Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Представление о патриотизме у разных народов. Курсовая работа: Патриотизм как психологический феномен. Крылатые выражения о патриотизме

Большинство людей, размышляющих об окружающем мире и самом себе в этом мире, неизбежно приходят к таинству собственной Вселенной, собственных корней, смысла жизни и миссии во временных рамках собственного существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг понятий семьи, места рождения, окружающих людей, Родины. Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме. Специфика родины в своих глубинных основаниях обусловливается теми социокультурными факторами, формировавшимися на ранних этапах становления человека и общества, которые образуют его достояние в пространстве генетической памяти.

В Педагогическом энциклопедическим словаре, вышедшем в свет в 2003 году даётся следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» 1 Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; С.185

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, Ж.П.Сартр, К. Ясперс и др.

В плеяде отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма находятся М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. М. Карамзин, Ф. И. Тютчев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Г. В. Плеханов, П. Б. Струве, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков и др. Смыслу их творчества присуще рассмотренне патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнeйшeй характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

Патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатлённый в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни.

Патриотизм - это добровольно принимаемая позиция индивидов, в которой приоритет государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условиями становления и развития гражданского общества. Это определяет патриотизм как универсальную норму, регулирующую любые отношения, интересы или деятельность лишь в одном направлении: в возможности всего этого соотноситься с самобытностью, что и переживается как чувство и образ Родины (императивный аспект).

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.(Словарь)

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).оформитьт как цитату

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

    полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);

    имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;

    этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему этносу;

    государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству.

    квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в современной России предполагает соответствующую активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе, участие коллектива в общественных процессах, активизацию роли общества в делах государства. Он всегда выступает как личностная позиция или отношения к обществу, он становиться содержанием свободы человека, силой его жизненной активности и является внутренней мерой жизнеспособности личности, коллектива, общества и государства.

В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. В реализации патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенного места или быть предметом спекуляций в политической борьбе.

Современные проблемы патриотического воспитания исследуются в различных отраслях гуманитарного знания. Теоретико-методологические проблемы представлены в:

Философских (Байкова В.Г., Бородин Е.Т., Бенкендорф Г.Д., Зарванский В.М., Вишневский С.С., Ильичёв Н.М., Крылова Н.Б., Лутовинов В.И., Макаров В.В., Мирский Р.Я., Сухотина Л.Д., Никандров Н.Д., Свердлин М.А., Рогачёв П.М., Скурлатов В.И.)

Исторических (Гулыга А.В., Крупницкий Д.В., Платонов О.С., Харланова Ю.В., Ильина В.А., Круглов А.А., Наумов С.В., Рыбаковский Л.Л., Бикмеев М.А., Жилин П.А., Кукушкин Ю.С., Пряхин Д.А., Ермичев А.А., Ярвельян В.И., Войнилов Г.Ю., Кожухова Е.А.), политологических исследованиях (Бабушкина В.А., Левашов В.Н., Петросян Ю.С., Иванова С.Ю., Сафаева Р.А., Явчуновская Р.А.).

Педагогических исследованиях (Агапова И.А., Белозерцев Е.П., Бондаревская Е.В., Бублик Л.А., Быков А.К., Бикметов Е.Ю., Вырщиков А.Н., Григорьев Д.В., Ипполитова Н.И.)

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Модернизация патриотического воспитания в последнее время становится одним из приоритетных направлений образовательной политики, на что безусловное влияние оказывают процессы культурной интеграции населения России. Прямым следствием указанных процессов становится пересмотр традиционных для каждой региональной системы патриотического воспитания положений, их расширение, а также усиливающаяся в последнее время тенденция изоморфизма патриотических функций учебно-воспитательных дисциплин, проявляющаяся в стремлении государства к выработке единого подхода к решению проблем воспитания патриота. Механизмом патриотического воспитания выступает смыслотворческая деятельность, направленная на выработку человеком собственных смыслов служения Отечеству в процессе индивидуализации, персонификации и социализации.

Содержание патриотического воспитания - это смысловое поле, в котором происходит обмен понятыми, принятыми, признанными (т.е. узнанными) и присвоенными образами мышления, сознания, поведения, отношений, деятельности человекообразующих субъектов - (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой энергетический обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности.

Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры. Следуя общепринятым в отечественной педагогике (В.В.Краевский, И.Я.Лернер) подходам к структуре содержания образования, можно выделить следующие его компоненты:

Знания о действительности в ракурсе патриотизма;

Опыт подражания патриотической деятельности героев;

Опыт служения Отечеству;

Содержательные характеристики патриотического воспитания, служащие основанием для определения инвариантных целевых параметров, могут быть установлены через систему смысловых соответствий феномена патриотизма в современных исследованиях по философии, социологии, психологии и истории педагогики, что даёт возможность описать патриотическое воспитание как педагогический феномен во всей его сложности и противоречивости, в единстве статических и динамических аспектов.

Необходимо выделить ряд требований к отбору содержания патриотического воспитания:

Соответствие целей и задач интересам обеспечения национальной безопасности России;

Обеспечения соответствия логики развёртывания содержания воспитания, логике развития личности;

Достаточный научный уровень концептуальности программ, моделей;

Учёт реальных возможностей в патриотическом воспитании.

К основным направлениям патриотического воспитания относятся:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. В педагогической науке последней четверти ХХ века разрабатывалось в следующих исследованиях: (Аллерзаев М.Ч., Алпацкий И.И., Бондаревская Е.В., Власова Т.И., Соловцова И.А., Сенюк Д.С., Немкова Е.М., Кодиева Р.И., Парпара А., Андреев Э.М., Яновский Р.Г., Сухотина Л.Г., Иванова С.Ю., Шишацкий А.Т., Монахов О.Н., Бенкендорф Г.Л., Певень Л.В., Калишевски А., Савинова К.Г., Князев Л.Н., Сафаева Р.А., Беляева Л.Н., Явчуновская Р.А., Вишневский С.С., Лаптев П.Н., Черный С.И., Юлдашева К., Бублик Л.А., Кумыков А.Н. и др.)

Историко-краеведческое - познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. (Горбова М.А., Дузь Л.П.,

орчагин Е.Н., Латорцев А.П., Лисецкая Г.В., Гуртовенко И.И., Михнев Н.Н., Пушкарев Л.Н., Иконников Ю.М., Деренский Е.И., Трубкин М.Я., Бурлыкина Л.И., Толстопятов И.В.)

Гражданско-патриотическое - это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско- патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга, формирования навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. (Подгорнов А.В., Сиволобова Н.А., Смирнов С.Н., Колчина Н.С., Саллагова З.Б., Рахимов О.Х.-А) Социально-патриотическое направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования. (Валиев И.И., Васильев Г.И., Голованов В.А., Дементьев Д.Н., Дьяченко В.В., Зарванский В.М., Казимирская Т.А., Козлов А.А., Коновалова Г.А., Кострулева И.В)

Военно-патриотическое - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. (Агапова Г.В., Алиева С.А., Аронов А.А., Жильцов Н.А., Зайчиков А.Н., Злыгостев Ю.К., Иванов В.Г., Кашинцев А.А., Константинов С.А., Кузьменков Н.Ф., Ломтев Ю.А., Мильчекова И.В., Бихнеев Н.Н., Подберезкин А.И., Пятиков А.И., Радионов Е.Г., Салиев Р.А., Самарец Г.А., Сеньшов Н.А., Солодкова М.В., Чистяков С.Н., Шинкоренко А.А., Оленин С.А., Бачевский В., Акчурин Р.С)

Героико-патриотическое - это также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. (Лазарев Ю.В., Лукьянова В.П., Мильчекова И.В., Петрянкина А.П., Полуянова Р.А., Романовская Е.В., Соколовская Ю.Б., Шитикова О.Н., Гарбузова В.В., Хлыстова Н.А., Окунева Ю.Е., Радионов Е.Г., Лутовинов В.И., Иваненков С.П., Кусжанов А.Ж., Карташев К.И., Фролов В.Ф., Океанов В.П., Кириленко В.И., Юшенков С.Н. и др.)

Спортивно-патриотическое - направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитию силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. (Галкин С.В., Садовников Е.С., Кудинов А.А., Вырщиков А.Н., Пеньковский Е.А., Тужилин А.П., Козлов А.А.и др.)

