Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Николай леонтович. Николай Леонтович: биография. Нотные издания произведений Леонтовича

Николай Леонтович биография краткая изложена в этой статье.

Николай Леонтович краткая биография

Леонтович Николай Дмитриевич — украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог. Автор известных народных песен для хора «Щедрик», «Дударик», «Казака несут».

Родился 13 декабря 1877 года в селе Монастырёк Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца.

В 1887 году Леонтович вступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище.

В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко.

В 1898 году Леонтович закончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 годувышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

С 1904 по 1908 — работает на Донбассе преподавателем пения и музыки в железнодорожной школе станции Гришино (в настоящее время г. Красноармейск).

Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве.

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики.

С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижёри композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Верёвкой работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Основывает первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919-1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением - народно-фантастической оперой «На праздник русалок » по одноименной сказке Б. Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На праздник русалок».

В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х годах.

Найвизначнішим місцем туристичного паломництва на Тепличчині являється музей Миколи Дмитровича Леонтовича, та його могила в с. Марківка. Музей відкрито в 1977 році, до ювілею М.Д.Леонтовича. Архітектурний проект Музею та бронзове погруддя до пам’ятника виконав львівський художник Ярослав Ульгурський. Неподалік музею знаходиться могила М.Д. Леонтовича, на якій встановлено гранітний обеліск.

В музеї зібрано цікаві матеріали, велика кількість старовинних фотографій родини Леонтовичів, загальне фото батьків, сестер Миколи Леонтовича. Великий інтерес у відвідувачів викликають експозиції рідкісних матеріалів, оригінальні рукописи партитур, титульних обкладинок Першої та Другої збірки пісень з Поділля, піаніно, криги, ноти та меблі Леонтовича. Ініціатором створення музею в с. Марківка був теперішній декан музично-Педагогічного факультету Вінницького державного педагогічного університету Завальнюк Анатолій Федорович і художник Ярослав Ульгурський.

Микола Дмитрович Леонтович. Недоспівана пісня подільського Орфея

1(13) грудня 1877 року в сім’ї сільського священика отця Дмитрія (с.Монастирок теперішнього Немирівського району) народився син Микола, майбутній композитор зі світовим ім’ям, співець краси подільської землі. В історію світового музичного мистецтва Леонтович увійшов як автор художніх обробок для хору українських народних пісень (близько 200), а також як творець жанру витонченої хорової мініатюри на основі текстів і мелодій народних пісень. Серед його найкращих обробок народних пісень виділяються своєю мелодійністю “Щедрик”, “Дударик”, “Праля”, “Козака несуть”, “Піють півні”, “Ой з-за гори кам’яної”, “Женчичок-бренчичок”, “Зашуміла ліщинонька” та ін.

Дитинство Миколи Леонтовича пройшло в селі Шершнях Вінницького повіту (нині – Тиврівського району), де батько з 20 червня 1879 року отримав посаду настоятеля місцевої парафії. Мальовнича подільська природа, гармонія небесної блакиті та золота ланів, співочі люди, – все це пробуджувало в хлопця потяг до звуків рідної пісні. До того ж його батько добре грав на скрипці, гітарі та віолончелі, а мати гарно співала, що не могло не накласти свій благотворний відбиток на вразливу дитячу душу.

Коли хлопцеві виповнилося 10 років, то батьки віддали його на навчання до Немирівської гімназії (серпень 1887 року), де в цей час працювали друзі та однодумці Т.Г.Шевченка: Михайло Чалий, Іван Сошенко, Юліан Бєлкіна-Кенджицький, Опанас Маркович. Закінчивши підготовчий клас цієї гімназії, Леонтович того ж року вступає до Шаргородської духовної бурси, яку закінчує через чотири роки. Потім – тривалі роки перебування в Кам’янець-Подільській духовній семінарії. Навчався в семінарії Микола Леонтович досить скромно. Так, перший клас він закінчив лише 25-м за списком, до того ж мав переекзаменування з твору. А в останньому класі гімназії навіть був залишений на другий рік. Очевидно, давалися взнаки його величезна завантаженість у семінарському хорі (де він був диригентом), а також рішення посвятити себе справі народної освіти.

Після закінчення семінарії у 1899 році Леонтович працює вчителем творчої праці, арифметики та географії в Чуківській двокласній школі. Про його перебування в Чукові розповідають протоколи засідань педагогічної ради школи за 1897-1901 роки, які зберігаються в музеї у місті Тульчині. Тут, у Чукові, Леонтович з сільських хлопців та дівчат організовує свій перший хор, робить записи українських народних пісень.

Особливо значним для Леонтовича як у творчому, так і в особистому плані був тиврівський період його життя (з 1901 по 1902 рік). В Тиврові Микола Дмитрович викладає музику та співи в місцевому духовному училищі, організовує дитячий хор. На цей же період припадає і вихід його “Першої збірки пісень з Поділля”, багато пісень з якої виконувалось місцевим хором. Також у Тиврові Микола Леонтович познайомився із Клавдією Ферапонтівною Жовткевич, уродженкою волинського села Підлісці, яка з 29 вересня 1901 року стає його супутницею життя.

