Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Презентация по кубановедению "знакомство с декоративно- прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами кубани". Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани

Цели:

  • закрепление знаний о НДПИ Кубани,
  • формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий,
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни,
  • воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа.

Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки – задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань – моя душа» (слова Л.Фоминых, музыка В. Чернявского), «Ах, Кубань, Кубань», слова О. Тыльковой, музыка В. Столбова (Приложение 4 ). Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».

Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся на экране высвечиваются правильные ответы для сравнения. Презентация урока представлена в Приложении 1 .

ПЕРВЫЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите при чтении стихов. Что они означают?
Черкеска – верхняя одежда казака.
Бешмет – одежда казака.
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Спидница – нижняя юбка.

– А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века:

Культура малой родимы богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.

У молодых – и то усы торчат,
Чтоб привлечь внимание девчат.
Казак на службе, у жены работа,
На бабушке – о детушках забота.

И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются», бывает,
«Балакают» и песни «заспивают».

Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков, много слов.
В кубанских песнях – боевое братство,
Любовь к земле, душевные богатства.

Казак кубанский – воин, хлебороб,
В нем сильный дух столетьями живет.
Е.Д. Фелицым – очень даровит.
Его музей и до сих пор стоит.

Вперед шагнула и литература,
Неповторима и архитектура.
Мальгерба зданье простоит века.
Вот это ум, вот это мысль, рука.

Гладков и Чехов в крае побывали
О нем воспоминанья оставляли,
Они писали, что у нас живет
Практичный, сильный, а в бою – горячий,
Не зря воспет в стихах народ казачий.

Cтихи звучат под музыку песни «Моя Кубань – моя душа» (Приложение 2 ).

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.

II. Проверка домашнего задания и ранее изученного

Опрос по теме:

Учитель: Кто сделал эти предметы быта?

Ответ учеников: Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.

Учитель: Как происходило обучение мастерству?

Ответ учеников: Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.

Учитель: Как учили?

Ответ учеников: Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» – В.Т. Жук (школа лозоплетения на Кубани).

Учитель: Как мы с вами приобщались к народному творчеству?

Ответ учеников: Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии.

Учитель: Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?

Ответ учеников: Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.

Учитель: Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?

Ответ учеников: Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.

Учитель: Какие виды НДПИ Кубани вы знаете?

Ответ учеников: Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.

Учитель: Какие предметы быта вышивали?

Ответ учеников: Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.

Учитель: На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты?

Ответ учеников: Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.

III. Игра «Поле чудес»

Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки).

Учитель: Дайте определение понятия «орнамент»?

Ответ учеников: Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

На экране задания на два варианта. Учащиеся на карточках их выполняют и сдают на проверку.

IV. На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере).

Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести).

и т.д. остальные шесть предметов.

Учитель: Что же заставляет заниматься резьбой?

Ответ учеников: Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре.

V. Итог урока

НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части.

Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» (Приложение 3 ) .

ВТОРОЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке.А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений.

II. Объяснение выполнения практического задания

  • выпилить по силуэту фигурку;
  • выпилить и раскрасить, после шлифовки;
  • выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри);
  • сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур;
  • создать композицию на подставке и раскрасить гуашью;
  • добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить.
  • использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение

(Варианты работ на экране).

III. Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений

При ответах на экране текст ПОПС-формулы, который предлагается использовать для доказательства:

П – позиция: «Я считаю, что это…»
О – обоснование: «Потому что…»
П – пример: «Я могу это доказать тем, что…»
С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…»

Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей.

IV. Разработка вариантов работы на бумаге

Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань».

V. Итог урока

Учитель: Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда? (ответы)

VI. Домашнее задание

Учитель: Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.

Иванна Ткаченко
Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой»

Задачи : познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью . Дать представление о традициях кубанского быта . Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани , развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа , гордость и любовь к своему родному краю.

Предварительная работа : знакомство с бытом кубанских казаков ; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком) . Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора ; разучивание народных песен , хороводов.

Оборудование : глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами , кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий .

Ход занятия.

Вводная беседа.

В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом» . С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного » угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно.

Основная часть.

Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием.

Что вам больше всего нравится?

Что вы видите?

(Дети рассматривают образцы и иллюстрации) .

Что это, ребята? (скатерти) .

Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками.

