Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Духовно-нравственные основы современного российского казачества. Духовно-нравственные основы и культура российского казачества

Традиционная духовная культура кубанского казачества богата и сложна. Во многом обряды и обычаи связаны как с православием, так и военным образом жизни.

Особым уважением у казаков пользуются христианские праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

Пресвятая Богородица издавна считалась заступницей русской земли, а Покров Божьей Матери являлся символом ее заступничества и помощи.

Поэтому праздник Покрова у казаков считается самым главным.

Святитель Николай Чудотворец - покровитель всех странствующих - сопутствовал казакам в военных походах.

Христианство на кубанскую землю пришло вместе с Андреем Первозванным, через 40 лет после рождения Иисуса Христа. Интересен тот факт, что на Кубани праздник Рождества Христова начали отмечать на 1000 лет раньше, чем в Киеве.

Святки отмечались примерно одинаково по всей кубанской земле. В станицах и хуторах вводился запрет на работу и соблюдался довольно строго. Люди ходили друг другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Во многих станицах популярны были кулачные бои, так называемые «кулачки». На Кубани образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: «Богатырская рука однажды бьет», но и быстрота и ловкость: «То не козак, шо поборов, а той, шо вывернувся». Определяющая роль отводилась мужеству и храбрости бойцов: «Бой отвагу любит», «Назад тики раки лазят». Важное значение придавалось соблюдению правил боя: «Нэ той правей, хто сильней, а тот, хто честней». Обычно кулачные бои велись " по справедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведения схватки или провоцирование драки: «Кто драку затевает, тот чаще битым бывает».

В ходе кулачного боя казаки осваивали приемы коллективного взаимодействия по ведению боя. Эффективность такого подхода выразилась в поговорке: «Гуртом и батьку добре биты».

Один из приемов ведения кулачного боя, связанный с групповыми действиями бойцов, нашел отражение в загадке: «Стали хлопци в ряд, проходыть не велят». Отгадка - плетень. Плетень здесь ассоциируется со «стенкой» - особым построением кулачных бойцов, при котором они находятся в боевой стойке, располагаясь в одну шеренгу и став плотно друг к другу.

Следует отметить, что кулачные бои не несли особой агрессивности к сопернику. После окончания боя обычно устраивалось совместное застолье, во время которого участники обсуждали ход боя, приемы ведения схватки, характеризовали бойцов по проявленным способностям. Это способствовало уяснению отдельных моментов и разбору всего коллективного поединка. Обсуждали замеченные недостатки и тактические удачи.

Итак, после гулянья на Рождество обычно за стол усаживались всей семьей. Стол старались делать обильным, Обязательно готовилась кутья - рассыпчатая каша из пшеницы или риса с сухофруктами; под миску подстилали солому, чтобы был хороший урожай.

В рождественское утро мальчики, юноши и молодые мужчины ходили по домам и пели «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Многая лета». В некоторых станицах ходили с вертепом или делали Рождественскую звезду со вставленной внутрь свечой и так обходили дома.

Крещенским Сочельником святки заканчивались. Все садились вечерять. Хозяин выходил на крыльцо и говорил, подкидывая вверх ложку кутьи: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью йисть, да не поморозь наших телят, ягнят, жеребят». Считалось, что таким образом домашние животные будут надежно защищены от холода.

Кутья - поминальная еда - появлялась в Крещенский сочельник не случайно. Таким образом словно бы поминали уходящий, умирающий год и умерших предков. Считалось, что если в поворотные моменты года души умерших предков как следует задобрить, то они помогут в наступающем году обеспечить хороший урожай и благополучие семьи…

Чихнувший во время ужина считался счастливым, и его чем-нибудь одаривали. Затем все выходили во двор и колотили по изгороди лопатами, метлами, стреляли из ружей.

Центральным действом праздника Крещения являлось водосвятие и обряды, связанные с крещенской водой. Водосвятие происходило на реке на рассвете. На реке делали иордань: вырубали прорубь в форме креста. Здесь же устанавливали ледяной крест, который поливали красным свекольным квасом. Сюда шли с крестным ходом, святили воду.

Великое освящение воды случается только на Крещение, один раз в год. Освященная вода называется в церкви агиасмой (святочной). Святую воду хранят весь год. Как говорят православные священники, в этот день даже вода из-под крана или из какого-либо природного источника обладает одинаковым духовным действием…

На протяжении всех Святок, но особенно в ночь под Рождество, Новый год и Крещение, девушки гадали, пытаясь узнать, выйдут ли они в этом году замуж, каков будет муж, свекровь.

