Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Картины владимирских художников. Владимирские пейзажисты. Особенности местной школы. Мария Багаева, общественный деятель

Владимирскую школу пейзажной живописи считают самым ярким явлением в советском художественном искусстве. Она появилась в 1950-х годах. Основоположниками этой школы считаются Ким Бритов, Владимир Юкин , Валерий Кокурин, Николай Мокров. Принято считать, что владимирскую манеру письма отличают особенная яркость красок, не характерная для русского пейзажа, и несколько упрощенная композиция, чем-то напоминающая традиции владимиро-суздальской иконописной школы. Но, конечно, каждый владимирский художник уникален и самобытен. И в то же время неуловимо похож на кого-то из предшественников, титанов и классиков русской живописи. Сумеете ли вы отличить картины владимирских графиков и живописцев от старых классических полотен русских художников? И тем более - различить стиль разный представителей владимирской школы живописи?

1 Автор картины - это...

Правильный ответ: Владимирский художник-пейзажист Андрей Мочалин (род. 1970), выпускник Суздальского художественно-реставрационного училища, член Союза хуоджников России.

2 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский график Александр Петров (род. 1941). Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Член Союза Художников с 1985 года.

3 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Исаак Левитан, великий русский художник, мастер «пейзажа настроения».

4 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Константин Юон (1875-1958) Советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Лауреат Сталинской премии.

5 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Игорь Грабарь (1871-1960). Русский советский живописец, реставратор, искусствовед, академик. Народный художник СССР.

6 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Борис Французов (1940 - 1993). Родился в Камешково, окончил Мстёрскую художественную школу, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР. Работал в технике офорта, линогравюры, акварели, создавал особые разновидности пейзажа - «графические картины».

7 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Ким Бритов (1925 - 2010). Родился в Собинке. Заслуженный художник РСФСР (1978), Народный художник Российской Федерации (1995), обладатель Золотой медали Российской Академии художеств (1997), лауреат премии имени И. И. Левитана (2002), почётный гражданин города Владимира (2003). Один из основоположников Владимирской школы пейзажной живописи.

8 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Аркадий Рылов (1870 - 1939) Русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

9 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Владимир Телегин (род. 1939). Закончил Мстёрское художественное училище. Член Союза художников СССР с 1976. Заслуженный художник России.

10 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Архип Куинджи (1841 -1910) - русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.

11 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник-пейзажист Анатолий Кувин (род. 1931). Окончил Ивановское художественное училище, Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Заслуженный художник России.

12 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Алексей Саврасов (1830-1897) - русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

13 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Владимир Севостьянов (род. 1952). Заслуженный художник России. Родился в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области. В 1977 году переехал во Владимир. Член Союза художников России.

14 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Дмитрий Холин (род. 1970). Окончил худграф ВГПУ, член Союза художников России. Пишет в фольклорном стиле.

15 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Евгений Захаров (род. 1958). Родился в д. Бухолово Собинского района. Член Союза художников России.

16 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Константин Коровин (1861 - 1939) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

17 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Николай Ярошенко (1846 - 1898). Русский живописец и портретист.

18 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник-график Владимир Корчагин (1946 - 2002). Родился в Читинской области. Жил работал во Владимире. Член Союза художников СССР.

19 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Михаил Изотов (род. 1956). Закончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова по специальности «Станковая Живопись».После окончания учёбы в 1982 году поселился во Владимире.Работает в технике масляной живописи. Заслуженный художник РФ. Народный художник России.

20 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Илья Глазунов (род. 1930). Советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик, Народный художник СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

21 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Иван Вельц (1866-1926) - русский художник, в своих пейзажных работах объединявший старую академическую школу с новыми веяниями в мире живописи

22 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Борис Кустодиев (1878 - 1927) - русский художник, декоратор, плакатист.

23 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Николай Мокров (1926 – 1996). Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РФ. Участник Великой Отечественной войны. Удостоен Золотой медали Академии художеств. Его называют «самым трепетным из владимирских живописцев».

24 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Николай Модоров (1927 – 1989). Член Союза Художников СССР. Один из основателей Владимирской школы пейзажной живописи, родоначальник направления городского индустриального пейзажа во Владимире.

