Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Антонимы омонимы паронимы. Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства языковой выразительности

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.


Омонимы Омонимы Полные Полные Частичные Частичные Слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах. Слова, разные по значению, совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Многозначные слова Омонимы Слова, имеющие несколько лексических значений, т.е все их значения, связаны между собой по смыслу. Ручка(двери)- ручка(человека) Зерно(пшеницы)-зерно(истины) слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Разновидности омонимов: Омонимы появляются в результате заимствования из других языков. Различия многозначных слов и омонимов Например: балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и балка(овраг) - исконно русское слово.


Художественный прием, основанный на явлении омонимии называется каламбур. ОМОФОРМЫ ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов: Лечу(от лечить – лечу (от летать) ОМОФОНЫ ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. ОМОГРАФЫ ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по- разному, в зависимости от ударения Пое́м – поё́́м Атлас - атлас́с








Проверь себя! Красивый – прекрасный, замечательный, изумительный Дружба – сотрудничество, товарищество Смеяться – хохотать, веселиться, прыскать Множество – большое количество Дефект – изъян Воспоминания – ностальгия Осторожность – предусмотрительность Защитник – заступник Торжественность – пафосность Преимущество – приоритет Победить – одержать победу Близкий – родной Группа синонимов образует синонимический ряд.




Градация: В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: (Чак.) В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)


Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре называют паронимами. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связаны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник ПАРОНИМЫ




Антонимы Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь. В названиях многих произведений используется антитеза: Преступление и наказание Ф. Достоевского, «Война и мир» Л. Толстого Оксюморон - это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда.




Работа с учебником Упражнение 25 (письменно) Упражнение 25 (письменно) Существительное ПрилагательноеГлагол Наречие Радость – грусть Друг – враг Зло – добро Тьма – свет Земля – небо Начало - конец Смелый – трусливый Горький – сладкий Горячий – холодный Узкий – широкий Больной – здоровый Длинный – короткий Чистый - грязный Найти – потерять Говорить – молчать Любить – ненавидеть Смеяться – грустить Вспомнить - забыть Много – мало Вверху - внизу






Итоги урока Что нового вы узнали на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Что осталось вами непонятым? Что осталось вами непонятым? Что еще вы бы хотели узнать? Что еще вы бы хотели узнать? Оцените свои знания по теме. Оцените свои знания по теме.


Домашнее задание Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Сделать обзор существующих словарей. Сделать обзор существующих словарей. Индивидуальное задание: Сделать обзор электронных словарей онлайн (ссылка на сайте)


Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв. нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству; занятий и орудий труда; жилища одежды домашней утвари. Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков. Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных. Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси. Диалектизмы характерны для речи населения какой либо области, района. Есть, например, слова, употребляемые жителями северных областей. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ


Отличие историзмов от архаизмов – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Примеры: боярин, вече, опричник и т.д. – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д.


СЛОВАРИ Грамматические Филологические -двуязычные - орфографические - орфографические - орфоэпические - орфоэпические -этимологические -этимологические -исторические -исторические -фразеологические -фразеологические -иностранных слов -терминологические -терминологические-диалектные -словари языка писателей -словари речевых -словари речевых неправильностей и трудностей неправильностей и трудностей


СЛОВАРИ Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: -синонимов -синонимов -антонимов -антонимов -паронимов -паронимов Но самые давние словари – это ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ. В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по по общим свойствам вещей или понятий: Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

Омонимы

Омонимы - слова одинаковые по звучанию и разные по значению. Лексические омонимы объединяются в ряды. Они принадлежат к одной части речи. От лексических омонимов отличаются относительные омонимы (омоформы, омофоны и омографы). При омонимии между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют. Поэтому столкновения омонимов всегда неожиданны, что создают большие стилистические возможности для их обыгрывания. Кроме того, употребление омонимов в одной фразе, подчёркивая значения созвучных слов, придаёт речи экспрессию (миру нужен мир). На омонимах строятся шутки и каламбуры. Каламбуром называется стилистическая фигура, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. В каламбурах совмещаются прямое и переносное значение слов, в результате чего происходит неожиданный смысловой сдвиг. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее. Писатель обращает внимание на обыгрываемое слово.

