Боровиковский картины с описанием. Женские образы в портретах художника боровиковского. Боровиковский весьма многозначная фамилия у нашего великого живописца, портретиста конца xviii – начала xix вв. в.л. боровиковского. в основе – название гриба, растуще
Боровиковский Владимир 1825г
Боровиковский Владимир Лукич - , русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, "Торжковская крестьянка Христиния", около 1795, - оба в Третьяковской галерее).За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 - советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу ("Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. - Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) - энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].
Александр Федорович Бестужев |
Анна Сергеевна Безобразова |
Архангел Михаил 1815г Третьяковская галерея Москва |
Архистратиг Михаил 1794г |
||
Варвара Андреевна Томилова |
Великая княжна Елена Павловна 1799г Эрмитаж |
Графиня Вера Николаевна Завадовская |
Графиня Екатерина Михайловна Рибопьер |
Дарья Александровна Валуева |
Дарья Семеновна Баратова |
Дети с ягненком |
Екатерина Гавриловна Гагарина |
Екатерина Николаевна Давыдова 1796г Пушкинский музей Москва |
Епископ Русской Православной Церкви |
Жермен де Сталь 1812г 68х88см Третьяковская галерея Москва |
Иван Дунин 1801г |
Иван Михайлович Яковлев |
Иван Михайлович Яковлев |
Иисус во гробе | Иисус | Клеопатра Ильинична Лобанова-Ростовская |
Княжна Лопухина |
Лабзина Анна Евдокимовна |
Лазарев Минас Лазаревич |
Лизанька и Дашенька 1794г 26х31см Третьяковская галерея Москва |
Лопухина Екатерина Николаевна |
Мария Николаевна Яковлева 1796г |
Марфа (Мария) Дмитриевна Дунина 1799г Третьяковская галерея Москва |
Михайловский замок |
Нарышкина Елена Александровна 1790г Русский музей Санкт–Петербург |
Наталья Петровна Голицына |
Оленина Елизавета Марковна |
Портрет русского поэта Евгения Баратынского 1820г |
1800г Русский музей Санкт–Петербург |
Пётр Андреевич Кикин 1815г |
Покров Пресвятой Богородицы |
Портрет А. и В. Гагариных 1802г 69х75см Третьяковская галерея Москва |
Портрет А. И. Безбородко с дочерьми 1803г |
Портрет А.Г. и А.А. Лобановых -Ростовских 1814г Русский музей Санкт–Петербург |
|
Портрет Адама Адамовича Менеласа |
Портрет Александра Дмитриевича Арсеньева 1797г 58х74см Эрмитаж |
Портрет Александра Семеновича Хвостова 1801г 56х71см |
Портрет Алексея Алексеевича Константинова 1806г |
Портрет Алексея Ивановича Васильева 1800г |
Портрет Великого князя Константина Павловича 1795г 52х67см |
Портрет Великой княжны Александры Павловны 67х76см |
Портрет Великой княжны Марии Павловны 1800г |
Портрет Г.С. Волконского 1806г |
Портрет Гаврилы Романовича Державина 1811г Пушкинский музей Москва |
Портрет генерал-адъютанта графа Петра Толстого 1799г 59х72см |
Портрет графа Александра Куракина 1802г 259х175см Третьяковская галерея Москва |
Портрет графа Г.Г. Кушелева 1801г |
Портрет графа Разумовского 1800г 63х49см |
Портрет Д.А. Державиной 1813г 284х284см Третьяковская галерея Москва |
Портрет Д.П. Трощинского 1899г Русский музей Санкт–Петербург |
Портрет Дмитрия Левицкого 1796г Русский музей Санкт–Петербург |
Портрет Е. Темкиной 1798г |
Портрет Е.А. Архаровой 1820г Русский музей Санкт–Петербург |
Портрет Е.И. Неклюдовой 1798г |
Портрет Е.Н. Арсеневой 1796г Русский музей Санкт–Петербург |
Портрет Екатерины Александровны Новосильцевой |
Портрет Екатерины Васильевны Торсуковой 1795г |
Портрет Екатерины Кропотовой |
Портрет Елены Александровны Нарышкиной 1799г |
Портрет Елены Павловны |
Портрет Императора Павла I 1800г 33х49см Третьяковская галерея Москва |
Портрет Императрицы Екатерины II 1794г Третьяковская галерея Москва |
Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны 1795г |
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны 1814г |
Портрет Императрицы Марии Федоровны 71х82см |
Портрет Карагеоргия 1816г |
Портрет Княгини Н.И. Куракиной 1795г Русский музей Санкт–Петербург |
Портрет князя А.Б. Куракина 1799г Русский музей Санкт–Петербург |
Портрет Кошелева |
Портрет М.И.Лопухиной 1797г Третьяковская галерея Москва |
Портрет Марты Арбеневой 1798г |
Портрет Муртазы-Кули-хана, брата Аги Мухомеда, персидскиого шаха 1796г 189х284см Третьяковская галерея Москва |
Портрет неизвестной с ребенком |
Портрет Николая Шереметева |
Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой |
Портрет Павла I 1796г |
Портрет Павла Семеновича Масюкова |
Портрет писателя Александра Лабзина 1805г 65х79см Третьяковская галерея Москва |
Портрет русского поэта Гаврилы Державина 1795г Третьяковская галерея Москва |
Портрет С.А. Раевской 1813г Пушкинский музей Москва |
Портрет Ф.А. Боровского 1799г Русский музей Санкт–Петербург |
Портрет Христофора фон Бенкендорфа1797г 68х56см |
Портрет Юрия Лисянского 1810г |
Потрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой |
Прасковья Бестужева 1806г |
Родзянко Екатерина Владимировна |
Самборский Андрей Афанасьевич 1790г |
|
Св. блгв. вел. кн. Александр Невский Третьяковская галерея Москва |
Торсуков Ардальон Александрович 1795г |
Христина, крестьянки из Торжка 1795г Третьяковская галерея Москва |
Царица Александра и архидьякон Стефан 1815г |
Яковлев Николай Михайлович |
Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.
В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.
Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».
Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера - А. Г. Венецианова.
В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
В. Л. Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.
Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, - портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.
Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.
В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.
Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) - выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма.
В. Л. Боровиковский родился в семье получившего дворянство казачьего старшины Луки Боровика. Отец художника занимался иконописью, и Владимир Лукич вместе со своими братьями Василием, Иваном и Петром обучался у отца этому искусству. По семейной традиции Боровиковский был определен в Миргородский полк (1774), но военная карьера не прельщала будущего художника, и в 1783 году он вышел в отставку, поселился в родном Миргороде и занялся живописью, в основном иконописью.
По свидетельству биографов, Боровиковским на Украине было создано большое количество икон и иконостасов, но большинство из них не сохранилось. Точно известно, что художник работал в 1784 году в Троицкой церкви в Миргороде, где исполнил весь иконостас. Занятия иконописью и религиозной живописью Боровиковский не оставлял на протяжении всей своей жизни. Художник писал иконы для Казанского собора в Петербурге и некоторых других храмов столицы, для церквей в Могилеве, Торжке, Москве. Его иконы находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее, Музее В. А. Тропинина и художников его времени (Москва), в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее и других собраниях.
Иконописное творчество Боровиковского опиралось, с одной стороны, на традиции украинской иконописи (в ранний период), с другой - на традиции русской академической религиозной живописи и иконописи, испытывавшей серьезное влияние западноевропейского религиозного искусства XVII-XVIII вв.
В 1786-1787 годах Боровиковский был привлечен к украшению дворца, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия на юг России. Екатерина II оценила работы художника и повелела вызвать его в Петербург. В 1788 году Боровиковский покинул Миргород и переехал в северную столицу, где в течение восьми лет жил в доме архитектора, поэта, музыканта и ученого Н. А. Львова, вокруг которого сложился просветительский кружок. Общение с его членами оказало влияние на мировоззрение и эстетические взгляды художника. Среди членов кружка были И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин, Д. Е. Левицкий и другие. К советам последнего Боровиковский прибегал в начале своей творческой карьеры в Петербурге. В 1792 году Боровиковский начал систематические занятия живописью у И. Б. Лампи-старшего, под руководством которого он совершенствовался в течение нескольких лет. В 1780-х годах, еще в миргородский период, Боровиковским был написан первый из известных его портретов - полковника П. Я. Руденко (Днепропетровский художественный музей).
В Петербурге в 1790 году художник исполнил портреты O. K. Филипповой (ГРМ), затем Е. М. Олениной (1791, ГТГ). Это были первые опыты Боровиковского-портретиста, в которых лишь начинал развиваться его талант. В первые годы жизни в Петербурге Боровиковский занимался в основном миниатюрным портретом (на кости, картоне, меди; маслом, гуашью, акварелью). Одним из лучших произведений этого периода является «Портрет В. В. Капниста» (начало 1790-х, ГРМ). В это же время художник продолжал занятия иконописью: в 1791 году он писал в технике гризайли образа для церкви в имении Н. Л. Львова Арпачево Тверской губернии. Им были выполнены образа для собора Борисоглебского монастыря в Торжке (1790-1792) и Иосифского собора в Могилеве (1793-1794), архитектором которых был Н. А. Львов.