Восени 1902 року Леонтович залишає Тиврів і переїздить до Вінниці. Деякий час тут він працює викладачем співів в церковно-учительській школі і одночасно диригує духовим оркестром. Поряд із цим Леонтович впродовж 1903-1904 років відвідує лекції та консультації в Петербурзькій придворній співочій капелі і невдовзі складає іспит на звання диригента церковного хору.

Приємним епізодом в житті молодого композитора була також рецензія відомого метра української класичної музики М.В.Лисенка на “Другу збірку пісень з Поділля” (1903 рік). Зокрема, Микола Віталійович писав: “Пригадуючи собі вашу збірку пісень, я був дуже зрадуваний, знайшовши в ній самостійні ходи, рухи голосів, а не підкладання інтервалів задля гармонійної площини”.

Однак, в житті Миколи Дмитровича бували і неприємні моменти. Через різні ускладнення йому довелося залишити Вінницю і тривалий час поневірятися без засобів до існування. Перебуваючи на батьківщині дружини, Леонтович дізнається, що на станції Гришине (нині – Красноармійське Донецької області) існує вакансія вчителя в залізничній школі. І Микола Дмитрович разом з дружиною перебирається на Донбас. Новий вчитель одразу ж припав до вподоби шкільному колективу. Але пропрацювати довго Леонтовичу тут не вдалося. Під час подій 1905-1907 років він викликає підозру в жандармів через симпатії до революціонерів, а також за те, що очолюваний ним хор робітників-залізничників виконував пісні антимонархічного змісту. Рятуючись від переслідувань жандармів, Леонтович переїздить до Тульчина. З 12 жовтня 1908 року Микола Дмитрович викладає церковний спів у місцевому єпархіальному жіночому училищі. Судячи із спогадів його учениці Ірини Шероцької-Кравчук (“Культура і життя”. – 1991. – 5 жовт.), уроки Леонтовича користувалися незмінним успіхом серед вихованок училища.

Починаючи з 1909 року, Микола Леонтович бере консультації з теорії композиції у професора Болеслава Яворського, учня відомого російського композитора Сергія Танєєва. Спочатку їх зустрічі відбувалися в Москві, а згодом у Києві. Спілкування із Яворським допомогло Леонтовичу досконало опанувати ряд прийомів із техніки хорового письма, зокрема, з поліфонії.

В 1918 році Леонтович переїздить на постійне проживання до Києва. Видатний український композитор К.Г.Стеценко, з яким Леонтович познайомився у Києві, так писав про свого знайомого: “Він ніби різьбяр у музиці, що творить найтонші музичні вартості, неначе кружева з шовку. Його техніка, обробка найменшої речі настільки “ажурна”, ніби тонка різьба із золота, прикрашена самоцвітним камінням.” До речі, обох велетів національної культури поєднувала не лише музична творчість, але й спільна праця в галузі державотворення за часів Центральної Ради: обоє працювали в педагогічній секції музичного відділу Міністерства народної освіти УНР (Кирило Григорович – головою секції, Микола Дмитрович – її діловодом). Окрім цього, Леонтович не полишає і суто професійної діяльності: працює викладачем хорової справи в Музично-драматичному інституті імені М.В.Лисенка, організовує та очолює в ранзі комісара першу українську державну капелу. В цей же час Микола Дмитрович пише 4 хорові поеми: “Легенда”, “Літні тони”, “Моя пісня”, “Льодокол”. Однак, творчу працю композитора перервала денікінська окупація Києва. Погрози розправою змушують Леонтовича переїхати із сім’єю назад до Тульчина. Тут він повертається до вчительської праці, багато і самовіддано працює на музичній ниві. З архівних джерел також відомо, що з 1 серпня 1920 року Леонтович займає посаду завідуючого секцією мистецтв при Брацлавському повітовому відділі народної освіти, а згодом – організатора державного хору в Тульчині.

Лебединою піснею композитора, за задумом самого автора, повинна була стати народно-фантастична опера “На русалчин великдень”. Для того, щоб закінчити її текст (слів автора, Бориса Грінченка, вистачило лише на одну дію), Леонтович виїжджає в село Стражгород, де проживала його знайома лібреттистка, колишня випускниця Тульчинського єпархіального училища Надія Василівна Танашевич. У Стражгород Микола Дмитрович прибув у четвер 20 січня 1921 року, якраз на іменини старого Танашевича. “На другий день, в п’ятницю, – писав перший біограф Леонтовича В.П.Дяченко, – Микола Дмитрович майже цілий день просидів з Надією Василівною над лібретто. Він дав усі необхідні вказівки та побажання і повернувся надвечір у Марківці щасливий і вдоволений. Тепер справа з оперою була цілком налагоджена.”

День 22 січня Леонтович, окрилений творчими успіхами, провів у будинку батька в селі Марківка нинішнього Теплицького району. Чи знав тоді подільський Орфей, що невблаганний час вже цієї миті набував для нього нових, особливих вимірів? Напевне знав, здогадувався...

