Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Проект (группа) на тему: Национальная культура народов Южного Урала. Культура коренных народов урала

Традиции народов Урала интересовали меня давно. Знаете, о чем я вдруг подумала? Весь Интернет наводнен блогами, постами и отчетами о путешествиях и исследованиях традиций европейских стран и народов. А если и не европейских, то все равно каких-нибудь модных, экзотических. В последнее время масса блогеров повадились просвещать нас о жизни в Таиланде, например.

Меня и саму манят суперпопулярные, невиданной красоты места (ах, моя любимая !). Но ведь народы заселяли любые уголки нашей планеты, иногда даже вроде и не совсем пригодные для жилья. И всюду обживались, обзаводились своими собственными ритуалами, праздниками, традициями. И ведь наверно эта культура каких-нибудь малых народов ничуть не менее интересна? В общем, я решила вдобавок к своим давним объектам интереса потихоньку добавлять новые, неизученные мною традиции. И сегодня возьму-ка я для рассмотрения… ну вот хотя бы это: Урал, граница между Европой и Азией.

Народы Урала и их традиции

Урал - многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.

Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться - препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.

Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.

Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал - это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:

«Все на Урале есть, а если чего нет, то значит - еще не дорылись».

Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.

Уральские самоцветы

Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.

Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции - это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.

Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.

Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.

Каслинское литье из моей коллекции

Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:

  • Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
  • Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала - думаю, объяснять ничего не надо.
  • Но вот про следующую фамилию - хочется подробней. Строгановы - род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века - баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки. И даже - внимание! - в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.

Различные традиции народов Южного Урала

Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.

В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:

  • Гостеприимство . Возведено у башкир в ранг национального культа. Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).
  • Любовь к детям, стремление иметь семью - это также крепкая традиция башкирского народа.
  • Почитание старших . Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!

Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось - это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.

Курс посвящен увлекательным темам по истории и культуре Урала. Вы познакомитесь с ключевыми событиями в истории региона. Узнаете о самых известных уральских брендах (звериный стиль, деревянная скульптура, строгановское шитье и иконопись и др.). Что такое строгановская культура и уральская горнозаводская цивилизация? Почему Пермь является ключами к Сибири? Были ли на Урале алмазные, платиновые и золотые лихорадки? Какими были древние столицы Урала и как они сменяли друг друга? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем курсе.

О курсе

Цели курса - познакомить с историей и культурой Урала студентов бакалавриата и магистратуры. Практические навыки, получаемые в процессе освоения курса - навыки работы с текстовой и визуальной информацией – фотографиями, картами и пр.

Во время курса можно будет познакомиться с большим количеством фотографий достопримечательностей и культурных явлений Урала. Автор курса собирал и разрабатывал этот материал во время многочисленных поездок по территории Урала. Большинство фотографий, представленных в презентациях, являются авторскими.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов и итоговый экзамен из тестов.

Требования

Самое главное требование – знание русского языка

Программа курса

  1. Пера маа - дальняя земля на Востоке
  2. Прикамье - древняя солонка России. Древние столицы Урала: Соликамск - соль камская
  3. Деревянное зодчество Урала
  4. Строгановская цивилизация
  5. Прикамье - ключи к Сибири. Тайны похода Ермака
  6. Дороги в Сибирь. Чусовая – река теснин
  7. Уральская горнозаводская цивилизация. Города-заводы Прикамья
  8. Из недр уральских гор: алмазная, золотая, платиновые лихорадки на Урале
  9. XIX век на Урале
  10. Благотворительность и меценатство на Урале

Результаты обучения

УК-1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

УК-5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

ПК-18 (СЛК –Б2) Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК-25 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

Во время курса можно будет познакомиться с большим количеством фотографий достопримечательностей и культурных явлений Урала. Автор курса собирал и разрабатывал этот материал во время многочисленных поездок по территорииУрала. Большинство фотографий, представленных в презентациях, являются авторскими.

Культура и быт населения Урала в XII-XVII вв.

Освоение Урала русскими людьми оказало значительное воздействие яа культуру и быт жителей края. В течение XII-XVII вв. шло взаимообогащение культур коренного населения и русских, среди которых абсолютное большинство составляли крестьяне. Воздействие русской культуры яснее всего ощутимо в передаче навыков пашенного земледелия, во влиянии на деревянное зодчество, в распространении русского языка, письменности, православия как официальной религии русского феодального государства. В свою очередь, русские перенимали у коренных жителей многие приемы охоты, рыбной ловли и другие элементы культуры. Развитие русской культуры на Урале, оставаясь частью общерусского культурно-исторического процесса, имело вместе с тем некоторые особенности, связанные с условиями освоения этого края, характером социально-экономических отношений и контактов с другими народами. На Урале в то время преобладало черносошное крестьянство и посадское население. Крепостнические отношения здесь сказывались слабее, чем в уездах, расположенных в центре страны. Более высокий уровень личной независимости, возможности для проявления инициативы, предприимчивости создавали относительно благоприятные условия для развития культуры. На Урале в XVI-XVII вв. продолжаются традиции летописания, создаются и переписываются книги, сохраняется и обогащается фольклор; грамотность была распространена среди посадских жителей, служилых людей, части крестьянства. Крупный культурный центр сложился в вотчинах «именитых людей» Строгановых, обладавших большими книжными собраниями, иконописными мастерскими, поощрявших развитие музыкально-хорового искусства. Уже в XV-XVII вв. на Урале жителями широко применялись технические знания, связанные прежде всего с поиском, добычей и обработкой минеральных богатств края. Высокого технического уровня достигла добыча соли. Здесь применяли бурение скважин на большую глубину, насосы для подъема рассола, более совершенное оборудование для соляных варниц. Технические знания и практические навыки местного населения стали важным условием превращения Урала в XVIII в. в центр отечественной горной промышленности.