Крещением завершалось святочное веселье.

Широко и весело провожали зиму на Масленицу. Этот праздник был очень популярен и в станицах, и в городах, и поселках и длился всю неделю, которая в народе так и называлась - масляной. Первый день - встреча Масленицы, второй - вязание колодок, а с четверга начинались прощеные дни, заканчивающиеся прощеным Воскресеньем. В эту неделю все ходили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, сжигали чучела.

Обязательными блюдами были вареники с творогом, блины и яичница или яйца. Популярен был лапшевник. Особенно обильным был ужин в последний день Масленицы - на следующий день начинался Великий пост, который длился семь недель. Великий пост - период физического и духовного очищения перед Светлым Христовым Воскресением, перед Пасхой. На Кубани этот праздник называли «Вылык день».

Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце ликует, играет новыми красками.

Готовили праздничное угощение, жарили поросенка, пекли куличи, «паски».

Яйца красили в разные цвета: красный цвет символизировал кровь, огонь, солнце, голубой - небо, воду, зеленый - траву, растительность. В некоторых станицах наносили геометрический рисунок - писанки. А обрядовый хлеб - «паска» - был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы он был высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» являлся прекрасной иллюстрацией мифологических представлений наших предков: хлеб - древо жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо - начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и «паской». Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это был «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, людей, На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Казакам присущи щедрость, честность, бескорыстие, постоянство в дружбе, любовь к свободе, уважение к старшим, простота, гостеприимство,

Умеренность и изобретательность в быту.

Жизнь и служба в приграничной полосе протекала в постоянной опасности со стороны соседей, что вызывало необходимость быть всегда готовыми к отражению нападения неприятеля.

Поэтому казак должен быть храбр, силен, ловок, вынослив, хорошо владеть холодным и огнестрельным оружием.

Жизнь, полная опасностей вырабатывала в людях сильный характер, неустрашимость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке.

Мужчины выезжали на рыбную ловлю и полевые работы с оружием. Девушки и женщины также могли владеть огнестрельным и холодным оружием.

Поэтому нередко вся семья могла с оружием в руках защитить свой дом и имущество.

Семьи казаков были крепкие и дружные. Основу формирования морально-нравственных устоев казачьей семьи составили 10 Христовых заповедей. С малых лет детей приучали: не кради, не блуди, не убивай, не завидуй и прощай обидчиков, трудись на совесть, не обижай сирот и вдовиц, помогай бедным, заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество.

Но прежде всего крепи веру православную: ходи в церковь соблюдай посты, очищай душу свою от грехов через покаяния, молись богу единому Иисусу Христу.

Если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки.

Получаются своеобразные неписаные домашние законы:

уважительное отношение к старшим;

уважение к женщине (матери, сестре, жене);

почитание гостя.

Очень строго наряду с заповедями Господними соблюдались традиции,

обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы, поселка или хутора.

Со временем некоторые обычаи и традиции исчезли, но остались те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа и передающиеся из поколения в поколение.

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали, формировались в одно целое элементы культур южнорусских, украинских и местных народов.

ПОСЕЛЕНИЯ. ЖИЛИЩА. Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце 18 и в течение 19 вв. при освоении новых земель. Северная и северо-западная часть края заселялись в основном украинским населением. Казаки располагали свои курени на берегах степных речек, которые застраивались прямыми широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селение окружалось рвом и земляным валом.

С 1842г. курени стали называться станицами, как и в других казачьих войсках России.

Хаты строили в украинской или южнорусской традиции. Были они глинобитными или саманными с четырехскатными крышами, крытыми камышом или соломой. Почти в каждой хате имелись русская печь и «красный» угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами, проводы и служба в армии, свадьбы, крестины, другие праздники.

СЕМЕЙНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки.

В течение первой половины 19 века правительство предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - вдов, девушек, семей с большим числом женщин. Семейный быт постепенно налаживался.

В силу специфического уклада жизни семьи казаков были большими.

Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак имел коня, верного друга. Говорят, казак и конь - это единое целое.

Действительно, отец сажал ребенка в седло с самого раннего возраста. Иногда ребенок еще и ходить не умел, а в седле держался крепко. Поэтому к достижению 18-летнего возраста молодой казак всегда принимал участие в казачьих скачках, которые служили посвящением во взрослую жизнь. Кубанские казаки являлись природными кавалеристами. Большое внимание уделялось уходу за конем, его кормлению. Существует множество изречений, отражающих отношение казака к коню: «Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня», «Лошадь - она и жизнь твоя, она и смерть твоя, она и счастье твое».

