Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Графика художники и их картины. Знаменитые художники, скульпторы, графики. Солнечные зайчики Лорана Парселье

Графика – вид изобразительного искусства.

Термин «графика» произошёл от греческого слова «графо» – пишу. Основные изобразительные средства графики – линия, штрих, пятно и точка. Основной цвет – чёрный, хотя в качестве вспомогательного средства могут применяться и другие цвета.

М. Врубель. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Фон бумаги в графике играет роль пространства, что немаловажно для графического рисунка.
Графика, несмотря на более скупой по сравнению с живописью язык, отличается большими возможностями изображения и передачи эмоций. Стоит только вспомнить рисунки юной художницы Нади Рушевой. Они завораживают лёгкостью, точностью и глубиной образов. Об этой художнице Вы можете прочитать .

Н. Рушева «Пушкин и Пущин»
Многие известные художники использовали возможности графики: Билибин, Брейгель, Ван Гог, Ватто, Врубель, Гойя, Кваренга, Леонардо да Винчи, Альфонс Муха, Рембрандт, Тициан, Сомов, Хокусай и др.

Ф. Толстой «Под игру Амура» Тонированная бумага, карандаш, сепия, белила

Жанры графики в основном те же, что и жанры живописи. Но здесь чаще встречаются портретный жанр и пейзаж , в меньшей степени – исторический , бытовой и другие жанры.

М. Демидов «Портрет С. Рахманинова»

В. Фаворский «Михаил Кутузов» (1945). Из серии «Великие русские полководцы»

В. Фаворский «Пушкин-лицеист» (1935)

Пейзаж в графическом рисунке «не играет» красками, но удивляет тонкостью чувств и побуждает к воображению.

С. Никиреев «Одуванчики»

Графические работы всемирно известных художников

Графическое искусство многообразно и привлекает художников возможностью передачи чувств и мыслей при помощи одного только карандаша или фломастера. Эта возможность завораживает не только художника-графика, создающего произведение искусства, но и зрителя.

А. Дюрер «Автопортрет» (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)
Крупнейший европейский художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), оставил большое наследие из рисунков – около тысячи: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Наиболее полно этот художник раскрывался именно в графическом рисунке, т.к. в живописных произведениях он не всегда был свободен от произвола заказчиков.
Дюрер постоянно упражнялся в компоновке, обобщении, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность. Большая часть его рисунков тщательно проработана. В своих гравюрах и картинах он неоднократно повторял мотивы графических работ.

А. Дюрер «Руки молящегося» (около 1508)

Кацусика Хокусай «Автопортрет»
Кацусика Хокусай (1760-1849) - великий японский художник укиё-э (образы изменчивого мира), иллюстратор, гравёр. Он является автором множества графических рисунков и гравюр.

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве» (1823-1831)

Влади́мир Андре́евич Фаво́рский (1886-1964) - российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор.

Известен своими циклами графики и гравюры, а также иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина, к «Слову о полке Игореве», переводам Маршака, рассказам Пришвина и Толстого и др.
В своем пластическом видении Фаворский близок к византийским мозаичистам, к Микеланджело, Врубелю.

В. Фаворский. Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина
Леонардо да Винчи (1452-1519). «Универсальный человек»: итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Предполагаемый Автопортрет Леонардо да Винчи
Художник постоянно фиксировал результаты своих наблюдений за окружающим миром в набросках, эскизах, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), добивался остроты в передаче мимики, физических особенностей и движений человеческого тела, приводя всё в идеальное соответствие с духовной атмосферой своей композиции.

Леонардо да Винчи. Эскиз головы молодой девушки (головы Ангела для картины «Мадонна в скалах»)

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» (1490). Галерея Академии Венеции (Италия)
Этот рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как это описано в трактате античного римского архитектора Витрувия «Об архитектуре».
Витрувианский человек – фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3 × 24,5 сантиметра.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Карикатура

Специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).
Карикатура – один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времён служила определённым методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
Карикатура в сатирической или юмористической форме и в настоящее время изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
Современная карикатура – сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различают политическую карикатуру, социальную, бытовую и т. д. Жанр карикатуры развивается во всём мире.


Капитализм глазами Хёрлуфа Бидструпа, датского художника-карикатуриста ((1912-1988)
Известные отечественные художники-карикатуристы: Черемных, Ротов, Семёнов, Бродаты, Дени, Кукрыниксы, Ефимов.


Кукрыниксы (слева направо: Порфирий Крылов, Михаил Куприянов, Николай Соколов)

Карикатура Кукрыниксов
Шарж (фр. charge) – разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором соблюдается внешнее сходство, но выделены наиболее характерные черты модели. На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные предметы. В отличие от карикатуры, шаржи не высмеивают недостатки героя, они добродушны, заставляют людей улыбаться, но не смеяться над изображаемыми.

Шарж на Максима Галкина
Другой разновидностью карикатуры является гротеск.
Гроте́ск (фр. grotesque, буквально – «причудливый», «комичный» – вид художественной деятельности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненный сюжет посредством сочетания реального и фантастического. Гротеск присущ и другим видам искусства: литературе, живописи, музыке. По сути, гротеск присущ определённому художественному мышлению, это своеобразный дар. В жанре гротеска писали Аристофан, Ф. Рабле, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь, М. Твен, Ф. Кафка, М. А. Булгаков, М. Е. Салтыков-Щедрин. Но мы в данной статье рассматриваем только гротеск в изобразительном искусстве.

Лирический гротеск

Искусство - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Сегодня мы лаконично расскажем вам о крупнейших художниках и скульпторах с всего мира, и начнем с Русских художников.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), маринист. Член Петербургской, Амстердамской, Римской, Флорентийской и Штутгартской академий. Создал около 6 тыс. картин. Самый известный: “Девятый вал”, “Чесменский бой”.

Иван Айвазовский “Девятый вал”

Антропов Алексей Петрович (1716-1795), портретист. Приобрел широкую известность за декоративные росписи дворцов в Петербурге и его пригородах.

Антропов Алексей Петрович – автопортрет

Аргунов Иван Петрович (1729-1802), портретист. Писал парадные портреты, которые отличались точным и ясным рисунком, сдержанным колоритом. Автор “Портрета неизвестной крестьянки в русском костюме” и др.

Аргунов Иван – Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), мастер пленэрной живописи, этюдов и жанровых картин. Много работал над портретами, в основном крестьянок, создал жизнеутверждающие образы современников.

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905), художник-новатор. Картины: “Девушка на балконе”, “У водоема”.

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович – картина “У водоема”

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), портретист. Ему заказывали портреты самые высокопоставленные особы того времени, члены императорской семьи. Наибольшую известность получили портреты Арсеньевой, Лопухиной, Куракино.

Боровиковский Владимир Лукич – Портрет А. и В. Гагариных 1802 г.

Бруни Федор (Фиделио ) Антонович (1799-1875). Картины: “Смерть камиллы, сестры Горация”, “Медный змий” и др., росписи Исаакиевского собора в С – Петербурге.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852). Писал эскизы и картины на исторические и мифологические темы, но известность получил больше как портретист. Картины: “Всадница”, “Ю. П. Самойлова с арапчонком”, “Вирсавия”, “Итальянский полдень”, и др. Одним из лучших признан портрет Ю. П. Самойловой с дочерью.

Самая известная картина Брюллова – Ю. П. Самойлова с дочерью

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), передвижник, автор картин на исторические и сказочные сюжеты. Наиболее известные полотна “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Аленушка”. Самое грандиозное произведение – картина “Богатыри”.

Васнецов Виктор Михайлович – картина “Богатыри”

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Написал много портретов крестьян и сцен деревенской жизни. Картины: “Гумно”, “Спящий пастушок”, “На пашне. Весна”, “Голова старика-крестьянина”.

Картина “Спящий пастушок” – Венецианов Алексей

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), мастер батального жанра. Написал цикл картин на религиозные сюжеты. Картины: “Апофеоз войны”, “На Шипке все спокойно”.

“Апофеоз войны” – картина русского художника Василия Верещагина

Врубель Михаил Александрович (1856-1910). Занимался станковой живописью, монументальной росписью церквей. Картины: “Демон сидящий”, “Гадалка”, “Пан”, “Сирень”, “Демон поверженный”, и др.

Врубель Михаил Александрович – Демон поверженный 1902 г.

Ге Николай Николаевич (1831-1894), один из основателей Товарищества передвижников, пейзажист, портретист. Картина “Саул у Аэндорскогй волшебницы”, “Тайная встреча”, “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887), один из создателей Товарищества передвижников. Картины: “Неизвестная”, “Мина Моисеев”, “Полесовщик”, “Созерцатель”.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), портретист, мастер монументальной живописи и лирического пейзажа. Наиболее известные картины: “Жертва приятелей”, “Знаток”, “До государя челобитчики”, “Пустынник”.

Нестеров Михаил Васильевич – картина “Жертва приятелей”

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Портреты современников (Стасова, Писемского, Толстого, Дельвига). Большую известность получили картины: “Не ждали”, “Бурлаки на Волге”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Иван Грозный и сын его Иван”.

Репин Илья Ефимович – картина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

Суриков Василий Иванович (1848-1916), мастер исторической живописи. Картины: “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы”, “Степан Разин”.

Суриков Василий Иванович – картина “Утро стрелецкой казни”

Шагал Марк (1887-1985), живописец и график. Создавал ирреальные произведения, часто на фольклорные и библейские темы (“Надо городом”), витражи и иллюстрации.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898), пейзажист. Картины: “Полдень. В окрестностях Москвы”, “Рожь”, “Лесные дали”, “Среди долины ровныя”, “Утро в сосновом лесу”.

Шишкин Иван Иванович – “Корабельная роща”

Зарубежные художники

Босх (Бос ван Акен ) Хиеронимус (ок 1460-1516), нидерландский живописей. Наиболее известны: “Искушение св. Антонио”, триптихи “Воз сена” и “Сад наслаждений”.

Боттичелли Сандро (1445-1510), итальянский художник, мастер флорентийской школы. Композиции на религиозно-библейские темы: “Аллегория силы”, “Возвращение Юдифи”, “Мадонна с младенцем и ангелами”. Мифологические композиции: “Весна”, “Рождение Венеры”.

Сандро Боттичелли “Мадонна с младенцем и ангелами”

Брейгель Питер (между 1525 и 1535-1569), нидерландский живописец. Картины: “Битва Масленицы и Поста”, “Безумная Грета”, “Крестьянский танец”.

Ван Гог Винсент (1853-1890), голландский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Крестьянка”, “Едоки картофеля”, “Холмы Монмартра”, “Пейзаж в Овере после дождя”.

Винсент Ван Гог – “Пейзаж в Овере после дождя”

Ван Дейк Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Парадные аристократические и интимные портреты (“Карл I на охоте”), религиозные и мифологические композиции в духе барокко.

Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес ) Диего (1599-1660), испанский художник. Картины: “Завтрак”, “Завтрак двух юношей”, “Христос в доме Марфы и Марии”. Портреты особо королевского дома: Инфанты Марии Терезы, инфанты Маргариты.

Веронезе Паоло (1528-1588), итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель венецианской школы. Выполнил фрески виллы Барбара-Вольпи в Мазере. Наиболее известна картина “Брак в Кане”.

Гоген Поль (1848-1903), французский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Две таитянские женщины”, ” А, ты ревнуешь?”, “Жена короля”, Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?”.

Поль Гоген – Таитянки-1891.

Гойя Франсиско (1746-1828), испанский художник. Писал картины на бытовые и исторические, мифологические и религиозные сюжеты, портреты, выполнял стенные росписи (фрески). Картины: “Зонтик”, “Продавец посуды”, Серия офортов “Капричос”.

Гольбейн Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график, представитель Возрождения. Произведения: “Мертвый Христос” и “Моретт”.

Дали Сальвадор (1904-1989), испанский живописец, представитель сюрреализма. Наиболее известны картины-фантасмагории “Пылаюший жираф” и “Постоянство памяти”.

Дали Сальвадор – картина “Сон”

Домье Оноре (1808-1879), французский график, живописец, и скульптор, мастер сатирического рисунка и литографии. Известность приобрели карикатуры на правящую верхушку и мещанство (“Улица Транснонен”, серия “Добрые буржуа”).

Дюрер Альбрехт (1471-1528), немецкий художник, представитель немецкого Возрождения. Картины: ” Дом у пруда”, “Вид Инсбрука”, “Портрет Освальда Креля”.

Констебл Джон (1776-1837), английский художник-пейзажист, представитель импрессионизма. Картины; “Мельница в Флэтфорде”, “Собор в Солсбери из сада епископа”, “Хлебное поле”.

Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский художник. По универсальности своих дарований превзошел всех своих предшественников и учителей. Картины: “Тайная вечеря”, “Джоконда”, “Мадонна Литта”, ” Дама с горностаем”, “Мадонна в гроте” и многие другие.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – “Тайная вечеря”

Мазаччо (1401-1428), итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников искусства возрождения. Создал фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.

Мане Эдуард (1832-1883), французский живописец и график, основоположник импрессионизма. Картины: “Завтрак на траве”, Олимпия”, “Бар в Фоли-Бержер”.

Модильяни Амадео (1840-1920), французский художник итальянского происхождения. Картины: “Пабло Пикассо”, ” Госпожа Помпадур”, “Дама с черным галстуком”, “Обнаженная”, и др.

Моне Клод Оскар (1840-1926), основоположник французского импрессионизма. Картины: “Завтрак на траве”, “Сирень на солнце”, “Впечатление. Восход солнца”, “Вокзал Сен-Лазар”.

Мурильо Бартоломе Эстебан (1618-1682), испанский художник, представитель живописи барокко. Картины: “Святое семейство с птичкой”, “Бегство в Египет”, Поколение пастухов”, “Мадонна с младенцем” и др.

Пикассо Пабло (1881-1973), один из крупнейших художников XX в. Картины: “Арлекин”, “Портрет жены”, “Жаклин с черным шарфом”, “Старый гитарист”, “Ужин слепца”, “Девочка на шаре”, Три музыканта” и др.

Пуссен Никола (1594-1665), французский живописец, представитель классицизма. Картины: “Танкред и Эрминия”, “Аркадские пастухи”.

Рафаэль Санти (1483-1665), итальянский художник, один из величайших мастеров флорентийско-римского Высокого Возрождения. Центральное место в его творчестве занимает тема Мадонны: “Мадонна Конестабиле”, “Мадонна Солли”, “Мадонна Терранова”, “Мадонна в зелени”, “Сикстинская мадонна”. и др.

Рафаэль Санти – Св. Иероним, поддерживающий двух казнённых

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), голландский художник. Картины; “Анатомия доктора Тульпа”, “Даная”, “Ночной дозор”, “Святое семейство”, “Девушка у окна”.

Рембрандт – “Даная”.

Ренуар Пьер Огюстен (1841-1919), французский художник, представитель импрессионизма. Картины: “Портрет Альфреда Сислея с женой”, “Купание на Сене”, “Тропинка в высокой траве”, “Конец завтрака”, Первый вечер в опере”, Портрет актрисы Самари”.

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972), армянский живописец. Картины: “Армения”, “Долина Арарата”, “Осенний натюрморт”.

Сезанн Поль (1839-1906), французский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Девушка у пианино”, Дорога в Понтуазе”, “Букет цветов в вазе”, “Пьеро и Арлекин”, “Дама в голубом”, и др.

Сурбаран Франсиско (1598-1664), испанский живописец. представитель севильской школы. Известность приобрел его цикл картин из жизни св. Бонавентуры.

Тернер Джозеф Мелорд Уильям (1775-1851), англиский художник, представитель импрессионизма, мастер романтического пейзажа. В его полотнах отражены мифологические, исторические сюжеты (“Ганнибал, пересекающий Альпы в метель”, “Улисс и Полифем”). Картины: “Вечерная звезда”, “Дождь, пар и скорость”, “Мол и Кале”.

Тинторетто Якопо (1518-1594), итальянский художник, представитель венецианской школы. Известен большими парными композициями “Тайная вечеря”, Популярность принесла картина “Чудо св Марка”. В цикле библейских сцен наиболее значительны полотна: “Создание животных”, “Создание Адама и Евы”, Соломон и царица Савская” и др.

Тициан Вечеллио (ок 1476/77 или 1489/90 – 1576), итальянский художник, мастер венецианской школы эпохи Возрождения. Картины: “Флора”, “Земная и небесная любовь”, “Мадонна с вишнями”, “Оплакивание Христа”, “Похищение Европы”.

Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де (1864-1901), французский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Графиня Тулуз-Лотрек за завтраком в Мальроме”, “Прачка”, “В кафе”, Танец в Мулен-Руж”, и др.

Халс Франц (1581 или 85-1666), голландский художник, крупнейший реформатор еврейской портретной живописи. Картины: “Поющий мальчик-флейтист”, “Дети с кружкой”, “Цыганка”, ” Улыбающийся кавалер”, “Веселый собутылник”.

Эль Греко Доменико (1541-1614), испанский художник греческого происхождения.

Энгр Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский художник, один из лучших портретистов XIX в., сторонник традиций классицизма.

Крупнейшие живописцы, скульпторы, графики во всем мире обновлено: 18 февраля, 2017 автором: сайт

Знаменитые художники, скульпторы, графики

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) - русский живописец, мастер морского пейзажа («Девятый вал», «Черное море»).

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) - русский и украинский художник-портретист, сентименталист (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина).

Босх (Бос ван Акен) Иероним (Хиеронимус) (ок. 1460–1516) - голландский живописец, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

Боттичелли Сандро (Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи) (1445–1510) - величайший итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.

Брейгель-старший Питер («Мужицкий») (ок. 1525–1569) - фламандский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен.

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) - русский живописец, рисовальщик, мастер напряженно-драматических полотен («Последний день Помпеи») и парадных портретов («Всадница»).

Ван Гог Винсент (1853–1890) - голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Для его картин характерны контрасты цвета, порывистый ритм. Создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя»).

Ван Дейк Антонис (1599–1641) - фламандский живописец, виртуоз живописи, ученик Рубенса. Его работы отмечены благородной одухотворенностью («Автопортрет»).

Ван Эйк Ян (ок. 1385 или 1390–1441) - фламандский живописец Раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - русский художник-передвижник. Создал полотна на темы русских былин и сказок («Аленушка», «Три богатыря»).

Ватто Антуан (1684–1721) - французский художник, мастер жанровой живописи.

Веласкес Диего (Веласкес Родригес де Сильва) (1599–1660) - испанский художник. Полотна Веласкеса («Завтрак», «Сдача Бреды») отличаются чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) - русский живописец. Большинство его работ - на темы крестьянского быта, написаны с натуры.

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) - русский художник-баталист. В своих работах показывал ужасы войны («Апофеоз войны»). Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Вермер Делфтский Ян (1632–1675) - голландский живописец, отличавшийся поэтическим восприятием повседневной жизни («Девушка, читающая письмо»).

Веронезе (Кальяри) Паоло (1528–1588) - итальянский живописец эпохи Возрождения. Созданные им картины отличаются праздничностью и изысканностью.

Врубель Михаил Александрович (1856–1910) - русский художник Серебряного века. Тяготел к философской обобщенности, трагизму, символическому осмыслению сюжета («Принцесса Грёза», «Демон»).

Вучетич Евгений Викторович (1908–1974) - русский советский скульптор (фигура Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде).

Ге Николай Николаевич (1831–1894) - знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен («Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?»).

Гейнсборо Томас (1727–1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Гоген Эжен Анри Поль (1848–1903) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом считается крупнейшим представителем постимпрессионизма.

Гойя Франсиско Хосе де (1746–1828) - испанский живописец и график, смелый новатор формы. Среди его работ - фрески, живописные полотна («Маха обнаженная»), серия гравюр («Капричос»).

Греко (Эль-Греко) (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614) - испанский живописец греческого происхождения, чьим работам свойственна мистическая экзальтация («Портрет инквизитора»).

Давид Жак Луи (1748–1825) - французский живописец, сторонник классической школы живописи («Клятва Горациев»).

Дали Сальвадор (1904–1989) - испанский художник, один из самых выдающихся представителей сюрреализма. В своих картинах придавал видимую достоверность противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов.

Дега Эдгар (1834–1917) - французский художник-импрессионист, мастер пастели («Голубые танцовщицы»).

Делакруа Эжен (1798–1863) - французский живописец и график, глава французского романтизма («Свобода, ведущая народ»).

Джорджоне (1477–1510) - итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения («Спящая Венера», «Юдифь»).

Джотто ди Бондоне (1266–1337) - итальянский художник, родоначальник живописи нового времени («Оплакивание Христа»).

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386–1466) - итальянский скульптор, один из «отцов» Возрождения.

Дюрер Альбрехт (1471–1528) - немецкий живописец и график эпохи Возрождения, теоретик искусства (автопортреты, «Мадонна с младенцем», гравюры).

Кандинский Василий Васильевич (1866–1944) - русский живописец и график, авангардист, один из основоположников абстрактного искусства.

Канова Антонио (1757–1822) - итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре.

Караваджо Микеланджело да (Микеланджело Меризи Караваджо) (1571–1610) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко.

Кипренский Орест Адамович (1782–1836) - русский живописец и рисовальщик, представитель романтизма (портреты А. С. Пушкина).

Клодт Петр Карлович (1805–1867) - русский скульптор, представитель классицизма, анималист (кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

Коровин Константин Алексеевич (1861–1939) - русский живописец и театральный художник, тонкий мастер пленэрной живописи, близкий к импрессионизму.

Крамской Иван Николаевич (1837–1887) - русский живописец, передвижник, учитель И. Е. Репина («Майская ночь»). Мастер психологического портрета, раскрывающего сложные душевные движения («Незнакомка»).

Кранах Лукас Старший (1472–1553) - немецкий живописец и график, сочетавший художественные принципы Возрождения с готической традицией, блестящий портретист.

Куинджи Архип Иванович (1841–1910) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Работы Куинджи демонстрируют декоративную звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения («Ночь на Днепре»).

Ларионов Михаил Федорович (1881–1964) - русский живописец, авангардист, абстракционист, создатель так называемого лучизма.

Левитан Исаак Ильич (1860–1900) - русский живописец-передвижник, пейзажист, создатель «пейзажа настроения», раскрывающего тонкие нюансы состояний природы («Над вечным покоем»).

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) - русский портретист XVIII в., мастер парадных портретов.

Леонардо да Винчи (1452–1519) - итальянский художник, скульптор, архитектор и ученый. Воплотил идеал женской красоты во всемирно известном полотне «Джоконда» («Мона Лиза»).

Лисипп (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401–1428) - итальянский живописец, в своих работах стремился воплотить представление о совершенстве человека.

Малевич Казимир Северинович (1878–1935) - русский художник-абстракционист («Черный квадрат»), основоположник супрематизма.

Мане Эдуард (1832–1883) - французский художник, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его работы отличают свежесть и острота восприятия действительности («Концерт в Тюильри»).

Матисс Анри (1869–1954) - французский живописец, график, утверждавший орнаментальный стиль в витражах, гравюрах, литографиях, основатель фовизма.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) - итальянский живописец, скульптор и архитектор («Давид», роспись Сикстинской капеллы в Риме).

Мирон из Элевтер (V в. до н. э.) - греческий скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Самое известное произведение Мирона - «Дискобол».

Модильяни Амедео (1884–1920) - итальянский живописец. Для работ Модильяни характерна музыкальная изысканность силуэта и цвета, лаконичность композиции.

Моне Оскар Клод (1840–1926) - французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Мунк Эдвард (1863–1944) - норвежский живописец и график, один из основоположников экспрессионизма («Крик»).

Мухина Вера Игнатьевна (1889–1953) - советский скульптор-монументалист («Рабочий и колхозница»).

Перов Василий Григорьевич (Криденер) (1834–1882) - русский живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок» («Тройка», «Портрет Ф. М. Достоевского», «Охотники на привале»).

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939) - русский советский живописец («Купание красного коня»), символист, романтик.

Пикассо Пабло Руис (1881–1973) - французский художник, работал в нескольких направлениях - кубизм, реализм и др. Создал произведения, полные боли и протеста («Герника»), автор знаменитого «Голубя мира».

Пиросмани Нико (1862–1918) - грузинский художник-примитивист. Писал групповые портреты, вывески, остро передающие ощущение полноты и радости жизни.

Пракситель (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н. э. Автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известны по римским копиям или по описаниям античных авторов.

Пуссен Никола (1594–1665) - французский живописец, представитель школы классицизма («Пейзаж с Полифемом»).

Рафаэль Санти (1483–1520) - итальянский живописец и архитектор, полотна которого отличает классическая ясность и величественная одухотворенность. Прославлял земное бытие человека, гармонию его душевных и физических сил («Сикстинская мадонна»).

Рейнолдс Джошуа (1723–1792) - английский живописец и теоретик искусства. Виртуозный портретист («Дж. О. Хитфилд»), писал также на исторические и мифологические темы.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) - голландский живописец, рисовальщик, офортист. Писал сложные по психологической структуре сцены, портреты («Ночной дозор», «Даная»).

Ренуар Огюст (1841–1919) - французский живописец, график и скульптор, близкий к импрессионистам. Воспевал чувственную красоту и радость бытия.

Репин Илья Ефимович (1844–1930) - русский и украинский живописец. Раскрывал духовную красоту народа, его вольнолюбие («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали»).

Рерих Николай Константинович (1874–1947) - русский художник, с 1920-х годов жил в Индии, философия которой оказала громадное влияние на его творчество.

Роден Огюст (1840–1917) - французский скульптор, новатор формы («Мыслитель», «Граждане Кале»).

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) - выдающийся русский живописец. Среди работ художника - тонкие по живописи, поэтические портреты, проникнутые осознанием духовной и физической красоты человека.

Рубенс Петер Пауль (1577–1640) - фламандский живописец. Его пейзажи проникнуты ощущением могучих природных сил. Сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов») проникнуты демократическим духом.

Рублев Андрей (ок. 1360-ок. 1430) - великий русский живописец, иконописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Работы Рублева проникнуты глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью («Троица», роспись многих соборов, иконы).

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Передавал поэтическую красоту и значительность обыденных мотивов («Грачи прилетели»).

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880–1972) - армянский художник. Мастер жизнеутверждающего, эмоционального пейзажа, яркого и декоративнообобщенного по манере («Долина Арарата», «Армения»), острого психологического портрета и праздничного по колориту натюрморта.

Сезанн Поль (1839–1906) - французский живописец, постимпрессионист («Берега Марны», «Персики и груши»).

Серов Валентин Александрович (1865–1911) - русский живописец и график, передвижник. Ранние произведения («Девочка с персиками») отличаются свежестью и богатством колорита.

Снейдерс Франс (1579–1657) - фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко («Петушиные бои», «Торговка фруктами»).

Суриков Василий Иванович (1848–1916) - русский художник-передвижник, многие полотна посвящены переломным моментам русской истории («Боярыня Морозова» и др.). Мастер портрета.

Тинторетто (Робусти) Якопо (1518–1594) - итальянский живописец, один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Тициан (Тициане Вечеллио) (1476–1576) - итальянский живописец, глава венецианской школы. Его произведения отличаются жизнерадостностью, многогранностью восприятия жизни («Венера и Адонис», «Даная»), а в более поздних произведениях - напряженным драматизмом.

Торвальдсен Бертель (1768–1844) - датский скульптор, представитель классицизма. Скульптурам Торвальдсена свойственна пластическая завершенность, сдержанность и идеализация образов («Ясон»).

Тропинин Василий Андреевич (1776–1857) - русский живописец, мастер романтического портрета.

Тулуз-Лотрек Анри де (1864–1901) - французский график и живописец, постимпрессионист.

Фидий (V в. до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Творчество Фидия считается одним из высших достижений античного искусства (статуи Афины, Зевса Олимпийского).

Хокусай Кацусика (1760–1849) - японский живописец и рисовальщик, мастер цветной ксилографии.

Челлини Бенвенуто (1500–1571) - итальянский скульптор, архитектор и писатель. Один из известнейших представителей маньеризма.

Шагал Марк (1887–1985) - французский художник, последователь сюрреализма. Большинство его образов навеяно русскими и еврейскими народными мотивами.

Шишкин Иван Иванович (1832–1898), русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894–1895) Академии художеств. Член-учредитель «Товарищества передвижных художественных выставок».

Эшер Морис Корнелис (1898–1972) - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов.

Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) - русский живописец-передвижник. Портреты, пейзажи, жанровые сцены («Кочегар», «Старое и молодое»), отличаются драматизмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Если вы думаете, что все великие художники остались в прошлом, то вы даже не представляете, насколько сильно ошибаетесь. В этой статье вы узнаете о самых известных и талантливых художниках современности. И, поверьте, их работы засядут в вашей памяти не менее глубоко, чем работы маэстро из прошлых эпох.

Wojciech Babski

Войцех Бабски – современный польский художник. Закончил учебу в Силезском политехническом институте, но связал себя с . В последнее время рисует, в основном, женщин. Фокусируется на проявлении эмоций, стремится к получению как можно большего эффекта простыми средствами.

Любит цвет, но часто использует оттенки черного и серого, для достижения наилучшего впечатления. Не боится экспериментировать с разными новыми техниками. В последнее время набирает всё большую популярность за рубежом, в основном, в Великобритании, где с успехом продает свои работы, которые уже можно найти во многих частных коллекциях. Кроме искусства интересуется космологией и философией. Слушает джаз. В настоящее время живет и работает в городе Катовице.

Warren Chang

Уоррен Чанг – современный американский художник. Родился в 1957 году и вырос в Монтерее, штат Калифорния, с отличием окончил колледж дизайна Арт-центр в Пасадене в 1981 году, где получил степень бакалавра изобразительных искусств в области . В течение следующих двух десятилетий он работал в качестве иллюстратора для различных компаний в Калифорнии и Нью-Йорке, прежде чем в 2009 году начать карьеру профессионального художника.

Его реалистичные картины можно разделить на две основные категории: биографические интерьерные картины и картины, изображающие работающих людей. Его интерес к подобной манере живописи уходит своими корнями к творчеству художника 16-го века Яна Вермеера, и распространяется на предметы, автопортреты, портреты членов семьи, друзей, учеников, интерьеры студии, класса и дома. Его цель заключается в том, чтобы в своих реалистичных картинах создать настроение и эмоции с помощью манипуляции светом и использовании приглушенных цветов.

Чанг стал известен после перехода к традиционному изобразительному искусству. За последние 12 лет он заработал множество наград и почетных званий, самая престижная из них – Master Signature от ассоциации художников маслом Америки, крупнейшего сообщества художников маслом в Соединенных Штатах. Лишь один человек из 50, удостаивается возможности получить эту награду. В настоящее время Уоррен живёт в Монтерее и работает в своей студии, также он преподаёт (известен как талантливый педагог) в Академии искусств Сан-Франциско.

Aurelio Bruni

Аурелио Бруни – итальянский художник. Родился в городе Блера, 15 октября 1955 года. Получил диплом по специальности сценография в институте искусства в Сполето. Как художник он самоучка, так как самостоятельно “возводил дом знаний” на фундаменте, заложенном ещё в школе. Рисовать маслом начал в возрасте 19 лет. В настоящее время живёт и работает в Умбрии.

Ранняя живопись Бруни уходит своими корнями в сюрреализм, но со временем он начинает ориентироваться на близость лирического романтизма и символизма, усиливая это сочетание изысканной утонченностью и чистотой своих персонажей. Одушевленные и неодушевленные объекты приобретают равное достоинство и выглядят, почти, гиперреалистично, но, при этом, не скрываются за занавесом, а позволяют увидеть суть своей души. Многогранность и изысканность, чувственность и одиночество, задумчивость и плодотворность являются духом Аурелио Бруни, питаемым великолепием искусства и гармонией музыки.

Alekasander Balos

Алкасандр Балос – современный польский художник, специализирующийся в области масляной . Родился 1970 года в Гливице, Польша, но с 1989 года живёт и работает в США, в городе Шаста, штат Калифорния.

В детстве он изучал искусство под руководством своего отца Яна, художника-самоучки и скульптора, поэтому уже с раннего возраста, художественная деятельность получила полную поддержку со стороны обоих родителей. В 1989 году, в возрасте восемнадцати лет, Балос уехал из Польши в США, где его школьный учитель и по совместительству художник Кэти Гагглиарди побудила Алкасандра поступить в художественную школу. Затем Балос получил полную стипендию университета в Милуоки Висконсин, где он учился живописи у профессора философии Гарри Розина.

После завершения учёбы в 1995 году и получения степени бакалавра Балос переехал в Чикаго, чтобы поступить на учёбу в школе изобразительного искусства, чьи методы основываются на творчестве Жака-Луи Давида. Фигуративный реализм и портретная живопись составляли большую часть работ Балоса в 90-х и начале 2000-х годов. Сегодня Балос использует человеческую фигуру для того, чтобы подчеркнуть особенности и показать недостатки человеческого бытия, не предлагая, при этом, никаких решений.

Сюжетные композиции его картин предназначены для того, чтобы быть самостоятельно интерпретированными зрителем, только тогда полотна приобретут свой истинный временной и субъективный смысл. В 2005 году художник переехал в Северную Калифорнию, с тех пор тематика его работ значительно расширилась и теперь включает в себя более свободные методы живописи, включая абстракцию и различные мультимедийные стили, помогающие выражать идеи и идеалы бытия через живопись.

Alyssa Monks

Алисса Монкс – современная американская художница. Родилась в 1977 году, в Риджвуде, Нью-Джерси. Начала интересоваться живописью, когда была ещё ребенком. Училась в Новой Школе в Нью-Йорке и Государственном университете Монклер, а окончив в 1999 году Бостонский колледж, получила степень бакалавра. Одновременно она изучила живопись в академии Лоренцо Медичи во Флоренции.

Затем продолжила учёбу по программе на степень магистра в нью-йоркской Академии Искусства, на кафедре Фигуративного Искусства, окончила его в 2001 году. В 2006 году она закончила колледж Фуллертона. Некоторое время читала лекции в университетах и образовательных учреждениях по всей стране, преподавала живопись в нью-йоркской Академии Искусства, а также Государственном университете Монклер и Колледже Академии Искусств Лайма.

“Используя фильтры, такие как стекло, винил, вода и пар, я искажаю человеческое тело. Эти фильтры позволяют создавать большие площади абстрактного дизайна, с проглядывающими сквозь них островами цвета – частями человеческого тела.

Мои картины меняют современный взгляд на уже сложившиеся, традиционные позы и жесты купающихся женщин. Они могли бы многое рассказать внимательному зрителю о таких, казалось бы, самих собой разумеющихся вещах, как польза плаванья, танцев и так далее. Мои персонажи прижимаются к стеклу окна душевой кабины, искажая собственное тело, осознавая, что тем самым влияют на пресловутый мужской взгляд на обнажённую женщину. Толстые слои краски смешаны так, чтобы издалека подражать стеклу, пару, воде и плоти. Однако вблизи становятся очевидны восхитительные физические свойства масляной краски. Экспериментируя со слоями краски и цветом, я нахожу момент, когда абстрактные мазки становятся чем-то еще.

Когда я только начала рисовать человеческое тело, я сразу была очарована и даже стала одержима им и считала, что должна была делать свои картины как можно более реалистичными. Я “исповедовала” реализм, пока он не начал распутывать и вскрывать противоречия в самом себе. Сейчас я исследую возможности и потенциал манеры письма, где встречаются представительская живопись и абстракция – если оба стиля могут сосуществовать в один и тот же момент времени, я это сделаю”.

Antonio Finelli

Итальянский художник – “Наблюдатель времени ” – Антонио Финелли родился 23 февраля 1985 года. В настоящее время живет и работает в Италии между Римом и Кампобассо. Его работы были выставлены в нескольких галереях в Италии и за рубежом: Риме, Флоренции, Новара, Генуя, Палермо, Стамбуле, Анкаре, Нью-Йорке, также их можно найти в частных и государственных коллекциях.

Рисунки карандашом “Наблюдателя времени ” Антонио Финелли отправляют нас в вечное путешествие по внутреннему миру человеческой временности и связанному с ним скрупулезным анализом этого мира, главным элементом которого является прохождение сквозь время и наносимые им на кожу следы.

Финелли пишет портреты людей любого возраста, пола и национальности, выражения лиц которых свидетельствуют о прохождении сквозь время, также художник надеется отыскать свидетельства беспощадности времени на телах своих персонажей. Антонио определяет свои произведения одним, общим названием: “Автопортрет”, потому что на своих карандашных рисунках он не просто изображает личность, но позволяет зрителю созерцать реальные результаты прохождения времени внутри человека.

Flaminia Carloni

Фламиния Карлони – итальянская художница 37-ми лет, дочь дипломата. У нее трое детей. Двенадцать лет жила в Риме, три года в Англии и Франции. Получила диплом в области истории искусства в школе искусств BD. Затем получила диплом по специальности реставратор произведений искусства. Прежде чем найти свое призвание и полностью посвятить себя живописи, она работала как журналист, колорист, дизайнер, актриса.

Страсть к живописи у Фламинии возникла ещё в детстве. Её основная среда – масло, потому что она любит “coiffer la pate” и также играть с материалом. Подобную технику она узнала в работах художника Паскаля Торюа. Фламиния вдохновлена великими мастерами живописи, такими как Бальтюса, Хоппер, и Франсуа Легран, а так же и различными художественными движениями: стрит-арт, китайский реализм, сюрреализм и реализм эпохи Возрождения. Её любимый художник Караваджо. Её мечта открыть терапевтическую силу искусства.

Denis Chernov

Денис Чернов – талантливый украинский художник, родился в 1978 году в Самборе, Львовская область, Украина. После окончания Харьковского художественного училища в 1998 году остался в Харькове, где в настоящее время живет и работает. Также он учился в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, кафедра график, окончил её в 2004 году.

Он регулярно участвует в художественных выставках, на данный момент их состоялось более шестидесяти, как в Украине, так и за рубежом. Большинство работ Дениса Чернова хранятся в частных коллекциях в Украине, России, Италии, Англии, Испании, Греции, Франции, США, Канаде и Японии. Некоторые работы были проданы на “Кристис”.

Денис работает в широком диапазоне графических и живописных техник. Рисунки карандашом – один из самых любимых им методов живописи, список тем его карандашных рисунков также весьма разнообразен, он пишет пейзажи, портреты, ню, жанровые композиции, книжные иллюстрации, литературные и исторические реконструкции и фантазии.

Графика – самый древний вид изобразительного искусства. Первыми графическими работами считаются наскальные рисунки первобытного человека, отображающие его взгляд на окружающий мир. Папирусные книги древних египтян содержали графические символы (иероглифы) и иллюстрации. С античных времен до нас дошли прекрасные образцы графики в виде росписей на вазах и керамических сосудах.

Долгое время к графике относили только письмо и каллиграфию. В средние века широкое распространение получила книжная графика: рукописные книги украшались великолепными рисунками и миниатюрами, а создание шрифтов превращается в отельную область искусства.

Выдающиеся графики и их известные работы

Величайший мастер западноевропейского Ренессанса Альбрехт Дюрер является одним из основателей гравюры. Его самые знаменитые работы на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия» (1514).

Великий итальянский художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был неподражаемым рисовальщиком. Его огромное графическое наследие включает: подготовительные рисунки к картинам, изображения животных и растений, иллюстрации к техническим разработкам, рисунки к трактатам.

Техника и виды графики

Основу всех видов графического искусства составляет рисунок. Обычно графическое изображение выполняется на листе бумаги, которая играет роль пространства. Для создания своих работ художник может использовать целый арсенал средств: карандаш, шариковую ручку, уголь, чернила, тушь, сангину (красно-коричневые карандаши, изготовленные из каолина и оксидов железа), цветной мел, соус (одна из разновидностей пастели), акварель, гуашь.

Главным инструментом европейского рисунка в эпоху поздней готики и Ренессанса было перо. В конце 17 века стали использовать графитовые карандаши для создания рисунков, чертежей, зарисовок. В графике практически не применяют холст, так как акварельные краски и гуашь на него плохо ложатся. Цвет в графических изображениях применяется значительно меньше, чем в живописных работах. Главные изобразительные средства графики – линия, пятно, светотень, штрих и точка.

Графика обладает таким же большим разнообразием жанров, как и живопись. Но здесь чаще встречаются жанр портрета и пейзаж, в меньшей степени – натюрморт, исторический, бытовой и другие. Графику традиционно делят на монументальную (плакат, настенная графика), станковую (рисунок и эстамп), книжную (иллюстрации, открытки), а также компьютерную графику, которая, однако, стоит в стороне, так как не использует традиционные материалы.

Искусство графики отличается большим разнообразием техник, которые художник использует в чистом виде или в различных сочетаниях. По технике графика бывает двух видов: рисунок и печатная графика (эстамп). Рисунок создается только в единственном экземпляре. В древности художники использовали папирус, пергамент, а с 14 века стали рисовать уже на бумаге.

Печатная графика наоборот существует во многих экземплярах. Для тиражирования используют гравюру – рисунок на твердом материале, который покрывается краской, а затем отпечатывается на листе бумаги. В зависимости от материала различают разные виды и техники гравюры: ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (рисунок, вырезанный на линолеуме), офорт (гравюра на металле), литография (гравюра на камне). С появлением гравюры возникла печатная книга и стала развиваться книжная графика. Сегодня развитие графики не останавливается, появляются новые жанры и техники, но, как и в древние времена, графика остается важной составляющей изобразительного искусства в нашей жизни.