Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Музей музыки. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки Музей музыкальных инструментов им глинки

Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире.

Здесь хранятся нотные и литературные рукописи, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. В Музее сосредоточены автографы, письма, разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает коллекция музыкальных инструментов народов мира. В мае 2010 года в состав Музея вошли предметы из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России: крупнейшего собрания струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен музейный фонд аудио- и видеозаписей; собрание изобразительных материалов могло бы составить не одну экспозицию художественного музея.

Музей – не только крупное хранилище, но и авторитетный научный центр. Его сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в научный и культурный обиход неизвестных, забытых или неатрибутированных произведений, автографов, музыкальных имен. Осуществляются публикации нотных и литературных рукописей, эпистолярного наследия музыкантов, иконографических материалов.

Музей располагает современной студией звукозаписи и концертным залом, где установлен орган немецкой фирмы «Schuke» (Потсдам). В фойе Центрального музея музыкальной культуры представлен старейший российский орган работы немецкого мастера Фридриха Ладегаста, который также звучит в концертах.

Ни в одной стране мира нет музыкального музея подобного масштаба, и не случайно в начале 1995 года указом Президента Российской Федерации Музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В Центральном музее музыкальной культуры работает постоянная экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира». Проводятся абонементные циклы для взрослых и детей, а также по предварительным заявкам организуются экскурсии, проводятся интерактивные занятия и детские праздники. В выставочном зале и фойе звучат исторические музейные инструменты, в органном зале проводятся концерты и фестивали.

В состав Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, помимо Главного здания на улице Фадеева, входят отделы, расположенные в центре Москвы. Это Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, Музей-квартира Н.С. Голованова, Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина, Музей С.С. Прокофьева, Музей «П.И. Чайковский и Москва», Дом-музей С.И. Танеева (в стадии создания).

Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Музей музыкальной культуры им. Глинки – интересный по своей задумке и экспозиции музей. Тем, кто думает, что здесь скучно и нудно придется поменять свою точку зрения – в экспозиции выставлено множество самых удивительных музыкальных инструментов, звучание которых можно послушать прямо по ходу экскурсии. А еще при музее установлены два великолепных органа. Так что музыку здесь можно и посмотреть и послушать.

Уникальность музея состоит в том, что здесь собраны музыкальные инструменты со всего земного шара, что позволяет узнать больше о музыкальной культуре разных стран.

Музей Глинки оборудован самой современной аудио- и видеоаппаратурой, позволяющей сделать просмотр экспозиции ярким и насыщенным праздником.

История музея музыкального искусства им. Глинки

Своим появлением музей обязан Московской консерватории, сотрудники которой собирали и хранили самые различные музыкальные материалы – документы, рукописи, автографы, коллекции музыкальных инструментов. Со временем возникла идея выставить это все напоказ широкой публике. В марте 1912 года, в небольшом здании рядом с библиотекой консерватории появился Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Музей был назван именем известного музыкального деятеля Москвы, любимца публики, руководителя Русского музыкального общества Москвы. Музей до сих пор хранит его личные вещи, книги и инструменты.

Сначала музей выполнял лишь функцию вспомогательного отдела при Московской консерватории и занимался хранением и сбором материала. Несколько раз его деятельность приходила в полный упадок и музей находился на грани закрытия.

В конце 30-х годов, когда готовился юбилей консерватории, работа музея оживилась – на основе экспонатов были созданы выставки, проведена работа по исследованию фондов. Перед самой войной, в 1941 году учреждение получило статус Музея музыкальной культуры, а зимой 1943 года он стал государственным. С этого момента музей подобающее место в музыкальной и культурной жизни столицы.

В 40- годах из названия музея исчезло имя Рубинштейна, а в 1954 году, в честь юбилея великого русского композитора, музею было присвоено имя М.И. Глинки.В настоящее время музей размещается в специально построенном для него здании.

Фонды Музея музыкального искусства им. Глинки

Среди фондов музея есть настоящие произведения живописного искусства – полотна русских художников-передвижников и их эскизы к музыкальным постановкам в Московской консерватории. Музей обладает одной из самых разнообразных коллекций музыкальных инструментов в мире, которая насчитывает 3 000 экземпляров. Среди них музыкальные инструменты разных исторических эпох, начиная с 13 века. Инструменты представляют все страны и континенты, они изготовлены из разных материалов и имеют разное звучание. В коллекции есть профессиональные инструменты и народные, есть экземпляры, которые принадлежали великим музыкантам и певцам.

Также фонды музея составляют рукописи, книги, письма и обширная коллекция аудиозаписей. Фонд аудиозаписей содержит почти 70 000 единиц различных аудио- видеозаписей, которые отражают многонациональную музыкальную культуру России и всего мира. В фонде хранятся записи, начиная с конца 19 века. Благодаря им можно наслаждаться голосами известных певцов которых уже нет в живых.

Деятельность Музея музыкального искусства им. Глинки Москвы

Тематические выставки;
- органные концерты;
- образовательные программы для детей и школьников;
- абонементы;
- Клуб любителей оперы;
- День рождения в музее.

Музей музыкального искусства им. Глинки – настоящий центр живой музыки, воспитывающий чувство прерасного.

М узей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года.

Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия.

Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея.

В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой.

Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год.

В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

Музей Глинки, или Центральный музей музыкальной культуры, демонстрирует огромную коллекцию инструментов всех эпох и народов, количество экспонатов которой приближается к тысяче. От исторических редкостей до современных устройств для извлечения звуков можно увидеть в этом обширном собрании. Главное здание музейного объединения выстроено специально для этого хранилища, основу которого составили экспонаты, собранные энтузиастами из Московской консерватории с момента ее основания в 1866 году.

Вестибюль музея Глинки встречает посетителей бюстом великого композитора, нотной и текстовой цитатами автора Патриотической песни, некоторое время бывшей российским гимном. Ноты этого произведения сопровождаются неофициальным текстом, который вместе с музыкой претендовал на статус государственного символа еще в царское время.

Здесь посетители знакомятся с анонсами мероприятий, оставляют верхнюю одежду, приобретают входные билеты на постоянную экспозицию либо тематические выставки. Основная постоянная экспозиция располагается на 2-м этаже, на 3-ем организуются временные показы на разнообразные темы.

В вестибюле размещен один из примечательных экспонатов, недавнее приобретение музея Глинки – европейский оркестрион. Этот механический инструмент воссоздает звучание инструментального оркестра, такие устройства использовались в ряде европейских стран в качестве музыкального сопровождения танцевальных мероприятий.

Музыкальные инструменты, расположенные на лицевой стороне своеобразного оркестра, издают характерные для них звуки, аккордеоны при этом даже демонстрируют движения мехов. В России такие инструменты распространения не имели, тем интереснее знакомство с оркестрионом для наших любителей музыкальных диковинок.

Второй этаж, вмещающий основную экспозицию музея Глинки, начинается просторным холлом, где проходят различные выставки, посвященные музыкальной культуре. Главным украшением помещения является живописный цветной витраж, который с наружной стороны здания гораздо больше по габаритам.

Массивная лестница ведет на 3-й этаж для посещения тематических временных экспозиций. Композиция из нескольких колоколов напоминает о роли церковного звона как в жизни русского народа, так и в музыкальных пристрастиях Глинки.

Также в холле установлен орган работы германского мастера Ладегаста, которым владел с 1868 года потомок купеческого рода Хлудовых, единственное сохранившееся изделие этого мастера. Подаренный Московской консерватории и сменивший еще несколько владельцев, инструмент был практически разорен.

Непростое восстановление внутренностей органа было проведено в 1998 году вильнюсскими органными мастерами под руководством Гучаса. Сейчас этот инструмент позиционируется как старейший в России орган, сохранивший работоспособность, и он действительно используется при организуемых музеем Глинки органных концертах.

Постоянная экспозиция музея Глинки, рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов народов мира, расположена в пяти залах второго этажа. Разными цветами окраски фона витрин они наглядно отделяются друг от друга. Деление залов, представляющих самые древние из известных инструментов, произведено по географическому принципу. Отдельный зал выделен европейским экспонатам с делением по странам, остальные континенты делятся внутри другого зала с выделением экспозиций отдельных стран.

Дальше залы представляют инструменты, отличающиеся по принадлежности к духовым или симфоническим, ударным и клавишным. Выделены механические и электронные музыкальные инструменты, устройства для записи звука и его воспроизведения с различных носителей.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.

В выходные удалось посетить Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки представляет посетителям богатейшую коллекцию музыкальных инструментов народов мира и экспозицию по истории русской музыкальной культуры. Это крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире.

Адрес музея: ул. Фадеева, 4

Проще всего до музея добраться на метро. Доезжаете до станции Маяковская. Выход в город первый вагон из центра, из метро направо и сразу ещё раз направо на 1-й Тверской-Ямской переулок. Идти по переулку, никуда не сворачивая, буквально минут 5 и Вы упретесь в Центральный музей музыкальной культуры.

Режим работы:
понедельник выходной
вторник 11:00 - 19:00
среда 11:00 - 19:00
четверг 12:00 - 21:00
пятница 12:00 - 21:00
суббота 11:00 - 19:00
воскресенье 11:00 - 18:00

Входной билет для взрослого - 500 рублей, для ребенка - 175 рублей. Сюда входит посещение музея, а также посещение интерактивной выставки «ЗВУК И...»! Не знаю даже, что больше понравилось музей или выставка:):) Детям однозначно больше понравится выставка:)

Но начнем мы наша знакомство с музыкальной культурой с музея, он находится на втором этаже. Фотографировать в музее можно (бесплатно), но без вспышки.


На входе в музей выдают аудиогид. Он очень удобный! В каждой витрине есть датчики, наведя на которые аудиогидом можно прослушать не только историю об инструменте, но и его звучание.


Экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира» размещена в пяти залах, каждый из которых выполнен в особом цветовом художественном решении.

Зал №1 – Музыкальные инструменты народов Российской Федерации

Зал №2 – Музыкальные инструменты народов Европы.

Зал №3 – Музыкальные инструменты народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Зал №4 - Музыкальные инструменты европейской профессиональной традиции. Инструменты симфонического и духовного оркестров. Струнные клавишные инструменты.

Зал №5 – Механические музыкальные инструменты, звукозаписывающие аппараты первой половины XX века, электромузыкальные инструменты.


Коллекция музыкальных инструментов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки – одна из самых крупных и значительных в мире по своей научно-исторической ценности. Начало формированию коллекции музыкальных инструментов Музея положено в 80-х годах XIX века в Московской консерватории, где постепенно собирались музыкальные инструменты и документы известных музыкальных деятелей, а в последствии был создан Музей.


ВАРГАН - самозвучающий щипковый инструмент 1-я треть XX века


В витринах можно увидеть диковинные инструменты. Ошейник (ожерелок для лошади) с набором бубенцов. Костромская область, деревня Волосомойново 2-я половина XIX века

В залах установлены мультимедийные экраны, на которых можно прочитать о кождам инструменте, а также послушать его звучание


Инструментов представлено столько, что большинство, а это примерно 90%;))) Вы увидите впервые


Инструменты Хакасии


Унтувун (Эвенкийский бубен)

Ещё установлен мультимедийный экран, на котором можно пройти викторину "Музыкальный эксперт" :) Нужно ответить на пятнадцать вопросов


Музыкальные инструменты Карелии


Русские народные музыкальные инструменты конструкции В.В.Андреева. Оркестровое семейство трёхструнных балалаек


Баян, мастер К.А. Клыковский, Москва 1915-16 годы, принадлежал И.К.Казакову, передан в дар Музею народным артистом СССР Ю.И. Казаковым

Баян готово-выборный многотембровый, мастер Ф.А.Фиганов конструкция Ю.И.Казакова, Москва 1962г., передан в дар Музею народным артистом СССР Ю.И. Казаковым

Кстати, даже в выходной день людей не очень много в музее


Гусли клавишные. Струнный щипковый инструмент конструкция Н.П.Фомина


Стенд с музыкальными инструментами Германии, Австрии



Киркинчо, струнный щипковый инструмент


Чекере, самозвучащий ударный инструмент


А ещё в некоторых витринах установлены экраны, на которых показывается КАК играют на том или ином инструменте


Представлен рабочая мастерская Е.Ф.Витачека. Евгений Францевич Витачек - скрипичный мастер, главный хранитель Государственной коллекции уникальных инструментов


Фисгармония двухмануальная. Германия, после 1904г. принадлежала С.В. Рахманинову


Клавесин, мастер Б.Шуди, Англия 1766г.


Спинет. Фирма Lindholm, Германия 1965г.


Большая экспозиция духовых инструментов


Фортепиано-Жираф (Австрия, Вена 1-я треть XIX века)

АНС - фотоэлектронный синтезатор, изобретатель-конструктор Е.А.Мурзин, Москва 1961-1964гг.


Гигантская барабанная установка. Р.Шафи барабаны со встроенным микрофоном фирма "DW" США, 1990-е годы


И заканчиваем осматривать экспозицию музея Скрипкой мастера А.Страдевари (Италия, Кремона, 1671г. Завещена Д.Ф.Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой, дар Т.И.Ойстрах и И.Д.Ойстраха)

После осмотра музея мы спустились на первый этаж. Тут находится "Музыкальный буфет", где мы перекусили. Надо сказать, что цены не завышенные!


С новыми силами мы отправились на третий этаж, где проходит Интерактивная выставка «ЗВУК И... Вселенная, Человек, Игра...»!


Что мы знаем о звуке? Какими свойствами он обладает и как воздействует на человека? Девять залов выставки познакомят вас с увлекательным миром звуков, шумов и мелодий.

Самое интересное, что всё можно трогать и на всем играть!!!


Можно одеть наушники и послушать звуки которые нас окружают, приятные и противные


Можно побарабанить по кастрюлям, ведрам и сковородкам:):)


На первый взгляд это просто бочки, но...


но в каждой бочке звучит Музыка Столиц:) Своё неповторимое звучание есть у каждого города. И, побывав в нём однажды, легко узнать его "музыку" даже с закрытыми глазами. В каждой "бочке" свой звук мировой столицы


Можно послушать соседей:)) Придя домой, невозможно остаться в тишине, ведь нас окружает не только уличный шум, но и соседи. "Ребенок и скрипка", "Бабушка и сериал", "человек и дрель". Нужно прислонить стакан к уху и узнать, что происходит по ту сторону стены.


Электромагнитные колебания - это изменение состояния электромагнитного поля, распространяющееся в пространстве


Очень прикольная штука:)) детям понравилась


Комната стерео-транс. Погрузитесь в плотные объятья звука, почувствуйте его кожей, посмотрите, как реагирует ни низкие частоты ваше тело, и не пугайтесь, если то, что казалось четким, начнет расплываться...

С виду просто комната, но как только вы в неё войдете начинает играть транс и чем дольше вы будете находится в комнате, тем транс будет громче:)))


Одев наушники можно попробовать угадать эмоцию


Абсолютно каждый может попробовать свои силы в игре на скрипке и на барабанной установке (на барабанной установке ваще супер, обязательно пробовать всем!) :)


Также дети могут сами сочинять музыку, переставляя ноты


И в завершении можете управлять настоящим оркестром
Сам маэстро Юрий Башмет даст вам персональный мастер-класс. Взмахнув дирижерской палочкой, вы ощутите, что музыка теперь в вашей власти!


Музыку создает народ, а мы художники её только аранжируем (М.И.Глинка)


Вывод один - Обязательно идти и желательно с детьми. Музей будет интересен скорее больше взрослым, а вот выставка «ЗВУК И... Вселенная, Человек, Игра...» ну очень понравится детям!