Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Специальные способности в психологии. Понятие способностей. Общие и специальные способности

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность , сформулировал 3 ее признака , которые лежат в основе многих работ:

  1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
  3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I . Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня :

  1. Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
  2. Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
  3. Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.

II . Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III . Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.

Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.

Реферат на тему «Специальные способности и условия их развития»


Введение

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире, так как именно способности человека определяют успехи, которых он добьется в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день, проблемой развития способностей занимается множество научно-исследовательских институтов и лабораторий, большое внимание уделяется развитию так называемых специальных способностей, а так же исследуются феномены одаренности и гениальности.

Неутихающий интерес к теме способностей объясняется довольно легко – как свойство личности, способности являются очень благодатной почвой для исследований. На протяжении веков способности человека являлись предметом философского спора. Однако эмпирические исследования возникали и начинали свое развитие лишь в конце XIX века. Отчасти это обусловлено набирающей обороты эпохой капитализма, в то время подобные исследования служили для теоретического планирования и практической реализации эксплуатации трудящихся.

В данной работе особое внимание уделено такому виду способностей как специальные, а так же условиям их развития и исследованиям, которые существуют на данный момент. специальный способность одаренность


Понятие и виды способностей

Большое внимание изучению способностей уделял советский психолог Борис Михайлович Теплов. Согласно его определению, способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям или навыкам . Это определение считается общепризнанным, однако, не является исчерпывающим. В некотором роде способности – гораздо более широкое понятие. Наглядным примером несовершенности этого определения является темперамент. Очевидно, что темперамент не является способностью. Но с другой стороны, разные люди обладают различным типом темперамента, и особенности каждого определенного типа могут как помочь человеку в осуществлении определенной деятельности, так и помешать ему. Темперамент также не является знанием, умением или навыком. Таким образом, необходимо учитывать, что признаки, приведенные в определении, безусловно присущи способностям, но не являются достаточными для того, чтобы отделить это понятие от некоторых других.

В дальнейших исследованиях Б.М. Теплов выделяет некоторые условия формирования способностей. В частности, он выявляет, что сами по себе способности не могут быть врожденными, т.е. проявляющимися с момента рождения и формирующимися под воздействием наследственных и средовых факторов. Врожденными могут быть только задатки, из которых позднее формируются способности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, способности формируются в результате выполнения определенной деятельности и они же могут повлиять на результат этой деятельности.

Существует общепризнанная классификация способностей. Согласно ей способности делятся на общие и специальные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Умственные способности во многом походят на учебные, т.е. способствующие усвоению знаний, умений и навыков, однако, в некотором роде они являются более широким понятием, т.е. включают в себя как учебные, так и некоторые другие способности. В широком смысле умственные способности – это качества личности, способствующие более легкому и быстрому усвоению знаний. Однако человек, обладающий развитыми умственными способностями, способен успешно и эффективно решать не только учебные, но и жизненные задачи, а также обладает достаточным «арсеналом» умственных действий.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

· учебные и творческие

· математические

· конструктивно-технические

· музыкальные

· литературные

· художественно-изобразительные

· физические способности

Учебные способности определяют успешность человека в обучении и воспитании. Хорошо развитые – они помогают лучше усваивать умения, знания или навыки, а также, в воспитательном процессе, с их помощью легче проходит процесс формирования качеств личности. Творческие же способности способствуют всем видам созидательной деятельности, созданию элементов материальной и духовной культуры, развитию новых идей, открытий и т.д.

Математические способности обуславливаются не только хорошей памятью и вниманием. Для математика важно умение уловить порядок элементов, и умение оперировать этими данными. Эта своеобразная интуиция и есть основа математической способности.

Суть конструктивно-технических способностей тоже кроется в особой интуиции, умении заметить необходимые детали и выстроить их в правильном порядке. Однако, многое есть в них и от творческих способностей.

