Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Возрождение в странах европы кратко. Школьная энциклопедия. И в россии

Возрождение - это время переосмысления наследия античности, возрождения ее идей. Но неверно считать это время повторением, подражанием ушедшей культуре. Идеи, рожденные средневековьем, в эпоху Возрождения во многом повлияли на специфику мироощущения человека этого времени.

Основными принципами мироощущения человека эпохи Возрождения можно считать следующие положения:

Мир земной - это иерархия творений Бога, где наивысшим совершенством обладает только сам человек; теоцентризм миропонимания сменяется антропоцентризмом;

Появляется четкое осознание проблем жизни;

Время и пространство оцениваются уже рамками реального существования, четко определяются формами деятельности человека. Пространство становится видимым. Время - как настоящее и быстро текущее. Ренессансный тип личности отличается титанизмом (он совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсальностью (реализует свои способности в самых разнообразных областях);,

Способность творить становится высшим проявлением человеческой божественности, а художник становится самой уважаемой личностью в обществе;

Искусство и природа становятся равнозначными понятиями;

Красота мира разделяется на красоту природную, естественную и красоту искусственную, рукотворную; красота человека - на духовную и физическую.

Возрождение - это рождение идей гуманизма, прославляющих творческий потенциал человека. Гуманизм ярко проявился в искусстве. Гуманисты разрабатывали (скорее практически, нежели теоретически) тот компонент эстетики, который сегодня мы называем прикладным. Природа рассматривается как высшая форма красоты. Искусство - это одна из форм творчества, осуществляемого по законам красоты природы. Если средневековая эстетика считает искусство приложением к материи уж


готовой формы, заранее имеющейся в душе художника и заложенной туда Богом, то в Возрождение впервые возникает мысль о том, что художник сам творит и создает эту форму. Поэтому искусство не есть простое подражание природе. Оно есть совершенно новое явление, являющееся актом творческого деяния человека, проявляющего через искусство свою волю и индивидуальность.

Искусство рассматривается как один из каналов познания человеком окружающего мира. Искусство активно взаимодействует с наукой. Великие титаны Возрождения занимаются не только художественным творчеством, но и делают научные и технические открытия. Достаточно назвать имя Леонардо да Винчи.

Искусство стало не только самостоятельным, но и начало проявлять свое морфологическое строение: четко начинает проявляться специфика отдельных видов искусства. Творец становится профессионалом своего дела, в котором начинает особенно ценится мастерство и индивидуальность.


Таким образом, искусство приобретает все более светский характер, отличающийся демократичностью и стремлением к реализму в отражении мира. Возникает понятие «свободных занятий», к которым относят философию, историю, красноречие, музыку и поэзию. Авторитет художника в обществе начинает расти. Затраченный труд и необходимые профессиональные знания становятся критерием искусства. Самыми ценимыми становятся литература и изобразительное искусство.

В эту эпоху возникла новая - современная литература. Слово понимается как высшее проявление Красоты, работа над образностью слова -как высшее человеческое предназначение. Литература Возрождения наполнена жизнеутверждающим характером, восхищением красотой мира, человека и его свершений. Главной ее темой становится тема любви.

Архитектура Возрождения искала возможность создания идеала образа жизни через создание новых архитектурных проектов. Идеал жизни был реализован во Флоренции XV века - «идеальном» городе, смоделированном воображением и руками великих творцов. «Идеальный» город родился благодаря открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также в силу осуществленного единства пространственно-пластического и общественно-политического видения мира. Впервые появилось человеческое пространство, противопоставленное природному пространству. Архитектура города рассматривается как синтез города вообще: предметного мира города, быта отдельных горожан, его общественной жизни с играми, зрелищами и театром.

Одна из задач изобразительного искусства - важность соблюдения канона прекрасного, найденного еще древними, но так, чтобы не пострадали реалистичность и жизненность изображения. Мастерство изображе-

ния становится профессией. Развиваются художественные школы. Для изобразительного искусства Возрождения характерно:

Смена тематики - объектом повышенного внимания становится человек;

Смена приемов изображения - прямая перспектива, точность передачи строения человеческого тела;

Вытеснение чистого цвета сложными, составными цветами;

Основным средством выразительности становится не свет, а тень, что способствует развитию графических искусств в изобразительном искусстве;

Особый интерес к пейзажу;

Преобладание станковой живописи и появление светской живописи (портрета);

Развитие техники масляной живописи;

Интерес к гравюре.

В скульптуре происходит возвращение интереса к обнаженному телу. Скульптор Донателло первым (после средневековья) представил в скульптуре обнаженное тело, создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Обнаженное тело скульптур Ренессанса наполнено экспрессией, движением, чувственностью, эротикой. Позы стали динамичными, мышцы напряженнее, эмоции открытыми. Тело, также как и в античность, рассматривается как отражение души. Но акцент в изображении человеческого тела уже иной: его необходимо рассматривать как проявление особых состояний души. Поэтому скульпторы так пристально изучают тело человека в разных психологических ситуациях. Глядя на скульптурные изображения человека Возрождения, мы можем видеть прежде всего его душу, состояние, эмоции, проявленные в позе, напряженных мышцах, выражении лица.

Становление театра Возрождения связано с именами Уильяма Шекспира и Лопе де Бега. Основными театральными жанрами этого времени являются трагедия и комедия, мистерия, миракль, фарс и соти (разновидности комедий). Содержание становится более светским. Действие происходит где угодно (на земле, на небесах, в преисподней) и охватывает события, которые продолжаются годы и месяцы. При этом еще нет целостности сюжета и выделенное™ типов характеров. Античные сюжеты чаще разыгрываются в школьных постановках и преследуют скорее образовательно-воспитательные цели. Зрелища театральных представлений были достаточно скучны в отношении развития сюжета, но развлекали зрителей танцевальными интермедиями, оформлением и костюмами. Театр Ренессанса стал правдоподобным, реалистичным, приобрел черты сценического действия, которое наблюдает зритель как бы со стороны.


Музыка впервые проявляет себя как светское искусство, основанное на мирском начале и существующее без дополнительной опеки других видов искусства или религии. Умение петь и играть на музыкальном инструменте становится непременным качеством культурного человека.

В музыке появляются совершенно новые жанры: опера и инструментальное направление. В особом почете находилась импровизация. Популярными становятся и новые музыкальные инструменты: клавикорд, лютня, скрипка. Орган считался инструментом, наиболее пригодным для воспроизведения образов «высокого» искусства. Именно в органном искусстве зародился так называемый монументальный стиль - параллель барокко в живописи и архитектуре, который начал формироваться в XVI веке. В XVI веке в Испании появляются первые трактаты о музыкальном искусстве.

Возрождение в искусстве подготовило оформление новых художественных стилей: барокко, классицизма, рококо.

14 Эпоха возрождения Западной Европы. Возрождение – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии, т.к. в Италии не существовало единого государства (за исключением юга). Основная форма политического существования - небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Поэтому появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении. Возрождение принято делить на Раннее (начало 14 - конец 15) и Высокое (конец 15 - Первая четверть 16.). К этой эпохе относят величайших художников Италии –Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонарроти (1475 -1564) иРафаэля Санти (1483 – 1520). Такое деление применимо непосредственно к Италии и, хотя наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Сходные процессы к северу от Альп получили название« СеверногоВозрождения». Сходные процессы происходили и во Франции, и в городах Германии. Средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в. Римской империи, продолжалась и, культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, скоторой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья, главным образом, отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовную свободу, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого. Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности. Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты,как Данте Алигьери (1265 - 1321), Франческо Петрарка (1304 - 1374), Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Собственно, они, особенно Петрарка, и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма. Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожиданиеконца света в 1500 году. Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности.

Уникальность Ренессанса заключается в том, что, имея один источник (античное мировоззрение, получившее новую жизнь в Италии), данная эпоха породила различные оригинальные проявления почти во всех странах Европы. Эпоха Возрождения в Италии началась самой первой, добилась наиболее блестящих результатов – и поэтому считается образцовой. Не случайно титаны Возрождения, то есть деятели, оказавшие наибольшее влияние на дальнейшую европейскую культуру, почти все являются итальянцами. Живописцы Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, архитекторы Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти, художник, скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти, человек-уникум Леонардо да Винчи, внесший вклад в развитие едва ли не всех областей знаний, и многие другие.

Картина мира эпохи Возрождения

Если попытаться отвлечься от внешней визуальной стороны Ренессанса, от картин Рафаэля и Леонардо, от скульптур Микеланджело, от прекрасных итальянских архитектурных шедевров, то обнаружится, что общая характеристика эпохи Возрождения невозможна без понятия ренессансный гуманизм. Под гуманизмом подразумевается мировоззрение, при котором центром мироздания выступает человек. Бог при этом не отвергается полностью (хотя многие деятели эпохи Возрождения высказывали идеи, которые в той или иной степени могут быть истолкованы либо как атеистические, либо как оккультные), но отходит на второй план. Он остаётся Творцом, но теперь как бы удаляется в тень, предоставляя человеку самому вершить собственную судьбу и судьбу мира. Именно для того, чтобы человек смог справиться с этой задачей, его природу нужно всячески изучать.

Причём изучать во всех её проявлениях, потребностях и нуждах, физических, эмоциональных, душевных, рациональных и так далее. В итоге должен быть сформировано гуманистический идеал человека – существа, наделённого нравственными и умственными добродетелями, и при этом обладающего умеренностью и воздержанностью. Этика эпохи Возрождения гласила, что эти добродетели не являются чем-то врождённым, а воспитываются в человеке посредством изучения античной литературы, искусства, истории, культуры. Именно поэтому образование в эпоху Возрождения вышло на первый план. В рамках средневекового мировоззрения человеку не нужно было много знать, ему достаточно было верить в Бога и исполнять церковные заповеди, заботясь не столько о земной жизни, сколько о спасении души для жизни вечной.

Теперь же земная составляющая жизни была реабилитирована, а затем, вопреки заветам первых гуманистам, и возведена в абсолют. Так что воспитание в эпоху Возрождения стало для личности истинным рождением: лишь получив знания о человеческой природе и её творческих способностях, человек мог считаться полноценным. Идеал всесторонне развитой личности представлял собой человека, прекрасного телом, чистого умом, возвышенного душой и при этом занятого каким-либо творческим, преобразовывающим действительность, трудом. Не случайно герои живописных полотен Возрождения это не просто симпатичные люди, это герои, показанные в момент совершения какого-либо значительного поступка, свершения. Несколько смягчены были требования в отношении женщин: женщины эпохи Возрождения сами по себе были иллюстрацией красоты человеческой природы. Женская чувственность, в Средние века всячески скрывавшаяся как греховная, теперь всячески подчёркивалась, особенно в изобразительном искусстве.

Александр Бабицкий


Конец XV начало XVI века, ознаменовались масштабным переворотом в политической, экономической и культурной жизни стран Западной Европы. Общество словно в одночасье освободилось от средневековых устоев, которые связывали его жизнь на протяжении многих веков.

Изменения в экономике и устоях общества

Экономика европейских стран переживала расцвет: зарождалось первое мануфактурное производство, открывались новые морские торговые пути со странами Средиземноморского региона, происходил быстрый рост городов, в прошлое ушли феодальные отношения, что дало возможность крестьянам заниматься ремесленничеством или свободно трудится на своих земельных наделах.

Могущественный инструмент средневекового управления обществом понтификат, переживал глубокий кризис. Несмотря на то, что капиталистические отношения были неразвиты, социум уже четко понимал, что пути назад нет.

Окончательный конец феодальному строю положили крестьянские восстания в Германии и Нидерландах. Эпоха Возрождения не имеет определенных исторических рамок. Первым очагом нового мировоззрения стала итальянская Флоренция. За считанные десятилетие идеи Возрождения были приняты обществами всех европейских государств.

Культура эпохи Возрождения - контраст Средневековью

Значительные обновления коснулись также культурной жизни общества. Эпоха Возрождения это период расцвета точных и естественных наук, гуманистических традиций в литературе и искусстве.

Комплекс ничтожности человека, умело навязанный средневековой церковью, канул в Лету. Литераторы превозносили человека личность, человека-творца, который подобный богу в своих возможностях созидать и мыслить.

Сам термин «возрождение» касался в первую очередь культурной жизни. Европейцы восхищались развитием искусства в период античности и считали, что пройдя через варварство и невежество Средневековья, им удастся восстановить богатое культурное наследие своих предков.

Искусство эпохи Возрождения представляет собой поразительный контраст культуре Средневековья . Презрение и аскетизм к земной жизни вытеснили идеи осознания совершенства окружающего мира. Деятели культуры идеализировали человека, как обладателя высшего разума, который непременно ведет к истине.

Произведения искусства наполнены невиданной до тех пор эстетической насыщенностью. Если в эпоху Средневековья уделялось особое внимание строительству огромных мрачных соборов, которые подчеркивали мизерность человека как личности перед лицом бога, то в период Возрождения архитектурные формы воспринимались в первую очередь как достижение самого человека, его способности создавать прекрасное.

В этот период наблюдался значительный подъем науки. Научные деятели уже не боялись священного огня инквизиции и делали смелые открытия, которые потрясали мир. Ученые обращались к трудам античных авторов, таким образом, способствуя восстановлению таких наук как история, риторика, этика, филология.

Эпоха Возрождения подарила миру величайшие произведения искусства, которые остаются бесценными и в наше время. Перемены, которые пережило общество того периода, стали прежде всего базой для зарождения следующего исторической эпохи Нового времени. А гуманистические традиции, заложенные в человеческое сознание, поспособствовали становлению первых гражданских современных обществ.

Каждый период истории человечества оставил что-то свое – уникальное, непохожее на других. Европе в этом отношении повезло больше – на ее долю выпали многочисленные изменения в сознании человека, культуре, искусстве. Закат античного периода ознаменовал собой приход так называемых «темных веков» — средневековья. Признаемся, это было тяжелое время -церковь подчинила себе все аспекты жизни европейских граждан, культура и искусство находились в глубоком упадке.

Любое инакомыслие, противоречащее Священному Писанию, строго каралось инквизицией – специально созданных судом, преследующим еретиков. Однако любая беда рано или поздно отступает – так получилось и со средними веками. На смену тьме пришел свет – Ренессанс, или эпоха Возрождения. Ренессанс был периодом европейского культурного, художественного, политического и экономического «возрождения» после Средневековья. Он способствовал новому открытию классической философии, литературы и искусства.

Некоторые из величайших мыслителей, авторов, государственных деятелей, ученых и художников в истории человечества творили в эту эпоху. Совершались открытия в науках и географии, исследовался мир. Этот благословенный для ученых период длился почти три столетия с 14 по 17 века. Расскажем о нем более подробно.

Ренессанс

Ренессанс (от фр. Re – заново, снова, naissance – рождение) ознаменовал собой абсолютно новый виток истории Европы. Ему предшествовали средневековые периоды, когда культурное образование европейцев находилось в зачаточном состоянии. С падением Римской империи в 476 году и разделением ее на две части – Западную (с центром в Риме) и Восточную (Византия) пришли в упадок и античные ценности. С исторической точки зрения все логично – 476 год считается датой окончания античного периода. Но с культурной – такое наследие не должно было просто так исчезнуть. Византия шла по своему пути развития – столица Константинополь вскоре стала одним из самых красивых городов мира, где были созданы уникальные шедевры архитектуры, появлялись художники, поэты, писатели, создавались огромные библиотеки. В целом Византия ценила свое античное наследие.

Западная же часть бывшей империи подчинилась молодой католической церкви, которая, боясь потерять влияние на столь большую территорию, быстро запретила как античную историю и культуру, так и не давала развиваться новой. Этот период стал называться Средними веками, или Темными временами. Хотя, справедливости ради отметим, что не все было так плохо – именно в это время на карте мира появляются новые государства, процветают города, появляются торговые унии (профсоюзы), расширяются границы Европы. И самое главное – происходит всплеск развития технологий. В период средневековья было изобретено больше предметов, чем за предыдущее тысячелетие. Но, безусловно, этого было недостаточно.

Саму эпоху Возрождения принято делить на четыре периода – Проторенессанс (2 половина 13 в. – 15 в.), Раннее Возрождение (все 15-ое столетие), Высокое Возрождение (конец 15 в. – первая четверть 16 в.) и Позднее Возрождение (середина 16 в – конец 16 в.). Конечно, эти даты весьма условны – ведь для каждого европейского государства Возрождение было свое и по своему календарю и времени.

