Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Шоу фламенко — визитная карточка Барселоны. Фламенко - традиционный танец испании Ключевые ценности фламенко

История танца фламенко

Джон Ричардс

Станцуй мне фламенко, танцовщица с юга,
Мятежной волною огня
В мелодии ветра, что с уст шестиструнных,
Пленит созерцаньем меня.

Блесни на подмосткам звездой чернокудрой,
Вьюном в ритмах ходких змеясь,
Опутав в изгибах слепящей фигуры
Зеницы взволнованных глаз.

Испанскою страстью затми стынь грядущих
Времен, без улыбки твоей,
Когда я оставив сей берег цветущий,
Уйду с чередой кораблей.

В сердечную память, на долгие годы,
Что нашу приязнь разлучают,
Станцуй мне фламенко, прощальным аккордом,
У гавани скрытой печали

Истоки

Большинство современных фламенкологов сходятся в мнении, что танец фламенко - потомок древнеиндийских танцев. Фламенко действительно продолжает сохранять сходство с индийской танцевальной культурой, несмотря на то, что множество ее элементов, связанных с мимикой и движениями глаз, уже не использует. В начале зарождения фламенко танцоры, особенно женщины, больше внимания уделяли верхней части туловища и движениям рук: это соответствовало индийской Bharata Natya, где танец особенно ориентирован на руки и мимику.
Кроме того, в Индии было такое направление, как Kathuk - танец в исполнении мужчин и женщин, который характеризовался очень сложной работой ног, похожей на сапатеадо фламенко.

Эти танцы достигли Испании в 500-250 гг. до нашей эры, когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Гадир, известный сегодня как Кадис (Cádiz), развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет пришли мавры, а также цыгане, которые привезли с собой танцевальные стили из Пакистана и Персии, это существенно обогатило уже существующие андалузские стили.

Многие теоретики считают, что отсутствие работы ног в первоначальных образцах фламенко было связано с запретом для мусульманских женщин показывать ноги. Таким образом, сапатеадо не существовало в женском фламенко до начала 20 века.
16 век, когда мавры, евреи и цыгане подвергались гонениям и были вынуждены, со своими богатейшими танцевальными традициями, уходить в подполье, считается началом формирования фламенко как направления. Стиль танцев, который мы видим сегодня, значительно изменился с тех времен.

Особенности танца фламенко

  • выразительная и чувственная пластика рук (включая работу кистей и пальцев),
  • сложные дробные выстукивания, создающие ритм (сапатео),
  • различные повороты тела,
  • резкие выпады и характерные позы,
  • проходки,
  • пальмасы (хлопки ладонями, «подчеркивающие» или усложняющие ритмический рисунок),
  • питос (прищелкивания пальцами).

Ключевые ценности фламенко

1. Индивидуализм. Самодостаточность. В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, они предназначены для выражения чувства. Фламенко - одиночный народный танец. Это само по себе уникально, потому что изначально танец возникает как коллективное действо. Если есть коллектив, то танцор может показать противостояние противнику, любовь к женщине и другие жизненные ситуации в диалоге с другими танцорами («перепляс» в народных танцах, любовный диалог с условной возлюбленной и т.д.), в таком случае танец сюжетен. В индивидуалистичном фламенко эмоции и коллизии не могут быть показаны как сюжеты, они реализуются в самой пластике танцора, в том, как двигаются руки, как наклоняется корпус и т.д. Например, вместо того чтобы бороться с танцором, играющим роль противника, как это было бы в других народных танцах, байлаор борется с самим собой, преодолевает невидимые препятствия. Именно поэтому пластика фламенко, быть может, более выразительна, многогранна и имеет больше возможностей, чем любой другой вид танца. Фламенко для своего выражения не требует внешних объектов - оно идет внутрь человеческой души.

2. Борьба и сила. В искусстве фламенко много протеста, может быть, потому что исторически это «танец угнетенных народов» (см. раздел «История фламенко»), может, по другой причине. Тело двигается так, как будто постоянно преодолевает сопротивление невидимого врага. И чем сильнее враг, тем мощнее танец. Ускорение темпа, резкие окончания движений, сапатеадо, быстрые движения рук и корпуса, ритмические хлопки руками, - все это энергетика силы и борьбы. И эта ипостась фламенко способствует выходу гнева, агрессии, раздражения.

3. Гордость и свобода быть собой. Необходимое условие для того, чтобы красиво танцевать фламенко - абсолютное принятие себя таким, какой есть, без каких-либо условий; умение выразить и утвердить себя в любой точке времени и пространства. Именно поэтому для фламенко нет плохой фигуры или возрастного ценза. Напротив, полнота, большие бедра и зрелый возраст для фламенко - скорее плюсы, а не минусы.

4. «Plus ultra» - «сверх предела, сверх возможного» - написано на испанском флаге. Это также и ключевая ценность фламенко. В идеале фламенко танцуется под зорким оком смерти, как в последний раз, на грани. Это значит, что в танце говорится только о самом главном, о том, что говорят при причащении перед смертью. И делается это искренно, сильно, страстно и просто. В танце фламенко не может быть суетливости, которая появляется от раздробленности и делимости чувств, от неспособности отделить главное от второстепенного. С принципом plus ultra связана и страстность, неистовость, отчаянность фламенко: хотя здесь можно найти полутона, пастельные краски промежуточных эмоциональных состояний, все же по большей части фламенко стремится к драматической триаде черного, белого, красного, которая связана с выражением чувств, доведенных до предела.

5. «Мужское» и «женское» фламенко. Характерной чертой танца фламенко традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. В начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Поскольку такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные непрерывные движения рук, запястий и плеч. Однако в XX веке разница между «мужским» и «женским» фламенко практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо. Женский танец отличается от мужского плавными изгибами рук и движениями кистями, пальцами, которые сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером (floreo, флорео). Движения рук танцора-мужчины более сдержанные и строгие. Помимо сапатеадо танцоры используют "питос" (прищелкивания пальцами), "пальмас" (ритмичные хлопки скрещенными ладонями).

