Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Скульптуры здесь в натуральную величину. «Похищение Елены», Хуан де ла Корте, Прадо

Елена - в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей , Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая - Агамемноном, царем Микен.

Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис , которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно самой популярной версии мифа, Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, то в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение - о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опиралался греческий драматург Еврипид в трагедии "Елена", а из писателей нового времени, например, Генри Райдер Хаггард и Эндрю Лэнг в романе "Мечта мира ".

Прибыв в Трою, Елена своей красотой покорила сердца троянцев. Вскоре в Трою прибывают Менелай и Одиссей, чтобы вернуть Елену мирным путем, однако троянцы отказываются выдать Елену и начинается война, длившаяся 10 лет.

Pierre Delrome. Гектор , Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой

В "Илиаде" Гомера Елена тяготится своим положением, т.к. чары Афродиты, вызвавшие любовь к Парису, уже развеялись. В 4-й песне "Одиссеи" Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город:

Снадобье бросив в вино и вино разнести приказавши,
Так начала говорить Елена, рожденная Зевсом:
235 "Царь Менелай Атреид, питомец Зевеса, и все вы,
Дети отважных мужей! По желанию Зевс посылает
Людям и зло и добро, ибо все для Кронида возможно.
Сидя тут в зале высоком, пируйте в весельи, беседой
Тешьтесь, а я рассказать подходящее вам бы хотела.
240 Подвигов всех Одиссея, в страданиях твердого духом,
Ни рассказать не смогу я, ни их перечислить подробно.
Но расскажу, на какое деянье дерзнул он бесстрашно
В дальнем троянском краю, где так вы, ахейцы, страдали.
Сам себе страшно позорнейшим способом тело избивши,
245 Рубищем жалким, подобно невольнику, плечи одевши,
В широкоуличный город враждебных мужей он пробрался.
Так себя скрывши, совсем он другому был мужу подобен -
Нищему, как никогда его возле судов не видали.
Образ принявши его, он прошел в Илион, подозрений
250 Не возбудивши ни в ком. Только я его сразу узнала,
Спрашивать стала, но он от ответов хитро уклонился.
Только тогда, как его я обмыла и маслом натерла,
Платьем одела и клятвой великой ему поклялася,
Что лишь тогда Одиссея троянцам я выдам, когда он
255 В стан уж вернется к себе, к ахейским судам быстролетным, -
Только тогда мне раскрыл он весь замысел хитрый ахейцев.
В городе много троянцев избив длиннолезвенной медью,
Он возвратился к ахейцам, принесши им знанье о многом.
Громко другие троянки рыдали. Но радостью полно
260 Было сердце мое: уж давно я рвалася уехать
Снова домой и скорбела о том ослепленьи, какое
Мне Афродита послала, уведши меня из отчизны,
Бросить заставив и дочку, и брачную спальню, и мужа,
Могшего духом и видом своим потягаться со всяким".

Также во время осады Трои Елена помогает Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую богини Афины.

Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

В египетской версии мифа Менелай прибывает с призраком Елены в Египет, чтобы найти настоящую Елену. Призрак Елены возносится на небо, а истинная Елена возвращается к Менелаю.
После смерти Елена была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с Ахиллом (согласно одному из мифов, Елена и Ахилл встречались на Троянской равнине незадолго до смерти Ахилла). Впрочем, более правдоподобным выглядит другой миф, по которому на островах блаженных Ахилл соединился вечным союзом с Медеей. Страстная и сильная Медея гораздо более похожа на любимую когда-то Ахиллом Пентесилею , чем покорная судьбе Елена. Генри Райдер Хаггард, опираясь на сведения о встрече Одиссея и Елены в Трое, в романе "Мечта мира " навеки связывает судьбу Елены с другим героем Троянской войны - Одиссеем.

Елена - в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей , Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая - Агамемноном, царем Микен.

Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис , которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно самой популярной версии мифа, Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, то в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение — о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опиралался греческий драматург Еврипид в трагедии "Елена", а из писателей нового времени, например, Генри Райдер Хаггард и Эндрю Лэнг в романе "Мечта мира ".

Прибыв в Трою, Елена своей красотой покорила сердца троянцев. Вскоре в Трою прибывают Менелай и Одиссей, чтобы вернуть Елену мирным путем, однако троянцы отказываются выдать Елену и начинается война, длившаяся 10 лет.

Pierre Delrome. Гектор , Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой

В "Илиаде" Гомера Елена тяготится своим положением, т.к. чары Афродиты, вызвавшие любовь к Парису, уже развеялись. В 4-й песне "Одиссеи" Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город:

Снадобье бросив в вино и вино разнести приказавши,
Так начала говорить Елена, рожденная Зевсом:
235 "Царь Менелай Атреид, питомец Зевеса, и все вы,
Дети отважных мужей! По желанию Зевс посылает
Людям и зло и добро, ибо все для Кронида возможно.
Сидя тут в зале высоком, пируйте в весельи, беседой
Тешьтесь, а я рассказать подходящее вам бы хотела.
240 Подвигов всех Одиссея, в страданиях твердого духом,
Ни рассказать не смогу я, ни их перечислить подробно.
Но расскажу, на какое деянье дерзнул он бесстрашно
В дальнем троянском краю, где так вы, ахейцы, страдали.
Сам себе страшно позорнейшим способом тело избивши,
245 Рубищем жалким, подобно невольнику, плечи одевши,
В широкоуличный город враждебных мужей он пробрался.
Так себя скрывши, совсем он другому был мужу подобен -
Нищему, как никогда его возле судов не видали.
Образ принявши его, он прошел в Илион, подозрений
250 Не возбудивши ни в ком. Только я его сразу узнала,
Спрашивать стала, но он от ответов хитро уклонился.
Только тогда, как его я обмыла и маслом натерла,
Платьем одела и клятвой великой ему поклялася,
Что лишь тогда Одиссея троянцам я выдам, когда он
255 В стан уж вернется к себе, к ахейским судам быстролетным, -
Только тогда мне раскрыл он весь замысел хитрый ахейцев.
В городе много троянцев избив длиннолезвенной медью,
Он возвратился к ахейцам, принесши им знанье о многом.
Громко другие троянки рыдали. Но радостью полно
260 Было сердце мое: уж давно я рвалася уехать
Снова домой и скорбела о том ослепленьи, какое
Мне Афродита послала, уведши меня из отчизны,
Бросить заставив и дочку, и брачную спальню, и мужа,
Могшего духом и видом своим потягаться со всяким".

Также во время осады Трои Елена помогает Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую богини Афины.

Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

В египетской версии мифа Менелай прибывает с призраком Елены в Египет, чтобы найти настоящую Елену. Призрак Елены возносится на небо, а истинная Елена возвращается к Менелаю.
После смерти Елена была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с Ахиллом (согласно одному из мифов, Елена и Ахилл встречались на Троянской равнине незадолго до смерти Ахилла). Впрочем, более правдоподобным выглядит другой миф, по которому на островах блаженных Ахилл соединился вечным союзом с Медеей. Страстная и сильная Медея гораздо более похожа на любимую когда-то Ахиллом Пентесилею , чем покорная судьбе Елена. Генри Райдер Хаггард, опираясь на сведения о встрече Одиссея и Елены в Трое, в романе "Мечта мира " навеки связывает судьбу Елены с другим героем Троянской войны - Одиссеем.



Бюст "Елена Троянская


"1812 г., Венеция, палаццо Альбрицци).



«К бюсту Елены, изваянному Кановой»



В своем чудесном мраморе светла,

Она превыше грешных сил земли -

Того природа сделать не могла,

Что Красота с Кановою смогли!

Ее постичь уму не суждено,

Искусство барда перед ней мертво!

Бессмертие приданым ей дано -

Она - Елена сердца твоего!

Перевод - А. М. Арго






Автопортрет (1792)


Антонио Канова (Canova) - самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, родился 1 ноября 1757 года.

Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию.




Имея всего 16 лет от роду, Канова исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу: "Дедал и Икар".



Дедал и Икар



Орфей и Эвредика.


Cкульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 г. навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.


Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — "Тесей и Минотавр" (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.



Тесей и Минотавр.


Папа Пий VII, в 1880 г., сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его, в 1802 г., в Париж, для приготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ.


После падения Наполеона, в 1815 г., Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д"Искиа.




Амур и Психея.


При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности.





Фрагмент. Амур и Психея.






Паолина Боргезе, изображенная в облике Венеры



Фрагмент.



Геба. Эрмитаж.



Геракл убивает Лика




Наяда


Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 г.


Так получилось,что у Кановы Два надгробия.Одно из них находится в Венеции в церкви Санта Мария Дель Фрари.




Но здесь нет могилы Кановы.Она находится в его родном городе Посаньо.


Мне хотелось бы вас поближе познакомить с этим прекрасным местом.


ПОСАНЬО -это небольшой городок на севере Италии в предгорьях Альп.




По проекту Кановы здесь была построена церковь,где и находится его могила.







Рядом с церковью высажена оливковая роща.


Здесь бережно хранятся все знаменитые реликвии великого скульптора.


Заслуга Кановы заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности, он первый из всех пытался вернуть её к принципам и формам античного искусства; но ему все таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества рельефе, сохраняющем ещё характер предшествовавших работ подобного рода.


Мне хотелось бы вам побольше рассказать о местечке Посаньо,где Канова родился и вырос,где сохранился его дом и большая мастерская.Ещё при жизни он создал здесь музей,а также выделил личные средства на строительство церкви.


Прежде всего посмотрим церковь.Она стоит на возвышенности в предгорьях Альп,оттуда открывается прекрасный вид.




Сама церковь-купольная,что совсем не характерно для католических храмов.Очень похоже на Римский пантеон.




Внутри церковь отделана цветным мрамором.Смотрится очень нарядно и богато.




Главный алтарь.




Церковь расчитана на большое количество людей.Вид на главный алтарь.




Очень красиво смотрится купол.




Могила Антонио Кановы.




Вид вблизи.


А теперь посмотрим его родной дом и Гипсотеку,где собраны лучшие его работы в гипсе и мраморе.




Дом -музей Кановы.




Внутренний дворик.




Небольшой сад.




В саду сохранилась очень интересная скульптура.




Но главная досто примечательность-это конечно ГИПСОТЕКА




Скульптуры здесь в натуральную величину.





Одна из самых известных-это Паолина Боргезе.Эта работа из гипса,а оригинал находится


В Риме.Галерея Боргезе.




Гипсовая скульптура Три грации.




Оригинал Три грации находится в Эрмитаже.


Канова воплотил свои представления о красоте в образах граций - античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций.

Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Подруги стоят около жертвенника, на который возложены три венка цветов и гирлянда, символизирующие их нежные узы.


Группа пользовалась большим успехом у современников Кановы и настолько воплощала их идеал красоты, что о ней говорили: "Она прекраснее, чем сама красота".




Геракл убивает Лика,гипс.

Скульптурная группа Антонио Кановы, 1816 г. оригинал

Галерея современного искусства, Рим.




Кающаяся Магдалина.




Муза.


Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчастисентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем.Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а ещё лучше - надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством.




Амур и Психея.Оригинал в Лувре.





Ге ба.



Персей с головой медузы



Фрагмент


"Амур и Психея 1793 фрагмент


"Амур и Психея" 1802



Танцовщица.Эрмитаж.


ИНТЕРЕСНА СУДЬБА ЭТОЙ СКУЛЬПТУРЫ.


Канова работал над «Танцовщицей» с 1806 по 1812 год - она предназначалась для французской императрицы Жозефины Богарне, которая помимо этой скульптуры заказала Канове статуи «Геба», «Парис», «Амур и Психея», «Три грации». Один из французских знатоков искусства того времени Катрмер де Кенси писал Канове о сенсационном успехе этой скульптуры на выставке в Париже в Галерее дворца Мальмезон (в ноябре 1812 года):


«Я видел вашу Танцовщицу... после нее все статуи кажутся мраморными ». После смерти Жозефины в 1814 году «Танцовщица» перешла по наследству ее сыну Евгению Богарне, который увез ее в Баварию, где она находилась в Мюнхене во дворце герцога Лейхтенбергского. Когда сын герцога Максимилиан вступил в брак с великой княжной Марией Николаевной (дочерью Николая I), скульптура вместе с ним переехала в Россию. Как и в случае с другими известными работами Кановы, у этой «Танцовщицы» есть еще несколько авторских копий, находящихся сегодня в разных музеях мира.


Канова был и прекрасным рисовальщиком.Один из его рисунков.



Три грации.


Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты — идеализированы.


Тем не менее ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства и, в частности, авторы Большой советской энциклопедии.


***********


Здесь я помещу самые значительные его работы.Вы сможете присмотреться и оценить.



"Паолина Боргезе, как Венера" 1805

"Paolina Borghese as Venus" фрагмент




"Венера" 1811

"Бюст Наполеона" в Galleria d"Arte Moderna, Палаццо Питти 1806-22


"Гений смерти 1814


"Гений смерти 1814


"Гений смерти" 1814


"Геба" ок. 1805


"Геба" деталь


"Геба" деталь

"Амур и Психея" 1793

"Амур и Психея 1793 фрагмент

"Амур и Психея" 1802

Деталь "Амур и Психея" 1802



Амур и Психея

"Амур и Психея"

"Бюст Пия VII" 1806

Современные девушки могут только мечтать о признании, которым пользовалась Елена Троянская. Красота этой женщины покоряла сердца легендарных героев, провоцируя на рискованные поступки, и делала ее предметом зависти окружающих, превращая жизнь царицы в бесконечную погоню.

Елена Троянская – кто это?

Славу прекраснейшей женщины приписывают дочери царя Спарты Тиндарея. Правда, по преданиям реальное отцовство принадлежит любвеобильному – правителю Олимпа. Греческая Елена Прекрасная с детства удивляла своей внешностью, поэтому недостатка в женихах не было. Отец никак не мог выбрать достойнейшего и после долгих раздумий решил разрешить дочери сделать выбор самой. В результате она вышла замуж за Менелай, ставшего следующим царем Спарты.

Как выглядела Елена Троянская?

Легенды рассказывают об удивительной красоте этой женщины, но внешность Елены Троянской подробно они не описывают. Даже Гомер в Илиаде не размышляет о ее глубоких глазах или тонкости стана. Только в третьей главе говорится, что лицом она похожа на вечноживущих богинь. В других документах указывается на превосходную форму груди, которая была взята за образец при изготовлении чаш для храма Афродиты.

Отсутствие конкретики дает огромное поле для фантазии, чем и пользовались все желающие воспроизвести ее облик. Тинторетто изображает ее пышнотелой светловолосой дамой, у Россетти царица Елена Троянская стройная белокурая женщина, а Сэндис увидел ее рыжеволосой толстушкой. Сошлись художники в одном – волосы Елены были волнистыми. В кинофильмах легендарная красавица тоже обладает светлыми волосами, только в «Троянках» она носит черную шевелюру.

Где родилась Елена Прекрасная?

Кроме официальной, скучной версии появления чудесной девочки, есть еще 3 варианта, изложенные в легендах. Предположения разные, сходятся они только в определении места рождения – Елена коренная жительница Спарты.

  1. Еврепид утверждал, что она третья дочь Леды, которая забеременела от Зевса. Этим и объясняется удивительная красота девочки.
  2. Птолемей также не отрицал божественного участия в зачатии, но на этот раз мать Елены Прекрасной Леда пала под чарами Гелиоса.
  3. Самый интересный рассказ говорит, что Елена Троянская – это дочь Зевса и Немесиды, причем громовержец соблазнил богиню, находясь в образе лебедя. Результатом любви стало яйцо, которое положил на колени Леды. Царица Спарты не смогла отказаться от такого подарка и признала дочь своей.

Кто похитил Елену Троянскую?

Восхитительная внешность девочки не давала покоя любому, кто хотя бы раз увидел ее. Для избавления от чересчур настойчивых поклонников отец приставил к ней охрану, но этого было недостаточно. Похититель Елены Прекрасной Тесей увез ее в двенадцатилетнем возрасте (по другой легенде ей было 10 лет) в Афидну, к своей матери. Когда герой отправился в очередное приключение, братья Елены вернули ее домой, отрицая все слухи о бесчестье. По другой версии она тайно родила от Тесея дочь Ифигению, которую оставила в Микенах у жены Агамемнона.

Менелай и Елена Прекрасная

Возвращение состоялось, когда Тиндарей уже готовился решить судьбу дочери. Он предоставил ей возможность выбрать мужа, но перед этим взял со всех претендентов клятву о союзничестве с будущим зятем. Вскоре была сыграна свадьба с Менелаем, и супруг Елены Прекрасной увез ее к себе. Семейное счастье продолжалось недолго, после рождения дочери Гермионы в гостях у супругов оказался красавец из Трои Парис, который и стал следующим владельцем сердца красавицы.

Елена Троянская и Парис

Миф о Елене Прекрасной рассказывает, что Парис не случайно оказался в Спарте. Он поехал туда в надежде увидеть прекраснейшую из женщин, не обращая внимание на слова своей жены-прорицательницы Эноны, которая предсказала гибель его семьи и отечества, если он отправится к спартанцам. Парис с Еленой встретились во дворце и влюбились, побег состоялся, когда Менелаю было нужно уехать на Крит для присутствия на торжественном жертвоприношении. Оскорбленный супруг созвал своих соратников (бывших претендентов на руку Елены) и отправился в погоню.

Парис бежал с поля брани, Елена Троянская обвинила его в трусости и не носила траур, когда он погиб. Вместо этого она вышла за его брата Деифоба, который вскоре был убит Менелаем. Муж хотел убить свою неверную жену, но не смог погубить такую дивную красоту, поэтому простил и вернул ее домой. После смерти мужа Елена была изгнана из Спарты его незаконными сыновьями. До совершеннолетия своих детей она правила на Родосе, а потом была задушена убийцами, подосланными вдовой Тлеполема, который погиб в Троянской войне.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

АНТИКА
Том 1

Фотоальбом

Застывшие в веках

«Похищение Прозерпины», Джованни Лоренцо Бернини, галерея Боргезе (Рим)

«Похищение Прозерпины», фрагмент. Джованни Лоренцо Бернини, галерея Боргезе (Рим)

«Артемида», автор неизвестен

«Афродита Kнидская» (реконструкция), Пракситель

«Афродита», Антонио Канова, Эрмитаж

«Афродита», фрагмент. Пракситель
«Афродита», Пракситель

«Афродита», неизвестный скульптор, Эрмитаж

«Давид», Джованни Лоренцо Бернини, галерея Боргезе (Рим)

«Апполон и Дафна», Джованни Лоренцо Бернини, галерея Боргезе (Рим)

«Вакханка»

«Гектор и Андромаха», Джованни Бенцони

«Елена Троянская», Джон Гибсон

«Елена Прекрасная», Антонио Канова

«Менелай»
Елена и Ифигения в живописи

«Венера дарует Парису Елену», Гэвин Гамильтон

«Гнев Ахилла во время жертвоприношения Ифигении», Луи Давид

«Парис и Елена», Луи Давид

«Гектор, Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой»

«Клитемнестра узнает, что Ифигению принесут в жертву»

«Жертвоприношение Ифигении», Абель де Пюжоль

«Жертвоприношение Ифигении», Ян Стен, Рейксмузеум, Амстердам

«Жертвоприношение Ифигении»

«Жертвоприношение Ифигении», фреска из Помпей

«Жертвоприношение Ифигении», Шарль де Лафосс, Версаль

«Елена, узнающая Телемаха», Жан-Жак Лагрене

«Парис и Елена», Шарль Мейнье

«Афродита предлагает Елену Парису», Генри Райленд

«Похищение Елены», Гвидо Рени, Лувр

«Орест и Ифигения», Иоганн Тишбейн

«Афродита дарует Елену Парису», Ричард Уэстолл

«Ифигения», Ансельм Фейербах

«Похищение Елены», Хуан де ла Корте, Прадо

Публий Овидий Назон
ЛИРИКА

I. КНИГА ЛЮБВИ ОВИДИЯ
I. ЭЛЕГИЯ

Славить доспехи и войны сбирался я строгим размером,

Все были равны стихи. Но вдруг Купидон рассмеялся,

Он из второго стиха ловко похитил стопу.

«Кто, злой мальчик, тебе такую дал власть над стихами?

Вещий певец Пиерид, не челядинец я твой.

Кстати ль Венере хватать доспех белокурой Минервы,

Ей, белокурой, к лицу ль факела жар раздувать?

Кто похвалил бы, когда б Церера владела лесами?

А властелинкой полей дева с колчаном была б?

Нет у меня и предмета приличного легким размерам:

Отрока иль дорогой девушки в длинных кудрях».

Так роптал я. Но он, колчан растворяя немедля,

Выбрал, на горе мое, мне роковую стрелу.

Сильным коленом согнув полумесяцем лук искривленный,

Вот же, – сказал он, – воспеть можешь ты это, певец!»

Горе несчастному мне! как метки у мальчика стрелы:

Вольное сердце горит, в нем воцарилась любовь;

Шестистопным стихом начну, пятистопным окончу.

Битвам железным и их песням скажу я: прости!

Миртом прибрежным теперь укрась золотистые кудри,

Муза, и в песню вводи только одиннадцать стоп.

