Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Виды духовых музыкальных инструментов и их название. Виды духовых инструментов

Основные сведения Альт (альтгорн) - духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта - от A до b1 (ля большой октавы - си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным


Основные сведения Геликон (от греч. helix - витой, изогнутый) - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади - изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения Карнай - узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Почтовый рожок - цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о


Основные сведения Саксгорны - семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и


- (аэрофоны) группа музыкальных инструментов, источник звука которых колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре… … Большой Энциклопедический словарь

- (аэрофоны), группа музыкальных инструментов, источник звука которых колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре… … Энциклопедический словарь

Семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звукоизвлечение в Д. м. и. осуществляется вдуванием в инструмент воздушной… … Большая советская энциклопедия

Духовые музыкальные инструменты - муз. инструменты, в к рых звучащим телом является воздушный столб, заключенный в трубку инструмента, а его колебания возникают при вдувании воздуха исполнителем. В зависимости от способа духовые инструменты делятся на две основные группы… …

духовые музыкальные инструменты - ▲ музыкальный инструмент протяжные звуки. деревянные: флейта. сиринкс. окарина (гляняный). саксофон. сарюзофон. дуда. дудка. рог. рожок. жалейка. свирель. волынка. трембита. мюзет. пифферо. цевница. сопель. пищик. язычковые: гобой. кларнет.… … Идеографический словарь русского языка

Группа муз. инструментов, y к рых источником звука является столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубке). Hаименование Д. м. и. произошло от старинного pyc. слова дух (воздух). Cм. Аэрофоны … Музыкальная энциклопедия

Музыкальные инструменты Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

Деревянные духовые музыкальные инструменты - духовые инструменты, у к рых колебания воздушного столба в трубке вызываются вдуванием воздуха через специальную трость (язычок), либо непосредственно через отверстие в головке инструмента. Делятся на две группы: 1) Лабиальные (губные), у к рых… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

Книги

  • Музыкальные инструменты мира для детей , Сильви Беднар. Кто бы мог подумать, что какой-нибудь фрукт, деревянный брусок, обычные ложки, ракушка, миска или сухие зёрна могут превратиться в музыкальные инструменты? Но люди проявили удивительную…
  • МНОГОРАЗОВЫЕ НАКЛЕЙКИ. Музыкальные инструменты , Александрова О.. Маленький Тимошка мечтает научиться играть. Но вот на чём? Струнные, духовые, ударные инструменты - что же выбрать? Помоги Тимошке - приклей весёлые картинки. Наклейки многоразовые, поэтому…

Игра на большинстве духовых инструментов связана с использованием человеческого дыхания. Отсюда и происходит их название: старинное русское слово «дух» означает воздух. Звучащим телом любого духового инструмента является столб воздуха, заключенный в канале ствола.

В основе классификации музыкальных инструментов лежит их разделение соответственно с природой и условиями использования звучащих тел. По способу звукообразования, по типу вибратора, приводящего столб воздуха в колебание, духовые инструменты делятся на флейтовые, язычковые и мундштучные. Флейтовые (лабиальные или свистящие)
Вибратором у этих инструментов является струя воздуха, рассекающаяся об острый край лабиального отверстия или стенки ствола. К флейтовым относятся:

  • окариновидные инструменты — различные керамические свистульки с игровыми отверстиями;

продольные флейты:

  • открытые — инструменты, ствол которых открыт с обоих концов;
  • многоствольные — инструменты, представляющие собой набор трубок различных размеров, причем один из концов каждой трубки закрыт, другой открыт;
  • свистковые — инструменты, в верхний конец (головку) ствола которых вставляется втулка, губа или язык исполнителя, образующие щель, через которую струя воздуха направляется на острый край среза свисткового отверстия;
  • поперечные флейты — инструменты с одним закрытым концом (головкой), где имеется звуковое отверстие, на край которого направляется струя воздуха.

Язычковые

Вибратором у этой группы инструментов является эластичная пластинка - прерыватель (трость, пищик). К данной группе относятся:

  • инструменты со свободным язычком: в виде берестяной пластинки, травяного листа и т. п.;
  • инструменты с одинарным или двойным бьющимся язычком;
  • инструменты с проскакивающим язычком: гармоники, фисгармонии и др.

Мундштучные

Вибратором у этих инструментов являются соответствующим образом сомкнутые и собранные губы исполнителя. Положение, степень упругости и гибкости губных и лицевых мышц исполнителя, их натренированность, выносливость и силу при игре на духовом инструменте принято называть амбушюром. Исполнители на мундштучных инструментах плотно приставляют губы к мундштуку, а струя посылаемого воздуха вызывает их вибрацию. Таким образом, в отличие от всех других духовых инструментов у мундштучных амбушюр не просто участвует в процессе звукообразования, а является непосредственным возбудителем колебаний — вибратором. И хотя исполнители на флейтовых и язычковых инструментах также должны иметь амбушюр (флейтист с его помощью направляет струю воздуха на срез инструмента, исполнитель на язычковом инструменте, охватывая трость губами, с помощью амбушюра управляет ее вибрацией), именно мундштучные инструменты называют амбушюрными.

