Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Основные литературные направления конца XIX- начала ХХ веков, их общая характеристика. Эпический текст: перспективы изучения Характер литературных исканий

Тип сомневающегося интеллигента - один из сквозных образов русской литературы. Онегин скучает, видя, как пуста жизнь окружающих, но и сам теряет способность выходить за пределы сложившегося в нем мира, становясь не умеющим чувствовать эгоистом. Рефлексирующего Печорина Лермонтов называет “героем” своего времени. Время не дает человеку возможность действовать, найти приложение своим “силам необъятным”. Печорин постоянно находится в поиске, но поиск этот не ведет к конкретной цели, это поиск человека скучающего, а потому сводится к запланированному риску. Впрочем, этот поиск можно назвать поиском нравственным, но он не направлен на обретение идеала или смысла жизни, это, скорее, попытка экспериментально установить, что есть добро, а что есть зло, дабы избавиться от скуки, а не для того, чтобы утвердить добро в жизни. Онегин и Печорин становятся “лишними людьми”, но остаются при этом героями времени, отражая его характерные черты.

Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназначенной ему роли. Вопросы “Как жить?” и “Что делать?” никогда не были праздными для лучшей части дворянской интеллигенции. Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, размышляют о предназначении художника, о проблемах совершенствования личности, фатализма и личной ответственности каждого за свои поступки. Своих героев они наделяют недюжинным умом, который возвышает их над толпой, но часто делает и несчастными, потому что в то время, когда жизнь полна противоречий, сложен становится и процесс развития личности, если это личность думающая, сомневающаяся, ищущая.

Тип сомневающегося интеллигента - один из сквозных образов русской литературы. Онегин скучает, видя, как пуста жизнь окружающих, но и сам теряет способность выходить за пределы сложившегося в нем мира, становясь не умеющим чувствовать эгоистом. Рефлексирующего Печорина Лермонтов называет “героем” своего времени. Время не дает человеку возможность действовать, найти приложение своим “силам необъятным”. Печорин постоянно находится в поиске, но поиск этот не ведет к конкретной цели, это поиск человека скучающего, а потому сводится к запланированному риску. Впрочем, этот поиск можно назвать поиском нравственным, Во он не направлен на обретение идеала или смысла жизни, это, скорее, попытка экспериментально установить, что есть добро, а что есть зло, дабы избавиться от скуки, а не для того, чтобы утвердить добро в жизни. Онегин и Печорин становятся “лишними людьми”, но остаются при этом героями времени, отражая его характерные черты.

Мыслящий интеллигент становится и героем переходного времени, отраженного в романах Гончарова и Тургенева. Обломов близок автору тем, что ему присуща потребность сомневаться во всем, что он видит, но этот герой доводит идею бездействия дворянской интеллигенции до абсурда. Его искания полностью перешли в сферу внутреннего мира, а время уже требует действия. Противопоставлен Обломову Базаров, разночинец, герой нового времени. Он, напротив, человек дела, не способный ставить свои убеждения под сомнение, а потому может лишь разрушать старое, не создавая новой эстетики. Не случайно Тургенев лишает Базарова нравственных исканий, зато наделяет ими интеллигента-дворянина Лаврецкого, героя романа “Дворянское гнездо”. Причисляя Лаврецкого к “лишним людям”, Добролюбов отмечал особое место героя Тургенева в этом ряду, потому что “драматизм его положения заключается уже не в борьбе с собственным бессилием, а в столкновении с такими понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека. ..”. Нравственный поиск Лаврецкого основан на том, что он осознает необходимость действия, но главным считает разработку смысла и направления этого действия.

Иначе смотрит на разночинную интеллигенцию Некрасов. Именно с общественно-литературной деятельностью Добролюбова, Чернышевского и других революционных демократов связывает поэт надежды на освобождение и пробуждение народа. Основой жизни для этих людей становится жажда подвига, их нравственные искания сопряжены с идеей хождения в народ. “Сеятель знанья на ниву народную” становится новым положительным героем лирики Некрасова. Он аскетичен, готов к самопожертвованию. В определенном смысле интеллигенты Некрасова близки Рахметову из романа “Что делать?”. Он принадлежит к типу “кающегося дворянина”, который ощущает свою кровную связь с дворянской культурой, но стремится порвать с ней. Он осуществляет идеал “хождения в народ”, мечта о котором свойственна героям Толстого, а его нравственные искания связаны с идеей отказа от личного счастья во имя счастья общего.