Героиня фламенко. Женственность в искусстве фламенко особая, это не восточная женственность для мужчины - слишком уж самодостаточна. Да, здесь есть восточные плавные изгибы рук, но они не по-восточному сильны; выписывая флорео, они продолжают сопротивляться незримому врагу. Скорее не изгибы - изломы рук. Да, здесь много двигаются бедра, есть кокетливые движения плечами, но это далеко не рафинированная, девичья эротичность, привычная европейскому глазу. Женщина здесь остается женщиной до последнего, лишенная только одной особенности, характерной для прекрасной половины, - слабости. Отсюда и кокетство - не кокетство, а шаманство; и сексуальность - не сексуальность, а гордость за свою принадлежность к женскому полу и к земному, плодоносящему началу.

Герой фламенко . Фламенко обладает мужской энергетикой: сила, страсть, борьба, самодостаточность, индивидуализм - все эти ценности фламенко традиционно считаются мужскими. Поэтому фламенко особенно психологически достоверно получается именно у мужчин-байлаоров. Герой фламенко - далеко не распахнутый наружу, добрый простой парень, как в русских народных танцах. Он сложен, сдержан, благороден. В отточенных, не допускающих ничего лишнего, движениях байлаоров - подчеркнутая мужественность, воинственность и даже суровость. И даже в позитивных, праздничного характера танцах (тангос, булериас, алегриас и др.) всегда найдется место драме и войне.

Даже когда мужчина и женщина танцуют фламенко вдвоем, они почти не касаются друг друга. Каждый из них - отдельная единица, самодостаточная личность. Они пристально смотрят друг в другу в глаза, иногда неясно - любовники это или враги; но ни он, ни она не посмотрят друг на друга снизу вверх или сверху вниз.

Где искать аутентичное фламенко

Что создает хорошего танцора? Его талант, умение слышать ритм, дуэнде и способность импровизировать. Импровизация при этом не означает, что каждый раз танцор создает новый танец, это - то, как танцор чувствует музыку и танец и выражает через них свои эмоции в какой-то конкретный момент. Но импровизация - это и не танец, ограниченный жесткими рамками заранее придуманных и отрепетированных вплоть до мимики движений. Есть такое выражение: «Когда вы научитесь танцевать, вы должны также забыть об этом».

Танцор должен чувствовать ритм собственного сердца, он должен руководствоваться своим видением, своими природными инстинктами, а также знанием о том, как использовать ритм своего сердца. Танцор высвобождает таинственные силы, постигает внутренние глубины своей души, достигает той высоты, когда дух управляет им, и дуэнде заполняет танец.

Такой танец, как правило, не найдешь в шоу «на продажу», его можно увидеть в узком кругу, когда человек, танцуя фламенко, ничего не ощущает вокруг себя, кроме ритма песни, и вызволяет из глубин своей души чувства и вдохновение.

За пределами своего естественного окружения, фламенко может оказаться скучным и слабым, как выкорчеванное растение. Но в старых тавернах, небольших винных погребках можно найти настоящее фламенко, когда выжженный, треснувший голос певицы и страстная игра гитары, сопровождающие танцовщицу, способны загипнотизировать вас.

В «коммерческом» фламенко нередка ситуация, когда артисты считают, что аудитория не очень хорошо разбирается - насколько хорошо или плохо, с глубоким проникновением в музыку и движения или с поверхностным - исполнен танец фламенко.

Даже если у зрителей нет знаний о фламенко, они способны оценить талант и страсть танцора; и чувственных, ритмичных и изящных движений, как правило, будет достаточно, чтобы удовлетворить непосвященных.

Если вы ищете чистый «jondo-стиль» («глубокий стиль»), то вы не найдете его в таблао, «заточенных под туристов», но если вы просто хотите развлечься, то таблао - хорошие места, где можно увидеть танец фламенко.

Изначально фламенко - сольный, одиночный танец. Но с появлением кафе cantantes стали формироваться и получили широкое распространение танцевальные коллективы, и сегодня многие из лучших танцоров фламенко имеют свои собственные группы.
Такие группы могут иметь до двадцати танцоров. Когда такое количество человек танцует на сцене, это может быть иметь катастрофические последствия, если нет синхронности и хореография нестандартна.

Сегодня эти труппы фламенко танцуют не только в Андалусии, но и во всем мире, а также в лондонском театре Sadlers Уэллс, где проводится ежегодный фестиваль фламенко.
Сегодня фламенко становится все более популярным во всем мире, однако часто это стили, смешанные с классическим испанским танцем, а также балетом.
Тем, кто хочет увидеть «jondo-стиль» фламенко, нужно искать его в «пеньяс»*, в сольных танцах.

*Пеньяс - фольклорные клубы, бары, в которых собираются музыканты. Здесь можно увидеть чистую импровизацию фламенко, flamenco puro. Основное представление, как правило, после полуночи.

По материалам статьи «Танец фламенко. Истоки» с сайта

Одежда и атрибуты танцоров фламенко

Традиционная одежда танцора - байлаора.

Темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая "чалеко" (chaleco), иногда надевается поверх рубашки. Когда женщина исполняет танец, традиционно считающийся мужским, - сапатеадо или фарруку, - она также одевает такой костюм.

Традиционная одежда танцовщицы - байлаоры.

Костюмы фламенко имеют большое разнообразие цветов и моделей. Платья фламенко - длинные, до пола, могут иметь нижнюю юбку ярких цветов, могут быть разноцветными, однотонными или в горох, на юбку и рукава нашиваются оборки.
Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. В танцах фламенко довольно часто встречаются движения, для которых характерна игра с юбкой.
Аксессуары к платью: шаль с бахромой (по размеру меньшая, чем мантон), цветы в волосы, декоративные гребни и крупные серьги. Все аксессуары по цвету должны сочетаться с платьем.

Bata de cola - узкое платье (юбка) с длинным шлейфом.

Bata de cola - узкое платье (юбка) с длинным шлейфом. Танец в такой юбке подчеркнуто женственен, имеет свои технические особенности и характерные движения. «Хвост» довольно тяжелый и управлять им получится далеко не сразу.

Туфли для фламенко - особая статья, главный ударный инструмент в искусстве фламенко. Носок и каблук таких туфлей подбиты маленькими гвоздями. Обувь имеет специальный супинатор и толстую подошву, что делает звук более "весомым". Каблук должен быть устойчив и не очень высок (4-7 см). Известные испанские фирмы - производители обуви для фламенко: Gallardo, Begoña Cervera, Menkes, Maty, Buleria.

Туфли для фламенко должны быть удобными, устойчивыми и качественными. Если они шьются на заказ, то, как правило, соблюдение перечисленных условий гарантировано. Вообще лучший вариант - это изготовление обуви из натуральных материалов по индивидуальному заказу (в соответствии с Вашими мерками) в испанских мастерских.
Очень важно выбрать материал обуви. Искусственной кожи лучше избегать: такая обувь дешевле, но вызывает потоотделение. Замшевая обувь более мягкая и удобная, по сравнению с кожаной, но быстрее теряет форму. Туфли из кожи жестче, иногда требуют разноски, но дольше прослужат, чем замшевые.
Обувь для фламенко имеет разную высоту каблука. Профессионалы, как правило, используют классический размер - 7 см, однако новичкам лучше начинать с 5-сантиметровых каблуков: более низкий каблук более удобен. Кроме того, сейчас популярным стал каблук «рюмочка», который расширяется книзу, что делает обувь устойчивее.
Как продлить срок службы обуви
Лучше всего хранить обувь при комнатной температуре до +18 ºC. Каждый раз после использования туфли необходимо «проветривать» - оставлять на свежем воздухе хотя бы в течение 15 минут. По мере того как туфли высыхают от пота, кожа или замша становится все более шероховатой и грубой. Поэтому после сушки лучше всего положить туфли в полиэтиленовый пакет, чтобы предотвратить высыхание.
Кожаную обувь нужно обрабатывать кремом. Ботинки из замши или нубука обрабатываются специальным спреем: он помогает сохранить их и защищает от влаги.

Кастаньеты - стереотип.

В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободными для движений во время танца. Именно потому что кастаньеты ограничивают выразительность флорео, возможности движений рук, они не характерны для чистого фламенко. На самом деле кастаньеты использовались сначала только в испанском классическом танце и традиционных андалусийских танцах, исполняемых сразу несколькими танцовщицами, но не в традиционном фламенко. Однако из-за одобрения аудитории теперь кастаньеты - неотъемлемая часть любого "шоу фламенко".

Очень красивы танцы с веерами. Профессиональные веера, как правило, проще и по размеру больше, чем сувенирные.

Гребень (la peineta).

Этот аксессуар - принадлежность не столько фламенко, сколько испанского народного костюма. Однако байлаоры часто используют гребень в качестве украшения. Это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма. Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня. Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами. Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами. В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.

M anton (мантон) - вышитая большая шелковая шаль с длинной бахромой.

Этот предмет был первоначально известен как манильская шаль - "Manton de Манила". Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.
Первоначально манильские шали, изготовленные из шелка и вышитые вручную, приходили из Китая. Но своим названием манильская шаль обязана столице Филиппин - Маниле. Манильская гавань была обязательной остановкой для испанских кораблей, нагруженных товаром, которые шли с Востока обратно в Испанию. Именно испанские торговцы в 15-м веке начали завозить шали в Испанию.
Через некоторое время китайские вышивки на шалях были заменены местными мотивами: драконы, бамбук и пагоды исчезли, остались птицы и цветочные мотивы (розы, гвоздики, другие цветы, каждый из которых имел свою символику: ромашка - нетерпение; закрывающийся цветок - тайна; подсолнечник - лояльность).
Мало-помалу, манильская шаль стала частью повседневной женской одежды, в частности, в Севилье, среди женщин как из высшего общества, так и из рабочего класса. Потом мода прошла, и шали перестали быть частью повседневной одежды.
Сейчас манильскую шаль используют певицы - исполнительницы фламенко (нередко шаль можно увидеть на Эстрелле Моренте), кроме того, она хороша в качестве аксессуара для вечерних платьев. Но именно байлаоры превратили манильскую шаль в фантастически красивый аксессуар, рождающий танец, и именно благодаря байлаорам шали перекочевали из испанских шкафов на сцену.
Очень популярна манильская шал была у байлаор севильской школы (Пастора Империо, Ла Нинья де лос Пейнес, Ла Макаррона, Матильде Коралл танцевали с манильскими шалями).
Танец с шалью имеет довольно сложную технику и подвластен только тем байлаорам, которые имеют уже большое мастерство. Танцовщицы должны уметь обращаться с шалью так, как если бы она являлась частью их тела.
Одной из величайших байлаор, танцевавших с шалью, была Матильде Коралл. В настоящее время известны солеа с шалью Бланко-дель-Рей, танцы с шалью Белены Майя и Марии Пахес.
Как правильно выбрать шаль
Шаль должна быть достаточно большой, чтобы полностью охватить вашу фигуру (манильскую шаль не стоит путать с pañoleta (небольшой декоративной косынкой, которую носят на плечах и используют в качестве аксессуара к платью). Однако при этом шаль была не слишком тяжелой, иначе танцевать с ней будет сложно.
Наиболее распространенными цветами для манильских шалей являются черный, белый, слоновая кость и оттенки красного. Популярные мотивы вышивки - цветочные (большие розы, гвоздики ярких цветов, горшки с цветами). Другая традиционная композиция: вышивка «isabelino» (вышиты углы, а центр остается либо пустым, либо заполняется мелкими цветами), используемые цвета - черный и слоновая кость.

Шляпа-sombrero (шляпа Cordoban, кордовская шляпа)
Она представляет собой один из наиболее значимых символов испанской культуры. Мы можем найти ее в мире фламенко, в корриде (матадоры носят их во время праздников в сочетании с короткими жилетами), верховой езде, в ромериас (romerías - религиозные праздники, связанные с паломничеством), и во всех популярных андалусских праздниках. Шляпы могут быть различных моделей и цветов, и в настоящее время их носят как мужчины, так и женщины.
Шляпа - важный аксессуар в мире фламенко. Многие из кантаоров использовали ее в качестве неотъемлемого дополнения к своему образу: Пепе Марчена, Пепе Пинто, Маноло Караколь и Антонио Майрена.
В танцах такая шляпа является частью костюма, в том числе и женского.
Истоки
Происхождение кордовской шляпы не совсем ясно. Однако практически никто не сомневается в том, что ее родина находится в Андалузии в провинции Кордова. Считается, что первоначально это была шляпа для работников ферм, которая защищала их от солнца и дождя. Т.к. соломенные шляпы были не совсем удобны (их уносило ветром), возникла необходимость в такой шляпе, которая бы имела жесткие поля, и которая бы не намокала. Так появилась кордовская шляпа из кожи.
До 19 века кордовской шляпы не было, только в начале 20 века она получила широкое распространение, первоначально именно в Кордове.
Модели и тенденции
Словарь Королевской испанской академии определяет шляпу Cordoban как шляпу с широким и плоским верхом, с низкой цилиндрической тульей.
Существуют два различных вида шляпы: прямоугольные и конические. Размер тульи может варьироваться от 10 до 12 см, размер полей - от 8 до 12 см. Что касается цвета, черный является наиболее распространенным, хотя существует множество других расцветок: красная, перламутрово-серая, морская зеленая и даже темно-синяя.
Среди шляп выделяется севильская шляпа. Отличается она от обычной шляпы разве только происхождением, на которое указывает само название: она появилась в Севилье.
Особенность кордовской шляпы заключается в том, что она должна быть подобрана индивидуально для каждого человека. Например, высокому не пойдет шляпа с низкой тульей. Разница в моделях определяется еще и тем, для какой цели будет использоваться шляпа: для ходьбы или для верховой езды (в последнем случае тулья должна быть выше).
Т.к. шляпы носили и женщины, мужчины стали выбирать шляпы с высокой тульей, тогда как женщины используют шляпы с низкой тульей.
Слава кордовской шляпы настолько велика, что ей посвящены многие картины, стихи и песни:

Шляпой, широкополой шляпой
Я украшаю свою голову.
Я хожу в ней, гордый собой,
И ничто не сравнится с ней по красоте…

Когда я иду, чтобы увидеть быков в Хересе
Я с радостью щеголяю в своей шляпе…
Палочка (трость) - boston.

В тандеме с ногами байлаоров создает ритмический рисунок.

– страна богатейших культурных традиций, яркой и живой истории – всего того, что делает эту страну жемчужиной европейской цивилизации. Говоря о стране Дон Кихота, нельзя упустить из внимания фламенко – явление, которое уже давно стало неоспоримым символом Испании, ее душой, отображением колоритной культуры и знойного темперамента. Фламенко не является традиционным танцем для Каталонии . Родиной фламенко считается Андалусия . Однако еще в XVIII веке этот вид искусства начал свое триумфальное шествие по Барселоне и до сих пор продолжает радовать зрителей на сценах города.

Приезжая в столицу Каталонии, не упустите возможность полюбоваться одним из самых ярких, по-испански страстных и захватывающих представлений – шоу фламенко в Барселоне . Зажигательный танец, ритмичное звучание гитары, девушки в длинных красивых платьях с оборками и настоящие испанские мачо – все это больше чем просто танец, это виртуозное и незабываемое искусство, сочетающее различные музыкальные и танцевальные стили. Чарующая мелодия действа тронет и согреет самые потаенные струны вашей души. Мы гарантируем, что вы не только не останетесь равнодушным, но и увезете с собой частичку Испании, которая всегда будет с вами! Посмотреть фламенко в Барселоне можно во многих местах, а мы предлагаем вам обзор лучших фламенко-клубов Барселоны.

Где посмотреть фламенко в Барселоне?

Лучшие фламенко-клубы Барселоны

Представления и стоимость

El Tablao de Carmen – шоу фламенко в Испанской деревне в Барселоне.

Спектакль высшего качества, одно из лучших шоу фламенко в Барселоне. Только звезды танца и неповторимые ритмы! Удобное расположение клуба позволяет познакомиться со многими знаменитыми туристическими достопримечательностями Барселоны: площадью Испании, Магическим фонтаном, горой Монтжуик, Олимпийским кольцом и Испанской деревней.

Адрес: Avda. Francesc Ferrer i Guàrdia, 13,

Poble Espanyol de Montjuïc, Barcelona.

  • шоу – со вторника по воскресенье;
  • продолжительность – 60 минут;
  • 1-е представление – с 19:00 до 20:00;
    2-е представление – с 21:30 до 22:30;
  • напиток + шоу – €41;
  • меню «Carmen» (закуски, основное блюдо, десерт, напитки) – €70;
  • меню «Tapas» (закуски, десерт, напитки) – €52;
  • VIP-меню (закуски, 2 основных блюда – рыбное и мясное, десерт, напитки) – €85;
  • VIP – частный ужин «Patio Cordobés» (от 4 человек); для взрослых – €195, для детей – €90.

Бесплатный вход в Испанскую деревню – с 16.00!

Palacio del Flamenco – театр открыт еще в 1920 году. Самый крупный театр фламенко в Барселоне. «Дворец фламенко» в Барселоне предлагает самые различные виды зажигательного танца, от «чистой» версии до классической и современной обработки. По мнению Культурной ассоциации по развитию фламенко в Каталонии шоу во «Дворце фламенко» – лучшее в Испании.

Адрес: C/Balmes, 139, Barcelona.

  • работает ежедневно без выходных;
  • 3 спектакля в день;
  • 1-е шоу – с 18:25 до 19:25;
  • 2-е шоу – с 20:15 до 21:15;
  • 3-е шоу – с 22:30 до 23:30;
  • ужин начинается за 25 минут до каждого представления;
  • 8 различных вариантов меню и тапас – от €30 до €290;
  • групповые и индивидуальные уроки танца фламенко.

El Patio Andaluz. Звезда представлений на этой сцене – всемирно известный Хесус Кортес со своими танцорами, певцами и гитаристами. Его искусство по достоинству оценили королевская семья Испании, принц Англии, Хулио Иглесиас, Опра Уинфри, Доменико Дольче и Стефано Габбана. Традиции фламенко Севильи, Малаги и Кордовы соединены в Барселоне – насладитесь уникальным шоу фламенко и вы!

Адрес: C/Rocafort, 231 Bis, 08029, Barcelona.

  • ежедневное шоу – в 20:10 и 22:10;
  • стоимость шоу программы – от €25. Посмотреть фламенко в Барселоне бесплатно смогут дети от 0 до 8 лет;
  • фламенко шоу + напиток – €33;
  • фламенко шоу + ужин (3 варианта меню) – от €40 до €76;
  • новогоднее меню + шоу фламенко – €125;
  • уникальная возможность покупки фламенко-аксессуаров: туфель, платьев, шалей, вееров и кастаньет.

Palau Dalmases лучшее шоу в соотношении цена/качество. Дворец расположен в великолепном старинном здании XVI века: уютный дворик, старинная мебель, каталонское барокко и отголоски готики.

Адрес: C/Montcada, 20, Barcelona.

  • три представления в день – в 18:00, 19:30 и 21:30;
  • шоу фламенко + напиток – €25;
  • скидка для детей до 10 лет – €15.

Tablao Flamenco Cordobés – клуб находится в самом сердце Рамблы в Барселоне. С 1970 года нет другого таблао-фламенко, где выступали бы так часто и в таком количестве лучшие мастера этого искусства – живые легенды и молодые таланты. Погрузитесь в атмосферу фламенко в его самом чистом виде!

Адрес : La Rambla, 35, Barcelona.

  • возможность выбора: представление или ужин + представление;
  • 17:15, 18:30, 20:30, 22:00 – средиземноморская кухня + спектакль – €78;
  • представление – в 18:30, 20:15, 22:00, 23:30 – €42,5.
Los Tarantos – пространство открыто в 1963 году, находится на знаменитой Королевской площади. Является одним из старейших фламенко-клубов Барселоны.

Адрес: Plaça Reial, 17, Barri Gòtic, Barcelona.

  • представления – в 20:30, 21:30 и 22:30;
  • вход – €15;
  • вход детям до 5 лет запрещен.

В начале XV века на территории Андалусии зародилось искусство фламенко. Именно эта южная территория Испании стала местом сосуществования тогдашних изгоев – цыган, евреев и мавров. Эти народности сформировали свой уникальный мир, в котором смешались их культуры, в результате чего и появился «магический кристалл Андалусии» — именно так называют самобытный жанр фламенко.

Музыка и танцы для цыган – это воздух и вода, так не обходимые для жизни. Пластичность, гибкость, выразительность движений и темперамент, которые передаются из поколения в поколение, стали основой сегодняшнего фламенко.

Почему это искусство называется именно «фламенко», историки до сих пор ведут споры. Версий происхождения названия существует множество, например, есть мнение, что словом «фламенкос» обозначались цыгане, которые пришли на земли Испании через Германию, а со временем этим словом стали называться цыгане-исполнители или «певцы фламенко», считавшиеся эталоном музыкальности.

Согласно другой версии, слово «фламенко» произошло от латинского слова «flamma» («огонь», «пламя»), т.к. андалусские танцы и песни еще в те времена отличались огненным характером.

По еще одной гипотезе, название «фламенко» (так на испанском называется птица фламинго) связано именно с этой птицей, т.к. многие хореографические позиции имитируют позы величественного фламинго.

Но, несмотря на множество противоречивых версий, бесспорным фактом является то, что это искусство родилось в результате слияния музыкальных культур нескольких народов, каждый из которых потерял свою родину и утратил веру, но не утратил страсть и пылкости души, а также танец, песню и музыку, как жизненно необходимую часть бытия.

Развитие культуры фламенко

Назвать точную дату формирования фламенко, как вида искусства невозможно. Согласно историческим сведениям, достоверно можно сказать, что до начала XVIII века танец сопровождался только хлопками. XIX же век стал Золотой эпохой фламенко, когда исполнителей стали приглашать в дома знати и популярные таверны. А танец или песня стали сопровождаться виртуозом гитаристом.

Изначально, фламенко не выходило за пределы испанских домов, а вернее, за пределы patio – внутренних двориков, являвшихся традиционными местами общения соседей и членов семьи. Но постепенно, это искусство стало превращаться из закрытой в открытую культуру.

В местах временных цыганских поселений (они обычно располагались за городом) стали устраиваться открытые для всех желающих, фиесты фламенко. Постепенно без фламенко уже не обходилась практически ни одна таверна. Это искусство превратилось для исполнителей в ремесло, которым можно было зарабатывать на жизнь.

Первые café cantante (артистические кафе) с номерами фламенко появились в Севилье в 1842 году. С тех пор это искусство стало доступно для широкой публики. Между исполнителями начала расти конкуренция, способствовавшая развитию разнообразных исполнительских форм, стилей и жанров фламенко.

Однако в средине XIX века артистические кафе начали терять доходность, «выживали» лишь те заведения, в которых клиентам разрешалось самим выбирать репертуар. Таким образом, фламенко перестало быть душевным искусством, а стало простым бизнесом, держащимся на вкусах и предпочтениях тех, кто платит.

Большую популярность фламенко приобрело у богатой молодежи, которую, впрочем, восхищала только эстетическая сторона этого искусства, но никак не драма и боль, которые им движут. Фламенко стало частью развлекательной индустрии, продуктом массового потребления.

В начале ХХ века фламенко вышло на театральные сцены в виде профессиональных постановок, называвшихся ópera flamenco. Классические атрибуты фламенко – это танец и пение в сопровождении гитары, но постепенно гитара утратила свое традиционное значение, т.к. ее стали заменять оркестровым сопровождением. Выходя на более широкую аудиторию, фламенко было вынуждено адаптироваться под любую публику, стараясь ей понравиться.

Однако сохранилось в Испании и немало мест, где исполнители сберегли чистоту стиля и где продолжает звучать истинное «канте хондо».

Фламенко – крик души

Сегодня часто можно встретить объединение понятия «канте хондо» и «канте фламенко». Но исследователи фламенко не пришли к единому мнению о схожести или отличии этих понятий. Термин «Hondo» (андалузцы произносят «Jondo») используется для обозначения глубины (выразительности, эмоциональности) исполнения фламенко.

Чаще всего под пением хондо понимают манеру распевания фламенко различными исполнителями. «Канте фламенко» — это то, что поется, а «канте хондо» – это то, как поется и исполняется. Именно «канте хондо» считается первоисточником духа, трагичности и всеобъемлющего ощущения. Тогда как «канте фламенко» — это уже осовремененное искусство, которое уступает хондо по глубине чувств.

Основные атрибуты фламенко

Танец фламенко передает весь эмоциональный спектр исполнителя. В танце важно не столько мастерство танцора, сколько история, которую рассказывает исполнитель с помощью движений своего тела.

Самой характерной чертой фламенко является сапатеадо – ритмичное отбивание такта каблуками и подошвами ботинок по полу. Изначально сапатеадо исполняли только мужчины, а женское исполнение предполагало плавные движения рук. Сегодня различия между мужским и женским фламенко выражены не настолько ярко, хотя красота движений рук так и осталась женской прерогативой.

Кроме сапатеадо, обязательными элементами фламенко являются хлопки ладонями (пальмас) и щелканье пальцами (питос). Кастаньеты пришли в культуру фламенко позже, и сейчас используются наравне с традиционными приемами.

Костюм танцора фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса, белой рубашки и короткой жилетки-болеро. Прообразом платья танцовщицы, называемого bata de cola, является традиционное цыганское платье, обычно длинное, украшенное многочисленными воланами и оборками. Если же женщина исполняет мужской фламенко, она надевает мужской костюм.

По своей сути, фламенко – танец одного исполнителя. Танцор не скован хореографическим сценарием, синхронностью движений и прочими «искусственными» условностями. Он всегда импровизирует, и в этом выражается дуэнде – игра с огнем, непостоянство, страсть, опасность, которые являются основой искусства фламенко.

Испанцы все любят танцевать. Существует четыре стиля танца - современный, классический, фламенко и народный.

Танец фламенко - потомок древнеиндийский танцев, в Испании появился в 500-250 годах до н.э., когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Кадис (Cádiz) чтобы развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет на испанскую землю пришли мавры и цыгане, которые привезли свои стили танцев. Слияние нескольких культур Иберийского полуострова (арабской, цыганской, иудейской, христианской) усовершенствовало уже существующий танец фламенко. Будучи народным видом творчества, мастерство фламенко передавалось от учителя к ученику и на бумаге не записывалось.

Танец Фламенко в паре

Этот музыкальный жанр родился в Андалусии, но по всей Испании встречаются исполнители фламенко - гитаристы (guitarristas), танцоры (bailarínes), певцы (сantantes). Фламенко - один из символов Испании, имеющий первостепенное значение для танцевальной культуры. Фламенко - народный одиночный танец, в котором жесты - это страстное и эмоциональное выражение чувств. Это танец внутреннего освобождения, танец для женщин с судьбой!

Довольно сухое и точное описание фламенко приведено в БЭС: "Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в других народных испанских танцах."


Накал страстей порой настолько высок, что создается впечатление, что мужчина и женщина, танцующие на высоких каблуках, хотят затанцевать друг друга до изнеможения. Даже в странах Латинской Америки существуют жанры, представляющие собой смесь фламенко. Привезли их в Америку первые испанские эмигранты. Примером служат кубинские хабанеры . Разновидностей фламенко много: фанданго, малагенья, алегриас, солеарес, фаррука...

Фламенко - огненный танец

Севильяна - один из популярных в Андалусии танец. Танцеют в паре. Танцоры, в заданном гитарой ритме, хлопают в ладоши и при этом поют. В ходе танца партнеры постоянно то приближаются друг к другу, то отдаляются.

Сардана - народный каталонский праздник. Название его происходит от названия острова Сардиния, в Италии. Давно, этот остров входил в состав Арагонского королевства. Танцоры, их количество ограничено лишь размером площадки для танцев, берутся за руки. Образуя круг, совершают определенные движения, отбивая такт каблуками.

Чотис - танец жителей Мадрида. Очень медленный танец. Танцуется в паре, партнеры тесно прижимаются друг к другу. Движение в танце очень просты: три шага налево, три направо, поворот. Весь танец пара танцует на "пятачке".

Мунейра - танец, распространенный в Галисии. Его танцуют группой. Танцоры поднимают вверх руки и выполняют разнообразные быстрые прыжки.

Хота - танец, популярный во всей Испании. Самая известная хота в Арагоне. В каждой провинции танец имеет свои разновидности.

Пасодобль - танец, связанный с корридой. Многие знаменитые тореро имеют свой собственный пасодобль. Танцеутся в парах. Танцоры изображают тореро и его плащ, подчиняясь ритму музыкального сопровождения.

Алегриас (Alegrias) - веселый танец. Родина алегриас - город Кадис. Появление этого танца свяывают с победой испанцев над войсками Наполеона. Благодаря своему географическому положению, город долго был в асаде врага. Силы защитников были на исходе, уже казалось вот вот наступит поражение, но на помощь жителям с севера пришли аррагонцы и помогли им в решающий момент. Часто куплеты алегриас повествуют об этом событии. В алегриас много движений из арагонской хоты. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий и победоносный. Исполняется в мажорной тональности.

Фарукка (La Farruca) - захватывающий мужской танец, который первоначально был песней. Цыгане из Андалусии приняли фарукку и изменили на собственный манер. Этот танец является одной из современных форм фламенко и исполняется в минорном ключе. Первоначально, фарукка, танец для мужчин, но сейчас все чаще его стали исполнять женщины, одетые в мужской костюм. Фарукка - танец величавый, гордый, торжественный.

Сегидилья - танец из Ла Манчи. Относится к класическим танцам XVIII века. Руки женщины сплетают кружевные узоры своими плавными движениями. У мужчин движения отличаются строгостью, возвышенностью и четкой пластикой. Движения рук быстрые и проворные, они рассекают воздух, как удары меча, как стрелы молнии.

Специалисты говорят, что для любого танца Испании характерны невероятная ритмичность, эмоциональность и разнообразие движений. Это секрет его быстрого распространения по всему миру. На театральных сценах все больше стало постановок балетов, построенных именно на танцах из Испании.

В мире существует немало танцев. У каждого народа свои ритмы и музыка. Но в современном мире вряд ли найдется человек, который никогда не слышал бы об испанском фламенко.

Женщина, танцующая фламенко

Пожалуй, самой известной в мире исполнительницей, с чьим именем ассоциируется фламенко, стала знаменитая Кармен. Жгучая красавица с яркой розой в длинных черных волосах. Ее образ стал символом танца на все времена.

Под чарующие звуки гитары, сопровождаемые душевным пением, танцует женщина. Ее пышные юбки развеваются в такт движениям. Ее руки извиваются, словно крылья сказочной птицы. Ее глаза полны страсти и огня. Ее сексуальность притягивает мужчин, словно свет фонаря мотыльков в ночной тьме. Она знает, как она красива, и гордится этим. Но эта женщина не из дешевок, она знает себе цену, и завоевать ее сердце сможет только лучший.

Фламенко - страсти, огня, выражение чувств и эмоций. В нем нет ничего наигранного или вымышленного. Он - сама жизнь. Исполнять его без вдохновения невозможно. Лучшие исполнители - те, кто вложил во фламенко свою душу, страсть и трепет тела.

Направления танца

Издавна выделяют два направления фламенко, которые отличаются друг от друга по стилистике. Древний cante hondo (в переводе означает глубокий) - это исторически сложившийся культовый танец. В нем выражается сакральная сущность мечущейся души.

Второе направление - cante chico (облегченный). Это современное фламенко, которое утратило духовную составляющую и стало танцем для всех. В обоих классах выделяется свыше 50 разновидностей, различия между которыми сможет понять лишь опытный специалист.

Истоки танца

Фламенко - это танец, зародившийся в глубокой древности. Его истоки берут начало в мавританской культуре. В XV веке в Андалузию хлынули потоки беженцев из Византии. Среди них были цыгане, евреи, негры и другие народы. Все они жили изгоями, людьми низшего сорта. Вся боль народа выплескивалась в рвущих душу музыке, песнях и в страстных танцах. Каждый народ внес во фламенко часть своего культурного наследия, частицу своей души.

В XVIII веке ситуация наладилась, гонения на цыган прекратились, танцоры вышли на площади и выступали в тавернах. Искусство, столько веков считавшееся сакральным и запретным, вышло на свободу, завоевав популярность. Испанское фламенко стало символом обретенной свободы.

Уже в XX веке к традиционным испанским и цыганским элементам органично приплелись кубинские мелодии, джазовые напевы. Танец дополнился элементами классического балета.

Слияние жанров

Испанский танец фламенко, по сути, не только зажигательные движения танцовщицы или танцора. Это симбиоз из музыкального сопровождения токе, традиционно исполняемого на гитаре, задушевного пения канте и непосредственно танца байле.

Фламенко - это байлаора, кантаора и тораора. В традиционном исполнении каждый из них может начать свою партию. А остальные поддерживают. Первым может выйти любой из троицы и задать тему. А оставшиеся подхватят ее музыкальной, танцевальной или песенной импровизацией. Когда на первый план выходит один из исполнителей, остальные держатся на втором плане, чтобы дать выступающему выплеснуть свои эмоции. Но в процессе выступления роли меняются. И лишь в конце они объединяются в апогее танца, объединенного общим огнем.

Сложные ритмы

Музыкальный ритм фламенко сложно перенять или переложить на ноты. Каждый раз во время исполнения одна и та же мелодия может воспроизводиться быстрее и медленнее, добавляются переходы и переливы. Истинное искусство танца (Испания) фламенко передается от учителя к ученику.

Исполнители

Известным всему миру фламенко сделали известные исполнители. Как только были отменены гонения на цыган и испанцы узнали красоту жизнеутверждающего танца, он стал необычайно популярен. Уже в 1842 году была открыта первая школа фламенко в Севилье. Именно с этого времени танец стал индустрией, он утратил свою сакральность и таинственность.

На рубеже XVIII-XIX веков был известен исполнитель Сильверио Фронконетти, который нес это древнее искусство в массы. Его выступления всегда были полны страсти и огня. Но многочисленные последователи превратили фламенко из сакрального танца в спортивный, где техника исполнения стояла выше душевной глубины. Именно такой вариант и стал общепринятым во всем мире.

Но на родине, в Испании, остались истинные ценители. Там фраза «В нем нет огня!», сказанная об исполнителе фламенко, является «смертным приговором» для танцора. Известен случай, когда на одном из танцевальных конкурсов главный приз получила 80- летняя старушка. Она заткнула за пояс юных исполнительниц своим внутренним огнем и страстью, отразившимися в танце. Ведь, как говорят испанцы, танцевать нужно так, словно сама смерть держит тебя за плечо.

Процесс обучения

Фламенко - это очень популярный танец. Практически в каждом городе есть школы, где обучают ему. Не иссякает и поток желающих познать тайны мастерства. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно фламенко раскрывает женскую сущность. Нельзя быть скромницей в жизни и с жаром исполнять движения на сцене. Начав обучение, женщина меняется внутренне, она освобождается от комплексов, познает себя, раскрывается, словно бутон. Начать обучение можно хоть в 6 лет, хоть в 86. Ограничений нет.

В Испании всем желающим предлагают пройти базовый курс фламенко для начинающих, состоящий из 10 занятий, которые проводятся по 2 раза в неделю. Познать основы танца можно менее чем за месяц, но чтобы стать профессионалом, понадобятся годы работы.

Хороший педагог, прежде всего, заставит женщину полюбить себя. Ведь только женщина, гордящаяся своей красотой, сможет достойно преподносить себя в танце.

Основная поза - поза полного довольства собой. Гордая красавица не знает комплексов, не видит в себе изъянов и уж точно не расскажет о них другим. После этого прорабатываются женственные жесты, шаги, повороты. Танцовщица - это королева, а зрители, с восхищением глядя на нее, видят в ней неземную женщину.

Почему стоит обучиться фламенко

Каждой девушке, независимо от даты рождения, стоящей в паспорте, стоит попробовать себя в фламенко. Обучение этому танцу раскрывает в женщине скрытые резервы. Уже после нескольких месяцев занятий она поймет, что в жизни нет места притворству и страхам. Женщина сильна и прекрасна, ее не сломить бытовыми сложностями. Она любит и любима.

К тому же регулярные тренировки значительно улучшают фигуру. Основное требование ко всем танцующим - ровная спина как символ несгибаемого характера. О сколиозе и сутулости можно забыть после первых занятий.

Важные элементы танца - отбивание дроби ногами. Оттачивание этих упражнений делает мышцы ног подтянутыми и упругими, а ноги стройными и красивыми.

Руки танцовщицы должны порхать словно крылья. Мастера учат изгибать их красиво и грациозно.

Регулярные занятия неизбежно повлекут улучшение фигуры, подтягивание всех мышц, улучшение их рельефа. Красивая осанка - еще один немаловажный плюс от занятий. Ну а уверенность в себе и избавление от комплекса неполноценности будут приятным бонусом.

Фламенко лечит проблемы подобного рода лучше любых психологов.

Одежда для танца

Фламенко - танец с цыганскими корнями. Одежда для танцовщицы напоминает традиционное платье представительницы кочевого народа. Юбка до пола выполнена из разноцветной материи. Она может быть многослойной или украшенной оборками и воланами. Во время движения танцовщица словно оказывается охвачена волнами собственного платья. Неотъемлемая часть танца - игра с подолом, который напоминает то безудержные морские волны, то языки обжигающего пламени. Это платье обязательно яркое, броское - никаких пастельных тонов!

Шаль с длинными кистями - еще один элемент женского костюма. Она может повязываться на талии, подчеркивая стройность силуэта, либо набрасываться на плечи. В этом случае она образует в движении силуэт парящей птицы.

Нередко выступают танцовщицы и с веером, буквально гипнотизируя зрителей и держа в напряжении до последнего момента. Каждый атрибут во время движения под музыку словно оживает, внося свои дополнения в рассказ испольнительницы.

Важная деталь костюма - обувь с каблуками, которыми исполнитель отстукивает ритм. В руках могут быть кастаньеты, которые издают щелчки и задают темп движениям и музыке.

Мужчины, исполняющие фламенко (фото в статье), одеваются в темные брюки с широким поясом и белоснежную рубашку. Можно дополнить наряд короткой жилеткой. Образ исполнителя лаконичен и строг. Это само воплощение мужественности и стати.

Важные элементы

Во время исполнения фламенко танцор не парит над землей, напротив, он уверенно стоит, как бы занимая твердую, жизнеутверждающую позицию. Это символ безопасности и защищенности. Он зянял свое место, оно принадлежит ему по праву, хотя бы на время танца.

В движениях каждой части тела проявляется рассказ о жизни, повествование о том, что волнует каждого в отдельности и всех вместе. Из грудной клетки исходят переживания, обиды, любовь и печаль. Плечи танцора говорят о навалившемся грузе ответственности и вековом угнетении. Кисти рассказывают о чувствах, это самая выразительная часть тела исполнителя. Широко расставленные локти словно позволяют ему занять твердую жизненную позицию, освободить для себя кусочек под небом. Позвоночник - это основа танца. Он символизирует несгибаемость характера, твердость духа и упорство.

Движения в фламенко несложны, их не так уж и много. Но каждое из них наполнено глубоким смыслом, таит в себе мудрость веков. Знающий язык танца может поведать миру свою историю, заставить сопереживать всех зрителей. Это путь, ведущий к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он наполнен грустью и болью.

Новые формы

На протяжении истории фламенко менялось, переживало взлеты и падения. И пусть сегодня ценители говорят, что этот вид искусства умер, но интерес к нему не угас. Напротив, появляются новые виды и течения, основанные на традиционном исполнении и дополненные современными формами. Так появились фламенко-поп, фламенко-рок, фламенко-джаз и джипси-румба. Каждый из них имеет право на жизнь и находит поклонников и последователей. Но остается фаворитом!

Новичку сложно разобраться в этих течениях. Но зато каждый может найти то, что ему действительно по душе. Главное - понять дух танца, постичь глубинный смысл движений и вложить чувства в исполнение каждого па.

Увидев объявление о наборе в школу фламенко, не стоит проходить мимо. Возможно, это сама судьба подает знак о том, что пора менять свою жизнь, раскрываться и лететь. А танец - это лучший способ сделать это красиво и достойно.