Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мировая транспортная система: общая характеристика и значение в мировой экономике. Транспортная система - это что такое? Развитие транспортной системы России

Мировое хозяйство, активно развивающееся с активизацией процессов глобализации, делает все более значимым для общественности транспорт во всех его видах. Многие говорят, что это один из базовых китов материального производства нашей цивилизации. Современная мировая транспортная система скомпонована из неисчислимого количества элементов, заслуживающих пристального внимания: их совершенствование позволяет добиться лучшей производительности глобального объекта как единого целого.

Базовая терминология

Как можно предположить уже из самого наименования, транспортная система в мировой экономике сформирована транспортом. Под этим термином принято понимать разнообразные методики, способы сообщения, средства, позволяющие грузам, пассажирам перемещаться между точками пространства. Важными аспектами для этой области становятся понимание и отладка транспортной безопасности и разработка вариантов предназначения, чтобы каждый нуждающийся мог обратиться к подходящей для него возможности.

Структура, масштабы перемещений с применением специализированных средств оказывают существенное воздействие на хозяйственную деятельность. В равной степени это справедливо применительно к отдельно взятой персоне, некоторому сообществу или цивилизации в целом. Мировая транспортная система позволяет определить максимальный для нашего понимания в настоящий момент времени масштаб перевозок, но не менее важно уметь анализировать ситуацию на уровне государства, чтобы оценить степень экономического развития державы.

Это важно!

Рассматривая как весь сложноструктурированный объект в целом, так и его отдельные части (например, роль воздушного транспорта в мировой транспортной системе), нужно понимать: формирование во многом обусловлено наблюдаемым в наши дни прогрессом. Рассматривается массовое улучшение техники, научные прорывы. Принято говорить, что это ключевая составляющая, влекущая за собой совершенствование мировой транспортной системы.

В настоящее время ученые, инженеры бьются над задачей конструирования сверхскоростного поезда. Перед лучшими умами планеты стоит вопрос создания системы на воздушной подушке. При условиях высокой транспортной безопасности машина могла бы всего за полчаса проехать 600 километров. Без высочайшего уровня прогресса, вложения больших средств в науку невозможно достижение поставленной цели, а значит, и развитие ТС.

Объединяя в целое

Мировая транспортная система - совокупное явление, включающее в себя:

  • машины, агрегаты, конструкции;
  • пути, используемые для передвижения;
  • производственные мощности, применяемые для изготовления, усовершенствования, восстановления машин и путей.

Сложно осознать масштабность такой структуры, так неисчислимо много компонентов в нее включено.

Особенности внутреннего наполнения

Подобные габариты просто несовместимы с однородностью структуры. Поэтому мировая транспортная система в представлении современных экономистов сформирована двумя крупными категориями:

  • развитых держав;
  • развивающихся государств.

В чем разница?

Все объекты транспортной инфраструктуры развитой державы удовлетворяют высоким требованиям, поэтому можно говорить о развитости ТС. Используемые на территории таких государств транспортные средства находятся в четком, тщательно проработанном взаимодействии, благодаря чему население располагает повышенными показателями мобильности. Единая транспортная система неравномерно распределена применительно к державам разного уровня: на долю развитых приходится порядка 80 % длины ТС глобального масштаба. Рассматривая обороты грузов, следует признать: эта категория обеспечивает 75 % процессов, товаров.

Для развивающихся стран характерны объекты транспортной инфраструктуры попроще. Развитость довольно низкая, так как сами такие государства не обладают высоким уровнем развития. Хозяйственные операции, объединённые в сферы, взаимодействуют с низким уровнем качества, что негативно сказывается на ТС. Часть единой транспортной системы, приходящаяся на этот тип стран, относительно невелика, а население обладает малой мобильностью, ограниченными возможностями.

Региональные ТС

Принято говорить о региональных ТС:

  • Америки (север, Латинская);
  • Европы;
  • Азии (юг).

Современная география мировой транспортной системы - вся наша планета, хотя насыщенность в разных регионах существенно отличается. Кроме разделения на указанные территориальные формирования допускается классификация по уровню развитости, общественной значимости, областям применения транспортных систем.

Транспорт: какой бывает?

Выделяют:

  • сухопутный;
  • для водных просторов;
  • перемещающийся в воздухе.

Сухопутный транспорт

Некоторые говорят, что автомашины - это главный транспорт прошлого столетия и начала нашего века. Действительно, для передвижения по суше именно он наиболее актуален и широко применим. Общая протяженность автодорог из года в год растет. Уже сегодня это около трех десятков миллионов километров, из которых основные массы построены в крупнейших либо наиболее развитых державах мира. Говоря о лидерах, принято упоминать:

  • Индию;
  • Бразилию;
  • Японию.

До 80 % всех пассажирских перевозок в наши дни реализуются посредством автомобилей разных категорий.

Другим группам посвящается

Железные дороги, бывшие несколько десятилетий тому назад вершиной прогресса, в настоящее время постепенно уступают свои позиции и оттесняются все дальше на задворки мировой транспортной системы. Это не отменяет важности такой категории ТС, ведь длительность ж/д путей в мире оценивается в более чем 13 миллионов километров.

