Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Значение средств музыкальной выразительности. План-конспект урока по музыке на тему: Средства музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности на видео

Идейное эмоциональное содержание музыкального произведения композитора передаётся с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, ритма, гармонии. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, которыми пользуется балетмейстер.

Главная задача – единства образа слышимого и видимого.

Мелодия (от греческого пение, напев) – это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм.

Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важные виды мелодического рисунка

1. Восходящее движение в мелодии, т.е. переход к более высоким звукам.

2. Нисходящее движение в мелодии, т.е. переход к более низким звукам.

3. Волнообразное движение мелодии, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП.

Темп – это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.

Основная терминология:

Adagio – медленно

Andante – умеренно

Allegro – быстро

Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа.

Ashelerando – ускорение

Ritardando – замедление

Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм.



Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя.

Откуда берётся ощущение темпа в мелодии?

Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые.

Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т.е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс – 60 тактов в минуту.

Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр - мера) – это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая).

Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе споследующими ударами, безударными образуют такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями.

Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т.е. соотношение долгих и кратких звуков.

Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8.

А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты.

Целая нота «1и2и3и4и »

Половинная «1и2и »

Четвертная «»

Восьмая «и »

Шестнадцатая на «и » - два удара

Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки.

Динамические оттенки – это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу).

Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными.

К динамическим оттенкам музыки относится:

1. изменение силы звучания

2. постепенное замедление или ускорение темпа

3. плавное или прерывистое звучание мелодии

Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином:

Forte – громко

Piano – тихо

Crescendo – усиление

Diminuendo – ослабление

Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная.

Музыка и танец

1.Музыка имеет метрическую организацию, это даёт возможность так же организовать хореографическое произведение в определённые хореографические отрезки.

2.Музыка несёт образность, которую мы можем раскрыть средствами хореографии.

3.Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё.

4.Музыка определяет жанр хореографического произведения его язык, форму.

На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего либо).

Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.

Взаимосвязь музыки и танца.

1.Танец около музыки – это когда музыка имеет своё содержание, а хореография своё. Неверное использование музыкального материала.

2.Танец на музыку. Музыка проста по драматургии, а хореография имеет качественность. Хореография выше музыки.

3.Танец под музыку. Музыка содержательна, а хореография бедна. Музыка выше хореографии.

4.Танец в музыку – это когда содержание и качество музыки совпадает с содержанием и качеством хореографии. К этому нежно стремиться.

По версии ученых-историков, нечто похожее на музыку появилось более 50 000 лет назад. Она была только устной и примитивной. Самые первые люди использовали очень простые средства музыкальной выразительности. Песни, записанные знаками клинописи, были обнаружены археологами, ведущими раскопки Ниппура в Ираке. Предположительный возраст одной из самых первых мелодий - около 4 000 лет.

Что важнее - звук или молчание?

Музыкой (от древнегреческого «искусство муз») называют ритмическую последовательность из коротких или протяжных звуков и пауз, организованных в единую систему. Одновременное извлечение нескольких звуков называют аккордом или созвучием. Средства музыкальной выразительности, законы построения мелодий и последовательностей изучает гармония.

В устной речи слова состоят из звуков, предложения - из слов, фразы - из предложений. Мелодией (голосовым воспроизведением песни) называют законченную музыкальную мысль, состоящую из созвучий, аккордов, мотивов.

Пауза - это кратковременное молчание в общем ритме основного напева, подчеркивающее характер всей песни или оркестрового произведения. Можно сказать, что без молчания нет мелодии.

Как связаны звуки, здоровье и настроение?

Когда человек слушает красивую песню, он не задумывается о том, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Мелодии действуют на каждого индивидуально. Любой культуре, любому поколению свойственен свой стиль:

  • народный или классический;
  • рэп или фолк;
  • джаз или поп;
  • рок или духовные песнопения.

Гармоничные звуки влияют не только на чувства и эмоции, на тело и психику человека. Они затрагивают способности к созерцанию и интуиции, к фантазии, к игре. Японские ученые доказали, что прослушивание классической музыки значительно увеличивает количество грудного молока у кормящих матерей, а рок и поп - сокращают этот показатель. А музыка Моцарта способна положительно повлиять на интеллект. Даже куры становятся счастливее и несут больше яиц, когда звучат успокаивающие мелодии.

Лад в ритмичном темпе и скорость

Средства музыкальной выразительности в музыке усиливают эмоциональность и богатство звучания напева. Ритм организовывает звуки по времени. Без его ритмической постоянной формулы не может быть ни вальса, ни марша, ни танца. Сложные африканские и некоторые азиатские мелодии можно воспроизводить только на ударных инструментах.

Темпом в музыке называют скорость развития песни или оркестровой пьесы за минуту или секунду времени. В нотных текстах можно прочитать итальянские слова: аллегро, престо, дольче и другие. Это и есть средства музыкальной выразительности для понимания замысла композитора, которые задают темп как всему произведению, так и отдельным его частям. Перечислим некоторые из них:

  • медленно - ларго;
  • решительно - резолюто;
  • страстно - эспрессиво;
  • торжественно - маэстозо;
  • и другие общепринятые обозначения.

