Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художественный руководитель спектакля как называется. Должностная инструкция художественного руководителя театра. Что говорится в расследовании «Трансперенси Интернешнл - Россия». Очень коротко

«Придавая огромное значение роли руководства в театре, мы сегодня помещаем «Правила для художественных руководителей и режиссеров».

1. Если ты непременно хочешь иметь своё лицо - не забудь предварительно обзавестись собственной головой. Все попытки обойти это правило кончались неудачно.

2. Вступая в должность, не объявляй официально, что всё происходившее до тебя - было ужасно, а что отныне - всё будет прекрасно. В своё время это уже было сказано твоим предшественником.

3. Большое впечатление производит чтение репертуарного плана, составленного на пять лет вперед. Ещё эффектнее было бы составить план на пятьдесят лет вперед, этим можно было бы связать потомков по рукам и но ногам. К счастью, резонанс от такой литературы длится не более недели, после чего сам составитель плана о нем забывает.

4. Водружая в театре надпись - «ДОРОГУ МОЛОДЁЖИ!», лучше располагать её вдоль этой дороги, а не поперёк.

5. Выдвигая молодую актрису на хорошую роль, постарайся выпустить премьеру до выхода этой актрисы на пенсию.

6. Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программок кроссворды. Введение в зрительном зале игры в домино нежелательно, так как она отвлекает актёров.

7. Не растворяйся в актёрах без остатка. Загадочная картинка - «Где режиссёр?» уже достаточно использована, и зритель ищет других развлечений.

8. Имей в виду, что актерам свойственно быть в одном из двух состояний: а) переутомлённость от перегрузки и б) опустошённость от недогрузки. Переходные стадии встречаются крайне редко. Старайся держать актёров в первом состоянии, это полезнее для дела.

9. Если ты задаёшься целью угодить у себя в театре каждому, то очень скоро будешь ненавидим всеми.

10. Не бросайся обещаниями. Актёр, не сыгравший роли Гамлета, которую ты ему обещал, утешит себя тем, что сыграет роль твоего могильщика.

11. Знай, что ничто так не укрепляет здоровья основного исполнителя, как наличие талантливого дублёра. Поэтому гигиена труппы требует внимания ко второму составу.

12. Критик, приглашённый тобою на должность завлита, не может уже ругать тебя по соображениям этическим. Всё, что этика может ему позволить, - это ругать твоего соперника.

14. Если у тебя в театре завелись люди, которые тебе в лицо говорят, что ты - гений, загримируйся художественным руководителем соседнего театра и в этом виде возобнови с ними разговор. Если они и при этом будут настаивать на своём утверждении - ты выяснишь одну несомненную истину: что не умеешь гримироваться.

15. Относись терпимо к взглядам твоего соперника, особенно если основное различие в ваших взглядах на театр заключается в том, что он собирает фарфор, а ты - фаянс.

16. Помни, что лучшая поваренная книга не служит оправданием испорченного обеда. Поэтому качество поставленного тобой спектакля значительно существеннее того, по какой системе ты этот спектакль ставил.

17. Некоторые полагают, что творческие декларации служат дополнением к практической деятельности. И если чего не хватило на деле, то можно добавить на словах. Это неверно».

Акимов Н.П., Правила хорошего тона / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 301-303.

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) и повышение квалификации. Стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- действующее законодательство в области культуры и искусства;
- важнейшие культурно-художественные достижения;
- методологию творческого процесса;
- основы сценического оформления, режиссуры, вокального, хореографического, актерского и музыкально-исполнительского мастерства;
- опыт работы отечественных и мировых учреждений культуры;
- классический и современный репертуар;
- основы организации труда и управления, авторского и трудового права;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Организует весь комплекс творческой и производственной деятельности театрально-зрелищного предприятия.

2.2. Определяет общую художественно-творческую концепцию, перспективы творческой деятельности в общей государственной культурной политике.

2.3. Формирует репертуарные планы, определяет сроки их выполнения и контролирует их соблюдение.

2.4. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы театрально-зрелищного предприятия.

2.5. Обеспечивает художественное качество текущего репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.6. Привлекает к творческому сотрудничеству ведущих мастеров, ведет работу с композиторами, литераторами по созданию новых музыкальных и литературных произведений, поддерживает постоянную связь с творческими союзами, средствами массовой информации.

2.7. Обеспечивает квалифицированное комплектование и использование творческих кадров.

2.8. Проводит воспитательную работу, определяет систему, формы и порядок повышения профессиональной квалификации творческих работников.

2.9. Контролирует творческую и трудовую дисциплину художественно-артистического персонала, вносит предложения о тарификации артистов, поощрений и наложений дисциплинарных взысканий.

2.10. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.11. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

УТВЕРЖДАЮ

(должность руководителя)

________________________________

(наименование организации)

_________________/_____________/

"____"______________ _____ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

художественного руководителя

(примерная форма)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правила и нормы охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты;

Положения настоящей должностной инструкции.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Художественный руководитель:

2.1.1. Осуществляет организацию всего комплекса творческой и производственной деятельности театра.

2.1.2. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.1.3. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.1.5. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.1.6. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.1.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.1.8. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.1.9. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.1.10. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.1.11. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.

2.1.12. ______________________________________________.

3.1. Художественный исполнитель имеет право:

3.1.1. Знакомиться с проектами решений руководителя организации (театра), касающимися его деятельности.

3.1.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.1.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.1.4. Повышать свою квалификацию.