Поэтому участие для молодого казака в станичных скачках становилось настоящим праздником.

Конные соревнования обычно проводили на площади. Содержалась эта площадь в идеальном порядке. Даже в грязь ее не размывали колесами и ездили мимо дворов, которыми она была окружена с трех сторон: с четвертой ее замыкал речной обрыв.

Итак, площадь полна народу: скоро первый заезд. Вот казаки мчатся мимо станков, чучел, жгута, глиняной головы, на солнце блестят их обнаженные шашки. Каждый удачный удар сопровождается одобрительным гулом толпы, внимательно следящей за всадниками…

По обычаю, лошадей седлали у крыльца дома. Мать по очереди подавала снаряжение и повод, поддерживала стремя и подавала плеть, как это делалось на проводах отца.

Прибыв к месту скачек, проверив подпруги, подобрав полы бешмета, по знаку вахмистра казак с места снимался карьером и завязывал повод. Конь, прижав уши, шел как по шнуру. Затем казак выбрасывал на ходу свое тело, ударял носками о землю с левой стороны и легко перелетал вправо, отбивался и снова оказывался слева. Кажется, что чья-то невидимая огромная рука играет мячом, выбрав потехой эту мчащуюся длинногривую лошадь. Мимо мелькают лица, вырастают и пропадают крики одобрения, взлетают шапки. Последний бросок - и казак плюхается на подушку, покачиваясь, развязывает повод.

На призовой заезд обычно выезжало не менее 30 казаков. Поближе к береговой линии подходили люди с платками, в которые завернуты деньги и разные подарки. Скромно поглядывая, прижав узелки с затейливо расшитыми кисетами для милых сердцу, ожидают заезда девчата. Когда по кругу пойдут казаки, каждый подбросит платок избранному всаднику. Позор тому, кто не сумеет поймать платок возлюбленной! Пойдет тогда дурная слава за тем казаком по пятам. Будут насмехаться над неудачником девчата, и отец оскорбленной девушки будет вправе отослать сватов…

Скачки завершены. Объявлялось решение атамана и выборных о награждении казака. За проявленную лихость в конных соревнованиях казака награждали 25 рублями, присваивали первый казачий чин младшего урядника. Атаман, сняв шапку, кинжалом отпарывал на вершке галуны и передавал победителю.

Конные состязания являлись демонстрацией готовности казаков к военным походам и сражениям.

В настоящее время этот вид спортивных соревнований называют джигитовкой. В словаре С. Ожегова читаем: «Джигитовка - это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади, первоначально существовавшие у кавказских горцев и казаков».

На празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьего войска, наравне со взрослыми казаками в джигитовке участвовали и подростки. Известны случаи участия в открытых соревнованиях вместе с мужчинами женщин-казачек, которые занимали призовые места.

Благодаря своей эстетической красоте и спортивной зрелищности, джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и за ее пределами. Джигитовка - своеобразный феномен традиционной казачьей культуры, настоящее искусство верховой езды, когда всадник сливается с конем, играя каждым мускулом тренированного тела. Это эффективное средство физического воспитания и морально-психологической подготовки казаков. Это значимая составная часть исторически сложившейся культуры казачества.

АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Об этом свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.


ДУХОВНОСТЬ – особое отношения к миру на основе осознанного или неосознанного убеждения в том, что в мире есть Нечто более высокое, чем материальные ценности. Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть ДУХОВНОСТЬ.




ВЕСТЬ Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, …ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.


НРАВСТВЕННОСТЬ - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.


ПРИЗНАКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ 1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие; 2) способность к концентрации; 3) способность обуздывать негативные эмоции; 4) высокий уровень социальной активности; 5) понимание личностей и ситуаций; 6) способность вычленять важнейшее из множества неважного; 7) вегетативную стабилизацию; 8) внимательность и собранность; 9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе; 10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.




КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1. Нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм). 2. Нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобливость). 3. Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний). 4. Нравственное поведение (готовность к служению людям и Отечеству, проявления рассудительности, послушания, доброй воли).






Цель духовно- нравственн ого воспитания На основе дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей, интересов и потребностей учащихся Как делать? Духовно- нравственная культура с учетом кубанских традиций, обрядов На каком содержан ии? Со всеми субъектами образования С кем делать?


ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества воспитание патриотов гармоничное духовное развитие личности, привитие доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим воспитание граждан демократическог о государства, уважающих права и свободы личности воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; развитие национально й культуры
















НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ? ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ТРУД основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. ЧЕЛОВЕК абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания. КРАСОТА фактор благополучия в мире, результат разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития. СЕМЬЯ начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. ЗЕМЛЯ общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию ХХI века, Земля людей и живой природы.


Общечеловеческие ценности ЗНАНИЯ результат разнообразного и, прежде всего творческого, труда. Знания ученика – критерий труда учителя. ОТЕЧЕСТВО единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. КУЛЬТУРА великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей. МИР покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.








НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ? Традиции и обряды, связанные с жильем Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Свадебные традиции и обряды Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции семьи Традиции семьи


Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ?.








ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года. 2.Проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры кубанского казачества 3.Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. 4.Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. 5.Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. Издательство Планета Фёдорова Т.Ф. Духовно-нравственное воспитание школьников. (7 – 9 кл.). Из опыта работы классного руководителя. – Армавир, Технология этнокультурного воспитания. Бондарева Н.А. - Армавир, 2011 г. 4. Духовно-нравственная культура. Бондарева Н.А. – Армавир, 2011 г.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Духовная культура казаков и ее возрождение
(фольклор)

Мальцева Людмила Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна Художественно-графического факультета Кубанского государственного университета. (КубГУ, г.Краснодар)

Аннотация: В статье поднимается вопрос о возрождении и сохранении культурного наследия кубанских казаков как фольклор. Мы должны сохранить, и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие нашего народа. Культуру казаков невозможно представить без фольклора.

Ключевые слова: Культура, традиции, фольклор, духовность, кубанский казачий хор, эстетическая культура.

В последние годы на Кубани возрастает интерес к многовековому наследию казаков к фольклорному искусству. На сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление это вида искусства. Возрождение культуры, традиции, обычаев и национального самобытности кубанских казаков возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства. В процессе познания и изучения фольклора погружаешься в национальную культуру казаков, познаешь историю через традиции, обычаи. Важной составной частью традиционной духовной культуры народа является фольклор. В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Вместе с тем фольклор и сам составляет сферу традиционного народного быта.

Формируя эстетическую культуру на традициях, обычаях необходимо вспомнить фольклор. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Чтобы почувствовать колорит кубанской души нужно послушать кубанский казачий хор. Кубанский казачий хор – один всемирно известных брендов русской народной культуры и едва ли не старейший коллектив России. Он возник в 1811 году из казаков российского юга – вольных поселенцев вдоль реки под названием Кубань. Землепашцы и воины, они защищали южную границу Российской империи.

На сегодняшний день художественный руководитель кубанского казачьего хора является, Виктор Захарченко он говорит: «Кубанский казачий хор изначально был образован как хор церковных певчих в Кубанском казачьем войске. Поэтому этих казаков называли и называют в России православными рыцарями, защитниками Отечества и веры. Это чрезвычайно важно».

Кубанский казачий хор – это не только певческий ансамбль. Это и большая танцевальная группа, и народный оркестр, что позволяет коллективу создавать интереснейшие концертные программы.

Рисунок 1. Солисты Кубанского казачьего хора.

Рисунок 2. Руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.

Рисунок 3. Выступление Кубанского казачьего хора.

Они особенно привлекательны тем, что представляют культурные традиции разных российских регионов, ведь казаки жили и на Урале, и на Северном Кавказе, и в центре России. По мнению главы Российского фонда культуры, известного российского режиссера Никиты Михалкова, «Кубанский казачий хор – это величайшее достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России». Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани является песенный жанр.

Среди казачьего населения были популярны исторические, военно-бытовые, строевые песни. Военно-бытовые песни, чаще протяжного характера, повествовали о походах и разлуке с семьей, о верном спутнике казака – его коне. В качестве строевых песен часто использовались исторические, военно-бытовые, а также шуточные и плясовые песни. Многочисленными были песни бытовые. Тематика их была чрезвычайно разнообразна.

Рисунок 4. Станица Атамань выступление казаков.

Рисунок 5. Станица Атамань выступление казаков.

Рисунок 6. Станица Атамань выступление казаков.

Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным фольклором занимало более скромное место в жизни станичников. Здесь преобладали: хороводы, игровые и плясовые песни. Самостоятельных же танцев имелось не очень много, и набор их почти во всех станицах был один. Чаще всего танцевали «Казачок», «Гопак», «Русскую», «Метелицу», различного вида польки . Разнообразие фольклора, уровень организации и активности участников служат показателем, как степени сохранности культурных традиций, так и характера социальных отношений.

Рисунок 7. Гуляние в Атамань.

Рисунок 8. Гуляние в Атамань.

Рисунок 9. Гуляние в Атамань.

Из прозаических и малых жанров фольклора наиболее распространение на Кубани имели пословицы, поговорки и былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, заговоры. Пословицами и поговорками была насыщена бытовая речь («Не разорит еда, а разорит беда», «То не козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся»), использовались они и в торжественных случаях .

Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств. Народные традиции, народное творчество, культура развивались и передавались из поколения в поколение, что, безусловно, свидетельствует об их значимости в современном обществе. Это продукт многовекового опыта большого количества мастеров разных поколений и в нем наглядно воплощены основные принципы художественного творчества.

Список литературы:

1. Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 30.
2. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1896. 4 сентября
3. Манукало А.Н. История Кубани. Краснодар, 2004. – 210 с.

Уважаемая Наталья Владимировна, досточтимые отцы,

дорогие братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствуя, с радостью передаю вам отеческое благословение и пожелания помощи Божией в трудах от Высокопреосвященнейшего митрополита Ростовского и Новочеркассского Меркурия, главы Ростовской митрополии, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, доверившего мне представлять его на этом Круглом столе.

Начало становления систематического образования у казаков Юга России связано с общей реформой образования в России, предпринятой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, а затем с реформой российского образования при императоре Александре I в 1804 году. Главным результатом предпринятых преобразований стала преемственность , как бы мы сказали сейчас, начальной и основной ступеней общего образования , – приходских и уездных училищ и гимназий на Дону и Кубани.

И Министерство народного просвещения, и Русская Православная Церковь, и войсковые правления в соработничестве обеспечили формирование и развитие самобытного регионального казачьего компонента в уездных, окружных училищах и гимназиях. Основа этого компонента – православное воспитание, воспитание в соответствии с христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами , без чего вообще немыслимо казачье образование ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. В дополнение к христианскому воспитанию преподавались дисциплины военно-прикладного характера. В XIX веке начинают закладываться основы профессионального военного казачьего образования : это образование давалось в полковых и бригадных школах, целью которых была подготовка младшего командного состава казачьего войска.

Примечательно, что обучение могло происходить и в зрелом возрасте, что вовсе не считалось зазорным, а государство и Церковь старались всячески поддерживать стремление казаков к качественному профильному образованию. В результате в системе казачьего образования появляются воскресные школы и классы для взрослых казаков .

Благодаря такому тесному соработничеству Церкви и государства, активной заинтересованности представителей казачьей интеллигенции в сохранении самобытной культуры, казачество Юга России к началу XX века имело хорошо организованную систему образования , включающую казачий региональный компонент, ориентированную на военно-патриотическое и православное воспитание, реализующую при этом государственные образовательные стандарты. В этот период возникают и первые специализированные высшие учебные заведения.

Сформулированный в 1833 году Министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым триединый принцип «Православие, самодержавие, народность »стал основой казачьего образования на многие десятилетия и воплотился в образе человека казачьей культуры, верного сына Православной Церкви и истинного патриота России. Таким образом, формируется особая система казачьего воспитания , сочетающая умения и навыки защитника Отечества с приверженностью православным традициям и ценностям .

С началом Гражданской войны в России казачьи кадетские корпуса были закрыты.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году . Казачья образовательная система начинала строиться в различных типах: казачья школа, казачий кадетский корпус, в некоторых обычных школах появлялись кадетские классы. Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали появляться сначала в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Новосибирске, затем в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время их уже около 40. Сегодня казачьи кадетские корпуса – это одно из самобытнейших и динамично развивающихся направлений отечественного образования .

Безусловно, основной целью воспитания и обучения кадетов является формирование высоконравственной и образованной личности – человека, хорошо знающего историю и культурные традиции России, настоящего патриота и деятельного христианина.

В настоящее время, в режиме максимального государственного благоприятствования возрождению самобытных традиций казачества, недостаточно лишь заявлять верность славному прошлому и говорить о необходимости восстановления традиций. Нужны конкретные практические шаги по подготовке учителей, разработке учебно-методического обеспечения для образовательных организаций с казачьей спецификой .

