Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Женские образы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка Роль женских образов в капитанской дочке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление про-извели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой -- жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой.

Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе ав-тор показал нам простую русскую женщину, храни-тельницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умею-щую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.

С Василисой Егоровной мы знакомимся одновре-менно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены ко-менданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувст-вовала над ним превосходство.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огур-цов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь до-машними делами и хлопотами, Василиса Егоровна пре-вратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Его-ровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: «-- Добро, -- сказала ко-мендантша, -- так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чу-жой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Васи-лиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив ко-менданта, казаки вытащили ее из дома «растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала про-сить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузь-мичу». Так вместе они и погибли.

Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась до-стойной своих родителей. Она взяла у них самое луч-шее: честность и благородство. Описывая Машу Миро-нову, невозможно не сравнить ее с другими пушкин-скими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уеди-нении на лоне природы, всех их питала народная муд-рость, однажды полюбив, каждая из них оставалась на-всегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшествен-ниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уго-товила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство за-ставили девушку побороть робость и пойти искать за-ступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

Подобные документы

    Высказывания классиков о произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка", освещающем события крестьянского восстания. Описание образов благородного Петра Гринева, самоотверженной Марии Мироновой, справедливого Емельяна Пугачева. Содержание финала повести.

    презентация , добавлен 05.12.2012

    Образ Мироновой Марии и Василисы Егоровны в произведении "Капитанская дочь" А.С. Пушкина. Татьяна и Ольга Ларина, их изображение в романе "Евгений Онегин". Повесть "Дубровский", анализ образа Маши Троекуровой. Марья Гавриловна как героиня "Метели".

    реферат , добавлен 26.11.2013

    Представление жанра исторической повести в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Выявление глубокого синтеза и взаимодействия различных жанровых элементов в сочинении: роман-воспитание, элементы семейно-бытовой и психологической повести, любовного романа.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Образ Зурина в романе. Судьбы героев романа "Капитанская дочка". Темные и светлые лики истории в романе Пушкина. Пугачёв как фигура трагическая. Судьба Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны. Вопросы чести, морали и смысл эпиграфа "Береги честь смолоду".

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    "Капитанская дочка" А.С. Пушкина как прощальное произведение великого писателя, основная идея повести и особенности ее изложения. Историческое начало "Капитанской дочки" и отражение в ней духовных переживаний героев, этапы описания образа предателя.

    презентация , добавлен 26.12.2011

    Особенности сюжета повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. П.А. Гринёв как главный герой произведения, молодой офицер, проходящий службу в Белогорской крепости на нижнем Урале. Отображение восстания под предводительством Емельяна Пугачева в повести.

    презентация , добавлен 09.12.2012

    Характеристика образов природной стихии в творчестве А.С. Пушкина их эстетическая, философская, символическая и сюжетная функции. История Пугачева и его образ в произведении "Капитанская дочка". Изображение народа в контексте пугачевского восстания.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Исторический оттенок романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Описание внешнего вида Емельяна Пугачева глазами П.А. Гринева, обстоятельства их знакомства. Анализ пушкинской интерпретации личности Е. Пугачева и как бунтаря, и как русской души человека.

    сочинение , добавлен 24.01.2010

    Изучение Пушкиным движения Пугачева и создание исторического труда "История Пугачева" и художественного произведения "Капитанская дочка". Описание людей и событий в 1772 г. в Оренбургской губернии. Отношение автора к главным героям - Гриневу и Швабрину.

    реферат , добавлен 12.02.2011

    Общая характеристика и особенности композиции романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Описание исторических событий, отраженных в данном произведении, предпосылки его написания. Сравнительное описание главных героев: Гринева, Пугачева и Екатерины.

Введение

В русской духовной культуре образ женщины всегда занимал особое место. Наш народ в песнях, сказках воспел женщину, наделив ее красотой, добротой, трудолюбием - теми чертами характера, которые делают ее особенно привлекательной.

Многие писатели XVIII и XIX веков писали о женщинах, но особенно были описаны женщины в произведениях А.С. Пушкина. Он прекрасно выражал свое видение и понимание места женщины в жизни.

«Капитанская дочка»

Миронова Мария

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Она обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». Маша Миронова проста и скромна. Она полна благородства и красоты, но она и человек сильной воли.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье. Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что, она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена, добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.

Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение.

Миронова Василиса Егоровна

Василиса Егоровна - жена капитана Миронова и мать Маши Мироновой. Она простая русская женщина, хранительница семейного очага и счастья. Пушкин рисует не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в то же время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую героиню.

В первый раз мы встречаем Миронову: “У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...” И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: “Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка”. Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась этакой проворной русской старушкой, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и мужа, одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости.

После появления Пугачёва они предстала перед нами совсем иной. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома “растрепанную и раздетую донага”, Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: “Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу”. Так вместе они и погибли.

В повести « » мы встречаем немного женских образов. Но, это не мешает нам понять характер и сущность настоящей женщины того времени. Перед нами представлены образы Василисы Егоровны и Маши Мироновой.

Василиса Егоровна была женой коменданта Ивана Кузьмича, но при этом, она очень проста, великодушна и добра. Семья Мироновых не жила в богатстве. Их домик был скромным и уютным. Поэтому, сама героиня выглядела так же. При знакомстве с ней, женщина была одета в теплой телогрейке и платке. Она была очень близка к народу, часто использовала пословицы в своих разговорах, старинные слова и обороты.

Василиса Егоровна всегда интересовалась делами своего мужа и давала ему совету, а иногда и указы. Именно она была главой семьи, но Иван Кузьмич на это не обижался, ведь между мужем и женой царила гармония и настоящая любовь.

После нападения Пугачева на Белгородскую крепость, Василиса Егоровна проявляет благородство и смелость, преданность своей земле и родному мужу. Женщина не соглашается на уговоры супруга об отъезде в Оренбург и предпочитает разделить смерть вместе с ним.

После того, как Ивана Кузьмича повесили, она громко оплакивала его, а затем отправилась вслед за ним.

Была дочерью Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Эта девушка воспитывалась в прекрасной атмосфере и взяла все лучшее от своих родителей. Она была чиста и непорочна, она напоминала ангела, который спустился с небес. Маша вызывала симпатию и нравилась всем, кто с ней встречался. Неудивительно, что и были влюблены в эту народную красавицу.

В ходе развития событий повести, Маша показывает стойкий характер. Оказавшись в плену, она считала смерть лучшим выходом, нежели замужество за Шабриным. Девушка проявила настойчивость и дошла до самой императрицы. Она произнесла речь и отвоевала свое счастье. Только лишь благодаря своей смелости и храбрости, девушка обрела любовь и счастье.

Вот такие два прекрасных образа предстают перед нами в повести «Капитанская дочка».

Женские образы в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка» Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление про­извели на меня образы Василисы Егоровны Мироно­вой - жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе ав­тор показал нам простую русскую женщину, храни­тельницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умею­щую принять важное решение, и в тоже время по-жен­ски любознательную, проницательную и смекалистую. С Василисой Егоровной мы знакомимся одновре­менно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: "У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены ко­менданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: "Прошу любить и жаловать.

Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувст­вовала над ним превосходство. До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огур­цов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной.

Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь до­машними делами и хлопотами, Василиса Егоровна пре­вратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Его­ровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: "- Добро, - сказала ко­мендантша, - так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чу­жой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Васи­лиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив ко­менданта, казаки вытащили ее из дома "растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала про­сить пощады, а громко закричала: "Отпустите душу на покаяние.

Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузь­мичу». Так вместе они и погибли. Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась до­стойной своих родителей. Она взяла у них самое луч­шее: честность и благородство. Описывая Машу Миро­нову, невозможно не сравнить ее с другими пушкин­скими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уеди­нении на лоне природы, всех их питала народная муд­рость, однажды полюбив, каждая из них оставалась на­всегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшествен­ниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уго­товила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство за­ставили девушку побороть робость и пойти искать за­ступничества у самой императрицы.

Женские образы в произведениях А. С. Пушкина. Яркие, неповторимые женские образы изображены в произ­ведениях А. С. Пушкина: романтическая гордая Земфира, весе­лая и очаровательная барышня-крестьянка, по-детски простодуш­ная Ольга, роковая хозяйка черной шали… Но есть в его произ­ведениях такие героини, о которых В. Г. Белинский сказал, что они воплощение национального русского характера.

Русский национальный характер воплощен у Пушкина в жен­ском типе не случайно: сущность его, по словам В. Г. Белинского, составляют «и пламенная страсть, и задушевность простого, иск­реннего чувства, и чистота и святость наивных движений благо­родной натуры», и многое другое. Особенно ярко проявляются эти качества в характерах таких героинь, как Татьяна Ларина и Марья Ивановна Миронова, неизменно вызывающих уважение и восхищение читателей. В их характерах много общего, хотя происхождение, условия воспитания у барышень различны.

Татьяна выросла в деревне, среди провинциального дворянст­ва, недалекого и в то же время добросердечного. Она читала и пи­сала по-французски, хотя, конечно же, русская няня сыграла гораздо более важную роль в ее воспитании. Отсюда идут типич­но народные черты в ее характере: любовь к природе, к родным местам (особенно это заметно перед отъездом в Москву), вера в приметы и народные поверья, любовь и знание фольклора.

Маша Миронова выросла в степном гарнизоне, лишенная да­же того общества, что было у Татьяны, и, конечно, не получила типичного дворянского образования - она пишет Гриневу на чистом русском языке. Но она еще менее отличается от народа, среди которого росла, кроме того, она бедна, все ее приданое - крепостная девка Палашка; и попадья Акулина Памфиловна принимает ее в свою семью в трудную минуту. Главное, что сбли­жает обеих барышень, - исконно народное нравственное нача­ло, заложенное в характере, которое помогает героиням претер­певать жизненные испытания, сохраняя в себе лучшее и совер­шенствуясь.

Способность любить глубоко, искренне соединяется в душе героинь с готовностью к самопожертвованию и чувством долга. На всю жизнь сохранит Татьяна Ларина верность своему чувст­ву. Онегин отклонил любовь провинциальной мечтательницы и после дуэли с Ленским уехал из имения. Татьяна бережно хра­нила свое глубокое чувство. Но Онегин ничем не напоминал о се­бе… Татьяна вышла замуж.

Зачем? Не для себя:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Татьяна не способна на обман, на предательство, для нее не­возможно причинить страдания мужу, уважаемому человеку, нарушить обет верности, данный в церкви:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Такой итог ее объяснения с Онегиным закономерен, иного просто не могло быть, иначе это была бы уже не Татьяна - иск­ренняя и верная, готовая пожертвовать своими чувствами, но не причинить зло другому. Руководили ею ее высокая честность, чувство долга.

Такова же в любви и Марья Ивановна. Она не может выйти замуж за Гринева без благословения его родителей, она не со­гласна на венчание тайком, без их ведома. Причем она готова дать Петру Андреичу свободу, жертвуя своими чувствами. «Ко­ли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с то­бою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» - так, заплакав, говорит она герою. Застенчивая и робкая, «трусиха» Маша в трудных жизненных испытаниях оказывается волевой и решительной. Потеряв родителей при нападении на крепость пугачевцев, скрывая свое происхождение, в тяжелой нервной болезни, она находит в себе силы и мужество противостоять домогательствам Швабрина.

«На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтем хлеба».

Выдержав такие условия, Маша готова умереть, но не стать женою Швабрина. Даже Пугачев был тронут решимостью девуш­ки. И такую же решимость она проявляет, задумав спасти Грине­ва от несправедливых обвинений. Одна, без чьей-либо под­держки, она едет в Петербург просить милости у государыни, пренебрегая тем, что при открывшихся обстоятельствах может пострадать ее доброе имя, репутация честной девушки. Это такое же преступающее все правила приличия решение, как и письмо Татьяны с ее признанием в любви к Онегину. Но в таких жизнен­ных обстоятельствах нравственные законы, поиск истины, глубо­кое чувство сильнее норм общественной морали и высшим судьей для героини может быть только собственная совесть.

В душевной цельности видит Пушкин суть русского нацио­нального характера, в этом секрет непреходящей любви читате­лей к пушкинским героям. Русская литература дала впоследст­вии много прекрасных образов русских женщин. Но в богатой галерее их Татьяна Ларина и Маша Миронова остаются одними из лучших и незабываемых образов, бессмертными созданиями творческого гения Пушкина.