Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Струнные смычковые инструменты. Струнные инструменты

Смычковые инструменты были известны очень давно, но все же они значительно моложе щипковых, но ни время ни место исследователями точно не определены. Предположительно родиной смычковых инструментов была Индия, а время рождения – начало нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в XIII веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых – и примитивных, и более сложных. Постепенно, в течение столетий они отошли в прошлое, но дали жизнь другим инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам.

Виолы появились раньше скрипок. Строились они разных размеров, и держали их во время игры по-разному – между колен, как современную виолончель, или на колене. Была виола, которую держали и на плече, она то и послужили прообразом скрипки.

К XV веку возникло целое семейство смычковых инструментов - виол. Их делали большими и маленькими. В зависимости от размера они назывались дискантовая, альтовая, теноровая, большая басовая, контрабасовая. И звук у них, в соответствии с названием каждой, был более высоким или более низким. Отличался он нежностью, мягким матовым тембром, но слабой силой. Все виолы имели корпус с ясно выраженной «талией» и с покатыми «плечами». Исполнители держали их вертикально, на коленях или между коленями.

Современные смычковые - скрипка и появившиеся вслед за нею альт, виолончель и контрабас - похожи друг на друга и отличаются, в основном, размерами. Их форма произошла от формы виолы, но более изящна и продуманна. Основное отличие - круглые «плечи». Лишь у контрабаса они покатые: иначе исполнителю трудно нагибаться к струнам.

Скрипка известна как королева инструментов. Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. Новый инструмент обладал и более сильным звуком, и значительно большими виртуозными возможностями. И вскоре скрипка вытеснила своих предшественниц. Родоначальником скрипичной школы был итальянский мастер Гаспаро Берлотти. Его школа дала миру выдающихся скрипичных мастеров, среди которых Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари. И поныне их скрипки непревзойденны по качеству. Ценятся они очень дорого, и в нашей стране охраняются как государственное достояние. Большинство их находится в государственной коллекции. Играют на них лучшие скрипачи.

В России первым мастером скрипок был крепостной графа Н. Шереметьева Иван Батов.

Н. Паганини Каприс №24

Альт – это четырехструнный смычковый инструмент, также относящийся к скрипичному семейству. От скрипки альт отличается чуть большим размером и чуть низким строем. Самые первые альты появились ее в XVI веке. Обычно в оркестре присутствуют 8 – 10 альтистов (то есть музыкантов, играющих на альту).

Виолончель – это струнный музыкальный инструмент, его название пришло к нам из Италии. К слову «виолоне», которое раньше означал контрабас, прибавили уменьшительный суффикс «челло», и получилось «виолончелло», то есть маленький контрабас. В русском языке это слово звучит немного иначе – виолончель.

Форма виолончели полностью повторяет форму скрипки, только размеры ее гораздо больше. Виолончель, как и скрипка, имеет всего четыре струны, но они намного длиннее и толще скрипичных. Звук каждой струны имеет свою окраску, или тембр. Смычок для виолончели немного короче скрипичного. Для виолончели написано много замечательных произведений. Этому инструменту часто предназначены выразительные соло в оркестре.

Предшественницей виолончели была старинная виола.

Д. Шостакович «Романс» из к/ф «Овод».

Контрабас – самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов.

Диапазон контрабаса - от ми контроктавы до соль первой октавы. Чтобы не писать слишком много добавочных линеек, условились записывать партию контрабаса октавой выше его подлинного звучания.

Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и громоздкий. Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень высоком табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать его струны, приходится приложить немалые усилия.

Тем не менее некоторые контрабасисты достигают настоящей виртуозности и играют сложные пьесы, часто - написанные для виолончели. Таким контрабасистом-виртуозом был Сергей Кусевицкий, прославившийся как выдающийся дирижер.

Контрабасы популярны в эстрадных оркестрах и ансамблях. Там, как правило, на них играют щипком - пиццикато.

С. Кусевицкий «Вальс-миниатюра».

Стру́нный музыка́льный инструме́нт - это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн . В системе Хорнбостеля - Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз, домбыра, скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли,балалайка и домра и др . Типы струнных инструментов[править | править исходный текст]

См. также полный список струнных инструментов .

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники - щипок, смычок и удар.

Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты - группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведениясмычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента:

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:

    Первые скрипки

    Вторые скрипки

    Виолончели

    Контрабасы.