Збереглися звістки про те, що Надія Танашевич в кінці книги В.П.Дяченка залишила такий запис: “Стара Танашевич 6-го янв. (ст.стиль) ворожила по руці (Леонтовичу. – Авт.), херомантичним способом вгадувала довжину (лінії. – Авт.) життя. Але в цей момент підійшла до них Надія. Тут же стояв і Грех (колега Леонтовича по Тульчинському училищу. – Авт.). Вона подивилась і сказала: “Ох, мамо! Та лінія життя зовсім скінчилась, нащо ж ти неправдиво кажеш. А М.Д. зареготався, та й каже: “Значить, коли я буду від вас іти, і з лісу вийде бандит мене вбивати, той я йому скажу: е, ні! Стій. Матушка Танашевич мені ще вгадувала довго жити”.

Наступні події, що трапились після цього, лише засвідчили невідворотність долі, яка штовхала геніального митця назустріч безсмертю. Про обставини трагічної загибелі Миколи Дмитровича від рук підступного вбивці, якого Леонтовичі гостинно впустили до хати, нагодували, дали притулок на ніч, вже говорилося багато у краєзнавчій літературі. Пізніші ж дослідження, щоправда, дозволили зробити істотне уточнення, що вбивцею національного музичного генія був агент Гайсинського повітового ЧК. Дозволимо собі ще раз процитувати цей документ (секретний рапорт начальника Гайсинської повітової міліції губернському начальству від 9 лютого 1921 року), оскільки наступні документи дозволяють зробити висновок, що вбивство композитора мало не випадковий характер (переклад з російської): “В ніч на 23 січня, агент повітчека Грищенко пострілом з гвинтівки вбив сина священика с.Марківки, Кіблицької волості Миколу Леонтовича – 43-х років, в якого Грищенко ночував і 26-го січня Грищенко, який переховувався в м.Теплику при переслідуванні його чинами міліції, пострілом з гвинтівки поранив в живіт міліціонера Твердохліба” (ДАВО, Ф.Р-195, оп.4, спр. 28, арк.116).

“Куля чекістського насланця, – писала вже у наші дні мистецтвознавець з Києва Валентина Кузик, – свідомо цілила в серце визнаного носія духовності нації – Миколу Леонтовича. Це був знак страшної кари, що чекає на кожного самостійника, який не догоджає системі”.

У цьому зв’язку досить промовистими виглядають наступні документи, виявлені автором (ДАВО, Ф.Р-2616, оп. 2, спр. 8, арк. 58, 63, 85). Мова в них йде про службову кар’єру агента Грищенка (накази Гайсинського повітового ЧК). Подаємо їх текст мовою оригіналу: “Зачисляется в списки в качестве районного информатора т.Грищенко Афанасий и на все виды положенного довольствия с 4-го сего декабря (1920 р. – Авт.).

Справка: Рапорт ст. информатора т. Пилата (яке красномовне прізвище! – Авт.) и резолюция секретаря т.Купцова».

«Убывшего в служебную командировку (виділено автором) районного информатора тов. Грищенко полагать в таковой и исключить с провиантского, приварочного и чайного довольствия с 12 сего ноября (очевидно, грудня. – Авт.)…

Выданные 5000 аванса районному информатору тов. Грищенко на секретные расходы (виділено автором), выписать в расход по приходно-расходному журналу”.

І, нарешті, наказ Гайсинського повітчека № 17 від 21 січня 1921 року: “Поступившие от районного информатора т. Грищенко 5000 р. на погашение полученного им аванса в Гайсин. Политбюро записать на приход по кассе” (чи не поповнив Грищенко таким чином свої грошові запаси, забравши згодом гроші у сестри Леонтовича?).

Імовірно також, що до відомих мотивів вбивства Миколи Леонтовича прилучився і його намір виїхати за кордон, про що свідчать спогади сина Надії Танашевич Бориса Іванова.

Болісним криком відгукнулася звістка про загибель Миколи Дмитровича Леонтовича по всій Україні, спонукала її кращі культурно-мистецькі сили до об’єднання в Комітеті пам’яті М.Д.Леонтовича (до речі, серед його членів зустрічаємо і багатьох наших земляків, зокрема, визначних музикантів Давида Бертьє та В’ячеслава Мерзлякова). Відзначилася досить своєрідним чином у “вшануванні” пам’яті славетного композитора і офіційна влада. Так, невдовзі після похорону Миколи Дмитровича тульчинські чиновники (на той час Тульчин був повітовим центром) приймають рішення про виселення вдови М.Д.Леонтовича з її помешкання, а також про конфіскацію меблів та музичних інструментів. Лише завдяки енергійному протесту Київського губернського комітету професійно-технічної освіти, Всеукраїнського комітету пам’яті М.Леонтовича та інших організацій Рада Народних Комісарів України 18 листопада 1921 року була змушена прийняти постанову про відміну рішень органів місцевої влади.

