Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Оценка романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике (метод кейс-стади). Презентация на тему "«Отцы и дети» - критика" I. Организационный момент. Целеполагание

Презентация по слайдам

Текст слайда:

Текст слайда: Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое…

Текст слайда: В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки. У мужиков лежит сердце к Базарову потому, что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.

Текст слайда: Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Описание смерти Базарова составляет лучшее место романа Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное.

Текст слайда: Писарев о Базарове выводы: …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощад-ного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.

Текст слайда: Базаров – это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол: - - родителей терпеть не может; - лягушек режет с беспощадной жестокостью; - высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости; - отравляет все, к чему ни прикоснётся.

Текст слайда: Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения. Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями.

Текст слайда: - один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей

Текст слайда: Есть одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя. В то же время важная для правильного понимания поступков его. Базаров – человек внутренне свободный. Свобода основана на свойствах его большого ума и на необычайной силе воли. Аналитический и критический Сухой и холодный Не чуждый иронии и скептицизма

Слайд №10

Текст слайда: Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен

Слайд №11

Текст слайда: Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя. Н.Н.Страхов Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…

Слайд №12

Текст слайда: Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. И.С.Тургенев с огорчением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём представить лицо трагическое – а все толкуют: – зачем он так дурён? или – зачем он так хорош?»

Слайд №13

Текст слайда: Кто из критиков видел в Базарове дьявола, сеятеля раздора и зла, ненавидящего добро? Д.И.Писарев М.А.Антонович Д.Н.Овсянико-Куликовский Н.Н.Страхов А.И.Герцен

Слайд №14

Текст слайда: Что есть, по мнению Д.И.Писарева, у Е.Базарова? Ненависть к бездельникам и болтунам; Знание и воля, мысль и дело; Большой ум и необычайная сила воли.

Слайд №15

Текст слайда: Какую цель ставил И.С.Тургенев, создавая образ Е.Базарова? беспощадно раскритиковать молодое поколение; показать внутреннюю трагедию героя; предсказать будущее России.

Слайд №16

Текст слайда: Какова капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя? Внутренняя свобода Е.Базарова Отсутствие всякой вычурности, всякой сладости по отношению к простому народу Большой ум и необычайная сила воли

№1. Дмитрий Писарев «Базаров»Коренные свойства базаровского типа
В романе Тургенева идеи и стремления
молодого поколения отразились так, как
понимает их само молодое поколение…
Любопытно проследить, как действуют на
человека, подобного Тургеневу, идеи и
стремления, шевелящиеся в нашем молодом
поколении и проявляющиеся, как все живое, в
самых разнообразных формах, редко
привлекательных, часто оригинальных, иногда
уродливых.
Такого рода исследование может иметь очень
глубокое значение.
Задача жизненная, крупная и сложная.

№2. Дмитрий Писарев «Базаров»

… признавать их искренность –
решительно необходимо. Эти люди могут
быть честными и бесчестными,
гражданскими деятелями и отъявленными
мошенниками, смотря по
обстоятельствам и по личным вкусам.
Базаров везде и во всем поступает
только так, как ему хочется или как ему
кажется выгодным и удобным. Им
управляют только личная прихоть или
личные расчеты.

Базаров и Онегин, Печорин, Рудин,
Бельтов – это «умные люди, не
уживающиеся с теми явлениями, к
которым без малейшего труда
привыкает масса».
1-ый тип: люди, не получившие
серьезного… отшатнувшись от массы,
остаются в пустом пространстве, не
зная, куда идти, зачем жить на свете,
чем разогнать тоску.

№3. Дмитрий Писарев «Базаров»

2-ой тип: люди, умные и образованные, у них
составлен свой идеал. У этих людей, за
недостатком твердости, дело останавливается
на словах.
3-ий тип: они сознают свое несходство с массою и
смело отделяются от нее … всем образом
жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им
нет дела. Здесь личность достигает полного
самоосвобождения, полной особности и
самостоятельности.
Вывод: у Печориных есть воля без знания, у
Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и
знанье и воля.

№4. Дмитрий Писарев «Базаров»

Базаров – человек жизни, человек дела,
но возьмется он за дело только тогда,
когда увидит возможность действовать
не машинально.
Когда умер такой человек, как Базаров, и
когда его геройскою смертью…
произнесен приговор над целым
направлением идей, тогда стоит ли
следить за судьбою людей, подобных
Аркадию..?

№5. Дмитрий Писарев «Базаров»

Изучив характер Базарова, Тургенев понимает, что… герой
«умрет как богатырь, которому негде повернуться,
нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого
полюбить крепкою любовью.
А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет
умирать.
Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти
Базарова.
…смысл романа вышел такой:
теперешние молодые люди увлекаются и впадают в
крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая
сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких
посторонних пособий и влияний выведут молодых людей
на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

№1. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

Главное действующее лицо, представитель
молодого поколения, есть Евгений Васильевич
Базаров, медик, юноша, умный, прилежный,
знающий свое дело, самоуверенный до
дерзости,
но глупый, любящий кутеж и крепкие напитки,
проникнутый самыми дикими понятиями и
нерассудительный до того, что его все
дурачат, даже простые мужички.
«Сердца у него вовсе нет; он бесчувственен –
как камень, холоден – как лед и свиреп – как
тигр»

№2. Максим Антонович «Асмодей нашего времени»

Вот каковы отцы! Они, в противоположность
детям, проникнуты любовью и поэзией, они
люди нравственные, скромно и втихомолку
делающие добрые дела; они ни за что не хотят
отстать от века.
«высокие преимущества старого поколения пред
молодым несомненны»
«… молодое поколение! …и какое же сравнение с
умными, добрыми и нравственностепенными "отцами "»