Изредка выписывается партия для самого низкого струнно смычкового инструмента--октобаса

Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Источник звука у всех инструментов - струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком (arco ) или пальцами (pizzicato )

Мастер, занимающийся созданием и ремонтом смычковых струнных музыкальных инструментов называется Скрипичный мастер или Мастер смычковых музыкальных инструментов .

Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d 1 ,a 1 ,e 2 (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a 4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны "c"или же до (до малой октавы). Происхождение и история[править | править исходный текст]

Фи́дель. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция, Джованни Беллини,1505 год.

Миниатюра «Давид-псалмопевец» (фрагмент). Годуновская псалтирь, 1594 год

«Генеалогическое дерево» происхождения современной скрипки. Encyclopædia Britannica, 11е изд.

Прародителями скрипки были арабский ребараб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский четырёхструнный инструмент квинтового строя ж и г а (отсюда немецкое название скрипки - geige). В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации(ныне Югославии). Продолжавшаяся в течении нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В середине ХVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Гаспар Бартолометти да Сало(ок. 1542-1609) - родоначальник школы мастеров г.Бреши и Андреа Амати (1535-ок.1611) - основатель Кремонской школы.] . Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати . Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини (1620) и «Capriccio stravagante» его современникаКарло Фарины. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини,Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Cо 2ой половины 19 века получает распространение среди татар . С 20 века встречается в музыкальном быту башкир .

Альт (англ. и итал. viola , фр. alto , нем. Bratsche ) или альт скрипичный -струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что искрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных - c, g, d 1 ,a 1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон - от c (до малой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах. Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта - следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров [ источник не указан 1220 дней ] . На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов -симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт - обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Традиционно альтистами не становились с детства, переходя на этот инструмент в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Виолонче́ль (итал. violoncello , сокр. cello , нем. Violoncello , фр. violoncelle ,англ. cello ) - смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци,Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

Виола да гамба (итал. viola da gamba - ножная виола ) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда название.

Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение: для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. Гёте назвал Карла Фридриха Абеля последним виртуозом на гамбе. В начале XX века исполнители-аутентисты возродили виолу да гамба: первым гамбистом нового времени стал Христиан Дёберайнер, дебютировавший в этом качестве в 1905 г. исполнением сонаты Абеля.

Контраба́с (итал. contrabbasso или ss}}) - самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемыхсмычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.(семейство Виола да ГАМБА, Viola da GAMBA) ... Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E 1 , A 1 , D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль октавы), диапазон от E 1 (ми контроктавы) до g 1 (соль первой октавы) и выше. Настоящий контрабас впервые был упомянут в книге в 1566 году. Автор этой книги ошибочно нарисовал скрипку. Потом ему пришла идея, что можно создать такой инструмент. Автор этой книги не известный для современный людей, но известно, что книга написана в средней Азии, когда жителям тех земель представляли Европу. Вскоре, про идею о новом инструменте преподнесли в Европу. В то время Европа была самым бедным местом во всём мире. Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами, настроенными на D 1 , E 1 , A 1 , D, G (ре, ми, ля большой, ре, соль малой октавы), и, как большинство виол, ладами на грифе. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).

Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами, - значительную европейскую известность получил, в частности, Доменико Драгонетти. Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G 1 , D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до ) или по квартам (A 1 , D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).

В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом», однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C 1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Развитие сольной игры на контрабасе в новейшее время связано, прежде всего, с творчеством Джованни Боттезини и Франца Зимандля в конце XIX века. Их усилия вывели на новый уровень виртуозы начала XX века - в частности, Сергей Кусевицкий иАдольф Мишек.

История исполнительского искусства

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для учащихся IV курса

специальности «Инструментальное исполнительство» специализации «оркестровые струнные смычковые инструменты»


Составитель Калинина В.Н.

От составителя: учебное пособие охватывает исторический период от зарождения струнно-смычкового инструментария до середины XIX века.

1. Историческое развитие струнных смычковых инструментов.

2. Выдающиеся скрипичные мастера и школы скрипичных мастеров.

3. История формирования смычка.

4. Эпоха Возрождения. Расцвет скрипичного искусства в Западной Европе.

5. Итальянское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

6. Французское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

7. Скрипичное искусство Германии XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

8. Камерно-инструментальное творчество И.С. Баха. Сонаты и партиты для скрипки соло.

9. Мангеймская школа.

10. Камерно-инструментальное творчество композиторов Венской классической школы.

11. Становление и развитие жанров камерно-инструментальной музыки.

12. Скрипичное искусство в России от народных истоков до середины XIX века.

Приложение: звучат старинные струнные смычковые инструменты (видео).