Все ж, попри те, що “ім’я Леонтовича було визнано неактуальним для радянської доби” (Історія української музики, 1991, т. ІV, с.15), чарівні звуки його музичних творінь і після смерті свого творця хвилювали серця не одного покоління слухачів. Палкі прихильники його творчості 1 черня 1922 року заснували на Поділлі філію Музичного товариства імені Леонтовича, його ж ім’я носила також Вінницька хорова капела. Пізніше, в 1946 році урядом УРСР було встановлено щорічні стипендії імені Леонтовича для студентів Київської та Львівської державних консерваторій, а також для учнів Київського музичного училища. В місті Тульчині композитору за проектом скульптора Г.Н.Кальченко та архітектора А.Ф.Ігнатенка споруджено пам’ятник-бюст, а в ряді інших місць встановлено меморіальні дошки та пам’ятні знаки (Тиврів, Тульчин, Чуків та ін.). Його ж ім’я з 1968 року носить Вінницьке державне музичне училище (нині – училище культури та мистецтв). І допоки линутиме над неозорими полями та долами щира українська пісня, ім’я Леонтовича та його творчість житимуть в серцях нащадків.

У світ мелодії і неба

Миколі Леонтовичу присвячується.

Олена Герасименко

Зима – а серцю ще не зимно,

хоч заметіль мете щодня,

і даленіє обрій сиво,

і горобці, немов рідня –

по підвіконню тарабанять,

аби зернятко – хоч яке…

І підкрадається, як пам’ять,

кубло у грудях в ’ є м ’ яке,

сідає звично на коліна,

зітхає стиха на плечі –

поліна тріскотять в каміні,

на шибці вогник від свічі…

Зворушливе таке, билинне,

проникливо мене дійма,

з небесних піль до серця лине,

й утіхи більшої нема.

Десь залишаються за кадром

картини, люди, вітражі.

Як струмінь світла в тишу крапле –

так «Щедрик» дзвоником в душі…

І вже панує, полонивши,

ущерть наповнює, несе –

туди, де хуга в груди свище,

у царство звуків і пісень.

У світ мелодій, щастя, неба –

до джерела, що сил дає.

Бо в серця є така потреба:

знайти покликання своє.

Попри доріг і попри часу –

на цій землі, з корінь оцих,

з яких натхнення причащався,

з яких – Орфеєм стати встиг.

Він наш, він наш, хоч над світами

його мелодій дивина,

не розсівається, не тане –

звучить на світ увесь вона.

Вона, мов плетиво розкішне,

у великодній тиші дзвін.

Веснянки спів, гаївки ніжні –

молитви – й тих торкнувся він.

Який орнамент, тло звучання,

природна грація жива!

То віншувально-величальна,

а то – з глибин душі сплива.

О Леонтовиче!Безсилі

у часі згинули вітри,

що серце кулею скосили,

та не убили пісні ритм.

То хто ти є – титан і геній,

Орфей, чи просто чоловік,

якому українські гени

у Музу вживлені навік?

На могилі М.Леонтовича

У цій могилі, в тиші цій,

на цьому кладовищі,

де прах покоїться мерців,

він - смерті й тліні вищий.

Напевне тут і брат, і друг –

над ними лине Вічність.

Чиясь душа, як чорний крук

крилом важким тут свище.

Під цим хрестом його нема –

він там, де небо в сонці.

Де жайвір пісню підійма

у неба на долоньці.

Прицільно мітився стрілець,

і куля не зависла.

Та смерть – не все, це не кінець –

є музика, Вітчизна!

Упало тіло, та не ти,

пробито тільки груди.

У пісню душу відпустив –

лиш зойкнув серцем грудень.

Тік-так. І мить та рокова

мовчанням гасне стиха.

Устами стиснемо слова

між пам ’ яті і лиха.

От-от Різдво, святий Василь –

колядки і щедрівки

летітимуть, їм стане сил

длядовгої мандрівки

Мелодія без неба й дна,

розкішна і барвиста,

між багатьох така одна –

разком міцним намиста.

ФОТОКАРТОТЕКА

ОТ РОДНЫХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Николай Дмитриевич Леонтович - талантливый композитор, хоровой дирижер, фольклорист, педагог и общественный деятель, глубокий знаток народного творчества, он вписал яркую страницу в историю украинской музыки. Николай Леонтович родился 13 декабря 1877 в селе Монастырек Брацлавского уезда на Подолье (теперь Винницкая область) в семье сельского священника. С детства любил народное пение. Его отец играл на разных музыкальных инструментах, мать знала многие украинские песни и искусно их исполняла.

По семейными традициями Николай должен был стать священником - так хотели его родители, поэтому его отдали учиться в Шаргородское начальное духовное училище, а затем - в Каменец-Подольскую духовную семинарию. В училище и семинарии юношу прежде всего привлекали нотная грамота и хоровой пение. Здесь он впервые начинает записывать народные песни, поет в хоре. В этот период он настойчиво овладевает игрой на рояле и скрипке, изучает музыкальную литературу, знакомится с биографией выдающихся композиторов. Особенно его привлекают хоровые обработки народных песен Николая Лысенко. На музыкальное формирование Леонтовича влияла также быстрая культурная жизнь административного центра Подольской губернии - Каменец-Подольского. В город на гастроли приезжали труппы, ставили оперы Верди, Бизе, Глинки, Чайковского. Руководство семинарии не поощряло увлечение семинаристов театром, однако Николай использовал любую возможность, чтобы посетить спектакль.

Музыкальные успехи юного семинариста были довольно ощутимые, что дало ему возможность еще до получения диплома занять место регента семинарских хора. Талант его быстро развивался. Он был не только руководителем хора, но и попробовал себя как композитор - именно здесь он начал писать первые свои духовные произведения. Певцы хора, которые были в восторге от молодого музыканта, по окончании обучения подарили ему клавер оперы Петра Чайковского "Черевички" с дарственной надписью: "Будущему славному композитору, незабываемом регентовi от хора певцов" . После окончания в 1899 семинарии Н.Леонтович отказался от духовного сана и несколько лет работал преподавателем пения, арифметики и географии в Чуковской двукласной школе. Но, как и раньше, в центре его интересов оставалась музыка. Он руководил ученических хором, организовал симфонический оркестр, репертуар которого состоял из произведений западноевропейских и российских классиков, из пьес Украинский композиторов, а также аранжированных им народных песен. В 1902 году Леонтович переехал в Винницу, где устроился преподавателем церковно-учительской школы. Как и в Чукови, он создает ученических хор, руководит духовным оркестром. Для хористов обрабатывает народные песни. Эти прекрасные обработки украинских песен вошли в казну украинского музыкального наследия. Вечный учитель и вечный ученик - именно такими словами можно определить позицию Леонтовича-педагога и Леонтовича-художника. Особое внимание композитор уделял самообразованию. Необходимость систематизировать и упрочить приобретенные самостоятельно знания привела его к Петербургской придворной капелле, где во время школьных каникул 1903-1904 годов он сдал экзамены на звание регента церковных хоров.

Николай Леонтович стал учителем целого поколения украинских музыкантов, потому что силой таланта сконденсировал в своем творчестве хоровую и песенную практику народа и художественное мнение предшественников и современников. Народное искусство открыло ему тончайшие черты национального характера, красоту его творческого духа и навсегда определило гражданское кредо Леонтовича. В одних из своих записей он подчеркивал, что для настоящего художника жизненной целью должна быть работа в полную силу при любых обстоятельствах. Личным примером композитор доказал неразрывное единство слова и дела, безграничную преданность делу, которому себя посвятил.

С осени 1904 Николай Леонтович работает в железнодорожной школе на станции Гришино (ныне Красноармейск) на Донбассе. За короткий период он организовал там занятия пения, создал хор и инструментальный ансамбль в составе железнодорожников и членов их семей. В 1905 году судьба возвращает Леонтовича на родную землю. Он поселяется в Тульчин, устраивается учителем в епархиального училище. Здесь работает с самодеятельными хорами, продолжает записывать и гармонизировать народные песни. К тому времени свои музыкальные попытки он уже объединил в два напечатаных сборника "Песни из Подолья".

В этот период Леонтович в совершенстве овладел приемами и средствами хоровой техники в процессе живого пения. Композитор много сделал, чтобы сохранить для будущих поколений первозданность народного творчества, защитить ее от штампов салонного исполнения. Обращаясь к одному и тому же произведения в течение многих лет, Леонтович открывал новые грани песни, оказывал ей новый неповторимый колорит. Лучшими образцами его хоровых обработок, построенных на народно-песенном материале, является незабываемые "Щедрик", "Дударик", "Козака несут" , "Ой из-за горы каменной", "Зашумiла лiщинонька", "Была у матери дочка". Эти и другие обработки Леонтовича широко бытовали в народе, часто выполнялись в концертах народных самодеятельных и профессиональных хоров.

Творческое кредо художника можно было бы сформулировать так: народное искусство даровало ему свои сокровища, а он шлифовал их и возвращал создателям в виде драгоценных камней. Однако этот яркий, очень самобытный по творческим стилем мастер украинской хоровой музыки не был известен широкой общественности, и только после успешного выполнения народной песни "Щедрик" в его обработке студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошица имя подольского учителя стало известно в музыкальных кругах. В 1909 г.. Н.Леонтович переезжает в Киев, где руководит хоровыми коллективами, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Николая Лысенко, работает в музыкальном отделе Киевского областного комитета и во Всеукраинском комитете искусств, возглавляет созданный государственный оркестр, общается с известными учеными, музыкантами (профессором Б.Яворським, певцом Л.Собиновим, дирижерами-композиторами Я.Степового, Я.Калишевским) .

Занимаясь активной музыкально-организаторской и педагогической деятельностью, Н.Леонтович однако не оставляет композиторской работы. Кроме обработок народных песен, он пишет произведения на слова современных украинских поэтов: "Моя песня", "Летний тона", "Ледолом", "Легенда", начинает работать над оперой со сказочным сюжетом "русалок", которую так и НЕ закончил.

Украинская революция 1917-1920 годов, момент становления украинского государства Леонтович встретил с энтузиазмом. Казалось, ему добавилось еще больше энергии и сил. Вместе с другими выдающимися музыкальными деятелями и композиторами - Кириллом Стеценко, Яковом Степным, Александром Кошицем - Леонтович погружается в водоворот бурного культурной и общественной жизни. Именно в это время их усилиями были основаны государственные хоры: Республиканская Капелла под руководством Александра Кошица, капелла "Думка" (Государственная Украинский Мандрiвна Капелла) под руководством Кирилла Стеценко; организуются новые самодеятельные хоры; широко развертывается деятельность Музыкально-театрального Института им. Лысенко; активизируется концертная, издательская и музыкально-просветительская деятельность - все это было на почве начала нового этапа развития национальной музыкальной культуры.

Большевистская оккупация прекратила эти движения. Фактически, украинское возрождение было разгромлено: закрытые или "реорганизованы" новостроенные национальные учреждения, переследовались или физически уничтожались выдающиеся деятели украинской культуры, науки. Это были меры новой политики, лозунгом которой стало "культура национальная по форме, но Большевистская по содержанию". На практике это означало конец культурному развитию, национальному подъему, конец украинской государственности. С 1920 года, попав в "черный список" ЧК, Леонтовича преследовали "органы". Ему приходилось скрываться, часто менять места жительства. Полагая, что он спасется в доме отца, поселился у него. В ночь с 22 на 23 января 1921 подосланый чекист убил его выстрелом в грудь.

Правда об этом злодейском убийстве стала известна недавно, после открытия архивов. А в советское время официально историки подносили факт смерти Леонтовича как случайную смерть от руки неизвестного бандита, как несчастный случай. Сразу же после смерти Леонтовича 1921 года в Киеве был создан Общественный комитет его памяти, в который вошли известные деятели культуры - М.Верикiвський, Я.Степовой, П.Демуцький, Д.Ревуцький, Г.Веревка, представители музыкальной и научной общественности Киева и Украины. Позже этот комитет превратился в Общество им. Леонтовича, задачей которого было изучать, выдавать, пропагандировать творчество выдающегося художника. Его именем названы улицы, творческие организации, профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, консерватории. Для лучших студентов установлена стипендия имени Леонтовича, созданы музеи.

shark_bmt писал(а):

повторите

Я уже забыл детали, заранее
говорю, что могу подвирать что-то. В Великолукском районе Псковской области есть музей
Мусоргского. Там МП родился, в деревне Карево. Но дом, где он родился, давно не
существует, есть только фундамент. Не знаю. как сейчас, а раньше на этом фундаменте была
небольшая памятная доска. На доске строка из песни Мусоргского со слегка изменённым
текстом: `Барин наш миленький` (в оргинале - `мой`, а не `наш`). Появилась эта доска в
весьма советские ещё времена. Поставили ее за свой счет местные жители. Крестьяне, до
которых, видимо, как-то дошла память о Мусоргском. Как такой текст могли допустить, я не
знаю. И ведь никто не разломал. (повторяю, видел доску в начале 80-х, с тех пор там не
бывал. Далее. Из музыкантов давних лет один В.Каратыгин доехал до этих мест. Прочие мы
все, музыковеды, почитатели, композиторы, исполнители, удачно пользовались тем, что
Мусоргский творил, но после Каратыгина никто больше ничем таки не инетерсовался. писали в
книгам. что родился в Кареве, вот и всё. А что за Карево, кто его там знает, кому оно
надо. Насколько я знаю рассказы о появлении музея, он возник опять-таки не по инициативе
нас, столичных ценителей, а по инициативе дяденьки учителя из тех мест, который добрался
до, кажется, Хренникова, последний и дал отмашку действовать. И вот сделали музей. С
которым, к слову, одно горе. Экспонатов крайне мало, место от центров далёкое, доходов
никаких, то обворуют-влезут, то ещё что. Но в былые годы музеем постоянно занимался
Е.Е.Нестеренко. Осмелюсь порекдомендовать статью Н.С.Новикова, совершенно уникального
человека, которого я знал лично: http://www.hrono.ru/libris/lib_n/novmus05.php . Где-то у
меня лежат распечатки некоторых его исследований родословий Мусоргского, которые
удивительно интересны и добросовестны. Ими Николай Степанович занимался, сидя в пыли
архивов, многими годами. Систематически бы их надо издать, надеюсь, что у Нестеренко есть
все материалы. Ибо публиковалось всё это хаотично и разрозненно.

Я был свидетелем того, какую неприязнь ко всему этому делу имело местное руководство.
Евгений Евгеньевич, который тогда, вов сяком случае, был человеком весьма и весьма
могущественным, добился решения об установке большого памятника Мусоргскому в местах. где
композитор родился. Должна была состояться закладка этого монумента. Для этого ЕЕ
подготовил большую концертную программу, пригласил хор Мигина, Едену Образцову, меня тоже
прихватил, выстроили временную эстраду под открытым небом. Все мы приехали. Приезжаем. А
холм, на котором должно был стоять памятник, распахан. распахан так, что подойти туда
невозможно. Ясно, что никакой сельскохозяйственной необходимости тут не было. Такая форма
местного начальственного хулиганства. Концерт провели, а вот церемонию отменили. И
памятник так и не заложили. Спустя годы опять ЕЕ пошел по второму кругу, было некое
собрание в мастерской скульптора Думаняна у уже отлитого памятника организовал он митинг,
распространил что-то такое в прессе, в общем. как-то ему удалось пропихнуть, я бы сказал,
этот проект. С огромным сопротивлением на разных этажах власти. - Сам музей находится в
другой усадьбе неподалеку, в селе Наумово, там жили близкие родственники МП, упустил это
сказать. Памятник вроде бы благополучно стоит, но я его так и не видел, никак не доеду,
места не близкие, надо на своей машине, самое близкое цивильное место там городок Торопец,
от него километров 20-30 всё-таки. Можно с Рижского вокзала до станции Кунья, там как-то
на автобусе, но где ночевать, непонятно. Сложно, в общем. А до Торопца путь не близкий.
Может, забыл что, а уж напутал точно, простите. Так и не имею ответа на вопрос, кто
отрубил руку.

ЖЗЛ: Николай Дмитриевич Леонтович

Даже если вы совершенно уверены в том, что никогда не слышали ни одной мелодии этого композитора, не торопитесь с выводами. Одна из его мелодий стала настолько популярной, что вы не могли ее не слышать. Это очень популярная рождественская мелодия, которая в разных странах называется по-разному. На Украине она называется "Щедрик", а в англоязычных странах "Christmas Сarol of the Вells".

Талантливый композитор Николай Дмитриевич Леонтович бесконечно любил украинское народное творчество, и посвятил свою жизнь его изучению и сохранению. Но жизнь его сложилась трагически. Он был убит чекистами в 1921 году.

Николай Дмитриевич Леонтович

Николай Дмитриевич Леонтович - талантливый композитор, хоровой дирижер, фольклорист, педагог и общественный деятель, глубокий знаток народного творчества, он вписал яркую страницу в историю украинской музыки. Николай Леонтович родился 13 декабря 1877 в селе Монастырек Брацлавского уезда на Подолье (теперь Винницкая область) в семье сельского священника. С детства любил народный пение. Его отец играл на разных музыкальных инструментах, мать знала многие украинские песен и искусно их выполняла.

По семейными традициями Николай должен был стать священником - так хотели его родители, поэтому его отдали учиться в Шаргородского начального духовного училища, а затем - в Каменец Подольской духовой семинарии. В училище и семинарии юношу прежде всего привлекали нотная грамота и хоровой пение. Здесь он впервые начинает записывать народные песни, поет в хоре. В этот период он настойчиво овладевает игрой на рояле и скрипке, изучает музыкальную литературу, знакомится с биографией выдающихся композиторов. Особенно его привлекают хоровые обработки народных песен Николая Лысенко. На музыкальное формирование Леонтовича влияло также быстрая культурная жизнь административного центра Подольской губернии - Каменец-Подольского. В город на гастроли приезжали труппы, ставили оперы Верди, Бизе, Глинки, Чайковского. Руководство семинарии не поощряло увлечение семинаристов театром, однако Николай использовал любую возможность, чтобы посетить спектакль.

Музыкальные успехи юного семинариста были довольно ощутимые, что дало ему возможность еще до получения диплома занять место регента семинарских хора. Талант его быстро развивался. Он был не только руководителем хора, но и попробовал себя как композитор - именно здесь он начал писать первые свои духовные произведения. Певцы хора, которые были в восторге от молодого музыканта, по окончании обучения подарили ему клавер оперы Петра Чайковского "Черевички" с дарственной надписью: "Будущему славному композитору, незабываемом регентов i от хора певцов" . После окончания в 1899 семинарии Н.Леонтович отказался от духовного сана и несколько лет работал преподавателем пения, арифметики и географии в Чуковской двукласной школе. Но, как и раньше, в центре его интересов оставалась музыка. Он руководил ученических хором, организовал симфонический оркестр, репертуар которого состоял из произведений западноевропейских и российских классиков, из пьес Украинских композиторов, а также аранжированных им народных песен. В 1902 году Леонтович переехал в Винницу, где устроился преподавателем церковно-учительской школы. Как и в Чукови, он создает ученических хор, руководит духовным оркестром. Для хористов обрабатывает народные песни. Эти прекрасные обработки украинских песен вошли в казну украинского музыкального наследия. Вечный учитель и вечный ученик - именно такими словами можно определить позицию Леонтовича-педагога и Леонтовича-художника. Особое внимание композитор уделял самообразованию. Необходимость систематизировать и упрочить приобретенные самостоятельно знания привела его к Петербургской придворной капелле, где во время школьных каникул 1903-1904 годов он сдал экзамены на звание регента церковных хоров.

Николай Леонтович стал учителем целого поколения украинских музыкантов, потому что силой таланта сконденсировал в своем творчестве хоровую и песенную практику народа и художественное мнение предшественников и современников. Народное искусство открыло ему тончайшие черты национального характера, красоту его творческого духа и навсегда определило гражданское кредо Леонтовича. В одних из своих записей он подчеркивал, что для настоящего художника жизненной целью должна быть работа в полную силу при любых обстоятельствах. Личным примером композитор доказал неразрывное единство слова и дела, безграничную преданность делу, которому себя посвятил.

