала множество мастеров, одним из которых также был Симоне из Фьезоле. Ему не удалось не то, что улучшить вид «Давида». Работы были выполнены настолько плохо, что скульптура, пусть еще и неоконченная, была изуродована. Некоторые нарезы так и остались видны даже после мастерски сотворенного чуда руками последнего и легендарного автора.

Последний автор Давида

Следующим и последним из авторов в 1501 году стал 26-летний скульптор Микеланджело. Скульптура и раньше привлекала мастера, однако было трудно высечь статую без добавочных кусков. При первой встрече «Давид» явился взору мастера, представляя собой жалкое зрелище. Десятилетиями (около 40 лет) неоконченная скульптура подвергалась нещадному воздействию стихий и осадков. Борьба над созданием идеального образа продолжалась более двух лет, вплоть до 1504 года. Даже после завершения основных работ Микеланджело еще четыре месяца трудился над приведением ее, скульптуры, в надлежащий вид, и лишь затем она была представлена публике. 25 января того же года, когда работы близились к концу, была созвана комиссия ведущих художников Флоренции дабы оценить «Давида». Разгорелся жаркий спор о первоначальном религиозном значении скульптуры и ее новом общегражданском посыле. Микеланджело отошел от привычных приемов изображения юноши: в этот раз Давид был изображен не сражающимся, но готовящимся к бою. Решением совета было предложено перенести скульптуру в место заседания городского совета. Впрочем, уже немногие настаивали на прежнем месте размещения «Давида».

8 сентября 1504 год. На площади Синьорини флорентийская публика смогла увидеть шедевр. Перевозкой и установкой статуи руководил Леонардо да Винчи в содружестве с Джулиано да Сангало и его братом Антонио. Для перевозки была сконструирована невероятно прочная башня из дерева, а сама скульптура была подвешена на канатах, дабы при толчках не повреждаться. К тому моменту статуя весила более 6 тонн и обладала высотой в 5 метров. Примечательно, что ранее именно Леонардо да Винчи уже не первый раз сыграл важную роль в сохранении юноши-героя, ранее он вместе с другими знатоками скульптуры признал статую (то самое жалкое зрелище) пригодной к завершению.

Статуя Давида провела на площади Синьорини три столетия, что стало большим испытанием для произведения искусства (в статую ударяла молния, ее даже обстреливали). Однажды в 1527 году скульптуре отломали руку, и даже после ее починки так и остались видны следы белой смеси извести и песка, которой воспользовались для этого. В 1810 году «Давида» покрыли воском, однако уже к 1843 году непрофессиональная чистка привела к тому, что был смыт не только воск, но и подлинная патина (для чистки использовалась соляная кислота).

Переезд Давида

Хоть и в 1910 году место оригинала заняла копия (не менее ценная), а саму статую в 1873 году перенесли в главный холл Академии художеств, ее приключения не закончились. Уже в 1991 году Пьеро Канната, итальянец, страдающий психическими отклонениями, нанес новый удар «Давиду». На этот раз по среднему пальцу левой ноги пришелся удар молотком.

К маю 2004 года (500-летняя годовщина открытия) скульптуру впервые за 130 лет отреставрировали и почистили. Местом торжественного открытия осталась Академия во Флоренции.

Колоссальная работа впечатляет не только своей историей, но и невероятными размерами. Сложно даже представить себе ту работу, которая была произведена и, естественно, испытываешь волнение, наблюдая подобной красоты произведение искусства. Недавно эксперты выяснили, что скульптура (оригинал) начинает разрушаться. Виной тому постоянное воздействие микровибраций.

Давид — одна из самых известных скульптур в мире, работа великого итальянского художника и скульптора (1475-1564).

Скульптура Давида была выполнена в период 1501-1504 гг. Высота мраморной статуи составляет 5,17 м. Впервые была представлена публике 8 сентября 1504 года на площади Синьории перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. На этой площади скульптура стояла вплоть до 1873 года, после чего была заменена на копию. Оригинал статуи в настоящее время находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя изображает обнажённого ветхозаветного царя Давида, который готовится к схватке с Голиафом. Молодой Давид, который стал царём Иудеи и Израиля, вступил в поединок с огромным воином Голиафом, который был потомком великанов (рефаимов). Давид победил Голиафа с помощью пращи, попав камнем ему в лоб, после чего отрубил ему голову. После данной победы израильские и иудейские войска изгнали со своей земли филистимлян. Именно этот ветхозаветный сюжет и решил увековечить в скульптуре Микеланджело. Здесь Давид готовится к схватке с воином, который превосходит его по силе, однако по всему виду он полностью сохраняет спокойствие. Мышцы Давида напряжены, а брови сдвинуты, что придаёт выражению его лица нечто устрашающее, и говорит о том, что каким бы ни был грозным его противник, сила духа Давида сломит все преграды. Через левое плечо герой перекинул пращу.

Интересно, что Микеланджело отошёл от установившихся тогда правил изображения героев уже после победы над врагом. Если в классическом виде того времени герои представили в торжественном образе, когда уже одержали победу, то Микеланджело совершил некое новшество, изобразив героя перед схваткой. Таким образом в скульптуре совместились сразу два образа. С одной стороны, все знают об исходе этой схватки, и скульптура выглядит торжественно. С другой стороны, Давид вызывает ощущение ожидания, некой интриги развязки событий, как будто та самая легендарная битва ещё не прошла, а только-только наступит.