Историческое развитие струнных смычковых инструментов

Сведения по истории смычковых инструментов не очень богаты и подробны. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые струнные инструменты появились именно у восточных народов. Древнейшим из них, по-видимому, был раванастрон .

Идея услаждать слух трением волос из лошадиного хвоста о высушенные, скрученные и натянутые на что-либо кишки животных возникла в незапамятные времена. Изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается индийскому (по другой версии – цейлонскому) царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад – вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служила грифом и шейкой, в ее верхнем конце находились отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой – из бамбукового дерева. (Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов).

Эрху

В настоящее время очень популярен китайский народный инструмент эрху - китайская скрипка, который по своей конструкции очень близок к древнему раванастрону.



Эрху - старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двухструнная скрипка с металлическими струнами. Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.


Кяманча

Очень похож на раванастрон, но уже более совершенен инструмент кяманча. Кяманча (Kamanche), Кеманча, – этнический (Персия, Иран) струнный смычковый инструмент XV века. "Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Длина классической кеманчи 40-41 см, ширина 14-15 см. Корпус выполняется в форме разрезанной вдоль груши. Овальная головка инструмента, а также шея и корпус изготовляются из цельного куска дерева, иногда из кокосового ореха. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Исполнитель держит инструмент вертикально и играет сидя, опирая длинную металлическую ножку инструмента о пол или колено.


Классическая кеманча. Кеман (был распространён в Армении).

Девушка, играющая на кеманче. Миниатюра 1662г.


Существуют различные теории происхождения скрипки: от смычковых инструментов, занесённых арабами в VIII в. в западноевропейские страны; от среднеазиатских, кавказских инструментов, от смычковых инструментов скандинавских и прибалтийских стран, от средневековой кроты, жиги, смычковой лиры .



Смычковая лира

Упоминания о смычковой лире обнаружены в сочинениях о музыке, относящимся к IX веку.

Наиболее распространена версия происхождения скрипки от средневековых инструментов типа фиделя и ребека. Фидели начинают появляться в Европе в X веке: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями - фидель, виела (в романских странах) - в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе XI веке и сохранялся в различных видах около шести столетий. В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента a gamba и a braccio.

Фидель Фидель


Фидель и ребек ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см., имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам.

Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн, Название ребека, от арабского ребаб или рабаб, выдавало его с головой. Понятно, инструмент появился в Европе в результате начавшихся с VIII века контактов с арабами, ну хотя бы во время крестовых походов. Название фиделя, происходящее от латинского fides - струна, ничего не говорило о его происхождении, но то, что его особенно любили менестрели и жонглёры, странствующие профессиональные музыканты средневековой Европы, чей тип творчества и образ жизни сложились под влиянием Востока, также говорило о восточном происхождении и фиделя. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в X-XV веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.

Характерными чертами ребека были мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку, и колковая коробка с поперечными колками. Лады на грифе отсутствовали.

Классический ребек


Ребек имел обычно три струны, квинтовый строй ребека - G, D, A установился еще до появления скрипки. Играли на ребеке, обычно держа его в горизонтальном положении.

На рубеже XIV – XV веков можно констатировать начавшееся ранее расслоение фиделеобразных инструментов и выявление двух ярко выраженных линий в его развитии. Одна из них, связанная с практикой народных музыкантов, социальное положение которых было низким и бесправным, привела к скрипке; другая, бытовавшая в придворно-замковой практике и соприкасавшаяся с лютней, привела к образованию семейства виол.

Давид Тенирс Младший. Дуэт. Джованни Беллини. Деталь алтаря

(ребек) церкви Св. Захария, Венеция 1505 г.

В XIV в. ясно намечаются два направления в развитии фиделя, приведшие в XV столетии к образованию семейства виол и семейства смычковых лир.

Виола (итал. viola) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от XV до XVII столетия, хотя они появились намного раньше. В начале XI столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. Время происхождение виол неясно, это вероятно конец X столетия, когда в Европе был признан смычок. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке.


Семейство виол (иллюстрация из трактата Михаэля Преториуса Syntagma musicum )

По сравнению со скрипками, виола была более длинная и легкая, и в результате производила менее интенсивный звук. В отличие от скрипки виола не имела характерной формы. Некоторые инструменты имели плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Все эти инструменты в подавляющем большинстве случаев располагали шестью струнами. Струны на виолах были размещены очень близко друг от друга, гриф был разделен ладами, - поперечными металлическими порожками, а подставка имела очень ничтожную выпуклость. Старинные виолы в основном были сведенные к четырем важнейшим видам в подражание вокальному квартету, излагались четырехголосно, то есть в оркестре виол им поручались четыре вполне самостоятельных голоса или партии. Все прочие разновидности виол (а их было довольно много) отличались друг от друга размером, звучностью, числом струн или внешним видом, но они никогда не были постоянными участниками смычкового оркестра.