25 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский график Александр Егоров (род. 1950). Окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова. Член Союза художников России

26 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Иван Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.

27 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Аполлинарий Васнецов (1856 - 1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед

28 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник-график Петр Дик (1939 - 2002). Знаменитый советский художник-график, член Союза художников России, народный художник России. Работал в оригинальная технике - пастель и уголь по наждачной бумаге.

29 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Василий Павлычев (род. 1952). Окончил Ивановское художественное училище, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Член Союза художников России.

30 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Евгений Редько (1938-2006). Окончил Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. После окончания ВУЗа переехал жить во Владимир. Мастер индустриального пейзажа. Работал в жанре исторической картины, писал портреты руководителей, передовиков промышленности и сельского хозяйства.

31 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Юрий Ткачев (род. 1955). Родился во Владимире, окончил Московский полиграфический институт. Член Союза художников России. Заслуженный художник РФ.

Владимир Юкин — известный владимирский художник

Славится Владимирщина и художниками. Картины их можно увидеть не только на зональных, республиканских и всесоюзных выставках, но и на многих зарубежных. Особенно популярны пейзажи наших мастеров. И это, наверное, не случайно. Древняя земля Владимирская богата художественными традициями. Здесь расцветало чудесное искусство Андрея Рублева и замечательное мастерство суздальских иконописцев. Здесь возник необыкновенный художественный промысел Мстеры, заиграл гранями гусевский хрусталь. Славные традиции переняли и приумножают владимирские художники.

В 1972 году в рядах Владимирской организации Союза художников РСФСР насчитывалось 54 человека. Это и живописцы, и графики, и скульпторы, и прикладники. Одним из ведущих владимирских художников по праву считается известный мастер пейзажа Владимир Яковлевич Юкин. Он родился и провел детство в сказочной Мстере. Одним из первых его учителей был талантливый советский художник Модоров. Тоже выходец из Мстеры, он часто приезжал в родные места, посещал молодых художников. Он заметил талант Володи Юкина, помог ему с первых шагов творчества. А потом Юкин учился во Львовском художественном институте. Закончить это учебное заведение ему помешала война. Только после войны вернулся Владимир Яковлевич во Мстеру. Стал преподавать в местной художественной школе, создал вечернюю студию живописи. Весь свой досуг посвящал искусству. На выставках появились его первые работы: «Разлив Мстерки», «Последний снег». «Березы», «Деревня Татарово». В 1949 году на областной выставке экспонировалось шесть работ Юкина: «Партизан», «Весенний день», «Осень», «Разлив на Клязьме» и другие.

Вскоре Юкин переезжает во Владимир. Здесь крепнет и совершенствуется его мастерство. Вместе с другим владимирским художником К. Н. Бритовым они ищут новые средства художественной выразительности, стремятся к яркой образности, к предельному лаконизму письма. Впоследствии к их творческим исканиям присоединяется молодой художник В. Г. Кокурин.

Владимирский пейзаж, декоративный в своей основе, идет, пожалуй, от народного искусства, от иконописного мастерства древних владимирских умельцев. Живописцы стремятся художественно заострить бесконечное цветовое богатство мира. Причем цвета не просто копируются с натуры Художник выбирает такую гамму, которая позволяет не только донести какое-либо мгновенное состояние природы, но и наиболее ярко передать мироощущение художника, его восприятие действительности.

Мажорные тона пейзажей делают их жизнеутверждающими, оптимистичными, Художники как бы приглашают зрителей на яркий солнечный праздник. Присмотритесь к яркой голубизне небес, к нежной зелени леса, к перламутровой белизне снега, к солнечным пятнам на домах и автобусах… Присмотритесь. Вы еще никогда не видели их такими красивыми.

Вот, например, работы В. Юкина, представленные на последних выставках. На всесоюзной выставке, посвященной столетию со дня рождения В. И. Ленина, демонстрировались работы «Старый город» и «Ждут автобуса». «Осенняя песня» - таково название одной из картин, представленных на областной выставке 1971 года. Особенно поэтично в творчестве В. Юкина звучат зимние мотивы. Вот «Зимний день». Зима окрасила небольшой поселок в холодноватые, но вовсе не мертвые оттенки. Бодрящий русский мороз так и чувствуется в прозрачных, светлых тонах. А вот «Везут сено». Мягкий пейзаж, с нежной зеленью сена на санях, с кружевом фиолетовых прожилок на снегу. Да, снег у Юкина приобретает самые неожиданные оттенки. Это тот снег, про который один из владимирских поэтов писал:

Снег бывает и красный, и желтый, и синий.
В нем все тона и оттенки России.

Во многом сходен с Юкиным по своему творческому почерку и К. Н. Бритов. Та же мажорность красок, та же броскость мазка. Правда, позднее в полотнах Бритова стали появляться и свои особенности. От светлого лиризма ярких, контрастных пейзажей, от любования родными просторами он как бы переходит к раздумьям. Его последние пейзажи, особенно с архитектурными мотивами, приобретают эпическое звучание. Таковы картины «Зима в Загорске», «Ростов Великий», «Древний Владимир».

…Полотно «Зима в Загорске». На фоне снега, чуть отливающего золотом зари, высятся алые башни, древние храмы. Глаза многочисленных окон отражают голубизну неба. Зимнее солнце играет на кузовах автобусов… Гамма светлых красок не бросается в глаза, не раздражает взгляд излишней яркостью. Выполненное сдержанно, с большим чувством меры, это полотно создает просветленное, спокойно-радостное, возвышенное настроение. Художник как бы говорит о величии России, ее скромной простоте, ее бескрайних просторах и могуществе. Все это делает пейзаж не просто этюдом, не просто зарисовкой состояния природы, а подлинной картиной.

Много интересных, красочных пейзажей, воспевающих красоту родных мест, создали художники В. Кокурин, В. Егоров, Н. Модоров и другие.

Менее развита в творчестве владимирских художников жанровая тема. Над жанровыми полотнами работают только отдельные художники. На протяжении многих лет воплощает на полотнах ленинскую тему художник Н. Шерышев. Его творческие поиски принесли определенный успех. На одной из последних выставок внимание зрителей привлекла работа «Ленин. Май». Картина выполнена в единой розоватой гамме, в пастельных тонах… Ленин на фоне Красной площади во время первомайских торжеств. Фигура его отражает царящую вокруг праздничность.

Интересна работа «Ленин в ссылке» М. Семенова. Ленин изображен в полутемной избе около топящейся печи. Отблески огня падают на его лицо, фигуру, придавая ей торжественно-тревожное выражение. Ленин показан в преддверии борьбы, грядущих битв.

Из других жанристов можно назвать И. Маркова, А. Кувина, Ю. Ло-бачева.

Много в области и графиков. Читателям «Правды» хорошо известно имя В. Волкова, острые, злободневные политические карикатуры которого часто появляются на страницах газеты. Много графических произведений создали художники В. Скворцов, Н. Баранов и другие.

Скульптура на выставках работ владимирских художников обычно бывает представлена произведениями В. Саврасова. Для его творчества характерно то, что он создает скульптурные портреты знатных людей области, стремится выразить многогранный характер советского человека.

Богато бывает представлено на выставках прикладное искусство. Здесь, как правило, преобладают произведения умельцев Мстеры и Гусь-Хрустального.

Значительный отряд владимирской организации художников составляют прославленные умельцы Мстеры, мастера лаковой миниатюры. Их замечательные изделия, переливающиеся всеми цветами радуги, экспонируются на многих международных выставках. Они украшают музеи, квартиры советских людей. Это преимущественно самые разнообразные живописные шкатулки, покрытые лаком. На них изображаются различные сюжеты, отражающие нашу советскую жизнь, историю нашей великой Родины. Многие произведения мстерских миниатюристов являются своеобразными иллюстрациями к русским народным сказкам.

Искусство Мстеры уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в начале XVIII века здесь развивается иконописный промысел. В своем творчестве иконописцы продолжали славные традиции Андрея Рублева, суздальской школы живописи. Они создавали иконы, где изображались не постные лики святых, а живые люди с их горестями, страданиями, радостями. Красочной, праздничной, жизнеутверждающей была живописная палитра многих иконописцев.

Однако настоящее признание пришло к мстерским умельцам лишь в годы Советской власти. Здесь возник художественный промысел, который вскоре стал известен всему миру. Основателями лаковой миниатюры по праву считаются такие видные мастера-миниатюристы, как Клыков, Котягин, Брягин, Морозов. Они взяли все лучшее у иконописи, у живописного народного фольклора, обогатили славные традиции собственным видением мира. Постепенно возникла мстерская школа, отличающаяся глубиной содержания, яркостью формы, некоторой условностью живописи, сказочной гиперболичностью, склонностью к плоскостному изображению.

Во Мстере проживало много талантливых художников. Среди них заслуженный деятель искусств РСФСР Е. В. Юрин, лауреаты Государственной премии им. И. Е. Репина Н. А. Шишаков и Л. А. Фомичев, художники Е. А. Крылов, Н. И. Ваванов и многие другие.

Владимирское отделение Союза художников СССР открылось в 1945 году сразу после образования Владимирской области. Победоносный год, в котором свершилось это знаковое событие, возможно, и определил тот «победный марш» с которым идут владимирские картины по России и миру.

Начало

Сложно давались живописные победы, много приходилось преодолеть и перетерпеть особенно на первых этапах развития. Художникам первых лет сложно было пробиться на выставки, так как были они идеологическими и проходили под строгим контролем партийных органов. Соцреализм с его холодной парадностью и идейной выдержанностью делал живопись однотонной, строго лимитировался арсенал художественных средств. Давление партии на искусство давало себя знать и во Владимирской области, хотя творческая жизнь здесь постоянно развивалась и владимирские картины уже тогда отличались от других..

Увы, но к концу сороковых годов ушли самые крупные мастера первого поколения владимирских художников. Ушли те самые живописцы и графики, благодаря которым и возникла идея о создании владимирского союза художников. Уже не было И. С. Куликова в Муроме, А. И. Врягина, Н. П. Клыкова, А. Ф. Котягина, К. И. Мазина во Мстере, Д. И. Рохлина во Владимире. Но в организацию вливались новые силы. Подлинно творческая атмосфера в уже сложившихся художественных центрах области, накопленный там большой практический опыт, хорошо поставленное еще до войны художественное образование дали к началу пятидесятых годов поразительные результаты.

Творческое содружество

Художественный прорыв совершают бывшие фронтовики. Именно этим авторам суждено было создать уникальное направление в искусстве - Владимирская школа живописи. В конце сороковых годов появляются первые творческие работы Н. И. Шишакова (Мстера). На Четвертой областной художественной выставке в 1948 году впервые показывают свои работы И. К. Балакин, который учился у И. А. Серебрякова и К. Н. Бритов - ученик ковровского художника С. М. Чеснокова.. После этой выставки К. Н. Бритова принимают кандидатом в члены Союза художников. В следующем году впервые свои картины показал В. Я. Юкин из Мстеры. Его произведения сразу обратили на себя внимание зрителя и художественной критики.

С 1950 года В. Я. Юкин, а с 1952 — К.Бритов становятся постоянными участниками республиканских выставок в Москве, где они активно экспонируют свои Владимирские картины. Это — большой успех для владимирской организации художников.

В своих ландшафтных работах владимирские пейзажисты анализируют и перерабатывают опыт живописи великих предшественников — Левитана, Юона, Рылова, Грабаря. Поиск новых выразительных средств и эксперименты с цветом, начатые индивидуально, к концу пятидесятых годов объединили Бритова и Юкина, к ним присоединяется владимирец Валерий Кокурин. Именно эти художники и составили основу творческого союза, союза единомышленников. Затем к ним присоединился Николай Мокров. В 1959 году

В. Я. Юкин переезжает во Владимир из Мстеры. Теперь во Владимире окончательно складывается творческое содружество владимирских живописцев, давшее жизнь замечательному явлению в русском пейзаже - владимирская школа живописи. К этому времени у художников уже четко определились со своими художественными пристрастиями. Им, прошедшим войну, хотелось отразить чувство жизни и радости, переполняющее их сердца. Вот почему их владимирские картины так резко стали отличаться от произведений других художников.

Разумеется, несразу в их картинах появилась такая экспрессия и сила. Лучшим картинам предшествовал долгий путь. В эти годы они увлеченно изучают пейзажи Л. В. Туржанского, П. И. Петровичева, И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, А. А. Рылова, А. И. Куинджи. Именно эти художники стали "ориентирами" в искусстве для владимирских художников. При этом каждый художник искал свой индивидуальный путь в живописи.

Бритов страстно занимается цветом и смело набирает большие цветовые отношения. Юкина волнует состояние природы, непосредственность чувств, которое художник нередко усиливает пастозностью живописи. Кокурин, прирожденный колорист, пытается понять и передать красочное состояние природы и ее свето-воздушной среды.

Владимирские картины отражают самое характерное - вечную красоту русской провинции. Мы видим и милые сердцу деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески —

Говорят критики...

О том, что во Владимире появилась своя самостоятельная школа живописи, специалисты заговорили в 1960 году, когда три владимирских художника показали свои работы на Первой республиканской выставке «Советская Россия».

Критики сразу отметили общность их эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода, при всей индивидуальности манер каждого их них, позвонили говорить об устойчивой целостности молодого направления в пейзаже. С тех пор владимирская школа живописи постоянно развивается и обогащается новыми достижениями. На ее основе выросла целая плеяда мастеров, своим творчеством подтвердивших жизненность и серьезность данного направления в искусстве.
Это В.Егоров, В.Калинин, А Кувин, В.Кувин, МЛевин, Н.Модоров, Н.Мокров, В.Телегин, Е.Телегин, В.Титов и другие.

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.

Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.

Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции — какое-либо здание или дерево — часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.

Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».

Успех

Успех и творческий рост владимирских пейзажистов закреплялись с каждым новым показом картин.

В 1970 году они выступили в Москве с отдельной групповой выставкой, в которой участвовали В. Я. Юкин, К. Н. Бритов, В. Г. Кокурин, Н. В. Мокров, Н. Н. Модоров и В С.Егоров. Владимирские картины впервые были показаны публике в полном объеме. Художественный критик Ю.Нехорошев писал: «полотна обращают на себя внимание подчеркнутой яркостью красок, взятых, что называется, «в полную силу"„… Подобное понимание принципа декоративности, свойственное народному творчеству, присуще и лучшим произведениям владимирских живописцев… Подчеркнута грубая фактура холстов, специальный „шершавый“ грунт, используемый владимирцами, создают дополнительный декоративный эффект. Локальные цветовые пятна как бы дробятся на холсте, что способствует оптическому смешению цветов, заставляет их „вибрировать“.

Подобные „импрессионистические“ приемы наложения красок можно встретить у К.Коровина, И Грабаря и других русских живописцев. Следует отметить, что владимирцы форсируют этот прием, что… для их пейзажей стало достаточно органичным“».

Высокую оценку владимирской живописи давали так же Е.Костина (1962), О.Воронова (1968), И.Порто (197О), Е.Можуховская (1970).

Ложка дегтя

Разумеется, было и непонимание, и неприятие. Еще в 1964 году на страницах журнала «Художник» в статье «Во власти штампа» искусствовед Т.Нордштейн упрекнула владимирских художников в «отходе от многообразия мира», в «стандартности» и «трафаретности» подхода к изображению природы, а в целом — к «сужению творческого горизонта».

Официальную точку зрения высказал в то время председатель правления Союза художников РСФСР Г. М. Коржев на творческой конференции, посвященной обсуждению итогов зональной и республиканской выставок 1970 года: «Вот уже в течение нескольких лет, — заявил он, — с легкой руки некоторых искусствоведов сначала полушутливо, а последнее время совсем серьезно и без кавычек утвердилось такое название, как „владимирская школа“ в живописи… Повышенный интерес к их живописной манере, слишком скорая популярность, которую им помогли приобрести некоторые наши печатные органы, привели владимирских художников, к сожалению, не к новым открытиям, а к топтанию на месте, к бесконечному пережевыванию одних и тех же мотивов. Из истории искусства мы знаем, что художественные школы всегда возникали на прочном основании серьезной художественной программы, что они обогащали традиции, утверждали новые принципы во имя все большего приближения к правде жизни. В так называемой владимирской „школе“, на наш взгляд, происходит нечто противоположное».

Вот почему нашим землякам пришлось отстаивать принципы нового искусства в долгих дискуссиях и упорным творчеством — созданием все более совершенных и грандиозных полотенполотен.

Признание

Семидесятые годы стали временем, когда владимирская школа живописи была полностью реабилитирована. В Москве выходит монография О.Вороновой «Владимирские пейзажисты» (1973, второе издание — 1987), которая подытожила многолетний художественный опыт живописцев. Эта монография показала значительность владимирской школы живописи. Вот почему многим злопыхателям пришлось признать владимирские картины и их авторов.

В 1980 году издательство «Художник РСФСР» выпускает альбом репродукций произведений В. Я. Юкина со вступительной статьей Н.Шамардиной и В.Арофикина, в 1985 году в том же издательстве выходит монография В.Десятникова о К. Н. Бритове, а в 1988 журнал «Искусство» публикует творческий портрет В. Г. Кокурина, написанный В.Басмановым.

Сегодня лучшие произведения родоначальников и ведущих мастеров владимирской школы пейзажа хранятся в центральных художественных собраниях России — в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге, а также в целом ряде зарубежных и отечественных музеев. Их слава давно перешагнула границы России. Все это является свидетельством признания их таланта и мастерства, которым они щедро делятся со своими учениками.

Институт русского реалистического искусства верен собственной стратегии. Накануне новогодних праздников 22 декабря в музее открывается выставка, вошедшая в наш (кураторы Татьяна Иванова , Елена Коваленко , Анна Волкова ), посвященная локальной школе пейзажной живописи, сформировавшейся во Владимире в середине 1950-х годов. Для владимирской школы, нередко сравниваемой со знаменитой школой Барбизона, характерны звучность цвета, чистые краски, фактурность широких мазков, жизнерадостность и праздничный колорит. Это художественное направление в некотором смысле представляет собой синтез опыта передвижников, искусства русских импрессионистов и народного творчества.

Работы основоположников школы, художников Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Николая Мокрова, черпавших вдохновение в природных красотах Владимирского края, звучности лаковой миниатюры Мстеры, прихотливой народной вышивке, гороховецкой игрушке, художественном стекле Гусь-Хрустального (на открывающейся выставке произведения декоративного искусства будут «обрамлять» живописные полотна), нередко сопоставляют с творениями фовистов, членов группы Наби, и Игоря Грабаря. Молодые владимирские живописцы начали свои артистические поиски, ощутив свежий ветер перемен еще до оттепели. «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности , - прощался со сталинским официозом Владимир Юкин. - Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь ».

К. Н. Бритов
«Сумерки»
2005

К. Н. Бритов
«Старый Владимир. Рынок»
1999

К. Н. Бритов
«Март. Гости приехали»
1996

В. Я. Юкин
«Вечер на Волге»
1991

В. Я. Юкин
«Автопортрет»
1958

Н. Н. Модоров
«Промышленный пейзаж»
1986

В. Г. Кокурин
«Строят компресcорную станцию»
1983

В. П. Дынников
«Выгуливаемся»
2000

Владимирская пейзажная живопись - направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы и в настоящее время вошедшее в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. Впервые художники этого региона заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году Первой республиканской выставки «Советская Россия», когда три художника - Ким Бритов , Владимир Юкин и Валерий Кокурин - показали свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.
В своих работах К.Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый светоносный колорит, передающий настроение. В. Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, В. Кокурина интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. Художники К. Бритов, В. Юкин и В. Кокурин стали её основоположниками.

Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее - сплав народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и питающей современность незамутненным источником вечной красоты.
На фоне традиционного русского советского пейзажа 1960-х годов, отличавшегося преимущественно монохромным колоритом, живописная манера владимирцев - А. Лукина , Ю. Матушевского , Н. Мокрова , А. Смирнова , В. Темплина, их стремление изображать неброские мотивы природы средней полосы России открытым цветом в начале 1960-х казались вызовом, выпадали из рамок устоявшегося стереотипа и совсем не вписывались в официальный эстетический канон.