Стоит также отметить, что скульптура Голиафа является символической. В этом образе Микеланджело изобразил не только ветхозаветную историю, но также отразил бытовавшие в те времена настроения. Считается, что под Голиафом, с которым должен сразиться Давид, здесь подразумеваются французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, которые пытались захватить город. «Давид» в этом смысле здесь выступает как образ легендарного защитника, который выйдет победителем даже из неравного поединка.

Сегодня «Давид» Микеланджело Буонарроти считается вершиной искусства скульптуры, а также величайшим шедевром искусства эпохи Возрождения.

Вершиной творчества Микеланджело Буонарроти (Michael Angelus Bonarotius) как скульптора стала статуя Давида (David). Все свои cкульптуры Микеланджело создавал вразрез канонам и благодаря этому новаторству они прославились в веках. Он не отесывал глыбу, а высекал из камня фигуру, как бы освобождая заложенный в нем образ.

История Давида Микеланджело (David Michael Angelus)

Флорентийский соборный храм, богато украшенный красным итальянским мрамором , было решено дополнительно украсить примерно в середине XV века. Эту работу начал Донателло (Donatello), но успел создать лишь одну скульптуру. Гигантская же глыба мрамора, из которой должна была быть изготовлена статуя Давида, постепенно разрушалась. С наступлением XVI века работы решили возобновить. История изготовления статуи Давида получила продолжение. Авторитетной комиссией, в которую входил и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) было признано, что поврежденный мрамор может быть использован для изготовления статуи. Осуществление проекта было поручено молодому скульптору Микеланджело Буонарроти. Работы были начаты в сентябре 1501 года.

Уникальность Давида

Высота скульптуры составила 547 см. Но, несмотря на ее огромный размер, Микеланджело справился с поставленной задачей блестяще. При изготовлении скульптуры Давида применено иконографическое новшество. Ранее героя изображали в момент его победы над гигантом, когда голова побежденного была у ног юноши. Здесь же изображен процесс подготовки к бою. Взор Давида наполнен гневом и устремлен на врага, в руке он сжимает пращу, прекрасная голова повернута влево. Юноша максимально сконцентрирован и целеустремлен, уверен в победе, несмотря на явное физическое превосходство своего противника. Давид Микеланджело не хрупкий подросток (так его изображали ранее), а прекрасный атлет, вызывающий восхищение.

Почему Давид стал символом Флоренции

Интересна история, связанная с размещением готовой статуи. Изначально ее планировали установить вблизи собора. Но когда работа подошла к концу, общегражданское значение произведения превысило его религиозный смысл. Статуя так сильно поразила флорентийцев, что было решено поместить ее в лоджии Ланца (в то время в этом месте проводились заседания городского совета). Флоренция торжествовала, а открытие монумента в 1504 году стало настоящим народным праздником. Небольшая город-республика Флоренция была вынуждена постоянно отбивать нападение более сильных противников (на севере ей угрожала Франция, а на юге – Папская область). Жители трактовали смысл скульптуры как призыв к справедливому управлению и защите города. Поэтому юный Давид, победивший великана Голиафа (Goliath), стал символом республики Флоренция, отстаивающей свою свободу.

Где можно увидеть оригинал произведения

Более трех веков Давид украшал площадь Синьории (Piazza della Signoria). Но в 1873 году скульптура была заменена копией, а оригинал перемещен в академию художеств (Флоренция), где она находится по сегодняшний день. Статуя открыта для кругового обзора. Флоренция не имеет метрополитена, автобус здесь основной транспорт. Академия находится в центре города на пересечении основных автобусных маршрутов. Биография Микеланджело тесно связана с Флоренцией, поэтому закономерно, что его самое знаменитое произведение хранится именно в этом городе.

Реставрация Давида

При изготовлении статуи был использован не очень качественный мрамор, и она со временем начала разрушаться. В 2002 г. статую реставрировали, отчистив ее специальным раствором (вода и химические средства не использовались), рисовой бумагой и тонкими кисточками. В конце двухлетней кропотливой работы статую отполировали лоскутками замши и материи.

Несколько интересных фактов

Когда статуя была исследована специалистами по анатомии, то предстала интересная картина. Оказалось, что ради художественной выразительности, Микеланджело исказил пропорции некоторых частей тела Давида, а мышца между позвоночником и правой лопаткой совсем отсутствовала. Интересно, что когда Флоренция решила сделать подарок копии статуи городу Иерусалиму (к его 3000-летию), то получила отказ от властей. Аргументировалось это тем, что герой голый и не обрезанный. У большинства людей при виде статуи Давида возникает чувство восхищения и благоговения. Но не у всех она вызывает подобные эмоции. На Давида несколько раз покушались. В первый раз скульптура была повреждена в 1527 году во время восстания. Второе нападение было совершено неудачливым скульптором Пьером Каната, который ударом молотка отбил у статуи из мрамора палец на левой ноге. Неугасающий интерес к данному произведению искусства послужил созданию множества его копий. Наиболее известные из них находятся в пушкинском музее Москвы(Moscua) и музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне(London).

Описание статуи Давида можно встретить на многочисленных интернет-сайтах, этой теме посвящено множество книг. Но лучше посмотрите на это чудо сами. Флоренция вас ждет!