Женские образы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка Роль женских образов в капитанской дочке
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление про-извели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой -- жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой.
Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе ав-тор показал нам простую русскую женщину, храни-тельницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умею-щую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.
С Василисой Егоровной мы знакомимся одновре-менно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены ко-менданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувст-вовала над ним превосходство.
До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огур-цов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь до-машними делами и хлопотами, Василиса Егоровна пре-вратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Его-ровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: «-- Добро, -- сказала ко-мендантша, -- так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чу-жой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Васи-лиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив ко-менданта, казаки вытащили ее из дома «растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала про-сить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузь-мичу». Так вместе они и погибли.
Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась до-стойной своих родителей. Она взяла у них самое луч-шее: честность и благородство. Описывая Машу Миро-нову, невозможно не сравнить ее с другими пушкин-скими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уеди-нении на лоне природы, всех их питала народная муд-рость, однажды полюбив, каждая из них оставалась на-всегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшествен-ниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уго-товила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство за-ставили девушку побороть робость и пойти искать за-ступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.
Подобные документы
Высказывания классиков о произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка", освещающем события крестьянского восстания. Описание образов благородного Петра Гринева, самоотверженной Марии Мироновой, справедливого Емельяна Пугачева. Содержание финала повести.
презентация , добавлен 05.12.2012
Образ Мироновой Марии и Василисы Егоровны в произведении "Капитанская дочь" А.С. Пушкина. Татьяна и Ольга Ларина, их изображение в романе "Евгений Онегин". Повесть "Дубровский", анализ образа Маши Троекуровой. Марья Гавриловна как героиня "Метели".
реферат , добавлен 26.11.2013
Представление жанра исторической повести в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Выявление глубокого синтеза и взаимодействия различных жанровых элементов в сочинении: роман-воспитание, элементы семейно-бытовой и психологической повести, любовного романа.
реферат , добавлен 13.12.2011
Образ Зурина в романе. Судьбы героев романа "Капитанская дочка". Темные и светлые лики истории в романе Пушкина. Пугачёв как фигура трагическая. Судьба Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны. Вопросы чести, морали и смысл эпиграфа "Береги честь смолоду".
контрольная работа , добавлен 17.11.2010
"Капитанская дочка" А.С. Пушкина как прощальное произведение великого писателя, основная идея повести и особенности ее изложения. Историческое начало "Капитанской дочки" и отражение в ней духовных переживаний героев, этапы описания образа предателя.
презентация , добавлен 26.12.2011
Особенности сюжета повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. П.А. Гринёв как главный герой произведения, молодой офицер, проходящий службу в Белогорской крепости на нижнем Урале. Отображение восстания под предводительством Емельяна Пугачева в повести.
презентация , добавлен 09.12.2012
Характеристика образов природной стихии в творчестве А.С. Пушкина их эстетическая, философская, символическая и сюжетная функции. История Пугачева и его образ в произведении "Капитанская дочка". Изображение народа в контексте пугачевского восстания.
реферат , добавлен 24.02.2011
Исторический оттенок романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Описание внешнего вида Емельяна Пугачева глазами П.А. Гринева, обстоятельства их знакомства. Анализ пушкинской интерпретации личности Е. Пугачева и как бунтаря, и как русской души человека.
сочинение , добавлен 24.01.2010
Изучение Пушкиным движения Пугачева и создание исторического труда "История Пугачева" и художественного произведения "Капитанская дочка". Описание людей и событий в 1772 г. в Оренбургской губернии. Отношение автора к главным героям - Гриневу и Швабрину.
реферат , добавлен 12.02.2011
Общая характеристика и особенности композиции романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Описание исторических событий, отраженных в данном произведении, предпосылки его написания. Сравнительное описание главных героев: Гринева, Пугачева и Екатерины.
Введение
В русской духовной культуре образ женщины всегда занимал особое место. Наш народ в песнях, сказках воспел женщину, наделив ее красотой, добротой, трудолюбием - теми чертами характера, которые делают ее особенно привлекательной.
Многие писатели XVIII и XIX веков писали о женщинах, но особенно были описаны женщины в произведениях А.С. Пушкина. Он прекрасно выражал свое видение и понимание места женщины в жизни.
«Капитанская дочка»
Миронова Мария
Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Она обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». Маша Миронова проста и скромна. Она полна благородства и красоты, но она и человек сильной воли.
Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье. Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».
Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».
Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что, она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена, добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.
Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение.
Миронова Василиса Егоровна
Василиса Егоровна - жена капитана Миронова и мать Маши Мироновой. Она простая русская женщина, хранительница семейного очага и счастья. Пушкин рисует не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в то же время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую героиню.
В первый раз мы встречаем Миронову: “У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...” И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: “Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка”. Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству.
До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась этакой проворной русской старушкой, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и мужа, одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости.
После появления Пугачёва они предстала перед нами совсем иной. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома “растрепанную и раздетую донага”, Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: “Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу”. Так вместе они и погибли.
В повести « » мы встречаем немного женских образов. Но, это не мешает нам понять характер и сущность настоящей женщины того времени. Перед нами представлены образы Василисы Егоровны и Маши Мироновой.
Василиса Егоровна была женой коменданта Ивана Кузьмича, но при этом, она очень проста, великодушна и добра. Семья Мироновых не жила в богатстве. Их домик был скромным и уютным. Поэтому, сама героиня выглядела так же. При знакомстве с ней, женщина была одета в теплой телогрейке и платке. Она была очень близка к народу, часто использовала пословицы в своих разговорах, старинные слова и обороты.
Василиса Егоровна всегда интересовалась делами своего мужа и давала ему совету, а иногда и указы. Именно она была главой семьи, но Иван Кузьмич на это не обижался, ведь между мужем и женой царила гармония и настоящая любовь.
После нападения Пугачева на Белгородскую крепость, Василиса Егоровна проявляет благородство и смелость, преданность своей земле и родному мужу. Женщина не соглашается на уговоры супруга об отъезде в Оренбург и предпочитает разделить смерть вместе с ним.
После того, как Ивана Кузьмича повесили, она громко оплакивала его, а затем отправилась вслед за ним.
Была дочерью Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Эта девушка воспитывалась в прекрасной атмосфере и взяла все лучшее от своих родителей. Она была чиста и непорочна, она напоминала ангела, который спустился с небес. Маша вызывала симпатию и нравилась всем, кто с ней встречался. Неудивительно, что и были влюблены в эту народную красавицу.
В ходе развития событий повести, Маша показывает стойкий характер. Оказавшись в плену, она считала смерть лучшим выходом, нежели замужество за Шабриным. Девушка проявила настойчивость и дошла до самой императрицы. Она произнесла речь и отвоевала свое счастье. Только лишь благодаря своей смелости и храбрости, девушка обрела любовь и счастье.
Вот такие два прекрасных образа предстают перед нами в повести «Капитанская дочка».
Женские образы в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка» Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой - жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую. С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: "У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: "Прошу любить и жаловать.
Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство. До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной.
Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: "- Добро, - сказала комендантша, - так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома "растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: "Отпустите душу на покаяние.
Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Так вместе они и погибли. Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы.
Женские образы в произведениях А. С. Пушкина. Яркие, неповторимые женские образы изображены в произведениях А. С. Пушкина: романтическая гордая Земфира, веселая и очаровательная барышня-крестьянка, по-детски простодушная Ольга, роковая хозяйка черной шали… Но есть в его произведениях такие героини, о которых В. Г. Белинский сказал, что они воплощение национального русского характера.
Русский национальный характер воплощен у Пушкина в женском типе не случайно: сущность его, по словам В. Г. Белинского, составляют «и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры», и многое другое. Особенно ярко проявляются эти качества в характерах таких героинь, как Татьяна Ларина и Марья Ивановна Миронова, неизменно вызывающих уважение и восхищение читателей. В их характерах много общего, хотя происхождение, условия воспитания у барышень различны.
Татьяна выросла в деревне, среди провинциального дворянства, недалекого и в то же время добросердечного. Она читала и писала по-французски, хотя, конечно же, русская няня сыграла гораздо более важную роль в ее воспитании. Отсюда идут типично народные черты в ее характере: любовь к природе, к родным местам (особенно это заметно перед отъездом в Москву), вера в приметы и народные поверья, любовь и знание фольклора.
Маша Миронова выросла в степном гарнизоне, лишенная даже того общества, что было у Татьяны, и, конечно, не получила типичного дворянского образования - она пишет Гриневу на чистом русском языке. Но она еще менее отличается от народа, среди которого росла, кроме того, она бедна, все ее приданое - крепостная девка Палашка; и попадья Акулина Памфиловна принимает ее в свою семью в трудную минуту. Главное, что сближает обеих барышень, - исконно народное нравственное начало, заложенное в характере, которое помогает героиням претерпевать жизненные испытания, сохраняя в себе лучшее и совершенствуясь.
Способность любить глубоко, искренне соединяется в душе героинь с готовностью к самопожертвованию и чувством долга. На всю жизнь сохранит Татьяна Ларина верность своему чувству. Онегин отклонил любовь провинциальной мечтательницы и после дуэли с Ленским уехал из имения. Татьяна бережно хранила свое глубокое чувство. Но Онегин ничем не напоминал о себе… Татьяна вышла замуж.
Зачем? Не для себя:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Татьяна не способна на обман, на предательство, для нее невозможно причинить страдания мужу, уважаемому человеку, нарушить обет верности, данный в церкви:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Такой итог ее объяснения с Онегиным закономерен, иного просто не могло быть, иначе это была бы уже не Татьяна - искренняя и верная, готовая пожертвовать своими чувствами, но не причинить зло другому. Руководили ею ее высокая честность, чувство долга.
Такова же в любви и Марья Ивановна. Она не может выйти замуж за Гринева без благословения его родителей, она не согласна на венчание тайком, без их ведома. Причем она готова дать Петру Андреичу свободу, жертвуя своими чувствами. «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» - так, заплакав, говорит она герою. Застенчивая и робкая, «трусиха» Маша в трудных жизненных испытаниях оказывается волевой и решительной. Потеряв родителей при нападении на крепость пугачевцев, скрывая свое происхождение, в тяжелой нервной болезни, она находит в себе силы и мужество противостоять домогательствам Швабрина.
«На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтем хлеба».
Выдержав такие условия, Маша готова умереть, но не стать женою Швабрина. Даже Пугачев был тронут решимостью девушки. И такую же решимость она проявляет, задумав спасти Гринева от несправедливых обвинений. Одна, без чьей-либо поддержки, она едет в Петербург просить милости у государыни, пренебрегая тем, что при открывшихся обстоятельствах может пострадать ее доброе имя, репутация честной девушки. Это такое же преступающее все правила приличия решение, как и письмо Татьяны с ее признанием в любви к Онегину. Но в таких жизненных обстоятельствах нравственные законы, поиск истины, глубокое чувство сильнее норм общественной морали и высшим судьей для героини может быть только собственная совесть.
В душевной цельности видит Пушкин суть русского национального характера, в этом секрет непреходящей любви читателей к пушкинским героям. Русская литература дала впоследствии много прекрасных образов русских женщин. Но в богатой галерее их Татьяна Ларина и Маша Миронова остаются одними из лучших и незабываемых образов, бессмертными созданиями творческого гения Пушкина.