Паронимы

Паронимы - это слова близкие по звучанию, но не совпадающие по значению. Паронимический ряд состоит из однокорневых паронимов, возникших в результате словообразовательных процессов. Умелое использование паронимов позволяет автору точно и правильно выразить мысль. В тексте встречается скрытое и открытое использование паронимов. При скрытом использовании паронимов мы видим только одни из паронимов. Такое использование называется использованием для комического эффекта. При открытом использование паронимов автор ставит их рядом, обращает внимание на смысл различий. При этом они выполняют разные стилистические функции. Яркий стилистический эффект даёт противопоставление паронимов. Употребление паронимов может быть использовано для выделения соответственных понятий. Употребление в тексте нескольких паронимов называется паронимией.

Умелое употребление паронимов помогает писателю правильно и точно выразить мысль, именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

Иной характер носит открытое использование паронимов, когда писатель ставит их рядом, показывая их смысловые отличия при кажущемся подобии. В этом случае паронимы выполняют различные стилистические функции, выступая как средство усиления действенности речи.

Столкновение паронимов используется для выделения соответствующих понятий, например: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность.

Сочетание паронимов в таких случаях создает тавтологический и звуковой повтор, что способствует их усилению, например: Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше, Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой О чернобровых красавцах - Ох, и поют же Нынче солдатки! О господи боже ты мой! Такой же стилистический эффект порождает сочетание неродственных сходно звучных слов, близких в семантическом отношении: Очищали, причащали, покорив и покарав, Тех, что стены защищали, В те же стены вмуровав (Ф. Искандер.Завоеватель).

Употребление паронимов может быть средством уточнения мысли: Все те же ль вы, другие ль девы, Сменив, не заменили Вас?Иногда автору достаточно обратить внимание на различную лексическую сочетаемость паронимов, чтобы уточнить их значение: Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают.

Возможно сопоставление паронимов, если автор хочет показать тонкие смысловые различия между ними: Я не люблю пластику кистей у танцовщиц. Она манерна… в ней больше красивости, чем красоты(Стан.). Сопоставляются не только паронимы, а и не родственные, но сходные в звучании слова: Запел и запил от любви к науке; Перестройка грозит перерасти в перестрелку; одни воюют, другие - воруют(из газ). Она вся в белом, белом, белом, а я - в былом(из песни). Чем неожиданнее сопоставление, тем ярче звуковая окраска слова, придающая высказыванию особую экспрессию.

Например: Не надо делить Европу на НАТО и НЕ-НАТО!

Поэты любят сближать самые «неподходящие» слова, удивляя нас своей фантазией: Бедный мастер! Закинь карандаш, отползи поскорее к затону, отрасти себе жабры и хвост, ибо путь от Платона к планктону и от Фидия к мидии- прост.

Яркий стилистический эффект рождает противопоставление паронимов: Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому.Обычно в этом случае паронимы соединены противительным союзом союзам и одно из созвучных слов дается с отрицанием: Я жить хотел быстрее всех. Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, а не преуспеянье?!

Противопоставляются и неродственные созвучные слова: Не фирма, а форма; Теперь он увлекся не спортом, а спиртом(«ЛГ»). Кажущаяся нелогичность сближения похожих слов придает особую действенность высказыванию.

Паронимы и еще чаще созвучные неродственные слова используются в каламбурах: Памятник первоопечатнику. Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом(«ЛГ»); К столу скликает «Вдова Клико». При этом одному из созвучных слов часто присваивается необычное значение на основе ложной этимологизации. Одно из обыгрываемых слов может в тексте отсутствовать, но мы его обязательно вспоминаем под влиянием звуковых ассоциаций: содрание сочинений, притворные актеры, червь самомнения, освежеватель старинных романсов, тела давно минувших дней, (идиозная фигура, деревенская поза, известный дублицист, кропал без вести, в перекосном смысле, талантовы муки, пленэное заседание, водная лекция.

