Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства. Что такое музыка

Музыка как вид искусства. Своеобразие музыкального искусства

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Музыка - это искусство. Музыка обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Искусство - это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах. Художественный образ - то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности. Художественный образ - «ядро», «сердце» произведения искусства.

Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.

Одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главнуюже основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей (музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни).

В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Сила воздействия музыки на человека заключается в ее способности в определенные моменты сближать людейв едином настроении, переживаний, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством»

При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительностии помогает ее преобразованию, изменению. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия,организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку.

К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперуи др.

Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскрывающей ее содержание. Программой может служить заглавие,указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение. В качестве примера можно привести фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», произведения малых форм и написанные для детей, других композиторов («Клоуны» Д. Кабалевского, «Весенний ручей» А. Живцова и пр.). Автор музыки, предлагая заглавие, ориентирует воображение слушателя и исполнителя в определенном направлении.

Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

Знание программы - необходимое условие адекватного восприятия музыкального произведения. «Музыка (программная) дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разнообразных идей, образов, событий, но лишь при одном условии: если само это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием, как может быть никаким другим путем. В этом мощь музыки, в этом ее великое познавательное значение».

К непрограммным инструментальным произведениям относятся, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т.д. Содержание непрограммной музыки составляют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживаний, но отражает через эмоции. Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства. Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

Особенности музыки как искусства, по мнению Н. Ветлугиной:

Возможность отображать пе­реживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе - песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе.

Другая особенность музыки - объединить людей в еди­ном переживании, стать средством общения между ними

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими про­изведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Еще одна ее особен­ность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея опреде­ленный опыт слушания.

Еще одна особенность музыки - воздей­ствовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав неж­ный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция поз­воляет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Музыка - самое сложное из искусств. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмо­ций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе дела­ют содержание и язык музыки закрытым для че­ловека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художест­венных образов, а значит, дать возможность их пережить.

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- M.; Л., 1947. - С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц-путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн-умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспроизведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например, траурная музыка воспринимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. По слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием! средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер -спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа; бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки^ так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, i непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами. I

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. | Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как Позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: ABA.

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее «торое появление обозначается как А1. В этом случае трехчастная форма может быть представлена схемой ABA1.

Повтор связан с другим принципом-к онтрасто м, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, может звучать как противопоставление. Так, например, если первая часть была полна беззаботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т.д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) контрастных элементов или раздел формы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с I юмощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музыкальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Люди не могут жить без музыки. Они слушают музыку везде, даже в лесу, когда они гуляют и прислушиваются к пению птиц. Музыку условно разделяют на классическую и современную. Классическая музыка требует хорошего понимания, иначе она может показаться скучной и неинтересной. Большинство людей предпочитают современную музыку: поп, рок, диско, рэп, техно и т. д.

Чтобы сделать музыкальное произведение более выразительным, ее создатели часто используют различные языковые стили. Несмотря на общность подавляющего большинства языковых средств, каждый языковой стиль имеет свои языковые различия, обладающие некоторыми специфическими средствами выражения.

Рассмотреть основные виды и жанры, проанализировать особенности использования языковых средств в песнях различных стилей на английском языке, - является целью данной работы.

Выбор темы нашей работы обусловлен недостаточной информацией о языковых особенностях современной массовой музыкальной культуры, а также возросшим сегодня интересом молодежи к наиболее популярным и современным видам и жанрам музыкальной культуры.

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и приложения. Первая глава посвящена вопросу о роли музыки в жизни общества. В данной главе рассматриваются особенности музыки как вида искусства. Во второй главе мы обращаемся к современной массовой музыкальной культуре и раскрываем ее основные виды и жанры. В третьей главе мы анализируем особенности реализации языковых стилей в текстах песен на английском языке через использование специфических средств выражения. В приложении мы приводим примеры текстов песен по нашей теме.

Нами использовались такие методы исследования, как наблюдение, сравнительный анализ, сопоставление.

Был использован широкий круг материалов по нашей теме.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлению и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами. Музыка сближает людей в их стремлениях к дружбе, миру, сливает в единый поток их мысли, чувства. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не толь размышлять, но и сопереживать. Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании народа. Она помогает людям научиться ценить и понимать прекрасное, обогащает интеллект, чувства.