Культура коренных народов Урала

Во время своих походов в XI-XV вв. русские достаточно хорошо ориентировались на обширной территории Северного и Среднего Урала. В Приуралье они пользовались теми же путями, которые были издавна освоены предками коми, манси. Как правило, представители местного населения служили проводниками для русских. Известно, что в дружину Ермака входили коми и манси, знавшие дорогу через Уральские горы. Не без участия манси, живших в верховьях Яйвы и Косьвы, разыскал в конце XVI в. Артемий Бабинов самый короткий путь из Соликамска в Сибирь. Для проникновения в Южное Зауралье после присоединения Казани и Башкирии русские стали пользоваться старой Казанской дорогой, хорошо освоенной татарами и башкирами. Народы Урала накопили многовековой опыт использования его природных богатств. Они варили соль, выплавляли металл, осваивали лес. реки, познавали многообразный животный мир. Арабские и среднеазиатские географы не раз писали, что ни Урале знают самородное золото и самоцветы. С приходом русских шире стали разрабатываться руды, соляные источники, лес. Царское правительство предписывало искать как новые залежи руд, так и осваивать остатки древних копей. К концу XVII в. на Урале было выявлено уже более 50 месторождений полезных ископаемых. Такому успеху во многом способствовали наблюдения и прямая помощь рудознатцев из числа местного населения. Известно, что в Сылвенско-Иренском поречье рудознатцы часто пользовались услугами татар и манси. Коренное население Урала выработало немало производственных навыков и практических знаний, которые уже на ранних этапах успешно осваивались русскими. В то же время и само оно воспринимало многие стороны нового для него опыта. Взаимная передача знаний шла з рамках формирующихся хозяйственно-культурных комплексов. Наиболее активное распространение традиций русской культуры и быта наблюдается в земледельческих зонах, в которых преобладающим становилось применявшееся выходцами из Европейской России трехполье. Здесь раньше получили распространение русские сохи, более совершенные топоры, серпы, косы, которые в большом количестве найдены при раскопках древних поселений. В местах охотничье-рыболовческого хозяйства русские воспринимали многие навыки местного населения: средства перевозки тяжестей (нарты), орудия рыболовства (сыри, совья), одежду (лузан, малицу, совик), обувь (няры, уледп) и др. У коренного уральского населения развивались различные виды прикладного искусства. Все они были тесно связаны с хозяйственным бытом и традиционным мировоззрением. К древнейшим временам восходят обработка дерева и бересты, кости и металла, изготовление узорных тканей и вязаных изделий. Народы коми и удмурты владели закладным, браным и многоремизным ткачеством. По археологическим находкам можно предположить, что у предков коми - ломоватовских и ванвиздинских племен (III- VIII вв.) была известна уже одежда с тканым узором и геометрической вышивкой. Видное место в мужском и женском костюме издавна занимали пояса, поэтому их украшали бляшками или тканым узором. В традиционном костюме коми известны женские головные уборы, украшенные раковинами, жемчугом, нашивками, а у удмуртов - серебряными бляшками. С конца XVII в. у удмуртов на женской рубахе появляется вышивка. Жившие в лесной таежной зоне коми, удмурты и манси изготавливали для себя разнообразную резную деревянную утварь для хранения продуктов и приготовления пищи: корытца, чашки, солоницы, ложки, ковши, жбаны и т. д. Многим изделиям придавали удобную и красивую форму, украшали трехгранновыемчатой, контурной или скульптурной резьбой в виде стилизованных зооморфных изображений. Важное место в быту занимали предметы из бересты и корня. > коми широко бытовали коробицы, чуманы, заплечные пестери, туеса, наплечные сумки-пещорки, куды и корзины для хранения сухих продуктов. Берестяные изделия коми и удмурты украшали резьбой и тиснением. На деревянной утвари хозяин часто вырезал семейные пли личные знаки - пасы, которые нередко являлись орнаментальным украшением предмета. Приемы обработки дерева были общераспространенными, но у некоторых народов Урала деревянные вещи отличались своеобразием/Например, у охотников и рыбаков коми-зырян и коми-пермяков широко бытовала большая солонка в виде водоплавающей птицы. Непременной принадлежностью удмуртского родового святилища и переднего угла жилища был резной стул, приготовленный из цельного ствола дерева и служивший одновременно для хранения одежды. Коми-зыряне и коми-пермяки значительное внимание уделяли декору жилых и хозяйственных построек. Особенно украшали крыши, возведенные на «самцах» без гвоздей. Над двускатными крышами выделялись коньки-охлупни, а по бокам - «курицы». Охлупни и «курицы» вырезались из ствола дерева с корневищем, которым чаще всего придавалась форма конских голов или каких-либо фантастических животных и птиц. Кроме того, у коми было принято возле домов укреплять на высоких шестах резные фигуры птиц. Аналогичные украшения известны и у старожильческого русского населения Верхнего Прикамья. Зооморфные мотивы и в жилище, и в бытовой утвари имеют истоки в анималистических представлениях предков и широко известной металлической пластике пермского звериного стиля. На основе высокого искусства обработки дерева у коми-зырян и комипермяков получила развитие и скульптура. О деревянных идолах вычегодско-вымских коми, которые «суть болваны истуканныя, изваянныя, вырезом вырезаемыя», писал в конце XIV в. Епифаний Премудрый. О таких же деревянных идолах, находящихся в языческих «кумирнях» и капищах, сообщается в послании митрополита Симона 1501 г. «пермичам» в Пермь Великую. Деревянные боги-идолы были известны и другим народам Урала, в частности манси, которые хранили их в святилищах пещер по Яйве и Чусовой. Местное население долгое время считало изваяние главным божеством. С принятием христианства официальная церковь пошла на компромисс: функции языческих идолов перешли на церковную скульптуру. Основанием для такого заключения служит дошедшая до наших дней пермская деревянная скульптура XVII-XVIII вв., в которой, помимо христианских сюжетов, отчетливо выделяются традиции как местного язычества, так и русского, занесенного на уральские земли первопоселенцами с Европейского Севера. Поэтому пермская скульптура схожа с новгородской, псковской, архангельской и вологодской. В письменных памятниках XIV-XVII вв. музыкальные инструменты коми называются одним термином «сюргум», что в переводе означает труба или рожок. С глубокой древности пастухи и охотники пользовались берестяными трубами и деревянными барабанами не только для подачи сигналов, но и для музыкальных развлечений. У коми-пермяков и вычегодских коми-зырян широко была распространена игра на «полянах» - своеобразных многоствольных флейтах, вырезанных из стеблей пиканов. Коми-зырянам известен и струнный музыкальный инструмент «сигудбк», который по устройству близок русскому гудку. Несколько слабее ощущалось влияние русской культуры в Башкирии. Это было связано. с распространением здесь ислама, который уже в XVI в. стал господствующей религией в Башкирии, а также с особенностями хозяйственной деятельности башкир. Вплоть до XVIII в. основным занятием большей части населения Башкирии (особенно в восточной ее части) оставалось полукочевое скотоводство и охота. Но и здесь по примеру русского и нерусского населения, проникавшего в Башкирию из Поволжья, башкиры-скотоводы в XVII в. расширили сенокосные угодья и увеличили заготовку сена на зиму. Более активное проникновение пришлого населения (русские, татары и другие народы Поволжья) в районы северной и западной Башкирии повлекло за собой заметные изменения в трудовых занятиях и быте местного населения. Наметилось хозяйственно-этнографическое разделение Башкирии на земледельческую западную и скотоводческую восточную области. Хозяйственные орудия западные башкиры заимствовали у народов, которые по существу являлись проводниками земледельческой культуры. Наиболее широкое распространение, особенно в гористых местностях, получила русская соха. Для поднятия целины чаще всего применялся тяжелый татарский плуг - сабан. До вхождения Урала в состав Русского государства местное население, за исключением коми-зырян, не имело своей письменности. Письменность у коми-зырян появилась во второй половине XIV в. Ее создание связано с именем миссионера Стефана Пермского. В истории Русского государства это была первая попытка разработать алфавит для бесписьменного народа. Коми азбука, известная как древнепермская, состояла из 24 букв. В ней использовались греческие и славянские буквы, а также местные родовые тамги-пасы. Сам Стефан Пермский, будучи сыном коми-зырянки, хорошо знал язык этого народа. Он перевел на коми-зырянский язык богослужебные книги, открыл школу для обучения грамоте. Однако впоследствии древнепермская письменность значительно отстала от разговорного коми языка и в XVIII в. была полностью переведена на русскую графическую основу. Эту грамоту частично знали и коми-пермяки: длительное время у них бытовали иконы с надписями из древнепермских букв. Вхождение народов Урала в состав Русского государства неизбежно вело к овладению русской письменностью, необходимой для составления разных деловых бумаг. Так, в конце XVI-XVII в. вишерские, чусовские, лялинские и лозьвинские манси неоднократно направляли русскому царю свои челобитные с просьбой установить точные границы своих владений и размеры ясака. Среди манси первыми овладевали русской грамотой так называемые толмачи. Им поручали писать челобитные, грамоты, выступать в качестве переводчиков. Давней традицией у коми населения был обычай писать на бересте, причем писали не только небольшие тексты заклинаний и молитв, но и богослужебные книги. С приходом русских начинается активный процесс взаимопроникновения русских слов в местные языки и наоборот. Известно, что в XVII в. на Урале были люди, знавшие не только два, но и три языка. Длительное двуязычие вело также к активному освоению русскими местной топонимии. Причем местные топонимы нередко приобретали новую форму, более удобную для пользования как русским, так и народом коми. Раньше всего тесные культурные связи установились между земледельческими народами: русскими, коми-пермяками и коми-зырянами. Влияние русской культуры было явлением прогрессивным. Русские не только обогатили традиционно-бытовую культуру уральских народов, но и ускорили ее развитие. Русское население внесло много нового в местную строительную практику. На Урале широкое распространение получили более рациональные постройки для обмолота и хранения зерна, водяные мельницы. У комизырян под влиянием русских появляются элементы связи жилых и дворовых построек в единый комплекс. На усадьбах возникают и отдельные постройки специального назначения - амбары и погреба. С приходом русских как у коми-зырян, так и у коми-пермяков строятся более высокие избы, на подклетях, с севернорусской внутренней планировкой, многие части жилой избы и ее внутренней обстановки в языке коми получили русские названия. Очевидно, не без оснований записал Избрант Идее во время своего переезда через земли коми в 1692 г.: «...дворы у них равным же образом построены, как и у русских». Меняется облик жилища и в Башкирии. Если в восточной части основным летним жилищем скотоводов на кочевках оставалась войлочная юрта, то в западной Башкирии, кроме южной ее части, юрта становится уже редкостью. -Западные башкиры жили, как правило, в деревянных избах, одинаковых по типу с жилищем народов Среднего Поволжья. Внутреннее убранство жилищ изменилось незначительно и носило еще отпечатки былого скотоводческого быта. Большую часть помещения занимали нары, заменявшие отсутствовавшие у башкир столы, стулья и кровати. Лишь в соседних с русскими деревнях стали применяться в быту столы и скамейки. В течение XVII-XVIII вв. изменяется одежда западных башкир, приблизившись к одежде народов Среднего Поволжья, в частности появились сапоги, косоворотка. На северо-западе постепенно исчезла кожаная одежда. Некоторые предметы одежды башкиры заимствовали у западных соседей: мари, чувашей, удмуртов. Это сыба - сшитый в талию из холста кафтан, войлочные шляпы, онучи, вязаные чулки. В XVII в. широко распространяется по всей Башкирии комплекс татарской одежды, который впоследствии (в XIX-XX вв.) в некоторых районах западной Башкирии стал преобладать. Много общих черт у народов коми и русских Северного и Среднего Урала наблюдалось в одежде, обуви, головных уборах. В том же дневнике Избранта Идеса встречаем запись: «...платье их почитай с российским сходно» . Документы XVI-XVII вв. показывают, что у местных народов значительно расширяется состав одежды, под влиянием русских начинают применяться некоторые привозные ткани и украшения. Документы называют у коми русские зипуны, понитки, гуни, запоны, шушуны и др. В XVII в. намечались уже устойчивые территориально-этнические границы бытования многих принадлежностей народного костюма. У коми-зырян и коми-пермяков получили распространение туникообразные мужские и женские рубахи северно-русского покроя, старые косоклинные дубасы (сарафаны). Коми население заимствовало и русские женские головные уборы. Перенимались от русских и способы хранения и переработки овощей, приготовления хлебных изделий (пироги с разной начинкой, блины, оладьи, шаньги) и напитков (сусло, квас), шире стали употребляться привозные товары (чай, сахар). В XVII в. стали использовать и табак. Вместе с тем русские усвоили традиционные кушанья народа коми, например пельмени. Сильное влияние русская культура оказала на фольклор местных народов Урала. У кочми-зырян и коми-пермяков повсеместно усваивались русские сказки, песни, свадебные причитания. Некоторые песни исполнялись на родном языке. В рамках установившихся христианских правил у русских и коми по единому ритуалу проводились многие семейные и общественные праздники и обряды. Так, в наиболее ярком свадебном обряде коми-зырян и коми-пермяков очень слабо выглядит местная специфика. У них получил распространение свадебный обряд северно-русского варианта. В семейном быту часто пользовались русскими словами: мужик, баба, мама, родня, батюшка и др.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. »

кафедра отечественной истории

История и культура Урала

Екатеринбург

Утверждаю

Декан исторического факультета

__________

(подпись) ()

Программа дисциплины «История и культура Урала» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности социокультурный сервис и туризм (название, шифр),

по циклу ДС дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр ы 4 и 5

Общая трудоемкость дисциплины 68 , в том числе:

Лекций 68

Контрольные мероприятия :

Рефераты 6

(ФИО, ученая степень, ученое звание, кафедра, вуз)

кафедры _________________________________

от _______ № ______.

(С) Уральский государственный университет

I. Введение

Цель дисциплины - познакомить студентов с основными этапами истории и явлениями культуры Урала с древнейших времен до конца ХХ века.

Задачи дисциплины:

· проследить историческую динамику формирования Урала как региона;

· дать основные характеристики социально-экономического, политического, административно-территориального, национального, конфессионального развития Уральского региона на основных этапах его истории;

· сформировать представление о региональных особенностях культуры Урала, являющейся составной частью общероссийского культурного процесса.

В качестве основы для данной дисциплины используются курсы «История России» и «Этнография». Знания, полученные в ходе изучения курса «История и культура Урала», могут быть использованы при освоении курсов «Регионоведение», «Основы экскурсионной деятельности», различных спецкурсов, тематически связанных с историей и культурой Урала.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В ходе изучения данной дисциплины студенты должны усвоить основные социально-экономические, административно-территориальные, национальные, конфессиональные характеристики Уральского региона на различных этапах его развития; получить представление об основных явлениях культурного процесса на Урале в исторической динамике. Приобретаемые умения и навыки: прочтение географических карт и схем, заполнение контурных карт, характеристика визуального ряда, самостоятельная работа с литературой и источниками, написание рефератов.