С осени 1904 Николай Леонтович работает в железнодорожной школе на станции Гришино (ныне Красноармейск) на Донбассе. За короткий период он организовал там занятия пения, создал хор и инструментальный ансамбль в составе железнодорожников и членов их семей. В 1905 году судьба возвращает Леонтовича на родную землю. Он поселяется в Тульчин, устраивается учителем в епархиального училище. Здесь работает с самодеятельными хорами, продолжает записывать и гармонизировать народные песни. К тому времени свои музыкальные попытки он уже объединил в два напечатаных сборника "Песни из Подолья".

В этот период Леонтович в совершенстве овладел приемами и средствами хоровой техники в процессе живого пения. Композитор много сделал, чтобы сохранить для будущих поколений первозданность народного творчества, защитить ее от штампов салонного исполнения. Обращаясь к одному и тому же произведения в течение многих лет, Леонтович открывал новые грани песни, оказывал ей новый неповторимый колорит. Лучшими образцами его хоровых обработок, построенных на народно-песенном материале, является незабываемые "Щедрик", "Дударик", "Козака несут" , "Ой из-за горы каменной", "Зашумiла лiщинонька", "Мало иметь одну дочь". Эти и другие обработки Леонтовича широко бытовали в народе, часто выполнялись в концертах народных самодеятельных и профессиональных хоров.

Творческое кредо художника можно было бы сформулировать так: народное искусство даровало ему свои сокровища, а он шлифовал их и возвращал создателям в виде драгоценных камней. Однако этот яркий, очень самобытный по творческим стилем мастер украинской хоровой музыки не был известен широкой общественности, и только после успешного выполнения народной песни "Щедрик" в его обработке студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошица имя подольского учителя стало известно в музыкальных кругах. В 1909 г.. Н.Леонтович переезжает в Киев, где руководит хоровыми коллективами, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Николая Лысенко, работает в музыкальном отделе Киевского областного комитета и во Всеукраинском комитете искусств, возглавляет созданный государственный оркестр, общается с известными учеными, музыкантами (профессором Б.Яворським, певцом Л.Собиновим, дирижерами-композиторами Я.Степового, Я.Калишевским) .

Занимаясь активной музыкально-организаторской и педагогической деятельностью, Н.Леонтович однако не оставляет композиторской работы. Кроме обработок народных песен, он пишет произведения на слова современных украинских поэтов: "Моя песня", "Летний тона", "Ледолом", "Легенда", начинает работать над оперой со сказочным сюжетом "русалок", которую так и НЕ закончил.

Украинская революция 1917-1920 годов, момент становления украинского государства Леонтович встретил с энтузиазмом. Казалось, ему добавилось еще больше энергии и сил. Вместе с другими выдающимися музыкальными деятелями и композиторами - Кириллом Стеценко, Яковом Степным, Александром Кошицем - Леонтович погружается в водоворот бурного культурной и общественной жизни. Именно в это время их усилиями были основаны государственные хоры: Республиканская Капелла под руководством Александра Кошица, капелла "Думка" (Государственная Украинский Мандрiвна Капелла) под руководством Кирилла Стеценко; организуются новые самодеятельные хоры; широко развертывается деятельность Музыкально-театрального Института им. Лысенко; активизируется концертная, издательская и музыкально-просветительская деятельность - все это было на почве начала нового этапа развития национальной музыкальной культуры.

Большевистская оккупация прекратила эти движения. Фактически, украинское возрождение было разгромлено: закрытые или "реорганизованы" новоствореные национальные учреждения, переследовались или физически уничтожались выдающиеся деятели украинской культуры, науки. Это были меры новой политики, лозунгом которой стало "культура национальная по форме, но Большевистская по содержанию". На практике это означало конец культурному развитию, национальному подъему, конец украинской государственности. С 1920 года, попав в "черный список" ЧК, Леонтовича преследовали "органы". Ему приходилось скрываться, часто менять места жительства. Полагая, что он спасется в доме отца, поселился у него. В ночь с 22 на 23 января 1921 подосланый чекист убил его выстрелом в грудь.

Правда об этом злодейском убийстве стала известна недавно, после открытия архивов. А в советское время официально историки подносили факт смерти Леонтовича как случайную смерть от руки неизвестного бандита, как несчастный случай. Сразу же после смерти Леонтовича 1921 года в Киеве был создан Общественный комитет его памяти, в который вошли известные деятели культуры - М.Верикiвський, Я.Степовой, П.Демуцький, Д.Ревуцький, Г.Веревка, представители музыкальной и научной общественности Киева и Украины. Позже этот комитет превратился в Общество им. Леонтовича, задачей которого было изучать, выдавать, пропагандировать творчество выдающегося художника. Его именем названы улицы, творческие организации, профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, консерватории. Для лучших студентов установлена стипендия имени Леонтовича, созданы музеи.