Толстой - писатель дворянской культуры, но проблема нравственного поиска героя-дворянина связана у него с общим пониманием хода исторического процесса и критериев оценки личности. Эпопея “Война и мир” рисует духовные искания лучших и наиболее тонких интеллектов на фоне больших нравственно-практических решений, которые принимает народ, выражающий свои убеждения стихийно, через поступки. Без усвоения нравственного опыта народа человек современной высокой духовной культуры оказывается бессильным перед лицом хаотической действительности, особенно в те моменты истории, которые можно назвать катастрофичными. Этическая система дворянской интеллигенции основана на вере в разумную природу человека, а потому распадается, будучи не в состоянии объяснить, к примеру, войну, которая воспринимается как явление, противоречащее разумному прогрессу. Не имея возможности в рамках этого сочинения подробно рассмотреть ход процесса нравственных исканий главных героев романа “Война и мир”, укажу лишь на смысл этих исканий. И Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят путь к осознанию того, что их жизнь - песчинка в море человеческих жизней. Андрей - воплощение идеала аристократизма, того типа дворянина, который устарел для общества 60-х годов. Финал его исканий - смерть как единственная возможность “любить всех” и “не любить никого”. Пьер гораздо ближе Толстому как герой современный, актуальный. Он более демократичен, прост, но также наделен активным ищущим разумом. Финал исканий этого героя - максимальное сближение с “роем”, выросшее из осмысления тяжелых испытаний. Решающее влияние на Пьера оказывает Платон Каратаев, за словами которого стоит обобщение многовекового опыта народа.

Ищущий интеллигент-мыслитель Раскольников, герой романа Достоевского “Преступление и наказание”, ненавидит зло и не желает с ним мириться. Герой берет на себя непосильную задачу - мстить обществу. Колоссальность этой задачи и осознание неспособности людей поддержать его протест приводят героя к гордыне. Кровавый эксперимент Раскольникова - уже описанная в русской литературе попытка проверить свою теорию на практике, что должно стать обоснованием исканий. Достоевский видит опасность, которую несут в себе искания, опирающиеся на негуманную идею, лишенную нравственной основы.

Конечно, пути и цели нравственных исканий каждого из героев, упомянутых в сочинении, могли бы стать предметом отдельной большой работы. Отмечу лишь одно: все писатели XIX века отчетливо осознавали важную роль интеллигенции в жизни общества и поднимали вопрос ответственности интеллигента-мыслителя перед своим народом, перед людьми вообще.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Нравственные искания русской интеллигенции в xix веке " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Нравственные искания русской интеллигенции в xix веке " для печати

Русские писатели

ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА
Истоки и характер литературных исканий. Русская ли­
тература конца XIX - начала XX в. сложилась в неполные
три десятилетия (1890-1910-е гг.), но пришла к удиви­
тельно ярким, самостоятельным по значению достижениям.
Они определились очень быстро, несмотря на одновремен­
ность с творчеством ряда великих художников-классиков.
В этот период Л. Н. Толстой завершил роман «Воскресе­
ние», создал драму «Живой труп» и повесть «Хаджи-Му­
рат». На рубеже веков вышли в свет едва ли не самые заме­
чательные произведения А. П. Чехова: прозаические «Дом
с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с со­
бачкой», «Невеста», «Архиерей» и др. и пьесы «Чайка»,
«Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». В. Г. Коро­
ленко написал повесть «Без языка» и работал над автобио­
графической «Историей моего современника». В момент за­
рождения новейшей поэзии были живы многие ее предтечи:
А. А. Фет, Вл. С. Соловьев, Я. П. Полонский, К. К. Слу-
чевский, К. М. Фофанов. Молодое поколение авторов было
кровно связано с русской классической литературой, одна­
ко по ряду объективных причин проложило свой путь в ис­
кусстве.
В результате октябрьских событий 1917 г. жизнь и куль­
тура России претерпели трагический катаклизм. Интелли­
генция в большинстве своем не приняла революцию и воль­
но или невольно уехала за границу. Изучение творчества
эмигрантов надолго оказалось под строжайшим запретом.
Первую попытку принципиально осмыслить художествен­
ное новаторство рубежа веков предприняли деятели Русско­
го зарубежья.
Н. А. Оцуп, некогда соратник Н. С. Гумилева, ввел
в 1933 г. (парижский журнал «Числа») многие понятия
и термины, широко признанные в наше время. Эпоху Пуш­
кина, Достоевского, Толстого (т. е. XIX столетие) он уподо­
бил завоеваниям Данте, Петрарки, Боккаччо и назвал оте­
чественным «золотым веком». Последовавшие за ним «как
8
бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, напри­
мер, во Франции весь девятнадцатый и начало двадцатого
века», именовал «серебряным веком» (ныне пишется без
кавычек, с большой буквы).
Оцуп установил сходство и различие двух пластов поэти­
ческой культуры. Они были сближены «чувством особен­
ной, трагической ответственности за общую судьбу». Но
смелые провидения «золотого века» сменились в период
«все и всех поглотившей революции» «сознательным ана­
лизом», сделавшим творчество «более - в человеческий
рост», «ближе к автору».
В столь образном сопоставлении немало прозорливого.
Прежде всего - влияние революционных потрясений на ли­
тературу. Оно, разумеется, было совсем не прямым, а весьма
своеобразным.
Россия начала XX в. пережила, как известно, три револю­
ции (1905-1907 гг., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.)
и предшествующие им войны - Русско-японскую (1904-
1905), Первую мировую (1914 -1918). В бурное и грозное
время противоборствовали три политические позиции: сто­
ронников монархизма, защитников буржуазных реформ,
идеологов пролетарской революции. Возникли неоднород­
ные программы кардинальной перестройки страны. Одна -
«сверху», средствами «самых исключительных законов»,
приводящих «к такому социальному перевороту, к такому
перемещению всех ценностей... какого еще не видела исто­
рия» (П. А. Столыпин). Другая - «снизу», путем «ожесто­
ченной, кипучей войны классов, которая называется рево­
люцией» (В. И. Ленин). Русскому искусству всегда были
чужды идеи любого насилия, как и буржуазного практициз­
ма. Не принимались они и теперь. Л. Толстой в 1905 г.
предчувствовал, что мир «стоит на пороге огромного пре­
образования». Изменению «форм общественной жизни» он
предпослал, однако, духовное самоусовершенствование лич­
ности.
Стремление к творческому преображению мира. Ощуще­
ние всеобщей катастрофичности и мечта о возрождении че­
ловека предельно обострились у младших современников
Л. Толстого. Спасение усматривалось не «сверху» и тем
паче не «снизу», а «изнутри» - в нравственном преображе­
нии. Но в кризисную эпоху значительно ослабела вера в воз­
можную гармонию. Вот почему «сознательному анализу»
(Н. Оцуп) заново подвергались вечные проблемы: смысла