В поэтической речи парономазия питает звукопись. Употребление созвучных слов создает яркую перекличку звуков, делая слова более «выпуклыми», значительными: Пощадят ли площади меня?; Белою магией магния Мастерство поэтов сказывается не в игре созвучия, а в смысловом сближении разнокоренных слов на основе их образного переосмысления.

Тема: Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Ключевые понятия: синонимы, абсолютные синонимы, стилистические синонимы, смысловые синонимы, однокоренные синонимы,
антонимы, омонимы, лексические омонимы, омоформы, омофоны, паронимы, парономазия

Лекционный материал

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах.)
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).
Типы синонимов:
а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лингвистика – языкознание);
б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное);
в) смысловые: гнев – ярость (сильный гнев);
г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (алый – красный).
Функции синонимов в речи:
а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…);
б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света);
в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Стилистическая функция синонимов выражается:
а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное);
б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр., вкупе – устар.);
в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь).
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).
Антонимы чаще всего называют:
– качественные признаки (добрый – злой);
– действия, состояния, оценки (приходить – уходить);
– количественные признаки (много – мало);
– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный).
В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший).
По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный).
Антонимы используют :
– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин);
– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий): «скупой рыцарь»;
– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать);
– в заголовках произведений («Отцы и дети», «Война и мир»).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне).
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.
Существуют различные разновидности омонимов:
– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
– омоформы (мой руки – мой пиджак);
– омофоны (леса – лиса);
– омографы (мУка – мукА).
Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук).
Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк).
Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы).
Стилистические функции омонимов:
а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв);


Правды не скроешь,
Знает весь свет:
Знания – сила!
Знания – свет!
(С. Маршак)

б) часто используются для создания каламбуров (игра слов): Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С.Я. Маршак);
в) используются в детских стихотворениях:

Ежик выбежал из норки
И спросил у серой норки:
«Где вы были?» – «У лисички!»
«Что вы ели там?» – «Лисички!»

Паронимы – это слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило; скрытый – скрытный).
Парономазия – это стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но различных по значению («Тот не глуп, кто на слова скуп», «Бой вымучит, да бой и выучит»).
Паронимы примыкают к омонимам. Причиной возникновения паронимов является необходимость пополнения лексического состава для уточнения смысловых оттенков однокоренных слов.
Типы паронимов:
а) паронимы, синонимически близкие в одном из значений (проводить опыты – производить опыты);
б) стилистические паронимы (встать и стать – «перестать двигаться или действовать», в разг. – встать, стать – нейтр.).
Стилистические функции паронимов :
а) уточнение значения слова (Лицо его мне знакомо. Личность его мне знакома.);
б) большая экспрессивность, выразительность речи:

Меня тревожит встреч случайность,
Что и не сердцу, не уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
(Е. Евтушенко)

в) для речевой характеристики персонажа или для создания комического эффекта (Ему была поручена заглавная роль.)
Близость паронимов по своему звучанию и написанию может стать причиной их неправильного, неточного употребления и привести к лексическим ошибкам (Грушницкий принял эффективную позу – вместо эффектную).

Цель : сформировать знания о системных отношениях в лексике: омонимах, синонимах, антонимах и их типах; знания, умения и навыки функционально-стилистического использования омонимов, синонимов и антонимов.

Теоретические вопросы:

1. В чем сущность лексической омонимии?

2. Чем отличаются омонимы лексические от других видов омонимии – омоформов, омофонов, омографов? Каковы стилистические возможности омонимии?

3. Каковы причины возникновения омонимии?

4. Чем отличается омонимия от полисемии?

5. Что такое лексические синонимы? Назовите их типы.

6. Как пополняются синонимические ресурсы языка?

7. В чем заключается стилистическая роль синонимов?

8. В чем сущность лексической синонимии?

9. Каковы структурные типы антонимов?

10. Каковы возможности стилистического использования антонимов?

11. Что такое паронимы?

Практические задания для самостоятельной работы (омонимы)

Задание 1. Ознакомьтесь с определениями омонимов, принадлежащих разным лингвистам, и укажите общие признаки, по которым эти определения могут быть объединены.

1. «Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему значению…» (Р.А. Будагов).

2. «Омонимами называются слова, отличающиеся по значению, но одинаковые по звучанию и написанию…» (Л.Л. Введенская, И.И. Щеболева).

3. «Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами…» (А.В. Калинин).

Задание 2. Ознакомьтесь с «Предисловием» к «Словарю омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1986) и подготовьте тезисы устного сообщения о теоретических установках автора словаря.

Задание 3. Из словаря Ожегова и словаря Ахмановой выпишите словарные статьи к словам бухта, вышка, выдаваться, занос, плита . Сопоставьте и объясните, что положено в основу толкования значения слов.

Задание 4. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.

1) Муза мне чаек мешает,

Помогает и мешает (Вознесенский).

2) А что же делает супруга

Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)

3) Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав (Пушкин).

4) Сбежал с горы и замер в чаще.

Кругом мелькают фонари…

Как бьется сердце – злей и чаще!…

Меня проищут до зари (Блок).

5) Ноги давит узкий хром –

В день обмозолишься и станешь хром (Маяковский).

6) …Ваши принципы просты:

Вы очень любите остроты,

Но Вы боитесь остроты (Безыменский).

7) Область рифм моя стихия

И легко пишу стихи я (Минаев).

Задание 5. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения.

Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.

Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.

Задание 6. Пользуясь этимологическим словарем, объясните причины возникновения названных омонимов:

ласка – ласка рысь – рысь

брак – брак кран – кран

завод – завод клуб – клуб

лира – лира брань – брань

Задание 7. В отрывках из произведений А.С. Пушкина укажите, где использована многозначность, а где омонимия слова свет .

1) Ой вы, гости–господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

2) И в молчаливом кабинете,

Забыв на время все на свете,

Осталась наконец одна.

3) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

4) Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

5) Прости, веселая природа,

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует…


Задания для самостоятельной работы (синонимы )

Задание 1. Знакомьтесь с определениями синонимов; в чем их сходство, а в чем различие?

1. «Синонимами считаются слова, которые имеют одно и то же

лексическое значение, различаясь лишь оттенками значения, экспрессивной окраски и принадлежностью к тому или иному стилистическому слою языка, и которые имеют хотя бы частично совпадающую сочетаемость, так как только в этом случае они способны замещать друг друга в реальных контекстах» (З.Е. Александрова).

2. «Анализ конкретного материала позволяет принять за основу синонимии близость значений, выражающих одно понятие в целостной совокупности его признаков» (А.А. Брагина).

3. «Синонимы – это близкие по значению, но разнозвучащие слова, выражающие оттенки одного понятия…» (Р.А. Будагов).

4 .«Синонимы – слова, идентичные или сходные по значению, способные заменить друг друга в том или ином контексте» (Л.А. Булаховский).

5. «Синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения» (Т.Г.

Винокур).

Задание 2. Пользуясь словарями синонимов (а также толковыми), подберите синонимы ко всем значениям приводимых слов.

Волнение, воспитанник, большой, быстрый, бранить, жечь.

Задание 3. Определите типы синонимов:

Лик, лицо, морда, гармония, созвучие, строй, согласие; брести, плестись, тащиться, тянуться; инструкция, руководство, наставление, работа, труд; орфография, правописание; лгун, лжец, обманщик, врун, брехун.

Задание 4. Сгруппируйте слова в синонимические ряды, выделяя доминанту.

I. Баталия, бездна, битва, бой, крепость, мануфактура, обилие, масса, материал, материя, множество, побоище, обилие, пропасть, сеча, твердыня, прорва, сражение, ткань, тьма, укрепление, уйма, цитадель.

