Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Современный арабский мир. История развития арабского мира. История мировой и отечественной культуры ()

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Реферат по дисциплине «Культурология»

Тема: «Культура Арабского Востока. Специфика мусульманской культуры»

Студентка 1 курса заочного отделения

специальности 080109 С

Рубан Ирина Валерьевна

Великие Луки

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть:

1. Арабский Восток - родина ислама ………………………………………….4

2. Пророк Мухаммед…………………………………………………………....4-5

3. Специфика исламской культуры……………………………………………5-8

4. Культура арабского востока и ее влияние на мировую культуру…………..9

4.1. Литература…………………………………………………………………..10

4.2. Наука……………………………………………………………………..10-12

4.3. Архитектура. Искусство………………………………………………...12-13

4.4. Быт и нравы арабов……………………………………………………...13-14

4.5. Положение мужчины и женщины………………………………………….14

4.6. Мифология Арабского Востока………………………………………...14-15

Заключение……………………………………………………………………...17

Введение

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру – право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающую своей неповторимостью.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.

Основная часть

1. Арабский Восток – родина ислама

Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». Уже в первые века нашей эры летучие бедуинские отряды, верблюжьи и конные, превратились в грозную силу, с которой вынуждено было считаться оседлое городское население. Кочевники грабили караваны горожан – они считали их имущество своей законной добычей, нападали на деревни, травили посевы. Горожане сопротивлялись и зло высмеивали «верблюжатников». Однако и тем, и другим было трудно в непростых природных условиях, требовавших максимального напряжения сил, для того чтобы выжить. В их отношении к миру было больше сходства, чем различий, и жизненными ценностями как оседлых, так и бедуинов были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. В среде кочевых племен и зародился ислам– будущая мировая религия, оказавши исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.

2. Пророк Мухаммед

Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек – пророк Мухаммед.

Мухаммед родился в 570 году н.э. Мухаммед рано осиротел, и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Она организовывала караваны, которые отправлялись за товарами в другие земли. Они поженились – это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.

Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше – вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне – ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку и переселился в другой город – чуть позже его назовут Мединой – городом пророка. Вместе с ним в Медину перебрались и его единомышленники. С этого года бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.

Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.

Тогда же формируется мусульманское теократическое государство – Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила – важнейшая святыня ислама.

3. Специфика исламской культуры

Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама – внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.

Основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко и определенно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Только один Аллах – бог единственный и безликий, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья.

Основные идеи и принципы Мухаммеда зафиксированы в Коране, основном источнике мусульманского вероучения.

Особенностями данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также соблюдение основных обязанностей мусульманина: исповедание, молитва (намаз), пост, милостыня (закят) и хадж.

Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен соблюдать обязанности правоверного.

Молитва (намаз) обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день – не верные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин, женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников – торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения. Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане несколько иначе – рамазан.

Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. Единственное, что разрешено глотать собственную слюну. Однако все перечисленные требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается.

Милостыня (или закят). Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды – строительство мечетей, школ, больниц.

Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.

Некоторые мусульманские богословы рассматривают в качестве еще одного – шестого столпа религии войну против «неверных» – джихад, которая была одной из главных обязанностей мусульманина, всей мусульманской общины на первом этапе истории ислама. Однако, начиная с IX-X веков понятие «джихад» (первоначальное значение – «старание», «усердие») наполнилось новым содержанием. Появилось представление о высшей форме джихада как внутреннем, духовном самоусовершенствовании на пути познания Аллаха.

Таким образом, благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотноситься с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысяча верующих знают его наизусть от корки до корки.

Мораль арабо-мусульманской культуры своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы – это:

1. воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными;

2. узаконивание кровной мести;

3. восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом

для услаждения мужчины;

4. построение государственного строя на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться своим господам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам);

5. труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь – лишь прах, суета.

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм – самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) – это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат – свод законов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

4. Культура арабского востока и ее влияние на мировую культуру

Арабо-мусульманская культура складывается в VII-X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки.

Следует отметить, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII-VIII вв. называют эпохой классицизма). Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи были завзятыми опекунами науки и философии, меценатами искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами и покровителями известных научных институтов – тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывавшие многие сотни тысяч томов религиозных и светских произведений. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата. Можно сказать, что арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма с его духом свободы и терпимости, который сохранялся в эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском обществе и его государстве – халифате.

Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети – своеобразные университеты, так как в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» - своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.

4.1. Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII-X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. Вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

4.2. Наука

Арабские ученые внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и других научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке.Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина – Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством.Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире.

Арабским ученым принадлежит создание фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сенна, спорыш и др.

Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента – эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты.Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории.

4.3. Архитектура. Искусство

Средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амраа в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в
VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С II-VIII в.в. мечети имели прямоугольный двор, суженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде. С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный – это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама.

4.4. Быт и нравы арабов

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Помимо Корана, регулирующую роль в жизни мусульман играет Шариат, который регламентируют всю общественную и личную жизнь мусульманина. В Шариате закреплена оценочная шкала для всех поступков верующих.

К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама.

В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось в жизни и вознаграждалось после смерти.

Безразличные поступки – сон, вступление в брак, прочие – не поощрялись и не запрещались.

Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла.

К ценным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, прочие. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты – на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, – строго соблюдались.

4.5. Положение мужчины и женщины

На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и в обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.

Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.

4.6. Мифология Арабского Востока

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.

Важнейшей составной частью ее была джиннология – учение о джиннах. Джинны могли быть добрыми и злыми; добрые приняли ислам, злые остались неверными, однако человеку следует опасаться и тех, и других.Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.

Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой – это была «ладонь Фатымы» – по имени дочери пророка Мухаммеда.

Очень боялись сглаза и им объясняли многие явления в жизни – от болезни до неурожая. Считалось, что сила сглаза многократно усиливается, если это сопровождается недоброжелательными или, напротив, слишком льстивыми речами. Так воспитывались уклончивость в речах, склонность к постоянным оговоркам: «По воле Аллаха», желание скрыть от чужих за глухой стеной свою частную семейную жизнь. Это повлияло и на стиль одежды, в первую очередь, женской: женщины носили глухие лицевые покрывала и довольно бесформенные платья, почти полностью скрывающие фигуру.

Таким образом, можно сказать, что арабские мыслители и ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, оказали громадное влияние на культуру Запада, особенно в таких областях знания, как математика, астрономия, медицина и философия. обогатив тем самым все человечество.

Заключение

Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам, и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII-XI вв. В это время успешно развивались поэзия, для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.

Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом – арабской вязью.

Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия.

Список использованной литературы:

1. Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.: Культурология. М., 2007. – 712 с.

2. Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. Культурология. М., 2007. – 568 с.

3. Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 480 с.

4. Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Питер, 2004. – 245 с.

5. А. Н. Маркова. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 600 с.

Совокупность духовных и материальных достижений населения арабоязычных стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы.

В целом как специфический феномен А. к. сформировалась в VII-Х вв., в результате культурного взаимодействия арабов и народов, входивших в состав халифата. Однако этот термин применяется не только к средневековой культуре халифата, но и к культуре арабских стран на протяжении их исторического развития. А. к. возникла на территории Аравийского п-ова. Ей предшествовала и на нее оказала влияние доисламская культура языческого населения Юж. Аравии, характерной чертой которой было развитие устной народной словесности. С зарождением ислама и становлением халифата, создавшего единое пространство и общность входивших в него народов, объединенных одним языком и главенствующей религией, сложилась собственно А. к. Непосредственно арабскими элементами этой культуры являются ислам, арабский язык и традиции устной народной поэзии. Существенный вклад в создание А. к. внесло население Сирии, Ливана, Йемена, Ирака, Ирана и Индии, в том числе не принявшее ислам — так, христиане привнесли в А. к. элементы наследия античного мира . В VII-VIII вв. при династии Омейядов столицей халифата и центром А. к. являлся Дамаск , хотя наряду с ним крупными центрами формирования А. к. оставались Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Именно тогда появились первые каноны литературы, архитектуры, философские и религиозные идеи. В правление династии Аббасидов (750-1258) столица халифата переместилась в Багдад , который стал одним из крупнейших архитектурных центров А. к. В IX-X вв А. к. переживала период наивысшего расцвета. Бурно развивались литература, история, точные и естественные науки, философия, создавались выдающиеся памятники архитектуры и искусства. В этот период А. к. оказывала существенное влияние на культуры других народов. После распада халифата Аббасидов (середина Х в.) ареал влияния А. к. сузился. При Фатимидах (910-1171) и Айюбидах (1171-1250) центром развития А. к. стал Каир. Еще в VIII в. от халифата Аббасидов отделилась мусульманская Испания (смотрите Кордовский халифат), где развивалась собственная арабо-испанская культура. В X-XV вв. центры этой культуры — Кордова, Севилья, Гранада и Малага переживают период расцвета. Однако со второй половины XIII в. начался застой А. к., особенно на фоне процветающей культуры других восточных стран (Османская Турция , Средняя Азия, Иран) и Европы, а затем и упадок после османского завоевания арабской территории в XVI в. Тем не менее традиции научного знания А. к. сохранялись в культурных центрах Египта, Сирии и Ирака. Этап нового постепенного подъема А. к. начался с первой половины XIX в. с модернизацией и возрождением в различных областях жизни арабских стран. С формированием суверенных арабских государств А. к. развивается в основном в рамках этих стран. В средневековой А. к. математика, астрономия и другие науки были тесно переплетены между собой, а энциклопедический характер знания приводил к тому, что известные астрономы могли являться одновременно и известными поэтами или историками. В основу арабской математики легли переводы сочинения античных и индийских авторов. Однако в IX-X вв. в Багдаде арабские ученые занимались уже не переводами и комментированием античных авторов, но самостоятельной разработкой математической, астрономической и других естественнонаучных сфер знания, которые были тесно связаны с бурным развитием строительства, архитектуры, землемерным делом и мореплаванием. От индийских ученых арабы переняли десятичную систему исчисления с применением нуля, что способствовало дальнейшему развитию математики. Арабские ученые ввели тригонометрическую функцию, разработали приемы решения квадратных и кубических уравнений, извлечения корней с натуральными показателями, выделили тригонометрию как самостоятельную область знания. Выдающиеся достижения в математике связаны с именами среднеазиатских ученых ал-Хорезми (IX в.), написавшего первый арифметический трактат, ал-Бируни (973-1048) и ал-Каши (XV в), введшего в употребление десятичные дроби, персидского и таджикского эрудита Омара Хайяма (ок. 1048 — после 1122), египтянина Ибн ал-Хайсама (ок. 965-1039). В области геометрии прославились «сыновья Мусы» (IX в.), Ибн Курра (около 836-901) и др. Многие из них внесли также вклад в развитие физики и минералогии. В астрономии арабские ученые также изначально опирались на переводные сочинения античных и индийских авторов, существенно развив затем достигнутое ими. В Багдаде, Каире, Самарканде и других центрах А. к. строились обсерватории, где знаменитые астрономы своего времени Ибн Юнус (950-1009), Насир ад-дина ат-Туси (1201-1280, по другим данным — 1274 или 1277), ал-Бируни и другие проводили свои наблюдения. Уже в IX в. была измерена длина меридиана и рассчитаны размеры земного шара. Известны медицинские трактаты арабских врачей — Ибн Сины (/Авиценны/980-1037), ал-Бируни, ар-Рази (980-1037), которыми руководствовались и в Европе. Арабскими учеными разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии и другие области медицинского знания. Первые произведения по описательной географии появились в IX в., но пора расцвета классической арабской географии началась с Х в. и была связана с именами ал-Масуди, ал-Балхи, ал-Истахри (X в.), ал-Бируни (XI в.), Йакута (XIII в.), ал-Идриси (1100 — 1165 или 1161), Ибн Баттуты (1304-1377) и др. Арабские ученые переняли птолемеевскую картину мира, карты и описания составлялись в соответствии с ней, хотя накопленные арабскими географами и путешественниками знания были намного шире — ими был описан весь арабский Восток, ряд других регионов Азии и Африки. Арабская философия была напрямую связана с мусульманским богословием и зародилась в спорах о божественных атрибутах, предопределении, свободе воли и т. д. Мутазиллиты , представители рационального богословия (калам), допускали аллегорическое толкование Корана , считали разум единственным мерилом истины и отрицали возможность изменения мира всевышним. В противовес им ашариты считали, что любой предмет в мире, состоя-щем из постоянно воспроизводимых творцом атомов, может быть изменен им. Последователями античного философа Аристотеля и неоплатоников являлись ал-Кинди (около 800-879) и ал-Фараби (873-950). Отдельным мистико-религиозным течением в арабской философии является суфизм , представители которого стремились к непосредственному общению с всевышним и созерцанию его путем преодоления мирских страстей. Крупнейшими представителями суфизма были ал-Газали (1059-1111) и Ибн ал-Араби (1165-1240). В мусульманской Испании широкое распространение получили философские идеи Аристотеля, крупнейшим последователем которых в этом регионе стал Ибн Рушд (1126-1198), создавший самостоятельное философское учение. Его идеи были восприняты аверроистами — последователями Ибн Рушда в Европе. Первые арабские исторические сочинения относятся к концу VII в. Изначально это были предания о доисламском периоде, о распространении ислама, жизнеописания пророка Мухаммеда и его сподвижников. Представления о всемирной истории у арабских авторов были связаны с изложенной в Коране историей сотворения мира и историей пророков. Мусульманские богословы описывали историю арабов и библейских народов в рамках единой преемственности. Средневековая арабская историография рассматривала исторический процесс как осуществление божественного замысла, признавая, однако, ответственность человека за свои поступки и видя роль истории в поучении на основе накопленного опыта. Первым большим историческим сочинением был трактат Ибн Исхака (ок. 704-768 или 767) об истории пророков и жизни пророка Мухаммеда. Сочинения ал-Балазури (ок. 820 — ок. 892), Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и ал-Якуба, составленные обычно в форме анналов, ввели классическую схему арабского историографического повествования от сотворения мира, формирования и жизни мусульманской общины до современных политических событий. Наиболее известным и крупным историческим сочинением периода расцвета А. к. стала «История пророков и царей» ат-Табари (838 или 839-923), всеобщая история ал-Масуди (ум. 956/957/), Хамзы ал-Исфахани (умер во второй половине Х в.), Ибн ал-Асира (1160-1233/1234/), Ибн Халдуна и др. Со второй половины Х в. среди арабских исторических сочинений преобладали местные и династийные хроники, биографии и история городов. Тем не менее известны и всеобщие истории Абу-ль-Фида (1273-1331), аз-Захаби (1274-1353/1347/), Ибн Касира (ок. 1300-1373) и др. В XV-XVI вв. центром арабской исторической науки стал Египет — здесь создавались труды как по истории этой страны, так и исторические энциклопедии и хроники по всеобщей истории. Наиболее крупными авторами этой эпохи являлись Ибн ал-Фурат (1334-1405), ал-Макризи (1364-1442), ал-Айни (1361-1451), ас-Суюти (1445-1505). Среди арабских исторических сочинений значительную известность получили также биографии и биографические словари Ибн Халликана (1211-1282), ас-Сафади (1296/97-1363), Ибн ал-Кифти (1172-1248), Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. В эпоху османского господства составлялись в основном местные хроники и история. Наиболее ценные из них — история Андалусии ал-Маккари (1591/92-1632) и история Египта ал-Джабарти (1753-1825/1826/) . Арабская литература зародилась на Аравийском п-ове еще до принятия ислама: поэты Имру-ль-Кайс , Тарафа, Антр ибн Шадад, поэтесса Ханса и другие доисламские авторы внесли значительный вклад в ее развитие, формирование канонов и жанров, каковыми стали элегия («риса»), похвальба («фахр»), песни мести («сар»), любовная лирика и др. При дворе Омейядов творили поэты ал-Ахтал (ок. 640 — ок. 710), ал-Джарир, ал-Фараздак (ок. 641 — между 728 и 732), ставшие известными панегиристами своего времени. Хотя на их творчество оказали значительное влияние доисламские поэты, в их поэзии уже отражены верования ислама. Широкое распространение в период халифата получила любовная лирика, развитие которой связано с именами Омара ибн Аби Рабиа из Мекки (641 — ок. 712/718/), поэтами аббасидского двора Мути ибн Ияс, Валиба ибн Хубаб и др. Новаторами в арабской поэзии стали Абу-Нувас (762-815) и др., отошедшие от доисламских классических норм и развивавшие новые темы и сюжеты. Окончательно новые нормы арабской поэзии были сформулированы в трактате поэта и филолога Ибн ал-Мутазза (861-908), хотя оставались также поэты, придерживавшиеся старых канонов. С распадом халифата арабская литература продолжала развиваться — этот период связан с именами блестящих поэтов ал-Мутанабби (915-965) и Абу-ль-Ала ал-Маарри (973-1057). Прозаик Бади аз-Заман ал-Хамадани (ум. 1007) создал новый жанр — макаму, считающийся высшим достижением арабской прозы. Отдельные литературные стили появились в мусульманской Испании. Здесь были созданы народные поэтические строфические формы мувашшах и заджал, которые затем распространились на территории многих арабских стран. Андалусская поэзия связана с именами ал-Газаля (770-864), Ибн Абд Раббихи (860-940), Ибн Кузмана (около 1080-1160), ал-Мутадида (1012-1069), Ибн Зайдун (1003-1071) и др. Со второй половины XI в. арабская литература вступает в период упадка: поэзия приобретает мистический оттенок, а проза — дидактический. В XIII-XV вв. наиболее яркие достижения арабской литературы связаны с влиянием народного творчества: к концу XV в. окончательно сложился сборник сказок «Тысячи и одной ночи», в поэзии также широкое распространение получили народные жанры. С начала XIX в. вместе с государственным и национальным подъемом начинается период возрождения в литературе, которая далее развивается уже в рамках отдельных арабских государств. Арабская архитектура тесно связана с религией ислама — самыми широко распространенными и востребованными постройками стали мечети . Первые из них, с огороженным двором и колоннадой, были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е VII в.). Настоящим шедевром стала Омейядская мечеть в Дамаске (нач. VIII в) с прекрасными мозаиками. Наиболее широко был распространен колонный тип мечетей, однако существовали и мечети купольной постройки. При Омейядах активно велось светское строительство дворцов и замков (Мшатта , Кусейр-Амра, Каср ал-Хейр ал-Гарби и Каср ал-Хейр аш-Шарки, Хирбет ал-Мафджар), при Абассидах — градостроительные работы в Багдаде и Самарре. Особая школа арабской архитектуры сложилась в Фатимидском Каире (осн. 969), во многом определившая лицо города: грандиозная мечеть ал-Азхар (Х в.), мощные крепостные стены, дворцы, караван-сараи, лавки и дома. В XIII-XVI вв. велось большое фортификационное строительство (цитадели Каира и Алеппо) и строительство мавзолеев (Кладбище мамлюков в Каире, XV-XVI вв.), распространялась инкрустация архитектурных сооружений камнями. В религиозной архитектуре преобладал величественный стиль с большими объемами и куполами (мечеть Хасана XIV в. в Каире, мечети и медресе Дамаска). Архитектура Магриба и Испании переживала расцвет в Х-ХV вв. (монументальные и богато украшенные мечети в Тлемсене и Таза, Кордове, ворота в Толедо, дворец Алгамбра в Гранаде). С турецким завоеванием XVI в. в арабскую архитектуру вошли элементы османского зодчества, однако сохранялись и местные формы. Новый период подъема арабской архитектуры начался с XIX в. Для арабского декоративно-при-клад-ного искусства характерны богатые орнаментные узоры и каллиграфия. Отдельного внимания заслуживает арабская книжная миниатюра в Сирии и Египте IX-XII вв. и в Ираке XII-XIII вв. Арабская музыка сформировалась в результате взаимодействия музыкальных традиций арабов и народов завоеванных территорий. На раннем этапе своего развития она была неотделима от поэзии — существовали профессиональные поэты-певцы (шаиры) и различные песенные жанры. С конца VII в. начался расцвет арабской музыки. Поскольку она была тесно связана с вокалом, широкое распространение получили произведения, исполнявшиеся певцами и музыкантами с ведущей ролью первых. Самыми известными из них в эпоху Омейядов стали Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, певица Джамиле; в эпоху Абассидов — Ибрахим ал-Маусили (742-804), Исхак ал-Маусили (767-850), Мансур Залзал. Арабские авторы ал-Кинди, ал-Фараби, ал-Исфахани, Сафи-ад-дин Урмави создали многочисленные труды на музыкальные темы. Традиционными арабскими музыкальными инструментами являются дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки), уд (вид лютни).

Российская Историческая Энциклопедия

География современного арабского мира удивительно разнообразна. Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен, Оман и другие государства. Ирак стал преемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания занимают территории древней Сирии. Египет унаследовал простиравшиеся вдоль Нила владения Древнего Египта. На североафриканском побережье Средиземного моря, получившем у средневековых арабских географов наименование Магриб (араб, «запад»), расположены государства Ливия, Тунис, Алжир и Марокко. История и культура арабских стран также тесно связана с Ираном и Турцией.

Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись арабизации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII–XI вв.:

1) успешно развивались поэзия;

2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»; переводилось множество произведений античных авторов.

Арабы в этот период внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали своеобразные архитектурные памятники.

2. Религия. Ислам

Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб, «покорность») – самая молодая из мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Но ислам – не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина.

Ислам возник в Аравии в VII в., и его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний она распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Азии и Африки.

Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа.

Основные направления ислама:

1) суннизм;

3) ваххабизм.

Реформаторы 2-й половины XIX – начало XX вв. (например, аль Афгани) понимали реформацию как очищение ислама от искажений и наслоений через возврат к ранней мусульманской общине. В XX в. во многом как реакция на влияние Запада в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

3. Быт и нравы мусульман. Шариат

Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб, «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному вопросу. Через откровение, знамения и имена человек может лишь частично постичь смысл божественного в мире, и мусульманин обязан верить в это. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма).

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притч, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.

4. Наука. Литература. Арабский язык

Еще с VII в. как прикладные науки к религиозным дисциплинам развиваются:

1) грамматика;

2) математика;

3) астрономия.

Их развитие происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами:

1) сирийской;

2) персидской;

3) индийской.

Основные научные достижения арабских ученых относятся к эпохе Средневековья.

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов тригонометрии, вычислил таблицу синусов, ввел понятие секанса и косеканса. Поэт и ученый Омар Хайям написал «Алгебру». Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина – Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины. Абу Бакр, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял прививки. Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII–VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений, а существовало множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Наиболее известным историком XIV–XV вв. был Ибн-Халдун, первый из арабских историков, попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых. На рубеже VIII–IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик. Арабская письменность расценивается как величайшая культурная ценность.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Басра. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан Дом науки – своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки. Уже в X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы – медресе. В X–XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048–1122), персидскому поэту, ученому, его стихи:

1) философские;

2) гедонические;

3) вольнодумные рубай.

В X–XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синдбада-морехода и др. Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII–IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг.

5. Изобразительное искусство и каллиграфия

Ислам, выступая за строгое единобожие, издревле боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись также не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. стало развиваться искусство миниатюры, в том числе и книжной.

Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют и много общего. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством деталей. Позы действующих лиц отличаются выразительностью.

Наиболее популярные изображения:

1) сцены царских приемов;

4) сражений.

Придворные живописцы нередко служили одновременно и придворными историками, сопровождавшими султана в военных походах.

Художник не стремился воспроизводить земную реальность. Истинный мир следовало постигать умозрительно, через чтение Корана, произнесение молитв, начертание и созерцание священных надписей из Корана, хадисов, имен Аллаха и Мухаммеда. Священное слово Корана сопровождало мусульманина всю жизнь.

В мусульманской средневековой культуре Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности и образованности человека. Вырабатывались различные почерки. В основе 6 стилей письма лежала система «уставного письма» – система пропорций, определивших соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке.

Орудием письма служило тростниковое перо – «калам», способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры – четкими, яркими и блестящими.

В целом изобразительное искусство было ковровым, его характерными чертами были цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

6. Архитектура ислама

Необходимо отметить, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами греческих, римских и иранских традиций. С X в. здания начинают украшать растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент – европейцы его называли арабеска – был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Главное место в постройке городов заняли культовые сооружения – мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть служила местом индивидуальной молитвы. Соборная, или пятничная, мечеть предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главный храм города стал называться Большой мечетью.

Отличительными чертами любой мечети с конца VII – начала VIII в. стали михраб и минбар. С VIII в. важнейшим элементом соборной мечети стал минарет – высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве.

Арабский мир породил и такое уникальное явление, как мавританское искусство.

Мавританское искусство – это условное название художественного стиля (смесь арабского и готического стилей), который сложился в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI–XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре. Жемчужина мавританского зодчества XIII–XIV вв. – Альгамбра (г. Гранада в Испании). Массивные стены крепости, башни и ворота, потайные ходы скрывают и защищают дворец. В основе композиции лежит система дворов (Дворик миртов, Дворик львов), расположенных на разных уровнях. Отличительные черты – хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах, тонкие витые колонны, кованые оконные решетки и разноцветные витражи.

Информативные ответы на все вопросы курса «История мировой и отечественной культуры» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

13. Особенности культуры арабских стран. Религия. Ислам. Быт и нравы мусульман. Шариат

География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись араби-зации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся

на VIII–XI вв.:

1) успешно развивалась поэзия;

2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»;

3) переводилось множество произведений античных авторов.

Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») – самая молодая из трех мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Ислам возник в Аравии в VII в., его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа. Основные направления ислама:

1) суннизм;

3) ваххабизм.

Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем.

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности.

В исторической науке верное представление об арабской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII--IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая “арабская” культура. Такое понимание арабской культуры, некритически следующее средневековой мусульманской традиции, ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию “счастливой”. Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой “каменистой Аравии”) возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются изображения людей, животных и орнаменты.

Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии -- ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства -- пророка Мухаммеда и его преемников -- халифов (отсюда название государства -- халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия -- арабский наместник в Сирии -- захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии -- на востоке.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуатировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом выливалась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX--Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне общественного развития, обладавшие различными культурными и художественными традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не распространение религии -- ислама -- лежат в основе единства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман -- Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме “Лейла и Маджнун”. Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы--Ромео и Джульетты Востока, -- родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX--XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: “Величайшее украшение человека -- знание” или “Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика”. Не удивительно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор “Книги назидания”, оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма -- веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на запрещение изображать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение ислама содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы “наваждением сатаны”. Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в IX--Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. “Несчастье тому, -- читаем мы в комментариях к Корану, -- кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени”; “Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы”.

История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.

Однако объяснение основных особенностей средневекового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества народов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества, вступившего в эпоху феодализма.

Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.

Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение.

Большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.

Условность “языка” средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи.

В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его “ковровостью”, тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.

Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Орнамент -- “музыка для глаз” -- играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих -- линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения, как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии.

К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента -- текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.

Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок -- подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). архитектура искусство культура арабский

Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты -- башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе -- здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.

Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) -- декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема -- особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

Исключительно важная роль в художественной культуре стран Арабского Востока принадлежала прикладному искусству. Экономической базой для этого служило интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам -- мастерам прикладного искусства -- было свойственно высокое эстетическое “чувство вещи”, позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор. В прикладном декоративном искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.

Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возможностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красочных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.

В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало подлинно национальное художественное творчество. Оно жило в произведениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стремились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.

Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примере искусства средневекового Египта.