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле социалистического реализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, жемчужная, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.
Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.
Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции - какое-либо здание или дерево - часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.
Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».

К 1970-м годам узнаваемая манера живописи, общая для всех представителей владимирской школы, сформировалась окончательно. Пространство пейзажа у них, как правило, сведено к плоскости. Планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта в картинах сознательно завышена. Этот комплекс приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи… Письмо во владимирской живописи темпераментно, фактура отличается особой рельефностью. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма. Яркая, пастозная живопись по фактурному грунту, разная высота красочного рельефа в картине увеличивали живую трепетность изображаемого, усиливали контрастность цветовой гаммы.

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как С. Бахвалов , А. Кувин , В. Кувин , Н. Курников , Е. Редько , В. Севостьянов , В. Федянов , А. Харченко, помогло раскрыться дарованиям молодых живописцев - В. Фомюка и Д. Холина . Творчество А. Кувина поражает как большим выбором тем, так и широким диапазоном художественных приемов. Так полотно «Пора сенокоса», выполненное в 70-х годах прошлого века в реалистической манере, передает радость единения людей в совместном труде. Картина «Весна» погружает зрителя в мир тишины. «Улица в деревне» и «Весенний вечер» обращают зрителя к импрессионистическому видению мира. От картины «Под парусом» веет безмятежностью и счастьем. Близка ей по настроению решенная в той же цветовой гамме работа «На реке».

Ю. Матушевский представлен на выставке традиционными для владимирской школы живописи картинами шестидесятых годов ХХ века: «Собор», «На реке Трубеж», в которых архитектурный мотив становится символом национальной принадлежности. Произведения Н. Курникова шестидесятых - восьмидесятых годов ХХ века представлено монументальным полотном «Вид на Покровский монастырь» и своеобразными пейзажами-настроениями «Ковровский мотив» и «Ветреный день».

Эстетика цвета - вот то главное, что выделяет владимирских художников среди пейзажистов других школ. Именно цвет - ведущее выразительное средство в зимнем пейзаже Г. Качалова «Воскресное утро», в его же картине с говорящим названием «Сиреневое солнце», в работах С. Бахвалова «Голубой снег», В. Хамкова «Зимний пейзаж» и В. Боброва «Последний луч», позволяя создавать мажорное, оптимистическое настроение.

Хотя характерной чертой владимирской школы пейзажа всегда оставалась преемственность традиций, здесь всегда было место для поисков. Об этом красноречиво говорит манера Е. Телегина. Живописец проявил себя тонким лириком: используя приглушенные, изысканные серебристо-жемчужные тона, он показал новые, он создал образ природы владимирской земли - элегически просветленный, утонченный - в работах «Майские дожди» и «Майская пора».

В.Батаев в своих картинах «Весна во Владимире», «Осень во Владимире», «Дыхание весны» выступает продолжателем реалистических традиций второй половины XIX века. Невольно на память приходят «Московский дворик» В. Поленова, «Грачи прилетели» В. Саврасова.

В произведениях молодого художника Д.Холина звучат кустодиевские мотивы. Таковы его яркие работы «Вербное воскресенье», «Храмы Великого Устюга» с лазоревым сиянием неба и горящим золотом крестов на куполах храмов. Задорность и веселье русских ярмарок и праздников присутствуют в его полотнах «Вербное воскресенье», «Игра в «триста», отличающихся нарочитым примитивизмом и лубочной наивностью композиции. Совершенно по-иному талант Д.Холина открывается в южных пейзажах «Сочи. Южная жемчужина». «На вершине. Красная поляна в Сочи», «Абхазия. Озеро Рица», написанных широким сочным мазком. Эти картины словно излучают потоки цветовой энергии.

В последние годы владимирские художники расширяют жанровый диапазон, все более увлекаясь натюрмортом. К ряду этих работ относится мажорный натюрморт молодого мастера В. Фомюка «Летний стол» - картина, передающая ощущение летнего изобилия и счастья жизни, изливающихся через край полной чаши.

Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня продолжают работать основоположники владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития. Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России - Третьяковской галерее и Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.

По материалам журнала "Русское искусство"