Существуют инструментальные и вокальные музыкальные сочинения. Ученые утверждают, что человечество существует на земле около миллиона лет. А когда у людей появилась музыка? Первые инструменты, по мнению исследователей, появились одновременно с возникновением речи, а значит, язык слов и язык музыки формировались параллельно, дополняя и обогащая друг друга. На первых порах музыка выступает в тесной связи с трудовыми процессами. Другая причина возникновения музыки заключается в извечной потребности человека изливать свои чувства, настроения в мелодиях, то есть возникновение музыки обусловлено эмоциональной природой человека.

Музыка - это искусство, а, следовательно, это одна из форм общественного сознания. Как и всякое искусство, музыка отображает жизнь в художественных образах. Музыка - искусство звуковое. Она может вызвать в человеке мысль о величии и красоте природы, о жизненных бурях и трагедиях, она воспевает волю и мужество героя, вступающего в борьбу со стихиями, заставляет слушателя оплакивать его гибель или ликовать по случаю победы. Музыка способна раскрыть самые сокровенные порывы души, чувства и настроения человека. Поэтому музыка называется искусством выразительным. Еще одна особенность музыки - исполнение. Чтобы музыкальное произведение стало известно людям, оно должно быть исполнено. В музыке также важна связь слуховых впечатлений с человеческой речью. Основные музыкальные закономерности определяются прежде всего выразительностью человеческой речи, ее ритмикой, темпом, характером.

Профессиональная музыка очень разнообразна. Так называемая легкая, развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фон повседневной жизни. Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Классическое произведение обращается к вечным вопросам бытия. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. Особая сфера классической музыки - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека. Еще одна важная область профессионального творчества - джаз и рок-музыка. Они передают восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны и общественные катастрофы. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие же, напротив, требуют серьезного, подготовленного слушателя.

Глубокое понимание музыки требует от слушателя определенного усилия, но как много обретает человек, сделавший это усилие! Перед ним открывается чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворенностью. Этот мир открыт людям, главное - слушать музыку.

Глава 2. Современная массовая музыкальная культура. Виды и жанры

2. 1. Джазовая музыка

Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли, конечно, предвидеть, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит мир и распространится почти на всех континентах. Это музыка - джаз. У первых переселенных в Америку рабов эти песни и ритмы еще мало чем отличались от африканского пения. Со временем память об африканской музыке стиралась, чему значительно способствовало то, что миссионеры обучали их религиозным гимнам. Однако негры пели эти мелодии по-своему. Фактически это уже был спиричуэлс, то есть религиозные негритянские песни. Понятно, что негритянская музыка развивалась обособленно, лишь мимолетно и поверхностно соприкасаясь с музыкой белых. В этот период расцветает народная песня американских негров - блюз. Блюз - это жалоба, крик протеста. Музыка была тосклива, но не слишком. В них поется об обманутой любви, о нужде, о тяжелой работе. На основе блюзов и спиричуэле возникает джаз - оркестровое переложение народных и религиозных песен негров США. Термин jazz (первоначально jass) не встречался до рубежа XIX - XX вв. , он может происходить и от французского jaser (со значением «болтать», которое сохранилось в американском сленге: jazz - «враки», «брехня»), и от какого-либо слова на одном из африканских языков. В высших кругах Нового и Старого Света слово, которое впоследствии стало чисто музыкальным термином, ассоциировалось с чем-то шумным, грубым, грязным. Джаз появился в результате длительного взаимодействия различных пластов музыкальной культуры на всей территории Северной Америки, везде, где негритянским рабам из Африки (в основном - Западной) приходилось осваивать культуру своих белых хозяев. Это и религиозные гимны - спиричуэле, и самая распространенная форма бытовой музыки (духовой оркестр), и сельский фольклор (у негров - скиффл), а главное - салонная фортепианная музыка ragtime - регтайм (буквально «рваный ритм»). Существует несколько видов джазовой музыки.

2. 1. 1. Африканский фольклор

К африканскому фольклору относят следующие жанры песен: а)Уорк-сонг/Work Song (англ. , трудовая песня) - тип трудовой песни, один из наиболее ранних архаических жанров афроамериканского фольклора. Связан с африканскими истоками в большей степени, чем все другие негритянские фольклорные жанры. Отличительной чертой уорк-сонга является присущая ему социальная функция - сопровождение и ритмическая организация трудового процесса.

б)Спиричуэлс/Spiritual (духовный) - архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосных фольклорных негритянских песен-гимнов, исполнявшийся в вопросно-ответной манере еще на заре колониальной эпохи, а в XIX в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосья.