II. Энергичный, слабый, смелый, активный, заносчивый, деятельный, безвольный, храбрый, высокомерный, инициативный, мягкотелый, бесхарактерный, мужественный, предприимчивый, слабовольный, надменный, отважный, гордый, бесстрашный.

Задание 5. Выделите доминанту синонимического ряда:

1) худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый;

2) болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь;

3) весьма, очень, сильно, крайне.

Задание 6 . К каждому существительному подберите определение из группы прилагательных – синонимов:

1) язык, растение, мода, книги, гость, товар, обычай, обувь: заграничный, иностранный, зарубежный, чужеземный, заморский;

2) ответ, ветер, разговор, ребенок, интерес: резвый, бойкий, шустрый, порывистый, живой.

Задание 7. Для толкования каждого из значений многозначного слова

подберите наиболее подходящий синоним из слов, приведенных в скобках .

Вредная привычка, вредная девчонка (упрямая, опасная); узкая талия, узкая комната (тонкая, тесная); жестокий человек, жестокий мороз (безжалостный, сильный); открыть воду, открыть окно, открыть глаза, открыть шею (разомкнуть, пустить, обнажить, распахнуть).

Задание 8 . Подберите к приводимым словам стилистические синонимы.

Архитектор ваятель, вояка, высотник, деньги, перерыв, письмо, поездка; нелюбимый, преждевременный, скупой.

Задание 9 . Замените иноязычные слова русскими синонимами.

Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.

Практические задания для самостоятельной работы (антонимы)

Задание 1 . Ознакомьтесь с определениями антонимов, что в них общего?

1. «Антонимами… обычно называют слова с противоположными по отношению друг к другу значениями» (Р.А. Будагов. Введение в науку о языке).

2. «Антонимы – это слова с противоположными значениями, относящиеся к одному и тому же ряду явлений объективной действительности» (Л.Л. Введенская).

3. «Антонимами называются слова с противоположными значениями» (Е.М. Галкина – Федорук).

4. «Антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия» (Н.М. Шанский).

Задание 2 . Подберите антонимы к прямым значениям следующих слов

Определите структурный тип каждой пары.

Утро, всегда, твердый, воля, день, бедность, друг, высокий, потомки, мало,

плюс, лето, рано, победа, загадка, ночной, направо, свет, зажигать, строить, много, жизнь, соблюдать, утренний, женатый, черный, занято, радоваться, входить, правда, встреча.

Задание 3 . Найдите слова – антонимы и распределите их попарно.

Загадывать, обогащать, правый, потом, безобразный, кочевой, молодой,

праздничный, осуждение, старый, отгадывать, левый, теперь, оседлый, обеднять, красивый, будничный, одобрение.

Задание 4 . Подберите антонимы к выделенным словам.

Черный цвет, черные дни, черное дело. Живая рыба, живые цветы, живой рассказ. Чистая одежда, чистая тетрадь. Свежая газета, свежая рыба, свежие цветы, свежее белье.

Задание 5 . Подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность .

Близкий, легкий, тупой, краткий, полный, теплый.

Задание 6 . Выделите в пословицах антонимические пары.

Легко подружиться, тяжело разлучиться. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый осудит, умный рассудит. Мир строит, а война разрушает. Молодое растет – старое старится. Утро вечера мудренее. Сытый голодного не разумеет. Лето припасает – зима поедает.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Не дорого начало, а дорог конец.

Задание 7 . Подберите пословицы, в которых встречаются данные ниже языковые и речевые антонимы.

Журавль – синица; труд – лень; дело – потеха; свет – тьма; речь – молчание; ученье – неученье.


Задание 8 . Найдите в тексте языковые и контекстуальные антонимы, каковы их стилистические функции?

1) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (Пушкин).

2) Я все былое бросил в прах:

Мой рай, мой ад в твоих очах (Лермонтов).

3) В толпе друг друга мы узнали;

Сошлись и разойдемся вновь.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали (Лермонтов).

4) Час разлуки, час свиданья –

Им ни радость, ни печаль;

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль (Лермонтов).

5) Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет… (Пушкин)

Задание 9 . Определите сущность оксюморона в данных фразах.

1) Горькая радость. 2) Молчанье гроз. 3) Сладкая полынь. 4) … Ну так! Я празден, я без дела. А ты бездельник деловой (Пушкин). 5) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (Лермонтов). 6) Будь счастлива несчастием моим (Лермонтов). 7) От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала (Ахматова). 8) … Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, сей труп живой (Пушкин).

Практические задания для самостоятельной работы (паронимы)

Задание 1 . Ознакомьтесь с определением паронимов, что в них общего?

1. «Паронимы… слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо каламбурно использоваться в речи (О.С. Ахманова).

2. «К омонимам близки паронимы, представляющие собой разные по значению слова, со сходным, хотя и не тождественным произношением» (А.Н. Гвоздев).

3. «Паронимы… чаще однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).

Задание 2 . К паронимам подберите из данных в скобках ключевые

слова – существительные.

Практичный – практический (занятие, человек); керосиновый – керосинный (лавка, лампа); черепаший – черепаховый (гребень, корм); сытный – сытый (обед, человек); надеть – одеть (ребенка, пальто).

Задание 3 . Объясните значение сходных по звучанию слов в словосочетаниях .

Геройский поступок – героическая поэзия; освоить производство – усвоить знания; организаторские способности – организационный комитет; желанный гость – желательный результат; пользоваться признанием – выразить признательность; хищнический образ жизни – хищные звери; явный заговор – явственные очертания.

Задание 4 . Определите значение каждого из слов – паронимов и составьте с ними словосочетания.

Праздничность – праздность; духовный – душевный; одинарный – ординарный; действенный – девственный; жилищный – жилой; ледовый – ледяной; поступок – проступок; деловитый – деловой.

Задание 5 . Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Директор магазина безответно относился к своим обязанностям. 2) Ревизия обнаружила фактор хищения. 3) Это очень экономичный человек. 4) Старые партизаны вспоминали бывшие времена.

Литература:

1. Введенская Л.А. и др.

Русское слово: Факультатив. курс «Лексика и фразеология русс. яз.»: Пос. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1991. – С. 18 – 58.

2. Гужва Ф.К., Иванова А.Н. Лексика и фразеология русского языка. Уч. пос. - К.: Рад. шк., 1982. - С. 46 – 73.

3. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: МГУ, 1977. - С. 38 – 59.

4. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку - М.: Высш. шк., 1991. - С. 5 – 62.

Дополнительная литература:

1. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

2. Петрова М. А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Уч. пос. – М.: Высш. шк., - 1986. – С. 17 – 28.

3. Современный русский язык. Лексикология и фразеология / Под ред. Л. А. Лисиченко. – К.: ИСИО, 1993. - С. 36 – 57.

4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Просвещение, 1977. – С. 183 – 231.

5. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М.: Высш. шк., 1990. – С. 68 – 152.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Продолжительность ­ 1 час
Цель: должны знать определение омонимов, паронимов; какие группы слов называются
синонимами, антонимами; различать омофоны, омографы, омоформы; давать толкование
лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; находить в
предложенных текстах синонимы и антонимы; определять роль синонимов и антонимов в
речи.
Методические указания:
1.Внимательно прочитайте задание.
2.Подготовьте ответы на поставленные вопросы, опираясь на материал учебника.
3.Выполните письменно задания.
Теоретический материал:
оо
Ом нимами
(от греч. Homos - одинаковый, опута - имя) называются слова,
которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в значении. Н а
например: гриф1 ­ фантастическое животное в античной мифологии; гриф2 - у
музыкальных инструментов, например: у скрипки;
гриф3 - печать, штемпель с
изображением чьей­либо подписи, а также оттиск этой подписи.
Причины появления омонимов в языке различны. Омонимами могут стать слова,
вошедшие в русский язык из других языков и случайно совпавшие по звучанию. например:
рейд1- водное пространство у входа в порт, удобное для стоянки судов (от гол. reede) и
рейд2 - набег подвижных военных сил в тыл противника (от англ. raid).
Омонимы могут возникнуть в результате звуковых изменений, которые происходят
в языке. Так, например, появились омонимы лук (растение) - лук (орудие); мир
(вселенная) - мир (тишина, отсутствие войны); в древнерусском языке эти слова
произносились и писались по­разному.
К образованию омонимов ведёт распад полисемии: значения многозначного слова
могут так далеко отойти друг от друга, что мы начинаем воспринимать их как разные
слова. Например: лавка (скамья) - лавка (магазин); лихой (’плохой, причиняющий горе’)
- лихой (’смелый, бравый’) и др.
Помимо лексических омонимов (принадлежащих всегда к одной части речи),
выделяются другие разновидности омонимии, а именно:
Омоф рмыоо
Омоф ныоо
- слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой­либо одной
или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) - печь (глаг.); мой (мест.)
- мой (повел, накл. глаг.); пила (сущ.) - пила (прош. вр. глаг. пить); простой (прил.) -
простой (сущ.); лечу (лечить) - лечу (лететь).
- слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению,
например: луг - лук, пруд - прут, изморозь - изморось, гриб - грипп, вперемежку -
вперемешку, бачок - бочок, развеваться - развиваться, компания - кампания.
Ом графы
- слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных
слогах, например: мука - мука, замок - замок, стрелки - стрелки, засыпать -
засыпать, расплачусь - расплачусь.
оо
Различать слова­омонимы помогает контекст. Явление омонимии часто используют
в художественных целях как средство для создания каламбуров.
Паронимы (от греч. Para - вблизи, около, опута - имя) - это слова, разные по
значению, но сходные, близкие по звучанию. Например: абонемент - абонент, дипломат
- дипломант -дипломник, человечный - человеческий, экскаватор - эскалатор и др.

Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные слова.
Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Например:
представить - предоставить (глав); эффектность - эффективность (сущ.).
Так как паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи.
Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чём заключается смысловое различие
слов, знать, с какими словами они могут употребляться. Например: представить справку,
отчёт, проект - предоставить слово, равные права, кредит; оплатить проезд -
заплатить за проезд; одеть ребёнка - надеть пальто на ребёнка; эффективный
метод - эффектный вид и т. д.
Син нимы
(от греч. Synonymos - одноимённый) - это слова, разные по звучанию,
но близкие или тождественные по значению. Например: алфавит - азбука, тут - здесь,
многозначность - полисемия, хитрый - смекалистый, бросить - кинуть.
оо
Синонимами могут быть и устойчивые словосочетания (фразеологические единицы).
Например: бездельничать - бить баклуши, помочь - оказать помощь, далеко - за
тридевять земель.
Слова­синонимы могут различаться оттенками значения: ходить - бродить -
шагать - шествовать; обидеть - оскорбить. В 1­м примере глаголы, передавая одно
действие, подчеркивают разный его способ, во 2­м - разную степень интенсивности
действия: оскорбить - «очень сильно обидеть». Такие синонимы получили название
идеограф ческих
(или смысловых).
ио
Слова­синонимы могут обозначать одно и то же явление действительности, но
употребляться в разных стилях речи или иметь разную стилистическую окраску. Например:
глаза (нейтр.) - очи (поэтич.) - гляделки (простореч.); лоб (нейтр.) - чело (устар.,
поэтич.); лицо (нейтр.) - лик (поэтич.); проглядеть (нейтр.) - проворонить (разг). Это
стилистические синонимы.
Группа синонимов образует синонимический ряд (глаза - очи - гляделки -
зенки). В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи. Ср.: ключ -
источник - родник (суш.); ключевой - родниковый (прилаг.); кратко - сжато -
лаконично - сокращённо - вкратце (нареч.); организовать - создать - учредить -
образовать - сформировать (глаг.).
оо
Синонимы разнообразят речь, делают её богаче, ярче, выразительнее.
Ант нимы
(от греч. Anti - против, опута - имя) - это слова, противоположные
по значению. Например: добро - зло, близко - далеко, свет - тьма, весёлый -
грустный, мало - много. Антонимические пары могут составлять и фразеологические
единицы: бить баклуши - трудиться в поте лица (работать не покладая рук).
Антонимы свойственны словам со значением качества. Существительные с
конкретным значением (типа стол, стул, пальто) антонимов не имеют, мало их и у
числительных.
Наиболее богаты антонимами прилагательные, качественные наречия, глаголы.
Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из - в, от - к, под - над и
др.
Большинство антонимов - это слова разных корней. Но встречаются и
однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создаётся с помощью
отрицательных приставок не­, без­, анти­, контр­ и др. Например: опытный -
неопытный, знакомый - незнакомый, вкусный - безвкусный, военный - антивоенный,
революция - контрреволюция.
Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы.
Например: свежий хлеб - чёрствый хлеб; свежий ветер - тёплый ветер; свежая
газета - старая газета.

Антонимы используются в пословицах, поговорках, в языке художественной
литературы (в частности, в названиях произведений), например: Не дорого начало, а
похвален конец; Умей видеть великое в малом; Маленькое дело лучше большого
безделья; «Война и мир», «Живые и мёртвые».
В художественной литературе антонимы часто используют для создания антит зыео
- стилистического приёма, заключающегося в резком противопоставлении понятий,
явлений: Я царь - я раб, я червь - я бог (Г. Державин); Страна рабов, страна господ.
(М. Лермонтов)
Задание №1.
­ Что называется омонимами? Приведите примеры. Задайте 3 вопроса по § 4.
­ Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Определите вид омонимов.
АА
УА
оА
МУК И М КА
«Все перемелется, будет мук й!»оА
Люди утешены этой наукой.
Станет мук ю, что было тоской?
Нет, лучше м кой!
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет мук й?оА
Нет, лучше м кой!
уА
уА
Задание №2.
паронимов).
По § 5 ответить на вопросы:
Что называется паронимами?
Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?
­ Объясните разницу между словами в парах (для справок используйте словарь
Войти - взойти, вдохнуть - вздохнуть, деловой - деловитый, усвоить - освоить,
неизмеримый - несоизмеримый, эффектный - эффективный, искусный -
искусственный, одеть - надеть, главный - заглавный, командированный -
командировочный, сшить - пошить.
­ Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из
прилагательных.
Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).
Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры).
Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм). Защитительный, защитный
(речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение). Гармоничный, гармонический
(человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (покров,
крыша, ветер, взгляд, голос).
Задание №3.
­ Составить словарь понятий по § 6, 7
­ Подберите синонимы к словам. Придумайте предложения со словами одного
из синонимических рядов.
Красивый, дружба, смеяться, множество, дефект, воспоминания, осторожность,
защитник, торжественность, преимущество, победить, близкий.
­ Подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи.

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий,
узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить.
Самостоятельная аудиторная работа
Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то)
подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими
ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно
пр..чесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк.. кривившимися не то
насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и
пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до
редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна
тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе
что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский.)
Задания к тексту:
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте
недостающие знаки препинания.
2. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение
прилагательных длинный и тонкий.
3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия.
4. Подберите синонимы к слову невыразительный.
5. Слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кромы, что
значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким рама - «рама, станина».
Дайте толкование слова скромно (скромный) и логически свяжите значение, бытовавшее
ранее, и современное.
Объем выполненного задания
Правильность ответов
Аккуратность оформления заданий.
Критерии оценки качества выполнения практического занятия
1.
2.
3.
«5» ­ выполнено верно 3 задания.
«4» ­ выполнено 3 задания, есть незначительные недочеты.
«3» ­ выполнено 2 задания верно
«2» ­ выполнено менее 2 заданий.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

практич.
занятия
Перечень
ПК и ОК,
отработанны
х на занятии
Дата
выполнения
Результат
выполнения
работы
Подпись
преподавателя
Примечание
Итоговая оценка за выполнение

практических – занятий по УД