Появление и развитие

Здесь нужно отметить следующий любопытный факт – в появлении и развитии (в большей степени в развитии) Ренессанса сыграло свою роль роковое падение в 1453 году. Те, кому посчастливилось спастись от нашествия турок, бежали в Европу, но не с пустыми руками – люди брали с собой множество книг, произведений искусства, античных источников и рукописей, до сей поры неизвестных Европе. Родиной Возрождения официально считается Италия, но и другие страны также попали под влияние Ренессанса.

Этот период отличает появление новых течений в философии и культуре – например, гуманизм. В 14 веке, культурное движение гуманизма начал набирать обороты в Италии. Среди его многочисленных принципов гуманизм продвигал идею о том, что человек является центром своей собственной Вселенной, а разум обладал неимоверной мощью, способной перевернуть мир. Гуманизм способствовал всплеску интереса к античной литературе.

Философия, литература, архитектура, живопись

Среди философов появлялись такие имена, как Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Томазо Кампанелла, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и многие другие. Ренессанс дал им возможность создавать свои произведения, согласно новому веянию времени. Изучались более глубоко природные явления, появлялись попытки их объяснения. И в центре всего этого, конечно, находился человек – главное творение природы.

Литература также претерпевает изменения – авторы создают произведения, прославляющие гуманистические идеалы, показывающие богатый внутренний мир человека, его эмоции. Родоначальником литературного Возрождения стал легендарный флорентиец Данте Алигьери, создавший свой самый знаменитый труд «Комедия» (позже названный «Божественная комедия»). В довольно свободной манере он описал ад и рай, что совсем не понравилось церкви – только она должна знать это, чтобы влиять на умы людей. Данте легко отделался – его всего лишь выслали из Флоренции, запретив возвращаться назад. А могли и сжечь, как еретика.

Среди других авторов эпохи Ренессанса можно назвать Джованни Бокаччо («Декамерон»), Франческо Петрарка (его лирические сонеты стали символом раннего Возрождения), (в представлении не нуждается), Лопе де Вега(испанский драматург, самое знаменитое его произведение – «Собака на сене»), Сервантес («Дон Кихот»). Отличительной чертой литературы этого периода стали произведения на национальных языках – до Возрождения все писалось на латыни.

И, разумеется, нельзя не упомянуть техническую революционную вещь – печатный станок. В 1450 году в мастерской печатника Иоганна Гутенберга был создан первый печатный станок, позволивший издавать книги в большем объеме и сделать их доступными широким массам, таким образом повысив их грамотность. Что оказалось чревато для них самих — по мере того, как все больше людей учились читать, писать и интерпретировать идеи, они начали внимательно изучать и критиковать религию, в том виде, в каком они ее знали.

Живопись эпохи Возрождения известна на весь мир. Назовем лишь несколько имен, которые знает каждый – Пьетро делла Франческо, Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Рафаэль Санти, Микеландело Боунаротти, Тициан, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер. Отличительной чертой живописи этого времени является появление пейзажа на заднем фоне, придание телам реализма, мускулатуры (касается и мужчин, и женщин). Дамы изображены «в теле» (вспомним знаменитое выражение «Тициановская девушка» — полная, в самом соку девушка, символизирующая собой саму жизнь).

Меняется и архитектурный стиль –на смену готике приходит возвращение к римскому античному типу постройки. Появляется симметрия, вновь возводятся арки, колонны, купола. В целом архитектура этого периода дает начало классицизму и барокко. Среди легендарных имен можно назвать Филиппо Брунеллески, Микеланджело Боунаротти, Андреа Палладио.

Эпоха Возрождения закончилась в конце 16 века, уступив место новому Времени и его спутнику – Просвещению. В течение всех трех столетий церковь боролась с наукой, как могла, пуская в ход все, что можно, но окончательно победить так и не получилось – культура все равно продолжала процветать, появлялись новые умы, бросавшие вызов могуществу церковников. А эпоха Ренессанса до сих пор считается венцом европейской средневековой культуры, оставив после себя памятники-свидетелей тех далеких событий.