в)Блюз/Blues (от to feel blue - быть печальным или от blue devils меланхолия, хандра. Blues - первоначально собирательное множественное число, обозначающее состояние грусти, тоски, уныния) - традиционный жанр афроамериканской музыки, являющийся одним из высших достижений негритянской музыкальной культуры. Блюз - сольная (редко - дуэтная) песня, особенность которой в вокально-инструментальном характере. Унаследованный от Африки формообразующий принцип - краткий вопрос солиста и такой же краткий ответ хора в блюзе перешел в вокально-инструментальный принцип: автор-исполнитель задает вопрос, и сам же отвечает, чаще всего на гитаре.

г)Регтайм/Ragtime (от «разорванное время») - самобытный американский жанр, сложившийся в последней четверти XIX века в сфере фольклорного музицирования под влиянием некоторых архаических разновидностей негритянской инструментальной музыки, а также песен кунсонг и танцев кейкуок. В распространении и развитии регтайма ведущая роль принадлежала белым музыкантам.

2. 1. 2. Традиционный джаз и свинг Традиционный джаз.

а)Архаический (ранний) джаз/Arhic (early) jazz - обозначение наиболее старых, традиционных типов джаза. В джазе его истоки слились в единое русло, что произошло во второй половине 19 и начале 20 в. Нередко отдельные потоки произвольно соединялись между собой: так, согласно одной из африканских традиций, духовые оркестры по дороге на кладбище играли похоронные марши, а на обратном пути – веселые танцы. В пивных бродячие авторы-исполнители блюзов пели под аккомпанемент фортепиано, типично салонные европейские оркестры включали в свой репертуар песни и танцы их, кейкуоков (или кекуоков, cake-walk - танец под музыку регтайма). Европа узнала регтайм именно как аккомпанемент к последнему. Все эти комбинации условно называют архаическим джазом.

б)Классический джаз/Classic jazz - общее название стилей, развившихся на основе архаического джаза. Классический период датируется приблизительно 1890 – 1929 годами. Завершился он началом «свинговой эры». Моменты наивысшего расцвета классического джаза - около 1917 года (Новый Орлеан) и вторично в середине 20-х годов (Чикаго). Считается, что наиболее благоприятные обстоятельства сопутствовали формированию джаза в портовом городе Новом Орлеане. В Новом Орлеане бок о бок сосуществовали две афро-американские культуры: это пользовавшиеся относительными свободами креолы (франкоязычные негры, как правило католики) и освобожденные после Гражданской войны в США рабы англосаксов-протестантов. Креолы имели доступ к европейской по происхождению классической культуре, чего, скажем, в пуританской Новой Англии были лишены даже выходцы из Европы. Духовые оркестры в Новом Орлеане, как и в Европе, составляли неотъемлемую часть городского быта. Но в афро-американской среде духовой оркестр радикально преобразился. С ритмической точки зрения, музыка их была столь же примитивной, сколь и европейские танцы и марши, и не имела ничего общего с будущим джазом. Основной мелодический материал был рационально и компактно распределен между тремя инструментами: все три играли одну и ту же тему - корнет (труба) вел ее более или менее близко к оригиналу, подвижный кларнет как бы извивался вокруг основной мелодической линии, а тромбон время от времени вставлял редкие, но веские реплики. Руководителями самых знаменитых не только в Новом Орлеане, но и во всем штате Луизиана ансамблей были Банк Джонсон, Фредди Кеппард и Чарльз «Бадди» Болден. Параллельно формировалась джазовая среда в Чикаго, где осели многие новоорлеанцы после того, как в 1917 США вступили в Первую мировую войну и в Новом Орлеане был введено военное положение. Особенную известность получил «Creole Jazz Band» трубача Джо «Кинга» Оливера. Известность «Креольскому джаз-банду» принесло слаженное исполнение сразу двух корнетов - самого Оливера и его молодого ученика Луи Армстронга. Первые пластинки Оливера - Армстронга, записанные в 1923 со знаменитыми «брейками» двух корнетов, - стали классикой джаза.

В 1920-е годы начинается «век джаза». Луи Армстронг утверждает приоритет солиста-импровизатора со своими ансамблями «Hot Five» и «Hot Seven»; в Новом Орлеане получает известность пианист-композитор Джелли Ролл Мортон. Нью-Йорк начинает гордиться собственными джазовыми силами - гарлемскими оркестрами Флетчера Хендерсона, Луиса Рассела (с обоими работал сам Армстронг) и Дюка Эллингтона, перебравшегося сюда в 1926 из Вашингтона и быстро завоевавшего ведущее положение в знаменитом Коттон-клубе. Именно в 1920-е годы постепенно формируется главный принцип джаза - не форма, а импровизация. Считается, что в новоорлеанском джазе / диксиленде она носит коллективный характер, хотя это не совсем точно, так как фактически исходный материал (тема) еще не отделяется от своей разработки.

в) Классический свинг/Classic swing. Утвердившись как самостоятельный жанр, джаз неизбежно породил серию ответвлений. Самым заметным из них стал свинг, который представлял собой джаз, аранжированный для биг-бендов - больших оркестров, т. е. эстрадно-танцевальных оркестров, состав которых был расширен по сравнению с традиционным. Классический свинг - зрелый свинговый стиль периода 1930 - 1944 годов. Является новой, более высокой ступенью развития раннего свинга. Свинг достиг расцвета в 1938 - 1942 годах, после чего начал постепенно утрачивать свое доминирующее значение в связи с выдвижением на первый план современного джаза. «Королем свинга» называют Бенни Гудмена. Его карьера началась с нескольких аранжировок Флетчера Хендерсона. Но даже негритянские историки признают, что оркестр Гудмена, первоначально состоявший из белых музыкантов, играл лучше, чем оркестр самого Хендерсона. В 50-е годы произошло некоторое возрождение классического свинга в его традиционной и модернизированной формах.

2. 1. 3. Современный джаз.

Современный джаз/ Modern jazz - общее обозначение стилей и направлений джаза, возникших после окончания периода классического стиля и «эры свинга» (с конца 30-х годов до нашего времени). Первым стилем современного джаза считается боп.

а) Боп/Вор - джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х годов. Боп пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление негритянского джаза малых ансамблей. Важнейшие тенденции, характеризующие боп, - модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импровизации, новаторство в области мелодии, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Совершенно новой была внешняя форма - это была «музыка для музыкантов», никаких «указаний» танцующим в виде четкого ритма, громких аккордов в начале и конце, простых и узнаваемых мелодий в новой музыке не было. Музыканты играли популярные бродвейские песни и блюзы, но вместо знакомых мелодий этих песен нарочито пользовались импровизациями. Боп считается первым значительным стилем современного жанра. Считается, что трубач Гиллеспи первым назвал то, чем он занимался со своими коллегами, «рибоп» или «бибоп», или сокращенно - «боп».

б) Хард-боп/Hard bop (от «твердый, жесткий боп») - стилевая разновидность ист-коуст-джаза, возникшая вначале 50-х годов из бопа. Отличается экспрессивной, жесткой ритмикой, ориентацией на блюзовую традицию. Центральным коллективом хард-бопа был квинтет «Jazz Messengers».

в) Кул-джаз/Cool jazz (прохладный/холодный джаз) - стиль современного джаза, возникшего в конце 40-х годов. Он создан некоторыми негритянскими джазменами - боперами на основе достижений бопа, однако противоположен ему во многом. Прежде всего это проявилось в отходе от традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от присущей ему чрезмерной ритмической экспрессивности и подчеркнутой негритянской специфики. Новая музыка прижилась в элитарных клубах. Центральной фигурой этого времени становится «микрофонный» певец - Фрэнк Синатра. Еще один пианист, чье имя связывается с кулом, слепой Ленни Тристане первым стал использовать возможности студии звукозаписи (ускорение пленки, наложение одной записи на другую). Тристане первым записал свои спонтанные, не связанные формой квадрата, импровизации.

г) Прогрессив/Progressive (прогрессивный) - стилевое направление в джазе, возникшее в начале 40-х годов на основе традиций классического свинга и бопа. Преимущественно связано с практикой биг-бендов и больших оркестров симфонизированного типа.

д) Фри-джаз/Free jazz (свободный джаз) - стиль современного джаза, связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики и техники импровизации. Характерные черты фри-джаза: культ свободной индивидуальной или групповой импровизации, применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др. Уже в работе над одним из оркестровых альбомов трубача Дейвиса аранжировщик Эванс предложил трубачу импровизировать на основе не гармонической последовательности определенной продолжительности - квадрата, а определенного звукоряда - лада (mode), тоже не случайного, а извлеченного из той же темы, но не аккордового сопровождения, а скорее самой мелодии. Принцип модальности, до сих пор лежащий в основе всей профессиональной музыки Азии, открывал поистине безграничные возможности для обогащения джаза опытом мировой музыкальной культуры. И Дейвис с Эвансом не преминули им воспользоваться.

2. 2. Современная популярная поп - и рок-музыка.

Популярная, или поп-, музыка не так сложна, как классическая. Произведения популярной музыки меньше по размеру и обладают более простой фактурой. В далеком прошлом все виды музыки возникли из одних и тех же корней, классические жанры - из народных танцев, а популярные - из народных песен. Их пути разошлись в ту пору, когда классическая музыка постепенно развивалась и распространялась благодаря увеличению числа оркестров, возникновению оперных театров и, самое главное, появлению нотной записи. Что касается популярной музыки, то она не имела аудитории богатых слушателей и не могла соперничать с классической музыкой; это положение сохранялось вплоть до 19 в. На раннем этапе популярная музыка не выходила за рамки народной музыки: публику, не имевшую специального музыкального образования, но испытывавшую тягу к музыке, забавляли бродячие музыканты, менестрели и трубадуры. Устная традиция породила колоссальное разнообразие вариантов популярных народных песен. Когда позднее ученые заинтересовались музыкальным фольклором, в нотной записи фиксировался, обычно по чистой случайности, какой-то один из многих вариантов одной и той же песни.

Народная песня, как правило, обращалась к вечным темам. В отсутствие популярной прессы и издательств потребности широкой публики в литературных и, в меньшей степени, музыкальных сочинениях удовлетворялись простенькими и примитивно напечатанными историями - так называемыми «балладами-листовками». В 1650 в Лондоне был опубликован сборник Учитель танцев, составленный Джоном Плейфордом (1623-1686). С помощью друзей-музыкантов Плейфорд собирал танцевальные сельские мелодии, записывал их и снабжал своими объяснениями танцевальных па для использования на входивших в моду балах под открытым небом. Учитель танцев стал одним из основных источников для английского драматурга Джона Гея (1685-1732) и композитора Джона Пепуша (1667-1752), когда они работали над Оперой нищего. Примерно в конце 18 в. в Швейцарии изобрели первый механическое приспособление для извлечения мелодий - шарманку. Вдобавок широкое распространение получило пианино, причем небольшой клавишный инструмент для гостиной можно было приобрести по весьма скромной сходной цене. Издатели наладили выпуск фортепьянных пьес, сентиментальных по содержанию и часто нарочито эффектных по форме, со множеством красивых арпеджио, трудных лишь на первый взгляд, но вполне доступных для любителей. Появилось множество длинных песен, т. н. салонных баллад, которые в основном представляли собой просто «разбавленные» оперные арии, подражание таким композиторам, как Беллини и Доницетти. Отдельные попытки музыкальных издателей вроде Плейфорда и его последователей, изучавших сокровищницу народной музыки скорее интуитивно, нежели со знанием дела, постепенно склонили любителей популярной музыки к более последовательным действиям. Позднее этот труд вышел расширенным изданием под названием Популярная музыка нашей старины (1855-1859), что способствовало утверждению «популярной музыки» как самостоятельного жанра. Современная поп - и рок-музыка представлена несколькими жанрами. Вот некоторые из них: а) Кантри/Country (Country - сельский, деревенский) - выросшая из фольклорных истоков и представленная в США множеством стилей и направлений традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения сельских районов. Сложился данный вид музыки в начале XX в. в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Первоначально бытовала в сельских районах как музыка фермеров, сельскохозяйственных рабочих, лесорубов. Кантри стал направлением музыки, не поглощенным могучей волной рок-н-ролла. И проявился в творчестве таких популярных исполнителей, как Дж. Карсона (1868-1949), Р. Пакетта (1884-1946), Дж. Роджерса (1897-1933) и группа «Carter Family». Такие звезды кантри, как Х. Уильямс, Р. Экафф и Дж. Кэш упрочили статус жанра, сблизившись с рок-стилем, хотя и не переняв характерную для него агрессивность и громкость. У. Нелсон, П. Клайн, К. Уэллс, Т. Уайнетт, Р. Фоули, Э. Арнолд, Лоретта Линн и канадец Х. Сноу стали знаменитостями в эпоху, когда музыка кантри обрела свою собственную, отмеченную влиянием поп-музыки, фактуру. Среди других звезд традиционного варианта кантри можно назвать Д. Партон, Р. Миллера, Г. Брукса, Р. Макинтайр и Х. Уильямса-младшего.

б) Ритм-энд-блюз/Rhythm and blues (сокр. R & В) - блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 30-х годов, возникший под влиянием свинга. Он сочетает в себе элементы классического блюза, госпел-сонга, гарлемского джампа, танцевальной Быловой музыки негров. Ритм-энд-блюз считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К его модификациям относятся рок-н-ролл и твист.

в) Бит/Beat (удар) - в широком смысле - метроритмическая пульсация в музыке. В джазе тип бита определяется трактовкой метрической структуры такта, соотношением долевых и ритмических акцентов, степенью их совпадения или несовпадения. Как правило, строго организованному биту противопоставляется более свободная и гибкая ритмика. Постоянно возникающие микро смещения ритмических акцентов относительно долей такта усиливает впечатление импульсивности, внутренней конфликтности и напряженности музыкального движения.

г) Рок-музыка/Rock music (rock - качаться, трястись) - тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 20-30-х годов, ритм-энд-блюза, музыки кантри и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать использование электромузыкальных инструментов (например, электрогитар) и упор на четко выраженный ритм и громкость звучания. Рок-музыка - основная разновидность популярной музыки, возникла около 1954. В короткой истории рок-музыки четко прослеживаются два этапа: период рок-н-ролла (1954-1962) и период рока (с 1962 по настоящий момент). Рок-н-ролл обрел популярность в середине 1950-х годов. В основе рок-н-ролла три взаимосвязанных источника. Во-первых, музыка негритянских ритм-энд-блюзовых ансамблей - аналог более мягких и изысканных свинговых джаз-бандов. Название ритм-энд-блюз буквально описывает тот тип музыки, которую исполняли эти группы: основа мелодий - 12-тактовые формы сельского блюза, базирующиеся на тонических, субдоминантных и доминантных аккордах; ритмы резко синкопированы и сильно акцентированы, наиболее типичен фоновый бит - акцент на второй и четвертой доле размера 4/4. Вокалистам таких групп, чтобы перекрывать громкое звучание ансамбля, приходилось кричать; впоследствии такой стиль «выкрикиваемого» блюза стал общепринятой манерой рок-н-ролльных певцов. Во-вторых, важную роль в становлении рок-н-ролла сыграла церковная музыка негритянских вокальных групп, которые заимствовали певческую манеру и гармонии из традиции т. н. черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля - формула «вопрос - ответ»: солист (а в церкви - проповедник) произносит стих, и хор ему отвечает. В-третьих, Элвис Пресли, вместе с другими исполнителями, вроде Бадди Холли, Карла Перкинса и братьев Эверли, стихийно соединял элементы музыкальных стилей белого кантри-энд-вестерн, негритянского сельского блюза и ритм-энд-блюза. В раннем рок-н-ролле доминировали четкая ритмическая пульсация (бит), электрогитара, пронзительный тенор-саксофон и надрывно-исступленный вокал. Тематика песен вращалась вокруг повседневной жизни подростков: школа, родители, автомобили и особенно юношеская любовь. Косвенно, а нередко и прямо эта музыка бросала вызов общественным нормам.

д) Соул/Soul (душа) - это музыка в широком смысле вся негритянская музыка, которая связана с блюзовой традицией. Под этим понятием подразумевают также стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга (религиозная песня на евангелическую тематику). Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

е) Фанки/Funky (уклончивый) - стиль игры в современном джазе, отличавшийся максимально интенсивным блюзовым интонированием, тенденцией к существенному отклонению от равномерно-темперированного строя, экспрессивной хот-манерой звуковлечения, сквозным офф-битом, экстатичностью, указывающей на родство этого исполнительского стиля с архаической культовой музыкой негров. Фанки-стиль разработан музыкантами хард-бопа в конце 50-х - в начале 60-х годов.

2. 3. Современные молодежные музыкальные субкультуры.

а) Психоделический рок (Psychedelic rock) - стиль живой выразительной музыки, обычно с использованием электронного оборудования.

б) Панк-рок (Pank rock) - вид рок-музыки. Панк-рок, впервые заявивший о себе в 1970-е годы, вывел на сцену исполнителей в немыслимых нарядах и с немыслимыми прическами, которых мало заботила чистота языка и звука. Словечко punk («шпана») стало официальным термином в середине 1970-х для характеристики самого немузыкального варианта музыки. «Наше ремесло - не музыка, а хаос», - заявил один из адептов этого стиля. Постепенно у панк-групп вроде «Sex Pistols» - один из их хитов назывался «Анархия в Великобритании» («Anarchy in UK», 1976) - вошло в привычку во время выступлений постоянно двигаться по сцене.