Флейтовые и язычковые инструменты, используемые в профессиональном исполнительстве, принято называть деревянными духовыми, несмотря на то, что далеко не всегда материалом для их изготовления служит дерево; мундштучные — медными духовыми инструментами.

Частота колебаний столба воздуха, заключенного в трубке духового инструмента (высота звука) зависит от длины трубки. При увеличении ее длины частота колебаний уменьшается (высота звука понижается), при уменьшении длины частота колебаний увеличивается (высота звука повышается). Кроме того, путем увеличения напряжения амбушюра и скорости вдуваемого воздуха (передувания) столб воздуха можно заставить вибрировать не только целиком, но и разделенным на 2, 3, 4 и т. д. равные части. Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон. Столб воздуха, разделенный на две равные части, звучит октавой выше основного тона, на три равные части — дуодецимой выше основного тона, на четыре равные части — двумя октавами выше основного тона и т. д. Эта последовательность звуков, извлекаемых на духовом инструменте путем передувания, называется натуральным звукорядом, а сами звуки — натуральными или обертонами. На гобое, кларнете, фаготе передувание происходит при помощи специальных «октавных» клапанов. Для наглядности приводим натуральный звукоряд, построенный от звука до большой октавы (см. пример 1).

Как уже указывалось, абсолютная высота основного тона зависит от длины трубки инструмента, но интервалы между обертонами не зависят от абсолютной высоты основного тона, а всегда остаются постоянными: между первым и вторым обертоном — чистая октава, между вторым и третьим — чистая квинта, между третьим и четвертым — чистая кварта и т. д. Интервалы между обертонами не соответствуют одноименным интервалам равномерно-темперированного строя, однако это несоответствие не столь велико, чтобы не употреблять натуральные звуки в практике. Исключение составляют седьмой, одиннадцатый, тринадцатый и четырнадцатый обертоны, которые настолько отличаются от соответствующих звуков равномерно-темперированной гаммы, что воспринимаются на слух как фальшивые. Несмотря на это до изобретения хроматических инструментов они широко использовались при игре на натуральных валторнах и трубах.

Духовые музыкальные инструменты известны с доисторических времен. Предположительно в эпоху палеолита (приблизительно 80—13 тысяч лет до н. э.) появились флейта, труба, труба-раковина; в эпоху неолита (приблизительно 5—2 тысячи лет до н. э.) флейта с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная флейта, поперечная труба, дудки с одинарным язычком, носовая флейта, металлическая труба, дудки с двойным язычком.

Флейтовые и язычковые духовые инструменты представляют собой полые трубки цилиндрического или конического, а иногда и обратно-конического сечения. Простейшие флейтовые и язычковые инструменты давали возможность извлекать на них лишь небольшое количество натуральных звуков. На флейте Пана поступенность звуковой шкалы достигалась посредством разновеликих трубок (чем короче трубка, тем выше звук). Однако их смена в процессе игры затрудняла технику исполнения. Возникла мысль попытаться варьировать длину воздушного столба в пределах одной трубки, просверлив в ней отверстия. Открытое отверстие позволяло воздуху, посылаемому исполнителем в инструмент, выйти из трубки раньше ее окончания, что укорачивало воздушный столб и таким образом повышало звук. Отверстие, закрытое пальцем, восстанавливало целостность трубки.

Флейта получила широкое распространение в Древнем Египте (мем — продольная флейта с пятью игровыми отверстиями и себи — поперечная), Палестине (угаб — продольная открытая флейта), в Китае (пайсяо — разновидность флейты Пана; сяо — продольная бамбуковая флейта с шестью игровыми отверстиями; ди — бамбуковая поперечная флейта с шестью игровыми отверстиями, четырьмя отверстиями для подстройки и одного для окраски тембра; сюань — продольная глиняная флейта с шестью игровыми отверстиями), Индии (ванша — поперечная флейта и лайю — продольная). В значительно меньшей степени инструмент был распространен в Древней Греции и Риме. Это разновидности сиринкса (свирели): флажолет (высокая по регистру разновидность продольной флейты) с игровыми отверстиями и флейта Пана.
В странах Древнего мира помимо флейт широкое распространение имели язычковые инструменты. В Древней Греции одним из самых любимых инструментов был авлос. Инструмент представлял собой цилиндрическую или коническую трубку с 3—4 или 6 игровыми отверстиями и с двойной тростью. Исполнитель обычно пользовался двумя авлосами одновременно. На одном звучала мелодия, на другом — сопровождающий ее неизменный тон. В последнем веке до нашей эры авлос был усовершенствован. Число игровых отверстий увеличилось до 15. Некоторые из них закрывались вращающимися кольцами, что облегчало процесс исполнения. Авлос сопровождал театральные представления, гимнастические упражнения, использовался он и в качестве ратного инструмента в военных походах. Популярны были пифийский (низкий) и хоровой (высокий) авлосы. В Риме авлос назывался тибией.

В Древнем Египте широкое распространение получил аргуль. Инструмент представлял собой две соединенные между собой трубки, имеющие различную длину и мундштуки клювообразной формы с одинарными язычками. Короткая трубка имела 6 игровых отверстий, а более длинная — лишь отверстие для посыла воздуха. Играли на двух трубках одновременно, как на авлосе. В отличие от аргуля арабская цуммара имела игровые отверстия на обеих трубках. В Китае бытовали инструменты гобойного типа гуань и сона.

Возникновение европейского гобоя связано с двумя средневековыми типами восточного гобоя. Это индийская зурна и арабский замр. Европейские музыканты применяли восточный способ игры: трость инструмента полностью погружалась в рот и свободно вибрировала, отчего звук получался очень громким и монотонным. В эпоху Средних веков возникло ответвление гобойной группы — семейство западноевропейских свирелей с коническим стволом. Дискантовые и сопрановые свирели назывались шалмеями, альтовые и теноровые — поммерами, басовые — бомбардами или большими басовыми поммерами. Эти инструменты располагали диатоническим звукорядом почти в две октавы и имели разные строи. Общий диапазон семейства свирелей составлял к концу XVI в. пять с половиной октав: от фа контроктавы до си третьей.

Усовершенствование деревянных духовых инструментов связано прежде всего с увеличением числа игровых отверстий. Располагаясь на определенных расстояниях друг от друга, они стали разделяться на основные и на отверстия с клапанами. Последние в свою очередь делились на отверстия с клапанами изначально находящимися в закрытом положении и на отверстия с клапанами, изначально находящимися в открытом положении.

Основные отверстия дали возможность получить основной диатонический звукоряд инструмента. Как правило, они прикрываются кольцами (очками), соединенными со специальными корректирующими клапанами. Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом положении и открывающимися при нажатии, дают возможность получить на инструменте альтерированные тона. Отверстия с клапанами, находящимися в открытом положении и закрывающимися при нажатии, используются для получения самых низких звуков инструмента.

У гобоя, кларнета и фагота имеются еще октавные клапаны. Они находятся с противоположной стороны от основных отверстий и помогают исполнителю осуществлять передувание. Для октавного обертона используется та же аппликатура, что и для основного тона (на фаготе более усложненная), только весь звукоряд инструмента будет звучать октавой выше.

Флейта, гобой и фагот принадлежат к «октавирующим» инструментам. Они дают как четные, так и нечетные обертоны. Кларнет является «квинтирующим» инструментом, так как при передувании он дает сразу квинту через октаву от основного тона. Четные же обертоны получить на нем невозможно.

Предшественниками современных медных духовых инструментов были раковины и рога, возникшие еще в доисторическую эпоху. Простые рога, изготовленные из рогов зверей и даже бивней слона, широко использовались в тех случаях, когда нужно было издать сигнал, превосходящий по силе человеческий голос. Они издавали по несколько натуральных звуков, тембрально невыразительных, с преобладанием низких обертонов.

В Древнем Египте, Палестине, Греции, Риме широкое распространение в качестве военного и сигнального инструмента получила прямая металлическая натуральная труба. В Древнем Китае использовались бронзовые трубы да-чун-ку (с большим раструбом) и сяо-чун-ку (с малым раструбом). В Древней Индии были распространены: древнейший духовой инструмент шанкха (труба из морской раковины) и рана-сринга (рог).

В первобытно-общинном обществе славянские дружины имели простейшие музыкальные инструменты. Для сбора дружины и подачи военных сигналов применялись турьи рога. В летописях X—XI вв. упоминаются трубы и бубны, а на фресках Киевского Софийского собора (XI в.) встречаются изображения флейт и прямых труб. В Ипатьевской летописи 1151 г. сказано о том, что движение войск в киевских дружинах начиналось под звуки труб. В княжение Юрия Долгорукого (90-е годы XI в.— 1157) количество войска определялось числом знамен и соответствующим количеством труб и бубен.

В XII в. произошло разделение между трубами и рогами. Трубы стали использоваться в военной практике, рога перешли в сторожевой, охотничий и пастушеский обиход. В эпоху крестовых походов трубы стали принадлежностью привилегированных классов (1096—1270), по своему значению они приравнивались к оружию.

Простые рога использовались многими народами Европы вплоть до Средних веков. Различались три типа рогов: малые (цинки), средние и полные, или половинные. Изготавливали их из рога буйвола. В XIV в. ствол рога стали изгибать. Так были созданы кольцеобразно изогнутые охотничьи или лесные рога, а в конце XV — начале XVI в.— несколько меньших размеров сигнальные (почтовые). В начале XVI в. в Германии появились охотничьи рога в три оборота.

Дальнейшее усовершенствование медных духовых Инструментов связано прежде всего с пополнением их натурального звукоряда. В результате на длинных узкомензурных 12 инструментах появилась возможность извлекать натуральный звукоряд со второго по шестнадцатый обертон, а на коротких широкомензурных — со второго по шестой-восьмой обертоны. Вместе с усовершенствованием медных духовых инструментов совершенстовалась и исполнительская техника. Так, в конце XVII— начале XVIII в. возникла новая техника игры — кларино (от лат. clarus — ясный). Она заключалась в максимальном использовании верхнего отрезка натурального звукоряда, где последовательность извлекаемых звуков становится поступенной. Постоянное использование верхнего регистра инструмента (трубы или валторны) требовало от исполнителя высочайшего мастерства. Наивысшие достижения этой техники нашли отражение в творчестве композиторов А. Вивальди (1678—1741), Г. Генделя (1685—1759) и И.-С. Баха (1685—1750).

Поиски, связанные с созданием хроматических медных духовых инструментов, наиболее наглядно прослеживаются на примере усовершенствования валторны (см. валторна). Порой эти поиски приводили и к совершенно неожиданным результатам. Так, опыт по созданию валторны с клапанами, предпринятый в 1760 г. Ф. Кельбелем, привел к созданию бюгельгорнов — широкомензурных инструментов с клапанами, получивших широкое распространение в духовых оркестрах.

Вентильный механизм, изобретенный в начале XIX в., значительно расширил возможности медных духовых инструментов, хотя в тембровом отношении натуральные инструменты превосходили хроматические. Вентильный механизм бывает двух видов: помповый (пистонный) и вращающийся. Помпу впервые применили берлинские мастера Ф. Блюмель и Г. Штёльцель в 1814 г. для валторны. Конструкция вращающегося вентиля была создана в 1832 г. П. Ридлем из Вены. Вентильный механизм состоит из нескольких дополнительных трубок или кронов различной длины. Каждому из кронов соответствует двой вентиль, который включает крон в основную трубку и соответственно понижает весь строй инструмента.

Все хроматические медные духовые инструменты, кроме тромбона, снабжены тремя основными вентилями. Первый вентиль понижает весь строй инструмента на 1 тон, второй — на 1/2 тона, третий — на 2,5 тона. Все три вентиля, нажатые вместе, понижают строй инструмента на 3 тона. Таким образом хроматически заполняются все интервалы между натуральными звуками (кроме октавы между I и II). Необходимо учитывать, что при включении кронов в отдельности звукоряд основной трубки понижается точно на требуемую величину: для понижения на 1/2 тона длина основной трубки должна быть увеличена на 1/15 ее часть, для понижения на тон — на 1/8, для понижения на полтора тона — на 1/5. При включении же двух или трех кронов одновременно — соотношение резко изменится. Так, если одновременно с первым нажать третий вентиль, длина его крона будет составлять уже не 1/5 длины основной трубки, а несколько меньшую величину, так как к длине основной трубки уже прибавилась длина первого крона. При включении всех трех кронов одновременно эта разница станет еще более ощутимой (вместо понижения на 3 тона общий звукоряд понизится на 2,3/4 тона). Поэтому каждый крон делают несколько длиннее расчетного, что лишь незначительно понижает звуки при нажатии какого-либо одного вентиля. Зато при комбинации вентилей получаются интонационно более чистые звуки. Тем не менее, в комбинациях с участием третьего вентиля расчетные соотношения между основной и добавочными трубками значительно изменяются.

Применение на некоторых инструментах четвертого вентиля (квартвентиля) дает возможность хроматически заполнить интервалы между I и II обертонами, но практически все звуки, взятые при помощи комбинаций вентилей, звучат значительно выше, причем при одновременном нажатии всех четырех вентилей вместо понижения на 5,1/2 тонов основной звукоряд понизится всего на 5 тонов. Однако применение квартвентиля упрощает комбинации вентилей. Кроме того, применение квартвентиля увеличивает диапазон инструмента на большую терцию вниз.

Кулисный механизм имеет единственный инструмент — тромбон (

Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха. А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным - от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно - зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка - тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса , характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки - в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба - те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе - первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары .

Тромбон

Тромбон - единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба - вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

3. Электромеханические: электропиано, клавинет

4. Электронные: электронное пианино

фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

Назад