Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архитектурные сооружения востока. Непал. Древняя Архитектура. Архитектурные традиции Индии


Малая Азия - это гористая область с достаточным количеством дерева, и камня. Деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе становится здесь главным архитектурным элементом.

В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы. Толстые городские стены имели двойные ворота. Постройки, как правило, были несимметричные, но основаны на прямоугольной планировочной схеме.

Многое из созданного архитекторами Хеттской державы отражало влияние крито-микенской культуры и, в свою очередь, воздействовало на нее. Прообраз Львиных ворот Микен можно обнаружить в руинах хеттской столицы Хаттушаш; на территории хеттов складывается зал типа мегарон - ведущая тема развития греческой храмовой архитектуры.

Огромное влияние на становление греческой и римской архитектуры оказали постройки финикийцев: город - остров Тир, порт и крепость Карфаген.

В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.

Финикия

Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами. Финикийцы - замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко.

Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы их архитектуры . В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер.

Исторически важным элементом финикийской архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские мастера приобрели широкую известность.

Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.

Персия

История культуры в этой области начинается уже в пятом тысячелетии до н. э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры , которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияния, сохраняла своеобразные черты.

Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство.

В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Здесь были лишь небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом.

Царские гробницы стоят на природе, вдали от городов. Таков мавзолей, относящийся к VI в. до н. э. Это прямоугольное сооружение, поставленное на постамент из семи ступеней и имеющее завершение в виде двускатной крыши, принято считать гробницей царя Кира.

Сохранились и царские скальные гробницы недалеко от Персеполя. Примером может быть гробница Дария I, лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца.

К наиболее значительным архитектурным памятникам того времени относятся города и царские дворцы, напоминающие города и дворцы ассирийцев, более просторные, привольно раскинувшиеся.

Чрезвычайная затесненность месопотамских городов имеет простое объяснение: при огромной урожайности поливных земель (урожай "сам 60" был нередок) каждая сотка земли приобретала чрезвычайную ценность. Как показывают исследования последних десятилетий (включая специальную аэрофотосъемку), за исключением цитадели и храмовых комплексов, территория собственно города и пригорода с его садами и маленькими полями фактически сливалась в единое целое.

Колонны дворца в Персеполе имеют высоту до 20 м, а капитель достигает по высоте 5,5 м. Стройная колонна со сложной по форме капителью - типичный элемент фасада и интерьера дворца. Ствол колонны имеет каннелюры, базе придана форма колокола. Капитель завершается скульптурным изображением двух быков. Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

Масштаб дворцовых комплексов, сооружаемых на приподнятых террасах с широкой лестницей, соразмерен с большим внутренним залом. Характерными являются кажущиеся бесконечными ряды колонн, придающие фасадам и внутренним пространствам ритмическую структуру, подчеркнутую длинными горизонтальными линиями обрезов перекрытий - антаблементов.

Архитектурные традиции Индии

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище - храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки.

Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружавших храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира.

Своими размерами и разнообразием хозяйственной жизни храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты. Толпы паломников посещали храмы. При наиболее посещаемых храмах работало до 20 тысяч людей различных профессий.

Кроме храмовых сооружений создаются вырубаемые в скалах святилища (чайтья) и монастыри (вихара). Чайтья, видимо, относятся к ранним типам архитектурных сооружений . Они имеют характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Вихара обычно включает квадратный в плане зал, к которому примыкают кельи монахов. Вход в монастырь строился в виде многоколонного портика.

Оба типа сооружений со временем развивались и видоизменялись. Оформление колонн постепенно становится все более богатым, капители украшаются скульптурной композицией. На фасаде имелись большие по высоте фризы, а все стены были расписаны и украшены рельефами.

Когда-то имевшее простой план и скромное оформление святилище постепенно превращается в сооружение с необычно пышным убранством. К наиболее интересным с архитектурной точки зрения относятся скальные храмы, иногда имевшие и несколько нефов, созданные в период со II в. до н. э. до VII в. н. э.

Очень интересна с архитектурной точки зрения так называемая "ступа", выросшая из простого холмообразного надгробия. Постепенно ступа превращается в монументальный памятник - свободно стоящее сооружение из камня и кирпича. Сначала это были простые постройки без украшений в форме, символизирующей перевернутую миску Будды, служившую для сбора подаяний. Они имели вид полусферической тарелки или сплющенного купола, стоящего чаще всего на цилиндрическом основании.

Ступа была окружена оградой с четырьмя монументальными воротами. С течением времени ступы получают все более богатое архитектурное и скульптурное оформление. Примером могут служить ступа в Санчи, одна из наиболее древних (III в. до н. э.), ступа в Бхархуте и наиболее известная ступа Боробудур на Яве. На последующее развитие индийской архитектуры большое воздействие оказал ислам, под влиянием которого ее характер претерпел изменения, обогатив ее новыми формами дворца и мавзолея.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.



1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность тела усопшего и иметь особое помещение для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц шло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы сменялись надгробиями из кирпича аналогичной формы (позже материалом стал камень). Эти гробницы получили название «мастабы» («скамья» с арабского). Мастаба включала в себя кладовые, иногда молельни и подземную камеру, где находился гроб с телом умершего.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.

Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.

В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.

(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Междуречье.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.

Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.


