Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Спектакль - это маленькая жизнь. Спектакль «Биография А если говорить о технической стороне, то очень важны люди, которые обеспечивают яркую картинку: спецэффекты, видеоряд или пиротехнические средства. Например, обратите внимание: после реконструкции Бол

Новую рубрику, посвящённую рабочему процессу в творческих индустриях. В рубрике «Команда» мы рассказываем о том, сколько человек необходимо, чтобы создать тот или иной продукт (фильм, телешоу, сайт и так далее), в чём их обязанности и можно ли их кем-то заменить.

В этом материале рубрики - состав театральной команды. Мы выясняем, без каких творческих и технических специалистов невозможно создать собственную театральную постановку, а режиссёры из «Театра Луны», РАМТа и «Гоголь-центра» делятся своим опытом.

Наведите на картинку для дополнительной информации

Режиссёр

главный человек в создании театральной постановки

Помощник режиссёра

у режиссёра сложная жизнь, без помощника ему никуда

Актёры

от одного до бесконечности, в зависимости от постановки

«В «Театре Луны» есть разные по масштабам постановки, всё зависит от пьесы. Всё зависит от постановки, от твоих желаний и возможностей.

Я открыл свой театр 20 лет назад в маленьком подвальчике, где сейчас находится театр «Практика». В первой постановке «Византия» приняли участие 7 актёров, а всё остальное я делал сам: костюмы, декорации, свет, сцена и т. д. Я даже сам таскал пластмассовые стулья в зал из соседнего кафе.

В настоящее время у меня, конечно, больше возможностей и людей, помогающих мне в этом деле. Для сравнения, сейчас я работаю над новой постановкой о жизни и творчестве Сальвадора Дали. Премьера назначена на 28 ноября. И тут, конечно, совсем другие масштабы. В спектакле задействовано 18 актёров, и это только первый состав. Проект мой, но я бы не смог его поставить без помощи сотрудников театра. Только над созданием декораций работают трое художников, включая Никаса Сафронова, в пошивочном цехе несколько человек создают костюмы, бутафоры работают, в монтаже сцены задействовано человек 10, видеоинсталляции создают два профессионала, я уже не говорю об осветителях и звуковиках. Пластикой (у нас же театр молодых танцующих и поющих актёров) занимаются два балетмейстера. То есть очень много людей. Я даже не берусь подсчитать. Да и какая разница, сколько людей задействовано? Главное - результат, чтобы спектакль понравился зрителям».

Художники декораций

создание, поиск декораций, оформление сцены

Художники по костюмам

без них в принципе можно обойтись, если постановка терпит будничную одежду, но долго без них не протянуть

Бутафор

человек, который создаёт бутафорию для театра: искусственные украшения, оружие, мебель и всё что угодно

«У произведения искусства есть автор, в театре таковым именуется режиссёр, но также мы знаем множество случаев, когда авторами спектакля являются художники, архитекторы, люди из других сфер профессионализма.

В театре настоящего времени достаточно одного элемента - зрителя. Команда ограничивается минимальным количеством. В силу капиталистического мироустройства, одним из главенствующих элементов является продюсер, обеспечивающий финансирование и координирующий всю команду.

Следующий срез театральной иерархии - это триединство режиссёр-художник-композитор - они определяют остальных участников: актёров и службы, необходимые для спектакля (бутафоры, реквизиторы, костюмеры, помощник режиссёра).

Далее следуют техники во главе с техническим директором. В его подчинении находятся монтировщики и службы света, звука и видео, на каждую из них на время создания спектакля приходится по художнику (видеохудожник, художник по свету, звукорежиссёр) . Завершающим звеном в пирамиде является артист.

Весь коллектив крутится вокруг одной единицы - режиссёра, который занимается не столько творчеством, сколько организацией всех служб. В английском языке нет слова режиссёр, но есть понятие директор (от англ. direct - руководить, управлять) , по сути это и есть главная задача режиссёра - направить артистов, художника, композитора и даже продюсера.

Сейчас мы работаем над спектаклем «Гамлет», это спектакль французского режиссёра Давида Бобе («Феи» МХТ им. Чехова, «Метаморфозы» «Гоголь-центр») . Декорации у нас уже сделаны, так что над созданием спектакля сейчас работают: режиссёр-постановщик, переводчик, режиссер, 2 помощника режиссёра, реквизитор, костюмер, 3 механика сцены, 2 техника по свету, звукорежиссёр, видеоинженер и 14 артистов».

Осветители

как не трудно догадаться, занимаются освещением

Звукорежиссёр

подбор и создание звуковых эффектов для постановки

Реквизитор

ответственный за театральный реквизит, чтобы не было ситуаций, как в «Двенадцати стульях»

«При современных представлениях о визуальном решении и масштабности проектов, мы должны понимать, что успешный проект большой формы - это красивая, масштабная и очень динамичная постановка. Мы сейчас не говорим о спектаклях классического академического репертуара. Крупная постановка не академического свойства - это в любом случае прежде всего развлекательное динамичное зрелище, можно сказать, шоу. В таких зрелищах приобретает огромное значение визуальная сторона: декорации, видеопроекции, инсталляции, система спецэффектов (трюковых, пиротехнических, световых), и сочетание театральных жанров: драматического и циркового искусства, танцевального, музыкального и драматического театра.

Это приводит к тому, что спектакль большой сцены, яркая масштабная постановка - это порядка 40–50 человек на сцене и столько же человек за кулисами. Яркий пример - трилогия «Берег утопии» в РАМТе.

К сожалению, сейчас в России очень слабо развита школа синтетического актёра, который владеет драмой и при этом очень качественно поёт и двигается. Поэтому, например, в театральных мюзиклах есть группа танцевальная, есть вокальная, есть группа солистов и группа актёров вторых, третьих планов.

А если говорить о технической стороне, то очень важны люди, которые обеспечивают яркую картинку: спецэффекты, видеоряд или пиротехнические средства. Например, обратите внимание: после реконструкции Большого театра особенной его гордостью является отдельный видеоцех.

Очень важно понимать, что о качественном спектакле зритель не должен говорить: «Декорации были плохие, зато спецэффекты хорошие». Идеальная ситуация - это когда зритель, находясь в сильнейшем эмоциональном восторге, не может выделить, что лучше: актёры, танцы, музыка, движение, вокал, свет или спецэффекты».

В его основе лежит драматический или театрально-сценический сюжет. В его разработке принимают участие: режиссер, актеры, художник и композитор. Слово спектакль произошло от латинского spectaculum, что означает зрелище.

Театральное искусство

Театр переводится с греческого языка как место для зрелищ. Это направление искусства где посредством действий актеров на сцене зрителям передаются эмоции, чувства и мысли автора постановки.

Разновидности театра

Существуют такие разновидности театра:

  • Балет — это вид сценического мастерства где неразрывно связаны танец и музыка. В основе может лежать художественное или музыкальное произведение, но существуют и бессюжетные постановки.
  • Актерами здесь выступают куклы, управляемые людьми. В основе постановок лежат сказки. Кукольный спектакль — это отличное развлечение для детей.
  • Мюзикл или Здесь плотно переплетаются песни, музыка, диалоги, танцы. Сценарий спектакля как правило незамысловат.
  • Опера. Имеет художественно-драматическую форму. В таком спектакле преобладает пение.
  • Оперетта — практически тоже что и опера. Имеет комический сюжет и носит популярный легкий характер.
  • Пантомима — это сценическое представление без слов. Сюжет или история передается с помощью мимики и жестов.
  • Драма абсурда. В основе сюжета лежит нагромождение фактов, несвязных поступков, эмоций, судеб и слов.
  • Уличный театр. Его действия проходят под открытым небом. Уличный спектакль — это постановка, в которой актеры играют без сцены.

Жанры спектаклей

Театральные постановки (спектакли) делятся на такие жанры:

  • Водевиль — это комедия с танцами и песнями.
  • Драма — постановка, сюжет которой построен на жизни реального человека. В основе лежит конфликт между главным героем и обществом.
  • Комедия — это обратная сторона драмы. Призвана высмеять проблему между отдельно взятыми людьми или человеком и обществом.
  • Мим — это юмористический жанр спектакля. Состоит из небольших сценок развлекательного направления.
  • Мистерия — это отголосок средневекового религиозного театра. Спектакли показывали на главной площади. В них чередовалась интермедия и религиозные сцены.
  • Мелодрамадраматический спектакль - это представление с острым конфликтом и интригой.
  • Монодрама. Здесь играет только один актер. Тоже что и драма.
  • Моралите—это спектакль назидательного характера. Острое противопоставление добродетелей и пороков.

Театр-студия

Театральная студия — некоммерческий любительский проект. Они, как правило, появляются в небольших населенных пунктах. Там где отсутствует профессиональный театр. Театральные студии часто возникают при школах и вузах. Существуют коммерческие театральные студии для взрослых. Здесь людей учат быть более раскрепощенными, ставят голос и речь.

Одним из самых знаменитых театральных студий был драмкружок Станиславского. Спустя время он перерос в Московский художественный театр. Спектакль театральной студии такого великого актера и режиссера ничем не уступал профессиональным постановкам.

СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат. – spectaculum – зрелище), произведение театрального искусства.

Спектакль создается большим коллективом творческих и технических работников (актеры, сценограф, композитор, балетмейстер, ассистенты и помощник режиссера, монтировщики, реквизиторы, костюмеры, осветители, гримеры, звукооператоры, осветители, бутафоры и т.д.). В современном театре постановочный коллектив возглавляет его художественный руководитель – режиссер-постановщик, координирующий всю работу и определяющий эстетический, нравственный, идеологический замысел спектакля.

Создание спектакля начинается с выбора литературного материала – пьесы , прозаического произведения (по которому создается инсценировка), стихотворной композиции. До эпохи режиссерского театра выбор пьесы, как правило, определялся составом ролей, «расходящихся» в конкретной труппе – т.е., наличием в труппе амплуа на определенные роли. В случае бенефиса подбирался литературный материал, позволяющий представить бенефицианта в наиболее выигрышном свете. Таким образом, выбор осуществлялся либо антрепренером (директором театра), либо ведущим актером труппы. Всегда учитывались и вкусы потенциальной публики, т.е., подбиралась т.н. «кассовая» пьеса. Этот параметр, как правило, учитывается и в настоящее время – за редким исключением экспериментальных спектаклей, рассчитанных на определенную узкую аудиторию. Однако сегодня главной исходной точкой выбора становится именно творческий замысел режиссера, его готовность и желание к воплощению на сцене того или иного литературного произведения.

Необходимо добавить, что критерий соответствия ролей составу труппы остается по-прежнему актуальным: непрофессиональная или беспомощная актерская работа может привести к провалу самый замечательный замысел. Однако сегодня актерские возможности сильно увеличились: строгих границ амплуа практически не существует; при совпадении общеэстетических и творческих позиций совместная работа режиссера и актера над ролью приносит неожиданные и удивительные результаты. Много подобных примеров в последней трети 20 в. дал московский театр «Ленком» и его художественный руководитель М.Захаров . В его спектаклях видны непривычные и замечательные трактовки ролей, полностью опровергающие сложившиеся стереотипы амплуа: Е.Леонов в роли Иванова (Иванов А.Чехова), И.Чурикова в роли Комиссара и А.Абдулов в роли Сиплого (Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского), О.Янковский в роли Дракона (фильм Убить дракона по мотивам пьесы Е.Шварца Дракон ).

Собственно говоря, главная функция режиссера-постановщика – стать катализатором творческой мысли всех участников постановочного коллектива, активизируя их созидательную энергию и направляя ее в общее русло. Именно так складывается и первый этап работы режиссера над замыслом спектакля – со сценографом, художником по костюмам, композитором, балетмейстером, специалистами по движению, если необходимо – и с автором текстов песен. В этом ключе идет и основная работа – репетиционный процесс с актерами, во время которой постановщик добивается как высокого уровня каждой из актерских работ, так и целостного звучания спектакля. По этим принципам осуществляется и финальный этап работы: совместно с режиссером по свету – формирование световой партитуры, позволяющей закрепить и увеличить эмоциональное воздействие спектакля.

Последним, не менее важным, чем остальные, соавтором спектакля является публика: живое дыхание зрительного зала, его реакции оказывают непосредственное влияние на работу актеров, расставляя новые акценты, уточняя психологические рисунки ролей и т.д.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».