Музыкальный лад не только объединяет различные звуки вокруг главного - тоники. Возникают мелодичная слаженность и согласованность, тяготение друг к другу, стройность произведения. Правила образования мажорного и минорного ладов делают музыку эмоциональной:

  • мажор - это бодрые, светлые, радостные и весело звучащие мелодии;
  • минор - это грусть, лирика и печаль.

Характер, эмоциональная составляющая всего произведения зависят именно от лада.

Нюансы и интонация как средства музыкальной выразительности

Таблица чувственных оттенков, несмотря на свою обширность, не может передать все разнообразие возможностей человеческого голоса и музыкальных инструментов. Силу или громкость звучания, нарастание или затихание мелодии, ласковый плеск воды и оглушительный гром люди подслушали у природы. В нотном письме все эти нюансы обозначаются латинским шрифтом, соответствующим начальным буквам слова - символа. Например:

  • с резким акцентом - sf (сфорцандо);
  • очень тихо - pp (пианиссимо);
  • громко - f (форте);
  • и другие обозначения.

Регистры и артикуляция

Музыкальным размером (метром) называют порядок смены сильных долей слабыми и наоборот. Можно выделить простой, сложный и смешанный метрический размер. Аналогичное понятие существует в поэзии: ямб, анапест, дактиль, амфибрахий, хорей и гекзаметр. К самым известным размерам в музыке можно отнести 3/4 в вальсах, 2/4 - в военных маршах.

Регистром голоса и любого инструмента является его диапазон или возможности звукоизвлечения. Расстояние между самым низким и самым высоким звуками разделяют на нижний, верхний и средний регистры. Мрачную окраску имеют произведения, исполняемые исключительно в низком диапазоне, высокий регистр - это звонкие, чистые и прозрачные мелодии. Интересно, что во время прослушивания музыки, человеческие голосовые связки произвольно, но беззвучно повторяют мелодию.

Средства музыкальной выразительности предполагают различные способы звукоизвлечения, дыхания и разной манеры исполнения мелодий. Среди них можно назвать штрихи (способы извлечения) и артикуляцию (ясное произношение):

  • отрывисто (стаккато) и связно (легато);
  • выделяя (маркато) и пиццикато (дергая пальцем за струны);
  • глиссандо - скользить по клавишам, струнам или нотам.

У каждого музыкального инструмента и человеческого голоса имеются своя звуковая палитра, тембр, диапазон и определенная комбинация штрихов.

«Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»

Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.

Задачи занятия:

Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;

Формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;

Развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Оборудование:

Ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;

Ноутбук;

Фломастеры;

Музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Ход занятия

    Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)

    Беседа о выразительных средствах музыки:

- слушание музыкальных примеров;

- анализ произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Контрольное исполнение произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.

Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.

Сообщение «К. Гардель. Танго»

Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?

Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.

Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.

Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») - это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.

Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?

( играют до 2цифры)

Ответ: Баяны, металлофон, домры

Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?

Ответ: Изменился лад , поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.

Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.

Ответ: Это ритм . В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.

Слушают музыкальные отрывки:

    Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»

    УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

    Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»

Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.

( играют 2 цифру )

Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?

Ответ: Короткие длительности.

Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.

Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"


Ответ: В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо ).

Педагог: А что называют темпом?

Ответ: Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Педагог: Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.

Педагог: Тембр и регистр (ребусы)

Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.

(играют 3 цифру)

Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?

Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.

Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)

Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.

Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.

Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»

Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?

Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.

Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим, что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».

Громко я в лесу кричала.

Гулко эхо отвечало.

«Скоро будут холода?»

Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

«Сколько елочек, смотри!»

Отвечало эхо... Три-три-три-три!

«Старый дуб совсем засох!»

Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

«Ну, прощай, иду домой!»

Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.

Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.

Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.

Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.

Играют 3 цифру

Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью

А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.

Педагог : На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Средства музыкальной выразительности.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом являетсямелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности –ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Лад – система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике.Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.

Темп – скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.

Особым средством музыкальной выразительности являетсятембр.Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческийголосили «голос» музыкального инструмента.

Фактура – это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato– связно,Staccato– отрывисто,Nonlegato– не связно.

Динамика – различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte– громко,Piano– тихо,mf– не очень громко,mp– не очень тихо.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыкальный звук .

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы (от 16 до 4000 - 4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление в нём является периодической функцией времени.

Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале длительностейсоседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.).

Музыкальный строй .

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частотзвучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейскийили среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Созвучие и гармони я . Подавляющее большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие двух звуков называют музыкальным интервалом, а из трёх и более звуков - аккордом, закономерность же сочетания тонов в созвучии называется гармонией. Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Многие музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна - до , ре , ми , фа , соль , ля , си . Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд, звуки которого могут быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.