Восточная архитектура очень существенно отличается от западной архитектуры. В странах Востока еще с древнейших времен брали за основу строительных материалов дерево, тростник, а также камень, в отдельных странах это мог быть кирпич. Самые древние народы образовались именно на Востоке, поэтому в те времена в большинстве восточных государств практиковали возведение кирпичных городов. Отдельное внимание можно заострить на храмовой восточной архитектуре. Буддистские храмы, индуистские, мусульманские мечети имеют значительные форменные, стилевые и технические отличия по качеству исполнения от Западных христианских церквей. Небольшие буддистcкие храмы проектировали в Индии и в Китае в горах, в условиях дикой природы. В Индии монастыри выдалбливались в скалах монахами. Сами по себе индийские скалистые сооружения являют собой восхитительный шедевр восточной архитектуры. В конце первого тысячелетия до н.э. ведущими буддийскими сооружениями являлись ступы – памятники в честь деятельности Будды, которые хранили в себе священные реликвии, а также столбы-стамбхи, именно на них высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, которые воплощали собой пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи – это грандиозный земляной холм полусферической формы, облицованный кирпичом, а в некоторых случаях - камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (это хранилище религиозных реликвий), священными дисками. Пластичность каменной массы наиболее ощутима в ступе в Санчи (третий-первый вв. до н. э.). Тяжелая, грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании тридцать два с половиной метра, ступа напоминает большую чашу, однако перевернутую. Лаконизм, а также монументальность формы далеки от геометрической кристальной четкости египетских пирами. Представление о красоте мира в Древней Индии связывалось с идеями плодородной земли, мягкими и округлыми формами ее плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная в 1 в. до н. э. по типу сельской ограды, имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек - якшинъ, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Пластичность, гибкость и в то же время зрелая пышность якшинь перекликаются с упругой пластикой самой ступы. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед». Основным элементом в восточной архитектуре Малой Азии послужила деревянная колонна, которая стояла на цоколе из камня. Дома и крепости восточного типа зачастую были ассиметричными, но из расчета на прямоугольную форму. Исторически так сложилось, что одним из главных элементов восточной архитектуры была капитель с валютами, которая получила большое распространение в Финикии. Всевозможные, разнообразные использования этой архитектурной особенности нашли свое применение на Кипре, а кроме этого еще и греки использовали это в своих сооружениях. Персидская цивилизация также в значительной степени повлияла на развитие восточной архитектуры. Апогей своего расцвета персидская архитектура получила в эпоху Ахеменидов. Именно тогда возводились миниатюрные храмы из камня прямоугольной формы, которые посвящались единому Богу Ахура-Мазде, а также его символу. Символом служил вечный огонь. Ко всему этому нужно отметить, что возводились и погребельные сооружения, различные мавзолеи и т. п. Позднее персидская архитектура сильно повлияла на арабо-мусульманскую. Этот процесс начался после завоевания Персии мусульманами, тогда же случилось так, что зароастрийские храмы и «башни молчания» (погребельные сооружения округлого типа, без крыши, где хранилось тело покойника) были полностью разрушены, а священные места осквернены. Мусульманские мечеты возводились по конкретному образцу: к ним вдобавок прилагался внутренний двор с молельней и колодцем, а снаружи располагались минареты, все значимые элементы внутри здания обращались в сторону Мекки – священного места у мусульман.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА

Петра – столица Караванной империи

В древности Петру называли столицей караванной империи. Торговые караваны, направлявшиеся из Египта в Палестину и Сирию, никак не могли миновать узкую горловину ущелья Сик, за которой среди моря белых песков неожиданно возникала отвесная гряда. Она открывала взору город такого яркого цвета, будто солнце раскалило его докрасна. Это и была Петра, расположенная в покрытой зелеными олеандрами котловине и вырезанная в скалах из красно-розового песчаника.

О Петре говорили, что она столь же древняя, как само время. Первые сведения о ней сообщает Библия. По преданию, именно по этому пути шли евреи, которых Моисей выводил из Египта. И по сей день Петра более известна арабам как «Долина Моисея», поскольку близ нее ветхозаветный пророк «ударил жезлом своим дважды, и потекло много воды».

В XVIII в. до н. э. Петра уже была большим и богатым городом. Сам иудейский царь Амасия похвалялся тем, что он захватил в городе крепость народа эдомитов и перебил все население, записав эту победу в анналы истории своего царства как событие первостепенной важности.

После разгрома, учиненного Амасией, город утратил свое значение, и несколько веков о нем никто не упоминал. В IV в. до н. э. эдомиты были изгнаны пиратами Красного моря, избравшими неприступную Петру новой столицей Набатейского царства. Неизвестно где и когда приобрели инженерные познания и познакомились с гидротехническим искусством набатеи, но в сочетании с их предприимчивостью и трудолюбием это дало поразительные результаты. С помощью плотин, шлюзов и водоотводящих тоннелей древний народ превратил бесплодную, хотя и богатую водой местность в огромный цветущий сад.

Пустыня, как и море, не только разъединяет, но и соединяет. Набатейские купцы, предки современных арабов, вели бойкую торговлю с далекими странами. Драгоценные камни и ценные сорта дерева, оружие, вино, финики, благовония и пряности – все, чем богаты Индия, Южная Аравия, Центральная Африка, везли через Петру многочисленные караваны. А навстречу шло золото и слоновая кость из Нубии, жемчуг Красного моря, ладан и александрийское стекло. И вместе с купцами к горным святилищам Петры тянулись толпы паломников.

Отряды набатейских конников были надежной охраной на торговых путях Востока. И хотя Набатейское царство не имело точных границ, караванные дороги в пустынях Аравийского полуострова и Западной Сирии в III и II вв. до н. э. были в руках набатеев. Они поклонялись луне и звездам, своим богам, которые ночью указывали караванам в темной пустыне путь к воде, путь на чужбину и с чужбины домой.

Вершины своего могущества Петра достигла на рубеже тысячелетий, когда ее границы простирались уже до Дамаска. И конечно же, набатеи мечтали сделать свою столицу красивой и величественной. Сначала они украшали могилы, затем начали вырезать порталы над дверями пещер. Так появились первые пещерные храмы. От тех времен до наших дней сохранились остатки самого красивого сооружения Петры – сокровищницы Эль-Касне («Сокровищницы фараонов»), чей стиль, скорее, можно назвать классическим, чем набатейским.

Этот гигантский храм высечен в скале-монолите и украшен колоннами с изображениями богов. Его венчает сооружение, похожее на круглый храмик, на крыше которого сохранились остатки каменной урны. В течение веков каждый бедуин, проезжавший Сик, стрелял в нее из лука в тщетной надежде, что урна расколется, и оттуда посыплются несметные сокровища.

За сокровищницей открывается сама долина и целый ряд (около тысячи) скальных усыпальниц из песчаника нежнорозового цвета и других красноватых оттенков. Там, где скальные рельефы подверглись сильному воздействию ветра, они за многие века осыпались до неузнаваемости. Археологи даже предполагают, что первоначально гробницы были и не розовыми, и не красными. Просто их фасады набатейцы облицовывали каким-то неизвестным материалом.

Бесчисленные постройки Петры громоздятся в два, а иногда и в три яруса, прячась в расщелинах за естественными выступами скал. Встречаются небольшие, чуть выше человеческого роста, пещеры с выветрившимся изображением Душареса, древнего бога полулегендарных эдомитов. Есть и огромные десятиметровые портики, словно нарисованные на отвесном обрыве, и странные башни, увенчанные чем-то, похожим на зубы собаки. Одни пещеры выполнены с варварской грубостью, другие отличаются изысканным, виртуозным искусством резьбы по камню, изяществом орнамента и декоративных гирлянд.

Надо отметить, что колонны, архитравы, карнизы, фронтоны в Петре служат лишь для мотива резьбы по камню. По существу, это не архитектура, а ее отражение – один сплошной каменный массив. Идеально правильные линии карнизов, резные наличники дверей, рельефы и декоративные статуи – все это один колоссальный розовый монолит, пересеченный, как дерево годичными кольцами, фиолетовыми, пурпурными, темно-коричневыми прослойками.

Вот почему фасады Петры своей пластичностью напоминают скорее скульптуры, нежели произведения зодчества. Нередко строители, как, например, в той же «Сокровищнице фараонов», словно разрывали пополам четырехколонный портик, как игрушки, растаскивая в стороны обе части фронтонов и вставляя в образовавшийся зазор круглый храмик или каменный цилиндр, украшенный нишами и приставными полуколоннами.

С развитием мореплавания караванная торговля пошла на убыль, и Петра постепенно начала приходить в упадок. Не успела угаснуть ее слава как торгового центра, как войска Помпея и Цезаря в конце I в. до н. э. превратили Сирию, Иудею, Египет во владения Рима. Петра стала, пусть и ненадолго, опорным пунктом римлян. Память об этом – римская улица с остатками колонн и высокие тротуары, которые протянулись вдоль древнего караванного пути по руслу потока, отведенного в туннель набатейскими мастерами. Храм римским богам, термы с горячим и холодным бассейнами, гимнасий, в котором знатные набатейские юноши изучали латинский и греческий языки, и окруженный караван-сараями обширный рынок – все это оставили Петре римляне первых цезарей.

Во II в. Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. И снова потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась голосами котловина, окруженная скалами розового и красного цвета.

В V веке с падением Рима бассейн Иордана становится византийским владением. Бывшая римская провинция Аравия приходит в упадок, и караванная торговля через Сик прекращается. Христианские монахи превратили погребальные ниши в свои алтари, а древние храмы – в пещерные монастыри.

После захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. на месте Петры было основано эфемерное Иерусалимское королевство. Сюда пришли египетские христиане, а вместе с ними и караваны купцов. Римские развалины начали снова заселяться, а скиты превращаться в богатые монастыри.

В 1187 г. Иерусалимское государство рухнуло под ударами султана Саладина. Крестоносцы бежали, а сама Петра была захвачена и разрушена мусульманами.

В последующие столетия Петра постепенно приходит в упадок. Снова она ожила только в XX в., став в современной Иордании одной из туристических достопримечательностей. И снова, как в древние времена, Сик среди красно-розовых стен наполняется звуками разноязычной речи, напоминая о городе, который на Ближнем Востоке уступал по красоте и богатству только легендарному Иерусалиму.

Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

2. Архитектурные пропорции Отношения, определяющие размеры греческих храмов, промежутки между колоннами и соотношения частей фасада соответствуют тем же отношениям, что определяют музыкальные интервалы. Идея перехода от арифметической концепции числа к

Из книги Вена автора Сененко Марина Сергеевна

автора Вёрман Карл

7. Архитектурные сооружения Микеланджело В Риме Микеланджело составил затем проект великолепной новой площади Капитолия с Сенаторским дворцом в глубине, обставленным направо и налево от входа лестницами, с дворцом Консерваторов направо, Капитолийским музеем налево и с

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

13. Архитектурные работы Корреджо Наряду с работами Корреджо в куполе собора возникли и его знаменитые алтарные образа: Мадонна со св. Себастьаном и мчащимися на облаках ангелами Дрезденской галереи, Отдых на пути в Египет со сплетающимися хороводами ангелов и затем

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Москвы

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Петербурга

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Архитектурные памятники Константинополя Колонна императора Константина Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские

Из книги Сергиев Посад автора Мельников Илья

Из книги Владимир автора Мельников Илья

Из книги Переславль автора Мельников Илья

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

автора

Из книги Ярославль автора Мельников Илья

Архитектурные памятники Лучший вид на Ярославль открывается с Волги. Купола и колокольни древних храмов, стоящие на высоком правом берегу реки, образуют множество вертикалей и придают остроту и своеобразие силуэту города. Великолепен вид на Ярославль и сверху – с

Из книги Суздаль автора Мельников Илья

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди

В конце 1 тысячелетия до нашей эры основными буддийскими сооружениями были ступы – мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие священные реликвии, столбы-стамбхи, на которых высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, символизировавшие отшельническую жизнь Будды в пещере.

Ступа в Санчи представляет собой грандиозный полусферический земляной холм, облицованный кирпичом или камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (хранилище религиозных реликвий) и священными дисками. Пластичность каменной массы особенно ощутима в ступе в Санчи (III–I века до нашей эры). Тяжелая и грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании 32,3 м, ступа напоминает огромную перевернутую чашу. Лаконизм и монументальность ее формы далеки от геометрической кристальной четкости пирамид Египта. Представление о красоте мира в Древней Индии связывалось с идеями плодородной земли, мягкими и округлыми формами ее плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная в I веке до нашей эры по типу сельской ограды, имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек – якшинъ, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Пластичность, гибкость и в то же время зрелая пышность якшинь перекликаются с упругой пластикой самой ступы. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед».

В рельефах изображались и герои «Махабхараты», и более древние божества и сцены, связанные с сюжетами буддийских легенд. Многогранность народной фантазии воплотилась в скульптурном убранстве этого памятника, где жанровые композиции повествуют о жизни народа, изображают то осаду города, то жителей фантастических стран, то шествие слонов и т.д. Фигуры даны то в плоском рельефе, то в высоком, то в круглой скульптуре, что создает богатую игру света и тени, подчеркивая пластическое совершенство резьбы по камню. Великолепны по мастерству обработки камня столбы – стамбхи, увенчанные капителями с изображением львов (лев – один из символов Будды). Наиболее знаменита созданная в III веке до нашей эры капитель Сарнатхского стамбха, изображающая четырех львов, которые соединены спинами и несут на себе буддийское колесо закона. Их упругие тела покоятся на круглом барабане с изображением священных животных – знаков стран света. Гладко отполированная, законченная в каждой детали, капитель внушительностью и мощью форм как бы утверждала идею могущества буддизма и всего государства. Буддийские скальные храмы высекались в глубине скал и объединялись подчас в большие комплексы. Основными сооружениями были квадратные залы – вихара, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы – чайтьи. Суровые и величественные помещения чайтий, вытянутые в глубь скалы и разделенные двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой и живописью. Внутри храма, у закругленной стены напротив входа, помещалась ступа. Один из самых красивых древнеиндийских пещерных храмов – чайтья в Карли (I век до н. э. – I век нашей эры). Ее пол и колонны, отполированные до блеска, отражали неяркий дневной свет, проникающий сквозь световое окно над дверью, или мерцающие огни светильников. Особую таинственность интерьеру придавали монолитные капители в виде групп коленопреклоненных слонов с восседающими на них гениями.

Анкгор-Ват (Тхом) – храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, основан правителем кхмеров Сурьяварманом II в XII веке. Ангкор-Тхом – столица Кхмерской Империи в XII-XV веках, город основан в 1177 году, в правление Джаявармана VII.

Ангкор-Ват. До сравнительно недавнего времени о древней истории кхмеров жителей Камбоджи, знали очень немного. Прежде всего потому, что никому не ведомыми были остатки материальных памятников – древние руины храмов и дворцов, по которым можно было составит впечатление о былом величии Кхмерской державы. Почти полностью оставались нерасшифрованными многочисленные надписи, вы битые на каменных стелах, – единственный архив документов те давних времен, когда в Камбодже возводились каменные громады городов, дворцов и храмов. Древнее название кхмеров – «камбуджи», то есть сыновья некоего легендарного предка – отшельника Камбу Сваямбхувы – и небесной нимфы Меру.

В 1113 году на престол древней Камбоджи вступил Сурьяварман II, который, как и положено настоящему царю, собрал армию и потел завоевывать соседей. Однако военной славы он себе не добыл и тогда решил переключиться на внутренние дела. Он стал укреплять культ бога-царя и для этого построил храм Ангкор-Ват, что означает «храм города», столичный монастырь. Ангкор-Ват – самое большое религиозное сооружение в мире. Он больше любого европейского собора, любой мусульманской мечети, любого зиккурата, пагоды или пирамиды. Ангкор-Ват построен так хорошо, что полностью сохранился и доныне поражает своей красотой. Храм представляет собой святилище, которое стоит на платформе высотой в 13 метров. Под ней другая платформа площадью в один гектар, по углам которой стоят четыре башни, соединенные галереями между собой и центральным храмом. Центральная башня возносится вверх на 65 метров. В ее святилище Сурьяварман велел установить статую бога Вишну, лицом похожего на самого царя. Это было в традиции Ангкора: цари не только духовно отождествляли себя с богом, но и считали себя его физическим продолжением. И весь этот ансамбль был окружен двумя рядами стен с башенками и воротами, так что общая площадь Ангкор-Ват составляла один квадратный километр.


Анкгор-Ват Камбоджа


Великая стена, с III века до н.э. по XV век, Китай

Башни Ангкор-Ват описать очень трудно, потому что ничего похожего в мировой архитектуре просто нет. Пожалуй, их можно сравнить с обрезанными снизу (до половины) кукурузными початками или с вершиной пшеничного колоса невероятных размеров. Раньше вершины эти были покрыты золотыми листьями, а барельефы, украшающие террасы, разукрашены. Храм на Востоке очень часто своими формами напоминает гору. Это связано с ролью священной горы Меру (своего рода Олимп восточного мира) и с функцией гор в восточной истории. Гора – символ мощи и величия, и потому как гора – пятиглавый Ангкор-Ват. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первого этажа длиной в целых шестьсот метров! Здесь восемь панно – больше тысячи квадратных метров рельефной скульптуры. Сотни прекрасных танцовщиц, военные и религиозные сцены. Кажется, что в камне оживают древние легенды, поверья, давняя жизнь. Сюжеты всех этих гигантских каменных фресок взяты из мифологии – из «Махабхараты» и «Рамаяны». На одной из фресок изображены все боги, входящие в пантеон Брамы: богиня богатства Кубера и бог войны Сканда, с многочисленными руками и головами, верхом на павлине, и Индра, и Вишну, и бог смерти Яма, и Шива... Ученые разыскали великолепные ансамбли, храмы, дворцы и башни, которые на протяжении веков составляли гордость камбоджийских владык: Город строился долго, облик его и размеры менялись много раз. Каждый новый царь создавал себе храм-усыпальницу. Этот храм должен был находиться в центре – на пересечении улиц и каналов. Считалось, что город подобен горе Меру – жилищу богов и центру мироздания, он тоже центр мироздания. Соответственно и храм – центр земной суши. Город все рос и рос, возникали новые районы, новые центры. Особенно велик город был в ту эпоху, когда на престол вступил Джаяварман VII – очень любопытная фигура в камбоджийской истории.

Преемники Сурьявармана унаследовали его самомнение и тщеславие, но не его силу. После смерти Сурьявармана империя кхмеров была разгромлена, а ее столица захвачена. Страна задыхалась под тяжестью налогов и податей и не могла уже сопротивляться. Деревни обезлюдели – кто ушел в солдаты, кто отрабатывал барщину на строительстве. Начались крестьянские волнения. Но с этим, казалось бы, смертельным для государства ударом связан и его новый расцвет. Когда столица была захвачена, жители угнаны в рабство и золотые пластины сорваны с храма Ангкор-Ват, кхмеры, разгромленные, но не покоренные, объединились вокруг Джаявармана VII. В свое время он добровольно отказался от престола, уехал из столицы, что было не совсем типично для царя, которому престол причитался по праву. Но когда стране стало грозить порабощение, Джаяварман объединил в горах остатки разбитых отрядов, создал крестьянское ополчение и повел борьбу с захватчиками. В 1181 году он нанес тямам сокрушительное поражение, потопил их флот и убил их царя. В том же году он короновался на престол. Джаяварман предпринимал поистине героические усилия, чтобы спасти страну: он сооружал новые каналы, строил водохранилища и дороги, наводил порядок среди чиновников. Он восстановил разрушенный Ангкор и обнес его могучей стеной.


Пагода Шве Дагон, XIV век, Рангун, Бирма


Храм Великого Будды, зодчий Кикимаро, 752, Нара, Япония


Храм Манаботхи Бодх Гайа, Индия

В центре города, славившегося храмами, дворцами и знаменитой террасой слонов, был воздвигнут Байон – новый для Камбоджи тип храма. Это поистине фантастическое зрелище, странное и противоречивое. Гора камней, хаотическое нагромождение частью разрушенных временем, частью незавершенных строений. И на фоне неба – силуэты 50 грандиозных башен, устремленных вверх. Каждая из них несет на четырех своих сторонах исполинские изображения лиц бодхисатвы Локешвари, высеченные в камне. 200 лиц, улыбающихся одинаковой загадочной улыбкой, смотрят на город. Немного квадратные, чуть плоские лица с широкими носами, миндалевидный разрез глаз, толстые и в то же время четко очерченные губы. И все они (если верить преданиям и хроникам) – лицо самого Джаявармана.

Но через столетие после Джаявармана VII, последнего великого строителя Ангкора, от когда-то преуспевающей империи остались одни воспоминания. В 1431 году после одного из набегов сиамцев, которые взяли и разграбили город, большинство жителей покинули Ангкор. Немногие остались жить в нем, но сквозь плиты мостовых уже начала пробиваться трава, зарастали травой водоемы и рвы. Голодные, забытые всеми крокодилы выбирались на сушу и издыхали на улицах мертвой столицы. Потом джунгли совсем поглотили город, и дороги к нему были забыты, как был забыт культ бога-царя. Но город не хотел умирать... Город дождался своего времени, когда легенды о нем услышал Анри Муо. Исследователь привлек к Ангкору внимание ученых и вездесущих журналистов. За несколько десятилетий упорного труда, раскопок, изучения полустертых надписей историки разных стран сумели накопить такое количество сведений, что мы ныне знаем не только, когда правил и с кем воевал тот или иной царь, но и как одевались, во что верили, о чем думали его многочисленные подданные. Люди нашли и вновь вернули к жизни Ангкор, который стал одним из крупнейших музеев мира. Башни его украшают национальный герб Камбоджи.

Королевский дворец. Город Бангкок – столица королевства Таиланд – напоминает экзотический сон. Храмы и дворцы бросают золотые отблески в синее небо, львы и демоны щерят свои каменные клыки, лица статуй застыли в бесстрастной улыбке. В полутьме храмов пламенеют распространяющие благовоние ароматические палочки из сандалового дерева, и противятся бегу времени серые ступы, напоминающие гигантские колокола. В 1767 году бирманцы жестоко разгромили Аютию– древнюю столицу тайского королевства. Молодому предводителю Пья Таксину с 50-ыо воинами удалось спастись, и вскоре, собрав остатки своей разгромленной армии, он после нескольких победоносных сражений изгнал захватчиков с родной земли. После этой победы Таксина короновали, но даже отпраздновать победу ему было негде – вся Аютия лежала в развалинах. В прах были повержены четыреста храмов, а их резные крыши поглотил огонь. Занесло илом каналы, на которых когда-то покачивались королевские лодки, украшенные изображениями сказочных животных.

Со слезами на глазах покинул Таксин Аютию и на берегу реки Чао-Прая основал город Тхонбури. Со временем он начал восстанавливать в своем быту черты восточного деспотизма, окружил себя охраной из чужеземных наемников, стал настаивать на том, чтобы ему приносили присягу даже те, кто при прежних королях был от нее освобожден по религиозным соображениям. В конце концов Таксин объявил себя Буддой и потребовал соответствующих почестей. И крестьяне, и светские феодалы, и буддийские монахи ждали только удобного случая, чтобы сокрушить Таксина. В 1782 году большая часть таиландской армии ушла на подавление восставшей Кампучии, и против Таксина был поднят мятеж. Видя, что сопротивление бесполезно, Таксин отрекся от престола и объявил, что уходит в монахи. Правда, рассказывают, что Таксин сошел с ума. Верные подданные засунули его в бархатный" мешок и насмерть забили палками из сандалового дерева, чтобы тело повелителя не осквернила ни одна капля крови. Согласно религиозным воззрениям тайцев, только так и может быть умерщвлен владыка.

Генерал Чакри, вернувшись из победоносного похода, объявил себя королем и основал новую династию, которая правит в Таиланде и по сей день. Он перенес город на другой берег реки, где до этого находилась маленькая рыбацкая деревушка Бангкок. Так возникла новая столица, которую сама местные жители называют Крунгтеп – Город ангелов. В искусственных каналах, построенных в память об утраченной Аютии, отражаются многокрасочные храмы и дворцы, построенные по древним архитектурным образцам. Королевский дворец Махапрасад, возводившийся с 1782 по 1809 год, настолько поражает своим величием, что гости таиландской столицы подолгу любуются этим замечательным творением безвестных тайских мастеров. Территория королевского дворца в Бангкоке обнесена высокой белокаменной стеной, возведенной несколько столетий назад. С тех пор каждый новый монарх стремился увековечить память о себе новым сооружением, причем таким, чтобы оно превосходило все, что было построено до него. Ювелирная ажурная отделка залов, сплошная позолота и искусная роспись стен стоили огромных денег. Королевский дворец снаружи и внутри богато декорирован золотой и зеркальной мозаикой, яркими керамическими плитками и лаковой росписью.


Дворец Потала, VII век – 1674. Лхаса, Тибет


Храм неба, 1420-1530, Пекин


Ступа в Санчи, III-I века до н.э., Санчи, Индия

Тибет. Потала. Множество легенд и самых невероятных сведений извека ввек кочевало о Тибете – загадочной стране «на крыше мира». В европейской литературе первые сведения о ней встречаются еще у Геродота, который писал о таинственной «стране муравьев», занимавшихся добычей золота на северо-востоке от Кашмира. Упомянули в своих трудах о стране Баута, как тогда называли Тибет, Страбон и Птолемей. А первым европейцем, посетившем Тибет, был чех Одорик, который побывал в Лхасе в 1320-е годы. Подробные записи о пребывании в Лхасе оставил и Марко Поло, но долгое время Тибет оставался для многих не реальным местом на земле, а неким таинственным и непостижимым мифом. Город Лхаса, который с давних времен называют «солнечным городом», расположен в долине одноименной реки – притока Брахмапутры. Возникновение Лхасы предание относит к VII веку, когда правитель Сронцзан-Гампо перенес свою столицу из долины реки, Ярлунг на место современной Лхасы и на горе Марпори (Красный" холм) воздвиг свою резиденцию как символ единства Тибетского государства. Для укрепления своей власти правитель Тибета вступил в брак с китайской принцессой Вань Чэн и непальской царевной.

До конца VIII века город носил название Раса (Огороженное место), что указывает на существование здесь укрепленного поселения еще до правления Сронцзан-Гампо. Название Лхаса (в переводе с тибетского «Земля богов») город получил благодаря двум статуям Будды Сакьямуни, которые были привезены в Тибет двумя женами Сронцзан-Гампо – из Китая и Непала. В западной части города возвышается высокая продолговатая скала, на вершине которой через 1000 лет со времени правления Сронцзан-Гампо была построена Потала – Дворец второго кормчего. Этот величественный дворцовый ансамбль называют еще «Священной горой Будды»: в течение последних трех веков он служил жилищем далай-ламы.

Потала строилась так, чтобы была видна с любого места Лхасы. И действительно, она настолько выделяется на фоне всех остальных городских зданий, что иногда может показаться, будто этот дворец перенесен сюда с другой планеты. Недаром Потала вызывает священный трепет у жителей горного Тибета и у всех паломников, которым удается после долгого и трудного пути добраться до цитадели ламаизма. Резиденцией властителей Тибета Потала Становится в середине XVII века, когда далай-ламой был знаменитый Лобсан-чжамцо. Народное предание утверждает, что, когда далай-лама скончался, дворец еще не был достроен. И Санчжай-чжамцо, управляющий делами далай-ламы, в течение 16 лет скрывал от людей смерть владыки, чтобы они не бросили работу. Благодаря особенностям тибетской архитектуры, весь дворцовый комплекс очертаниями своими напоминает усеченную пирамиду, так как стены его зданий слегка скошены. Потала буквально парит над Лхасой: она предстает как бы естественным продолжением одноименного холма, который в свою очередь называется так по имени той скалы, которая возвышается на крайней точке Индостана. Буддисты считают, эта точка составляла конец мира и служила жилищем бога милосердия Авалокитешвары, воплощением которого и являлся Сронцзан-Гампо.

Потала – это целый комплекс дворцовых зданий, построенных из тесаного, а местами из грубого, необработанного камня. Тринадцатиэтажное здание дворца, имеющее вид неприступной крепости, состоит из двух частей. Строительство Белого дворца, стены которого опоясывают центральную часть – Красный дворец, было закончено в 1653 году, а сам Красный дворец был возведен в 1690 году. Архитектура Красного дворца и опоясывающие его стены Белого дворца создают впечатление стремительного взлета этого массивного здания к яркой голубизне неба.


Запретный город, XV-XVI века, Пекин


Святыня Изиды, монастырь Ицукусима, остров Миядзима


Храм Менд и Паган, XI век, Паган, Бирма

Красный дворец – это бывшие апартаменты далай-ламы, в частности, покои последнего XIV-гo далай-ламы. Они сохраняются в том виде, какой имели в 1959 году, когда далай-лама покинул Тибет и эмигрировал в Индию. Личные покои далай-ламы находятся на верхних этажах, потому что он жил изолированно от остальных людей: небольшие и уютные комнаты как будто еще до сих пор хранят тепло своего хозяина. Остальные части дворца служили помещениями для придворных и монахов. В главной части здания располагаются правительственные помещения, комнаты монашеской школы и комнаты обслуживающего персонала, состоящего исключительно из монахов. Были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые. В постройках у подножия Поталы раньше размещались монетный двор, суд и тюрьма.

Дворец был построен из земли, камня и дерева при помощи самых элементарных инструментов. Все строительные материалы доставлялись на холм на ослах или на самих людях. К подножию зданий по склону горы зигзагообразно поднимаются три крутые каменные лестницы с массивными ступенчатыми каменными оградами. Эти лестницы объединяют весь дворцовый комплекс с площадью перед дворцом и самим городом. В прошлом веке один из путешественников писал: «Дворец Потала мог бы господствовать над Лондоном, Лхасу же он просто затмевает. По европейским образцам нельзя судить о здании; у нас не существует ничего, с чем можно было бы сравнить его. Суровостью своих открытых, огромных, лишенных украшений стен и смелыми плоскими откосами грозного юго-восточного фасада он, пожалуй, несколько напоминает массивное величие египетских построек; но того контраста цветов и окружающей природы, которым вид в значительной степени обязан своим великолепием, в Египте нельзя найти». В комплекс дворца входит более 1000 различных помещений, где укрыты 10 000 святынь и 20 000 статуй. Многочисленные часовни и святилища Поталы заполнены вышитыми по шелку картинами, сосудами для фимиама и другими ритуальными принадлежностями.

На плоской крыше Красного дворца возвышаются павильоны с позолоченными крышами, венчающими усыпальницы, расположенные внутри здания. Эти усыпальницы, украшенные золотом и драгоценными камнями, – главные святыни дворца. Самая высокая усыпальница принадлежит XIII далай-ламе, скончавшемуся в 1933 году. Сделанная из кованого золота, она достигает высоты трехэтажного дома. Усыпальница богато украшена барельефами с изображениями деятелей ламаизма и инкрустацией из драгоценных камней. На се ступенях стоят великолепные золотые и фарфоровые лампады XVI–XIX веков, усыпанные драгоценными камнями. Стены святилища украшены живописью на сюжеты легенд и преданий, а также событий из жизни далай-ламы (например, его поездки в Пекин и встреча с императрицей Цы Си). Серебряный саркофаг далай-ламы стоит на 21-метровой высоте и просто забит драгоценными камнями. Наиболее древняя часть дворцового комплекса– это комната в самой нижней части здания, сложенная из грубого, необтесанного камня. В ее центре сохраняется холм – вершина горы Марпори, на которой сооружен чортэн в виде груды камней. Рядом находится темная, украшенная скульптурой комната неправильной формы, которая (по преданию) служила спальней Сронцзан-Гампо и царицы Вань Чэн.

Долгие годы один старый лама читал священные каноны в одном из многочисленных залов дворца Потала. И долгие годы северная стена этого зала оставалась черной и грязной, скрывая бесценную фреску с изображением Сронцзан-Гампо. Никто не обращал внимания на эту стену и никто не знал, какое сокровище скрывает толстый слой копоти. Смрадный дым от масла, приготовленного из жира яков, делал свое дело. Многочисленные светильники в залах дворца и часовнях заправлялись только этим маслом, и такие лампы горели даже днем. В некоторых случаях (например, во время погребального обряда над усопшим из богатой семьи) горели тысячи ламп, едкий дым заполнял все помещения, он-то и закоптил бесценные фрески.

В действительности очень трудно сосчитать, сколько в Потале фресок. По богатству своих сокровищ дворец Потала сравним разве только что со знаменитыми музеями мира. Здесь собраны прекрасные произведения, изображающие различные бытовые и ритуальные сцены: например, ход строительства Поталы, молитвенное празднество Монлам, похороны V далай-ламы. В часовнях Белого дворца хранится фреска, запечатлевшая визит XIII далай-ламы в Пекин, который он совершил, чтобы почтить вдовствующую императрицу Цы Си и мальчика-императора Пу И. Большинство фресок Поталы выполнены в строгом и величественном стиле «ментан». При создании фресок тибетские мастера использовали золото, серебро, агат и киноварь, отчего яркость красок сохранялась очень долго. Из поколения в поколение тибетцы хранили и передавали образцы древних фресок, равно как и технику настенной живописи. Богомольцы и паломники могут посещать Поталу два раза в неделю. Они с благоговением осматривают жилые помещения, отличающиеся простотой и отсутствием современных удобств. В бесчисленных помещениях дворца, в лабиринте полутемных угрюмых переходов с низкими коридорами собраны скульптурные и живописные изображения буддийского пантеона. Здесь и сцены из земной жизни Будды Сакьямуни, и картины грядущего рая будды Майтрейи, и портреты особенно почитаемых бодхисатв. Особенно много в Потале изображений двенадцатирукого Авалокитешвары (по-тибетски – Ченрези) и его божественной супруги Тары («Спасительницы»), Авалокитешвара-Ченрези был покровителем Тибета, посланным сюда самим Буддой в то время, когда жители этой страны были заняты междоусобными раздорами. Не случайно далай-лама считается воплощением милосердного Авалокитешвары.

Китай. Храм Неба. Два раза в год император покидал свой дворец, чтобы отправиться на богослужения в «Храм Неба», который был построен за городской стеной, в уединенном и тихом месте. Местность здесь была низкой и заболоченной, и на пути следования императора к Храму возвели каменный «Небесный мост». Моста давным-давно нет, но и поныне к Храму ведет широкая дорога. Когда-то Китай называли «Поднебесной империей», а император считался Сыном Неба. Особа его была священна, и только он мог совершать обряд поклонения духам Неба и Земли. Вот для этого священного ритуала и был построен «Храм Неба», двумя рядами стен отгороженный от внешнего мира. Прямоугольные элементы в планировке ансамбля Храма сочетаются с круглыми. Даже форма участка прямоугольная на юге переходит на севере в закругленную. Круглые элементы традиционно символизировали в Древнем Китае Небо, а прямоугольные были символами Земли. Большую территорию «Храма Неба» занимает прекрасный парк. с вечнозелеными кедрами и туей. Из ворот бывшего «Запретного города» видны большие арки, резные мраморные мосты, лепные своды, столбы из мрамора и бронзы с изображениями драконов и фениксов.

Все сооружения храмового комплекса также расположены на главной пекинской оси (с севера на юг), но здесь они скорее нанизаны на эту ось, так как культовые здания Храма изолированы друг от друга и соединяются только лентой широкой дороги. Первое сооружение на этой дороге – «Алтарь Неба». Ослепительно белые мраморные террасы его поднимаются ввысь, а на площадке Алтаря окружающий нас мир просто исчезает – над нами только безоблачный синий купол неба. Наедине с ним когда-то оставался китайский император, предаваясь размышлениям, совершая обряд богослужения, «отчитываясь» перед небом в своих деяниях. В сооружениях китайских храмов Небо и Земля соседствуют, поэтому и Алтарь открывает перед нами не только красоту неба, но исполнен и вполне земных чудес. Число «9» считалось в Древнем Китае священным, и Алтарь геометрически построен так, что количество основных его элементов кратно 9: количество каменных плит, которыми выстлана площадка, количество ступеней и элементов балюстрады – все кратно 9. При этом столбики нижней балюстрады разбивают Алтарь на 360 частей по числу градусов окружности, астрономически Алтарь точно ориентирован по сторонам света. «Загадочное» эхо Алтаря изумляет всех до сих пор. Дело в том, что верхняя его площадка покрыта мраморными плитами, уложенными концентрическими кругами. И стоит только хлопнуть в ладоши у края Алтаря, как он ответит вам еле слышным эхом. Если шагнуть в следующий круг – эхо удвоится, а в центре Алтаря ответит на ваш хлопок многократно и отчетливо. Балюстрада, окружающая верхнюю площадку Алтаря, тоже отражает звуки, и находящемуся в центре Алтаря кажется, что его голос звучит очень громко, будто действительно возносится к небу.

Подобных загадочных чудес старый Китай оставил очень много, среди них, например, есть бронзовый сосуд, как будто ничем не примечательный. Но если наполнить сосуд водой и мокрыми руками потереть его ручки, то вода в нем «закипит». Современные ученые взялись было легко объяснить это явление, но создать подобный сосуд так и не смогли. От «Алтаря Неба» дорога ведет к следующему сооружению, где нас ожидают еще два чуда. Перед нами крытый синей черепицей «Храм Небесного Величия», во дворе которого всегда много народу. Туристов привлекает сюда шестиметровая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, «Шептальная стена»), сложенная из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей. Повернувшись к ней лицом, человек слышит слова, произнесенные от него на любом расстоянии. Эффект достигается благодаря многократному эху, секрет же заключается в особой кладке кирпичей. Выйдя из «Храма Небесного Величия», мы оказываемся на дороге, соединяющей все сооружения. Она превращается в широкую, приподнятую над землей платформу, по центру которой идет полоса из огромных гранитных плит. Это Шендао – «Священная дорога», длина ее 600 метров.

«Храм Богатого Урожая» тоже окружен стеной, но уже квадратной. Синяя, сверкающая в лучах солнца черепица покрывает трехъярусную крышу. Ее поддерживают 28 гигантских колонн, покрытых красным лаком и рельефным золотым орнаментом. Колонны символизируют 28 созвездий, почитавшихся в Китае священными. Сам храм поначалу не кажется очень большим, высота его – 38 метров, диаметр – 30 метров. Но размеры внутреннего зала просто потрясают. Четыре средние колонны (каждая высотой почти 20 метров) называются колоннами «драконьего колодца». В зените «купола» тоже видно изображение летящего дракона. Колонны зала связаны между собой гнутыми по кругу балками, на которых покоится необыкновенно легкий купол, состоящий из нескольких ярусов кронштейнов. И балки, И купол сплошь покрыты росписью, отчего кажутся еще легче и наряднее. Центральная плита пола – это цельный кусок отшлифованного камня в затейливом рисунке прожилок. На нем можно различить того же самого дракона, что парит в зените купола. В этом «Храме Богатого Урожая» происходили моления о ниспослании дождя и хорошем урожае. Позади этого храма приютился другой – скромный, но с пышным названием «Храм Великого Неба», а по бокам от него два павильона» в которых когда-то хранили ритуальную утварь. Теперь они используются для устройства выставок.

Историзм
Ампир