Виолы

На рубеже XV – XVI веков произошло разделение виол на две группы: a gamba и a braccio. (Позднее виолами назывались инструменты «ножного» типа держания). К XVII веку насчитывалось десятки видов виол: дискантовая (сопрановая), высокая дискантовая (сопрановая), малая альтовая, альтовая, большая басовая, контрабасовая виола (виолоне), тенор – виола, кант – виола, виоль д`амур, виола да бардоне (баритон), виола – бастрада и др.

С XVII века виолы начали утрачивать своё значение, стали вытесняться скрипичным семейством. Несколько дольше удержались виола да гамба и виоль д`амур (виола любви).


Карл Фридрих Абель.

Виола да гамба (итал . viola da gamba - ножная виола ) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда название. Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение, для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. (Гёте назвал Карла Фридриха Абеля - последним виртуозом на гамбе).

Вытеснение виольного семейства скрипичным происходило постепенно и дольше других конкурировала с виолончелью соответствующая ей по размерам виола да гамба, но и она к концу XVIII века утратила своё значение (чтобы спустя сто с лишним лет вернуться в концертные залы благодаря исполнителям – аутентистам, начиная с Христиана Дёберайнера).

Виоль д’амур

Виоль д"амур - последняя представительница смычкового семейства виол - впервые появилась во второй половине XVII века в Англии. По внешнему виду она не отличается от других виол: плоская нижняя дека, покатые плечи, квартово-терцовый строй, но держится виоль д"амур не способом «а гамба», как все другие виолы, а на плече, подобно скрипке.

Характерной особенностью инструмента являются подгрифные струны - их называют резонирующими или симпатическими. На них не играют, но они колеблются и резонируют во

время исполнения на основных струнах и тем самым придают звучанию виоль д"амур своеобразную таинственность.

Виоль д`амур

По внешнему виду виоль д"амур, пожалуй, самый красивый инструмент из всех смычковых. Исключительно изящна форма корпуса, особенно его «талия», повторяющая контуры резонансных отверстий в виде огненных язычков, сделанных на верхней деке. Декоративным украшением являлась «готическая роза», которую вырезали под грифом на верхней деке. Длинный ящичек с множеством колков, завершающийся вырезной головкой, либо девичьей, либо амура с завязанными глазами, дополнял изысканность формы. Все это вместе взятое позволяет говорить о старинном инструменте как подлинном произведении искусства.

По размеру виоль д"амур может быть приравнена к небольшому альту, поэтому на ней чаще всего играют альтисты, для которых освоить старинный инструмент больших сложностей не представляет. На инструменте очень легко играть аккорды, арпеджио, различные многозвучные сочетания, флажолеты.

Смычковая лира , возникшая в Италии в XVI-XVII вв. по виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку.Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн – от 5 до 10. В противоположность семействам виол и скрипок, лиры различались между собой не только по размеру, тембру и диапазону, но и по ряду других признаков, делающих объединение этих инструментов в одно семейство несколько условным.

В процессе развития фиделя в скрипку определяющее влияние оказали лиры, державшиеся a braccio (в руках), т. е. лира a braccio и примыкающая к ней лироне a braccio. Низкие же лиры отразили влияния лютни и виолы. Ранняя лира a braccio отличалась от фиделя лишь количеством струн. Помимо пяти струн на грифе, она имела еще две, расположенные вне грифа струны, так называемые бурдоны, применявшиеся

для своеобразного аккомпанемента в виде выдержанных звуков. Уже на позднем фиделе можно встретить использование нижней струны в качестве бурдона. Лира a braccio имела безладовый гриф. Квартово-квинтовый строй фиделя при его эволюции в лиру переходит в квинтовый строй.

Лиры a braccio

Строй лиры a braccio полностью совпадал со строем современной скрипки и отличался только удвоением «соль» и наличием бурдонов. В процессе развития лиры в скрипку следует отметить появление на корпусе сперва двух, а затем и четырех углов, а, также приближение формы дек и резонансных отверстий к скрипичным. Широкое применение получили лиры на своей родине, в Италии. Их можно было встретить и у народных певцов-сказителей и в академических музыкальных кругах. В XVI веке лиры, особенно приближающаяся по размеру к виолончели лира a gamba, часто применялись для сопровождения мадригалов.

