Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Значение живописи в жизни человека. Искусство в жизни современного человека. Что такое искусство? Какие виды искусства существуют? Какие функции они выполняют в жизни человека, общества? Что будем делать с полученным материалом




Искусство часть духовной культуры человечества, специфический род духовно- практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно- образными формами воспроизведения действительности, живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.




Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей все это передается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство это своеобразный учебник жизни.


«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», писал известный немецкий писатель Т. Манн. Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.


Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания. Не случайно бытует мнение, что архитектура это застывшая музыка, что та или иная линия в картине музыкальна, что эпический роман подобен симфонии.


Соотнесите характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников. К какой культуре западной, восточной, русской относятся А В Б



Когда говорят о любом виде художественной деятельности, в том числе и об исполнительском мастерстве (творчестве), нередко используют такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность общие в прямом или в переносном смысле для разных искусств. Но в любом произведении искусства всегда присутствует поэтическое начало, то, что составляет его главную сущность, его пафос и придает ему необычайную силу воздействия. Без возвышенного поэтического чувства, без одухотворенности любое произведение мертво.

Что такое современное искусство? Ответ на этот вопрос до сих пор мучает искусствоведов, критиков, художников. Если это то, что существует сейчас, это творчество всех художников, которые работают в наше время. Или же это некое узкое направление, которое характеризуется инновационными различными тенденциями, и исключительно то, что представляет актуальность. Между этими двумя полюсами много есть разных явлений. И зависит, наверное, от того контекста, в котором мы находимся.

В принципе, современное искусство это искусство, которое творится нашими современниками. Очень часто авторские произведения искусства не находят понимания. Для большинства зрителей это выглядит непонятной попыткой самовыражения отдельно взятого человека. Этот конфликт между зрителем и творцом. Некая провокация (рисунок 10).

Рисунок 1 - Примеры современного искусства

Эта провокация нужна, чтобы заставить его выйти за рамки привычных представлений об искусстве, разрушить стереотипы. Но нельзя сказать, что вкусы у общества в области культуры, произведений искусства испорчены. Ведь все равно воспитывались на классической живописи, классической скульптуре. И классики представляли некоего идеализированного человека и общества, когда работали над своими произведениями искусства. В современном искусстве этот принцип ломается. Дело в том, что в свое время классики тоже были, как правило, некими разрушителями канонов и традиций. И всегда был некий авангард, который расширял границы, расширял сферы. Потом это становилось нормой, общепринятой нормой. И снова наступал момент, когда необходимо было расширить границы, изменить восприятие зрителя. Благодаря возможностям нашего времени, сейчас любой человек может самовыражаться, создавая объекты искусства и, при помощи них, заявлять о себе.

Я думаю, у любого направления всегда есть круг зрителей, пусть даже узкий. Другое дело, что далеко не всякое произведение и далеко не всякое направление получает широкую известность, такую, как тот же кубизм, сюрреализм, поп-арт. В конце концов, редко бывает, когда художник работает совершенно один, вне всяких рамок, вне всяких направлений. И если он работает уже с какой-то группой, значит, стало быть, есть эти зрители. Другое дело, что не все попадет в музей. И не все должно туда попасть. Но как некий факт культурный, как некий исторический факт появление любого такого неудавшегося направления - это тоже очень показательный момент. Необязательно это художественный факт, но исторический, безусловно, кто должен сохранять или не сохранять, кто должен этот выбор делать.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, поднимаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, «искусство аутсайдеров»). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры -- кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве -- все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий -- видео, аудио, компьютеров и интернет -- это существенно расширило палитру средств, используемых художниками

Искусство - одна из главных форм духовной культуры человечества, которая возникла еще в глубокой древности. Так, уже в эпоху верхнего палеолита, 40 тысяч лет назад, существовало «пещерное искусство» - замечательные наскальные гравюры и росписи, в которых наши далекие предки изображали животных и сцены охоты.

Позднее возникли скульптура, музыка, архитектура, театр, художественная литература. Это классические виды искусства, которым тысячи лет. Развитие форм и видов искусства продолжается и в наше время. В современном мире благодаря развитию техники появились некоторые новые виды искусства, например, искусство кино, художественная фотография, сейчас появляется искусство компьютерной графики.

Всё это говорит о том, что жизнь человека невозможна без искусства, что оно отвечает какой-то его глубочайшей потребности. Чтобы объяснить её характер, нужно вспомнить, что человек есть деятельное существо. Посредством своей деятельности люди осваивают окружающий мир и преобразуют его.

СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ:

практически-деятельная - она регулируется такими общими потребностями и целями, как польза и благо;

познавательная - её целью является истина;

художественная - её ценностью служит красота.

Поэтому можно определить искусство как способ освоения и преобразования мира по законам красоты.

Специфика искусства состоит в отображении действительности посредством художественных образов, то есть в конкретной чувственной форме, а не с помощью понятий и теорий как в научном познании. Это очевидно в живописи или скульптуре. Но даже литература, хотя в ней образная сторона не бросается в глаза, существенно отличается от познания. Например, историки или социологи, изучая дворянское общество в России XIX, описывают и объясняют его с помощью таких понятий, как «сословие», «крепостной строй», «самодержавие» и т. п. В отличие от этого, Пушкин и Гоголь гениально изобразили суть этого общества в образах Онегина и Татьяны, Чичикова и череды помещиков из «Мертвых душ». Это два разных, но дополняющих друг друга способа познания и отображения реальности. Первый нацелен на обнаружение общего, закономерного в изучаемой реальности, второй - на выражение реальности через индивидуальные образы, через сознание и переживания отдельных героев.



Роль искусства в жизни человека и общества определяется тем, что оно обращено к сознанию человека в его целостности. Художественное творчество и восприятие произведений искусства даёт человеку более глубокое понимание и знание жизни. Но одновременно искусство воздействует на его чувства, переживания, развивает его эмоциональную сферу. Выше уже отмечалась большая роль искусства в формировании моральных представлений человека. И, конечно же, восприятие произведений искусства доставляет людям эстетическое наслаждение, переживание прекрасного, а также делает их сопричастными творче­ству художника.

Во всех этих отношениях искусство обладает большой силой, недаром Достоевский сказал: «Красота спасёт мир».

Представления о роли искусства менялись в истории. Важная роль искусства осознавалась уже в античном обществе. Например, Платон и Аристотель считали, что искусство должно очищать душу от низменных страстей и возвышать её. Особую роль в этом они отводили музыке и трагедии.

В средние века основная роль искусства виделась в подчинении задачам богослужения. Искусство играло, например, очень значительную роль в оформлении храмов и в религиозных обрядах православия.

В эпоху Воз­рождения искусство, особенно живопись, заняло центральное место в духовной культуре. Леонардо да Винчи рассматривал искусство как «зеркало» мира и даже ставил живопись выше науки. Многие мыслители этой эпохи видели в искусстве самую свободную и творческую деятельность человека.

В эпоху Просвещения подчеркивалась прежде всего нрав­ственно-воспитательная функция искусства.

В ХХ в. многие мыслители начали говорить о кризисе искусства, о том, что современное искусство утрачивает свои функции в обществе. Например, немецкий философ культуры начала ХХ в. О. Шпенглер считал, что современная западная культура вступает в период заката. Высокое классическое искусство уступает место техническим искусствам, массовым зрелищам, спорту. Современное искусство утрачивает гармонию и образность, возникает абстрактная живопись, в которой исчезает целостный образ человека.

Социальная структура (от лат. structure - строение, распо­ложение, порядок) общества - строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и других различных социальных групп.

Роль социальной структуры:

1) организует общество в единое целое;

2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

Социальные отношения - это определённые устойчи­вые связи между людьми как представителями социаль­ных групп.

Переоценить значение искусства невозможно. Дать точное оп­ределение - трудно, так многообразны его проявления, так сложно и доступно оно одновременно. Но очевидно одно: без искусства не существует никакое общество, а жизнь человека без искусства - бедна и неинтересна.

Роль и место искусства в жизни общества не остаются неизмен­ными.

Одни эпохи живут искусством, например, Античность, Ренес­санс. В другие - жизнь общества определяет религия - Средневе­ковье. В нашей стране, в силу своеобразия ее исторического развития, искусство всегда играло огромную роль и было вырази­телем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых. Через искусство люди осмысливали свое бытие, в нем искали и находили ответы на самые насущные вопросы жизни. С ним спорили, его героям подражали, им жили.

Однако в последние годы, когда появилась возможность открыто выражать свои взгляды, а политический диктат отошел в историю, общественное звучание искусства уменьшилось. Искусство переста­ло быть единственной трибуной для выражения общественного мнения. Не было оно ею и в странах с развитой демократией. Учитывая это, некоторые теоретики и общественные деятели стали утверждать, что искусство сыграло свою историческую роль и что за ним остается только гнедонистическая функция и узко понима­емая эстетическая: давать людям отдых, развлечение и любование красивым. Поток развлекательной литературы и телевизионных сериалов о «красивой жизни» как бы подтверждают это. Но если бы природа искусства сводилась только к этим его функциям, вряд ли бы человечество смогло достичь тех духовных, нравственных, эстетических высот, обрести тонкость чувств, душевность и отзыв­чивость, которые присущи подлинной человечности.

«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому при­ближает нас мощная рука творчества»,- отметил русский писатель В.М. Гаршин (20).

Иногда, и не редко, прочитанное или увиденное художественное произведение оказывает огромное влияние на поведение человека и даже определяет всю его жизнь.

«Многое определил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протя­гивала руку - и руки, не страшась суда,- то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепан­ной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.

И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества»,- скажет Марина Цветаева (21; 43).

«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство... это - выразитель и тол­кователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, что стремится вперед к свету. Хочет быть лучше, совершеннее»,- утверждал русский скульптор XIX в. Марк Антокольский (22; IV; 227).

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскры­вает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание»,- определяет назначение искусства фран­цузский скульптор Огюст Роден (23; III; 385-386).

Но это высокое свое назначение, ради которого и было челове­ком создано, сохранено и развито искусство, оно выполняет только тогда, когда не превращается в простое развлечение.

И так как по логике своего исторического развития человечество не может продлить свое существование без взаимопонимания (а потребность в этом все возрастает), без общения людей, без стрем­ления осмыслить жизнь, понять других и прежде всего - самого себя, без радости сотворчества и творчества, без восхищения и восторга красотой, то потребность в искусстве, а следовательно, и само искусство будет существовать, пока есть люди на Земле. И общение с ним делает каждого человека душевно тоньше, духовно богаче. Надо только понять природу искусства и его высокое назначение, научиться любить искусство и уважать его творцов.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-1.jpg" alt="> Искусство в жизни современного человека ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-2.jpg" alt="> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство,"> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство, знание дела. Самое дело, требующие такого умения, тоже называют. Искусством можно назвать художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение. Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно - практического освоения мира.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-3.jpg" alt="> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n "> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n Архитектура n Театр n Киноискусство n Хореография n Цирк n Изобразительное искусство и др.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-4.jpg" alt="> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика"> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика n декоративно-прикладное искусство

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-5.jpg" alt=">Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура,"> Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура, фотография) n временные или динамические виды искусств (музыка, литература) n пространственно-временные (синтетические или зрелищные) виды (хореография, литература, театральное искусство, киноискусство)

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-6.jpg" alt="> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид"> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости).

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-7.jpg" alt=">Рельеф на стене буддийского храма Венера Милосская">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-10.jpg" alt=">Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат."> Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. n Произведения декоративно- прикладного искусства рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-11.jpg" alt=">Виды ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-15.jpg" alt="> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди"> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-16.jpg" alt="> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад,"> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-17.jpg" alt="> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии,"> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии, 2) способ ощутить свою связь с внешним миром, 3) способ применить воображение, 4) обращение к неограниченному кругу лиц, 5) ритуальные и символические функции.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-18.jpg" alt=">n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради"> n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради политических перемен, 4)Искусство для психотерапии, 5)Искусство для социального протеста, 6)Искусство для пропаганды или коммерциализации.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-19.jpg" alt=">Сферы жизни человека n Социальное положение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-20.jpg" alt="> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite -"> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски- модернистского искусства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-21.jpg" alt="> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое"> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. К массовому искусству относят произведения, распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение), печатную графику, популярную музыку, продукты художественной индустрии, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя, упрощенные и необладающие высокой художественной ценностью.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-22.jpg" alt="> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - "> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - это способность и возможност оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких - либо средств.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-23.jpg" alt="> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное,"> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к политике государства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-24.jpg" alt="> Официальная политическая идеология (30 -50 -е гг. в СССР) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-25.jpg" alt="> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии,"> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т. д.) n Искусство и наука n Искусство и техника n Искусство и религия n Искусство и образование

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-26.jpg" alt="> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним"> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления - искусствоведение. Отрасль философии, занимающаяся изучением искусства - эстетика. Отличия искусства от науки: n наука и техника оказывает большее влияние на вещи, а искусство - на психологию; n наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них себя, свои чувства; n научный метод строго рационален, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности; n каждое произведение искусства является единым и законченным, каждый научный труд - лишь звено в цепи предшественников и последователей;

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-27.jpg" alt=">Искусство и техника фотография, эстрада ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-28.jpg" alt=">кино, телевидение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-29.jpg" alt="> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,"> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,) – это мировоззрение и мироощущение и также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, в существование священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-31.jpg" alt=">Экономическая сфера (совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ)">