Одни находят, что Базаров сам виноват в
своих несчастных отношениях к людям, с
которыми он встретился; другие утверждают,
что, напротив, эти люди виноваты в том, что
Базарову так трудно жить на свете.
Базаров есть лицо новое, которого резкие
черты мы увидели в первый раз.
…он изобразил в Базарове не одного из
представителей молодого поколения, а скорее,
главу кружка, порождение нашей оторванной
от жизни литературы (полемика
«Современник» и «Русское слово»)

Николай Страхов «И.С. Тургенев. Отцы и дети»

Базаров отрекается от благ этого мира, но он
делает между этими благами строгое
различие.
«…он бережется не того, что может погубить
тело, а того, что погубляет душу»
Базаров вышел человеком простым, чуждым
всякой изломанности, и вместе крепким,
могучим душою и телом. Все в нем
необыкновенно идет к его сильной натуре.
Весьма замечательно, что он, так сказать, более
русский, чем все остальные лица романа.

Евгений Васильевич Базаров – новый тип литературного героя

I. Ситуация в России начала-середины XIX века.
II. Новый герой – новое мировоззрение.
1. Онегин – Печорин – Обломов – Базаров:
а) интеллектуальная развитость героев;
б) цели жизни, убеждения.
2. Базаров – общественно полезный герой:
а) любовь к труду и наукам;
б) тревога о народе.
3. «Я нужен России… нет, не нужен..»
III. Неготовность России принять своего героя.

«Песнь торжествующей любви». Базаров и Одинцова.

I. Тема любви в русской литературе XIX века.
II. Любовь Базарова и чувства Одинцовой.
1. «Это все романтизм, чепуха» – первая
встреча Базарова и Одинцовой.
2. Постепенные перемены в Базарове:
а) нервозность состояния;
б) кульминация – признание в любви.
3. Отношение Одинцовой к Базарову.
III. В любви Базаров – победитель.

«Мы прощаемся навсегда». Базаров и Аркадий.

I. Тема дружбы в литературе XIX века.
II. Ведущий и ведомый.
1. Причины дружбы.
2. «Мягенький либеральный барич» (цель –
семья) и масштабные цели Базарова.
3. Почему герои «прощаются навсегда».
III. Кто личность более крупная в данной
дружбе.

Два поколения в романе Тургенева.

I. Конфликт поколений – извечное противостояние.
II. «Отцы и дети в романе».
1. Старики Кирсанов и Базаров:
а) любовь к сыновьям;
б) стремление «не зарасти мхом».
в) поколение отжившее свое.
2. Деятели науки и прогресса:
а) стремление быть полезными стране;
б) ирония над старшим поколением;
в) любовь Аркадия к отцу;
г) любовь Базарова к родителям (не слово, дело).
3. Мнение М.Антоновича по данному вопросу.
III. Без отцов не было бы детей. / Взаимосвязь поколений.

«Схватка» Базарова и Кирсанова в романе.

I. XIX век – время перемен в России (возникновение
нового мировоззрения).
II. Демократ и аристократ в романе.
1. Прием антитезы и контраста:
а) внешность;
б) польза для общества (принципы);
в) отношение к народу.
2. Смысл сцены дуэли в романе.
3 Нравственная победа Базарова.
III. Проигрыш Кирсанова – позиция автора.

Темы сочинений

1. Евгений Васильевич Базаров –
новый тип литературного героя.
2. «Песнь торжествующей любви».
Базаров и Одинцова.
3. «Мы прощаемся навсегда». Базаров
и Аркадий.
4. Два поколения в романе Тургенева.
5. «Схватка» Базарова и Кирсанова в
романе.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентацию на тему "Художественное своеобразие романа Отцы и дети" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Художественное своеобразие

романа И.С.Тургенева

"Отцы и дети"

Слайд 2

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

Слайд 3

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

История создания романа.

Слайд 4

Слайд 5

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Общественно-исторический контекст

Слайд 6

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

КОМПОЗИЦИЯ

Слайд 7

Кольцевая композиция

Марьино (усадьба Кирсановых)

Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

Никольское (имение Одинцовой)

Слайд 8

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

КОНФЛИКТ

Слайд 9

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Речевая характеристика

Слайд 10

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Что такое пейзаж в литературе?

Слайд 12

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

Слайд 13

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Слайд 14

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Оценка романа в русской критике

Слайд 15

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • 1001 идея интересного занятия с детьми

    РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ «РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ». МЕТОД КЕЙС-СТАДИ

    Копытина Ирина Ивановна Государственное бюджетное образовательное учреждение центр образования № 491 «Марьино» учитель русского языка и литературы г. Москва

    Предмет (направленность): литература

    Возраст детей: 10 класс

    Место проведения: кабинет литературы

    Цели урока:

      Образовательная – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст критической статьи.

      Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся.

      Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

    Ход урока.

    Тургенев не имел притязания и дерзости

    создать роман, имеющий

    всевозможные направления;

    поклонник вечной красоты,

    он имел гордую цель во временном

    указать на вечное

    и написал роман не прогрессивный

    и не ретроградный, а,

    так сказать, всегдашний.

    Н. Страхов


    Вступительное слово учителя Сегодня мы, завершая работу над романом Тургенева «Отцы и дети», должны ответить на самый главный вопрос, который всегда стоит перед нами, читателями, насколько глубоко проникли в замысел автора, смогли ли понять его отношение как к центральному герою, так и к убеждениям молодых нигилистов. Рассмотрим различные точки зрения на роман Тургенева.Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией «Современника». Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах «Современник» и «Русское слово». Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: «Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.» Класс делится на группы . Каждая группа защищает взгляды Антоновича М.А., Писарева, И.С. Тургенева. (Работа с кейсом) (См.Приложение)1 группа работает с кейсом по статье Антоновича М.А. «Асмодей нашего времени»Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции «Современника». Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор «Отцов и детей».Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.Вопросы:

      Нужны ли Базаровы России?