Музыкальные способности можно разделить на две группы:

Технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

Слуховые (музыкальный слух)

В основе литературных способностей также лежат творческие, то есть способности к созиданию и творчеству. Кроме того, люди с развитыми литературными способностями хорошо чувствуют язык, а также наделены богатой фантазией и высоким уровнем развития эстетических чувств.

Художественно-изобразительные способности обеспечивают успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Человек с такими способностями обладает не только хорошо развитым образным мышлением, но и умением придать этим образам материальную форму.

К физическим способностям относятся не только силовые, но также и быстрота реакции, гибкость, предрасположенность к тому или иному виду спорта и т.д.

Как мы видим, многие виды специальных способностей не являются однозначными. Одни категории шире, другие уже, некоторые являются совокупностью других способностей. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют общие качества, необходимые для успешного выполнения определенного вида деятельности. Эти качества могут в различной степени присутствовать в структуре той или иной способности. Это говорит о том, что в человеке могут сочетаться различные виды способностей, притом это не означает, что проявляться они будут в равной степени. В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности. И даже в обычной жизни в определенных ситуациях различные способности могут проявляться по-разному. Например, в людях с развитыми творческими способностями, как правило, легко уживаются способности к изобразительной, музыкальной и прочей творческой деятельности.

Условия развития специальных способностей

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:

· репродуктивный

· творческий

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или даже гениальные люди начинали с подражания.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Гениальность

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности.

Способность – это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности ». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретение определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)

· цифровой (характерен для математиков, программистов)

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам)

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Но все это относится к тренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностей проходит в несколько этапов:

1) Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов. Подобная методика широко используется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но также может быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями на собеседовании с кандидатом.

2) Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости. Сензитивные периоды характерны для детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности. Примером может служить обучение игре на скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старше девяти лет, так обычно после этого возраста сензитивный период для данной музыкальной способности заканчивается.

Благоприятная среда должна подбираться индивидуально. Математическая школа не поспособствует развитию художественных способностей у ребенка и наоборот.

3) Введение в деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. как уже было сказано выше, способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей. Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность.

· Творческий характер деятельности . Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности.

· Оптимальный уровень трудности . Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

· Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.

· Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. Для формирования и развития способностей человека необходимо научение, а согласно теории социального научения, этот процесс не может происходить без соответствующего подкрепления. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее и эффективнее будет идти развитие той или иной способности. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание. Поощрение считается более эффективным методом, т.к. наказания нередко приводят к подавлению нежелательного поведения, вместо его устранения.

Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человека имеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляют свою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью других людей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное – источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способности принимают за врожденные.

Итак, первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им.

Методы исследования и развития специальных способностей

Вопрос о методах исследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершенно прозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаются нерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследования и развития, а также диагностики специальных способностей.

Первым методом по праву является исследование истории развития личности, неразрывно связанное с ее биографией. Но следует помнить, что в рамках этого метода не существует критериев исследования способностей, которые подходили бы абсолютно всем людям. Основными в этом методе являются вопросы:

1) О первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности;

2) Об условиях, в которых рос и воспитывался исследуемый (особое внимание уделяется неблагоприятным условиям, препятствующим возникновению той или иной способности);

3) О процессе обучения и овладения деятельностью;

4) Об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности;

5) О первых проявлениях творческого начала в деятельности, направленной на развитие способностей;

Этот метод является общепризнанным и применяется длительное время. На данный момент это практически единственный метод, не подвергающийся сомнению.

Вторым методом является изучение педагогического опыта формирования способностей. Этот метод сознательно или непроизвольно используется каждым педагогом. Являясь учителями в области своей собственной специфической деятельности, эти люди нередко оставляют после себя значительную литературу, в которой содержится история их профессионального роста и развития, обучения, а также опыт передачи собственного мастерства ученикам. В этих трудах также можно найти ценные данные о проявлении способностей и о ходе их развития в условиях обучения.