В 1794 году Боровиковский представил в Академию художеств портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (ГТГ), за который его признали «назначенным» в академики, а в 1795 году за портрет великого князя Константина Павловича художник был удостоен звания академика. В 1802 году Боровиковский стал советником Академии художеств. Несмотря на полученные звания, мастер никогда не был связан государственной службой, в основном он работал по заказам. Художник вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов «частного» человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». «Мир чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей художника, индивидуальную внутреннюю жизнь каждой из них мастер подчеркивал фоновыми деталями.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает единая эстетико-мировоззренческая трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром. Опыт работы в миниатюре позволял Боровиковскому в малых формах находить новые выразительные средства. Таковы «Портрет Лизынки и Дашеньки» (1795, ГТГ), портреты крепостных Н. Л. Львова, архитектора А. А. Менеласа (начало 1790-х, ГРМ) и другие работы.
В 1790-е годы художник привнес принципы миниатюрного письма в портрет маслом на холсте привычных размеров. Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде иконографического канона женских портретов: поясное (редко поколенное) изображение фигуры, опирающейся на тумбу, дерево и тому подобное, непременно с чем-нибудь в руке; фон, как правило, природный. Фигура всегда размещена на грани темного тона (деревья) и светлого (небо). Иногда в портретах повторяется не только композиция, но и отдельные детали. Например, в портретах Е. Н. Арсеньевой (1796, ГРМ) и Скобеевой (втор. пол. 1790-х, ГРМ) одно и тоже платье, яблоко в руке, браслет, однако образы при этом совершенно различны, индивидуальны. К числу лучших работ 1790-х годов относятся «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» (1795, ГТГ), «Портрет М. И. Лопухиной» (1797, ГТГ) - одно из самых одухотворенных произведений художника, «Портрет Н. И. Куракиной» (1795, ГРМ). В те же годы художник создал мужские портреты, которые написаны на основе тех же эстетических принципов, что и женские, но отличаются композиционным решением. Среди них «Портрет Г. Р. Державина» (1795, ГТГ), «Портрет Павла I» (1796, ГРМ), «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина» (1799, ГРМ).
В конце 1790-х - начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это время расцвета творчества художника. В 1797 году ему присудили премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Художник получил множество заказов. Ему позировали цари, государственные деятели, полководцы, отцы церкви. В этих портретах Боровиковский умело сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели, типичность и индивидуальность. Художник использовал различные живописные и композиционные приемы, обогащая «мир вещей» своих произведений, позволявший выявлять характеристику модели. К числу лучших произведений этого ряда принадлежат портреты статс-секретаря Екатерины I Д. П. Трощинского (1799, ГРМ), Е. Г. Темкиной (1798, ГТГ), суворовского генерала Ф. А. Боровского (1799, ГРМ), Павла I (1800, ГРМ), князя А. Б. Куракина на фоне Михайловского замка (1801-1802, ГТГ).
В 1802 году Боровиковский написал портрет сестер А. Г. и В. Т. Гагариных (ГТТ), которым завершается период «сентиментального» Боровиковского и начинается, по мнению ряда исследователей, « ампирный период» творчества художника. В 1800-1810-х годах мастер писал в основном семейные групповые портреты. В искусстве Боровиковского культ семьи получил некоторый философский аспект, характерный для просветительской идеологии. В его произведениях восторженная одухотворенность, эмоциональность сменяются назидательностью, некоторой обобщенностью образов, их внутренней философичностью, подчеркнутой скульптурной пластикой моделей. К числу лучших произведений этого направления относятся «Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (1803, ГРМ), «Портрет Г. Г. Кушелева с детьми» (1803, Новгородский историко-художественный музей), «Портрет А. Е. Лабзиной с воспитанницей С. А. Мудровой» (1803, ГТГ), «Портрет М. И. Долгорукой» (ок. 1811, ГТГ), «Портрет Г. Р. Державина» (1811, Всероссийский музей А.С. Пушкина), «Портрет А.-Л.-Ж. де Сталь» (1812, ГТГ), «Портрет Д. П. Трощинского» (1819, ГТГ). В 1800-х годах Боровиковского все более охватывают мистические настроения. Художник был близок с Н. И. Новиковым и статс-секретарем Академии художеств Лабзиным, под влиянием которых он в 1802 году стал членом масонской ложи «Умирающий сфинкс» (в нее же входил Д. Г. Левицкий). В 1819-1824 годах художник вошел в «Духовный союз» Е. Ф. Татариновой - мистическую секту, бдения которой проходили в Михайловском замке, но, согласно записям в его дневнике, был ею разочарован.