в)Рэп (rap) - стиль музыки, который возник в середине 70-х гг. Его характерные черты: короткие фразы, четкий ритм. Рэп-музыка, потомок стиля калипсо, была скорее разговорным, нежели песенным жанром, который приводил в восторг своих молодых слушателей и шокировал их родителей, главным образом текстами, агрессивными и женоненавистническими. В 1980-е годы антиобщественные выпады таких рэп-групп, как «Public Enemy», «2 Live Crew» и «Beastie Boys», привели к тому, что в США власти обязали компании звукозаписи снабжать свою продукцию предупреждающими наклейками.

г)Техно (techno) - вид танцевальной музыки, который обычно исполняют на электронных инструментах. Характерные черты техно - «машинный» звук, иногда сопровождающийся вокалом.

д)Регги - вид музыки, некогда популярный в Вест-Индии. Музыка со строгим, жестким ритмом.

Помимо данных жанров современной массовой музыкальной культуры, существует танцевальная музыка. К ней относятся следующие виды: а)танцевальные модификации блюза: буги-вуги, джайв, джамп, рок-н-ролл, мэдисон, халли-галли, твист, шейк и др.

б)латиноамериканские танцы: самбо, румба, мамбо, болеро, танго, ча-ча-ча и др.

в)американский чечеточный танец тэп-данс.

Глава 3. Реализация языковых стилей и их особенности в музыкальных композициях разных жанров.

Чтобы сделать песню более выразительной, ее создатели часто используют различные языковые стили. Наука, которая изучает стили и употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется стилистика. С помощью данной науки мы можем научиться глубже понимать любое музыкальное произведение, оттенки мысли и чувства автора, развивать эмоциональную восприимчивость и эстетический вкус.

Функциональная стилистика изучает различные стили языка - научный, разговорный, деловой, поэтический, ораторский, публицистический. Границы между стилями не могут, разумеется, быть очень жесткими. Каждый стиль обладает своими специфическими особенностями в лексике и фразеологии, в синтаксических конструкциях, а иногда и в фонетике.

Языковым стилем большинства музыкальных композиций принято считать разговорный стиль.

В современных англоязычных странах нередки случаи, когда говорящие намеренно употребляют просторечные формы как народные, подчеркивая, таким образом, свою демократичность, принадлежность к народу. В песнях такие формы используются для этих же целей - для снижения стиля высказывания, придания иногда небрежности, иногда большей простоты и народности. В области лексики отмечается:

1)широкое употребление «сниженных» слов, то есть в первую очередь фамильярно-разговорных слов, а также слов сленга: «I hang with the guys».

тенденция к постоянной замене глаголов нейтрального или книжного типа глаголами с постпозитивными элементами: to take down, to take on, to saddle up, значительно чаще, чем в других стилях, употребляются специфические разговорные междометия типа hey! oh! why!

Синтаксис фамильярно-разговорного стиля имеет следующие отличительные черты:

1)преобладание в сложных предложениях бессоюзной связи над союзной: «Look at те. You may think you see who I really am. ».

2)широкое употребление эллипса (то есть выпадение из речи легко восстанавливаемых членов предложения). В частности, обычным является опущение местоимения-подлежащего: «Take a peace of my hear and go from the start».

Употребление повторов: «When will my reflection show who I am inside? When will my reflection show who I am inside?».

избыточное употребление вводных элементов типа indeed, sure, no about.

5)употребление сокращенных структурных вариантов перфектных форм с опущением вспомогательного глагола have: «. better show me what you got».

употребление двойного отрицания: «. You don"t need no diamond rings».

употребление усеченных слов: "cos = because, форм: "t = it, окончаний: dancin"= dancing.

8)употребление стяженных глагольных форм: gotta (=have got to), gonna(=am/is/are going to), wanna (=want to).

С фонетической стороны устная форма фамильярно-разговорного стиля отличается небрежностью произношения, иногда даже нарочитым употреблением диалектального произношения (feller = fellow). Употребление усеченной формы вспомогательных глаголов очень характерно для этого стиля: it"s, it isn"t, you"ve, we "II и. т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе подробно рассмотрены особенности музыки как вида искусства. Раскрыты основные виды и жанры современной музыкальной массовой культуры. Ознакомившись с этой работой, вы узнаете, каково основное деление современной массовой музыкальной культуры, а также каковы характерные особенности каждого из жанров.

В работе мы подробно остановились на сопоставительном анализе языковых особенностей музыкальных произведений. Мы проанализировали тексты песен основных музыкальных жанров и пришли к выводу, что музыкальные исполнители придерживаются фамильярно-разговорного стиля, более того, каждый из них использует сходные и различные приемы в произведениях. С одной стороны, наличие общих музыкальных конструкций помогает достичь мелодичности и ритмичности в песнях, а с другой, различие в преобладающих приемах у каждого из исполнителей способствует раскрытию авторского замысла преподнесения композиции, подчеркивает его неповторимость и индивидуальность.

Рассмотренные вопросы представляют интерес не только для любителей музыкального жанра, но и для музыкантов-профессионалов.

Музыка - высшее в мире искусство. (Лев Николаевич Толстой)

Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость". (Михаил Казиник)

Творческий вечер М.Казиника-Тайные знаки культуры

“Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!”

(А.С. Пушкин)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка - истинная всеобщая человеческая речь . (Карл Юлиус Вебер)

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (Василий Александрович Сухомлинский)

Музыка - народная потребность. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - поэзия воздуха. (Ж.П. Рихтер)

Музыка - универсальный язык человечества. (Генри Лонгфелло)

Музыка - это искусство печалить и радовать без причины. (Тадеуш Котарбиньский)

Музыка - это мыслящий шум. (Виктор Мари Гюго)

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг Ван Бетховен)

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка - это стенография чувств. (Лев Николаевич Толстой)

Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают. (В.Ф. Одоевский)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка глушит печаль. (Вильям Шекспир)

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. (Вольфганг Амадей Моцарт)

Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
(Ромен Роллан)

Музыка должна высекать огонь из людских сердец. (Людвиг Ван Бетховен)

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей. (Ромен Роллан)

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)

Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (П.И. Чайковский)

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение... (Лев Николаевич Толстой)

Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная. (Ф. Шопен)

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. (Р. Вагнер)

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная бессмыслица.
(Антони Берджесс)

Музыка облагораживает нравы, но нравы развращают музыку. (Кшиштоф Билица)

Музыка облагораживает нравы. (Аристотель)

Музыка образует середину между мыслью и явлением. (Генрих Гейне)

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. (Василий Александрович Сухомлинский)

Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Авербах)

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. (Ральф Уолдо Эмерсон)

Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем. (Роберт Шуман)

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
(Ральф Уолдо Эмерсон)

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течении нескольких минут постичь ее величие. (Томас Карлейль)

Музыка создает чувства, которых нет в жизни. (Станислав Виткевич)

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. (Аристотель)

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. (Антон Григорьевич Рубинштейн)

Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием. (Владимир Васильевич Стасов)

Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет. (Вильям Шекспир)

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
(Ромен Роллан)

Музыкальное невежество всегда любило хвататься за дирижерскую палочку. (Борис Андреев)


(П.И. Чайковский)

Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед. (Дмитрий Шостакович)

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи. (Дмитрий Шостакович)

"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат" (Д.Д. Шостакович).

Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть. (В.Ф. Одоевский)

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта. (Карл Барт)

Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас. (Теодор Адорно)

Не стреляйте в пианиста - он делает все, что может. (Оскар Уайльд)

Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом. (Жермена де Сталь)

Нужны новые уши для новой музыки. (Фридрих Ницше)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

О музыке нужно писать нотами. (Болеслав Пашковский)

Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, а сама она также вдохновляется ими. (Жорж Санд)

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух,
всегда оставаться музыкой.
(Вольфганг Амадей Моцарт

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
(П.И. Чайковский)
Музыка - это стенография чувств.
(Л. Толстой)

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВА

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Б. Кабалевский

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего её удивительной возможностью отобразить переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поёт солдат в походе – песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг, мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени – «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до великой победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создаёт знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несёт фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминает композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая….. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

В этом другая особенность музыки – объединять людей, в едином переживании. Стать средством общения между ними, воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. П. И. Чайковский говорил: «Может быть, никогда в жизни не был польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая анданте моего квартета и сидя со мной, залился слезами».

Яркие художественные музыкальные произведения, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и завершение. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Ещё одна интересующая нас особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.