Для этого элемента ТС характерна существенная неоднородность. Большая часть инфраструктуры построена в развитых державах, а в развивающихся уровень низкий. Немало есть таких стран, где ж/д пути отсутствуют в принципе. Наиболее длинными железными дорогами в настоящее время располагают:

  • Канада;
  • Индия;

Трубопроводы

Актуальность этого класса ТС обусловлена активизацией нефтяной промышленности, добычей и использованием газа. До 11 % всех грузов на нашей планете перемещаются именно через трубопроводы. Предсказуемая тройка лидеров по длине построенных и введенных в эксплуатацию сетей такой категории:

  • Канада.

По морям, по океанам

Среди водных видов транспорта выделяют:

  • морской;
  • внутренний.

Первая группа справедливо считается наиболее значимой. Морским называют транспорт, задействованный в транспортировке продукции, людей на суднах через моря, океаны. Преимущественно такой транспорт предназначен для обслуживания массовых грузов. Самый главный на планете бассейн - Атлантический океан, подразделяемый на три направления:

  • Южная Атлантика;
  • Северная Атлантика;
  • Западная Атлантика.

Невозможно переоценить значение этого элемента ТС для глобализационных процессов - именно благодаря развитию судоходства континенты, страны тесно связаны друг с другом.

Какой еще?

Выше было указано, что кроме морского выделяют внутренний водный транспорт: суда, разработанные для транспортировки людей, предметов по озерным, речным системам, каналам, проложенным человеком. Далеко не каждое озеро, речка благоприятствуют судоходству. Наиболее важные водоемы для этого элемента ТС:

  • Амазонка;
  • Енисей;
  • Парана;
  • Миссисипи.

Отмечается, что активное применение водных континентальных бассейнов доступно только высокоразвитым державам. В настоящее время лидеры этого направления:

  • Голландия;
  • Франция;

Индустрия и инфраструктура

До 10 % всей длины внутренних путей судоходства - созданные человеком искусственно каналы. Наибольшую гордость вызывает Беломорско-Балтийский, сконструированный для обеспечения пути судам из Онежского озера в Белое море. Благодаря этому каналу появилась возможность связать озеро и Балтийское море. Длина уникального элемента ТС - 227 км, а строительство завершили в невероятно короткий срок: 1 год 9 месяцев.

Полетаем?

Сектор воздушных судов - наиболее молодой, самый перспективный, высокотехнологичный для современного общества. Он включает:

  • вертолёты;
  • самолеты;
  • аэровокзалы;
  • службы для технического обеспечения;
  • диспетчерские.

Сеть аэропортов позволяет оценить географическое распределение инфраструктуры.

Это любопытно

В настоящее время первое место по опасности эксплуатации принадлежит бутанскому аэропорту в Паро. Площадка построена в горной местности, приземлиться здесь очень непросто: нужно быть настоящим асом, способным закладывать опасные виражи. Работа по маршрутам, требующим остановки в этом аэропорту, автоматически становится основанием для серьезного увеличения заработной платы. В настоящее время рейсы на этот аэровокзал есть у строго ограниченного числа авиационных перевозчиков.

Транспорт - это важно

Сложно переоценить, насколько значима для нашей цивилизации транспортная система любого уровня. Отладка глобального процесса перемещения грузов, людей позволяет сделать население планеты мобильным, устранить силу воздействия на общественность территориальных разрывов между государствами, населёнными пунктами.

Развитие наиболее современных видов транспорта негативным образом сказывается на планете: цивилизация загрязняет природу как в процессе производства, так и при эксплуатации техники. Транспортные объемы увеличивают очень интенсивно, а мер по очистке в достаточном объеме не принимается. Наиболее опасны для атмосферы планеты железные дороги, автомашины, а вред водной экосистеме наносят корабли и катастрофы, связанные с добычей, транспортировкой нефти.

Вместо заключения

Мировая транспортная система - это такая сложная совокупность всех доступных человечеству разновидностей и способов передвижения, перемещения грузов, которая применяется для решения широкого спектра задач. Пути сообщения, машины, агрегаты, аппараты, производственные мощности принято компоновать в единую масштабную систему. В свою очередь, ТС как один объект подразделяется на группы по признакам. Это упрощает поиск подходов к совершенствованию доступных человеку возможностей.

Транспорт с древнейших времен является одним из важных факторов экономического развития. Его часто называют кровеносной системой мирового хозяйства. Без транспортных перевозок невозможно было бы международное и внутригосударственное разделение труда. Собственные транспортные системы имеют все страны мира, а густота и качество транспортных путей служат показателями уровня развития хозяйства этих стран.

Транспортная система - это взаимодополняющее сочетание различных видов транспорта и транспортных коммуникаций на определенной территории. В настоящее время наибольшую роль в пассажирских и грузовых перевозках играют следующие виды транспорта: наземный (автомобильный и железнодорожный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный), подземный (трубопроводный) и др. О значении разных видов транспорта в определенной мере можно судить по протяженности его транспортных путей (табл. 5.34).

Абсолютным лидером по протяженности транспортных путей является автомобильный транспорт. Это обусловлено удобством его использования, маневренностью в передвижении «от двери к двери», доступностью и значительными скоростями. Морской транспорт по протяженности путей занимает второе место в силу огромной площади Мирового океана и резкой активизации в последние два-три десятилетия морских межконтинентальных перевозок. Роль остальных видов транспорта по сравнению с ними более скромна.

Таблица 5.34

Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.

Для характеристики работы различных видов транспорта наиболее широко используются четыре показателя: объем перевозимых грузов (измеряется в тоннах), грузооборот (тонно-километры), объем перевозимых пассажиров (количество пассажиров) и пасса- жирооборот (пассажиро-километры). Главными из них являются грузо- и пассажирооборот, поскольку они учитывают не только количество перевезенных грузов или пассажиров, но и дальность этих перевозок. Более 3/5 суммарного мирового грузооборота обеспечивает морской транспорт, 4/5 пассажирооборота - автомобильный (табл. 5.35).

Таблица 5.35

Доля различных видов транспорта в структуре мирового грузо- и пассажирооборота, 2014 г.

В силу технологических особенностей отдельных видов транспорта, характера преобладающих грузов и природных особенностей различных регионов мира в каждом из них ведущим, как правило, является какой-то один вид транспорта. Например, в подавляющем большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах (прежде всего, странах Латинской Америки) основным видом транспорта является автомобильный. Решающую роль здесь сыграла демократическая традиция, обусловившая автомобилизацию как проявление независимости и свободы. В России, Китае и Индии приоритетом исконно пользуется железная дорога, а в странах Юго-Западной Азии в силу из чрезвычайного богатства запасами нефти и природного газа - трубопроводный транспорт. В Японии, Индонезии, на Филиппинах и в Чили даже во внутренних перевозках ведущие позиции занимает морской транспорт, а в Нидерландах - речной.

Наиболее развита транспортная система в Северной Америке, на которую приходится около 30% общей протяженности транспортных коммуникаций и ведущая роль в грузообороте. Высоки плотность коммуникаций и объемы грузооборота на транспорте в Европе и Японии. Напротив, на обширных пространствах Африки все еще велика роль гужевого транспорта. На огромных территориях тундровой, таежной, пустынной зон и высокогорий современные системы наземного транспорта вообще отсутствуют.

Автомобильный транспорт начал использоваться позже водного и железнодорожного, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Автомобильный транспорт занимает 1-е место в мире по перевозкам пассажиров. Он наиболее удобен при грузоперевозках на расстояния до нескольких сотен километров. Автомобильный транспорт эффективно используется при подвозе грузов к магистральным видам транспорта, во внутригородских перевозках. Он играет важную роль в перевозке скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки грузов.

По общей протяженности автомобильных дорог мировое лидерство прочно удерживают США, Индия, Бразилия, Китай, Япония (табл. 5.36). По протяженности сети автомобильных дорог с твердым покрытием лидером остаются США, за ними следуют Япония, Франция, Германия и другие развитые страны. Так происходит потому, что в большинстве развивающихся стран все еще преобладают грунтовые дороги. По протяженности скоростных дорог высшего класса - «хайвей» или «автобан» - выделяются США и Германия. По плотности автодорог с твердым покрытием (км дорог на 1000 кв. км территории) выделяются Япония и страны Европы: Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Германия.

Таблица 5.36

Протяженность и плотность сети автомобильных дорог в странах мира,

2014 г.

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Северная Америка

Бразилия

Латинская Америка

Европа, Азия

Северная Америка

Австралия

Австралия

Германия

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Великобритания

Индонезия

Латинская Америка

Пакистан

Аргентина

Латинская Америка

Мир в целом

В начале XXI в. количество легковых автомобилей почти в 2,5 раза превышало количество грузовых. Крупнейшим автопарком обладают США (табл. 5.37). Быстро растет парк автомобилей в Китае: сейчас эта страна занимает второе место по количеству легковых автомобилей, а в конце XX в. она даже не входила в первую десятку. В пятерку лидеров по многочисленному автомобильному парку входят также Япония, Германия, Россия.

В обеспеченности автомобилями на 1000 человек традиционно лидируют экономически развитые страны, среди которых США, Австралия и небольшие по территории страны Европы (табл. 5.38). Уровень автомобилизации в России постоянно растет, но пока уступает ведущей по автомобилизации десятке стран, составляя 317 автомобилей на 1000 жителей.

Таблица 5.37

Крупнейшие автомобильные парки мира в 2014 г.

Таблица 5.38

Количество индивидуальных легковых автомобилей на 1000 человек населения в странах мира в 2014 г.

Железнодорожный транспорт играет большую роль в развитии мировой экономики, а его интенсивный рост прочно ассоциируется с началом промышленной революции. Этот вид транспорта специализируется на перевозке массовых грузов на большое расстояние (уголь, железная руда, цемент, лес, зерно и т.п.). Он активно участвует в перевозке пассажиров: пригородные электропоезда, поезда дальнего следования, метрополитен). Использование железнодорожного транспорта наиболее эффективно там, где сформировался масштабный грузо- и пассажиропоток.

В настоящее время наиболее протяженными железнодорожными сетями обладают, в первую очередь, крупные по территории страны - США, Россия, Китай и Индия (табл. 5.39). При этом около 30 стран мира вообще не имеют железных дорог. Максимальные значения плотности железных дорог наблюдаются в Бельгии и Швейцарии (свыше 200 км/1000 км 2), а также в Германии и некоторых других европейских странах. Для мировой сети железных дорог характерно несколько типов колеи. В европейских странах, США, Японии и ряде развивающихся стран распространена колея шириной 1435 мм, в России, Финляндии и Монголии - 1520 мм, в большинстве развивающихся стран - 1676, 1067, 1000 и 762 мм. Иногда несколько типов колеи встречаются в одной стране. Это сильно снижает эффективность эксплуатации железнодорожной сети не только на международном, но и на межрегиональном уровне.

Таблица 5.39

Протяженность сети железных дорог общего пользования в странах мира в 2014 г.

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Северная Америка

Европа, Азия

Германия

Северная Америка

Австралия

Австралия

Аргентина

Латинская Америка

Латинская Америка

Бразилия

Латинская Америка

Мир в целом

Наиболее интенсивно эксплуатируемые железные дороги, как правило, делают двухпутными и переводят на электрическую тягу. Дело в том, что двухпутная магистраль способна пропустить в 5 раз больше поездов, чем однопутная. По протяженности электрифицированных железных дорог в мире в настоящее время лидируют Россия, Германия, Франция, Индия и Китай (табл. 5.40). Доля электрифицированных дорог, как правило, наиболее велика в странах с горным рельефом, поскольку электровоз способен лучше ехать вверх и вниз по склону. В России она составляет 47%, в США - 1%, а в Австралии и Канаде их вообще нет. Низкая доля электрифицированных железных дорог в США обусловлена традицией начала XX в., когда нефтяные компании в стремлении сбыть как можно больше нефтепродуктов жестко лоббировали развитие тепловозной тяги.

Таблица 5.40

Место стран мира по протяженности электрифицированных железных дорог и доля электрифицированных железных дорог в странах мира

в 2014 г.

Протяженность

Германия

Люксембург

Швейцария

Нидерланды

Болгария

Норвегия

По показателю грузооборота железнодорожного транспорта мировыми лидерами являются США, Китай и Россия. Для них характерна значительная диспропорция в развитии отдельных регионов. По показателю пассажирооборота выделяются Индия, Япония и Китай. Железнодорожные перевозки в этих странах традиционно очень дешевы и удобны, а поэтому популярны (табл. 5.41).

Значительный вклад в пассажирооборот железнодорожного транспорта вносит метрополитен. Первая линия метро появилась в 1863 г. в Лондоне (Великобритания). Лондонское метро и сегодня является самым разветвленным в мире. В 1868 г. началось сооружение метро в Нью-Йорке, в 1896 г. - в Будапеште, в 1900 г. - в Париже, в 1901 г. - в Бостоне, в 1902 г. - в Берлине и Мехико, в 1907 г. - в Филадельфии. В настоящее время наиболее протяженной системой метрополитена обладает Нью-Йорк (более 450 км и свыше 500 станций). Первые проекты строительства метрополитена в столице Российской империи Санкт-Петербурге появились на рубеже XIX-XX вв., однако первое метро в России было сооружено в Москве лишь в 1935 г. Сейчас метрополитены имеют семь российских городов.

Таблица 5.4 7

Работа железнодорожного транспорта в странах мира в 2014 г.

Грузооборот, млрд т/км

Пассажирооборот, млрд пасс./км

Северная Америка

Европа, Азия

Германия

Среди последних тенденций развития мирового железнодорожного транспорта: сокращение протяженности железных дорог в экономически развитых странах и рост - в развивающихся; создание скоростных магистралей для пассажирских и почтовых перевозок. Сравнительно разветвленная сеть такого рода трасс уже сооружена в Японии, Франции, Германии, США и Испании. В Японии - «Синкансен» («Новая линия»), во Франции - «ТЖВ», в Германии - «Интер Континентал» и «Интер Сити». Рекорд скорости поездов на них уже превысил 500 км/ч.

Трубопроводный транспорт используется главным образом для транспортировки нефти и газа от мест добычи к портам или непосредственно к потребителям. Развитие трубопроводного транспорта началось в 1863 г., когда в штате Пенсильвания (США) был сооружен первый в мире нефтепровод. В конце XIX - начале XX вв. нефтепроводы появились уже во всех странах, где начали добывать нефть. Быстрый рост общей протяженности мировой сети нефтепроводов произошел в 1950-е гг., когда основным видом топлива в мире стала нефть. Именно в это время страны, обладающие крупными запасами нефти, быстро увеличили ее добычу, другие же, такими запасами не обладающие, стали предъявлять на нее повышенный спрос. Эпоха интенсивного строительства газопроводов наступила несколько позже, только в 80-е гг. XX в. В настоящее время наиболее протяженными сетями нефте- и газопроводов обладают как крупнейшие страны-добытчики, так и крупнейшие страны - потребители углеводородного сырья (табл. 5.42).

Таблица 5.42

Протяженность магистральных нефте- и газопроводов в странах мира

в 2014 г.

Нефтепроводы, тыс. км

Газопроводы, тыс. км

Трубопроводы всего, тыс. км

Северная

Германия

Северная

Латинская

Аргентина

Латинская

Великобритания

Мир в целом

Морской транспорт по праву считается одним из древнейших. Он стал важнейшей частью мировой транспортной системы свыше 500 лет назад в эпоху Великих географических открытий. С тех пор наличие морского флота (военного и гражданского) считалось одним из главных символов могущества страны. Так, XV-XVII вв. вошли в историю как время господства португальского и испанского флотов, первая половина XVIII в. - голландского, вторая половина XVII в. и весь XIX в. - английского флота. В начале XX в. бурный прогресс пережили американский, германский и японский флоты. Закономерность здесь была такова - чем больше была роль страны в мировой экономике, тем более мощным морским флотом она обладала. В последующие десятилетия ситуация кардинально изменилась. Значительная часть судов, принадлежащих крупнейшим судоходным компаниям развитых стран, была перерегистрирована в странах, как правило, среднего и низкого уровней развития. Так возникли понятия «беглый тоннаж» и «страна дешевого флага». Регистрация судов в этих странах позволяет не только избежать высоких налогов, но и существенно сэкономить на эксплуатационных расходах, прежде всего, за счет найма более дешевой и не столь квалифицированной рабочей силы. Итак, в настоящее время официально наиболее крупными морскими флотами обладают такие страны, как Панама, Либерия, Маршалловы острова, Гонконг (табл. 5.43). Реально же суда, которые ходят под «удобными флагами» Панамы или Либерии, обслуживают в основном развитые страны, прежде всего США, Японию, Германию, Великобританию и др.

Таблица 5.43

Крупнейшие морские торговые флоты мира в 2014 г.

1 Дедвейт - полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезного груза (чистая грузоподъемность), судовых запасов (топливо, вода для парогенераторов, смазочное масло, пресная вода и провизия для экипажа, расходные материалы и пр.), экипажа и др.

Грузоподъемность (дедвейт), млн т

В том числе собственного флота

Средний тоннаж судна, т

Сингапур

Багамские

Норвегия

Великобритания

Мир в целом

Роль морского транспорта в перевозке пассажиров к настоящему времени сильно снизилась. Если в начале XX в. пассажирские лайнеры, курсирующие между Старым и Новым Светом, перевозили ежегодно до 3 млн пассажиров, то к началу XXI в. эти перевозки сократились в сотни раз. Причиной является низкая скорость передвижения, не успевающая за высокими темпами жизни. С другой стороны, потребности туристской индустрии вызвали необходимость в развлекательных туристских лайнерах.

В грузовых перевозках, в отличие от пассажирских, морской транспорт сохраняет лидирующие позиции. Преимущества морского транспорта: большая грузоподъемность, позволяющая перевозить значительные партии груза, высокая пропускная способность, сравнительно низкая себестоимость. Среди недостатков: потребность в оборудованных портах, низкая скорость передвижения, зависимость от природных условий.

В 2015 г. мировой морской торговый флот насчитывал более 72 тыс. судов общей вместимостью (тоннажом) 1729,3 млн т. Мировой океан превратился в пространство, по которому проходят миллионы транспортных путей и постоянно курсируют суда разного назначения. Сухогрузы перевозят из стран-экспортеров в страны- импортеры продовольствие (зерно, чай, кофе и др.), сырье для промышленного производства (уголь, руда, фосфориты и др.). Танкеры перевозят почти половину всей транспортируемой в мире нефти. К сожалению, безаварийной работы танкерного флота добиться пока невозможно, и при крупных авариях происходят масштабные разливы нефти.

В настоящее время быстро растет объем контейнерных перевозок грузов, которые становятся основной формой в морской транспортировке товаров. Морские контейнеры для перевозки грузов выгодны по ряду причин: они хорошо сохраняют груз, товар один раз загружается в контейнер у отправителя и выгружается у получателя на складе, требуется меньше затрат на тару для товара и процесс загрузки и разгрузки ускоряется. Особенно активно используется контейнерная перевозка в торговле между США, государствами ЕС и Японией.

Для характеристики работы мирового морского транспорта большую роль играет территориальная структура его перевозок. Районом наиболее интенсивных морских перевозок, как правило, является регион, обладающий наиболее высоким уровнем экономического развития. Так, с I тыс. до н.э. центром мировых морских перевозок являлось Средиземное море, в Средние века (XII- XV вв.) - Балтийское, Северное и Средиземное моря. Именно в этот период на торговле со странами Северной и Восточной Европы расцвели города-порты Ганзейского Союза (Бремен, Гамбург, Любек, Гданьск, Рига и др.), а на торговле с арабами - Венеция, Генуя и Дубровник. В эпоху Великих географических открытий главный центр мировых морских перевозок переместился в Атлантический океан. На некоторое время в крупнейшие морские порты мира превратились Лиссабон, Севилья, а затем и Кадис. Несколько позднее их вытеснили Антверпен и Амстердам. Во второй половине XVIII в. пальму первенства захватил Лондон, а в начале XX в. - Нью-Йорк. В 1970-е гг. в связи с бурным экономическим развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) основной узел морских перевозок начал постепенно смещаться из Атлантического океана в Тихий. За сравнительно короткое время стремительно увеличили свои грузообороты морские порты Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая и Тайваня.

В настоящее время в водах Атлантического океана осуществляется около половины морских перевозок. На побережье этого океана расположены 2/3 всех морских портов. Главные направления морского судоходства: североатлантическое (крупнейшее в мире) - между Европой и Северной Америкой; южноатлантическое, связывающее Европу с Южной Америкой; западноатлантическое, соединяющее Европу с Африкой.

Второе место занимает Тихий океан, на который приходится 1/3 мировых перевозок. Здесь характерны самые высокие темпы роста грузооборота. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Австралии, США и Канады. Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США, Китаем и Японией. Именно здесь находятся порты, входящие в первую пятерку крупнейших портов мира: Шанхай, Сингапур, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Циндао (табл. 5.44).

Таблица 5.44

Крупнейшие порты мира в 2014 г.

Страна и город

Общий грузооборот, млн т

Порт Шанхая

КНР, Шанхай

Порт Сингапура

Сингапур, Сингапур

Порт Тяньцзиня

КНР, Тяньцзинь

Порт Гуанчжоу

КНР, Гуанчжоу

Порт Циндао

КНР, Циндао

Порт Роттердама

Нидерланды, Роттердам

Порт Нинбо

КНР, Циндао

Порт Порт-Хедленда

Австралия, Хедленд

Порт Даляня

КНР, Далянь

Порт Пусана

Республика Корея, Пусан

Порт Усть-Луга

Россия, Усть-Луга

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.

Наиболее напряженные океанические трассы проходят через проливы: Ла-Манш (более 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Зунд, Ормузский, Малаккский, Босфор, Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский и др. Интенсивное судоходство осуществляется через морские каналы: Суэцкий (Египет), Панамский (Панама).

Внутренний водный {речной и озерный) транспорт продолжает использоваться во многих регионах мира. Это один из древнейших видов транспорта. Судоходство по многим рекам и озерам осуществлялось еще в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии и Древнем Китае. В настоящее время больше всего грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам перевозится в странах Северной Америки (США и Канада) и Европы (Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция и др.). Там же находятся и наиболее интенсивно используемые для судоходства реки: Миссисипи с притоками и Святого Лаврентия в Северной Америке; Рейн, Шельда, Маас, Эльба, Дунай, Одер, Висла, Сена, Луара, Гаронна и Рона в Европе. Среди других стран мира сравнительно высокоразвитым внутренним водным транспортом обладают, пожалуй, лишь Россия и Китай.

В некоторых регионах традиционно большую роль играют международные речные системы, такие, например, как Рейн и Дунай в Европе, Святого Лаврентия в Северной Америке, Парана в Латинской Америке. Самые крупные в мире судоходные каналы сооружены и эксплуатируются в США (Береговой и Эри-канал), Китае (Великий Китайский), Германии (Рейн-Майн-Дунай, Среднегерманский, Дортмунд-Эмс и др.), Франции (Центральный, Бургундский, Восточный, Марна-Рейн, Рона-Рейн, Южный и др.) и России (Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, имени Москвы и Волго-Донской).

Среди озер по объему перевозимых грузов мировое лидерство прочно удерживает система Великих Американских озер. Она же одновременно является и крупнейшей международной озерной системой.

Самым крупным речным портом мира является Дуйсбург (Германия), который называют «западными воротами Рура». К числу крупнейших речных портов могут быть отнесены также Кельн (Германия), Мемфис, Сент-Луис, Миннеаполис, Луисвилл и Цинциннати (США).

Авиационный транспорт начал развиваться сравнительно недавно, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Авиация в XX в. стала одним из главных символов научно- технического прогресса. Важнейшей ее функцией стала перевозка пассажиров. Авиационный транспорт незаменим в быстрой перевозке небольших и средних по величине грузов, скоропортящихся товаров, в экстренной доставке документов, продукции и т.п. Скорость современных авиалайнеров достигает 1000 км/ч.

Сеть регулярных международных авиалиний имеет общую длину свыше 10 млн км, большая часть их проходит над Атлантикой. В мире насчитывается несколько тысяч аэропортов, более тысячи из них - международные. Крупнейшие аэропорты мира по пассажироперевозкам находятся в Лондоне, Франкфурте-на- Майне, Париже (Европа); Нью-Йорке, Чикаго, Далласе, Атланте (США); Токио, Сингапуре, Сянгане (Гонконг), Дубае (Азия); Йоханнесбурге (Африка). Все они обслуживают десятки миллионов пассажиров в год. Среди авиакомпаний мира самые крупные - американские (Southwest Airlines, American Airlines, Delta Air Lines) и европейские (Lufthansa, Air France).

Внутренние национальные сети авиаперевозок наиболее развиты в странах с относительно большой площадью территории. На втором месте по авиаперевозкам (международным и внутренним) после США находится Китай. Важную роль играет авиационный транспорт в России. Наша страна на втором месте в мире по общей протяженности авиалиний.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какова роль транспорта в развитии мирового хозяйства?
  • 2. Назовите страны с густой транспортной сетью. Какую роль в их экономическом развитии играет транспорт?
  • 3. Какие преимущества имеет автомобильный транспорт по сравнению с железнодорожным?
  • 4. Каковы особенности развития железнодорожного транспорта в начале XXI в.?
  • 5. Укажите порты, лидирующие по грузообороту. Чем можно объяснить их лидерство?
  • 6. В каких странах мира получил развитие трубопроводный транспорт? Почему?
  • 7. Перечислите города - крупнейшие аэропорты мира. Покажите их на карте.
  • 8. Покажите на карте реки, которые служат международными водными транспортными артериями.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу , воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных мира различно. Так, транспортная система промышленно имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной отличаются , Франция, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, России. Наличие большого флота у и объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется .

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (), Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные , каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по , Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, ФРГ. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - , Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Современная мировая транспортная система - отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в ХХ в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты), средства передвижения. Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями.

На глобальном уровне уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.

Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так, крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырье и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи.

Зоны, расположенные рядом с магистралями в районах нового освоения, получают дополнительные стимулы развития.

Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа океанских судов, их скорости, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовало росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов.

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки (около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, первое место по грузообороту) и Западной Европы (первое место по густоте транспортной сети). В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

В развитых странах лидирует автомобильный транспорт (40% перевозок), на железнодорожный приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный (60%), на автомобильный приходится 9%.

Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50%) и Азии (25%), на долю Америки приходится 13%, всех других регионов - 11%.

Грузовой транспорт . В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/3 перевезенных грузов. Морской транспорт, как самый дешевый, связывает главные районы производства товаров, разделенные океанами - Европа - Америка - Япония и Китай. Доля железнодорожного - внутриконтинентального - транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растет доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объемов мировой торговли и повлияло на ее географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения - Суэцкого и Панамского: танкеры «не помещаются» в узкое русло каналов и основные нефтеперевозки идут через юг Африки - мыс Доброй Надежды. Тем не менее, для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы - важнейшая часть поступлений в бюджет.

Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом. Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов - перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на ½ выше. Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта - формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург; Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса.

Новыми тенденциями в развитии мировых грузоперевозок - это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки - скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.

Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Он участвует в создании продукции и доставлении ее потребителям; осуществляет связь между производством и потреблением, между различными отраслями хозяйства, между странами и регионами. По характеру выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой. Основные его виды группируются по геосферами; наземные (автомобильный, железнодорожный, гужевой, вьючный транспорт), водный (морской, речной, озерный), воздушный транспорт. Особым видом являются средства непрерывного транспортировки (трубопроводный транспорт, ленточные транспортеры, конвейеры и т. Д.).

Значение и место транспорта в мировом хозяйстве характеризуется протяженностью дорожной сети (30 млн. Км, в том числе 1200000. Км - железнодорожные линии, 24 млн. Км - автомобильные дороги, 1500000. Км-трубопроводы, 8,5 млн. км - воздушные пути), подвижным составом (500 млн. автомобилей, 65 тне. судов, несколько миллионов вагонов, сотни тысяч локомотивов), численностью занятых на транспорте (100 млн. человек), весом грузов (более 45, 7 трлн т в год), грузообороту (46,7трлн тонно-километров в год), пассажирообороту (18300000000000 пассажиро-километров в год).

В структуре грузооборота на морской транспорт приходится 62,1%, на железнодорожный 12, на трубопроводный - 12,8, на автомобильный - 10,3, на внутреннем водном - 2,7%. В пассажирообороте на первом месте - автомобильный транспорт (79,3%), на втором - железнодорожный (И0,2%), на третьем - воздушный (10,0%).

Мировая транспортная система сформировалась в XX в. Она внутренне неоднородна, и поначалу в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых стран и стран, шо развиваются. Транспорт экономически развитых стран имеет сложную структуру и представлен всеми видами. Особенно высоким уровнем развития транспорта отмечаются США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Канада. На эти страны приходится 78% общей протяженности мировой транспортной сети и 85% грузооборота мира. В развивающихся странах, транспортная система отражает территориальную структуру хозяйства - соединяет районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства и порты (экспортная ориентация экономики). Плотность транспортной сети в экономически развитых странах составляет 50-60 км на каждые 100 км 2 территории, а в развивающихся странах - лишь 5-10 км.

В мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем или подсистем. Наивысшего уровня среди них достигла транспортная система Северной Америки - почти 30% общей длины всех мировых путей. Региональная транспортная система Европы по многим показателям уступает системе Северной Америки, но превышает ее плотностью сети частотой движения. Транспортные различия в Азии настолько велики, что в ее пределах выделяют несколько транспортных систем, как: высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии, систему стран Юго-Западной Азии. То же касается Африки, где существуют значительные различия между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, Латинской Америки. В Австралии сложилась региональная транспортная система. Единая региональная транспортная система характерна и для стран СНГ.

42.2. Развитие и размещение важнейших видов транспорта

Железнодорожный транспорт

Мировая система железных дорог сложилась в начале XX в. Железные дороги являются в 140 странах мира, а протяженность их составляет примерно 1,2 млн.км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. Км). Канаде (90 тыс. Км), России (86 тыс. Км). Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые страны и лишь 1/5 - на развивающиеся. Соответственно, в первом случае плотность железнодорожных путей намного выше, чем во втором. Самая высокая она в Бельгии, Германии, Швейцарии: 4 18 км / 100 км 2. Во многих странах этот показатель не превышает 0,1-0,5 км / 100 км 2. Есть страны, которые не имеют железных дорог Кипр, Лаос, Нигер, Чад, Бурунди, Исландия, Афганистан, Непал, островные государства Океании и Карибского бассейна.

Железнодорожная сеть развитых стран отличается высокой пропускной способностью. Этот показатель зависит от количества проложенных линий. Большая часть железных дорог - однопутный; двух- и многоколейные составляют примерно 1/7 общей длины железных дорог мира. Многоколейные железной дороги расположены на подходах к крупным железнодорожным узлам. Иногда в мощных индустриальных районах между поставщиком и потребителем сырья прокладывается несколько железных дорог для бесперебойного снабжения угля, железной руды и т.

В мире используется несколько типов железнодорожного пути: нормальная, широкая, средняя и узкая. К нормальной относят западноевропейскую или стефенсонивську (1435 мм), и путь, который исторически сложилась на просторах Российской империи (1524 мм). Первая преобладает в большинстве стран Европы, в Северной Америке, Северной Африке, Австралии, на Ближнем и Среднем Востоке; вторая - на территории независимых стран, образовавшихся на руинах советской империи. Широкая колея бывает двух видов: иберийская (тысячу шестьсот пятьдесят шесть мм) и ирландский (1600 мм). Первая распространена в Индии, Пакистане, Аргентине, вторая - в Португалии, Ирландии, Шри-Ланке. Средняя путь тоже бывает двух видов: капская (1067 мм) и метровая (1000 мм). Первую строят в Японии, Индонезии, Новой Зеландии, ЮАР. Австралии, в некоторых странах Тропической Африки, вторую - в странах Индокитая, в Бразилии, в отдаленных районах Индии, Пакистане, некоторых странах Западной Африки. Узкая колея (600-900 мм) есть в странах Тропической Африки и Центральной Америки. В этих регионах она иногда соседствует со средней колеей. На нормальную колею в мире выпадает 7 мая%, на среднем -17%. на широкую - 7%, на узкую - 2%. В Европе и Северной Америке 98% пути - нормальная и широкая.

Характерной особенностью этого вида транспорта является наличие крупных трансконтинентальных железных дорог. В Европе: Брест (Франция) - Париж - Берлин - Варшава - Москва - Екатеринбург. Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Милан - Рим - Реджоди-Калабрия, Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Кадис и многие другие, пересекающих континент в разных направлениях. Работает многофункциональная туннельная дорога под Ла-Маншем, который соединил Францию и Англию.

Самые трансконтинентальные дороги в Америке: Галифакс - Монреаль - Виннипег - Ванкувер, Нью-Йорк - Чикаго - Сиэтл - Сан-Франциско, Балтимор - Сент-Луис - Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Буэнос-Айрес - Антофагаста. Сооружается железная дорога, которая соединит северные районы Америки с южными. В Африке нет таких больших дорог. Исключение составляют железные дороги, проложенные в широтном направлении на юге материка: Лобиту - Бейра и Людериц - Дурбан. В Австралии известна дорога Сидней - Перт. В Азии продолжается работа по объединению железнодорожной сети континента: сооружается трансазиатском магистраль от Стамбула до Сингапура (14 тыс. Км). В Индии построено Трансиндийську магистраль. В России действует Транссибирская магистраль (Челябинск - Владивосток). Параллельно ей проложены Юго-Сибирскую и Сибирскую магистрали.

Уровень технической оснащенности очень важный для характеристики размещения железнодорожного транспорта. Эти показатели самые высокие в США и Западной Европе: там большая часть железных дорог заключено рельсами тяжелого типа. На станциях широко применяются централизация управления и автоблокировки, радиотелефоны и телевидения. Подвижной состав - мощные локомотивы и вагоны большой грузоподъемности, пассажирские вагоны высокой комфортности. На железных дорогах США, Западной Европы и Японии действуют магистрали с увеличенной скоростью движения. Пассажирские поезда здесь курсируют со скоростью 200-250 км / ч. Применение электрической тяги наиболее распространено в Европе.

В развивающихся странах, технический уровень железнодорожного транспорта низкий: применяется разнотипный подвижной состав, преимущественно маломощные локомотивы, вагоны малой грузоподъемности, значительное место принадлежит паровой тяге.

Во всем мире наблюдается тенденция к снижению удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме грузо- и пассажироперевозок. Однако этот вид транспорта еще долго будет вести перед в транспортной системе мира.