9-е изд. - М.: Просвещение , 2004. - 399 с.

Если Вы хотите познакомиться с новым взглядом на отечественную литературу XX столетия, если Вас интересуют драматические судьбы крупнейших русских писателей нашего века, если Вам необходима книга, написанная научно, содержательно и одновременно увлекательно коллективом ведущих писателей, литературоведов, критиков, то такая книга перед Вами - это учебник по русской литературе XX века.

Внимательно прочитав его, Вы сможете самостоятельно подготовиться к выпускным экзаменам в школе и к вступительным экзаменам в вузы.

Формат: pdf / zip

К читателям 3
Литература начала XX века (Л. А. Смирнова) 8
Истоки и характер литературных исканий 8
Стремление к творческому преображению мира... 9
Литературные искания сторонников революционного движения 11
Направление философской мысли начала века.... 12
Своеобразие реализма 15
Особенности новейшей поэзии 20
Модернизм: путь к новой гармонии 20
Символизм 22
Акмеизм 24
Футуризм 26
Проза XX века (О.Н.Михайлов) 28
Уникальность литературы Русского зарубежья 28
Идейно-эстетическая борьба 31
И.А.Бунин 32
Роль «малой» родины и дворянских традиций 32
Природа социальной двойственности 33
Влияние старшего брата Ю. А. Бунина 34
Первые опыты 34
Духовное здоровье, народное начало 35
Традиции русской классики 35
Странник 36
Новое качество прозы 37
Бунин-поэт 38
«Деревня» 39
Скрытая полемика с М. Горьким 39
Братья Красовы - два типа русского человека... 41
Народ-философ 42
«Иоанн Рыдалец» 44
«Господин из Сан-Франциско» 45
Образ греха, в котором протекает жизнь человека 45
«Полый» человек - создание механической цивилизации 45
Тема конца, катастрофы 46
Непримиримость позиции 46
Проза 20-х гг 47
Тема России 47
«Косцы» 48
Тема любви 48
«Солнечный удар» 49
«Жизнь Арсеньева» 50
Новаторство романа 51
«Темные аллеи» 52
«Чистый понедельник» 53
А. И. Куприн 56
Детские годы. Роль матери 56
Суровая казарменная школа 57
Формирование личности и истоки гуманизма... 58
Первые литературные опыты. Служба в полку.... 58
Купринские «университеты» 59
«Олеся» 60
Мастерство композиции 61
На петербургском Парнасе. 61
«Поединок» 62
Образ Ромашова 64
В зените славы 64
«Гранатовый браслет» 65
В годы великой смуты 66
Творчество 20-х гг 66
Тема России 67
«Колесо времени» 68
Куприн - мастер рассказа 68
«Юнкера» 69
«Жанета» 70
Л. Н. Андреев. 72
Надломленность юной души 72
Раннее творчество 73
Восхождение 74
На перепутьях реализма и модернизма 75
Л. Андреев и символизм 77
Писатель-экспрессионист 77
Художественное своеобразие 78
Последние годы 79
И.С.Шмелев 82
Личность писателя 82
Позиция 83
Трагедия отца 83
«Солнце мертвых» 84
«Богомолье», «Лето Господне» 85
Мастерство 86
Язык произведений Шмелева 89
Неравноценность творчества 89
Б. К. Зайцев 91
Обретение религиозного сознания 92
Новое качество художника 93
«Преподобный Сергий Радонежский» 93
«Путешествие Глеба» 94
Беллетризованные биографии 95
Уроки Зайцева 96
A. Т. Аверченко 97
Первая русская революция 98
Журнал «Сатирикон» 98
Мастер юмористического рассказа 99
Аверченко и «новое» искусство 99
Политическая сатира 100
«Дюжина ножей в спину революции» 101
«Смех сквозь слезы» 102
Тэффи 103
Грустный смех 104
Художественный мир Тэффи 105
Героини Тэффи 105
В изгнании 106
B. В. Набоков 108
«Машенька» 111
Россия Набокова 111
Набоков и классическая традиция 113
«Алгебра великолепной техники» 113
«Одиночки» и «толпа» 114
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века (Л.А. Смирнова) 117
В. Я. Брюсов 118
Формирование поэта. Годы детства и юности 118
Мотивы ранней лирики 119
Урбанистическая тема творчества 121
Образ человека в поэзии 10-х гг. 123
К.Д.Бальмонт 124
Детство и юность. 124
Идеи и образы творчества 125
Причины и первые годы эмиграции 126
Образ России 127
Мироощущение лирического героя 128
Ф. Сологуб 130
Детство и отрочество 130
Темы и образы поэзии 130
Проза поэта 131
A. Белый 131
Детство и юность. 131
Раннее творчество 132
Творческая зрелость. 133
И. Ф. Анненский 135
Ранние годы 135
Творческие искания 135
Н.С.Гумилев. 137
Детство и юность. 137
Ранняя лирика 138
«Жемчуга»: поиск страны грез 140
Поэтические открытия сборника «Огненный столп» 141
И. Северянин 143
Ранние годы жизни и творчества 143
Поэтическое своеобразие 144
B. Ф. Ходасевич 146
Жизнь в России. Причина эмиграции 146
Своеобразие ранней лирики 146
Горькие раздумья в сборнике
«Счастливый домик» 147
Книга «Путем Зерна»: духовные противоречия и свершения 149
Исповедь поэта в книге «Тяжелая лира» 151
Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь» 152
Г. В. Иванов 154
Жизнь в России. Раннее творчество 154
Общественная и творческая деятельность в эмиграции 156
Мотив гибели души в сборнике «Портрет без сходства» 157
Образ родины («Портрет без сходства», «1943-1958. Стихи») 158
Значение поэзии А. Блока для творчества Г. Иванова: мотив возрожденной любви 159
Максим Горький (Л. А. Смирнова) 164
Ранние годы 164
Ранние рассказы 165
Горький о противоречиях народной души 166
Истоки романтической прозы 166
Гуманистическая позиция романтического героя. . 167
Смысл противопоставления Данко и Ларры 167
Образ духовной гармонии мира 168
«Песня о Буревестнике» как выражение романтического идеала 169
«Фома Гордеев». Мечта и действительность в романе. 170
Фома Гордеев и его окружение. Особенности повествования 170
«На дне» 172
Чеховская традиция в драматургии Горького 172
«На дне» как социально-философская драма.172
Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога 173
Своеобразие внутреннего развития пьесы 173
Значение IV акта 174
Философский подтекст пьесы 175
Горький и первая русская революция 175
Роман «Мать». В поисках нравственной ценности революции 176
Смысл духовного преображения человека 176
Нравственный конфликт в стане революции 177
Горький в эмиграции 177
Раздумья о судьбах России 178
Новые черты автобиографической прозы 178
Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г 180
«Несвоевременные мысли» 180
Творчество периода второй эмиграции 181
«Дело Артамоновых» - обогащение романной формы 182
«Жизнь Клима Самгина» - образное воплощение истории 182
А. А. Блок (A.M. Турков) 185
Начало пути 185
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока 186
Блок и символизм 188
«Выхожу я в путь, открытый взорам...» (Блок в 1905-1908 гг.) 189
«На поле Куликовом» 194
Поэма «Возмездие» 196
«Страшный мир» 198
«...Моя тема, тема о России...» 199
«Соловьиный сад» 202
Накануне революции 203
«Двенадцать» 204
Последние годы. «Но не эти дни мы звали...» .... 208
Новокрестьянская поэзия (В.П.Журавлев) 212
Н.А.Клюев 214
Духовные и поэтические истоки 214
Николай Клюев и Александр Блок 218
Литературное признание 219
Николай Клюев и Сергей Есенин 220
В спорах с пролетарской поэзией 223
Поэма «Погорелыцина» 226
Поэма «Песнь о Великой Матери» 229
С. А. Клычков 232
П. В. Орешин 234
С. А. Есенин (А. М. Марченко) 239
Есенин - русская художественная идея 239
Пробуждение творческих дум 239
Начало сознательного творчества 242
Открыватель «Голубой Руси» 243
«Да здравствует революция!» 249
«Жизнь образа огромна и разливчата». Особенности метафоризма С. Есенина 251
Боль перестройки. «Кобыльи корабли». «Москва кабацкая» 253
Уроки Америки. «Железный Миргород» 257
Попытка прорыва 259
«Анна Онегина» 261
«В этих строчках песня...». «Персидские мотивы», «Отговорила роща золотая...» 266
В.В.Маяковский (А.А.Михайлов) 279
Детство и отрочество 279
Маяковский и футуризм 283
Драма любви, драма жизни 287
Поэма «Облако в штанах» 289
Революция 290
«Окна сатиры» 292
По личным мотивам 293
Октябрь в поэзии Маяковского 296
«Теперь поговорим о дряни» 301
Точка пули в конце 304
Литературный процесс 20-х годов (ВЛ.Чалмаев) 310
Народ и революция в поэзии и прозе: этапы становления реализма нового типа.
Литературные группировки 310
Новый подход к оценке Октября и Гражданской войны 310
Осмысление событий революции и судьбы России:
«Пролетарские культурно-просветительные организации» (Пролеткульт), «Кузница» 313
А. М. Ремизов 318
Д. А. Фурманов 320
А. С. Серафимович 322
Литературные группировки 20-х годов 326
ЛЕФ. 326
«ПЕРЕВАЛ» 326
КОНСТРУКТИВИЗМ, или ЛЦК 327
ОБЭРИУ 328
А. А. Фадеев 329
Роман «Разгром» 332
«Смена вех» 335
И. Э. Бабель (Г. А. Белая) 340
Начало 340
Раннее творчество 340
«Конармия» 341
«Одесские рассказы» 348
Кризис 348
Е. И. Замятин (В. Г. Воздвиженский) 352
Начало пути 352
В годы революции 353
Роман-антиутопия «Мы» 355
Проза и пьесы 20-х гг. 360
За рубежом 361
Б. Пильняк (И. О. Шайтанов) 364
Начало пути 364
Роман «Голый год» как страница биографии писателя 365
«Машины и волки»: способ ориентации Б. Пильняка в стихии природы и истории 367
Исторические метафоры Пильняка: «Повесть непогашенной луны» 367
Борис Пильняк в 30-е гг.: романы «Красное дерево» и «Волга впадает в Каспийское море» 370
М.М.Зощенко (ГА.Белая) 373
Ранние годы 373
Литературное окружение 374
Зощенко-сатирик 375
Зощенковский герой 377
Стиль писателя 378
Зощенко-моралист 380
Темы сочинений для повторения курса литературы XX века 383
Краткий словарь литературоведческих терминов 384

Стремление к творческому преображению мира.

Истоки и характер литературных исканий.

ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

Русская литература конца XIX - начала XX в. сложилась в неполные три десятилетия (1890-1910-е гг.), но пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Молодое поколение авторов было кровно связано с русской классической литературой, однако по ряду объективных причин проложило свой путь в искусстве.

В результате октябрьских событий 1917 г. жизнь и культура России претерпели трагический катаклизм. Интеллигенция в большинстве своем не приняла революцию и вольно или невольно уехала за границу. Изучение творчества эмигрантов надолго оказалось под строжайшим запретом.

Первую попытку принципиально осмыслить художественное новаторство рубежа веков предприняли деятели Русского зарубежья.

Н. А. Оцуп ввел в 1933 г. многие понятия и термины, широко признанные в наше время. Эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого (т. е. XIX столетие) он уподобил завоеваниям Данте, Петрарки, Боккаччо и назвал отечественным ≪золотым веком≫. Последовавшие за ним ≪как бы стиснутые в три десятилетия явления именовал ≪серебряным веком≫.

Оцуп установил сходство и различие двух пластов поэтической культуры. Они были сближены ≪чувством особенной, трагической ответственности за общую судьбу≫. Но смелые провидения ≪золотого века≫ сменились в период ≪все и всех поглотившей революции≫ ≪сознательным анализом ≫, сделавшим творчество ≪более - в человеческий рост≫, ≪ближе к автору≫.

В столь образном сопоставлении немало прозорливого. Прежде всего - влияние революционных потрясений на литературу. Оно, разумеется, было совсем не прямым, а весьма своеобразным.

В кризисную эпоху значительно ослабела вера в возможную гармонию. Вот почему ≪сознательному анализу≫ (Н. Оцуп) заново подвергались вечные проблемы: смысла жизни и духовности людей, культуры и стихии, искусства и творчества... Классические традиции развивались в новых условиях разрушительных процессов.

Напряженным вниманием к обыденному течению дней и способностью уловить в его глубинах светлое начало обладали художники Серебряного века.

И. Анненский очень точно определил истоки такого поиска. ≪Старым мастерам≫, считал он, было присуще чувство ≪гармонии между элементарной человеческой душой и природой≫. А в своей современности выделил противоположное: ≪Здесь, напротив, мелькает „я", которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нем, „я" - замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования...≫.


Так и было в литературе рубежа веков. Ее создатели мучительно переживали стихию измельчения, расточения жизни.

Самые мрачные картины просветлял, однако, ≪творящий дух≫. Путь к подлинному бытию лежал через самоуглубление художника. В сокровенных сферах индивидуального мировосприятия росла вера в нетленные ценности жизни.

Творческое преображение действительности еще более зримо проступало в поэзии начала века. И. Анненский пришел к верному наблюдению: ≪Границы между реальным и фантастическим для поэта не только утоньшились, но местами стали вовсе прозрачными. Истина и желания нередко сливают для него свои цвета≫. В раздумьях многих талантливых художников эпохи находим сходные мысли.

В начале XX в. возникло и совершенно иное направление литературы. Оно было связано с конкретными задачами социальной борьбы. Такую позицию отстаивала группа ≪пролетарских поэтов≫. Среди них были интеллигенты, рабочие и вчерашние крестьяне. Внимание авторов революционных песен, пропагандистских стихов было обращено к тяжелому положению трудящихся масс, их стихийному протесту и организованному движению.

Произведения такой идейной ориентации содержали немало реальных фактов, верных наблюдений, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения. Однако сколько-нибудь значительных художественных достижений здесь не было. Главенствовало притяжение к политическим конфликтам, социальной сущности человека, а развитие личности подменялось идеологической подготовкой к участию в классовых боях.

Путь к искусству лежал через постижение многоплановых отношений людей, духовной атмосферы времени. И там, где конкретные явления как-то увязывались с этими проблемами, рождалось живое слово, яркий образ.

Для художников начала века преодоление всеобщего разобщения и дисгармонии восходило к духовному возрождению человека и человечества.

Долгие годы образ Октября 1917 года, определявший характер освещения литературного процесса в 20 -е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Сейчас читатели знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».Известный литературовед Е.Книпович вспоминала: « Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу, не спорили между собой. Их спор – это знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды. Свое понимание строящейся советской культуры».Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20 -х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас. Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышится в произведениях многих авторов.

Поэзия. Стихотворения Андрея Белого было как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве.Современный взгляд на поэзию 20 -х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику.Поэзия 20-х годов: 1.Пролетарская: традиционный герой – герой «мы» (массовый герой), ситуация – защита революции,построение нового мира, жанры – гимн, марш, символика – эмблематика в значении штамп, заимствования на уровне символики, ритмики, максимальная абстрактность. Представители: В.Князев, И. Садофьев, В.гастаев, А.Маширов, Ф.Шкулев, В.кириллов.2.романтическая поэзия. Представители: Тихонов, Багрицкий, Светлов 3.Культурологическая поэзия (сформировалась до 17 года) Представители: Ахматова, Гумилёв, Ходасевич, Северянин, Волошин. 4.Поэзия философской ориентации. Представители: Хлебников, Заболоцкий.



Проза. Начало 20 -х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20 -х годов была не однородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия.Официальная литература: участник революции – типичный герой, путь его революции- создание собственной человеческой личности через связь с революцией. Изменение речи и мыслей. (Фадеев «Разгром», Фурманов «Чапаев»)Герои ориентированы на социальные и классовые ценности. Критерии: красные-хорошо, белые-плохо, бедные-хорошо, богатые-плохо. Народ изображается как масса, через осознание революции. (Серафимович «Железный поток»)Неофициальная литература: у героя иной путь, их эволюция – переосмысление революции. Факт совершения революции – необязательное условие принятия её как ценности. Герои – люди у которых другие ценностные оринтации, ценят общечеловеческие категории (радость, скорбь, жизнь, смерть). Акцент на личность. (Платонов «Чевенгур»)Развитие жанра антиутопии . Замятин «Мы».Развитие юмора и сатиры. Рассказы Зощенко, романы Ильфа и Петрова.

Публицистика. Сегодня, когда происходит решительный пересмотр многих коллизий истории нашей страны, мы должны внимательно присмотреться к восприятию и оценкам событий 1917 года крупными деятелями литературы и искусства предоктябрьского времени. Эти люди, бывшие в огромной мере человеческой, гражданской и художественной совестью своего времени, предчувствовали и предвидели те опасности и трагедии, к которым может привести насильственная ломка всех традиционных устоев жизни.Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа. Для Горького революция – «судорога», за которую должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции. И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения. Народ. М.Горький рассмотрел в нем дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть. Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбой Никами», и тех, кто несет вековые русские традиции. В.Короленко утверждает, что народ – это организм без костяка, мягкотелый и неустойчивый, явно заблуждающийся и дающий себя увлечь на путь лжи и бесчестия. Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.

Драматургия. Ведущим в драматургии 20 –х годов был жанр героико–романтической пьесы. «Шторм» В.Билль–Белоцерковского, «Любовь Яровая» К.Тренев, «Разлом» Б.Лавренева – эти пьесы объединяет эпическая широта, стремление отразить настроение масс в целом. В основе названных произведений глубокий социально–политический конфликт, тема ««разлома» старого и рождение нового мира. В композиционном отношении для этих пьес характерны широкий охват происходящего по времени, наличие многих побочных, не связанных с главным сюжетом линий, свободное перенесение действия из одного места в другое.

31. Лирика Ф. Тютчева . - Необычайная одаренность и ранняя карьера.- Поздняя слава.- Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 года).

Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.- Трагические судьбы близких поэта».одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.В творчестве Т. Проявляется одна из сторон романтического мироощущения, миросозерцания, ощущения трагизма человеческой жизни. Катастрофизм мышления Т. связан с представлением о том, что подлинное знание о мире доступно чел-ку лишь в момент гибели, разрушения этого мира. Политические катастрофы, гражданские бури приоткрывают замысел богов. Приближение к тайне не влечет ее раскрытия, завеса, к. отделяет познанное от непознанного, только приоткрывается. Не только мир непознаваем до конца, но и собственная душа. Общение с другими и понимание невозможно в принципе. Не только цивилизация, но и природа в ее нынешних формах обречена на гибель. Наедине с хаосом чел-к остается ночью, в эти минуты он осознает себя на краю бездны. Т. Опирается на философию Шеллинга. Человек – это грезы природы, ничтожная пыль, мыслящий тростник, из хаоса пришел и в хаос уйдет. Поэзия Тютчева – это поэзия контраста. Противопоставление хаоса космосу, дня ночи, юга северу. Север – царство сна, отсутствия движения, символ угасания. Юг – блаженный край, хар-ся интенсивностью жизни, здесь избыток времени. Для Т. характерно стремление ограничить пространство. Концепция любви . Любовь – роковой поединок двух сердец, в к. гибнет слабый. Счастье любви недолговечно, она не может устоять под ударами рока, сама любовь осознается как приговор судьбы. Любовь не возвышает и не очеловечивает, она ассоциируется со слезами, болью. Это отношения палача и жертвы. Пейзажная лирика . В философии идеализма мир прекрасного, гармонии и красоты тесно связан с миром природы. Тютчевское отношение к живому выражено в словах: «Не то, что мните вы, природа…». Т. проводит параллель между жизнью человека и жизнью природы. Природа - источник радости, гармонии, величия.

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят -Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят...Они гласят во все концы:"Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!Весна идет, весна идет,И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней!.."

32. Методика изучения обзорных тем и связь с монографией.

Обзорные темы Структурно курс на историко-литературной основе включает не только монографические, но и тесно связанные с ними обзорные темы: вводные и обобщающие, характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры. Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность.

Обзорная лекция преподавателя сочетается с работой по учебнику с организацией наблюдения над стилем писателей, с совершенствованием навыков анализа литературных произведений. Сложность литературного материала и его сравнительно большой объем потребуют увеличения доли самостоятельных и индивидуальных заданий. В качестве подготовки к уроку используются литературно-художественные и литературно-критические журналы последних лет. Существенным элементом такого урока является запись плана и тезисов лекции, использование материалов, подготовленных индивидуально рядом учащихся. Важно, чтобы для деятельности 11кл было характерно: соединение непосредственности и эмоциональности первоначального восприятия с глубиной обобщения, с умением владеть знаниями по истории и теории литературы. Не менее важным являются обращение к образной конкретности художественного текста, способность ученика дать нравственно-эстетическую оценку произведению в целом. Это позволяет судить о воздействии процесса обучения на формирование личности ученика, на его духовный мир. Развитие читательских интересов идет по линии соединения эмоционально-эстетического наслаждения с глубиной обобщения. В центре монографической темы - писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя. Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величие писателя, но и сложность становления его личности и таланта. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и описаний в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения. Увеличение интереса к чтению и изучению классики, повышение нравственного потенциала уроков, осознание эстетического и жанрового своеобразия русской литературы XIX и XX вв. – вот основные вопросы, которые волнуют учителя-словесника и которые могут быть решены только в общей системе школьного литературного образования.

33.Романы И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как трилогия. Гончаров мог писать только о том, что уже устоялось. Концепция жизни – борьба старого и нового. Концепция личности – в человеке выделяет родовое и историческое. Родовое неизменно. Историческое – конкретное проявление вечных образов в данное время в данной стране. Мужские характеры разделяются на романтиков-идеалистов и практиков-рационалистов. Женские образы восходят к пушкинским Ольге и Татьяне. Идеал для Г.- цельная личность, сочетающая и сердце, и ум. Образ- исходный элемент, сюжет выстраивается в соответствии с логикой развития образа. Дебют Г. – роман «Обыкновенная история» (1947), в к. показан обыкновенный романтик. Это история взрослого юноши, изживание максимализма, идеализма, романтизма. К тому же это роман о борьбе старого и нового. Это столкновение показано в лице Адуева-старшего и Адуева-младшего. Время измеряется в провинции сменой времени года, движение жизни незаметно, жизнь вращается в кругу обыденных явлений, быт составляет суть жизни. Ценности этого мира – семейность, общность. В Петербурге время линейно, динамично, ценности – культ дела, карьеры, денег. Столкновение дяди и племянника обусловлено и разностью натур. Александр – романтик-идеалист, П.И. – прагматик-рационалист. Карьера для П.И. на первом месте, для Александра – на последнем. «Обломов» . В 1 главе сказывается влияние Гоголя в описании наружности героя, со 2 части гоголевское влияние сменяется пушкинским. Роман из социального обличения обломовщины начинает превращаться в роман об идеально настроенной личности в современном мире, в роман о несостоявшемся человеке. Это роман-испытание. В образе Ольги подчеркивается незаурядность, неординарность, самобытность. В образе Агафьи Матвеевны акцент делается на земном, бытовом. Под влиянием Обломова образ А.М. сближается с образом Ольги. Понятие «обломовщина» многогранно. Оно трактуется и в социальных категориях как порождение определенного общественного уклада; в национальном как проявление ментальности; в общечеловеческих как исконная примета некоторых натур. Третий роман трилогии, «Обрыв» (1869) , многослоен. Замысел романа – изображение честной, доброй натуры высшей степени идеалиста. Глубинный смысл – обрыв молодого поколения, занятого напряженными поисками своего места в жизни, в истории, в обществе, но не нашедшего его и оказавшегося на краю пропасти. Это предупреждение молодому поколению. Роман имеет рамочную композицию. Райский переживает жизнь в качестве персонажа своего творения. Гончаров определил его как проснувшегося Обломова. С Райским связаны темы творчества и искусства. Вера – воплощение поисков молодой России, Татьяна Марковна символизирует старую консервативную Русь, мудрость. С бабушкой и Верой связана тема старой и новой жизни. Одной из центральных тем романа является тема любви и страсти. Г. Противопоставляет любовь и страсть. Любовь оказывает на чел-ка благотворное влияние, обогащает его личность, страсть оказывает губительное значение, она ожесточает чел-ка.

1. Литература как учебный предмет в современной средней школе 2. Программы по литературе и учебно-методический комплекс – Принципы построения программ по литературе, перспективы дифференцированного обучения. Задачи литературного развития ученика в связи с возрастной эволюцией школьника. Учебно-методический комплекс. Учебники, хрестоматии по литературе и пособия для учителя. Учитель и ученик. Дискуссии о преподавании литературы.3. Методы и приемы преподавания литературы в школе 4. Первый этап литературного образования учащихся Задачи и содержание курса литературы в средних классах. Принципы построения программ по литературе в 5-9 классах. Основные этапы изучения литературных произведений в школе. Вступительные занятия в средних и старших классах. Содержание и методы работы.5. Второй этап литературного образования школьников Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах. Принципы построения программ в 10-11 классах.6. Литературное развитие читателя-школьника Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся. Формирование общественно активной личности в процессе изучения литературы. 7. Урок литературы в современной средней школе

Различные классификации урока литературы: от его места в системе работы по изучению художественного произведения; от вида работы (В.В.Голубков); от содержания предмета (Н.И.Кудряшев). Анализ основных классификаций урока, их сильные и слабые стороны. Основные требования к современному уроку литературы. Этапы урока литературы.8. Планирование как основа творческого преподавания План и импровизация в преподавании. 9. Творческий характер труда учителя

35.Особенности художественного метода Ф.М Достоевского. Достоевского интересует самосознание героев. Его цель - дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет.Работая в журналах «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) Ф. М. Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф. М. Достоевского. Он выделял три основных момента в народной нравственности: 1. Чувство органической связи между людьми; 2. Братское сочувствие и сострадание; 3. Готовность добровольно прийти на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.Христос для Достоевского – воплощенная красота.В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф. М. Достоевского:1. Он раздвинул рамки «социального» реализма 2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком художественных образов; 3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению художественности нового типа; 4. Реализм Достоевского – философский, психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма, противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей, вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости.Художественный мир Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий. Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев. Реалист Достоевский не перекладывает на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Он создал жанр «полифонического романа», в котором идеи, теории, концепции испытываются практикой жизни. Обретение нравственной истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных поисков, в его движении к нравственному совершенству.

Литература Алтая. Характеристика творчества одного из её представителей.