С 1800-х годов Боровиковский вновь начал уделять много внимания религиозной живописи и иконописи. Он написал иконы для Казанского собора в Петербурге (1804-1811) - десять икон для Главного иконостаса и образа для второго и третьего иконостасов. В 1814-1815 годах Боровиковский выполнил иконостас для Покровской церкви села Романовна Черниговской губернии, в котором заметны духовные искания мастера, отступления от традиционной иконописи.
Боровиковский никогда официально не преподавал, но имел частную школу в Петербурге. У него учились многие русские художники, среди которых наиболее известны И. В. Бугаевский-Благородный и А. Г. Венецианов.
Русская живопись. Энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2003. С. 90-94.
Род. в г. Миргороде, нынешней Полтавской губернии, 24 июля 1757 г., ум. 6 апреля 1825 г. Отец его, старожил Миргорода, значковый товарищ Лука Боровик (одинаково писавшийся Боровиком и Боровиковским, также как Лукой и Лукьяном, ум. в 1775 г.)… … Большая биографическая энциклопедия
Владимир Лукич Боровиковский Портрет работы Бугаевского Благодатного Дата рождения: 1757 Дата смерти: 1825 Национальность: укр … Википедия
- (1757 1825) российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (М. И. Лопухина, 1797). С 1800 х гг. испытал влияние классицизма (А. Б.… … Большой Энциклопедический словарь
Боровиковский (Владимир Лукич) художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в… … Биографический словарь
Русский и украинский художник портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства… … Большая советская энциклопедия
- (1757 1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев; с конца 1788 в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И … Художественная энциклопедия
Боровиковский Владимир Лукич - (17571825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). Академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
- (1757 1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
- (1757 1825), живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). Суховато сдержанные работы Боровиковского 1800 х гг.… … Энциклопедический словарь
Боровиковский, Владимир Лукич - В.А. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797. Третьяковская галерея. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 1825), российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритма с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Происходящий из небогатой казацкой семьи, Боровиковский Владимир Лукич (1757 —1825) появился на свет в Украине. Оба его брата и отец занимались религиозной живописью - они писали иконы для местных храмов. Немалый талант Владимира был заметен уже тогда, и кроме икон, сам Владимир пользовался популярностью и как талантливый портретист.
Настоящую же удачу ему принесли два аллегорических портрета, написанных для «путевого дворца» — одного из небольших, но роскошных имений, возведенных на пути императрицы Екатерины II в Крым. Архитектор, художник и музыкант Н.А. Львов, бывший в свите императрицы, обратил внимание на картины Боровиковского Владимира и нашел художника. Уже через год Владимир переехал в Петербург и первое время обретался в доме Львова и его семьи.
Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. Работал он очень много. Брался и за парадные портреты, и за «домашние сцены», и за иллюстрации к книгам и романам, и за копии, используя красивый багет для картин . «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты.
Работал Владимир Боровиковский до глубокой старости. Постепенно популярность его пошла на спад, художник сделался мрачен и хмур, перестал поддерживать переписку с друзьями, углубился в мистику и последняя серия его картин, альбомы с набросками - это своего рода «конспект» той мифологии и мистики, которую он изучал. Самой же последней его работой был иконостас в церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где и похоронен художник Владимир Лукич Боровиковский.
Боровиковский известные картины
Портрет великой княжны Александры Павловны
Портрет великой княжны Елены Павловны
Владимир Лукич БоровиковскийХудожник Владимир Лукич Боровиковский родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.
Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Лукич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.
Выйдя в отставку Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.
В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова, который знакомит живописца с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.
Творчество художника – это, в основном, камерный портрет. В женских образах – камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.
В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году – советника Академии художеств.
В последние годы Владимир Лукич вернулся к религиозной живописи, написал несколько икон для ещё строящегося Казанского собора, писал иконостас для церкви смоленского кладбища, давал уроки живописи начинающим художникам, стал учителем для Алексея Венецианова.
Умер художник в апреле 1825 года, его прах был погребен на Петербургском Смоленском кладбище. Всё своё имущество Владимир Лукич Боровиковский завещал нуждающимся.