Яков Дак.

(Музыкальный быт 16-го века).


Только одна виола избежала общей участи виол, замененных скрипками, – это виолоне, или контрабасовая виола. Она постепенно приобрела некоторые черты скрипки – такие, как количество струн и отсутствие ладов на грифе, сохранив, однако, отдельные особенности старого виольного семейства, включая плоскую нижнюю деку, покатые плечи и настройку. Кроме того, считается, что современный контрабас сочетает в себе ряд свойств скрипичного и виольного семейств.

Современный контрабас

Многие факты указывают на раннее развитие народных смычковых инструментов у славян, что свидетельствует о безусловной связи скрипки с народными инструментами славян.

Польская мазанка Злобцоки

В Польше при археологических раскопках были обнаружены два инструмента: первый из них (2-я половина XI века) – двухструнный, близкий по размерам и долблёному корпусу позднейшей пошетте (карманной скрипке); второй - почти вдвое больший по размеру. По предположению польского учёного З. Шульца, второй из обнаруженных инструментов, является предком одного из древнейших инструментов – трёхструнной мазанки , корпус которой выдалбливался из цельного куска дерева. Название «мазанка» произошло от древнего польского слова «мазаня» - что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели колковую коробку, настраивались по квинтам и не имели ладов. К другому типу древних польских смычковых инструментов принадлежали трёх- и четырёхструнные злобцоки , генсле (или генслики) . По размерам они были больше мазанок, также настраивались по квинтам, имели яркий, открытый звук. Как и у мазанки, корпус злобцоки вместе с шейкой и головкой сделан из одного куска дерева. Четыре струны (в старинных три) настроены как у скрипки. При игре эти инструменты держали на плече или верхней части груди.

Несколько позднее, во 2-й половине XV века в Польше отмечено появление народного инструмента с названием скрипица . Его характерные черты – квинтовый строй и, предположительно, четыре струны. Видимо скрипица и явилась первым польским инструментом, вобравшим в себя характерные черты различных, но имеющих типовое сходство смычковых инструментов. Подобное название в XVI веке появляется и в России (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель ).

Болгарская гадулка

В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента: a gamba и a braccio. То же было и в славянских странах: болгарская гадулка и сербская гусла держались a gamba; польская генсле – a braccio.Проникли эти инструменты в славянские земли со стороы Азии. По теории Курта Закса, известного немецкого инструментоведа, именно от балканских славян заимствовала Западная Европа инструмент фидель (в германских странах) или виелу (в романских странах).

Смычковые инструменты на Руси были известны с глубокой древности (X – XI вв.) и в основном держались в позиции a gamba. Один из древнейших струнных смычковых инструментов Руси – смык или смычок . Точно сказать что это за инструмент невозможно, так как о нём упоминается только в народных песнях. Не путать название инструмента с современным значением этого слова, одно из первых названий смычка – «лучец» , с XVI века название «смык» переносится на смычок.

Скорее всего смык - это разновидность гудка. Имеются многочисленные упоминания о гудке в песнях, хронике, старинных изображениях. Но сам инструмент в народной музыкальной практике был утерян. Только во второй половине XX века во время археологических раскопок в Новгороде были обнаружены подлинные экземпляры этого инструмента. Гудок имел грушевидный корпус с плоским дном и прямой декой с резонаторными отверстиями.

Старинные русские народные инструменты (гудок)

Струн (обычно жильных) было три. Две нижние настраивались в унисон либо в интервал и обеспечивали бурдон. На верхней струне исполнялась мелодия. При игре инструмент держали вертикально, упирая в колено. Звук извлекался при помощи смычка с конским волосом, которым водили сразу по трем струнам. Очевидно, существовали гудки разных размеров, что отражено в названиях: гудочек, гудок, гудало, гудище.

Предклассический тип скрипки в славянских странах сложился в период со второй половины XIV века до конца XV века. В живописи начала XVI века запечатлены изображения первых образцов вполне сложившегося инструмента. В этот период наиболее развитым инструментом оказалась польская скрипка, слава о которой распространилась по всей Европе. Народные инструменты медленно уходили из народной и профессиональной практики. Наиболее долго сосуществует со скрипкой виола. Семейство виол с XV до середины XVIII века было широко распространено в ряде европейских стран, в особенности в Германии, Англии и Франции.

Таковы были основные типы смычковых инструментов, сосуществовавших в народной и профессиональной практике в эпоху, предшествовавшую Возрождению. Стремительный процесс развития скрипки предклассического типа обусловливался несколькими причинами: высоким уровнем народного инструментального искусства, тенденциями звуковой и технической выразительности, навыками построения инструментов различного типа. Это предопределило качественное своеобразие смычкового инструментария – концентрацию наиболее ценных черт, рождённых в более ранние эпохи.

Развитие и совершенствование скрипки шло по пути установления классических пропорций в её строении, отбора дерева, поисков грунтовки и лака, формы подставки, удлинения шейки и грифа и т. п. Длительный путь от примитивной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Италия с её налаженным ремесленным производством инструментов, наличием выдающихся мастеров оказалась наиболее способной придать скрипке совершенную классическую форму и развернуть массовое изготовление профессиональных инструментов для развивающегося профессионального искусства.

Т а л л и н н с к а я Г у м а н и т а р н а я Г и м н а з и я

Реферат на тему:

История струнно-смычковых инструментов и их развитие.

Преподаватель: Татьяна Божко

Ученик: Илья Ливенсон 8 а

Т а л л и н н

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Многие типы струнных инструментов объединены в соответствии с особенной характеристикой. Их звук производится, когда натянутая полоска материала (обычно проволока, шелк или кишка) начинает вибрировать от соприкосновения со смычком или другим предметом. Параметры звука, издаваемого струной, зависят от длины, гибкости, и напряженности.

В Западных странах одобренным материалом для струн были кишка или провод, а на Востоке использовался шёлк. Кишка использовалась в древности Египтянами, Греками, и Римлянами. Провод не использовался до 14-ого столетия, когда было изобретено вытягивание проволоки. Это открытие также вело к изобретению клавишных инструментов со струнами (клавикорд, клавесина, клавичембало и фортепиано). Из-за того, что только провод и кишка были известны на Западе, как материал для струн, в наши дни клавишные инструменты состоят из вышеперечисленных материалов.

Лира.

Среди самых ранних струнных инструментов - лира. Первое упоминание о лирах было ещё во времена Шумерской цивилизации. Эти инструменты были большими, приблизительно 3 1/2 фута (1 метр). Их струны расходились от звуковой коробки по мосту к связке управления. Звук производился от перебирания пальцами струн. Через какое-то время лира стала компактней. Инструмент, известный в Египетской цивилизации во 2 тысячелетии до н.э. располагался почти горизонтально. Звук производился путём перебирания струн специальной палочкой, предшественницей современного смычка. Количество струн на инструментах того периода располагалось между шестью и двенадцатью.

Арфы.

Одна из древнейших среди струнных инструментов - арфа. Арфы были изображены в древнем Египте уже в 4-ой Династия (приблизительно 26-ое столетие до н.э.), и они были очень большие(более 1,8 метра). Два типа арф были известны в Сирийской цивилизации (8-7 век до н.э.).

Самая ранняя арфа, из еще существующих - инструмент от Шумерской цивилизации, приблизительно 3000 лет до н.э. Современная арфа, используемая солистами и в оркестрах, имеет диапазон 6 1/2 октав и использует сделанные из кишки струны.

Другой тип современного инструмента - хроматическая арфа, усовершенствованная в начале 20-ого столетия Густавом Лионом. Эта арфа не имеет никаких педалей для обеспечения хроматических тонов. Хотя этот инструмент был признан, это не заменило арфу, усовершенствованную Себастьяном Ерардом.

Виола.

Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от 15-ого до 17-ого столетия, хотя они появились намного раньше. В начале 11-ого столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. В то время как происхождение виол неясно, это вероятно время от конца 10-ого столетия, когда смычок был признан в Европе. Когда скрипка и инструменты, связанные с этим появилась в 17-ом столетии, был период в течение которого никакое семейство инструментов не было доминирующим, но виола была главным образом заменена скрипкой. Тем не менее, до конца 18-ого столетия, самый “низкий” член этого семейства, виола da gamba, все еще использовался как инструмент для соло исполнения.

По сравнению со скрипками, виола более длинная и легкая, и в результате она производит звук, который является менее интенсивным. В отличие от скрипки виола не имеет характерной формы. Некоторые инструменты имеют плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Члены семейства виол имеют шесть струн.

Группа от трёх до шести виол, играющих вместе называется consort, и имеются четыре главных размера: сопрано, альт, тенор, и бас. В группе из шести таких инструментов обычно два сопрано, альт, тенор, и два баса.

Скрипка.

Семейство скрипки, которое оспаривало и вытесняло членов семейства виол, появился в Европе в начале 16-ого столетия и к середине 16-ого столетия был упомянут в произведениях того периода. С тех пор эти инструменты скрипка, альт, violoncello (или виолончель), и контрабас стали главным компонентом оркестров симфонии и ансамблей камерной музыки. По сравнению с виолой эти инструменты громче и более чувствительные, со струнами, которые являются более тяжелыми и тугими.

Вид инструментов семейства скрипки стал современнее в конце 16-ого столетия. В конце 18-ого столетия, когда основной тон повысился и появилась потребность в более сильном звуке, скрипка была изменена. Мост был поднят, шея была наклонена под углом и удлинена, и напряженность струн была увеличена. Смычок походил на смычок виол до начала 18-ого столетия. К концу 18-ого столетия, современный смычок был усовершенствован французом, Франкоис Тоуртом.

Самые большие скрипки были из Италии, и никакой город не славился своими инструментами больше, чем Кремона. Это был дом для семейства Amati, чьи инструменты устанавливают международный стандарт для красоты звука, и Antonio Stradivari, чьё имя все еще синонимично с самыми прекрасными скрипками.

Хотя только с четырьмя членами семейства скрипок сталкиваются сегодня, имеются другие инструменты, связанные с этой группой, которые однажды были одинаково знамениты. Pochette , или Taschengeige , является миниатюрной скрипкой, настроенной на октаву выше нормального инструмента, чьё использование связано с танцующими мастерами, которые сопровождали студентов с этими инструментами.

Гитара.

Гитары характеризованы их плоской задней частью, хотя инструменты также существуют с задними частями, мягко направленными наружу. Обычно гитары делают из клёна, бука, ели или сосны. Старинные инструменты часто украшались инкрустациями из слоновой кости, эбенового дерева или перламутра. В то время как старинные инструменты имели целых десять или двенадцать струн, современные гитары для концерта имеют шесть отдельных струн. Стандартные современные гитары имеют три струны из металла и три, сделанные из пластмассы. Струны настроены интервалами по возрастания три четвёртые, главная треть и другие четвертые.

Хотя гитары были найдены по всей Европе, они стали национальным музыкальным инструментом Испании. Главный распространитель и возможный изобретатель инструмента в современной форме был в 16 веке испанский романист Висент Еспинел. Одними из известных композиторов для гитар были: Фернандо Сор и Мауро Гильяни, жившие в 19-ом веке.

Список используемой литературы:

1. Элизабет Каулинг. “Виолончель” (Scribner, 1983).

2. Джордж Харт. “Скрипка: Известные Изготовители и Их Подражатели” (Longwood, 1977).

3. Сибуль Маркюз. “Музыкальные Инструменты: Всесторонний Словарь” (Norton, 1975).

В хордофонах , как следует из их названия (от греч. "хорда" — струна), звук извлекается посредством колебания туго натянутых струн:

1) через воздействие на них смычка: скрипка,виола да гамба, равель, ребек:

Скрипка

виола да гамба

ребек

2) с помощью непосредственного перебора струн пальцами или плектром (медиатором). В этом случае инструменты могут иметь шейку, гриф и резонаторы — лютня, гитара, мандолина:

Лютня.

Гитара.

Мандолина.

или не иметь шейки с грифом, а представлять собой только лишь гармонический ящик или резонатор, как, например,кифары :

Струнные инструменты могут быть щипковыми (перебор струн) — псалтерионы, гусли, цитра:

Псалтерион.

Цитра

Гусли.

или ударными дульсема, цимбалон :



Цимбалон.

Стоит отметить, что в Средневековье "потомки" ударных струнных инструментов получили клавишный механизм. Таким образом, прямым наследством средневековых псалтерионов и цитр мы должны считать клавесин, спинет и верджинел, ввиду того, что их струны ударяются маленькими медиаторами.

клавесин

Спинет.

Верджинел.

Между тем к "генеалогии" дульсемы принадлежат клавикорды, пианино и рояль .

Клавикорд.

Пианино.

Рояль.

Струнные смычковые инструменты.

Звучание струнных смычковых инструментов.

Cмычковые инструменты известны с VIII в., и их родиной считается регион Узбекистана и территории вблизи Аральского моря. Отсюда смычковые инструменты распространились на восток — в музыкальные культуры Индии и Китая, в то же время по персидскому пути — на юг и на запад, достигнув исламских территорий. В балканской зоне появился смычковый кордафон , прибывший на Европейский континент через Византию. Также на Иберийском (Пиренейском) полуострове уже в XI в мы встречаем обширные сведения и иконографию, относящиеся к смычковым инструментам, прежде всего к равелям (трехструнная пастушеская скрипка). Лижерика - тоже старинный трехструнный инструмент Хорватии. Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу.

Но самым значимым смычковым инструментом Средневековья была виола, также называемая смычковой виуэлой и известная у музыковедов (органологов) как фидула .

В действительности от названного инструмента в конце XV в. произошла виола да гамба , известная также в Кастилии как виуэла де пиерна , смычковая виуэла или виолон , инструментальное семейство которой было одним из наиболее значимых в эпоху Возрождения и барокко.

Названные виолы имели различные тембры и размеры, и на них играли, опирая на колени (сопроано) или поставив между ног (тенор и бас). Диапозон виолы был закреплен ладами, и поэтому они были полифонического характера. С плоской спинкой и немного выпуклой гармонической крышкой они имели пять или шесть струн, настроенных квартами (семь струн в конце XVII в.). Репертуар для виол был чрезвычайно разнообразен, прежде всего со стороны французской школы, в которой появляются имена Сен — Коломба (ум. между 1691 и 1701), Де Маши (1685 — 1692), Луи де Ка д"Эрвелуа (1670 или 1680 — ок. 1760), Антуан Форкере (1671 или 1672 — 1745) и Марен Маре (1656 — 1728). Также в Англии XVI — XVII вв. появилась целая плеяда композиторов, писавших музыку для виол: Тобиас Хьюм (ок. 1569 — 1645), Орландо Гиббонс (1583 — 1625), Кристофер Тай (1498 — 1572), Метью Локк (ок. 1630 — 1677), Генри Перселл (ок. 1659 — 1695) и Джон Дженкинс (1592 — 1678).

Но уже в XVII в. виолы стали вытесняться с музыкального Олимпа шедшим им на смену другим семейством смычковых инструментов — семейством скрипок (скрипка, альт, виолончель и контрабас) . Эти инструменты сразу же завоевали популярность как у композиторов, так и у слушателей. Относительно виол да гамба скрипки имеют более ущемленный корпус, более узкие боковые обводы (обечайки), подставку более высокую (и поэтому обладают большей звучностью и высотой звука), четыре струны, настроенные квинтами, и более длинный смычок.

Контрабас, виолончель, альт, скрипка (слева — направо)

Tomaso Albinoni — Adagio — String Quartet

Наконец, среди семейства струнных смычковых инструментов следует упомянуть так называемую виолу де руэда (колесная виола), производную от средневекового инструмента, называвшегося "органиструм".

Звук у этого инструмента извлекается посредством трения о струны колеса, приводимого в действие рукояткой. Начав вращаться, колесо задевает струны и издает звук, который напоминает (в известной степени) звук волынки. Инструмент имел несколько разных басовых струн и, кроме того, две мелодические струны в унисон. Хотя его происхождение связывают с монастырской музыкой, он быстро стал народным инструментом, типичным для бродячих музыкантов, которые его использовали для аккомпанемента своему пению.

Струнные щипковые инструменты.

Щипковые хордофоны были известны также с древности.

Звучание струнных щипковых инструментов.

Уже в III тысячелетии до н.э. инструмент наподобие лиры был очень популярен в Месопотамии. Вывезенный в Грецию, он был здесь усовершенствован и позже распространен и в Риме. Согласно мифу, первая лира была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Она имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной. Сначала для натяжения струн использовали деревянные и костяные колки, позднее — металлические.

К древним струнным щипковым инструментам относится также кифара, обладающая узким прямоугольным деревянным корпусом (резонатором), двумя ручками, прикрепленными к корпусу в продольном направлении, и перекладиной, соединяющей ручки. Струны были одинаковой длины, но разной толщины, что позволяло регулировать высоту звука.

Другая ветвь струнных щипковых инструментов — арфы упоминаются уже в Книге Самуила (Ветхий завет). Также эти инструменты были известны в Месопотамии, в Африке и некоторых частях Азии. Позднее Арфа проникла в Европу, а в V в. стала известна в Ирландии.

Необходимо упомянуть также лютню, которая была очень популярна во всех музыкальных культурах мира.

Allemande performed by Robert Barto on Baroque Lute. This sonata can be heard on the Naxos recording "Weiss volume 8" 8.570109

Но наиболее популярной из группы щипковых хордафонов является, несомненно, гитара. Правда, в эпоху Возрождения гитара уступала в популярности виоле и лютне.