А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками : узоры подсматривали у природы : цветы, птицы, животные.

Какие цвета использовали мастерицы? (красный , черный, зеленый) .

Что означают эти вышивки?

-Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли.

Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков» . Этих «птушек» раздавали детям.

Давайте и мы подготовимся к встрече весны.

Практическая работа.

А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек.

А девочки тампончиками «вышивают рушники» .

(Тихо играет кубанская музыка , дети работают)

Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие.

Воспитатель и дети читают стихи.

Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?

А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели?

Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили.

Ну, девки белые, что вы еще делали?

Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.

А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам,

Как корзины из лозы для хозяйства вы плели?

Что же, девки белые, вы еще делали?

А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали?

Молоточками стучали и подковы мы ковали.

Ай да, девки белые, что еще вы делали?.

Мы лепешки катали, пирожки выпекали.

Всех ребяток угощали.

А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем.

Эй, добры молодцы, да красны девицы !

Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать .

Весну красну зазывать !

(Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг) .

Жаворонки, прилетите-ка

Весну – красну принесите-ка

Запирать будем на девять замков

Зиму лютую.

Отпускать на волю

Весну красную !

Дети поют :

Ясна – красна , приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем.

Пришла весна войной, пошла на все в зимнем : на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом.

Исполняется танец с рушниками.

Публикации по теме:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша.

Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством - вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством - одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

«Искусство и его виды» - Скульптура, Декоративно- прикладное, Станковую. Фотография. ФОТОИСКУССТВО - пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства. АРХИТЕКТУРА - искусство: - проектирования и строительства зданий; и - создания художественно выразительных ансамблей.

«Искусство XX века» - Севильский натюрморт. Абстракционизм -. Конь + Всадник + Дом. Смысл ночи. В. Шкловский. Умберто БОЧЧОНИ. Художники: П. Мондриан Ф. Купка В.Кандинсий. Открытая книга К Парнасу. Художники: С. Дали Ж. Миро М. Эрнста Ж. Арра. Истина в искусстве, по мнению примитивистов: смотреть на мир глазами ребенка. Розовая комната.

«Искусство и культура» - В любой области искусства художник создает произведение искусства через творчество. Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Мировая. Материальная. Искусство слова (литература). Искусство звука (музыка).

«Искусство XX века» - Василий Васильевич Кандинский. К. Малевич. Футуризм. футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Кандинский Импровизация №31, 1913. Купание красного коня. В. Кандинский Дамы в кринолинах. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. В. Кандинский Импровизация №31, 1913.

«Кубанские казаки» - По штандартам. Атака. Казачество в наше время. Казаки в Бельгии. Со старшинством с 5октября 1904г. На Рождество колядовали, по домам ходили ряженые, пели обрядовые песни. Стрельба из лука Картина Юзефа Брандта. Посвящение в казаки. Травм и повреждений не получил. Участвовал компании 1877 - 1878г. Красная).

Ремесла распространенные в Краснодарском крае

Знакомства с ремеслами Краснодарского края способствует углубленному изучению его исторического прошлого. Их возрождение в современности необходимо для воспитания полноценного поколения.

Краснодарский край всегда славился умельцами, способными создать настоящий шедевр из куска дерева или глины. До сегодняшнего дня предметы быта, изготовленные ручным способом, высоко ценятся и считаются народным достоянием. На Кубани активно возрождаются старинные виды рукоделия и ремесла.

Прикладное мастерство

В каждой кубанской станице были мастера, которые из куска дерева могли сотворить настоящий шедевр. Лесные богатства края позволяли изготавливать из дерева практически все предметы быта - от посуды до мебели. Сундуки с росписью, резные зеркала, тарелки и иная утварь хранятся в городских музеях в память о старине.

Кузнечное дело

Одним из самых почитаемых ремесел на Кубани издавна считается кузнечное дело. Раньше его называли просто - «ковань». Кузнецы считались главными мастерами. В городах было по несколько работающих кузниц, где день и ночь трудились над предметами быта - ковали ставни, подковы, ухваты, ножи, топоры, замки, украшения для мебели.
Особенно ценились мастера, способные выковать тонкую и прочную кольчугу. Она была неотъемлемой частью гардероба всех мужчин, особенно в годы войны. Металлическая рубашка защищала человека от смертельных ударов противника.
В кузницах всегда было темно. Полумрак нужен был для того, чтобы вовремя увидеть, когда железо будет готово к ковке, приобретя соответствующий цвет от накаливания.
В конце 19 века стало развиваться художественное направление ковки. Кузнецы придумали собственный орнамент, который отличал кубанскую ковку от остальных. Были выделены его 4 основные вида:

  • растительный (листья, цветы);
  • меандровый (орнамент из непрерывного бордюра);
  • зооморфный (изображения животных и птиц);
  • геометрический.

Кружева из металла стали украшать заборы, окна и двери, крыши и парадные лестницы. Они стали памятником декоративно-прикладного искусства Кубани исторического значения.

Ткацким ремеслом на Кубани в основном занимались женщины. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Женские и мужские казацкие костюмы до сих пор хранятся в музеях.

В основе женского костюма была рубаха. Ее шили из домотканого льняного или конопляного полотна. Манжеты, ворот, подол всегда были украшены оригинальной вышивкой. Мужской костюм выглядел проще, он состоял брюк, бешмета или черкески, и сапог.
Орнамент, которым украшали одежду, был выполнен вышивкой крестом. Это были яркие цветы, птицы, геометрический рисунок. Подол мужской рубахи отделывали прошвой или мережкой.

Особо ценились мастера, умеющие обрабатывать кожу. Они шили сапоги, пояса, седла.
Все женщины на Кубани должны были владеть ткацким и вышивальным ремеслом. С малых лет девочек обучали работе на станке, чтобы они могли сами соткать и украсить орнаментом свое приданое.

Фотографии

    Около 480 г. до н. э. города-полисы, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива.

    Введение к работе

    Актуальность темы исследования. В начале XXI столетия особенно важной становится проблема сохранения традиционных элементов этнических культур. Поэтому современный этап развития российского общества характеризуется повышенным интересом к народной культуре как среди ученых, так и самой широкой общественности. Такая тенденция характерна для всех регионов России, в том числе и Кубани.

    Одним из важных составляющих традиционной культуры является народное декоративно-прикладное искусство. Это один из массовых и наиболее близких человеку элементов народной культуры, в котором аккумулируется и посредством семиотической системы транслируется социокультурный опыт того или иного этноса. В последние десятилетия XX - начале XXI в. изделия предметно-материального мира народного творчества большинством наиболее урбанизированных народов воспринимаются как памятники культуры, как этнические символы, выражающие менталитет, этническое своеобразие и мировосприятие того или иного этноса, способствующие активизации этнокультурного самосознания. Сохранение, возрождение, а также разумное развитие региональных форм народной культуры является одной из насущных задач современного общества. В таких условиях еще большую необходимость приобретает исследование процессов формирования и развития народного декоративно-прикладного искусства, определение его роли и места в культуре общества и историко-культурного региона.

    Для Кубани актуальность темы также обусловлена активизацией преемственной системы традиционного образования в практике народной художественной культуры. Народное декоративно-прикладное искусство, как и народная культура региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в содержании этнохудожественного образования.

    Кубань является территорией, где исторически соединились культурные традиции разных народов. Своеобразие историко-культурных процессов и социально-экономических условий на разных этапах этнической истории восточнославянского населения Кубани, предопределили специфику этнокультурных традиций, в том числе и народного декоративно-прикладного искусства. Уже в конце XIX - начале XX столетия народное декоративно-прикладное искусство Кубани представляло собой сложное и многоуровневое явление, находящееся в динамическом взаимодействии с другими составляющими культуры и окружающей средой. В период своего наибольшего расцвета, во второй половине XDC - начале XX в., художественно-ремесленная традиция Кубани развивалась в различных организационных формах, каждая из которых оптимально учитывала особенности и технологические потребности каждого вида производства. Вместе с тем, по заключению многих исследователей кустарной промышленности конца XIX - начала XX вв. (С.А. Давыдова, А.С. Пиралов, О.В. Маргграф, Ф.А. Щербина и др.) в большинстве своем они носили кустарный характер, развиваясь на базе крестьянского хозяйства и не требуя отрыва ремесленника от земельного надела и находясь в полной зависимости от урожая на все местные сельскохозяйственные продукты. Более развитым кустарное производство было среди так называе-

    мых иногородних жителей (переселенцев из внутренних губерний России не казачьего сословия), для которых оно служило серьезным подспорьем в жизни, а в ряде случаев и главным средством существования. Такое положение объяснялось особенностями уклада жизни казачьего населения, на что указывали многие из современников.

    Изучение особенностей внутреннего взаимодействия и функционирования различных компонентов и структур народного декоративно-прикладного искусства, равно как и взаимодействие его самого как целого в пределах более широкой системы - культуры, начали изучаться региональной наукой достаточно недавно. Несмотря на наличие отдельных содержательных работ Н.А. Гангур, СЮ. Хачатрян (Капышкина), О.Г. Слобченко (Садковская) и других, сегодня мы имеем, к сожалению, пока еще недостаточное представление об истории формирования и степени распространения декоративно-прикладного искусства в историческом прошлом восточнославянского населения Кубани.

    Степень научной разработанности проблемы. За недлительный период изучения народного декоративно-прикладного искусства наука накопила значительный материал. В изучении народного искусства имеются несомненные достижения, выработаны подходы, сложились целые научные направления; на сегодняшний| день это огромный массив литературы, едва обозримый в одной работе.

    Важным аспектом в исследовательской работе стало изучение работ отечественных этнографов и искусствоведов XX в. - B.C. Воронова, А.И. Некрасова, В.А. Городцова, Н. Церетели, Л.А. Динцеса, Б.А. Рыбакова, Г.С. Мас-ловой, И.Я. Богуславской, Н.И. Лебедевой, СБ. Рождественской, Т.В. Станюкович, Л.Н. Чижиков ой, СК. Жегаловой, С. Ванштейна, СВ. Иванова, Н.И. Каплан, В.В. Иванова, В.Н. Топорова, А.К. Байбурина, Ю.М. Лотмана, Н.И. Толстого и др., ориентированных на разработку вопросов, затрагивающих отдельные виды народного декоративно-прикладного искусства, их художественные и технические характеристики, на социальные, исторические аспекты данного феномена, а также на раскрытие семантики древних образов народного искусства и его генетической связи с искусством других этнических общностей, выявления функций народного ремесла и кустарных промыслов, их взаимоотношений в новых социальных условиях и многое другое.

    Большое значение для осмысления статуса народного декоративно-прикладного искусства в культуре общества на разных этапах исторического развития имели работы В.М. Василенко, Г.К. Вагнера, М.А. Ильина и Н.Н. Воронина, А.С Канцедикиса, М.А. Некрасовой. В трудах этих исследователей в общетеоретическом аспекте были освящены проблемы современного состояния народного искусства, соотношения народного и самодеятельного, а также вопросы, раскрывающие комплекс связей народного искусства с профессиональным и т.д.

    Особое значение в области изучения народного декоративно-прикладного искусства имеют груды отечественных фольклористов - В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.Е. Гугева, П.Г. Богатырева, К.В. Чистова. Работы этих исследователей подняли на новый теоретический уровень решение проблемы связей фольклора с этнографией, раскрытия взаимоотношений устного по-

    этического творчества, народного изобразительного искусства с культурой и бытом народа.

    Интерес к народному искусству и его исследованию во второй половине XIX - начале XX вв. тесно связан с развитием музейного дела в России. В первые десятилетия XX в. сбор предметов народного искусства, в том числе и на Кубани, проводил созданный в 90-х гг. XIX в. Этнографический отдел Русского музея Императора Александра III (Государственный музей этнографии народов СССР, ныне Российский Этнографический Музей, г. Санкт-Петербург). Собирание этнографических материалов и коллекций на территории современного Краснодарского края проводилось в период с 1904 по 1930-е гг. За время собирательской работы исследователями (В.К. Костко, Ф.К. Волков, А. Воробьев, М.А. Фриде и др.) было собрано свыше 270 этнографических предметов, характеризующих состояние быта, промыслов и ремёсел кубанских казаков.

    Большой вклад в собирание коллекций народного искусства внесли музеи губернских и уездных городов, у истоков деятельности которых стояли представители интеллигенции, знатоки и коллекционеры предметов старины, в том числе из среды казачества (Е.Д. Фелицын, В.А. Щербина, К.Т. Живило, И.Е. Гладкий и др.). Существенное значение имело и частное коллекционирование. Так в 1896-1897 гг. на территории Кубанской области Н.Ф. Сумцовым была собранна коллекция народных расписных пасхальных яиц -«писаною). На анализе данных экспонатов из частных коллекций делаются первые попытки их научного осмысления 1 .

    В конце XIX - начале XX вв. началось фундаментальное изучение разнообразных организационных форм народной художественно-ремесленной традиции Комиссией по исследованию кустарной промышленности в России и её регионах. Результаты данных исследований наиболее полно представлены в «Трудах» Комиссии 2 . В отдельных очерках собраны интересные с научной точки зрения материалы о состоянии художественных ремесел в Кавказском регионе, в том числе Кубанской и Терской областях (А.С. Пира-лов, С.А. Давыдова 3 и др.).

    В этот же период при активном участии сельской интеллигенции обстоятельное и планомерное исследование в области состояния кустарной промышленности проводилось и на местах. В дореволюционные годы местны-

    1 Сумцов Н.Ф. Писанки//Киевская старина.- 1891. -Т.ЗЗ.-№ 4-6. -С.181-209, 363-
    383; Описание коллекции народных писанок. Лубенский музей Е.Н. Скаржинской / Сост.
    С.К. Кулжинский. -Вып.1.-М., 1899 и др.

    2 Очерки кустарной промышленности в России. - СПб., 1886; Отчеты и исследования
    по кустарной промышленности в России. -Вып. 1-11. - СПб., 1892-1912; Обзор деятель
    ности земств по кустарной промышленности (1865-1897 гг.). - СПб., 1897; Кустарная
    промышленность России. Женские промыслы в очерках С.А. Давыдовой, Е.Н. Половце-
    вой, К.И. Беренс, Е.О. Свидерсюй. - СПб., 1913; Кустарные промыслы России. Разные
    промыслы. В 2-х т. -СПб., 1913 и др.

    3 Пиралов А.С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа // Кустарные промыслы
    России. Разные промыслы. - Т. II. - СПб., 1913. - С.3-127; Давыдова С.А. Кустарная
    промышленность Владимирской, Курской, Полтавской, Бессарабской и Воронежской гу
    берний. Исследования 1889 г. // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в
    России. - T.I. - СПб., 1892. С.72-145 и др.

    ми статистическими, краеведческими организациями и частными лицами было опубликовано значительное число сборников, статей, брошюр и книг краеведческого, исторического и экономического профиля. В этих работах имеются некоторые сведения об истории освоения территорий Кубанской и Терской областей, традиционном быте, одежде, особенностях жилища и других аспектах культуры отдельных станиц и районов изучаемой зоны, в том числе и о состоянии и степени развития промыслов как в целом по Кубани, так и в ее отдельных населенных пунктах (Ф.А. Щербина, Л.Я. Апостолов, И.Ф. Миронов, И.Д. Попко, К. Живило, М.А. Харламов, В.В. Васильков, Е. Передельский, К.Н. ^ерный, Т. Стефанов, Д. Шахов, А.В. Липицкий, А.Д. Ламов, Л.В. Маркелов, Ь.В. Маргграф и др.)".

    Среди работ, созданных в советский и постсоветский период на основе местного материала и представляющих непосредственный интерес для темы диссертационного исследования, можно выделить несколько групп публикаций. Коллективная монография «Кубанские станицы» (М., 1967 г.) является первым и единственным за советский период исследованием, в котором была предпринята попытка дать описание особенностей материальной культуры, в том числе и некоторых видов художественных ремесел.

    Особую группу составляют публикации сотрудников научно-исследовательского центра традиционной культуры Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор». Разным аспектам традиционной культуры кубанского казачества посвящены труды видного кубанского ученого Н.И. Бондаря. Наиболее ценный вклад в разработку темы диссертационного исследования был внесен СЮ. Капышкиной (Хачатрян). Отдельные работы автора посвящены рассм этрению знаковых функций некоторых предметов 5 , другие содержат общий обзор региональной специфики некоторых видов народного прикладного искусства Кубани 6 .

    4 Кубанский сборник / Труды Кубанского областного статистического комитета. - Т. 1 -22. -Екагеринодар, 1883-1917; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа/ Издание Управления Кавказского учебного округа. - Т. 1-46. - Тифлис, 1881-1928; Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. - СПб., 1858; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. - Т. 1-2. - Краснодар, 1992; Миронов И.Ф. Станица Северская Екатеринодарского Отдела Кубанской Области. 1864-1914 гг. (К 50-летнему юбилею станицы). - Екагеринодар, 1914; Апостолов JUL Географический очерк Кубанской области. - Тифлис, 1897; Маркелов Л.В. В горах Кубанского края: Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. - Воронеж, 1908; Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства.-М., 1882 и др.

    s Капышкина (Хачатрян) СЮ. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по материалам фольклорно-зтнографических экспедиций ЦНКК1994-1997 гг.) // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 1997 год. Дикаревские чтения (4). - С.73-77; Она же. «А в нас сундук полон...»(К описанию семантического значения сундука в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани) // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 2002 год. Дикаревские чтения (9). - С.90-96; Она же. Скатерть в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани: некоторые аспекты бытования и семантического значения // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 2003 год. Дикаревские чтения (10) - С. 119-128.

    6 Она же. Детские игрушки в традиционной культуре кубанских казаков // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 2003 год. Дикаревские чтения (10). - С.225-236; Она же. Народное декоративно-прикладное искусство / Кубанское казачество // Очерки

    Отдельную группу составляют выполненные в разные годы труды Л.И. Лаврова, Е.Г. Вакуленко, Ю.Г. Бич, Н.А. Корсаковой, О.Г. Слобченко (Сад-ковской), В. Логачевой, Н.Н. Халаджан, А.В. Чернядьева и др. Цели, которые ставили перед собой эти исследователи, предмет анализа - различны. Как следствие все эти публикации отличаются друг от друга по содержанию и полноте охвата исследуемого материала, а в большинстве своем носят описательно-ознакомительный характер.

    Из работ, прямо относящихся к нашей теме, наиболее глубокими по содержанию, интересными по наблюдениям и выводам являются исследования, проведенные в последнее десятилетие Н.А. Гангур, посвященые разработке вопросов, касающихся истории развития народного текстиля, гончарного искусства на Кубани 7 . Стараясь восполнить пробел в изучении народного декоративно-прикладного искусства региона, исследователь вводит в научный оборот блок систематизированных данных о техниках и технологиях, о формах и способах орнаментации, характере производств на территории изучаемого региона, в том числе и неопубликованные музейные и архивные материалы.

    Печатных работ в виде альбомов и изданий альбомного типа, созданных на основе коллекций местных областных и краеведческих музеев и других собраний вообще нет. Единственными изданиями сходными по качеству и по наличию иллюстраций являются брошюра-буклет, изданная в 1980 г. КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицина 8 и монография Н.А. Гангур об орнаменте народной вышивки славянского населения Кубани. Наличие работ данного характера остро ощутимо, ведь они позволили бы исследователям не только широко сравнивать материалы, но и познакомили широкий круг читателей с предметами народного декоративно-прикладного искусства данного региона.

    Таким образом, несмотря на наличие досоветской, советской и более обширной постсоветской историографии, к сожалению, можно констатировать отсутствие на сегодняшний день сколько-нибудь подробных и обобщающих работ посвященных вьщеленным аспектам проблемы. Именно это делает область народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани достойным исследования блоком региональной культуры.

    Цель , которая ставится в данной работе, заключается в комплексном исследовании особенностей народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани и определение на этой основе его

    традиционной культуры казачеств России. - Т.2. - Краснодар, 2005. - С.431-439; Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа // Народное творчество. - 1998. - №2. - С.13-15 и др.

    7 Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани XIX - начала
    XX вв. - Краснодар, 1999; Она же. Народное декоративно-прикладное искусство восточнос
    лавянского населения Кубани ХГХ- начала XX вв. (на примере текстиля). Дис. на соис. уч. ст.
    к. и. н. - Краснодар, 2002; Она же. К истории гончарства славянского населения Кубани (ХГХ
    - начало XX вв.) // Вопросы истории Кубани ХГХ - начало XX вв. Сб. н.тр. -Краснодар, 2001.
    -С.48-32идр.

    8 Корсакова М.А., Трехбратова А.Ф. Искусство народных мастеров: Из коллекции
    КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицина. - Краснодар, 1980.

    роли, места и потенциала в современном социокультурном пространстве региона.

    Постановка цели Исследования, связанная с созданием достоверного корпуса источников по народному декоративно-прикладному искусству, предопределила решение конкретных задач : 1) исследовать специфику развития народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в историческом аспекте и конкретизировать комплекс факторов, обусловливающих этот процесс; 2) исследовать аутентичные виды декоративно-прикладного искусства, их локальные особенности бытования и типологически общие (характерные и для других регионов России) черты; 3) разработать методологию, обеспечить базу исследования массовым исходным материалом (накопленным ранее и выявленным вновь) и систематизировать его; 4) выявить традиции и новации в творчестве современных мастеров народного декоративно-прикладного искусства Кубани; 6) определить и исследовать формы бытования и основные социокультурные причины кризисного состояния современного народного декоративно-прикладного искусства исследуемого региона.

    Объектом исследования является народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани.

    Предмет исследования - народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани в контексте истокико-культурных и социальных тенденциі развития общества.

    Хронологические рамки исследования в целом обусловлены теми историческими источниками, которые положены в его основу и охватывают период середины XIX в., как время активного освоения территорий Кубани черноморскими, донскими казаками и переселенцами из разных губерний России и Малороссии до настоящего времени.

    Территориальные границы исследования включают в себя исторические территории Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск, бывшую Кубанскую область (образованную в 1860 г.), выделившуюся из нее в 1896 г. Черноморскую губернию и образованного в 1937 г. Краснодарского края.

    Источниковая базіа исследования. Намеченное исследование возможно лишь на базе массового фактического материала, при комплексном использовании всего корпуса источников, которые можно разделить на несколько групп: архивные, музейные, полевые и литературные.

    Вторую группу источников составили подлинные образцы народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани, хранящиеся в фондах музеев Краснодарского края и Республики Адыгея, Российского Этнографического Музея (г. Санкт-Петербург), предметы из частных собраний.

    Третья группа-материалы полевых фольклорно-этнографических экспедиций (фонограммы, рукописные расшифровки, фото- и видеоматериалы): 1) полевые этнографические материалы, собранные на территории Кубане-

    кой области сотрудниками РЭМ в период 1904-1980-х гг. 2) полевые исследования автора (личный архив); 3) полевые материалы ежегодных фольклорно-этнографических экспедиций студентов и преподавателей кафедры этнографии и фольклора Краснодарского государственного университета культуры и искусств; 4) полевые материалы фольклорно-этнографических экспедиций отдела фольклора и этнографии, хранящиеся в архиве научно-исследовательского центра традиционной культуры Краевого Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор»; 5) полевые материалы этнографических экспедиций сотрудников КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицина.

    Четвертая группа источников - публикации обзорного, статистического, историко-этнографического характера, относящиеся к дореволюционному периоду, содержащиеся в периодических изданиях, а также различные научные исследования и публикации: докторские и кандидатские диссертации, научные монографии, статьи из сборников, материалы научных конференций и семинаров по проблемам развития культурологии, истории и теории народной художественной культуры, народного искусства, культурологического и художественного образования, словарей и энциклопедий, альбомов и изданий альбомного типа.

    Очерченный круг источников, особенно более ранние, охватывающие недоступные для современного этнографического изучения периоды, а также содержащие непосредственные наблюдения авторов весьма ценны, т.к., во-первых, в ряде случаев представляется единственно сохранившийся блок информации и, во-вторых, коррелируя их с полевыми эмпирическими данными, можно уточнить пути развития народного декоративно-прикладного искусства в этнокультурном пространстве исследуемого региона.

    Методология исследования. В основу настоящего диссертационного исследования положен комплексный подход к обработке и систематизации имеющегося накопленного теоретического и эмпирического материала по данной теме.

    Автор широко опирается на исследования по проблемам народной художественной культуры видных историков, этнографов, искусствоведов и культурологов: Некрасовой М.А., Воронова B.C., Василенко В.М., Разиной Т.М., Рождественской СБ., Богуславской И.Я., Лотмана Ю.М., Гусева В.Е., Михайловой Л.И. и т.д. Разработка проблемы связей народного творчества с окружающей действительностью, культурой и бытом народа вызвала необходимость обстоятельного изучения трудов выдающихся фольклористов: Проппа В.Я., Путилова Б.Н., Гусева В.Е., Богатырева П.Г., Чистова К.В. и др. Обращение к результатам научной деятельности указанных исследователей позволило проанализировать народное декоративно-прикладное искусство в его всеобщем (как вид искусства и феномен культуры) и специфическом (как народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани) видах.

    Методы исследования. В качестве ведущего метода в рамках истори-ко-культурологического и искусствоведческого подхода выступает системный, комплексный подход к явлениям, тенденциям и процессам культуры. В основе такого подхода заложены научные принципы исторического познания: объективности, системности, историзма и всесторонности рассмотрения, по-

    зволяющие проанализировать объект со всех сторон, выявить как можно большее число его свойств, связей, отношений.

    Для полноты раскрытия проблемы, выявления потенциальных возможностей всей имеющейся базы источников, а также для анализа и обобщения фактов, автором привлекаются различные методы научного исследования: сравнительно-исторический, логический, классификационный, описательный, эмпирический, ретроспективный, структурно-функциональный, семантический, историко-культурный, типологический. В процессе полевой работы применялись такие приемы и способы работы, как метод наблюдения (личные непосредственные наблюдения), интервьюирование (выборочный опрос населения), фиксация полеченных полевых материалов (видеосъемка, фотографирование, графические зарисовки).

    Научная новизна диссертационного исследования может быть выражена следующими положениями: 1) на широкой источниковой базе комплексно исследуется процесс формирования и динамика развития этнокультурной традиции декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в контексте культурно-исторических и социальных условий развития общества; 2) рассмотрена специфика аутентичных видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани, их художественных, стилистических и функциональных особенностей; 3) выявлен, систематизирован и введен в научный оборо]г новый пласт данных, развивающих представление о характере народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани, а также неопубликованные архивные, музейные и полевые материалы этнографических исследований по данной теме; 4) доказана преемственность культурных традиций в творчестве современных мастеров народного декоративно-прикладного искусства Кубани; 5) исследованы основные социокультурные причины кризисного состояния современного народного декоративно-прикладного искусства Кубани и определены возможные пути выхода из него.

    ные части и положения тельный материал при ственной культуры и эт; ных программ и пособ нальной системы сохра:

    Практическая и научная значимость. Выводы и результаты исследования позволяют расширить представления о художественной культуре восточнославянских народов Кубани. Они дополняют уже имеющиеся сведения о развитии культуры всего северокавказского региона и способствуют возрождению и развитию аутентичных традиций народного мастерства. Различ-;иссертации могут быть использованы как дополни-аписании обобщающих работ по истории художе-ографии кубанского региона, при разработке учеб-, а также при создании и внедрении моделей регио- ± ения и развития народной художественной культуры на всех ступенях культурологического и этнохудожественного образования и воспитания.

    Кроме того, полученные научные результаты могут быть использованы в практике художественного творчества профессиональных и самодеятельных коллективов, творчестве отдельных лиц, занимающихся народным декоративно-прикладным искусством, а авторские рисунки, фотографии и копии архивных документов дают возможность восстановить исчезнувшие из быта элементы традиционной культуры восточнославянских народов Кубани.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и основные положения работы излагались автором в докладах на П-й Международной научной конференции молодых ученых по проблемам этнологии и антропологии (ИЭА РАН, М., 2004); Ш-й Международной научно-практической конференции «Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность» (Краснодар, 2005); VI-й Всероссийской научно-практической конференции «Фольклор и современность» (Савушкинские чтения; М., 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в социокультурной сфере: проблемы и перспективы» (Орел, 2006); П-й региональной научно-практической конференции молодых ученых «Развитие социально-культурной сферы Юга России» (Анапа, 2006); V-й Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Томск, 2006); VI-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Г.Е. Катанаева («Катанаевские чтения») (Омск, 2006); Международной научно-практической конференции «Историко-культурные и религиозные связи славянских народов: традиции и современность» в рамках проведения «Ш-го Международного фестиваля славянской культуры «Славянск-2006» (Славянск-на-Кубани, 2006).

    Результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях автора (общим объемом 6,8 п.л.), в том числе подготовке и выпуске учебно-методического приложения к курсу «Народное декоративно-прикладное искусство восточных славян: ключевые термины и понятия» (4 п.л.). Материалы диссертации используются автором в учебном процессе Краснодарского государственного университета культуры и искусств при чтении лекции и проведении практических занятий на очном и заочном отделениях.

    Структура и объем работы. Характер, цели и задачи исследования обусловили структуру работы и последовательность изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и приложений, включающих в себя авторские рисунки и фотоматериалы, копии архивных документов.