Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Валентин Распутин: краткая биография. Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.

Детство и юность

Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.

Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.


На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».


Несмотря на трудности, парень учился хорошо. Он получил аттестат с отличием и без труда поступил в Иркутский университет, выбрав филологический факультет. Там Валентин Распутин увлёкся , и .

Студенческие годы были удивительно насыщенными и трудными. Парень старался не только блестяще учиться, но и помогать семье, маме. Он подрабатывал, где только мог. Именно тогда Распутин начал писать. Сначала это были заметки в молодёжную газету.

Творчество

В штат иркутской газеты «Советская молодёжь» начинающего журналиста приняли ещё до защиты диплома. Здесь и началась творческая биография Валентина Распутина. И пусть жанр журналистики не очень соответствовал классической словесности, зато помог приобрести необходимый жизненный опыт и «набить руку» в писательстве.


А в 1962-ом Валентин Григорьевич переехал в Красноярск. Его авторитет и журналистское мастерство выросли настолько, что теперь ему доверяли писать о таких масштабных событиях, как строительство Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций, стратегически важной железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Но рамки газетных публикаций стали слишком узкими для описания впечатлений и событий, полученных в многочисленных командировках по Сибири. Так появился рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». Это был литературный дебют молодого прозаика, пусть несколько несовершенный по форме, но удивительно искренний и пронзительный по сути.


Вскоре в альманахе «Ангара» начали публиковать первые литературные очерки молодого прозаика. Позже они вошли в первую книгу Распутина «Край возле самого неба».

Среди первых рассказов писателя – «Василий и Василиса», «Рудольфио» и «Встреча». С этими произведениями он и отправился в Читу, на собрание молодых литераторов. Среди руководителей там оказались такие талантливые прозаики, как , Антонина Коптяева и Владимир Чивилихин.


Именно он, Владимир Алексеевич Чивилихин, и стал «крёстным отцом» начинающего писателя. С его лёгкой руки рассказы Валентина Распутина появились в «Огоньке» и «Комсомольской правде». Эти первые произведения тогда ещё мало кому известного прозаика из Сибири прочитали миллионы советских читателей.

Имя Распутина становится узнаваемым. У него появляется масса почитателей таланта, которые с нетерпением ждут новых творений от сибирского самородка.


В 1967-ом в популярном еженедельнике «Литературная Россия» появился рассказ Распутина «Василий и Василиса». Это раннее произведение прозаика можно назвать камертоном его дальнейшего творчества. Здесь уже был виден «распутинский» стиль, его умение лаконично и в то же время удивительно глубоко раскрывать характер героев.

Здесь появляется важнейшая деталь и постоянный «герой» всех произведений Валентина Григорьевича – природа. Но главное во всех его сочинениях – и ранних, и поздних – это сила русского духа, славянский характер.


В том же переломном 1967 году вышла первая повесть Распутина «Деньги для Марии», после публикации которой его приняли в Союз писателей. Слава и известность пришли незамедлительно. О новом талантливом и самобытном авторе заговорили все. Чрезвычайно требовательный к себе прозаик ставит окончательную точку на журналистике и с этого момента посвящает себя писательству.

В 1970-ом в популярном «толстом» журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу».


Повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека. Об истоках, к которым необходимо возвращаться, чтобы не потерять человеческой сущности.

Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной карточкой прозаика. Это произведение «Прощание с Матёрой». В нём рассказывается о деревне, которая скоро должна быть затоплена водой из-за строительства крупной ГЭС.


Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая колода на избе. Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где зарыта их пуповина.

Коллеги прозаика и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение лучших традиций русских классиков. Обо всех сочинениях писателя можно сказать одной фразой поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Главные явления, которые он обличает со всей мощью и бескомпромиссностью – это отрыв от корней «иванов, родства не помнящих».


Знаковым оказался для литератора 1977 год. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях.

Валентин Распутин осмеливался говорить о вещах, которые многие его коллеги старались осторожно обходить стороной. Например, главная героиня повести «Живи и помни» Настёна, как и все советские женщины, проводила любимого мужа на фронт. После третьего ранения он едва выжил.


Выжить то выжил, но сломался и дезертировал, понимая, что до конца войны ему вряд ли дожить, если снова попадёт на передовую. Развернувшаяся драма, искусно описанная Распутиным, поражает. Писатель заставляет задуматься о том, что жизнь не чёрно-белая, в ней миллионы оттенков.

Годы перестройки и безвременья Валентин Григорьевич переживает крайне тяжело. Ему чужды новые «либеральные ценности», которые ведут к разрыву с корнями и уничтожению всего, что так дорого его сердцу. Об этом его повести «В больнице» и «Пожар».


«Хождение во власть», как Распутин называет своё избрание в депутаты парламента и работу в составе Президентского совета при , по его словам, «ничем не кончилось» и было напрасным. После избрания прислушиваться к нему никто и не думал.

Валентин Распутин тратил немало сил и времени на защиту Байкала, воевал с ненавистными ему либералами. Летом 2010-го его избирают членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.


А в 2012 году Валентин Григорьевич выступает за уголовное преследование феминисток из и резко отзывается о коллегах и деятелях культуры, которые выступили в поддержку «грязного ритуального преступления».

Весной 2014 года известный писатель поставил свою подпись под обращением Союза писателей России, адресованным президенту и Федеральному Собранию РФ, в котором выражается поддержка действиям России в отношении Крыма и Украины.

Личная жизнь

Долгие десятилетия рядом с Мастером находилась его верная муза – жена Светлана. Она – дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, была настоящей соратницей и единомышленницей своего талантливого мужа. Личная жизнь Валентина Распутина с этой замечательной женщиной сложилась счастливо.


Это счастье длилось до лета 2006 года, когда в катастрофе аэробуса в иркутском аэропорту погибла их дочь Мария, педагог Московской консерватории, музыковед и талантливый органист. Супруги вместе пережили это горе, которое не могло не отразиться на их здоровье.

Светлана Распутина умерла в 2012 году. С этого момента писателя удерживали на свете сын Сергей и внучка Антонина.

Смерть

Валентин Григорьевич пережил супругу всего лишь на 3 года. За несколько дней до кончины он пребывал в коме. 14 марта 2015 года. По московскому времени он не дожил до 78-го дня рождения 4 часа.


Но по времени того места, где он родился, смерть пришла в день его рождения, который в Сибири и считают настоящим днём кончины великого земляка.

Похоронили писателя на территории иркутского Знаменского монастыря. Проститься с ним пришли более 15 тысяч земляков. Накануне отпевание Валентина Распутина в храме Христа Спасителя совершил .

РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный деятель.

Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".
Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.
Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959. Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики. Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть “Деньги для Марии” (1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей “деревенской прозы”, хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы (“Последний срок”, 1970, “Живи и помни”, 1974, “Прощание с Матёрой”, 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.
Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира “именем прогресса”. По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место — в “перспективное” село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу “специалистами” без любви к людям, которым тут жить”. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом — воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит — “как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет”. Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: “Название острова и села — Матёра — не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать — Земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра — это как бы “малый материк”). Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина “Пожар” (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный. С началом “перестройки” Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского “поворота северных рек” (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989-91 — депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А. Столыпина о “великой России” (“Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что “политика — дело грязное”.

Среди наиболее известных прозаиков ушедшего столетия можно назвать и такого знаменитого автора, как Валентин Распутин. Краткая биография каждого великого человека начинается с описания его детства.

Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда (нынешняя Иркутская область). Затем семья переехала в другой посёлок. Однако и оттуда Валентин Григорьевич был вынужден уехать, чтобы продолжить образование. После окончания школы будущий писатель поступил на историко-филологический факультет, став студентом Иркутского государственного университета.

Писательский талант проявился у Распутина ещё в студенческие годы. Валентин Григорьевич работал внештатным сотрудником молодёжной газеты. Уже тогда один из его очерков заставил обратить на себя внимание редактора.

В конце 1970-х годов Распутин начала работу в Восточно-Сибирском книжном издательстве, став одним из членов редакционной коллегии для серии «Литературные памятники Сибири». Через несколько лет Валентин Григорьевич вошёл в редакционную коллегию журнала «Роман-газета».

Последние годы жизнь писателя были непростыми. Летом 2006 года в автокатастрофе погибла дочь Валентина Григорьевича. Мария Распутина была органисткой. В 2012 году писатель овдовел. За 2 дня до своего 78-летнего дня рождения писатель был госпитализирован, а через сутки скончался.

Социально-политические изменения в стране не смогли оставить равнодушным советского писателя. В годы «перестройки» Валентин Григорьевич начал общественно-политическую борьбу. Распутин осуждал новый строй, пришедший на смену советской идеологии. Он был в числе некоторых других литераторов, подписавших «Письмо писателей России». Послание было адресовано Верховному Совету СССР. Валентину Распутину принадлежит идея выхода России из состава СССР. В 1989 и 1990 годах писатель был народным депутатом.

Несмотря на все усилия, СССР прекратил своё существование. Распутин искренне раскаивался в том, что начал политическую борьбу. Он считал, что то время, которое он посвятил борьбе за сохранение прежней идеологии, было временем, потраченным напрасно. Однако общественно-политическая деятельность писателя на этом не была окончена. В середине 90-х Распутин стал одним из инициаторов создания Православной гимназии для девочек.

Конфликт взглядов

Кроме этого, писатель принял участие в издании православно-патриотической газеты. Религиозные взгляды не мешали Валентину Григорьевичу быть ярым сторонником коммунистической партии. Писатель открыто поддерживал Зюганова.

Распутин положительно оценивал политику Сталина и не имел никаких негативных ассоциаций, связанных с этим политическим деятелем. Образ генералиссимуса Распутин связывал с победой в Великой Отечественной войне. Забыть о Сталине в день празднования 65-ой годовщины победы писатель считал огромным неуважением к памяти великого вождя.

Творчество писателя

Произведения Валентина Распутина отличаются небольшим объёмом и доходчивостью изложения. Писатель предпочитал создавать краткие и ёмкие повести о жизни современной ему деревни. Во многих произведениях Валентина Григорьевича читатель замечает негативное отношение к городской жизни. Родившийся и выросший в деревне автор был уверен в том, что деревенские жители отличаются более высокой нравственностью. В селе ничего невозможно скрыть от односельчан. В городе человек предоставлен самому себе, что приводит его к искушению отступать от моральных норм.

“Пожар”

Повесть рассказывает о пожаре, который произошёл на складе в деревне Сосновка. Иван Петрович Егоров, один из главных героев повести, участвует в тушении пламени вместе с другим односельчанами. Борьба с огнём не мешает Ивану Петровичу размышлять о жизни. Он вспоминает, какими бескорыстными и приветливыми были жители его родной деревни. Когда-то и Сосновка ему нравилась. После появления в посёлке архаровцев жизнь кардинально изменилась. Многих односельчан Егорова теперь не интересовало ничего, кроме пьянства. В Сосновке появилось воровство. Люди стали жестокими и корыстными.

В повести «Пожар» автор делится своими переживаниями и мыслями о грядущем. Несмотря на то, что людей, подобных Егорову, в стране немало, возврата к прежним ценностям уже не будет. Работа на благо потомков не приносит радости. Отныне каждый хочет жить здесь и сейчас и трудиться только ради личного счастья.

“Живи и помни”

Сельская девушка Настёна рано осиротела и воспитывалась в семье тётки, где не знала ни ласки, ни простого человеческого к себе отношения. Настёна мечтает выйти замуж, чтобы обрести всё то, чего ей не досталось в детстве. Но и в замужестве девушка не находит долгожданного счастья. В семье Андрея и Настёны Гуськовых нет детей, в чём муж постоянно обвиняет жену.

Распутин рассказывает о нелёгкой судьбе сельской женщины, её ежедневном непосильном труде, к которому она приучена с ранних лет. Настёна олицетворяет собой покорность, присущую сотням таких же деревенских девушек, как она. Главная героиня, никогда не любившая мужа, самоотверженно скрывала Андрея-дезертира. Судьба подарила Гуськовым долгожданного ребёнка, который, однако, не принёс счастья ни отцу, ни матери. У Настёны остаётся два пути: или солгать, что ребёнок зачат не от мужа и покрыть себя позором, или признаться в том, что всё это время «предатель» находился поблизости. Не имея никакого выхода из положения, молодая женщина выбирает смерть.

“Прощание с Матёрой”

Строительство гидроэлектростанции требует затопления острова Матёра с расположенным на нём посёлком. Молодёжь давно покинула Матёру. Деревня населена преимущественно представителями старшего поколения. Пожилые люди хотят закончить свою жизнь в родной деревне и быть похороненными на местном кладбище, где покоится прах их предков. Дарья Пинигина, одна из жительниц Матёры, уверена в том, что если она и её односельчане допустят затопление кладбища, всех их после смерти будут судить умершие родственники. Старшее поколение не желает приспосабливаться к новой жизни в городе, к городским квартирам. Дарья поднимает восстание против «пришельцев», решивших затопить её родную деревню.

В повести Распутина противопоставлены два мира: дореволюционный, ещё не успевший исчезнуть до конца, и новый, ещё не вступивший в свои права. Каждый из этих миров по-своему прав. Старики Матёры всего лишь мечтают умереть в родной деревне. Им не нужны благоустроенные квартиры. Те же, кто запланировал строительство гидроэлектростанции, не имеют возможности ждать, пока остров опустеет. Прогресс движется вперёд. Городу необходима электроэнергия. Конфликт остаётся неразрешимым. Будущее не может быть построено на одних традициях. Но и без прошлого нельзя продолжать свой путь.

Советский писатель, Валентин Распутин, был одним из самых читаемых прозаиков в Советском Союзе и послесовковой России. Родился 15 марта 1937 года в Усть-Уда (село) Восточно-Сибирской области. Детство, как отмечают биографы, было тяжелым: деревенская жизнь крестьян не отличалась современными почестями и свободой. Тяжелый труд с зари до вечера был реалиями семьи Распутиных.

Валентин ходил в простую начальную школу в селе. Когда возникла потребность переходить в среднее образовательное заведение, появились и трудности, так как большинство сел были приурочены к поселкам городского типа с более развитой инфраструктурой – Валентин Распутин ходил бы пешком, если бы семья не переехала поближе. Детские воспоминания нашли отображение в произведении «Уроки французского»:

  • «Не знаю, как в математике, но в жизни самое лучшее доказательство – от противного»
  • «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».

После окончания школы Валентин Распутин, открыв в себе тягу к знаниям, поступил на Историко-философский факультет в Иркутский университет , нашел работу в университетской газете, корреспондируя сводки новостей. Первые работы появляются именно в этот период: «Я забыл спросить у Лешки», «Сибирь».

По окончанию университета, работал в газете Иркутская, а позже – Красноярска. Заметный сдвиг в писательской карьере начался с 1965 года, когда Валентин Распутин познакомился В. Чивилихином, чьими работами глубоко зачитывался. Валентин также ориентировался на таких классиков, как Достоевский, Бунин. В 1967 году издается серия рассказов «Человек с этого света», а позднее – «Деньги для Марии». В 1970 году была напечатана повесть «Последний срок», которая проявила уникальный голос писателя. В 1974 году читателям полюбились «Живи и помни», «Прощание с Матерой», а в 1981 году «Наташа», «Век живи – век люби», «Что передать вороне», «Пожар».

С 1966 года Валентин Распутин был уже профессиональным писателем с наградами от Союза литераторов. Последние годы своей бурной трудовой деятельности провел, занося мысли на лист бумаги: в 2004 году опубликованы «Дочь Ивана, мать Ивана», «Сибирь, Сибирь». В 2010 году Валентина Распутина номинировали на Нобелевскую премию , а произведения занесли в обязательный к прочтению список для школьников. Повезло писателю приблизиться и к политической сфере – состоял в советниках у Михаила Горбачева. Умер 14 марта 2015 года в Москве. Похоронен в Иркутске.

Личная жизнь Валентина Распутина

Был женат на Светлане Распутиной. У пары родились сын и дочь, однако девушка погибла в 2006 году в автокатастрофе. Жена умерла 1 мая 2012 года.

Валентин Распутин, высказывания:

  • «Пересудов людских ты боишься. Что они тебе? Люди, как собаки: кто где не так пошевелился – они в шум. Полаяли и перестали – и опять ждут, кто бы себя чем выдал».
  • «Все, что ни происходит, — к лучшему; к тому, чтобы жить было интересней. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся».
  • «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо – чтобы не понимать».

«До чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла».

(Пока оценок нету)