    2 группа работает с кейсом по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

    Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся. Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале «Русское слово». Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом - ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60- х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.Вопросы:
      Нужны ли Базаровы России?
    3 группа работает с кейсом, составленным из отрывков из писем Тургенева к Случевскому, Герцену.Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся. Молодежь середины 19 века находилась в положении, во многом сходном с вашим сегодняшним. Старшее поколение неутомимо занималось саморазоблачением. Газеты и журналы полны были статей о том, что Россия переживает кризис и ей необходимы реформы. Крымская война проиграна, армия посрамлена, помещичье хозяйство пришло в упадок, нуждалось в обновлении образование и судопроизводство. Удивительно ли, что молодое поколение утратило доверие к опыту отцов?Вопросы:
      Что такое «базаровщина»? Нужны ли Базаровы России
    Поведение итогов. Беседа по вопросам:
      Есть ли в романе победившие? Отцы или дети? Что такое базаровщина? Существует ли она в наше время? От чего предостерегает Тургенев личность и общество? Нужны ли Базаровы России?
    На доске слова, как вы думаете, когда они были написаны?

    (Только мы –лицо нашего времени!

    Рог времени трубит нами в словесном искусстве!

    Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов!

    Бросить Пушкина, Достевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности!

    Кто не забудет своей первой любви, не узнает и последней!


    100 лет это много или мало? Это 1912 год часть манифеста «Пощечина общественному вкусу». Многое изменилось за это время? Подведение итогов урока: «Отцы и дети» это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких. Бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой. В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом «Блудный» Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.
    Выразительное чтение финального отрывка из романа .

    ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

      И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987

      Басовская Е.Н.«Русская литература второй половины 19 века. Москва. «Олимп». 1998.

      Антонович М.А. «Асмодей нашего времени»

      Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Кейс к уроку

    И.С.Тургенев «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом… Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку - за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину“. «Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей - а вы не находите в нем хороших сторон?» «Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? «Все истинные отрицатели, которых я знал, - без исключения (Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев и т.д.), происходили от сравнительно добрых и честных родителей. И в этом заключается великий смысл: это отнимает у деятелей, у отрицателей всякую тень личного негодования, личной раздражительности. Они идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни». «… если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – если он еге не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели. Но «рассыропиться», говоря его словами - я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне…Лучше проиграть сражение(и кажется, я его проиграл) – чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».(пара, соответствие (фр.) «Положа рука на сердце я не чувствую себя виноватым перед Базаровым и не мог придать ему ненужной сладости. Если его не полюбят, как он есть, со всем его безобразием – значит я виноват и не сумел ладить с избранным мной типом. Шутка была бы не важная представить его – идеалом, а сделать волком и все-таки оправдать его – это было бы трудно; и в этом я, вероятно, не успел; но я хочу только отклонить нарекание в раздражении против него. Мне,напротив, сдается, что противное раздражение чувство светится во всем, в его смерти и т.д…." Вопросы:
      В чем проявилось отношение Тургенева к Базарову? Какие из суждений для вас оказались неожиданными? Что такое «базаровщина»? Существует ли она в наше время? Нужны ли Базаровы России?
    М.А. Антонович «Асмодей нашего времени» «Современник» № 3 1862. С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука; но, разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание. …Вас обдаёт каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними, или, точнее, следить за их рассуждениями. …Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении. негде укрыться от удушливого зноя странных рассуждений и хоть на минуту освободиться от неприятного, раздражительного впечатления, производимого общим ходом изображаемых действий и сцен… в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами… Главного своего героя и его приятелей он (Тургенев) презирает и ненавидит от всей души;… ..Он питает к ним какую-то личную ненависть и неприязнь, как будто они лично сделали ему какую-нибудь обиду и пакость, и он старается отметить им на каждом шагу, как человек лично оскорбленный; он с внутренним удовольствием отыскивает в них слабости и недостатки, о которых и говорит с дурно скрываемым злорадством и только для того, чтобы унизить героя в глазах читателей; "посмотрите, дескать, какие негодяй мои враги и противники". Он детски радуется, когда ему удается уколоть чем-нибудь нелюбимого героя, сострить над ним, представить его в смешном или пошлом и мерзком виде; каждый промах, каждый необдуманный шаг героя приятно щекочет его самолюбие, вызывает улыбку самодовольствия, обнаруживающую гордое, но мелкое и негуманное сознание собственного превосходства. Потом г. Тургенев старается выставить главного героя обжорой, который только и думает о том, как бы поесть и попить, и это опять делается не с добродушием и комизмом, а все с тою же мстительностью и желанием унизить героя даже рассказ об обжорстве. Это личное нерасположение автора к своему главному герою проявляется на каждом шагу и невольно возмущает чувство читателя, которому наконец становится досадно на автора, зачем он так жестоко поступает с своим героем и так злобно издевается над ним…Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливал на него всевозможные нелепости и всячески издевался над ним, рассыпаясь в остротах и колкостях. Из разных мест романа г. Тургенева видно, что главный герой его человек не глупый, -- напротив, очень способный и даровитый, любознательный, прилежно занимающийся и много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму. Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он так же ненавидит. Всех вообще подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенные чувства он убивает своей презрительной насмешкой, и ею же он удерживает их от всякого доброго дела. По-видимому, г. Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру, что-то вроде Гамлета; но, с другой стороны, он придал ему черты, по которым его натура кажется самой дюжинною и даже пошлою, по крайней мере весьма далекой от демонизма. И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, маленьким лицoм и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная. Вообще в художественном отношении роман совершенно неудовлетворителен, чтоб не сказать более из уважения к таланту г. Тургенева, к его прежним заслугам и к его многочисленным почитателям. Общей нити, общего действия, которое связывало бы все части романа, нет; все какие-то отдельные рапсодии… Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев, наш художественный Нестор, наш поэтический корифей? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество во всем и всегда старается возвысить их на счет детей… г. Тургенев смотрит на современные принципы молодого поколения так, как гг. Никита Безрылов и Писемский, то есть не признает за ними никакого действительного и серьезного значения и просто издевается над ними… задача его (Тургенева) …приводится к такой формуле: "дети" дурны, они и представлены в романе во всем своем безобразии; а "отцы" хороши, что также доказано в романе… Вот каковы (отцы! Они, в противоположность детям, проникнуты любовью и поэзией, они люди нравственные, скромно и втихомолку делающие добрые дела; они ни за что не хотят отстать от века. Даже такой пустой фат, как Павел Петрович, и тот поднят на ходули и выставлен человеком прекрасным… Молодое поколение мужское мы защищать не станем; оно действительно таково и есть, каким изображено в романе. Так точно мы соглашаемся, что и старое поколение нисколько не разукрашено, а представлено так, как оно есть на самом деле со всеми его почтенными качествами. Мы только не понимаем, почему г. Тургенев дает предпочтение старому поколению; молодое поколение его романа нисколько не уступает старому. Качества у них различны, но одинаковы по степени и достоинству; каковы отцы, таковы и дети; отцы = детям -- следы барства. Итак, "отцы" и "дети" одинаково правы и виноваты во взаимном отталкивании; "дети" отталкивают отцов, а эти пассивно отходят от них и не умеют привлечь их к себе; равенство полное. -- Далее, молодежь мужская и женская кутит и пьет; это она нехорошо делает, защищать ее нельзя. Но кутежи старого поколения были гораздо величественнее и размашистее… Автор направляет стрелы своего таланта против того, в сущность чего он не проник. Он слышал разнообразные голоса, видал новые мнения, наблюдал оживленные споры, но не мог добраться до внутреннего смысла, и потому в своем романе он коснулся одних только верхушек, одних слов, которые, произносились вокруг него; понятия же, соединенные в этими словами, остались для него загадкою… Вопросы:

