Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Катакомбы Капуцинов в Палермо — итальянский город мертвецов. Музей мертвецов в палермо

В сицилийском городе Палермо расположены Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) — подземные погребения, где покоятся останки более чем 8000 человек. Особенность этих катакомб в том, что забальзамированные, мумифицированные и скелетированные тела усопших в открытом виде стоят, лежат и висят, образуя довольно страшные композиции. Это крупнейший некрополь мумий в мире.

Как они возникли?

В Италии, на Катакомбы капуцинов расположены под палермским монастырем капуцинов (Convento dei Cappuccini). Из-за того что в конце XVI века значительно увеличилось количество монахов и послушников, проживавших в монастыре, возник вопрос о том, где погребать останки почивших братьев. Было принято решение об организации захоронения в крипте под монастырским храмом. Первым здесь был захоронен брат Сильвестро из Губбио в 1599 году, а впоследствии здесь же перезахоронены тела нескольких монахов, умерших ранее. Постепенно в помещении крипты не осталось свободного места, и капуцины прокопали в котором проводились захоронения умерших монахов вплоть до 1871 года.

Богатые и состоятельные монастырские благотворители со временем стали выражать желание, чтобы после смерти их тела были помещены в Катакомбы капуцинов в Палермо. Для захоронения светских лиц вырыли дополнительные кубикулы и коридоры. Погребение в палермских Катакомбах в XVIII-XIX веках стало престижным. Представители аристократических и состоятельных семей Палермо обращались за разрешением на захоронение к настоятелю монастыря.

Последние погребения

В 1882 году были официально прекращены все захоронения в Катакомбах капуцинов, где к этому времени уже покоились примерно 8000 жителей Палермо, монахов и представителей духовенства. После этой даты в Катакомбы были помещены по исключительным и особым прошениям всего несколько умерших, в том числе Джованни Патернити и Розалия Ломбардо. Сегодня именно их нетленные останки являются основной достопримечательностью этого подземного некрополя.

Особенности катакомб

Монахи уже в XVII веке зафиксировали, что, благодаря атмосфере и почве Катакомб, тела практически не подвержены разложению. С этого времени применялся специальный метод подготовки останков умерших к помещению в Катакомбы капуцинов: в течение восьми месяцев они высушивались в особых комнатах-камерах под землей. Затем полученные мумифицированные тела омывали уксусом и одевали в предоставленные родственниками одежды. После этого мумии вывешивали, усаживали и выставляли в открытом виде в кубикулах и коридорах, а некоторые тела укладывали в гробы.

Во времена эпидемий тела сохраняли несколько иначе: трупы погружали в растворы мышьяка или извести и после этого выставляли в галереи и залы.

Структура катакомб

Огромный подземный некрополь для возможности в нем ориентироваться был разделен по категориям:

  • священники;
  • монахи;
  • мужчины;
  • женщины;
  • девственницы;
  • супружеские пары;
  • дети;
  • профессии.

Ниже вы можете увидеть схему Катакомб.

Самая древняя их часть — коридор монахов, где захоронения проводились с 1599 по 1871 год. В его правой, закрытой для посещений части, находятся мумии 40 лиц, связанных с религией и наиболее почитаемых священников и монахов.

В коридоре мужчин помещались тела мирян из числа монастырских жертвователей и благотворителей. На пересечении галерей священников и мужчин расположена кубикула — комната детей. В центре этого небольшого зала размещена мумия мальчика в кресле-качалке, держащего на руках младшую сестру, а в нишах вокруг еще несколько десятков детских тел.

Вплоть до 1943 года галерея женщин была закрыта решетками из дерева, а все мумии - защищены стеклом. После бомбардировок 1943 года одна решетка и стекла были разрушены, а останки довольно сильно повреждены. Сегодня большая часть мумий находится в горизонтальных нишах, а несколько хорошо сохранившихся тел выставлены вертикально.

Параллельно коридору мужчин расположена галерея профессионалов, где находятся тела юристов и профессоров, скульпторов и художников, врачей и профессиональных военных. Одна из легенд Палермо гласит, что в Катакомбы капуцинов, а именно в коридор профессионалов, было помещено тело известного испанского живописца Однако ни подтверждений, ни опровержений пока не найдено.

На пересечении галерей профессионалов и женщин находится небольшой зал, в котором размещены тела девственниц и незамужних женщин. Около десятка тел положены и установлены рядом с деревянным крестом, их головы в знак девственной чистоты увенчаны венцами из металла.

Новый коридор — самая молодая часть Катакомб, в которой в 1837 году, после того как был введен запрет выставлять на обозрение останки умерших, устанавливали гробы с покойными. В результате бомбардировки в 1943-м и пожара в 1996 году основная часть гробов была уничтожена, а оставшиеся впоследствии установлены вдоль стен. Кроме того, в Новом коридоре расположены мумии нескольких семейных групп, где собраны тела отца, матери и нескольких детей подросткового возраста.

Часовня святой Розалии

Прославила Катакомбы капуцинов двухлетняя девочка, умершая от воспаления легких в 1920 году. Ее тело находится в центре часовни святой Розалии, которая до 1866 года была посвящена Скорбящей Богородице, в гробу из стекла. Особенностью Розалии, а верующие называют это чудом, является то, что ее тело сохранилось нетленным: волосы, ресницы, мягкие ткани лица. Ее бальзамирование проводил доктор Альфредо Салафии, секрет которого американские ученые смогли открыть недавно. После погребения тела Розалии в Катакомбы капуцинов, здесь больше никого не хоронили.

Каких только музеев нет на нашей планете! Но самым необычным считается знаменитый Catacombe dei Cappuccini, экспонаты которого шокируют неподготовленного посетителя. Это не просто музей, а настоящее элитное кладбище, где покоятся более восьми тысяч мумий.

Самые необычные в мире катакомбы

Разберемся, что означает слово "катакомбы". Оно произошло от латинского catacumbae, что переводится как "ложиться спать". В Западной Европе подземные лабиринты всегда были связаны с местами погребения усопших. В XVI веке действовал учрежденный папой римским монашеский орден капуцинов, члены которого занимались миссионерством, проповедуя христианство по всему миру.

Самая многочисленная община находилась в Палермо, на Сицилии. Катакомбы капуцинов появились в конце XVI столетия, когда усопших стало слишком много. Именно тогда и возник вопрос о новом месте погребения. Члены ордена вспомнили о крипте - огромном подвальном помещении, находившемся в монастыре Convento dei Cappuccini, куда и было принято решение складывать тела умерших. В 1599 году появились знаменитые на весь мир катакомбы, а необычность их состояла в том, что усопших хоронили не в гробах, а в открытом виде. Разрешения на погребение выдавали городские архиепископы или настоятели монастыря.

Бальзамирование, позволявшее телам сохраняться

В подземных усыпальницах тела разлагались очень медленно, кроме того, их высушивали в специальных камерах в течение нескольких месяцев, промывали останки уксусом, бальзамировали и переодевали в лучшие одежды. Затем их выставляли в открытом виде на полках, проходивших вдоль стен.

Когда начинались страшные эпидемии в городе, метод сохранения тел немного менялся: останки помещали в специальные сосуды, заполненные раствором с мышьяком, и только после этой процедуры их выкладывали на всеобщее обозрение.

Элитное кладбище

Изначально катакомбы капуцинов предназначались лишь для членов монашеского ордена, однако со временем они превратились в престижное кладбище, на котором хотели быть погребенными знатные люди Палермо. В завещаниях богатые покровители монастыря обговаривали все моменты, прописывая, через какие промежутки времени должна меняться одежда.

И вскоре элитное кладбище стало существовать на пожертвования родственников усопших, которые могли прийти в определенные дни, чтобы потрогать за руки ушедших близких и помолиться. Каждое тело находилось на постоянном месте, но как только семья переставала выплачивать деньги, труп перекладывали подальше.

Последний приют для 8 тысяч горожан

Вскоре подвал становится тесным, и монахи начинают рыть дополнительные подземные коридоры, которые в настоящее время образуют прямоугольник. Катакомбы капуцинов были закрыты властями в 1882 году, просуществовав 283 года. За столь внушительный срок в них нашли последний приют около восьми тысяч богатых и уважаемых жителей Палермо. По приблизительным подсчетам, в Catacombe dei Cappuccini хоронили почти по 30 покойников в год.

Когда было запрещено размещать тела в открытом виде, монахи удаляли одну из стенок в гробу, оставляя "окошки" для членов семьи, которые могли видеть останки.

Структура катакомб

По своей структуре мрачные катакомбы капуцинов в Палермо состоят из нескольких подземных коридоров. Все залы самого крупного в мире некрополя мумий разделены на отдельные категории: умершие различаются не только по половому признаку, но и по принадлежности к социальным слоям общества. В одном из помещений лежат тела уважаемых монахов, куда запрещен доступ посетителям. Далее следуют коридоры, где захоронены мужчины и женщины, а дети, не достигшие 14 лет, покоятся в кубикуле - небольшой комнате под землей. Отдельно хоронили выдающихся жителей города и девственниц.

Коридоры

Коридор монахов - это самая древняя часть подземелий, где покоятся наиболее почитаемые капуцины. Все они похоронены в одеждах своего ордена - грубой рясе с намотанной вокруг шеи веревкой. Тела умерших священников Палермо, облаченные в яркие ризы, находились в отдельном помещении.

До 1943 года вход в коридор женщин был закрыт решетками, а тела хранились в нишах под герметичным стеклом. Однако в результате бомбардировок преграды были разрушены, а останки серьезно повреждены. Сейчас лишь часть тел поставлена в вертикальные ниши, а остальные лежат. Превратившиеся со временем в прах, они представляют собой ужасающее зрелище: пустые глазницы глядят из-под модных по тем временам шляпок, а костлявые руки торчат из рукавов шелковых платьев.

Богатые покровители ордена из числа мирян нашли последнее пристанище в коридоре мужчин, а тела известных скульпторов, хирургов, военных, художников, юристов покоятся в коридоре профессионалов. По неподтвержденным данным, катакомбы капуцинов хранят тело Веласкеса - знаменитого испанского живописца.

После запрета выставлять на всеобщее обозрение трупы на кладбище появился еще один коридор, который заполнили закрытые гробы. В 1943 году большая их часть была уничтожена. Сейчас здесь можно увидеть пол, украшенный майоликой (цветной керамикой из глины), а также выставленные вместе тела семейной пары с двумя малышами.

Кубикулы

Останки детей помещались в кубикулу. Здесь в открытых и закрытых гробах лежат мальчики и девочки, а также их тела уложены в ниши, идущие вдоль стен. В центре комнаты на кресле-качалке сидит ребенок, прижимающий к себе младшую сестру. У туристов наворачиваются на глаза слезы при виде скелетов ребятишек, облаченных в милые платьица и костюмчики.

Еще одна небольшая кубикула отведена для погребения умерших девственниц. У деревянного креста, расположенного в центре комнаты, покоится с десяток тел девушек, на головах которых красуются металлические венцы, символизирующие чистоту усопших.

Прекрасная обитательница, прославившая катакомбы капуцинов

Девочка Розалия Ломбардо - это последний погребенный человек после официального закрытия властями элитного кладбища и самый известный экспонат необычного музея. Она умерла в декабре 1920 года, не дожив до двухлетнего возраста. Тяжело переживавший страшную утрату отец попросил забальзамировать свою малышку, чтобы предотвратить разложение тела. Официальных документов, рассказывающих о самой девочке, к сожалению, не сохранилось, как и не осталось фотографий живой Розалии, которая была очень болезненным ребенком.

Известный мастер А. Салафия, владевший эффективной технологией бальзамирования, выполнил просьбу безутешных родителей. Раствор, в состав которого входили спирт, соли цинка, формалин, глицерин и другие химические соединения, разошелся по кровеносным сосудам, что позволило телу девочки, находившемуся в застекленном гробу в дальней части подземелий, прекрасно сохраниться. Нетленными остались мягкие ткани лица, глазные яблоки и ресницы с волосами.

Скандалы, связанные с именем малышки

Прошло почти сто лет, а мумия ребенка, помещенная в катакомбы Капуцинов, выглядит свежо и естественно, что вызвало разговоры о замене тела девочки, превратившегося в прах, восковой копией. Для опровержения слухов сюда было доставлено специальное оборудование, чтобы просветить гроб. Исследователи увидели скелет ребенка, его мозг и органы, оказавшиеся целыми. А после выхода на экраны документального фильма, рассказывающего о Розалии, все слухи прекратились. Зрители рассмотрели тело малышки не только снаружи, но и внутри гроба, а также были показаны руки, покоящиеся под одеялом, которых ранее никто не видел.

Маленькая спящая красавица будоражит воображение людей, а несколько лет назад, после того как ее глаза приоткрылись, началась настоящая истерия. Экзальтированные туристы заявили, что в тело малышки вернулся ее дух, а ученые, заметившие странные изменения температуры в подвале, назвали именно их причиной явления, вызвавшего страх у людей.

Мумия невинного ребенка, от которой часто исходит приятный аромат лаванды, привлекает огромное количество посетителей, а для многих творческих людей на протяжении века она служит источником вдохновения. В честь малышки старинная культовая постройка при монастыре была переименована, и сейчас девочка находится в часовне Святой Розалии.

Регулярно потомки тех, кто покоится в подземельях Палермо, посещают катакомбы капуцинов, фото которых наводят на многих ужас. После официального закрытия некрополя у стен монастыря появилось обычное кладбище, а члены ордена создали в других населенных пунктах подземные склепы, и самыми известными являются сооружения в городе Савоке, где находятся около 150 мумий местной знати и духовенства.

В конце XVIII века Палермо посетил известный поэт И. Пиндемонте, который настолько был впечатлен катакомбами, что посвятил им поэму Sepolcri ("Гробницы"). В ней он пропел о торжестве жизни над смертью и вере в воскресение человека.

Сто лет спустя в мрачные погребальные катакомбы капуцинов в Италии заглянул Мопассан, но увиденное зрелище вызвало у него настоящий ужас. В отличие от романтически настроенного поэта, он заметил гниющую плоть, отвратительные скелеты, одетые самым нелепым образом, и мышей, перегрызающих шейные позвонки…

Где находится некрополь?

Найти это место очень просто: подземные склепы находятся в черте города, на площади Piazza Cappuccini, дом 1. Именно здесь располагается знаменитый монастырь, хранящий тела жителей. Стоимость посещения музея, где мумии усопших ограждены решеткой, составляет 1,5 евро.

Что говорят туристы?

Туристы, посетившие погребальные катакомбы капуцинов в Палермо, признаются, что это зрелище не для слабонервных. Наряженные скелеты с пустыми глазницами и высохшие мумии оставляют гнетущее впечатление. И многие из тех, кто побывал в подземелье, не ощутили пасхальной радости. Им захотелось поскорей уйти из царства мертвых, где все пропитано горем, а смерть представлена в очень безобразном виде. Однако для жителей Палермо жуткое место является самым обычным кладбищем, и никакого страха они не испытывают.

Погребальные катакомбы капуцинов, в которых монахи наглядно показывали всем, что ждет людей в будущем, являются одной из главных достопримечательностей итальянского города. Ежегодно их посещают сотни тысяч зевак, однако не во все помещения жуткого некрополя можно попасть. Здесь запрещено фотографировать, но некоторые туристы все-таки ухитряются сделать снимки. В последнее время все активней ведутся разговоры о том, чтобы запретить доступ в подземные коридоры и наконец-то оставить в покое тех, кто умер много веков назад.

Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) - погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек — местной элиты и выдающихся граждан: духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий - скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

Фотографии этих катакомб довольно редки, поскольку официально фотографировать в этом месте запрещено, однако иногда для профессиональных фотографов делают исключение.

(Всего 13 фото)

1. Катакомбы капуцинов расположены под Монастырём капуцинов (итал. Convento dei Cappuccini) за пределами исторического центра Палермо. От Пьяцца Индепенденца (Норманнский и Орлеанский дворцы) нужно пройти по Корсо Калатафими два квартала и затем свернуть по Виа Пиндемонте. Указанная улица завершается площадью Пьяцца Каппучини, на которой находится здание монастыря.

2. К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

3. Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Некоторые тела помещались в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен. Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение.

4. Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

5. Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо - духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

6. После официального закрытия Катакомб (1881) здесь были погребены ещё несколько человек, останки которых были забальзамированы. Самой последней здесь была погребена Розалия Ломбардо (умерла 6 декабря 1920 года). Произведший бальзамирование доктор - Альфредо Салафия, так и не открыл секрета сохранения тела; было известно лишь, что в основе его были химические инъекции. В результате остались нетленными не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы. В настоящее время секрет состава открыт итальянскими учеными по изучению бальзамирования. Найден дневник Альфредо Салафии, в котором описан состав: формалин, спирт, глицерин, соли цинка и некоторые другие ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты.

7. По мере увеличения числа захороненных здесь тел Катакомбы расширялись - увеличивались существовавшие коридоры и прорывались новые. В результате Катакомбы в плане приобрели вид прямоугольника с дополнительным коридором (Коридор священников), параллельным меньшей из сторон.

8. Стороны прямоугольника - это так называемые Коридоры монахов, мужчин, женщин и профессионалов. На пересечении основных коридоров созданы небольшие кубикулы - детей, девственниц и часовня святой Розалии.12. В различных городах и селениях Сицилии капуцины создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные склепы, в которых также выставлены мумифицированные тела. Наиболее известным из этих склепов являются Катакомбы капуцинов в городке Савока (провинция Мессина), где хранятся около пятидесяти мумий представителей местного духовенства и знати.

13. Уникальное кладбище является одной из самых известных достопримечательностей Палермо, притягивающей множество туристов. Хотя фото- и видеосъёмка в Катакомбах запрещена, нескольким европейским и американским телекомпаниям, в том числе и НТВ, удалось получить разрешение на съёмки.

Помимо дворцов и музеев есть в Палермо одна достопримечательность, которую слабонервным и впечатлительным посещать не рекомендуется. Полумрак и особая атмосфера в этом месте только добавляют остроты ощущениям. Речь о знаменитых Катакомбах капуцинов, своеобразном Городе-музее мертвых под монастырем капуцинов в пригороде Палермо (Италия).

Немного истории

Первые капуцины появились на Сицилии в 1534 году и поселились неподалеку от Палермо, к западу от города. Им была передана во владение небольшая церковь эпохи норманнов – часовня Santa Maria della Pace .

Рядом с ней монахи со временем отстроили монастырь и часовню, причем большая часть финансов для строительства поступала от горожан, в качестве пожертвований. В 1565 году церковь решено было реконструировать , полностью изменив ее очертания и структуру. Ремонтные работы по ряду причин растянулись на несколько десятилетий.

По мере разрастания монастыря и численного увеличения братства перед монахами встал вопрос о достойном месте для погребения умерших братьев. Первые захоронения появились здесь в 1599 году, а именно – в монастырской крипте . Сюда же были перенесены тела монахов, умерших за год-два до этого. Постепенно свободного пространства становилось все меньше, и монахи были вынуждены расширить помещение для захоронений, вырыв ряд тоннелей и коридоров.

Свой нынешний вид церковь Санта-Мария делла Паче приобретает в 1934 году, когда была произведена реконструкция церковных помещений. В интерьерах церкви сохранились предметы церковной утвари и произведения искусства XVI-XVIII веков.

Описание и фото

Погребальные катакомбы представляют собой крипту с захоронением более 8 тысяч человек – множество коридоров, вдоль которых стоят, лежат, сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Некоторые мумии похоронены в гробах – от простого и до изысканного, некоторые – в нишах в стене.

Расположение захоронений имеет свою особенность – здесь хоронили не всех подряд , для каждого из умерших предназначался свой отдельный коридор.

Два коридора, наиболее длинных и располагающихся параллельно друг другу – это коридор мужчин и коридор профессионалов . В последнем хоронили «людей искусства» – поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. Существует даже своя легенда, согласно которой в этом коридоре похоронен сам Диего Веласкес, знаменитый испанский живописец.

Коридор мужчин тоже впечатляет размерами. Здесь хоронили сначала влиятельных вельмож и представителей духовенства , а затем знатных и богатых горожан (особенно тех, кто жертвовал немалые суммы на приход). Разрешение на захоронения в крипте до 1739 года выдавали только архиепископы или руководители ордена капуцинов. Быть похороненным в подземной крипте считалось среди горожан весьма престижным.

Перпендикулярно этим коридорам идут коридор женщин, коридор монахов, коридор девственниц, коридор детей и младенцев . Коридор женщин оказался единственным, который подвергся бомбардировке в 1943 году. Многие мумии оказались разрушенными целиком, а те, что остались, были уложены в ниши и на полки. Причем резко контрастируют почти разрушенные лица и яркая, отлично сохранившаяся одежда разных эпох…

Отдельно идет коридор священников, куда туристы не всегда допускаются. Есть и закрытые помещения, где похоронены высшие церковные чины.

Особенность атмосферы в катакомбах такова, что она препятствует разложению тел. Все мумии благодаря особой температуре склепа сохранились довольно неплохо : какие-то сохранились целиком и полностью, можно даже в деталях рассмотреть наряд той эпохи, которой принадлежала мумия – от платья обычного горожанина до роскошного наряда знатного вельможи.

Причем по поводу одежды случались небольшие казусы . Именитые горожане, завещавшие похоронить себя в крипте, давали монахам-капуцинам особые указания по поводу того, сколько раз в год нужно менять их наряды…

В этом видео вы можете увидеть мумии музея мертвых – катакомб капуцинов в Палермо (осторожно, это не для слабонервных!):

О других, менее страшных читайте в отдельном материале. А вы найдете весь перечень знаменитых мест на острове Сицилия.

Секреты маленькой Розалии Ломбардо

Есть у крипты еще одна тайна, один секрет, ради которого туристы посещают это место.

В часовне святой Розалии установлен небольшой гроб, а в нем покоится тело двухлетней жительницы Палермо – Розалии Ломбардо, похороненной здесь в 1920 году . Она скончалась от воспаления легких, причем скоропостижно, и безутешный отец никак не мог понять, что его любимая дочурка умерла.

Отец малышки обратился к известному в то время бальзамировщику Альфреду Салафии с просьбой сохранить тело малышки нетленным. После уговоров Альфред согласился и исполнил волю синьора Ломбардо.

Секрет своего волшебного состава Альфредо Салафия так никому и не раскрыл, поэтому остается загадкой, как тело девочки за долгие десятилетия не подверглось никаким изменениям – не только мягкие ткани, но и глазные яблоки, волосы и ресницы остались невредимыми.

Туристам, приходящим в часовню кажется, что малышка попросту уснула, а сами жители Палермо называют Розалию Ломбардо «наша Спящая красавица»…

Высказывались предположения, что малышка находится в летаргическом сне, или она вообще является куклой. Но результаты рентгеновского исследования, проведенные группой ученых в 2009 году, подтвердили, что это настоящий умерший ребенок , тело которого не подверглось никаким изменениям.

Однако даже после проведенного исследования ученым была подброшена еще одна задачка: бесстрастная техника зафиксировала два слабых электромагнитных импульса головного мозга ребенка, как будто Розалия находится в состоянии сна .

Служители часовни утверждают, что иногда от тела девочки исходит слабый аромат лаванды. Объяснить это явление ученые не в силах до сих пор, а глубоко религиозные люди считают Розалию «вестницей Бога» .

Больше о мумии «Спящей красавицы» Розалинде Ломбардо смотрите на видео:

Узнайте больше о – еще одном ярком местечке на Сицилии. А о городе Чефалу на том же острове и его интересных местах .


Катакомбы капуцинов находятся под монастырем Convento dei Cappuccini в Палермо, Италия. В отличие от любых других катакомб, весь интерьер палермских состоит только лишь из мумифицированных, скелетированных и забальзамированных тел, потому что это самый крупный в мире некрополь мумий. Это одновременно печальное и величественное место, потому что долгое время катакомбы считались самым элитным кладбищем, на котором хоронили наиболее достойных и знаменитых людей.


Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) – большое подземное кладбище монастыря капуцинов, которое находится в крипте Церкви Санта-Мария делла Паче в Палермо на Piazza Cappuccini.

Капуцины (Орден Братьев Меньших Капуцинов) - монашеский орден, представляющий одну из ветвей францисканцев. Он был основан в 1525 году братом Матвеем Басси в Урбино. Спустя три года получил признание Римским папой Климентом VII как самостоятельный орден.

В июне 1534 года на Сицилию прибыли первые капуцины. Они поселились недалеко от Палермо, к западу от городских стен на землях, где в настоящее время располагается один из районов города - Cuba-Calatafimi. Им была передана небольшая старая церковь норманнской эпохи Санта Мария делла Паче (Santa Maria della Pace), которая находилась рядом с поселением. В 1565 году часовню решено было реконструировать. Ремонтные работы растянулись на несколько десятилетий из-за постоянно возникавших сложностей и предложений по различным дополнениям. По инициативе одного из покровителей в 1618 году часовня подверглась реконструкции, изменившей полностью ее структуру и размеры.


За эти годы сообщество капуцинов основало небольшой монастырь на принадлежавших им землях, который в дальнейшем расширялся за счет пожертвований горожан. Некоторые завещали свое имущество в пользу братьев ордена. Одним из таких даров явилось здание рядом с церковью Санта Мария делла Паче, которое было передано капуцинам после смерти Дона Оттавио Д’Арагона – одного из богатых покровителей ордена, что позволило создать крупный монастырский комплекс. Тогда же было положено начало организации подземного кладбища в крипте храма, которое в настоящее время называют Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini), где первое захоронение прошло в конце XVI века.

В 1623 году новое здание церкви было освящено, как Chiesa Santa Maria della Pace, и стало главным храмом монастыря.


Современный вид церковь Санта Мария делла Паче приобрела после большой реконструкции 1934 года, сохранив огромное количество произведений искусств XVII – XIX веков. Она состоит из трех нефов, один из которых заканчивается широкой ризницей и хорами. Интерьер Chiesa Santa Maria della Pace богат ценными предметами, собранными капуцинами на протяжении многих десятилетий. Это и деревянные алтари, один из которых был вырезан монахом в 1854 году, и мраморные скульптуры, и ценное средневековое Распятие, и надгробные памятники над усыпальницами умерших, созданные в XVIII веке местным скульптором Ignazio Marabitti.

В стенах церкви хоронили только богатых покровителей и защитников монастыря, останки же умерших братьев, начиная с XVI века, складывали в общую могилу, располагавшуюся рядом с южной стороной храма.


В 1597 году решено было создать новое, более вместительное, подземное кладбище, войти в которое возможно было бы из церкви. Под главным алтарем был сделан длинный коридор, куда перенесли останки сорока пяти ранее усопших монахов. Их тела так хорошо сохранились, и создавалось впечатление, что они упокоились несколько часов тому назад. Это случайное открытие позволило создать не обычное подземное кладбище, а именно погребальные Катакомбы капуцинов, уникальные в своем роде, хоть и немного мрачноватые, которые сохранили почти нетленными останки около восьми тысяч тел, разделенных по половому признаку и принадлежности к определенному социальному слою.

Первое захоронение в Катакомбах произошло 16 октября 1599 года, когда скончался один из братьев – капуцинов Сильвестро из Губбио, останки которого можно увидеть в нише слева в коридоре монахов. В числе других останков монахов и Риккардо из Палермо – последний капуцин, который был погребен в Катакомбах в 1871 году. Официано подземное кладбище было закрыто для захоронений в 1882 году, но и после этого здесь было погребено еще несколько тел. Одно из последних захоронений датируется 1920 годом. Это останки двухлетней Розалии Ломбардо, умершей от бронхиальной инфекции. Малышка покоится в небольшом гробике у подножия алтаря в часовне Святой Розалии. Забальзамированное тело девочки сохранилось почти нетленным, и кажется, что она просто спит, как «Спящая красавица».


Почти за три века Катакомбы Капуцинов превратились в одно из престижных погребальных мест Палермо, где нашли свой последний приют не только братья – капуцины, но и представители духовенства, аристократии, буржуазии. Для размещения такого количества останков мало было одного коридора и Катакомбы Капуцинов дополнялись новыми помещениями. В настоящее время коридоры образуют прямоугольник, в углах которого расположены небольшие комнаты – кубикулы.

В 1944 году вход в подземное кладбище был перенесен из храма в соседнее здание, стоящее перпендикулярно церкви Санта Мария делла Паче, за которым с середины XIX века располагается «обычное» кладбище. Оно было организовано после запрета захоронений в церквях и катакомбах. Здесь похоронены и обычные горожане, и известные уроженцы здешних мест, и выдающиеся люди, много сделавшие для Сицилии и Палермо.


До 1739 года монахи еще контролировали заполнение катакомб и выдавали разрешение на то или иное захоронение. Потом они, видимо, устали бороться с родственниками высокопоставленных особ и стали хоронить всех, пока к концу XIX века не поняли, что места просто больше нет.

По своей структуре катакомбы капуцинов состоят из нескольких коридоров. В Коридоре монахов хоронили, собственно говоря, самих послушников монастыря. Там и сегодня лежат тела 40 наиболее почитаемых монахов, доступ к которым не разрешен никому. Далее Коридор мужчин и Коридор женщин – место захоронения обычных мирян. В Кубикуле (комната, а не коридор в катакомбах) детей захоронены все, кому не исполнилось 14 лет.


Кроме того, в катакомбах есть Коридор профессионалов, в котором отдельно хоронили наиболее выдающихся деятелей в той или иной области. Например, в Катакомбах капуцинов покоятся останки испанского художника Диего Веласкеса и скульптора Филиппо Пеннино. Также в катакомбах есть отдельное место, в котором хоронили девственниц.

Сегодня Катакомбы капуцинов называют самой главной достопримечательностью Палермо. Их ежегодно посещает большое количество туристов, правда, допуск осуществляется не во все помещения, да и особо жуткие мумии все же не показывают. В катакомбах нельзя фотографировать, а современные послушники монастыря все чаще задумываются над тем, чтобы запретить в катакомбы доступ зевакам и оставить мумии в покое.


Надгробные памятники и часовни создавались местными скульпторами и архитекторами Domenico Delisi, Antonio Ugo, Luigi Filippo Labiso, Salvatore Caronia Roberti в XX веке, работы которых можно увидеть в городских музеях и на улицах Палермо и Монделло.

Кладбище остается действующим и в настоящее время, сохраняя древнюю традицию захоронения в Монастыре капуцинов, в котором размещается офис Международной коллегии по религиозным миссиям за рубежом и богатая библиотека, сохранившая редкие издания книг.

Будете в Палермо, включите в свой маршрут посещение Катакомбов Капуцинов. Вы сможете сами увидеть одну из достопримечательностей Палермо, пройдя пешком от исторического центра города.


Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Некоторые тела помещались вгробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишахили на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленнуюизвесть или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение.
В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

После официального закрытия Катакомб (1881) здесь были погребены ещё несколько человек, останки которых были забальзамированы. Самой последней здесь была погребена Розалия Ломбардо (умерла 6 декабря 1920 года). Произведший бальзамирование доктор - Альфредо Салафия, так и не открыл секрета сохранения тела; было известно лишь, что в основе его были химические инъекции. В результате остались нетленными не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы. В настоящее время секрет состава открыт итальянскими учеными по изучению бальзамирования. Найден дневник Альфредо Салафии, в котором описан состав: формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловая кислота. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты.


Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное. Поскольку вXVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882), у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.

В различных городах и селениях Сицилии капуцины создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные склепы, в которых также выставлены мумифицированные тела. Наиболее известным из этих склепов являются Катакомбы капуцинов в городке Савока (провинция Мессина), где хранятся около пятидесяти мумий представителей местного духовенства и знати.

2 ноября 1777 года, в день поминовения усопших, палермские Катакомбы посетил поэт Ипполито Пиндемонте, написавший под впечатлением увиденного поэму «Гробницы» («итал. Sepolcri»). В его представлении Катакомбы представляют собой знаменательное торжество жизни над смертью, свидетельство веры в грядущее Воскресение:

«Большие тёмные подземные комнаты, где в нишах, подобно восставшим призракам, стоят тела, покинутые душами, одетые, как в день своей кончины. Из их мёртвых мускулов и кожи искусство прогнало и испарило всякий след жизни, так что их тела и даже лица сохраняются веками. Смерть смотрит на них и ужасается своему поражению. Когда каждый год падающие осенние листья напоминают нам о скоротечности человеческой жизни и зовут нас посетить родные могилы и пролить на них слезу, тогда благочестивая толпа наполняет подземные кельи. И при свете лампад каждый обращён к некогда любимому телу и в его бледных чертах ищет и находит знакомые черты. Сын, друг, брат находит брата, друга, отца. Свет лампад мерцает на этих лицах, забытых Судьбой, и иногда как будто трепещущих… И иногда тихий вздох или сдержанное рыдание звучат под сводами, и эти холодные тела будто отзываются на них. Два мира разделены ничтожной преградой, и Жизнь и Смерть никогда не были так близки.»


Спустя сто лет, Катакомбы посетил Мопассан, описавший свои впечатления в «Бродячей жизни» (1890). В противоположность романтичному Пиндемонте, Мопассан ужаснулся увиденному, увидев в Катакомбах отвратительное зрелище гниющей плоти и отживающего суеверия:

«И я вижу вдруг перед собой огромную галерею, широкую и высокую, стены которой уставлены множеством скелетов, одетых самым причудливым и нелепым образом. Одни висят в воздухе бок о бок, другие уложены на пяти каменных полках, идущих от пола до потолка. Ряд мертвецов стоит на земле сплошным строем; головы их страшны, рты словно вот-вот заговорят. Некоторые из этих голов покрыты отвратительной растительностью, которая еще более уродует челюсти и черепа; на иных сохранились все волосы, на других - клок усов, на третьих - часть бороды.
Одни глядят пустыми глазами вверх, другие вниз; некоторые скелеты как бы смеются страшным смехом, иные словно корчатся от боли, и все они кажутся объятыми невыразимым, нечеловеческим ужасом.
И они одеты, эти мертвецы, эти бедные, безобразные и смешные мертвецы, одеты своими родными, которые вытащили их из гробов, чтобы поместить в это страшное собрание. Почти все они облачены в какие-то черные одежды; у некоторых накинуты на голову капюшоны. Впрочем, есть и такие, которых захотели одеть более роскошно - и жалкий скелет с расшитой греческой феской на голове, в халате богатого рантье, лежит на спине, страшный и комичный, словно погруженный в жуткий сон…
Говорят, что время от времени на землю скатывается та или другая голова: это мыши перегрызают связки шейных позвонков. Тысячи мышей живут в этой кладовой человеческого мяса.
Мне показывают человека, умершего в 1882 году. За несколько месяцев перед смертью, веселый и здоровый, он приходил сюда в сопровождении приятеля, чтобы выбрать себе место.
- Вот где я буду, - говорил он и смеялся.
Друг его теперь приходит сюда один и целыми часами глядит на скелет, неподвижно стоящий на указанном месте…».


Среди знаменитостей XX века Катакомбы капуцинов посетил французский балетмейстер Морис Бежар.

Уникальное кладбище является одной из самых известных достопримечательностей Палермо, притягивающей множество туристов. Хотя фото- и видеосъёмка в Катакомбах запрещена, нескольким европейским и американским телекомпаниям, в том числе и НТВ, удалось получить разрешение на съёмки.


Самый известный экспонат этого музея - маленькая девочка Розалия, которая умерла в 1920-м году и по просьбе любящего отца была забальзамирована известным мастером некро-мэйк-апа Альфредо Салафией. Результат превзошел все ожидания: прошло уже почти сто лет, а девочка в стеклянном гробу выглядит просто спящей. У нее в абсолютной целостности сохранились волосы, ресницы, брови, и особо слабонервные смотрители склепа даже пустили слух, что ночами девочка открывает глаза. На это не стоит обращать внимание, а вот узнать секрет волшебного бальзама Салафии очень интересно: современные ученые выяснили, что в состав его входил спирт, формалин, глицерин, цинк и салициловая кислота, а вводился раствор прямо в кровеносную систему. В честь этой девочки часовня Богородицы при монастыре была переименована в часовню Святой Розалии, и девочка находится именно там.


Коридор монахов

Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов, а также следующих примечательных лиц:

Алессио Нарбоне - духовный писатель,

Аяла - сын тунисского бея, обратившийся в христианство и принявший имя Филипп Австрийский (умер20 сентября 1622 года),

В левой части коридора в числе других монахов помещены тела Сильвестра из Губбио (умер 16 октября1599 года), первого из погребённых в Катакомбах, и Риккардо из Палермо (умер в 1871 году), последнего из капуцинов, похороненного здесь. Все тела капуцинов облачены в одеяния своего ордена - грубую рясу скапюшоном и с верёвкой вокруг шеи.

Коридор мужчин

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX векапомещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошныхкостюмов, сорочек, жабо и галстуков.

Кубикула детей

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни».

…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!

Коридор женщин

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.

Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном.

Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах.

Кубикула девственниц

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическимивенцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор

Новый коридор - самая недавняя часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 годаи пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Коридор профессионалов

Тела двух военных (Франческо Энеа - нижний)

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны:

Филиппо Пеннино - скульптор,

Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале,

Сальваторе Манцелла - хирург,

Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий.

Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

Коридор священников

Параллельно Коридорам монахов и женщин проходит дополнительный коридор, в котором помещены многочисленные тела священников епархии Палермо. Тела облачены в разноцветные богослужебные ризы, контрастирующие с иссохшими мумиями. В отдельной нише помещено тело единственного захороненного в Катакомбах прелата - Франко д’Агостино, епископа Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь).