Жан огюст доминик энгр. Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины Энгр работы
Биография
Жан Огюст Доминик Энгр родился на юге Франции - в Монтабане 29 августа 1780..Его отец был живописцем и скульптором. Он рано дал мальчику карандаш, привил ему также любовь к музыке, научив петь и играть на скрипке. Самым ранним датированным произведением художника, является рисунок женской головы с античного слепка, исполненный Энгром в 9 лет. Мальчик долго колебался в определении своей карьеры. В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию.
В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы "Капитолий" (родители Жана Доминика не обладали большим достатком, и он с юного возраста должен был думать о заработке). Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием.
На фестивале молодых художников в Тулузе Энгр получает награду за рисование с натуры. Учителя единодушно предсказывают ему блестящее будущее.
В августе 1797 г. Энгр в Париже поступает в мастерскую прославленного Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. Давид очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, как портрет мадам Рекамье, поручив написать некоторые аксессуары. Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. Энгр рассчитывал на нее, но Давид решительно настоял, чтобы она была дана другому его ученику.
Первые работы художника датируются 1800 г. Для получения Большой римской премии требовалось умение построить многофигурную сцену на исторический или мифологический сюжет. С весны 1800 г. все усилия Энгра были направлены на получение столь желанной для каждого начинающего художника награды. 29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом - картина "Послы Агамемнона у Ахилла" (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии.
01 - Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801
Однако Энгр так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание. Поэтому путешествие по Италии и четырехгодичное пребывание в качестве стипендиата во Французской академии в Риме из-за неблагоприятного состояния финансов были отложены на 5 лет.
Энгр систематически посещал и так называемую академию Сюисса - одну из частных художественных школ Парижа, где за сравнительно небольшую плату он мог писать живую натуру. В поисках заработка художник пробовал заняться иллюстрацией книг, но вскоре оказалось, что самый доступный и надежный способ пополнить материальные ресурсы - это писать портреты. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной. Он всегда тяготился выполнением портретных заказов и сетовал до конца своих дней на то, что они отвлекают его от более возвышенных задач.
С большим парадным портретом Первого консула (1803) связаны первые успехи Энгра-портретиста. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков.
02 - Портрет консула, 1804
15 сентября 1806 г. в Салоне Энгр намеревался выставить несколько полотен: портрет отца, Наполеона на императорском троне, автопортрет и, главное, на что он возлагал надежды, - портретную сюиту семьи Ривьер. Только в Риме ему стало известно, как неодобрительно отнеслись критики Салона к его произведениям.
03 - Портрет М. Филибера Ривьера, 1805
04 - Портрет мадам Ривьер, 1805
05 - Портрет мадмуазель Ривьер, 1805
Почти через 50 лет, готовясь к выставке 1855 г., Энгр, разыскивая портрет мадемуазель Ривьер у наследников изображенной, сказал: "Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет; и поэтому мне было бы приятно его выставить...". Однако после Салона 1806 г. картина при жизни художника так и не была выставлена, и только в 1874 г. правительство приобрело ее для Люксембургского музея, откуда она перешла в Лувр.
Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию.
Пенсионеры Французской академии были обязаны ежегодно посылать в Париж в качестве отчета одну картину, скомпонованную "по воображению". Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь, им был выбран греческий миф о мудром Эдипе. В парижском Салоне 1808 г. картина "Эдип и Сфинкс" не произвела особенно сильного впечатления, но и не подверглась серьезной критике.
06 - Эдип и сфинкс, 1808
Наиболее значительной из других картин, посланных тогда же Энгром в Париж, была "Сидящая женщина", известная теперь под названием "Большая купальщица" (1808, Париж, Лувр). В ней художник окончательно обрел один из ведущих мотивов своего искусства - тему обнаженного женского тела ("ню"), который пройдет через все его творчество. Работой, которой завершились обязательные для пенсионеров Академии посылки в Париж, явилось у Энгра большое полотно "Юпитер и Фетида", законченное в 1811 г. и выставленное в Салоне 1812 г.
07 - Купальщица, 1808
08 - Юпитер и Фетида, 1811
Число различных произведений, созданных Энгром в этот период, поистине поразительно, особенно если учесть его частые болезни, которые были тяжелыми и продолжительными.
Пока в Риме французская администрация чувствовала себя хозяйкой положения, Энгр получил несколько официальных заказов на декоративные произведения исторического содержания. Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно "Ромул, победивший Акрона" (1812, Париж, Школа изящных искусств). Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон "Сон Оссиана" (1813, Монтобан, Музей Энгра). В истории французской живописи XIX в. эта работа явилась одним из провозвестников приближающегося романтизма.
09 - Ромул, победитель Акрона приносит богатые дары в храм Зевса, 1812
10 - Сон Оссиана, 1813
Период 1812-1814 гг. - плодотворный в творчестве художника. Подчас трудно проследить, какое из полотен появилось раньше, так как Энгр параллельно работал над несколькими картинами, переходя от одной к другой, внося бесконечные поправки и изменения.
В Салон 1814 г. мастер послал несколько работ. Из исторических композиций художник выбрал картины "Испанский посол дон Педро Толедский, целующий шпагу Генриха IV в галерее Лувра", "Рафаэль и Форнарина" и композицию на современный сюжет - "Папа Пий VII в Сикстинской капелле" (1814, Вашингтон, Национальная галерея). Энгр современными считал все неантичные темы, и, сюжеты из истории XVI-XVII вв. полностью входили в понятие современных.
11 - Рафаэль и Форнарина, 1814
12 - Смерть Леонардо да Винчи, 1818
В 1819 выставил в Салоне полотна "Большая одалиска" (1814, Лувр), "Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью" (1818, Мадрид); "Роже, освобождающий Анжелику" (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.
13 - Большая одалиска, 1814
14 - Роже, освобождающий Анджелику, 1819
Когда "Большая одалиска" появилась в Салоне 1819 г., ее встретили прежде всего как нечто не совпадающее с принятыми традициями. На Энгра посыпался град упреков. Находили, что он недостаточно владеет светотеневой объемной моделировкой, непростительно нарушает анатомическую верность.
Приглашенный своим старым другом итальянским скульптором Лорренцо Бартолини, художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию. Их объединяло многое: взгляды на цели и задачи изобразительного искусства, пылкая любовь к музыке. Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., когда Энгр работает над известным портретом своего друга, хранящимся ныне в Лувре.
15 - Портрет Паганини, 1819
Художник вернулся в Париж со свернутым в рулон "Обетом Людовика XIII". Установленная в заказе цена за "Обет Людовика XIII" -3000 франков - была удвоена администрацией в связи с успехом, который картина имела в Салоне 1824 г. Награжденный орденом Почетного Легиона лично Карлом Х и избранный в 1825 г. академиком, Энгр становится одним из столпов французской школы.
16 - Обет Людовика XIII, 1824
В конце 1825 г. мастер открыл в Париже студию для своих учеников. Он становится педагогом, воспитателем нового поколения художников. Постепенно у художника созревает желание покинуть Париж, и его мысли обращаются к Италии. Он просит назначить его директором Французской академии в Риме. Эта просьба была удовлетворена, и в начале декабря 1834 г. Энгр уезжает из Парижа.
Около месяца длилось путешествие Энгра из Парижа в Рим. Его путь лежал через Милан, Бергамо, Брешию, Верону, Падую, Венецию и Флоренцию с остановками для краткого отдыха и осмотра достопримечательностей.
Это были годы материальной обеспеченности и внешнего благополучия, когда Энгр добросовестно и старательно выполнял свои административные и педагогические обязанности, сравнительно мало внимания уделяя собственному творчеству.
В период директорства Энгра значительно пополняются также библиотека и коллекция галереи слепков с античных и ренессансных произведений. Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: "Одалиска и рабыня"(1839), "Стратоника"(1840) и "Мадонна перед чашей с причастием"(1841).
17 - Одалиска с рабыней, 1839
18 - Антиох и Стратоника, 1840
Когда весной 1841 г. Энгр появился во французской столице, ему была устроена триумфальная встреча. Берлиоз посвятил мастеру специально устроенный им концерт, Луп-Филипп пригласил его посетить Версаль и отобедать с ним в любимой королевской резиденции в Нейи. Труппа Комеди Франсез прислала Энгру почетный билет, дающий право бесплатно посещать театр в течение всей жизни. Последний этап творчества художника - годы полного признания и славы.
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841-1847, "Железный век" и "Золотой век", обе не были закончены).
1849 годом Энгр не пометил ни одну из своих картин. Большое горе обрушилось на него: тяжелая болезнь и смерть любимой жены.
19 - Мадам Энгр, 1859
20 - Автопортрет, 1858
В 1850-е гг художник прибегал к помощи учеников, и все меньше проявлялась в работах его собственная оригинальность. Он подписывает своим именем несколько мадонн.
В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора.
21 - Триумф Наполеона, 1853
До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью. Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки. Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. Еще 8 января 1867 г. днем художник делал набросок к новой религиозной картине "Христос у гроба", используя для этого композицию Джотто, а через несколько часов, после музыкального вечера у себя дома, галантно провожая дам до их экипажей, он сильно простудился. На замечание одной из них - надеть что-нибудь теплое и поберечь себя - художник ответил: "Энгр будет жить и умрет слугой дам". На следующий день у него началась тяжелая пневмония. 14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни.
В том же году памяти художника была посвящена персональная выставка его картин, этюдов и рисунков, устроенная в Школе изящных искусств в Париже. Каталог ее насчитывал 584 номера. В 1869 г. открылся Музей Энгра в Монтобане, превратившийся в наши дни в центр научного изучения творчества художника. Основные произведения мастера остались во Франции, и большинство их хранится в различных музеях.
Вклад в мировую культуру
Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; “Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет мадам Сенонн, 1814, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр - автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане). Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида.
22 - Апофеоз Гомера, 1827
23 - портрет мадам Сеннон, 1814
24 - Венера Анадиомена - 1808-1848
Однако в своих программных мифологических и исторических композициях он отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе средневековья. Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 в. Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других. Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Ф. Ривьера, 1805, Париж, Лувр, портрет госпожи Ривьер 1805, Париж, Лувр или госпожи Девосе (1807, Шантильи, Музей Конде). Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах «Большая одалиска» (1814, Париж, Лувр), «Источник» (1820—1856, Париж, Лувр); в последней воплощен идеал «вечной красоты».
25 - Портрет мадам Девосе, 1807
26 - Портрет Франсуа Марио Гранье, 1807
27 - Ингресс, Паоло и Франческа, 1819
28 - Источник, 1820-1856
Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.
29 - Принцесса де Брогли, 1851-1853
30 - Жанна д"Арк на коронации Карла VII, 1854
31 - Портрет мадам Муатессье, 1856
32 - Турецкие бани, 1862
33 - Портрет Наполеона на императорском троне, 1860
Жан Огюст Доминик Энгр – французский художник, приверженец неоклассицизма. Родился Жан Огюст Энгр в 1780 году в Монтобане, Франция. Пойдя по стопам своего отца, маленький Жан Огюст учился рисованию и искусству игры на скрипке. Талантливый мальчик выбрал своим будущим поприщем живопись.
Ранний период, обучение
В 1791 году Энгр поступил в Академию искусств в Тулузе, где параллельно играл в оркестре театра из соображений заработка, так как семья не была богатой. После окончания Академии Энгр становится учеником известного художника Жака Луи Давида в 1797 году.
Давид отмечает успехи ученика и прочит ему перспективное будущее, но в 1800 году Энгр покидает мастерскую учителя из-за разногласий между ними и начинает рисовать самостоятельно. Вынеся из уроков Давида особое видение форм в выгоднейшем свете, Энгр начинает свои работы с обнажённой мужской натуры в ходе изучения античного искусства.
Через год художник получает престижнейшую в те времена награду, Большую римскую премию, за работу «Послы Агамемнона у Ахилла».
В этот период Энгр пытается найти стабильный способ заработка, начинает заниматься иллюстрацией печатных изданий, но это не приносит хорошего дохода. Доход приносят ему портреты. Первые серьёзные шаги как портретист Энгр делает, написав портрет Первого консула в 1983 году. Такой вид деятельности не пришелся художнику по душе, он не считал его серьёзным искусством и рассматривал его как способ заработка. Будучи профессионалом в своем деле и талантливым живописцем, Энгр добивается высот и в портретном жанре, находясь в постоянном творческом поиске.
Римский период
С 1806 по 1820 год Энгр работает в Италии, где обнаруживает крайний интерес к искусству эпохи Возрождения. Античные фрески, роспись Сикстинской капеллы, весь внешний облик Вечного города произвёл неизгладимое впечатление на художника, оставив свой след на его работах того периода. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.
Римский период, а особенно 1812-1814 годы - самый продуктивный период в жизни художника. Он работал над несколькими полотнами сразу, часто возвращаясь к определённым сюжетам.
В 1813 году мастер женится на родственнице своих друзей в Риме. Девушку звали Мадлен Шапель и она стала верной и любящей женой Энгру, сделав его счастливым.
Флорентийский период
В 1820 году давний приятель Энгра предлагает навестить его во Флоренции. Здесь он находит заказчиков портретных картин, супругов Леблан. Один из портретов госпожи Леблан, написанный Энгром в 1823 году, хранится сейчас в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Парижский период
В 1824 году Энгр решает вернуться в Париж, где открывает свою собственную художественную студию. По завету Давида он учит подопечных видеть прекрасный идеал, совершенство форм. В 1825 году ему присуждается титул академика, Энгр превращается в уважаемую и значимую фигуру в мире живописи. Будучи назначенным на пост директора Французской Академии в Риме, Энгр возвращается обратно в Италию.
Поздний римский период
В 1835 году мастер въезжает в Италию, где на этот раз ведёт обеспеченную и благополучную жизнь. Занимая свой пост руководителя Академии, он работает над учебными программами, совершенствуя и углубляя их, создает новые курсы, собирает библиотеку Академии. Автор продолжает и свой творческий путь и искания. В Риме рождаются новые полотна автора – «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием» и другие.
Финальный парижский период
В 1841 году Энгр принимает решение вернуться обратно на родину. В Париже коллеги устраиваем ему помпезную встречу - с оркестром и торжественным обедом. Художник получает полное, совершенное признание своего таланта.
В 1849 году мастера подкосила смерть горячо любимой супруги. Из-за большого горя в этот год он не создал ни одной картины, хотя до конца своей жизни оставался работоспособным и активным деятелем. В 1867 году, в возрасте 87 лет, он работал над новым полотном «Христос у гроба», но так и не закончил его, скончавшись от тяжёлой простуды 14 января. Похоронили великого художника на кладбище Пер-Лашез.
Память о мастере
В 1869 году создан Музей имени Энгра в его родном городе Монтобане. Всего работ автора насчитывается 584, если верить каталогу парижской Школы искусств. Сегодня многие его работы хранятся в разнообразных музеях мира.
Имя Энгра тесно связано с совершенством форм и композиций женских портретов. Его особым талантом было не преувеличить красоту женщины в картине, но найти в ней и передать то неповторимое очарование, которое присутствует в каждой женщине. Его портреты «Баронесса Ротшильд», «Графиня д"Оссонвиль», «Мадам Гонз» и многие другие олицетворяют его высший уровень мастерства, оказавший влияние на будущие поколения художников.
Энгр Жан Огюст Доминик. Биография и картины.
Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский живописец и рисовальщик.
С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме.
Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты
(“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс;
“Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане;
“Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики
портрет Л.Ф.Бертена, 1832, Лувр, Париж,
идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню
“Купальщица Вольпенсон”, 1808,
“Большая одалиска”, 1814,
- оба в Лувре, Париж.
Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр - автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане).
Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).
Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века.
Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.
Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека
портрет Филибера Ривьера, 1805;
портрет госпожи Ривьер, 1805,
обе картины — Париж, Лувр;
госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде).
Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814, Париж, Лувр),
“Источник” (1820—1856, Париж, Лувр);
в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».
Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.
Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.
Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801, Лувр, Париж
Автопортрет 1804г.
Портрет Бонапарта 1804
Портрет дочери Филибера Ривьера 1805
Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806
Венера Анадиомена 1808-1848
Ромул - победитель Акрона 1812
. Сон Оссиана 1813.
Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816
Леонардо умирающий на руках Франциска I 1818
Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит
Роже, освобождающий Анжелику, 1819.
Христос, передающий св. Петру ключи от рая (1820)
Портрет мадам Леблан 1823.
Эдип и Сфинкс 1827, Лувр, Париж
Энгр. Одалиска и рабыня. 1840
Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840
The Virgin of the Host". 1841.
Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845
"Jupiter and Antiope". 1851.
Jean Auguste Dominique Ingres
Французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции. Директор Школы изящных искусств в Париже и Французской Академии в Риме.
В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы, в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.
Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
В 1791 году Жан Огюст Доминик Энгр переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры. Там его учителями стали скульптор Жан-Пьер Виган, художник-пейзажист Жан Брайант, и художник Джозеф Рок, который смог объяснить молодому художнику суть творчества Рафаэля. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена. С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе.
Работая в Париже до отъезда в Рим, французский живописец много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам, и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.
Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, поэтому уезжал он неохотно. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными. Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде.
По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюисса, основанную бывшим натурщиком, где можно было писать за малую плату. Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями.
1840-1850 гг.
Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу. Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона; наконец, император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух, и он был плохим оратором.
Картины
И сточник
La Source
картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Работа над полотном была начата во Флоренции в 1820 и завершена в 1856 году в Париже. Поза обнажённой девушки повторяет позу модели с другой картины Энгра - «Венера Анадиомена» (1848). Художник вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой. Два ученика Энгра, Поль Бальз и Александр Дегофф, написали сосуд, из которого льётся вода, и фон картины.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В настоящее время находится в музее Орсе.
Обнажённая, босая девушка с сосудом, из которого льётся вода - аллегорическое изображение источника жизни (см. «Фонтан молодости»). Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку.
Это второй вариант композиции, которая, видимо, была задумана в 1807 году - именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане. В 1808-1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных
Б ольшая одалиска
Картина французского художника Жана Энгра. Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году.
Когда картина «Большая одалиска» появилась в Салоне 1819 года, на Энгра посыпался град упреков. Один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа»… Действительно, автор «Одалиски» отказался от живой конкретности ее изображения, но зато создал образ, в котором есть и интимность, и загадочность, и притягательная экзотичность Востока.
«Большая одалиска», написанная для Каролины Мюрат, стала самым известным и значительным произведением мастера. Забегая вперед, следует отметить, что картина, законченная в 1814 году, так и не была взята заказчицей - падение Наполеона сказалось и на судьбе его приближенных.
Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, и только спустя 80 лет она поступила в Лувр.
Лежащая обнаженная женщина изображена, как это часто бывает у Энгра, со спины. Ее поза полна чарующей женственности, а тело отличается удивительной гибкостью.
В енера Анадиомена
Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены. Экспонируется в Музее Конде в Шантийи.
Художник начал картину, которую он называл «Венера с амурами», в 1808 году, в период своего первого пребывания в Риме в качестве пенсионера Французской Академии. «Продвинутый эскиз» в половину человеческого роста (98х57 см) ожидал доработки около сорока лет по причине отсутствия желающих приобрести картину. По словам автора, эскиз «приводил в восхищение» всех. По сообщению Шарля Блана, её в 1817 году видел в римской мастерской Энгра Теодор Жерико. В период своего пребывания во Флоренции (1820-1824) Энгр намеревался использовать этот эскиз при создании крупноформатного полотна для своего заказчика маркиза де Пасторе, об этом 2 января 1821 года художник писал одному из своих знакомых (Жилиберу). Энгр сожалел о том, что должен был выполнять неинтересные ему заказы, «в то время как я был полон огня и вдохновения для более великого и божественного». Известно, что в 1823 году художник снова попытался продолжить работу над «Венерой с амурами» и опять отложил её/
Энгр дописал её в 1848 году в Париже, по просьбе Бенжамена Делестра. Работа над картиной совпала по времени с революционными событиями: «Это ещё благодеяние Провидения, что оно позволило мне работать в эти грустные моменты, и над чем? - над картиной „Венера и амуры“», - писал художник в июне того же года своему другу Маркотту.
О чем картина?
Как повествует в «Теогонии» Гесиод, когда Кронос оскопил Урана, в море попали семя и кровь последнего. Из них образовалась белоснежная пена, из которой появилась дочь неба и моря, Афродита (Венера) Анадиомена («пенорождённая»)
Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины обновлено: Сентябрь 18, 2017 автором: сайт
академизма XIX века .« Над пяльцами сидела... красивая, рослая девушка с тщательно приглаженными, блестящими волосами цвета вороноваа крыла... Ее редкостная красота была отмечена силой и изяществом... Густые брови правильного рисунка резко оттеняли белизну чистого лба... легкий румянец, томная нежность губ, совершенство овала лица».
«Прекрасные черные глаза с миндалевидным разрезом... осененные длинными ресницами, блестевшие влажным блеском. Жизнь и молодость похвалялись своими сокровищами, будто воплощенными в этом своенравном личике и в этом стане, таком стройном, несмотря на пояс, повязанный по тогдашней моде под самой грудью».
Так описывает Бальзак своих героинь, живших во Франции в начале XIX века, современниц Наташи Ростовой. А искусство живописи предоставляет нам удивительную возможность увидеть их воочию.
Посмотрите на портрет пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер- не правда ли, создается впечатление, что именно она послужила прототипом писателю? Мы знаем, что это не так, но сама близость образов, созданных писателем и художником, не случайна. Она говорит о том, что оба черпали вдохновение из одного источника - жизни своей эпохи. Автор живописного портрета, старший современник Бальзака - прославленный французский художник Жан Огюст Доминик Энгр.
Энгр прожил долгую жизнь, и она приходится на самые бурные, самые тревожные годы французской истории. Революция 1789- 1794 годов; триумф и крушение империи Наполеона Бонапарта, которого художник не раз писал; революция 1830 года - Энгр вместе с Делакруа охранял Лувр; революция 1848 года, реакционный переворот 1851 года, Вторая империя. Среди современников Энгра такие художники, как Давид, Делакруа, Курбе, Мане; среди писателей - Стендаль, Бальзак, Гюго, Флобер, Золя.
Энгр - гасконец. Он родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в семье художника. Отец был его первым учителем. Он же научил мальчика играть на скрипке, и во время учебы в Тулузской академии художеств, в 90-х годах, будущий живописец подрабатывал на жизнь, играя в театральном оркестре. Увлечение музыкой оказало воздействие и на творческое формирование мастера, сделав его особенно восприимчивым к чувству ритма , гармонии .
Недаром впоследствии художник говорил своим ученикам:
«Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы».
Дальнейшее художественное образование Энгр получает в школе изящных искусств в Париже, в мастерской знаменитого Давида, в 1797-1801 годах. Помимо профессионального мастерства , Давид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искусства - в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеалу. В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.
Преклонение перед античностью определяло его и отношение к натуре - художник должен научиться видеть и отображать лишь прекрасные, возвышенные черты природы. Для изучения античного искусства лучших учеников посылали на четыре года во Французскую академию в Риме. В 1801 году Энгр получил Большую римскую премию, однако из-за финансовых трудностей поездка в Италию была отложена, и художник остается работать в Париже.
В 1806-1820 г.г. учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года.
Уже первые его работы, выстав ленные в Салоне 1806 года, - «Портрет Наполеона», «Автопортрет», портреты семьи Ривьер - привлекли внимание критики. Но отзывы были в основном недоуменные и недоброжелательные: молодого живописца обвиняли в «готичности», в том, что он хочет «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». И это говорилось о полотнах, составляющих ныне гордость Лувра!
Что же так смутило критиков в произведениях Энгра? Прежде всего то, что они были не похожи ни на работы мастеров XVIII века, ни на портреты его учителя Давида. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы , но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве живописец из Монтобана. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека, и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.
В XIX веке личность осознает свою индивидуальную самоценность, но в силу ряда социальных факторов это оборачивается обостренным ощущением раздвоения личного и общественного, которое в результате порождает индивидуализм, изолированность от мира, чуждые восприятию эпохи Возрождения. Люди на портретах XV-XVI веков существуют как часть человечества, персонажи Энгра подчеркнуто обособленны... Они словно отгорожены от остального мира невидимой преградой, их трудно представить в кругу семьи, друзей.
Портрет мадемуазель Ривьер - одно из наиболее прославленных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Все средства художественной выразительности направлены на то, чтобы выявить значительность модели. Возможно, художник делает это интуитивно, но иначе не может, он так видит, так чувствует - он сын своей эпохи. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота. Причем красота для него - понятие не только эстетическое, но и моральное, нравственное, неразрывно связанное с представлениями о добре, человечности, справедливости. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее живописец, но мы верим ему. Образ оказался созвучен эпохе - откройте книги Бальзака, Стендаля - мадемуазель Ривьер естественно войдет в мир литературных героев того времени.
Мадам Ривьер - элегантная светская дама, духовный мир которой не особенно глубок, и Энгр не скрывает этого. Но как прекрасен ее портрет, каким совершенством дышит здесь каждая линия, каждая деталь, как гармонично вписывается фигура женщины в овал, очертания которого как бы «рифмуются» с мягкими округлыми формами. Сколько женственности и очарования в ее лице, в темных миндалинах глаз, в рисунке губ! С каким мастерством передал Энгр фактуру драгоценной кашмирской шали, шелковистого синего бархата, оттеняющего теплую свежесть шеи, белизну рук, плеч. Все линии подчинены единому музыкальному ритму, ни одна деталь не нарушает гармонии целого. Верно заметил один исследователь искусства:
« Энгр, как царь Мидас, все, что видел и к чему прикасалась его кисть, превращал в золото подлинного искусства».
Некоторая «отчужденность» отмечается и в портрете мадам Ривьер: сама форма овала своей завершенностью подчеркивает это ощущение и как бы замыкает границы индивидуального мира модели.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Здесь все становится человечнее, проще. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Доверчиво улыбаясь, смотрит на нас молоденькая невеста Энгра, Жюли Форестье, не ведая еще, что впереди ее ждет расторжение помолвки. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина - отец, в дверях видна Клотильда, служанка, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Кажется, карандаш едва касается поверхности листа, придавая рисункам мастера особое качество - прозрачность и одухотворенность. Сохраняется и объем, и ощущение пространственной глубины. Примечательно, что художник обычно подробно прорабатывает в рисунке только голову и некоторые фрагменты костюма - манжету, воротник, но это делает ся настолько артистично, что остальные, едва намеченные детали приобретают убедительную достоверность. При этой лаконичности прекрасно переданы характеры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Здесь он не подчиняет свое дарование теориям, рисует, как птица поет, естественно, просто, прекрасно. Помимо портретов, сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, множество эскизов , набросков , этюдов к картинам.
В том же, 1806 году, когда был выполнен портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиатом Французской академии в Риме. Итальянские города с их про славленными памятниками культуры, дворцами и музеями произвели на молодого художника огромное впечатление. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит, изучает и не устает восхищаться. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Портрет художника Гране 1807 года несет в себе отблеск того воодушевления, того взволнованного состояния души, в котором находился французский живописец в Италии.
Гране изображен на фоне римского пейзажа : кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зри теля, прервав прогулку. Его одухотворенное лицо взволновано, глаза возбужденно блестят, беспорядочно взметнулись словно от быстрого движения пряди волос. Возвышенная приподнятость образа, интерес к преходящему состоянию человеческой души, настроению, эмоциям, наконец, динамика, которой пронизан портрет, все это предвестники романтического мировосприятия. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана - «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года - обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.
К этому же времени относится портрет красавицы Девосе (1807 год). Сочетание редкостной гармонии форм с ощущением внут реннего напряжения, какого-то скрытого, словно тлеющего в глубине души огня отличает эту работу. Много лет спустя, когда Энгр был уже знаменитым художником, к нему однажды пришла пожилая, бедно одетая жен щина и предложила купить у нее картину. Взглянув, потрясенный Энгр узнал мадам Девосе.
Работая над портретами, мастер стремился раскрыть в человеке самые возвышенные и прекрасные черты его облика. Поэтому лучше всего ему удавались те работы, где сама модель в большей степени отвечала идеалу художника, его представлениям о прекрасном. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, исполненные женственного очарования и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах! Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
Другой областью наряду с портретом, в которой талант Энгра раскрылся в полную силу, были произведения, изображающие обнаженную натуру. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814), исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию, и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню ; узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.
Однако главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы, именно с ними связывал надежду на славу и признание. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Энгр выполняет ряд официальных заказов, созда ет огромные многофигурные композиции, отдает этим работам годы долгого изнурительного труда, а результаты ничтожны - вещи получаются сухими и маловыразительными. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Симфорион», «Передача ключей св. Петру» . Также писал и большие программные полотна; однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы, их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, что придавало им определённую эклектичность и холодность.
В этом заключалась трагедия художника, который каждый раз, когда начинал писать новый портрет, смотрел на него как на досадную помеху, отрывающую от больших картин. Но Энгр ошибался, считая, что именно эти картины принесут ему бессмертие. В историю искусства он вошел прежде всего как великолепный портретист и замечательный мастер рисунка.
Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три - 1805); портреты Наполеона - первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).
В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи.
В 1835 году вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии.
С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.
Скончался Жан Огюст Доминик Энгр 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра), Пикассо.
В. СТАРОДУБОВА
ЭНГР О РИСУНКЕ
Рисунок - это высшая честность искусства.
Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка...
Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом. Пока вы не согласуете точное наблюдение с практикой, вы ничего действительно хорошего не создадите.
...В природе все гармонично: чуть больше, чуть меньше - это уже нарушает гамму и дает фальшивую ноту. Надо добиться умения верно петь карандашом или кистью и так же хорошо, как голосом. Точность форм - то же самое, что и точность звуков.
Изучая натуру, обращайте внимание прежде всего на целое. Спрашивайте его, и только его. Детали - важничающая мелкота, которую следует урезонить...
Обратите внимание в модели на взаимоотношения величин; в них заключен весь характер. Пусть они вас сразу поразят, и вы их сразу же запечатлейте... Фигура, которую вы хотите передать, должна стоять в вашем сознании целиком перед глазами, и ее выполнение должно быть не чем иным, как воплощением образа, которым ваш замысел уже овладел.
Делая набросок фигуры, постарайтесь прежде всего определить и хорошо охарактеризовать ее движение. Я буду постоянно вам повторять: движение - это жизнь.
Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы расчленяете формы, вы их ослабляете. К этому всегда приводит дробление, в чем бы то ни было.
Почему не создают крупных характеров? Потому что вместо одной большой формы делают три малых.
Строя фигуру, не создавайте ее по частям. Согласуйте все одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль.
Законченность формы обнаружится при окончании работы. Некоторые довольствуются в рисунке чувством; раз чувство показано - им уже достаточно. Вот перед вами Рафаэль и Леонардо да Винчи, доказывающие, что чувство и точность могут сочетаться.
Великие художники Рафаэль и Микеланджело, заканчивая произведение, настаивали на линии. Тонкой кистью они еще раз подтверждали ее, оживляя таким образом контур. Они придавали рисунку нервы и страсть.
Ловкость руки приобретается опытом; но правдивость чувства и понимания - вот что должно проявиться в первую очередь и до известной степени может заменить все остальное.
Имейте всегда при себе альбом и отмечайте хотя бы четырьмя ударами карандаша предметы, вас заинтересовавшие, если нет времени обозначить их полностью. Но если у вас есть свободное время сделать более точный набросок, возьмитесь за модель с любовью, рассмотрите ее и воспроизведите во всех аспектах с тем, чтобы впитать ее в свое сознание и чтобы она вросла в него как ваша собственность.
Внешние контуры никогда не должны быть вогнутыми. Наоборот, они должны выступать, круглиться, как у плетеной ивовой корзинки.
Длина торса у мужчин как высокого, так и низкого роста мало различается. Так, торс, большой по сравнению с длиной ног указывает на малый рост; короткий торс указывает на высокий рост человека.
Никогда линия головы не переходит непосредственно в линию шеи; этот контур всегда прерван.
Когда работаешь над изображением головы, главная забота мастера - это заставить говорить глаза, даже при самом общем их обозначении.