Третьим методом является анализ деятельности людей с выдающимися способностями и ее результатов. Здесь важен не столько этот результат, сколько процесс его создания – от замысла до окончательной реализации. Здесь хорошим примером служат художественные виды деятельности. Серии эскизов, множество отдельных деталей в живописи позволяют изучать ход созидательного процесса. Тот же принцип действует в конструкторской, музыкальной и многих других видах деятельности. Однако в большинстве случаев исследователи располагают лишь конечным продуктом. Несмотря на это, целью данного метода является выяснение особенностей творческой деятельности, установление истории и причины возникновения замысла, изучение внешних условий, влиявших на процесс созидания, а также внутренних особенностей автора, определивших этот процесс, и отношение автора к его деятельности и к ее результату. Это сложнейший вопрос, трудность которого обуславливается уровнем развития психологии и сложностью объективного анализа процесса творческой деятельности.

Четвертым методом, специально психологическим, является эксперимент. Впервые метод естественного эксперимента был введен отечественным психологом А.Ф. Лазурским. Этот метод считается самым жизненным, смысл его заключается в подборе таких задач, решение и способ решения которых является показательным для изучаемого вопроса. Например, применительно к литературным способностям, естественный эксперимент может заключаться в изучении того, как наблюдает и описывает предмет наблюдений исследуемый, как воспринимает и описывает он какое-нибудь сложное драматическое или сюжетное произведение, как он пишет сочинение на заданную тему, может ли он «сочинить» стихи, и т.д.

Особенностью этого метода является изучение человека в естественных условиях и, следовательно, возможность регистрации непосредственных реакций личности. В этом заключается преимущество названного метода перед лабораторным экспериментом, коренным недостатком которого является то, что исследуемый знает, что он является предметом изучения.

Этот метод, несмотря на его широкое признание, не получил еще достаточного применения в психологическом исследовании и в исследовании способностей, в частности. Несмотря на легкость и относительную дешевизну, а так же очевидную объективность получаемых результатов, метод естественного эксперимента вызывает нарекания в этическом плане.

Приведенные выше методы, безусловно, являются исследовательскими, но на их основе строятся различные методики диагностирования и развития специальных способностей.

Заключение

Подытожив вышесказанное, можно заключить, что любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие для развития специальных способностей – воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятные условия для развития определенной способности, и создавать положительный эмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление специальных способностей и тенденций их развития. На данный момент существует несколько методов исследования и диагностирования специальных способностей. Некоторые являются общепризнанными и не подвергаются сомнению со стороны общественности, другие же, в большей степени экспериментальные, вызывают много споров и обсуждений. Кроме того, природа способностей – гораздо более сложный и глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд. До сих пор мало изучен вопрос о гениальности и феномене сверхспособностей, которые проявляются у некоторых детей. На сегодняшний день не понятно, как работать с такими способностями, как их развивать. Методика работы с прочими, «рядовыми» специальными способностями в общем смысле прозрачна и ясна, но до сих пор не существует универсального метода их развития. Это объясняется тем, что каждый человек индивидуален, и развитие его способностей зависит только от его собственного желания и готовности к совершенствованию.

Список литературы

1) Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982

2) Е.Г. Рабинович. Мерное бремя // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991

3) Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. АФ. Лазурского. Пг., 1918.

4) Гарднер Г. Рамки ума / 1980



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов - Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

  • 1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • 2. они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
  • 3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность - это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности - задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки - это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I. Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

  • 1. Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
  • 2. Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
  • 3. Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.

II. Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III. Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям - инициативность, креативность, высокая самооценка.

Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Способности - это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности - интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности - определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные - с особыми специфическими моментами.

Интеллект, как научное понятие и индивидуально-психическое качество

Уже при определении сущности интеллекта, без чего почти немыслимо установление метода его распознания, мы встречаем известные трудности. Ни одно из многих существующих определений не обладает такой ясностью и не является настолько признанным, чтобы на нем можно было основываться. Так например, один из известнейших немецких психологов профессор Вильям Стерн из Гамбурга, считает сущностью интеллекта быстроту приспособления к новым условиям, между тем как крупный психиатр Циан, профессор философии и психологии в Галле, видит, его сущность прежде всего в комбинационной способности. Кроме этих двух известнейших определений, есть еще и много других, из которых ни одно, однако, не может быть признано вполне удовлетворительным. Это, впрочем, не должно являться поводом к тому, чтобы отказаться, в тяжелом сознании своего бессилия, от попытки экспериментального распознавания одаренности, как особого интеллектуального качества человека. Так и в учении об электричестве мы не обладаем общепризнанным и вполне удовлетворительным определением сущности этого явления, и все же практическом применении его мы достигли феноменальных успехов на основе теоретической гипотезы и опытного исследования. Таким же образом и в психологии мы, не имея вполне ясного представления о сущности интеллектуальной одаренности, сумеем с успехом работать и попытаться определить высоту и качество умственных способностей человека путем эксперимента или другими методами. Применение же полученных результатов в школе и практической жизни убедить нас в том, насколько мы постигли истину, исходя для ее достижения из наших предпосылок и опытов.

Если даже отсутствие ясного представления и не должно удержать нас от попытки разрешить задачу, мы все же должны стараться, прежде чем приступить к работе, уяснить себе некоторым образом важнейшие черты умственных способностей человека и их отличие от интеллекта животных. Как известно, было время, когда понятие «человеческий интеллект» считалось тавтологией; так, во времена Декарта, например, интеллект приписывался исключительно человеку, всякое же действие животного считалось простым рефлексом. Мы обладаем в настоящее время вполне развитым знанием психологии животных и сделали, особенно в последние годы, крупные успехи в этой области. Так именно, во время войны профессором Келлером были произведены опыты в Тенерифе (Африка) над антропоидами, из которых обнаружилось существование значительных интеллектуальных способностей у этих человекоподобных обезьян; при этом у обезьян были замечены даже некоторые творческие способности действия. По сообщению профессора Келлера, наиболее способные в интеллектуальном отношении обезьяны создали себе, например, нечто в роде орудия для срывания бананов, находившихся вне пределов досягаемости. Далее он сообщает, что некоторые из этих животных нагромождали ящики в одну колонну, чтобы таким образом достать себе бананы, висевшие под потолком. Ящики при этом подбирались так, чтобы самый верхний был поставлен большим ребром вверх, ибо только в этом случае бананы могли быть срываемы. Все это, понятно, служит примером действий, указывающих на известную степень интеллектуальных способностей.

Достаточно известны действия и других животных, как например, Эльберфельдских лошадей или Мангеймской собаки, а также исследованного профессором Марбе шимпанзе Бассо. Если даже в отношении Эльберфельдских лошадей, совершивших удивительные математические действия, казавшиеся вначале непостижимыми, и выяснилось впоследствии, что загадочные действия были вызваны очень скрытыми движениями демонстратора, влиявшего этим на лошадей, - то все же следует допустить во всех этих случаях некоторые признаки интеллекта. Мы должны признать, что между умственными способностями человека и животного существует не принципиальное различие , а лишь количественное. Тем не менее, мы можем констатировать одно, а именно: интеллект животных всегда действует в одном направлении - в сторону практической пользы, теоретически же ход мыслей обнаружили до сих пор только у человека. Высшая форма интеллекта высказывается, по-видимому, лишь на этой ступени развития.

Даже в том случае, если мы на практике ограничимся лишь распознаванием интеллекта человека, мы встречаем новое препятствие. Допустим, что все проявления интеллекта во всех степенях его высоты уже изучены или могут быть подвержены изучению, то и тогда проблема распознавания умственных способностей примет форму исследования о возможности интеллектуального развития. Крайне важно поэтому выяснить вопрос, является ли интеллект прирожденным человеческим качеством или же он может быть приобретен.

При разрешении этого вопроса мы вступаем в одну из тех областей философии, где почти никогда не прекращалась борьба мнений, где, как известно, течения непрерывно сменяли друг друга, и где мы можем встретить все градации взглядов, начиная от утверждения, что все в человеке является прирожденным, и кончая предложением, что приобретается извне путем обучения. Не подлежит, однако, сомнению, что в этой области одна крайность также ошибочна, как и другая. Насколько безошибочно, что всякий интеллект нуждается в развитии, настолько же достоверно, что никакое, даже самое тщательное, обучение не в состоянии заменить недостающий интеллект. Достигаемый сложением обоих факторов результат можно сравнить с диагональю параллелограмма (что относится также и к вопросу об успехе человека в его профессиональной деятельности, где играют роль два фактора: природные задатки и обучение), причем эту диагональ мы должны представлять себе воображаемой линией, и на практике перевес будет в одном случае на стороны предрасположения, а в другом - упражнения. В принципе же обе силы принимают участие в умственной работе.

В общем, под понятием интеллекта, являющимся в данном случае синонимом умственной одаренности, мы подразумеваем высшую ступень, или же высший тип умственных способностей. Одаренный человек - то же, что и высокоспособный человек. Мы стоим, таким образом, перед двоякой возможностью дать определение понятия одаренности. С одной стороны, можно допустить, что степень умственных способностей вытекает из того, что отдельные способности индивидуума, как например, память, воображение, сообразительность стоят на большей высоте, чем это обычно наблюдается у людей. С другой стороны, мы можем считать, что высшая степень одаренности есть нечто большее, чем сумма отдельных хорошо развитых умственных способностей, а именно - совершенно самостоятельное умственное качество человека. Во втором случае интеллектуальная одаренность является общим повышенным уровнем, или более яркой окраской всей интеллектуальной жизни человека, охватывающей все отдельные способности и придающей им более высокое качество. Тут, впрочем, следует подчеркнуть, что и в этом случае речь идет лишь об общем характере духовной жизни человека; индивидуум, являющийся в общем духовно-одаренным, может стоять по отношению к отдельным способностям и на менее значительной высоте, чем человек, обладающий некоторыми особыми способностями, но находящийся в общем на низшей ступени одаренности.

В обычном словоупотреблении под понятием «интеллект» также подразумевается повышенный общий уровень интеллектуальных способностей, что в общем может считаться вполне соответствующим и научному определению этого психологического явления. Следует, однако, исходя из понятия о повышенном типе умственных способностей человека, найти отдельные признаки и критерии, которыми интеллектуальная одаренность в вышеприведенном смысле могла бы определяться.

Общераспространенное мнение об интеллекте базируется на наличности некоторых несомненных признаков (что вытекает из цельного, свободного от противоречий взгляда на это умственное качество и может быть по этому принято также наукой), но вместе с тем - и на других признаках, более спорных и противоречивых. Меньше всего разногласий существует в отношении мнения, считающего человека, умеющего мыслить и создавать суждения, - индивидуумом, обладающим умственными способностями в повышенной степени, т. е. умственно одаренным. Лицо, отличающееся самостоятельным суждением, или же оригинальностью и творческим характером своей мыслительной деятельности, не без основания будет всеми считаться одаренным человеком. Итак, по общему мнению, одаренность есть, в сущности, ничто иное, как способность суждения, способность мышления, но особенно к ней относится все то, что считается нами самостоятельностью суждения, оригинальностью, продуктивностью мышления, остроумием и глубокомыслием.

По отношению к другим признакам одаренности существует уже больше разногласий. Если мы будем рассматривать умственные способности человека, начиная с низших и подымаясь вверх до наиболее высоких функций, основывающих в свою очередь на элементарных функциях, то раньше всего мы встретимся с сомнением уже относительно наблюдательности, как критерием при определенной одаренности. Еще более спорным будет мнение о памяти, как о признаке одаренности. Подчас сильная память считается даже противоположностью интеллектуальной одаренности, и человека, обладающего хорошей память, но не имеющего способности суждения, следует с полным правом отнести к разряду индивидуумов с низко одаренным интеллектом. Так же обстоит дело и со способностью воображения. Развитое воображение тогда лишь может считаться признаком одаренности, когда оно принимает характер оригинальной, живой, богатой и творческой фантазии. Нередко относятся к признаком одаренности формальные способности ума, как-то: быстроту и легкость восприятия, и быстроту и легкость суждения, хотя самостоятельно эти умственные качества уже ни в коем случае не могут быть доказательством одаренности, и лишь нарду с вышеуказанными умственными способностями и признаками, они приобретают значения критериев одаренности.

В жизни нами наблюдается два типических вида способностей ума: мыслительная ивообразительная одаренность интеллекта, ибо и творческое воображение основывается на чисто- интеллектуальной деятельности. Но уже простой психологический анализ этих двух основных видов интеллекта докажет нам, что мыслительная деятельность ума, являющаяся высшим признаком одаренности, зависит сама по себе от других, низших умственных способностей или вернее - от других психических процессов. Эти элементарные умственные функции могут быть разделены в свою очередь на два ряда предпосылок и условий одаренности. Во- первых, мы обнаружим такие предпосылки, которые по своей природе являютсяформальными , т. е. Общими для всех видов деятельности сознания, в которой они принимают участие. К этим качествам относятся: концентрация внимания, навык и умственная живость. Во-вторых, мы найдем материальные условия одаренности, т. е. Качественные функции ума, вступающие в определенные взаимоотношения с одаренностью. К этой группе умственных качеств относятся: наблюдательность, память и воображение.

Уже из этого анализа вытекает, что умственная одаренность может быть объяснена лишь сочетанием всех психических функций, качеств и способностей индивидуума, дающим в результате общий вид человека, одаренного сильным интеллектом.

Наше общее суждение об интеллекте будет, однако, незаконченным, если мы не остановимся на одном психическом явлении, имеющим огромное значение для уяснения понятия об умственных способностях, а именно: на взаимоотношении между интеллектом и волей.

Тут прежде всего возникает следующий вопрос: можем ли мы иметь дело с сильным интеллектом у человека, не обладающего волей? Не является ли умственные способности сами по себе лишь задатком к интеллектуальным процессам, скрытой возможностью, требующей содействия воли для того, чтобы быть превращенной в активную силу и достигнуть развития? С другой стороны, существует ли сознательная воля без сильного интеллекта, ставящая ей задачи, выносящая оценки ее успехов и неудач, и дающего ей повод к активной деятельности?

Легко убедиться в том, что без работы интеллекта воля остается слепой и становится лишь постольку все более зрячей, поскольку ей руководит развитый интеллект. Лишь сочетание умственной одаренности с сильное волей создает почву для высшего умственного творчества. Мы нередко видим сильно одаренных людей, неимеющих возможности создать кое что из своих больших способностей, ибо слабость воли парализует у них чисто умственную работу. Сплошь да рядом, однако, встречаются в жизни и такие люди, у которых сильная воля односторонне превышает все остальные духовные функции; это - бурные натуры, которым «суждены большие прорывы, но создать ничего не дано», ибо в них отсутствует направляющая и регулирующая сила интеллекта. Односторонние, неприспособленные к жизни «люди науки» с сильно развитым интеллектом так же мало могут влиять на жизнь общества или даже на ход их собственной жизни, как и бурные, импульсивные натуры, отставшие в своем умственном развитии, чья воля обычно бесполезно пропадает в излишней затрате умственных сил на достижение простейших успехов. Тут, так же, как и во взаимоотношении между природным предрасположением и сознательным усовершенствованием интеллекта, наивысший эффект может быть достигнут соразмерным и гармоническим участием обоих факторов в нашей умственной работе: умственных способностей и активной воли.

Мы видим, что чисто психологическое взаимоотношение между интеллектом и волей незаметным образом перешло у нас в вопрос индивидуально-психического, даже практического, свойства. Это происходит от того, что, как интеллект, так и воля, имеют помимо психологического и своепрактическое значение. Когда мы высказываем свое мнение об определенном лице, как об умственно одаренном человеке, мы этим указываем не только на определенные психические процессы, происходящие в нем, будь то, скажем, процессы мышления, но вместе с тем мы отмечаем и его индивидуальные мыслительные способности. Это и есть понятие об интеллекте, как об индивидуально-психическом качестве. Таким понятием мы создаем зависимость между данным индивидуумом и его действиями в науке, культуре и искусстве: мы считаем одаренным лишь того человека, который создает в этих областях нечто значительное, своеобразное, творческое.

психический интеллект способности

Педагогические способности

Выделяет три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека Проблема способностей в психологии представляет собой наименее разработанную область знания. В современной психологической науке существуют различные подходы к определению данного понятия.

Способности – это отражение сложной взаимосвязи исторических, социальных и индивидуальных условий развития человека. Способности – продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек достигает вершины в профессиональном и личностном плане.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность – это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле – это действительность.

Виды способностей у человека

Способности – это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем наиболее значимую из них.

Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловлены врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

    на общие , которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные , определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей;

    теоретические , обусловливающие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические , лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей;

    учебные , которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие , связанные с успешностью в создании предметов материальной и духовной культуры, производством новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчеством в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

    способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях и т.д. и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Способности обеспечивают успешность социального бытия человека и всегда входят в структуру различных видов деятельности, определяя ее содержание. Они представляются наиболее важным условием достижения вершин профессионального мастерства. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, все способности можно разделить на пять групп:

1) способности, необходимые специалистам сферы «человек – знаковая система». В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (например, лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.);

2) способности, необходимые специалистам сферы «человек – техника». Сюда включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием (например, профессии инженера, оператора, машиниста и т.п.);

3) способности, необходимые специалистам сферы «человек – природа ». Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например, биолог, географ, геолог, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук;

4) способности, необходимые специалистам сферы «человек – художественный образ ». Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда (например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство);

5) способности, необходимые специалистам сферы «человек – человек ». Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей (политика, религия, педагогика, психология, медицина, право).

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и те, что являются вспомогательными. Данные компоненты образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Общие способности –совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности.

Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.).

Талант – это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Каждая отдельная способность достигает высокого уровня, ее нельзя считать талантом, если она не связана с другими способностями. О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.

Гениальность – высший уровень развития таланта, позволяющий осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью.

Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества, и именно поэтому они требуют самого бережного отношения.

Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством .

Мастерство раскрывается не только в сумме умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Структура способностей к определенной деятельности у каждого человека индивидуальна. Отсутствие способностей не означает непригодности человека к выполнению деятельности, так как существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания, умения, через формирование индивидуального стиля деятельности или через более развитую способность. Возможность компенсации одних способностей при помощи других развивает внутренний потенциал человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней.

В структуре всякой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это могут быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Большинство задатков предопределены генетически. Кроме врожденных задатков, у человека имеются также приобретенные задатки, которые формируются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, т.е. не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности, так как сложно предугадать, какую в будущем деятельность изберет для себя человек. Поэтому степень развития задатков зависит от условий индивидуального развития человека, условий обучения и воспитания, особенностей развития общества.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые разнообразные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, мыслительные, речевые, волевые и т.д. Они входят в структуру профессиональных способностей.

При оценке профессиональных способностей следует учитывать психологическую структуру данной профессии, ее профессиограмму. При определении соответствия человека определенной профессии необходимо не только разностороннее изучение данной личности научными методами, но и знание ее компенсаторных возможностей.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответ­ствующие общие определения.

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вы­зывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2. Академические способности – способности к соответству­ющей области наук (к математике, физике, биологии, литерату­ре и т.д.).

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблю­дательность, связанная с тонким пониманием личности учаще­гося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пан­томимики.

5. Организаторские способности – это, во-первых, способно­сти организовать ученический коллектив, сплотить его, вооду­шевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, автори­тет создается не только на этой основе, а, например, и на осно­ве прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.).

7. Коммуникативные способности – способности к обще­нию с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, ус­тановить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) – это специальная способ­ность, выражающаяся в предвидении последствий своих дейст­вий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в бу­дущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

Как видно из приведенных определений педагогических спо­собностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через оп­ределенные действия, умения.

Общая характеристика способностей человека

Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.

Объясняют феномен способности обычно на основании одного из трёх представлений:

1) способности сводятся к всевозможным психическим процессам и состояниям, вытекают из их характерных особенностей у данного человека,

2) способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности,

3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

По последнему пункту надо сделать небольшое пояснение. Действительно, часто можно наблюдать, как два специалиста с одинаковым уровнем подготовки, при прочих равных (похожих) обстоятельствах добиваются разных успехов. Конечно, большое значение в жизни имеет случай. Однако для того, чтобы реализовывать свои ЗУНы на практике, тоже существуют условия: человек должен обладать активной жизненной позицией, быть волевым, целеустремлённым, рациональным и т.д.

Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия "способность":

Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность),

Индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей,

Способности могут существовать без ЗУНов.

Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: "За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить!".

Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей. Не менее распространена обратная ошибка: развитые ЗУНы воспринимаются как развитые способности (хотя молодой человек может быть просто "натаскан" своими родителями и предыдущими педагогами).

Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются.

Как считал Б. М. Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности:

Техническое творчество,

Художественное творчество,

Литература,

Математика,

Тезис о необходимости развития способностей может иметь и биологический подтекст. Как показывают исследования, гены людей и животных могут находиться в активированном или не активированном состоянии. Условия среды обитания, образ жизни влияет на то, будут ли активизированы гены или не будут. Это ещё один механизм адаптации, придуманный природой для живых существ.

Успешность выполнения деятельности обычно зависит не от какой-либо одной, но от сочетания различных способностей. Что характерно, разные сочетания способностей могут дать близкий результат. В случае отсутствия необходимых задатков их дефицит может быть восполнен за счёт более высокого развития других задатков и способностей.

Б. М. Теплов утверждал, что "Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека".

Близость способностей друг к другу, способность их взаимозаменяться, позволяет классифицировать способности. Однако неоднородность проблемы способностей привела к тому, что классификации значительно отличаются друг от друга.

Первое основание классификации

Одно из оснований классификации - степень естественности способностей:

Природные (естественные) способности (то есть биологически обусловленные),

Специфические человеческие способности (имеющие общественно-историческое происхождение.

Естественными элементарными способностями являются:

Восприятие,

Основы коммуникации.

Задатки человека и задатки животного - не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. Формирование способности происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.д.

Специфически человеческие способности:

Специальные способности,

Высшие интеллектуальные способности.

Общие способности свойственны большинству людей и определяют успех человека в различных видах деятельности:

Мыслительные способности,

Тонкость и точность ручных движений,

Речь и др.

Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:

Музыкальные способности,

Математические способности,

Лингвистические способности,

Технические способности,

Литературные способности,

Художественно-творческие способности,

Спортивные способности и др.

Интеллектуальные способности могут подразделяться на:

Теоретические способности,

Практические способности,

Учебные способности,

Творческие способности,

Предметные способности,

Межличностные способности.

Данные виды способностей тесно связаны друг с другом, переплетаются. Наличие у человека, скажем, общих способностей не исключает развития специальных способностей, как и наоборот. Общие, специальные и высшие интеллектуальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, друг друга дополняют и обогащают. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определённым видам деятельности.

Практическая ориентированность

Другим основанием классификации способностей является степень их практической ориентированности:

Теоретические способности,

Практические способности.

Теоретические способности обеспечивают качество и эффективность абстрактно-теоретических размышлений, практические - конкретные предметные действия. Развитие того или иного вида способностей здесь тесно связано со склонностями человека: что он любит, теоретизировать или действовать. Поэтому часто можно наблюдать, что у одних людей хорошо развиты только теоретические способности (разные), у других - только практические.