3.1.5. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.1.6. _____________________________________________.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Художественный исполнитель несет ответственность:

4.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.1.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.1.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

4.1.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.

4.1.5. _________________________________________________.

5. РЕЖИМ РАБОТЫ

5.1. Режим работы художественного руководителя определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации (театре).

С инструкцией ознакомлен: ________________/___________________

(подпись) (Ф. И.О.)

Сергея Женовача - это единственный чисто литературный театр столицы. Основная часть спектаклей поставлена по прозаическим произведениям. Будучи учеником Петра Фоменко, Сергей Женовач следует заветам мастера и, в принципе, работает в той же системе координат. Для него характерна идея совместного творчества, общего сочинения с актёрами, нацеленного на свободное течение творческой фантазии, а сам режиссёр играет роль лидера, объединяющего отдельные эпизоды в единую и целостную композицию.

Драматург, театральный и кинорежиссёр поставил более десяти спектаклей в Москве, Иркутске и польских городах - Варшаве и Кракове. За спектакль «Кислород» Вырыпаев награждён «Золотой маской», также является лауреатом многочисленных российских и международных театральных фестивалей. В 2009-м Вырыпаев был назван лучшим драматургом года в Германии, его пьесы переведены на множество языков и идут по всей Европе.

Пришёл в режиссуру из актёрской труппы Театра им. Вахтангова, также выступал как перформер. Долгое время отказывался от постановок, основанных на текстах, но, познакомившись с Павлом Пряжко, начал активно ставить его пьесы. Режиссёрский стиль Григорьяна называют дизайнерским, предшественником этого направления является Боб Уилсон. Крупнейшие работы режиссёра - спектакль-бродилка в Театре Наций и премьера сезона 2014-2015 - гоголевская с Ксенией Собчак и Максимом Виторганом в главных ролях.

Основатель московского , обладатель «ТЭФИ», «Золотой маски» и других престижных премий, Кирилл Серебренников знаменит не только как театральный, но и как кинорежиссёр. Его спектакли шли и идут на крупнейших театральных площадках Москвы и Петербурга (Большой театр, Мариинский театр, «Современник», Театр Наций и другие), а также на сценах Риги и Берлина.

Народный артист РФ, профессор Школы-студии МХАТ, обладатель крупнейших театральных премий, среди которых «Золотая маска», «Чайка» и «Хрустальная Турандот». Гинкаса отличаются мрачным колоритом, чувственностью, безжалостностью и натурализмом деталей. Мастерски воплощая трагедию, он также интересуется русской классикой, трагифарсом, темой смерти и судьбы.

Худрук , Римас Туминас придерживается традиций русской психологической школы. В его постановках нет эпатажа или политической сатиры, они всегда философичны и неспешны. Классическая русская драматургия в постановке Туминаса наполнена метафорами, поэтикой и визуальными символами. Режиссёр удостоен Государственной премии РФ, Ордена Дружбы и «Золотой маски».

Неожиданное смешение драмы и живописи в его работах объясняется тем, что Дмитрий Крымов - не только режиссёр, но и художник-сценограф. Его поражают визуальными метафорами, в них много юмора и фантазии, в то время как диалоги героев или даже сюжет могут полностью отсутствовать. Дмитрий Крымов является членом Союза художников России, лауреатом «Золотой маски» и международных театральных наград.

Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» тяготеет к масштабным постановкам, основанных на романах «нетеатральных авторов» (Джеймс Джойс, ). Его спектакли зачастую ироничны и даже гротескны. Помимо сцены «Мастерской» постановки Каменьковича идут в «Современнике», Театре им. Ермоловой, Студии театрального искусства. Режиссёр является лауреатом премий «Золотая маска», «Гвоздь сезона» и других.

Художественный руководитель Театра им. Вл. Маяковского награждён премией им. Станиславского, «Хрустальной Турандот», «Золотой маской» и не только. Его чаще всего основаны на классических текстах, они сдержанные, тонкие и проникнуты философской глубиной. Работы Карбаускиса не имеют ничего общего с развлекательным театром, а новаторствам и задору он предпочитает внятно выраженную основную мысль.

Выпускник ВГИКа и ГИТИСа, обладатель спецприза «Золотой маски» за спектакль «Жизнь удалась», Марат Гацалов ставит пьесы современных молодых драматургов, используя . По словам режиссёра, ему интересно изучать жизнь с расстояния вытянутой руки. Такой экспериментальной лабораторией для него стала «новая драма», воспитавшая у молодого режиссёра тонкий слух к театральной фальши.

Молодой режиссёр, выпускник Школы-студии МХАТ, прославился благодаря своей хип-хоп-опере «Копы в огне», герои которой вскоре вышли за пределы сцены в медийное пространство. Сегодня Юрий Квятковский преподаёт в Школе-студии МХАТ, и один из спектаклей, поставленных со студентами, - вербатим , - вошёл в репертуар Театра «Практика». Недавним грандиозным проектом режиссёра стал спектакль-бродилка , поставленный в пространстве Центра им. Мейерхольда.

Выпускник ГИТИСа, получил диплом, будучи обладателем «Золотой маски» - общей на весь Liquid Theatre, в спектакле которого Вытоптов участвовал как актёр. Активно участвует . Среди лучших работ режиссёра - постановка синтетической современной оперы «Сны Минотавра». В режиссуре Вытоптова отсутствует деструктивное начало, он крепко держится за надёжное и проверенное, при этом не боится пользоваться самыми новейшими технологиями.