II. ЭЛЕГИЯ


Чтоб это значило? Все как будто жестка мне постеля,
И одеялу нигде места сыскать не могу,
Целую долгую ночь провел я в бессоннице томной,
Как ни ворочался я, больно усталым костям?
Я бы почувствовал, кажется, если б томился любовью;
Иль незаметно она в сердце вливает свой яд?
Подлинно так! Вонзились мне в сердце колючие стрелы,
И побежденную грудь злобный смущает Амур.
Что ж, уступить? Иль раздуть борьбою мгновенное пламя?
Да, уступлю. Покорясь, ношу удобней нести.
Видывал я, как вдруг от качания вспыхивал факел,
Видывал, как потухал он, не тревожим никем.
Терпят ударов волы, еще непривычные к плугу,
Больше гораздо, чем те, что покорились ярму;
Рот у строптивых коней колючими рвут удилами,
Чувствуют меньше узду те, что покорны браздам,
Злее гораздо ранит Амур душой непокорных,
Чем таких, что терпеть рабство ему поклялись.
Видишь, – себя я признал, Купидон! твоею добычей.
Руки покорные сам я воздеваю к тебе,
Нечего мне воевать, прошу пощады и мира,
Я безоружен, меня что за хвала покорить.
Волосы миртом венчай, у матери взявши голубок,
А колесницу для них вотчим тебе подарит.
В ней ты будешь стоять; под крик триумфальный народа,
Править запряжкою птиц ловкой ты будешь рукой.
Юношей пленных вослед и дев поведут за тобою;
Шествие их для тебя будет славнейший триумф,
Сам я, пленник недавний, пойду со свежею раной,
Новые цепи твои чувствуя пленной душой.
Здравый Смысл поведут, связав ему за спину руки,
Стыд, туда же и всех, кто на Амура восстал.
Все да боятся тебя. И, руки к тебе воздевая,
Голосом громким народ пусть восклицает: Триумф!
Спутники лести пойдут при тебе: заблужденье и дерзость,
(Эта толпа за тебя вечно готова стоять).
Этим-то войском своим ты людей и богов побеждаешь;
Стоит отнять у тебя только их помощь – ты наг.
Рада триумфу сыновнему, мать на высоком Олимпе
Зарукоплещет и роз станет кидать на тебя.
Ты же алмазами крылья, алмазами кудри убравши,
На золотых колесах будешь стоять золотой.
Тут, я знаю тебя, зажжешь сердец ты немало,
И мимоходом людей многих поранишь тогда.
Если бы даже хотел, унять своих стрел ты не в силах;
Жаркое пламя своей близостью жгучей палит.
Так же шествовал Вакх, покоривши пределы Гангеса,
Тиграми он управлял, правишь голубками ты.
Если часть твоего могу я составить триумфа,
Так пощади! На меня сил, победитель, не трать!
Цезарь, родственник твой, тебе да послужит примером:
Дланью победной своей он побежденных хранит.

V. ЭЛЕГИЯ


Солнце палило, и только полуденный час миновало,
Членам давая покой, я на постелю прилег.
Часть приоткрыта была, и часть закрыта у ставней,
В комнате был полусвет, тот что бывает в лесах.
Сумерки так-то сквозят вослед уходящему Фебу,
Или когда перейдет ночь, а заря не взошла.
Должно такой полусвет для застенчивой девы готовить,
В нем-то укрыться скорей робкий надеется стыд.
Вижу, Коринна идет и пояса нет на тунике,
Плечи белеют у ней под распущенной косой.
Семирамида роскошная в брачный чертог так вступала.
Или Лаиса, красой милая многим сердцам.
Я тунику сорвал, прозрачная мало мешала.
А между тем за нее дева вступила в борьбу;
Но как боролась она, как бы на желая победы,
Было легко победить ту, что себя предала.
Тут появилась она очам без всякой одежды,
Безукоризненно все тело предстало ея.
Что за плечи и что за руки тогда увидал я!
Так и хотелось пожать формы упругих грудей.
Как под умеренной грудью округло весь стан развивался!
Юность какая видна в этом роскошном бедре!
Что ж я хвалю но частям? Что видел я, было прекрасно.
Тело нагое к себе много я раз прижимал.
Кто не знает конца? Усталые, мы отдыхали,
Если бы мне довелось чаще так полдень встречать.

ФИЛЕМОН И БАВКИДА


Смолкнул на этом поток. Всех бывших тронуло чудо.
На смех поднял доверчивых только богов поноситель
И необузданный в сердце своем, Иксионом рожденный:
– «Сказки плетешь и чрезмерно богов, Ахелой, ты считаешь
Мощными, рек он, коль формы и дать и отнять они могут». -
Все изумились; никто подобных речей не одобрил:
Но Лелекс изо всех, созревший умом и годами,
Так сказал: «Безмерна власть неба и нет ей предела,
И чего пожелают небесные, то свершится.
Чтоб ты не был в сомненье, так есть, недалеко от липы,
Дуб на Фригийских холмах, обнесен небольшою стеною…
Видел то место я сам, потому что был послан Питтеем
В Пелопса землю, которой отец его правил когда-то.
Есть там болото вблизи, что некогда было селеньем,
Ныне те воды ныркам, да болотным курочкам любы.
В образе смертном явился туда Юпитер и также,
Вместе с отцом, Атлантид жезлоносец, покинувши крылья;
В тысяче целой домов они добивались ночлега:
Тысячи были домов на замке. В один их впустили.
Маленький, крытый одним камышом из болот да соломой.
Но старушка Бавкида, и ей летами под пару,
Филемон, сочетавшися в нем в дни юности, в той же
Хате состарились. Бедность они сознали, им легкой
Стала она, и ее они добродушно сносили.
Что ни делай, господ или слуг ты здесь не отыщешь:
Дом-то весь только двое, служить и приказывать те же.
Вот когда небожители бедного крова достигли,
И, головами нагнувшись, вошли через низкие двери.
Членам дать отдых старик пригласил их, придвинувши кресла,
А суровою тканью его покрыла Бавкида.
Теплую тотчас золу разгребла и разрыла вчерашний
Жар, подложила листвы с сухою корою и пламя
Старческим дуновеньем своим заставила вспыхнуть.
Мелкой лучины снесла с чердака да высохших сучьев,
И, нарубивши, придвинула их к котелку небольшому.
Листья срубила с кочна, принесенного мужем из сада,
Орошенного. Он же двурогою вилой снимает
С черной жерди затылок свиной, висящий, копченый.
От хранимой давно ветчины отрезает он малость
И отрезок спешит размягчить в клокочущей влаге.
Между тем сокращают часы разговором, мешая
Замедление чувствовать. Буковый тут же и чан был
На костыле деревянном за прочное ухо привешен.
Теплой наполнен водой, он принял члены их, грея.
Посредине была постель из мягких растений
Положена на кровать; из ивы бока в ней и ножки.
Эту покрыли ковром, которым по праздникам только
Покрывали ее, но и тем, – дешевый и старый
Был он ковер, – на кровати из ивы не след было брезгать.
Боги на ней возлегли. Подсучась, дрожащая, ставит
Старица стол; но третья в столе неравна была ножка.
Ножку сравнял черепок. Когда же приподняло крышку,
То зеленою мятой она его тотчас протерла.
Тут поставили свежих, пестрых ягод Минервы,
Также вишен осенних, в соку приготовленных жидком,
Редьки, индивия, к ним молока, сгущенного в творог,
Да яиц, что слегка лишь ворочаны в пепле не пылком.
Все в посуде из глины. Затем расписной был поставлен
Кубок того ж серебра и стакан, сработан из бука,
Внутренность в нем была желтоватым промазана воском.
Долго ли ждать; с очага появились горячие яства.
Вот убрали вино незначительной старости, чтобы
Место очистить на время вторичной чреде угощенья.
Тут орех, в перемешку тут финик морщинистый с фигой,
Сливы в корзинах и с ними душистые яблоки рядом.
Так же и гроздья, что с лоз, разукрашенных пурпуром, сняты.
Сот посреди золотой. Ко всему ж добродушные лица,
И при этом хлопот и вместе радушья немало.
Видят они между тем, что, сколько ни черпают, чаша
Все наполняется, – тотчас вино прибывает.
Чудо приводит их в страх; и, руки воздевши, взывают
И Бавкида с мольбой и сам Филемон устрашенный.
Просят прощенья за стол и скудное все угощенье.
Был единственный гусь, двора их убогого сторож,
В жертву гостящим богам заклать его старцы решили.
Он, проворен крылом, изморил удрученных годами,
Долго шнырял он от них и словно ушел под защиту
К самым богам. Его убивать запретили владыки.
– «Боги мы, сказали они, оплатят соседи
Карой заслуженной грех, но дастся вам быть непричастным
Этому злу, только вы свой кров немедля покиньте,
Да ступайте за нами и следом в гору идите
Вместе». – Послушались оба и стали, опершись на палки,
Долгий подъем проходить по дороге, взбирался к верху.
Не дошли до вершины настолько, насколько до разу
Может стрела прилететь. Оглянулись, и все увидали
Погруженным в болото, а их только кровля осталась.
Вот, покуда дивились они, о соседях жалея,
Хижина старая их, в которой двоим было тесно,
Превратилася в храм; колоннами стали подпорки,
Зажелтела солома, и крыша стоит золотая.
Двери стали резные, и мрамором землю покрыло.
Тут Сатурний сказал, обращая к ним лик благосклонный:
«Праведный старец и ты, жена достойная, ваши
Изреките желанья». С Бавкидой сказавши два слова,
Передал сам Филемон их общие мысли бессмертным:
«Быть жрецами и стражами вашего храма желаем
Мы, а так как в согласье мы прожили годы, то пусть нас
Час все тот же уносит, пускай не увижу могилы
Жениной я, И она пускай меня не хоронит».
Как просили, сбылось; покуда жизнь длилася, были
Стражами храма они. Когда ж, ослабевши от века,
Раз у священных ступеней стояли они, повествуя,
Что тут на месте сбылось, увидал Филемон, что Бавкида,
А Бавкида, что стал Филемон покрываться листвою.
Вот уж под парою лиц поднялися макушки, тут оба
Как могли, так друг другу вместе сказали: «Прощай же,
О супруг, о супруга», – и ветви закрыли им лица.
Кажет прохожим поныне еще Тиании житель
Два соседних ствола, исходящих от корня двойного.
Мне старики достоверные, не было лгать им причины,
Так рассказали. При том и сам я видел, висели
На ветвях тех венки; и, свежих повесив, сказал я:
«Кроткие милы богам, кто чтил их, сам будет в почете».

Еврипид
ЕЛЕНА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Елена , спартанская царица (I)

Слуга Менелая (III)

Тевкр , саламинский царевич

Феоноя , пророчица (III)

изгнанник (III)

Феоклимен , египетский царь, брат

Хор пленных гречанок Феонои (III)

Менелай , муж Елены (II)

Вестник , воин Феоклимена (II)

Привратница пророчицы Феонои (III)

Диоскуры Кастор и Поллукс (I)

Действие происходит в Египте, близ моря, вскоре после падения Трои. На переднем плане сцены строгая гробница покойного царя Протея; за нею стена кремля киклопической кладки, с зубцами. Ворота настежь открыты. Далее холм, на котором возвышается дворец Феоклимена; его двери заперты.

ПРОЛОГ
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Перед гробницею на ложе из листьев и ветвей Елена. Утро. Царица поднимается с ложа.


Елена


Здесь блещут Нила девственные волны;
Взамен росы небесной он поит,
Лишь снег сойдет, в Египте по низинам
Лежащие поля. При жизни здесь
Протей царил, и если Фарос домом,
То весь ему Египет царством был;
А браком царь с одной из дев пучинных,
Псамафой, сочетался, для него
Эаково покинувшею ложе.
И родила царю двоих детей
Его жена: Феоклимена-сына
И благородную Идо; дитятей
Она отрадой матери была,
А брачных лет достигши, Феоноей
Наречена, затем, что от богов
И все, что есть, и все, что будет, ей
Открыто; эту честь она приемлет
От древнего Нерея, деда…
Мне
Отечество на долю не без славы
Досталось тоже – Спарта; и Тиндар
Был мне отцом… Положим, существует
Предание, что сам отец богов
Когда-то мать мою крылами обнял,
Что, лебедем прикинувшись, на лоне
Ее он скрылся, подавая вид,
Что от орла спасается… так молвят.
Я названа Еленой, и моя
Вот горестная повесть:
Три богини,
О красоте заспоривши, пришли
В идейское ущелье к Александру.
С Кипридою была там Гера, дочь
Чистейшая Кронида с ними, – должен
Был разрешить их распрю волопас.
И вот, мою красу (коль и несчастье
Прекрасным может быть) пообещав
Для ложа Александру, побеждает
Киприда, а Парис-Идей, покинув
Пастушеский загон, стремится в Спарту,
Чтоб овладеть невестой.
Но своей
Не вынесла обиды Гера – ложе
Парисовой утехи обратила
Она в ничто, и не меня женой
Он получил, нет: призрак из эфира
Чистейшего, по моему подобью,
Был Герою для Приамида слажен,
Царевича троянского. Меня
Он обнимал, но в мыслях лишь, пустое
То было обольщенье. Зевса же
Свершалася другая воля к вящей
Беде моей: меж греков и несчастных
Фригийцев он войну зажег, чтоб мать
Освободить от населенья – Землю
Чрезмерного и чтобы лучший грек
Был славою отмечен. Битв наградой
Троянам и ахейцам он назначил
Меня… Меня? О нет! Лишь звук пустой
Носился над войсками, а меня,
Среди морщин эфирных затаив
И тучею одев, Гермес похитил
Зевс не забыл меня – и в дом Протея
Меня унес, его считая всех
Воздержнее, чтоб я осталась чистой
Для ложа Менелая.
С той поры
Я здесь живу, а муж мой злополучный,
Войска собрав, на Илион повел
И ищет там жены своей, добычу
Вернуть копьем гори. И много душ
Из-за меня на берегах погибло
Кипучего Скамандра. Претерпев
Все это зло, я остаюсь покрытой
Проклятьями, и эллины твердят,
Что я изменница, и в этой страшной
Войне виновна.
Для чего ж еще
Живу я? Слово я храню от бога
Гермеса: «В Спарту с мужем ты вернешься;
Узнает он, что не была ты в Трое,
Не застилала ложа никому».
А здесь, пока на свет Протей глядел,
За честь свою я не была в тревоге…
Лишь с той поры, как мраком он одет
Подземного селенья, сын Протея
Меня на брак склоняет. Но супругу
Я прежнему верна – и вот к могиле
Протеевой с мольбой припала: пусть
Покойный царь меня для мужа чистой,
Как раньше, сохранит; и если имя
В Элладе опорочено бесславьем
Мое – хоть тела скверна не коснется!

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Со стороны моря приходит Тевкр. Он одет как путник: на голове шляпа, в руке лук. Все внимание его привлечено дворцом, и он не видит вначале Елены.


Тевкр


Вот дивная твердыня!.. Чья она?
Для Плутоса б годилась… Стен высоких
Венец державный – грозные зубцы…

(Переводит глаза на гробницу и с ужасом отступает, увидев Елену.)


Ба… ба…
О боги! Что за вид ужасный! Образ
Проклятой той, которая меня
И Грецию сгубила…

(Обращаясь к Елене.)


Пусть бессмертным
Настолько же ты будешь ненавистна,
Насколько ты с Еленой схожа… Будь
Не на чужой земле я, ты б пернатой
Стрелы укусом искупила сладость,
Что Зевсовой подобна дщери ты.

Елена


За что же эти громы? Сам-то кто,
Несчастный, ты, и по какому праву
Вина другой проклятья мне стяжала?

Тевкр


Я виноват… я гневу уступил…
Элладе всей Елена ненавистна;
Меня ж за речи извини, жена.

Елена


Но кто же ты? Откуда в этот край?

Тевкр


Ахеец я, один из этих горьких.

Елена


Проклятиям Елене не дивлюсь;
Но кто ты? Где отчизна? Кто отец?

Тевкр


По имени я – Тевкр; отцом слывет мне
Царь Теламон, а Саламин – отчизной.

Елена


А Нил тебе, его поля зачем?

Тевкр


Из отчего предела изгнан я.


Елена


Несчастлив ты… Но кто ж тебя изгнал?


Тевкр


Заступник первый – Теламон-отец.


Елена


За что? Достойна слез судьба такая!


Тевкр


Аякса-брата смерть меня сгубила.


Елена


Но как? Ужели ты его убил?


Тевкр


Он добровольно пал на свой же меч.


Елена


Сойдя с ума?.. Здоровый не дерзнет.


Тевкр


Пелея сыном был Ахилл, слыхала?


Елена


Он сватался к Елене, говорят.


Тевкр


Убитый, он соратникам оставил
Из-за своих доспехов тяжкий спор.


Елена


Но в чем же связь беды Аякса с этим?


Тевкр


Их взял другой, – Аякс не перенес.


Елена


И на тебя несчастье это пало?


Тевкр


За то, что с ним я вместе не погиб.


Елена

(помолчав)


Ты, значит, был под славным Илионом?


Тевкр


И сам себя сгубил с его стеной.


Елена


Так Трои нет?.. Сожгли? Испепелили?


Тевкр


Не различить там даже места стен.


Елена


Елена, горе! Ты сгубила Трою!


Тевкр


А с ней и нас. Какие реки крови!..


Елена


Давно ли пал старинный Илион?


Тевкр


Семь раз с тех пор плоды с дерев снимали.


Елена


А долго ли под Троей были вы?


Тевкр


Да, много лун за десять лет сменилось…


Елена


А взяли вы… спартанскую жену?


Тевкр


Да, Менелай – за косу золотую…


Елена Державного Протея, наш властитель,
Тебя еще не видел: лов его
Со сворами надежными сманил.
Ему лишь в руки эллин попадется
Немедленно казнит. Из-за чего,
Не спрашивай, пожалуйста: молчаньем
Я связана, и пользы нет в словах.


Тевкр


Ты хорошо, жена, сказала; боги
Пусть воздадут тебе за благо благом!
Хоть видом ты похожа на Елену,
Душа иная у тебя – совсем
Иная. Та пусть сгинет, светлых вод
Еврота не увидев; а тебе
Во всем, жена, успеха я желаю.

(Уходит обратно.)

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЬ ХОРА

По уходе Тевкра Елена в грустном раздумье смотрит в сторону моря; во время следующей ее песни пятнадцать эллинских девушек, ее подруг, собираются вокруг нее.


Елена


Тягостной скорби глубоко осевшие слезы… Какое
Жалкому сердцу открылось ристалище стонов! Какая
Песня вместит вас, – вы, слезы, вы, вопли, вы, муки?


Строфа I


Девы крылатые!
Дети земли, сюда!
Сюда, о сирены, на стон
Песни надгробной, девы,
С флейтой ли Ливии
Иль со свирелью вы
Слезного дара жду
Скорби взамен моей:
Муку за муку мне,
Песню за песню мне
В сладком созвучии!
Пусть Персефона примет от нас
В темном чертоге своем
Жертву рыданий для милых,
Милых усопших.



Антистрофа I


Воды лазурные
Взоры ласкали мне,
Я же, лежа на нежной траве,
Яркие ризы сушила,
В блеске лучей золотых
Солнца развесив их
По тростникам младым.
Жалобный боли крик
Негу прервал мою:
Стоны – не лиры звук:
Нимфа-наяда так
Стонет в горах, когда Пана насилье
К браку неволит ее…
Стонут за ней и утесы,
Стонут ущелья.


Елена

(простирая руки к женщинам)


Строфа II


Ио!.. Ио!..
Добыча диких скитальцев,
Девы, девы Эллады…
Моряк навестил нас ахейский
Дар его – новые слезы:
Пал Илион, и обломки
Жаркое пламя пожрало…
Тьмы я мужей сгубила…
Их унесло Елены
Полное муки имя.
В петле вкусила Леда
Смерть за мое бесславье;
Долго носился по волнам
Муж мой – и взят пучиной;
Кастор и брат родимый
Кастора, гордость и слава
Родины нашей, – исчезли.
Нет их на конном ристанье,
Нет среди юношей стройных
На состязанъях, на бреге
Средь тростников высоких
Пышнозеленых Еврота.



Антистрофа II


Увы! Увы!
О, жребий долгого стона!
Горькому демону, видно,
В удел ты, жена, досталась
В день, когда с думою лютой
Зевс из эфирной сени
К нежной Леде в объятья
Лебедем белоснежным
И влюбленным спускался!..
Мука тебя какая,
Мука, скажи, миновала?
Чем не пытал тебя жребий?
Матери нет на свете:
Братьев уж нет под солнцем,
Радость отчизны не светит
Сердцу Елены, и ласкам
Варвара злые толки
Отдали грудь царицы.
Муж твой погиб. Афины ж
Медного дома больше
В Спарте ты не увидишь.


Елена


О, увы! Увы! Увы!
Под фригийской ли секирой
Или эллинской упала
Ель, в которой столько слез,
Столько слез троянских было?
Из нее ладью и весла
Приамид себе устроил
К очагу спартанца ехать
За моею злополучной
Красотой – для ласки брачной.
О Киприда, о царица
И обманов и убийства!
Это ты хотела смерти
Для данайцев и троян
Вот судьбы моей начало!
Зевса строгая подруга
Окрылила сына Майи
Словом воли непреложной.
И от луга, где, срывая
Со стеблей живые розы,
Наполняла я беспечно
Ими пеплос, чтоб богине
Посвятить их Меднозданной,
Неповинную Елену
По стезе Гермес эфирной
В этот грустный край уносит
Для раздора, для раздора
Меж Элладой и Приамом,
Чтоб напрасные укоры
На прибрежье Симоента
Имя резали Елены!