II. Содержание курса

1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

Часть I «История и культура Урала с древнейших времен до середины XIX в.» (семестр 4)

Введение

Концепция, цели и задачи курса. Географическое положение Уральского региона. Понятие «Урал»: историческое измерение. Происхождение топонима «Урал».

Древнейшее прошлое. Этническая карта древнего Урала

Каменный век. Палеолит. Начало и пути заселения края. Самые ранние археологические памятники: Большой Глухой грот, Ельники-2, Богдановка. Природные условия – резкие климатические колебания. Животный мир – «мамонтовая» фауна. Занятия первых обитателей Урала. Источники сырья и приемы обработки камня . Древнейшее пещерное искусство: Капова и Игнатиевская пещеры. Основные сюжеты древней живописи. Гипотезы о предназначении этих пещер.

Мезолит. Разнообразие археологических памятников. Резкие климатические изменения. Животный мир. Адаптация человека к новым условиям: оснащение новыми видами орудий, строительство жилищ из дерева, освоение рыболовства и разных приемов охоты. Усложнение методов обработки камня, новые виды орудий. Уникальные находки на Шигирском, Горбуновском и Кокшаровском торфяниках. Антропоморфные изображения и их научная интерпретация с помощью этнографических знаний.

Вклад уральских ученых в развитие новых отраслей промышленности. Развитие академической науки на Урале: Уральский научный центр и Уральское отделение Российской академии наук. Возникновение и развитие научных школ. Выдающиеся ученые Урала: , и др. Вклад -Ресовского в развитие радиобиологии на Урале.

Развитие культуры Урала во второй половине ХХ в.

«Хрущевская оттепель» и оживление культурных процессов. Создание региональных журналов «Урал» и «Уральский следопыт». Разработка в литературе темы труда как наиболее характерной для специфики края. Усиление звучания нравственных проблем в произведениях уральских писателей (Н. Никонов, В. Потанин). Лиризм и гражданственность уральской поэзии. Творчество детских писателей.

Художники-шестидесятники: , и др. Организация художественных выставок. Творчество Э. Неизвестного. Появление параллельно с официально признанным искусством андеграунда. Содержательные и формальные поиски в искусстве в постперестроечный период. Современное изобразительное искусство.

Диктат стройиндустрии и жесткой экономии в архитектуре. Типовая массовая застройка. Борьба за сохранение исторических памятников. Открытие архитектурно-этнографических музеев. Создание предпосылок для возрождения и развития отечественного зодчества.

Музыка, театр, кинематография.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

· Ознакомление с экспозициями Свердловского областного краеведческого музея («Шигирская кладовая», «Урал в годы Великой Отечественной войны), музея -Сибиряка, музея «Невьянская икона».

· Посещение выставок современных уральских художников и оценка их творчества

· Подготовить творческий проект «Моя семья в судьбе Урала» (семестр 5)

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Вопросы для зачета (семестр 4)

1. Географическое положение Уральского региона. Понятие «Урал»: историческое измерение.

2. Заселение Урала в древности.

3. Этногенез населения Урала до проникновения русских.

4. Продвижение русских на Урал. Вхождение Уральского региона в состав Российского государства.

5. Поход Ермака. Дискуссионные проблемы.

6. Земледельческое развитие на Урале в XVII в. Особенности феодальных отношений.

7. Возникновение и развитие городов на Урале в XVI – XVII в. Торговля.

8. Церковь и освоение Урала.

9. Административно-территориальное устройство Урала в XVII в. Политика в отношении коренного населения.

10. Формирование и развитие Уральского горнозаводского района в XVIII – первой половине XIX вв.

11. Административно-территориальные изменения на Урале в XVIII - первой половине XIX вв.

12. Сельское хозяйство и негорнозаводская промышленность Урала в XVIII - первой половине XIX вв.

13. Социальные отношения и конфликты на Урале в XVIII в. - первой половине XIX вв.

14. Строгановская вотчина как «культурное гнездо».

15. Фольклор. Зарождение литературной жизни на Урале в XVII – XVIII вв.

16. Развитие образования, науки и техники на Урале в XVIII в.

17. Прикладное искусство Урала XVII - первая половина X IX вв.

18. Архитектура Урала XVII - XVIII вв.

19. Развитие образования, науки и техники на Урале в первой половине XIX в.

20. Архитектура Урала первой половины XIX в.

Вопросы для экзамена (семестр 5)

1. Социально-экономическое развитие Урала в пореформенный период

2. Развитие культуры и науки Урала во второй половине XIX – начале XX вв.

3. Социально-экономическое развитие Урала на рубеже XIX – XX вв.

4. Урал в годы революции 1917 г. и гражданской войны.

5. Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.)

6. Общественно- политическое развитие Урала в 20–30 гг. ХХ в. Политика советского государства в отношении церкви.

7. Архитектура Урала второй половины XIX в.

8. Архитектура Урала конца XIX – начала ХХ вв.

9. Музыкальная культура Урала. Театральная жизнь начала ХХ в.

10. Архитектура и строительство на Урале в советский период.

11. Борьба за всеобщую грамотность населения. Создание советской системы образования.

12. Достижения в области науки в советский период (довоенный период).

13. Литературная жизнь Урала в 1920- начале 40-х гг.

14. Урал в годы Великой Отечественной войны.

15. Экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в. (промышленность, сельское хозяйство)

16. Общественная и политическая жизнь на Урале во второй половине ХХ в.

17. Образование и наука во второй половине ХХ в.

18. Литературная жизнь Урала в во второй половине ХХ в.

19. Развитие изобразительного и монументального искусства в довоенный период.

20. Развитие изобразительного и монументального искусства в послевоенный период.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование

разделов и тем

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

в том числе

Введение

Древнейшее прошлое. Этническая карта древнего Урала.

Колонизация Урала русскими (конец XI – XVI вв.)

Урал в составе Московского государства (XVII в.)

Формирование и развитие Уральского горнозаводского района в XVIII – первой половине XIX вв.

Административно-территориальные изменения на Урале в XVIII - первой половине XIX вв.

Сельское хозяйство и негорнозаводская промышленность Урала в XVIII - первой половине XIX вв.

Социальные отношения и конфликты на Урале в XVIII в. - первой половине XIX вв.

Социокультурные процессы на Урале в XVII - XVIII вв.

Социокультурные процессы на Урале в первой половине XIX в.

Часть 2 (семестр 5)

Социально-экономическое развитие Урала в пореформенный период.

Развитие культуры и науки Урала во второй половине XIX – начале XX вв.

Революционные события 1917 г. и гражданская война на Урале

Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.)

Культурное строительство в 20-30-ые гг. ХХ в.

Урал в годы Великой Отечественной войны

Социально-экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в.

Общественно-политическая жизнь Урала во второй половине ХХ в.

Образование и наука во второй половине ХХ в.

Развитие культуры Урала во второй половине ХХ в.

IV. Форма итогового контроля

Семестр 4 – зачет

Семестр 5 - экзамен

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная:

1. , Бугров Урала с древнейших времен до середины XIX в. Учебное пособие. Екатеринбург, 2002.

2. История Урала с древнейших времен до конца XIX в. Кн. 1. Под ред. . Екатеринбург, 1998.

3. История Урала ХХ в. Кн. 2. Под ред. . Екатеринбург, 1998.

4. История Урала с древнейших времен до 1861 г. М.: Наука, 1989.

5. История Урала в период капитализма. М.: Наука, 1990.

6. Урал в панораме ХХ века. Екатеринбург: СВ-96, 2000.

7. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1-е изд.1998; 2-е изд. 2000.

8. Литература Урала. Очерки и портреты. Екатеринбург, 1998.

9. Каптиков Урала (XVII – первая половина XIX в.)/ Очерки истории Урала. Вып.5. Екатеринбург, 1997.

10. , Редин Урала с древнейших времен до конца XVIII в. Екатеринбург, 1996.

Дополнительная:

Покровский и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991.

Андрущенко война 1773 - 1775 гг. на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири. М., 1969.

Анимица Среднего Урала. Изд. 2-е. Свердловск, 1983.

Апкаримова корпорации в городах Урала (конец ХIХ – начало ХХ в.). Екатеринбург, 2004.

Байдин буржуазии в среде государственного крестьянства Среднего Урала во второй половине XVIII в.// Крестьянство Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1988.

Беляев старого Урала: Библиогр. справочник. Екатеринбург, 1996.

Благотворительность на Урале: парадоксы времен: Науч.-публиц. изд./ , -Екатеринбург: "СВ-96", 2003.

Верхотурский край в истории России. Екатеринбург, 1997.

Введенский Строгановых в XVI - XVII вв. М., 1962.

Власова крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в XVII - XVIII в. М., 1984.

Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1991.

Геннин уральских и сибирских заводов. М., 1937.

Геннин В. Уральская переписка с Петром I и Екатериной I. Екатеринбург, 1995.

Главацкая власть и коренное население Урала и Зауралья в XVII в. // Ежегодник научно-исследовательского института русской культуры УрГУ. 1994. Екатеринбург, 1995.

Побережников аграрного окружения в заводское производство (Урал и Западная Сибирь XVIII - первой половины XIX вв.). Екатеринбург, 1995.

Голикова жизнь горнозаводского населения дореволюционного Урала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России.-2003.-№ 2. - С. 20-29.

Голикова поселки - особый тип уральских поселений XVIII - начала XX в. // Документ. Архив. История. Современность. Вып.3. Екатеринбург, 2003. С.66-82.

Демидовский временник. Кн.1. Екатеринбург, 1994.

Дергачева - Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965.

Деревня и город в эпоху феодализма: проблема взаимодействия. Сб. науч. статей. Свердловск, 1986.

Екатеринбург: Листая страницы столетий (). Редкол.: (гл. ред.) и др.- Екатеринбург: ИД "Сократ", 2003

Побережников административно-территориального устройства восточных регионов России (XVIII-XX вв.). Екатеринбург: Издательство АМБ, 2003

Иофа Урала. М., 1951. Ч.1: Феодальный период.

История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 1 – 3.

Исследования и исследователи Оренбургского края XVIII - начало XX вв. Свердловск, 1983.

Кафенгауз хозяйства Демидовых в XVIII - XIX вв. М.; Л., 1949. Т.1.

Книга в культуре Урала XVI - XIX вв. Сб. науч. тр. Свердловск, 1991.

Книги старого Урала. Свердловск, 1989.

Козлов науки и техники на Урале XVIII - начало XX века.: Библиографический справочник. Свердловск, 1981.

Кондрашенков Зауралья в XVII - XVIII вв. Ч.1. : Заселение территории русскими. Челябинск, 1966.

Кондрашенков Зауралья в XVII - XVIII вв. Ч.2.: Экономика и положение крестьян. Челябинск, 1969.

Кондрашенков истории крестьянских восстаний в Зауралье в XVIII в. Курган, 1962.

В провинциальном Екатеринбурге (гг.). Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. (Очерки истории Урала; Вып. 22)

Крестьянство Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1988.

Кривоногов труд в горнозаводской промышленности Урала в XVIII в. Свердловск, 1959.

Кузеев Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенез, взгляд на историю. М., 1992.

Культура и быт дореволюционного Урала. Сб. науч. тр. Свердловск, 1989

Культовые памятники горно-лесного Урала / Коллектив авторов. Екатеринбург: УрО РАН. 2004.

Курлаев рудных месторождений Урала и Сибири в XVII веке: у истоков российской промышленной политики. М., 2005.

Лотарева -заводы России, XVIII - первая половина XIX в. Екатеринбург, 1993.

Металлургические заводы и крестьянство. Екатеринбург, 1992.

Миненко народов Урала (к оценке методов и результатов)// Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Материалы Международной научно-практической конференции 1996 г. Т.1. Пермь, 1997. С.18 – 38.

Миненко русских крестьян Зауралья, XVIII - первая половина XIX в. М., 1991.

Миронов рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Л., 1981.

На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии североуральского крестьянства XVIII - XX вв. М., 1989.

Народная культура Урала эпохи феодализма. Сб. науч. тр. Свердловск, 1990.

Неклюдов заводчики в первой половине XIX века: владельцы и владения. Нижний Тагил, 2004.

Никитин люди в Западной Сибири XVII века. Новосибирск, 1988.

Оборин и освоение Урала в конце XI - начале XVII вв. Иркутск, 1990.

От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI - XVIII веков. Екатеринбург, 1994.

Очерки истории культуры и быта старого Невьянска. Люди, памятники, документы / Под ред. . Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.

Очерки истории Урала.. Вып. 2.: Древность Урала. Екатеринбург, 1996; Вып. 3.: Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1997.

Павленко металлургии в России XVIII в.: заводы и заводовладельцы. М., 1962.

Павловский искусство Урала. Свердловск, 1953.

Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Свердловск, 1991. Т.1; 1993. Т.2.

Парфентьева (Строгановская) школа в русской музыке XVI - XVII веков. Челябинск, 1993.

Пермская деревянная скульптура: Искусство Прикамья. Пермь, 1985.

Пихоя -политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII - XVIII вв.). Свердловск, 1987.

Побережников общинной организации в крестьянских выступлениях на Урале в середине XVIII в.// Государственные крестьяне Урала в эпоху феодализма. Екатеринбург, 1992.

Положение и борьба трудящихся Урала XVIII - начала XX вв. Свердловск, 1987.

Предания и легенды Урала. Сост. Кругляшова, 1991.

Преображенский и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII вв. М., 1972.

Преображенский итоги и спорные вопросы изучения начала присоединения Сибири к России // История СССР. 1984. № 1.

Рахматуллин итоги изучения Крестьянской войны в России 1773 - 1775 гг. // Вопросы истории. 1956. № 11.

Рукосуев и платина Урала: история добычи в конце Х1Х-начале XX веков. - Екатеринбург. 2004.

Главацкий уральской науки. Свердловск, 1981.

Рукосуев золотопромышленная компания, гг. Изд. 2-е.- Екатеринбург. 2004.

Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII – начале XX века / , - М.: Наука, 2003.

Скрынников экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982.

Смирнов крестьяне Урала в XVIII - начале XIX вв. Челябинск, 1993.

Терехов великой идеи. Технические специалисты в период сталинской модернизации. Екатеринбург, 2003.

Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII - XIX вв. Екатеринбург, 1996.

Урал в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции. Ч.1. Екатеринбург, 1998.

Уральский исторический вестник. Культура провинциальной России. № 2. Екатеринбург, 1995.

Устюгов промышленность Соли Камской в XVII в.: К вопросу о генезисе капиталистических отношений в русской промышленности. М., 1957.

62. Чагин в Перми Великой в XV – XVII вв.// История церкви: изучение и преподавание. Материалы науч. конференции, посвященной 2000-летию христианства. Екатеринбург, 1999.

Чагин Русь и Пермские земли в XI -- XV вв.//Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. Сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2000.

Чагин история Среднего Урала в конце XV - первой половине XIX века. Пермь, 1995.

Черкасова борьба на заводах Урала в первой половине XVIII века. Пермь, 1980.

Черкасова и работные люди Урала в XVIII в. М., 1985.

Черноухов медеплавильной промышленности России. XVII - XIX вв. Свердловск, 1988.

Шакинко башня. Свердловск, 1989.

К истории возникновения в конце XVI в. первых русских городов и острогов на восточных склонах Урала. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997.

Шашков Борисов сын Лепихин (из истории уральского старообрядчества конца XVII в.).// Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989.

Шашков самосожжения на Урале и в Сибири в XVII - начале XVIII вв. // Сургут, Сибирь, Россия. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 400-летию г. Сургута: Докл. и сообщ. Екатеринбург, 1995.

Шунков по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII вв. М.; Л., 1946.

Юхт деятельность в 20-х - начале 30-х гг. XVIII в. М., 1985.

VI. Ресурсное обеспечение

· Лаборатория археографических исследований УрГУ

· Музей археологии УрГУ

· Карты и схемы

· Фотографии памятников архитектуры, предметов искусства, археологических находок

Предварительный просмотр:

«Национальная культура народов Южного Урала» (из опыта работы).

Участники:

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

  • Здоровье;
  • Социализация;
  • Труд;
  • Безопасность;
  • Познание;
  • Коммуникация;
  • Чтение художественной литературы;
  • Музыка
  • Театрально-художественное творчество;

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». (Э.К. Суслова.)

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, дошкольники и их родители должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш Дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала.

Практическая значимость для ДОУ:

  • Пополнение уголков для театрализации и других групповых зон - предметами быта, национальной одежды народов Южного Урала;
  • Пополнение детского репертуара фольклорными произведениями народов Южного Урала.
  • Пополнение картотеки подвижных игр - играми народов Южного Урала (русских, татар, башкир);
  • Размещение материалов на сайт детского сада;
  • Пополнение фонотеки, методической копилки в МДОУ – новым фольклорным материалом.

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи:

  • Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
  • Познакомить с музыкальными инструментами народов Южного Урала.
  • Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

Идея: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.

Замысел: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. Вместе с воспитателями и родителями пополнялось:

Оборудование национальных уголков в группах;

Музей национальной культуры;

Методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса.

Дидактического материала

Игротеки игр разных народов

Сюжетно-ролевые игры

Дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

  • - устное народное творчество;
  • - художественная литература;
  • - музыкальное народное творчество;
  • - декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • - народные праздники, обряды, традиции;
  • - игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • - этнические мини-музеи.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Д еятельность осуществлялась в соответствии с тематическим планированием по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. и программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики « Наш дом Южный Урал» .Помимо оказания методической музыкально-педагогической поддержки воспитателям, было решено активно привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада и осуществлению проектной деятельности. Родители с большим энтузиазмом приняли участие в пошиве и дальнейшем представлении национальных костюмов: «Праздник – дефиле русского костюма» и « Презентация национального костюма « народов Южного Урала»(2014г.) Родители не только с удовольствием разучивали с детьми национальные песни и танцы, но и сами приняли участие в презентации костюма. На празднике царила гармония народной музыки, народных традиций, красота и самобытность костюмов.

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ. В ознакомлении с фольклором и обычаями народов Южного Урала с воспитателями были обговорены цели и задачи; обоснована актуальность темы, мотивация её выбора; были предложены совместные форматы - тематические занятия; « встречи» с национальными героями; экскурсии; выставки; праздники; досуги; фестивали; презентации; конкурсы. Для этого были проведены индивидуальные и групповые консультации; рекомендована литература; предложены пособия и атрибуты.

Разнообразней и колоритней, с использованием национальных костюмов, фольклора и обычаев,прошли календарные праздники «Осенины», «Весенняя ярмарка»; народные гуляния « Масленница », «Сабантуй», патриотические праздники-«День народного единства», «День России»; «Фестиваль русского костюма» , «Фестиваль костюмов народов Южного Урала»; «Праздник стихов»(чтение стихов на русском,татарском, башкирском и казахском языках); «Праздник сказки» (принимали участие все возрастные группы МДОУ), «Праздник игр народов Южного Урала», концерты фольклорной музыки.

Кульминацией всей работы в этом направлении является выступление национального ансамбля детей МДОУ на городских фестивалях «Звёздочки Магнитки » и «Я, ты, он, она-вместе целая страна».

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к национальной культуре народов Южного Урала:

· Работа по приобщению детей к национальной культуре проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

· Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

Основные направления в работе:

Игровая деятельность

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.

Социально – нравственное воспитание

Изучение традиций народов Южного Урала.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором русских, татар, башкир (песни, потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

Формирование представление о том, что такое Южный Урал», какие люди живут на этой земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Художественная литература

Знакомство с поэзией народов Урала. Чтение сказок разных народов.

Изобразительная деятельность

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Музыка

Народные праздники.

Изучение народных песен, песен патриотического воспитания.

Изучение народных игр, развлечений.

Разучивание народных танцев.

Ожидаемые результаты:

Для детей: - Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала. –

  • Развитие у детей интереса к русским, башкирским, татарским народным играм,песням, танцам, сказкам.

Для педагогов:

  • Презентация подвижных игр народов Южного Урала;
  • Фонотека музыки народов Южного Урала.

Для родителей:

Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

Подведение итогов по реализации проекта:

Работа над темой «Национальная культура народов Южного Урала» не закончена. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Южного Урала, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.

Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

5. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».Мн., 2004.

7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: 9. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

10.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н, Е, Вераксы; Т,С, Комаровой;М.А.Васильевой. Москва Мозаика –синтез 2012 г.

Начало формы