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. С углублением социальных антагонизмов в содержании патриотизм складываются классовые компоненты, что порождает сложную проблему взаимоотношения классового и общечеловеческого, классового и национального в патриотизме. Исторический опыт показал недопустимость подмены любви к отечеству приверженностью узко понятым интересам, ценностям классов и социальных группах

Патриотизм - черта диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности. Также патриотизм заключается в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для её ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить её богатства, без чего он не может состояться как личность.

Патриотизм в эксплуататорском обществе

Социалистический патриотизм

В социалистическом обществе патриотические чувства народа получают свободное развитие; Патриотизм впервые становится всенародным. Социалистическому патриотизму присуще органическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Поскольку подлинные интересы социалистической родины совпадают с интересами международного рабочего движения, социалистический патриотизм, тесно связан также с пролетарским интернационализмом. В социалистическом обществе патриотизм народных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистический патриотизм - один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Все её основные требования, затрагивающие вопросы отношения к труду, общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формирования личности, так или иначе, связаны с социалистическим патриотизмом, так как их выполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом.

Определение понятий «патриот» и «патриотизм»

Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

«Толковый словарь» В. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек преданный своему отечеству, своему народу». Современный «Словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине».

На наш взгляд, в отличие от определений, данных в словаре С. Ожегова и в Современном словаре русского языка, в словаре В. Даля есть существенное уточнение - «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества.

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Патриотизм обусловлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость и самостоятельность. Поэтому «возраст» патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и значительно превышает оседло-земледельческий «стаж» человечества . Согласно определению В.И. Ленина патриотизм - «одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» .

В таблице 4 приведены различные определения понятия «патриотизм».

Таблица 4

Определение понятия «патриотизм»

Источник

Любовь к Отчизне.

Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря.

Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Словарь современного русского литературного языка.

Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её.

Психолого-педагогический

Любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Философский энциклопедический словарь.

Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Краткий словарь по философии.

Любовь к Родине, к своему народу.

Российская педагогическая энциклопедия.

Любовь к Родине, Отечеству и своему народу.

Большая советская энциклопедия.

Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов.

Советская историческая энциклопедия.

Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Лихачёв Б.Т. Педагогика.

Существующие определения понятия «патриотизм»

Как видно из определений, патриотизм - это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство самое обычное, присущее каждому человеку. Как это можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?

Как оказалось, очень даже можно. За перестроечно-реформенные годы в России появились многочисленные теоретики, утверждающие, что «патриотизм - это последнее убежище негодяев», что патриотизм - это синоним русского национализма, а в списках общечеловеческих ценностей такого понятия нет.

Следует заметить, что такая политика не нова. Ещё в 1863 году журнал «Колокол», издававшийся в Лондоне Герценом, проводил русофобскую политику. «Всю Россию охватил сифилис патриотизма!» - сокрушался Герцен, констатируя подъём духа, охвативший разные слои русского общества при наметившейся угрозе Запада. Следует оговориться, что «сифилисом» Герцен считал только русский патриотизм. Всякий другой - английский, французский, польский - он приветствовал, упрашивая иностранцев обратить гром и молнии на страну, бывшую ведь его родиной. Он подбодрял польских повстанцев истреблять проклятых русских офицеров, гнусных русских солдат и писал про русские войска те же небылицы, что и фридриховские «газетиры» 1 .

Заветы Герцена были в наше время продолжены Закаевым, Гусинским, Ковалёвым и ими подобными. Так, в одной из телепередач С.А. Ковалёв заявил, что великий русский писатель Л.Н. Толстой по поводу патриотизма высказался так: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев», хотя эти слова на самом деле принадлежат английскому писателю XVIII в. С. Джонсону и в них вкладывался совсем иной смысл - не негодяй является патриотом, а у негодяя есть последний шанс спасти себя. Впоследствии вся страна могла наблюдать, как тот же самый С.А. Ковалёв пособничал чеченским бандитам. В.А. Гусинский в своём интервью корреспонденту НТВ заявил: «Отечество там, где можно делать деньги». Как говорится, без комментариев. Сейчас этот «деятель» скрывается за границей от российского правосудия. О бандите Закаеве, объявленном Генеральной прокуратурой России в международный розыск, и говорить не приходится. И эти «светлые личности» считаются в глазах Запада «борцами за высшие идеалы».

Здесь уместно привести слова президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова: «Есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности - это патриотизм. Никак не могу согласиться с теми, кто употребляет это слово синонимично с национализмом, для кого оно является чуть ли не бранным. Каждый, количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, села, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов... Человек, лишённый патриотизма, легко продаёт и силы и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» .

Патриотизм является нравственной категорией и неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. В этом отношении П.М. Рогачёв и М.А. Свердлин в работе «Патриотизм и общественный прогресс» указывали: «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении её интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества... Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех».

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» *, - писал В.Г. Белинский.

Действенную сторону патриотизма подчеркивал и П.Я. Чаадаев: «Я не умею любить своё Отечество с закрытыми глазами, с поникшим челом, с зажатым ртом... Я люблю моё Отечество, как Пётр Великий научил меня любить, ... я думаю, что если мы явились после других, то затем, чтобы действовать лучше других, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения, в их суеверия» .

Деятельный характер патриотизма, основанный на защите интересов Отечества, Родины, отмечен в определениях, данных в Психолого-педагогическом словаре, Философском энциклопедическом словаре, Кратком словаре философии, Советской исторической энциклопедии. Однако в существующих определениях не отмечена обратная связь Отечества и его граждан.

Исходя из вышеизложенного, дадим следующее определение понятию «патриотизм».

Патриотизм - это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Само понятие патриотизм связано с множеством идей: национальной, исторической, культурной, географической и др. Особо эта связь проявляется в России. Россия - общий дом для множества народов и языков, культур и верований. Поэтому российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это гуманистическая направленность российской патриотической идеи; соборность и законопослушание; общность, как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

П.Я. Чаадаев. Статьи и письма. - М.: Современник, 1989. - С. 521.

К ак показывает анализ исследований, в которых рассматривается проблема патриотизма, использование и трактовка самого термина характеризуется многовариантностью, весьма разнообразно и неоднозначно. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявлений и т.д. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в различных исторических, социально-экономичес ких и политических условиях, в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, в силу использования ими различных сфер знаний и т.п.

В научно-исследовательской литературе проблеме уделяется явно недостаточно внимания. В изложении его природы, изученнос ти содержания, с учетом важнейших изменений, происходящих в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Вследствие этого, разработка строго научной дефиниции патриотизма, рассмотре ние ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из задач отечественной науки в период реформирования Российской армии.

Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющееся в научно-исследовательс кой литературе, можно искусственно дифференцировать по ряду направлений.

К первому из них относятся получившие наибольшее распространение в научно-исследо вательской, публицистической, художественной литературе дефиниции, суждения, определяю щие патриотизм как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, что в значитель ной степени предопределяется этимологически ми значениями самого термина "патриотизм". Это направление, фиксирующее определенное, хотя и безусловно позитивное, нередко ярко выраженное отношение к Отечеству ограничивается главным образом уровнем эмоционального отражения, проявления в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому, к картинам детства и т.д. Именно таким является понимание патриотизма многими людьми, в том числе представляющими творческую интеллектуальную, культурную элиту. Данное направление может быть названо возвышенно-эмоциональным. В нем выделяется направленность, сила, возвышенность самого чувства безотносительно к характеристике субъекта к объекту, который имеет для не-го (кем бы он ни был) исключительное значение.

С этим направлением тесно связано второе, которое также основывается на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых чувств. Однако наряду с эмоциональной стороной рассматриваемое направление включает также деятельностный момент. Сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству. Это чувство должно побуждать личность, группу, нацию (субъект опять-таки не определяется) к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Такого рода деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. Оттого, каков вклад той или иной личности, группы в дело Отечества, насколько та или иная деятельность соответствует интересам его развития, укрепления, зависит и патриотизм, уровень его сформирован ности и степень проявления у конкретного субъекта.

Отмечая эту характерную особенность данного направления, выражающуюся в необходимости конкретной реализации патриотичности посредством конкретных действий, поступков в интересах Отечества, можно назвать его реализационно-деятельностным.

В третьем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. При этом различные точки зрения в отношении конкретной определенности такого явления образуют весьма широкий спектр. Содержание и характер данного направления в значительной степени обусловились особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. В условиях более жесткого руководства и регламентированного функционирова ния советсткой общественной системы патриотизм представлял собой одну из ее важнейших идеологических основ, выступал в числе стержневых направлений воспитания подрастаю щего поколения.

В более поздний период, в конце 60-х—начале 80-х годов, в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания. Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества. В некоторых исследованиях он изучался в контексте развития отечественной истории как проявление специфических черт менталитета, психики различных обществ и т.д.

Следующее, четвертое направление характеризуется тем, что объектом патриотизма является государство. Вследствие этого оно с полным основанием может быть названо "государствен ным патриотизмом".

Появление такой разновидности патриотизма было востребовано достаточно определенными историческими условиями, а именно: необходимостью консолидации усилий для создания, укрепления государства, различных форм государственной власти. Не случайно поэтому, что одним из первых, кто разработал теоретические предпосылки данного направления, явился Гегель. Будучи убежденным сторонником прусской конституционной монархии, он завершает свою философскую систему ее идеализированным изо-бражением. Как известно, данный исторический период будущей Германии (первые десятилетия XIX в.) был насыщен бурными событиями, в результате чего в центре Европы появилось крупнейшее государство со всеми его атрибутами, активная политика которого отразилась впоследствии на судьбах многих народов мира.

Гегелевское понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, которые являются безусловно приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы общества, группы или личности. Государство же, как высшая форма организации и высшая ценность, выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и общества, и прежде всего патриотических.

Пятое направление в определенной мере является альтернативным по отношению к предыдущему. Его представители, раскрывая сущность патриотизма, делают это в неразрывной связи именно с личностью, которая является для них высшей ценностью (в том числе по отношению к обществу, не говоря уже о государстве). Поэтому данное направление может называться личностным патриотизмом. Существенной стороной, отличающей его от предыдущего направления, для которого важнейшим компонентом является объект патриотизма (государство), является то, что в нем первостепенная роль отводится субъекту, т.е. личности. Она в этом плане занимает доминирующее положение, не возвышаясь над коллективом и не противопоставляя себя большинству.

Идея понимания патриотизма в личностном ракурсе получила свое теоретическое обоснование еще у Флоровского. Он рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь, создает, по мнению Флоровского, величие России, формирует праведную и благословенную любовь к Родине.

Шестое, последнее направление во многом связано с предыдущим. Эта связь выражается в том, что очень часто (хотя и не всегда) субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший момент, этап развития личности, а именно — ее духовного развития, самовыражения. При этом уровень такого развития является очень высоким, поскольку духовная самореализация личности предполагает проявление его целого ряда важнейших сторон, качеств, характеризующихся полнотой, целостностью, оптимальностью их сформированности. Содержание же этих качеств личности, самого акта духовности ее патриотиз ма является глубоко религиозным. Поэтому данное направление может быть определено как духовно-религиозное.

Данное направление имеет самую богатую традицию, глубокие и мощные корни. Это объясняется не только огромным, более чем тысячелетним периодом развития религиозно-патрио тических взглядов, чувств, но и величественным вкладом в разработку данного направления со стороны многих и многих видных представите лей власти, Русской Православной Церкви, литературы, философских и других наук.

Таким образом, из анализа основного содержания каждого из этих направлений, по которым различаются рассмотренные подходы к пониманию патриотизма, можно сделать вывод о спектральности, значительном разбросе точек зрения в отношении данного феномена. Это объясняет ся, в частности, его сложностью и многоаспект ностью, многокомпонентностью содержания, разноплановостью структуры, многообразием форм проявления, изменением отношения к нему государственного руководства и общественной элиты, особенностями научных исследований проблемы патриотизма (осуществленных в разных исторических, социально-политических условиях, на базе различных наук и т.д.).

Каковы же наиболее сильные, существен ные стороны, раскрывающие те или иные свойства, черты патриотизма, рассматриваемого в том или ином аспекте, содержатся в каждом из этих направлений?

Для первого направления характерно понимание патриотизма как одного из важнейших, наиболее возвышенных чувств. Природа этого чувства, очень богатого по содержанию, многообраз ного, сильного и устойчивого по проявлению, не ограничивается лишь эмоциональным началом. В связи с исключительной значительностью объекта патриотизма — Отечества, Родины — чувство, испытываемое к нему, имеет выраженную социальную направленность.

Второе направление рассматривает природу патриотического чувства во многом аналогичным образом, однако, по сравнению с предыдущим направлением, такое чувство обладает еще и побудительной силой. Вследствие этого патриотизм, благодаря силе и действенности чувства, является еще и деятельностным. Реальное же воплощение патриотического чувства в конкретные дела, поступки, действия в интересах Отечества является критерием патриотизма, признанием его истинности.

В третьем направлении подчеркивается тесная взаимосвязь и взаимозависимость патриотиз ма и общества. В этом соотношении патриотизм рассматривается одновременно в разных ракурсах: как одна из составляющих общественного сознания, менталитета, национального самосозна ния, как компонент , культуры, истории, общественной психологии, как одна из высших ценностей, как направление воспитания, как источник благополучия, благосостояния и успешного развития важнейших сфер жизни. Существен но и то, что в качестве объекта патриотизма выступает та или иная сфера общества, а также оно само как социум.

В четвертом направлении в качестве объекта патриотизма выступает государство. Тем самым учитывается своеобразие исторического пути России, в развитии которой огромную роль сыграло именно государство. В современных условиях укрепление государства, государственности на основе патриотизма не только способствова ло бы созданию правового общества, но и возрождению России как великой державы. Только в набирающем силу Российском государстве станет возможным рост национального самосозна ния, национальной гордости, достоинства всех граждан.

В пятом направлении особое, приоритет ное значение принадлежит личности. Во-первых, она является субъектом патриотизма. При этом ее активная созидательная роль проявляется в процессе саморазвития — интеллектуального, нравственного, духовно-творческого, деятельнос тного — качеств, свойств гражданина-защитни ка Отечества. Во-вторых, крайне важно, что ключевым моментом активной самореализации личности патриота является отождествление ее высших интересов, целей, идеалов и т.д. с Отечеством, отношение к которому определяется возвышенностью любви к нему и силой долга. В своей основе исходные положения данного направления проникнуты гуманизмом, утвержден ным в качестве высших ценностей любви, свободы выбора, творчества, возможности самоопреде ления и др.

Многие из этих позитивных моментов, характеризующих личностный патриотизм, в полной мере относятся и к шестому направлению, в котором во всей глубине раскрывается духовная природа патриотизма. Духовное предстает как наивысшая ценность, только через него и благодаря ему человек способен подняться до высоты истинного патриотизма. Особая значимость духовного не только в божественности его природы, но и в огромном богатстве культурного, исторического и собственно богословского содержания патриотизма, которое на протяжении тысячелетия развивалось в лоне православия. Высшие проявления духовного, такие как истинный патриотизм — результат сложного и длительного развития общества, этноса, личности. Содержание, направленность и особенно уровень духовного патриотизма, его реальное воплощение являются наиболее глубокой, существенной стороной данного подхода в теоретическом отношении.

Итак, исходные установки, в которых конкретизируются вышерассмотренные теоретические основы патриотизма для его более полного и всестороннего понимания и выведения нового варианта определения, в своей совокупности представляются в следующем виде.

Во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и проявляется как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения.

Во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представля ет собой не только важнейшую грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

В-четвертых, одним из характерных проявлений патриотизма является принцип державнос ти, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство, как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритет ной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлеж ности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служения Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм — в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально-значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравствен ного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, которое по своей значимости уступает лишь служению Богу.

Исходя из этих установок, в которых в концентрированном виде представлены основы понимания патриотизма как важнейшего явления нашей жизни, становится возможным, обобщив их наиболее существенные стороны, моменты, сформулировать его определение. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятель ностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособнос ти, одно из первоосновных условий эффективно го функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

В историческом плане патриотизм является необходимым и важным аспектом духовной и нравственной силы и здоровья общества, что особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.

В процессе своего развития патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте, а в более зрелом оно социализируется, возвышается, особенно благодаря осуществлению конкретных видов общественно-полезной деятельности.

Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Ее "Я" становится частицей, неразрывно связанной со множеством других "Я" социума, что в реальной действительности и конкретной деятельнос ти проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Истинный патриотизм проявляется в единстве глубочайшего духовного освоения его субъектами истории и культуры своего народа и их активно-дея тельностного участия в решении важнейших проблем современного общества, высокой гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

В. ЛУТОВИНОВ, кандидат философских наук