      Каково отношение Антоновича к роману И.С. Тургенева?

      С какой целью написан роман, по мнению критика?

      Какие из суждений оказались для вас неожиданными? Выскажите свое отношение к роману Тургенева.

      Нужны ли Базаровы России?

    Д. И. Писарев «Базаров» "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева «Русское слово» 1862 март

    Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательностью рассказываемых событий, ни поразительною верностью основной идеи…. сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления… Наводит он на размышления именно потому, что весь насквозь проникнут самою полною, самою трогательною искренностью. На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность - решительно необходимо. работает он (Базаров) без цели, для добывания насущного хлеба или из любви к процессу работы, а между тем он смутно чувствует по количеству собственных сил, что работа его не останется бесследною и к чему-нибудь приведет… Если базаровщина - болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы и ампутации. Относитесь к базаровщине как угодно - это ваше дело; а остановить - не остановите; это та же холера. Болезнь века раньше всего пристает к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров, одержимый этою болезнью, отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей… ... Под определение настоящего человека подходит именно сам Базаров; он постоянно сразу овладевает вниманием окружающих людей; одних он запугивает и отталкивает; других подчиняет, не столько доводами, сколько непосредственною силою, простотою и цельностью своих понятий. Он никого не любит; не разрывая существующих связей и отношений, он в то же время не сделает ни шагу для того, чтобы снова завязать или поддержать эти отношения, не смягчит ни одной ноты в своем суровом голосе, не пожертвует ни одною резкою шуткою, ни одним красным словцом…. Как Диоген, он готов жить чуть не в бочке и за это предоставляет себе право говорить людям в глаза резкие истины по той же причине, что это ему нравится. ..Дело в том, что Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; Масса во всякое время жила припеваючи и, по свойственной ей неприхотливости, удовлетворялась тем, что было налицо. …Масса, составленная из тех сотен тысяч неделимых {4}, которые никогда в жизни не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления, живет себе со дня на день…Эта масса не делает ни открытий, ни преступлений, за нее думают и страдают, ищут и находят, борются и ошибаются другие люди, вечно для нее чужие, вечно смотрящие на нее с пренебрежением и в то же время вечно работающие для того, чтобы увеличить удобства ее жизни…Умные люди, не получившие серьезного образования, не выдерживают жизни массы, потому что она надоедает им своею бесцветностью; они сами не имеют понятия о лучшей жизни и потому, инстинктивно отшатнувшись от массы, остаются в пустом пространстве…. Другие люди, умные и образованные, не удовлетворяются жизнью массы и подвергают ее сознательной критике но, оглядываясь назад, постоянно, боязливо спрашивают друг друга: а пойдет ли за нами общество? Люди третьего разряда идут дальше - они сознают свое несходство с массою и смело отделяются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им нет дела.. Словом, у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знанье без воли; у Базаровых есть и знанье и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое. На чьей же стороне лежат симпатии художника? Кому он сочувствует? На этот существенно важный вопрос можно отвечать положительно, что Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц; от его анализа не ускользает ни одна слабая или смешная черта… В тоне его (Тургенева) описания не слышно раздражения; он просто устал идти; Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов. Взглянув на Базарова со стороны, взглянув так, как может смотреть только человек "отставной", не причастный к современному движению идей, рассмотрев его тем холодным, испытующим взглядом, который дается только долгим опытом жизни, Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким. Против этого типа Тургенев не нашел ни одного существенного обвинения, и в этом случае его голос, как голос человека, находящегося по летам и по взгляду на жизнь в другом лагере, имеет особенно важное, решительное значение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения. В отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками. Базаров держит себя с мужиками просто, не обнаруживает ни барства, ни приторного желания подделаться под их говор и поучить их уму-разуму, и потому мужики, говоря с ним, не робеют и не стесняются; но, …они смотрят на него как на странное, исключительное явление, ни то ни се, и будут смотреть таким образом на господ, подобных Базарову, до тех пор, пока их не разведется больше и пока к ним не успеют приглядеться … Такие люди, как Базаров, не определяются вполне одним эпизодом, выхваченным из их жизни. Такого рода эпизод дает нам только смутное понятие о том, что в этих людях таятся колоссальные силы… Базаров - человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально. Если же в сознании, а следовательно, и в жизни общества произойдут желаемые изменения, тогда люди, подобные Базарову, окажутся готовыми, потому что постоянный труд мысли не даст им залениться, залежаться и заржаветь, а постоянно бодрствующий скептицизм не позволит им сделаться фанатиками специальности или вялыми последователями односторонней доктрины… Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг… ..Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа. Он сделался человеком, вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма… …Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он изменил себе, - весь характер его осветился бы иначе; явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение, незаслуженным укором.

    А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают {20}. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. А что же делать? Ведь не заражать же себя умышленно, чтобы иметь удовольствие умирать красиво и спокойно? Нет! Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когдапод ногами снеговые сугробы и холодные тундры. Вопросы:

      В чем критик видит достоинства романа Тургенева? К каким выводам приходит Писарев, сравнивая Базарова с «другими литературными типами»» Отношение Тургенева к Базарову. Отношение Базарова к простому народу Нужны ли Базаровы России?

    Тема:

    Цели:

    предметная: выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова;

    метапредметная: формировать умения ставить цели, планировать свои действия, анализировать текст критической статьи, сопоставлять содержание разных компонентов;

    личностная: рассматривать предмет или явление с разных сторон, побуждать учеников к высказыванию собственной точки зрения через осмысление общественно – политической позиции, создав проблемную ситуацию; развивать толерантность.

    Оборудование :

    статьи: Д.И. Писарева «Базаров («Отцы и дети», роман И.С. Тургенева»), 1862 г., М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени». 1862 г., А.И. Герцена «Ещё раз Базаров», 1868 г., М.Н. Каткова «О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева», 1862 г.;

    презентация «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике 19 века»; видеофрагмент из фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети»;

    Таблички для участников пресс- конференции: «Иван Сергеевич Тургенев», «Современник» (на обороте – «Нигилист»), «Колокол» (на обороте – «Либерал»), «Русский вестник» (на обороте – « Консерватор»), «Русское слово» (на обороте – «Нигилист»).

    приложение к уроку: рабочая карта урока, отрывки из критических статей.

    Ход урока

    1. Вызов.

    А) Слайд №3. Тема урока. Учитель объявляет тему: «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике 19 века».

    Целеполагание.

    - Осмыслите тему урока, попробуйте поставить собственные цели урока, зафиксируйте их в рабочей карте.

    Б) Сопоставление темы и эпиграфа.

    - В качестве эпиграфа к нашему уроку мы возьмем видеофрагмент из фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети».

    Слайд № 4. Видеофрагмент из фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети».

    - Как, с вашей точки зрения, эпиграф соотносится с темой урока?

    - Для этого заполните в парах первую «Диаграмму Венна».

    - Озвучьте общую позицию между темой и эпиграфом.

    - Скорректируйте свои цели урока.

    В) Слайд № 5. На слайде записаны афоризмы из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: 1. «А судьи кто?»; 2. «Вы, нынешние, ну – тка!»; 3. «Ругают здесь, а там благодарят».

    - На уроке работа будет проходить в три этапа, каждый из которых озаглавлен афоризмом из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». На слайде они расположены в произвольном порядке.

    Определите порядок осмысления темы урока и в соответствии с логикой расположите афоризмы в рабочей карте.

    Устно аргументируйте свою точку зрения.
    Слайд № 6 «Этапы урока»

    Ещё раз скорректируйте свои цели урока.

    II. Осмысление.

    А) «Ругают здесь, а там благодарят». Фрагмент пресс- конференции автора романа «Отцы и дети». (У участников пресс- конференции на груди таблички: Иван Сергеевич Тургенев», «Современник» (на обороте – «Нигилист»), «Колокол» (на обороте – «Либерал»), «Русский вестник» (на обороте – « Консерватор»), «Русское слово» (на обороте – «Нигилист»)).

    - Современники И.С. Тургенева увидели главное значение романа «Отцы и дети» в том, что писатель попытался осмыслить тип русского нигилиста, прежде всего, в отношении к сложившимся, общепринятым, господствующим воззрениям. При этом представители различных литературных групп производили особенно тщательное размежевание своих личностно-общественных программ. Раскол произошел не только между основными антагонистами: между демократами и консервативным лагерем. Роман И.С. Тургенева послужил литературной основой, на которой начался раскол в лагере нигилистов, завершившийся два года спустя резкой полемикой.

    Вы увидите фрагмент пресс – конференции автора романа «Отцы и дети» с представителями периодических изданий.

    Прослушайте внимательно дискуссию и запишите ключевые понятия выступления каждого журналиста и определитесь, чья точка зрения вам ближе.

    Пресс – конференция:

    И.С. Тургенев. Отвечая перед уважаемой публикой, хочу сразу же уведомить, что мы не ставили перед собой задачи критиковать чью-нибудь политическую программу, или, что еще более неправдоподобно, кого-либо конкретно. Для меня все политические партии равны, моя писательская задача – нарисовать портрет русского воинствующего разночинца и при этом я сознательно даю ему возможность торжествовать в спорах над аристократами.

    Сотрудник журнала «Современник». Господину Тургеневу и в этот раз не изменило чувство современности: ему удалось найти и поднять одну из острейших и актуальнейших проблем русской жизни. Однако, на наш взгляд, уважаемый писатель не оправдал ожидание читателей при раскрытии этой проблемы. Характер Базарова антидемократичен, чем нанесен удар по передовым силам Росси.

    Сотрудник журнала «Русское слово». Отнюдь, заслуга господина Тургенева в том и заключается, что писателю удалось художественно достоверно воспроизвести одного из представителей русского демократического шестидесятника. И вовсе не стоит видеть в Базарове исключительно копию с тех, кого именуют «партией «Современник».

    3.«Русский вестник». Заслуга Тургенева, безусловно, в том, что в портрете Базарова, в его поведении, манерах, мнениях представлен противник существующего миропорядка, который являет угрозу обществу.

    4.«Колокол». Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по голове, - это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтоб посечь сына, он выпорол отцов.

    Озвучьте ключевые понятия.

    Скажите, чьё мнение вы поддерживаете. (Таблички переворачиваются)

    Посмотрите, какую идеологию вы поддерживаете.

    Б) «А судьи кто?»

    Сейчас мы должны, работая в стратегии «Зигзаг», назвать конкретных лиц, которые давали свою оценку роману «Отцы и дети» с той или иной общественно – политической платформы.

    Сначала индивидуально проанализируйте отрывки из критических статей, используя прием ТАСК. Время работы - 10 минут. (Каждому учащемуся даётся отрывок из одной критической статьи- см. приложение - и таблица ТАСК - рабочая карта урока)

    Работа в группах (учащиеся, работавшие по одной статье, объединяются в группы, чтобы выработать общую позицию)

    Объединитесь в группы (по 6 человек) работавшие с одним источником и выработайте общую позицию по таблице ТАСК. Время работы – 5 минут.

    Объединитесь по 4 человека, чтобы в каждой группе были работавшие с разными статьями. Проведите внутреннюю дискуссию на предмет правильности выводов по каждому источнику. Время работы – 7 минут.

    Возвращаемся в группы по 6 человек и выбираем того, кто будет представлять вывод по проанализированному отрывку из критической статьи. Время работы – 3 минуты.

    Учащиеся представляют выводы групп. Время выступления – 1 минута.

    (Слайды № 7, 8, 9, 10, 11 озвучивают учащиеся – актёры, задействованные в пресс- конференции).

    1. Рефлексия «Вы, нынешние, ну – тка!».

    А) Беседа

    Совершенно не случайно на сегодняшнем уроке мы вспомнили комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы считаете, что общего у романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и комедии А.С. Грибоедова.

    - Что на уроке показалось вам интересным? Необычным?

    - Что вызвало затруднение?

    - Какие ваши предположения подтвердились?

    - Над чем стоит поработать дома?

    Б) Домашнее задание (на выбор).

    1. По программе вам нужно подробно познакомиться со статьёй Д.И. Писарева «Базаров». Результаты своих наблюдений оформите в виде трёхчастного дневника (цитата – комментарии - вопросы).
    2. Или напишите письмо современнику, другу, подростку (возможны и другие варианты адресатов), сопоставив роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» с позиций консерваторов, либералов, нигилистов.

    Предварительный просмотр:

    Д.И. Писарев

    Отрывок из статьи «Базаров («Отцы и дети», роман И.С. Тургенева»), 1862 г.

    В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа. к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях. Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя чрез сознание художника…
    Базаров - человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально. Его не подкупят обманчивые формы; внешние усовершенствования не победят его упорного скептицизма; он не примет случайной оттепели за наступление весны и проведет всю жизнь в своей лаборатории, если в сознании нашего общества не произойдет существенных изменений. Если же в сознании, а следовательно, и в жизни общества произойдут желаемые изменения, тогда люди, подобные Базарову, окажутся готовыми, потому что постоянный труд мысли не даст им залениться, залежаться и заржаветь, а постоянно бодрствующий скептицизм не позволит им сделаться фанатиками специальности или вялыми последователями односторонней доктрины.

    Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда. Тургенев не диалектик, не софист, он не может доказывать своими образами предвзятую идею, как бы эта идея ни казалась ему отвлеченно верна или практически полезна. Он прежде всего художник, человек бессознательно, невольно искренний; его образы живут своею жизнью; он любит их, он увлекается ими, он привязывается к ним во время процесса творчества, и ему становится невозможным помыкать ими по своей прихоти и превращать картину жизни в аллегорию с нравственною целью и с добродетельною развязкою. Честная, чистая натура художника берет свое, ломает теоретические загородки, торжествует над заблуждениями ума и своими инстинктами выкупает все - и неверность основной идеи, и односторонность развития, и устарелость понятий. Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа.

    А.И. Герцен

    Отрывок из статьи «Ещё раз Базаров», 1868 г.

    Я признаюсь откровенно, мне лично это метанье камнями в своих предшественников - противно. «Хотелось бы спасти молодое поколение от исторической неблагодарности и даже от исторической ошибки. Пора отцам Сатурнам не закусывать своими детьми, но пора и детям не брать примера с тех камчадалов, которые убивают своих стариков».

    Онегины и Печорины прошли.

    Рудины и Бельтовы проходят.

    Базаровы пройдут... и даже очень скоро. Это слишком натянутый, школьный, взвинченный тип, чтоб ему долго удержаться.На его смену напрашивался уже тип, в весне дней своих сгнивший, тип православного студента, консерватора и казеннокоштного патриота , в котором отрыгнулось все гнусное императорской Руси и который сам сконфузился после серенады Иверской и молебна Каткову.

    Все возникнувшие типы пройдут и все с той неутрачиваемостью однажды возбужденных сил, которую мы научились узнавать в физическом мире, останутся и взойдут, видоизменяясь, в будущее движение России и в будущее устройство ее.

    «Если,- говорит Писарев,- базаровщина - болезнь нашего времени, то ее придется выстрадать». Ну и довольно. Болезнь эта к лицу только до окончания университетского курса; она, как прорезывание зубов, совершеннолетию не пристала.

    Худшая услуга, которую Тургенев оказал Базарову, состоит в том, что, не зная, как с ним сладить, он его казнил тифом. Уцелей Базаров от тифа, он наверное развился бы вон из базаровщины, по крайней мере в науку, которую он любил и ценил в физиологии и которая не меняет своих приемов, лягушка ли, или человек, эмбриология ли, или история у нее в переделе.

    Наука спасла бы Базарова, он перестал бы глядеть на людей свысока, с глубоким и нескрываемым презрением.

    Но пока облаченье не снято, Базаров последовательно требует от людей, сдавленных всем на свете, оскорбленных, измученных, лишенных и сна и возможности наяву делать что-нибудь, чтоб они не говорили о боли; это сильно сбивается на аракчеевщину.

    Декабристы - наши великие отцы, Базаровы - наши блудные дети.

    Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости, ненависть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность переворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил.

    Все это переработалось, стало иным, но основы целы. Что же наше поколение завещало новому?

    М.Н. Катков

    Отрывок из статьи «О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева», 1862

    Итак, в нашу глушь пожаловал дух исследования, ясной и точной мысли, положительного знания. Как кстати! Его-то нам и недоставало. … Не является ли перед нами опять образ того же самого натуралиста, который так спешил накрыть врасплох лягушек в болоте?

    Нет сомнения, что наука здесь не есть что-либо серьезное и что ее надобно сложить со счетов. Если в этом Базарове сидит действительная сила, то она что-нибудь другое, а никак не наука. Своею наукой он может иметь значение лишь в том окружении, куда он попал; своею наукой он может подавлять только своего старичка отца, юного Аркадия и мадам Кукшину. Он лишь бойкий школьник, который лучше других вытвердил урок и которого за то поставили в авдиторы 7 . Впрочем, он настолько умен, что и сам это сознает, сам это высказывает, хотя не о себе лично, но вообще о своих соотечественниках в сравнении с настоящими исследователями в тех странах, где это есть дело серьезное. Он и сам не признает особенного значения за своими учеными занятиями; они для него только точка опоры, только средство для дальнейшей цели, а цель его совсем другого свойства и не имеет ничего общего с наукой.

    Он уже заранее уверен, что естественные науки ведут к отрицательному решению этих вопросов, и они ему нужны как орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей в той вдохновительной истине, что никаких первых причин не имеется и что человек и лягушка в сущности одно и то же.

    Узкий и трудный путь натуралиста нам не по нраву. Мы возьмем у него лишь кое-что, для форса или для контенанса, и пойдем другим, более широким путем; мы не исследователи, не испытатели -- пусть другие корпят над фактами и занимаются наукою для знания, -- мы мудрецы и вероучители. Мы проповедуем религию нигилизма, мы отрицаем. . … Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету. У нее есть свои беспощадные идолы. Все, что имеет отрицательный характер, есть уже ео ipso {Вследствие этого (лат.). } непреложный догмат в глазах этих сектаторов. … Ему нужна только полная самоуверенность и умение пользоваться всеми средствами для целей отрицания. Чем менее он разбирает средства, тем лучше. Он в этом отношении совершенно согласен с отцами иезуитами и вполне принимает их знаменитое правило, что цель освящает всякие средства.

    Есть ли этот отрицательный догматизм, эта религия нигилизма -- явление, характеризующее дух нашего века? … Нет, наше время славится по преимуществу своей свободой и терпимостию, своею наукой, духом исследования и критики, не пренебрегающей ничем и ничего не предосуждающей. Образование, наука, политическая и промышленная жизнь, развитие и состязание всевозможных интересов, свобода совести, воспитательное влияние среды, живая сила предания -- вот препятствия, которые встречает это явление в образованных обществах нашего времени. Но если в этом явлении нельзя видеть общий признак нашего времени, то несомненно узнаем мы в нем характеристическую черту умственной жизни в нашем отечестве за текущий момент. Ни в какой другой общественной среде Базаровы не могли бы иметь обширного круга действий и казаться силачами или гигантами; во всякой другой среде, на каждом шагу, отрицатели сами беспрерывно подвергались бы отрицанию; при каждой встрече приходилось бы им повторять про себя то, что сказал Базаров перед смертью: "Да, поди попробуй отрицать смерть: она меня отрицает, и баста". Но в нашей цивилизации, не имеющей в себе никакой самостоятельной силы, в нашем маленьком умственном мире, где нет ничего стоящего твердо, где нет ни одного интереса, который бы не стыдился и не конфузился самого себя и сколько-нибудь верил в свое существование, -- дух нигилизма мог развиться и приобрести значение. Эта умственная среда сама собой подпадает под нигилизм и находит в нем свое вернейшее выражение.

    М.А. Антонович

    Отрывок из статьи «Асмодей нашего времени», 1862 г.

    Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливал на него всевозможные нелепости и всячески издевался над ним, рассыпаясь в остротах и колкостях. Это все позволительно, уместно, пожалуй даже хорошо в какой-нибудь полемической статье; а в романе это вопиющая несправедливость, уничтожающая поэтическое действие его. В романе герой противник автора есть существо беззащитное и безответное, он весь в руках автора и безмолвно принужден выслушивать всякие небылицы, какие взводятся на него; он в том же положении, в каком находились противники в ученых трактатах, написанных в виде разговоров. В них автор ораторствует, говорит всегда умно и резонно, тогда как его противники представляются жалкими и ограниченными дурачками, которые слова не умеют сказать порядочно, а не то чтобы представить какое-нибудь дельное возражение; что бы они ни сказали, автор все опровергает самым победоносным образом. Из разных мест романа г. Тургенева видно, что главный герой его человек не глупый, -- напротив, очень способный и даровитый, любознательный, прилежно занимающийся и много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму. Поэтому, как только г. Тургенев начинает острить и издеваться над своим героем, так и кажется, что если бы герой был живое лицо, если бы он мог освободиться от безмолвия и заговорить самостоятельно от себя, то он наповал сразил бы г. Тургенева, посмеялся бы над ним гораздо остроумнее и основательнее, так что самому г. Тургеневу пришлось бы тогда играть жалкую роль безмолвия и безответности. Г-н Тургенев через какого-то из своих фаворитов спрашивает героя: "вы отрицаете все? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить... -- Все, с невыразимым спокойствием отвечал герой" (стр. 517).

    По-видимому, г. Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру, что-то вроде Гамлета; но, с другой стороны, он придал ему черты, по которым его натура кажется самой дюжинною и даже пошлою, по крайней мере весьма далекой от демонизма. И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, маленьким лицoм и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная

    Предварительный просмотр:

    Рабочая карта урока

    Фамилия, имя учащегося ________________________________

    1. Цели урока.
    1. _______________________________________________________________________
    2. _______________________________________________________________________
    3. _______________________________________________________________________
    4. _______________________________________________________________________
    5. _______________________________________________________________________
    6. _______________________________________________________________________
    1. Этапы осмысления.

    Задание: определите порядок осмысления темы урока и расположите афоризмы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в соответствии с этой логикой.

    1.____________________________________________________________________________

    2.____________________________________________________________________________

    3.____________________________________________________________________________

    1. Ключевые фразы высказываний представителей периодических изданий о романе «Отцы и дети»

    1.«Современник»:_____________________________________________________________________

    2.«Колокол»:_________________________________________________________________________

    3.«Русское слово»: ____________________________________________________________________

    4.«Русский вестник»: __________________________________________________________________

    V. ТАСК- «тезис-анализ-синтез-ключ».

    Вопрос

    Ответ

    Название статьи.

    Какая тема обсуждается?

    Каково основное утверждение по теме?

    Что поддерживает основное утверждение? Перечислите эти доводы?

    Урок выполнен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

    Разработчики:

    Коллектив учителей – практиков:

    Самсонкина Татьяна Леонидовна, МБОУ «СОШ № 4», г. Боготол

    Максименко Ирина Михайловна, МБОУ «Гимназия № 1», г. Норильск Тюрина Татьяна Анатольевна, МБОУ «Агинская СОШ № 1», Саянский район

    Лазько Юлия Михайловна, МКОУ «Владимирская СОШ», Боготольский район

    г. Красноярск, ноябрь 2013 г.

    Предварительный просмотр:

    http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%BE%D1%82%D1%86%D1%8B+%D0%B8+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC+%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%B8#s=Zoomby&sig=eda2e0a1de&d=490604638

    «А судьи кто?» «Вы нынешние, ну-тка!» «Ругают здесь, а там благодарят».

    1. «Ругают здесь, а там благодарят». 2. «А судьи кто?» 3.«Вы нынешние, ну-тка!»

    Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое… Р усский критик, публицист, сотрудник журнала «Русское слово». Нигилист. Писарев проповедовал необходимость социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и просвещения.

    Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. - Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями. Р усский публицист, литературный критик, философ-материалист. . Сотрудник журнала «Современник». Нигилист. Для для литературно-критических работ Антоновича характерны идеологический подход к литературному творчеству, стремление видеть в содержании художественного произведения непосредственное отражение «прогрессивных» или «реакционных» тенденций общественной мысли.

    Один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей

    М. Н. Катков «О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева» Если в этом Базарове сидит действительная сила, то она что-нибудь другое, а никак не наука. Узкий и трудный путь натуралиста нам не по нраву. Мы возьмем у него лишь кое-что, для форса или для контенанса, и пойдем другим, более широким путем; мы не исследователи, не испытатели -- пусть другие корпят над фактами и занимаются наукою для знания, -- мы мудрецы и вероучители. Журналист, критик, консерватор. В 1856 Катков стал издателем-редактором журнала "Русский вестник", где он выступал в защиту конституционно-монархических принципов гос. устройства, безусловно поддерживая готовящиеся правительством реформы.

    Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен «Ещё раз Базаров» Герцен Александр Иванович, проэаик, мыслитель, публицист, политический деятель. Издатель-редактор журнала «Колокол». Либерал. Начал свою деятельность под влиянием великих социалистов-утопистов. В последствие становится одним из вождей "западников" и ведет борьбу со славянофилами.

    Используемая литература 1. Л.И. Абдулина, Н.Н. Будникова, Г.И. Полторжицкая. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы. 2 . 3. И. Загашев. Курс лекций по технологии РКМЧП. 3. Сайт: www.proshkolu.ru

    Материал подготовили Ф.И.О. Место работы Самсонкина Татьяна Леонидовна МБОУ СОШ №4 г.Боготол Тюрина Татьяна Анатольевна МБОУ «Агинская СОШ №1», Саянский район Максименко Ирина Михайловна МБОУ «Гимназия №1» г.Норильск Лазько Юлия Михайловна МКОУ Владимировская СОШ, Боготольского района