Принципиально важным становится осмысление перспектив казачьего образования с точки зрения, в первую очередь, аксиологии и совершенствование на этой основе концептуальных положений современного православного казачьего образования. Такой акцент на православном компоненте тем более важен, что традицию военно-патриотического воспитания восприняли в советское время суворовские училища; существует, кроме того, и целая сеть школ с так называемым этноконфессиональным компонентом, углубленным изучением той или иной традиционной культуры. И, тем не менее, несмотря на это казачьи школы и кадетские корпуса занимают в современной российской системе образования совершенно особое место .

Если вернуться к исходному посылу, от которого берет начало вся современная система казачьего образования, то его уникальность и самобытность становятся очевидны. Иногда можно услышать высказывания относительно приоритета общечеловеческих ценностей над традиционными, что последние в значительной мере уже утратили свою актуальность и значение для образования. Но несмотря на меняющиеся исторические обстоятельства, по большому счету специфика и перспективы развития отечественного казачьего образования обусловлены всё теми же принципами, что и столетия назад. Вспомним слова уже упоминаемого мною министра С.С. Уварова, обращенные к императору Николаю I: «...Чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила – нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия. 2. Самодержавие. 3. Народность » .

В переложении на современный язык и с учетом настоящих реалий применительно к процессу образования и социализации – это, прежде всего, духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание . Практическая реализация данных направлений предполагает творческую переработку богатого культурного и духовного наследия наряду с привлечением педагогических новаций, создание особой образовательной среды, в которой духовно-нравственное воспитание на основе православного мировоззрения выступает как главный организующий фактор . Конечно, такой комплексный подход требует не только специальной подготовки и переподготовки кадров священнослужителей и педагогов, но и выстраивания долгосрочных церковно-государственных отношений в этой области , согласования совместной стратегии развития, что мы и наблюдаем во многих регионах. В связи с этим, пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность органам государственной власти, управления образованием за готовность к активному сотрудничеству с Русской Православной Церковью в области развития казачьего образования. Надеюсь, что наши совместные труды будут и впредь столь же плодотворны.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, руководством епархий с традиционно казачьим населением во многом несут ответственность за сохранение православного компонента, духовно-нравственное развитие воспитанников казачьих кадетских корпусов, гимназий, детских садов. Но наши благие намерения применительно к современной системе казачьего воспитания будут по-настоящему воплощены в жизнь только при условии первостепенного внимания к сохранению православной составляющей со стороны руководства образовательных учреждений, территориальных казачьих общин.

В заключении хотел бы привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, сказанные им на заседании Высшего Церковного Совета в 9 сентября этого года. Возрождение казачества, по мысли Святейшего Владыки, «является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества » .

Дай Бог, чтобы развитие системы казачьего образования способствовало в том числе и духовно-нравственному оздоровлению нашего общества, утверждению христианских ценностей в жизни народа, более тесному приобщению наших современников к вере, к богатому духовному и культурному наследия Православия.

Сердечно благодарю вас за внимание.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и быт казачества Подготовила: Елисеева М.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ школы №27 Красноглинского района

Законы казачества Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казаки и родители, отношение к старшим Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. На «Вы» обращались ко всем старшим. В присутствии старшего не разрешалось курить, непристойно ругаться, вступать без разрешения в разговор.

Для казака его гости, это еще одна «святыня»! Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почетное место. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Отношение к женщине Казаки с особым почтением относились к женщинам – матери, сестре, жене. В семье казака отношения строились на библейских заповедях, которые велели жене беспрекословно слушаться мужа и подчиняться ему. Женщина не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужчина в женские Обязанности по дому четко разграничивались, и было позором, если женщина выполняла мужскую работу, а мужчина женскую. Это было недопустимо. . Если того требовали обстоятельства, казак заступался за любую женщину, кем бы она ему не была и относился к ней с почтением, поскольку женщина была будущим казачьего народа.

Казак – это человек особого склада характера. Типичные черты казака: Мужество и отвага были главными составляющими настоящего казака. Так же типичными чертами характера являлись доброта и честность. настоящий казак всегда должен быть предельно собран, досконально подтянут и идеально опрятен. Он должен иметь хорошую осанку, статную фигуру и бравую выправку, достойную настоящего воина. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

Одежда казака К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Самая колоритная часть наряда казака – это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. Дальше бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары.

В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами. На груди черкески нашиваются газырницы,бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы.