Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

План- конспект интегрированного урока "танцевальная музыка". Полонез - польский танец, покоривший королевские дворы европы Базовые фигуры полонеза

Инструкция

Основа любого танца - шаг. Шаг полонеза придает ему особую торжественность. Представьте, с какой стороны от вас будет стоять партнер. Нога, которая находится ближе к нему, когда вы стоите рядом, называется внутренней. При первом шаге она будет опорной. Приподнимите внешнюю ногу и вынесите ее вперед, немного присев на опорной. Внешняя нога ставится на носок. Второй шаг делается внутренней ногой без всякого приседания, но она тоже переносится на носок. Третий шаг - внешней ногой на полную стопу.

Второй «цикл» начинается с внутренней ноги. Опорная при этом внешняя, и присесть надо именно на нее. Точно так же, как и в первом случае, нога выносится вперед на носок. Второй шаг делается тоже на носок, третий - на полную стопу.

После того, как вы освоите шаги и, что самое важное, научитесь их выполнять под музыку - разучите основные построения. Это лучше делать с партнером или даже группой, потому что перестроений в полонезе много. Попробуйте все вместе выполнить променад. Выберите ведущую пару, которая движется по кругу против часовой стрелки. Все остальные пары идут за ней. Обратите особое внимание на положение рук. К концу променада танцующие образуют колонну, пройдя через середину зала или поляны.

Фигуры танца можно объявлять, как это нередко делалось на балах. Объявите коридор. Первая пара , поворачивается лицом к остальным танцорам и проходит по центру колонны в конец зала. Затем точно так же поступает вторая пара, потом третья и так до тех пор, пока пройдут все участники. Пары в конце зала движутся через одну влево и вправо.

После коридора пары образуют две колонны по сторонам зала. Следующая базовая фигура - поперечина. Пары выстраиваются в колонны, которые начинают двигаться навстречу. Участники проходят в промежутки встречной колонны. После этого танцующие снова становятся парами с теми же партнерами и продолжают двигаться, затем снова выстраиваются в две линии.

Дальше начинается соло дам. Партнерша движется к стоящему напротив партнеру другой дамы, которая в это время тоже переходит к другому кавалеру. Соло продолжается, пока не встретятся две дамы. Они идут к стоящему напротив них кавалеру и обходят его против часовой стрелки, после чего все в свои пары. Еще одна фигура - дамы обходят кавалеров. Партнер становится на одно колено и поднимает руку. Партнерша четырежды обходит его. Как и большинство движений полонеза, это исполняется против часовой стрелки.


Полонез, как и большинство исторических танцев, складывался из танцевальных фигур. Танцоры в определенной последовательности выполняли, идущие одна за одной, фигуры, которые и складывались в танец. В полонезе наиболее ярко отражена эта философия построения исторического танца.

Базовые фигуры полонеза

Одна из простейших танцевальных фигур в полонезе это променад. Исполняется данная фигура таким образом, что все танцующие пары движутся за ведущей парой против часовой стрелки.Колонна - эта фигура названа колонна, так как после ее исполнения все танцоры выстраиваются в ряд в центре зала, образуя колонну. Как правило, после колонны идет следующая фигура коридор.Пары по очереди сходятся и по коридору идут в конец зала. В конце зала пары одна за другой расходятся. Одна пара идет налево, следующая пара направо.

Поперечина и соло дам

Поперечина. Начинается данная фигура с того, что пары стоят друг напротив друга в колоннах. После этого они начинают двигаться навстречу. Встречаясь, пары пропускают одну колонну через другую. Оканчивая выполнение фигуры, танцующие объединяются и продолжают движение.Соло дам. Данная танцевальная фигура выполняется в 8 тактов. Первоначальная позиция танцующих: пары стоят в две линии напротив друг друга. После этого дамы начинают двигаться к другому партнеру, который стоит с дамой напротив нее. Движение продолжается до тех пор, пока две девушки не встречаются друг с другом. После чего доходят до стоящего напротив кавалера и обходят его против часовой стрелки. Далее дама точно также возвращается к своему партнеру.

Еще одна фигура исторического танца нам давно известна. Она называется обход дамы. Это одна из самых легко исполняемых фигур полонеза. Мужчина становится на колено и поднимает руку. Девушка берет его за поднятую руку и обходит его четыре раза против часовой стрелки.

дополнительного образования

"Детская школа искусств"

Составили:

Коренченко Ж.Н.

Овадовская Н.И.

преподаватель

отделения фортепиано

Кесова Гора 2016

Детской школы искусств

Тема:

Тип урока : комбинированный урок.

Цели:

Задачи :

образовательные:

воспитательные:

развивающие:

Прогнозируемые результаты:

предметные:

метапредметные:

План интегрированного урока:

4.Завершение урока -3 мин.

Оборудование:

Ход урока .

Читает ученик:

Оваций восхитительный букет!

Мазурка, полонез и полька,

И музыки чарующая сила

Выступает ученик:

Читает ученик:

Читает ученик:

Вальсов много есть на свете,

Кружат взрослые и дети,

А для самых маленьких

И вальс зовётся маленьким.

3 кл, фортепиано.

Читает ученик:

Балы, балы и музыка играет,

А танец называем "Менуэт"

Цюркало Даниил, 2 кл,

Преподаватель:

Танец- лёгкий ветерок,

Как зефир он нежный,

Так порхает мотылёк

Утром в чаще свежей.

М. Глинка "Полька"

Читает ученик:

Нам нельзя остановиться

Пляшут сердце и душа.

Больно полька хороша

Под музыку весёлую

Танцуем польку мы.

Преподаватель:

И.С.Бах "Жига" ми минор

Преподаватель:

Ученик:

Я к вам едва не опоздал...
Ведь мною открывают бал.

Я польский танец и давно

Такое имя мне дано...

Преподаватель:

Ребята, сегодня вы многое узнали о танцевальной музыке, об истории танцев, о видах танцев. Давайте посмотрим, как вы запомнили названия танцев и разгадаем кроссворд.

Для этого вы посмотрите несколько видеокартинок, которые помогут вам определить название танцевальной музыки или самого танца.

1. Цыганский танец, пришедший из Испании. Исполняется танцовщицей в черно-красном платье с кастаньетами, веером (фламенко)

2. Медленный немецкий придворный танец эпохи барокко, появился в 16 веке, имеет 2- дольный размер (алеманда)

3. Быстрый народный танец, который сохранился в Ирландии, в старину его любили английские моряки. Имеет трехдольный размер. Танцуют его под музыку маленькой скрипки(джиги), от этого и название(жига или джига)

4. Русский танец, имеющий французское название. Исполняется двумя или четырьмя парами, которые встают напротив друг друга (кадриль)

5. Старинный испанский похоронный танец 16 века, созданный специально для похоронного обряда(сарабанда)

6. Название этого танца происходит от итальянского города Таранто, а также от названия ядовитого паука, укус которого вызывает безумие. Сопровождается музыкой флейты, танцуется с кастаньетами и бубном (тарантелла)

7. Танец размера 3/4, который исполняли на балах. Стал популярен в Вене в 18 веке (вальс)

8. Аргентинский парный народный танец, танец любви и страсти. В Аргентине даже празднуется его день (танго)

9. Французский придворный медленный танец эпохи барокко 16 века. В 18 веке стал считаться старомодным, вместе с алемандой и сарабандой. Вместо них появились гавот, ригодон и жига (куранта)

10. Быстрый, живой европейский танец. писал композитор Иоганн Штраус и его сын. Считают польским танцем, хотя появился в Богемии, Чехии. (Полька(пулька)- половина по- чешски, так как имеет размер 2/4) (полька)

В завершении урока послушаем, что говорят дети об уроке. Что нового узнали, интересно ли было? Стоит ли проводить интегрированные уроки? Предложить учащимся оценить работу учеников и учителей, назвать новые темы для работы и обсуждения.

На следующем уроке ученики художественного отделения начинают готовить эскизы для композиции "Танец".

Литература

1. Столова Е.,. Кельх Э., Нестерова Н., "Музыкальная литература" (Экспресс- курс)

Изд. "Композитор". Санкт- Петербург, 2010

3. Барахтина Ю.В. "Музицирование для детей и взрослых". Новосибирск, Изд. "Окарина", 2012

4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "Музыкальная литература". Волгоград. Изд. "Музыка", 2007

5. Нотная папка для синтезатора. Составитель и редактор Клип И.Л. Изд. "Дека- ВС", 2009

6. https://ru.wikipedia.org

7. Вашкевич Н. История хореографии всех времен и народов. М., 1908

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств"

План - конспект интегрированного урока

на тему: «Танцевальная музыка»

Составили:

Коренченко Ж.Н.

преподаватель изобразительного искусства

художественного отделения ДШИ,

Овадовская Н.И.

преподаватель

отделения фортепиано

Кесова Гора 2016

План-конспект интегрированного урока

«Танцевальная музыка» в 6 и 7 классах

художественного и музыкального отделения

Детской школы искусств

Тема: «танцевальная музыка» как обобщающий урок для учащихся музыкального отделения, как урок получения знаний для учащихся художественного отделения.

Тип урока : комбинированный урок.

Цели: дать общее представление о танцевальной музыке, пробуждать и поощрять желание быть причастными к культуре танца, формировать эстетическое восприятие красоты танца, воспитывать чувство гордости за культурное и историческое наследие разных народов.

Задачи :

образовательные: ознакомить с жанром "танцевальная музыка", расширять познания в области истории танцев, видов танцевальной музыки, наблюдать примеры содружества нескольких видов искусства,

воспитательные: формировать эстетический вкус, нравственные потребности личности, приобщать к культуре танца, прививать любовь и уважение к людям и к этому виду искусства,

развивающие: активизировать внимательность, наблюдательность, развитие умственной деятельности- умения слушать, анализировать и делать выводы, а также, образного мышления, речи, эмоционально - волевой сферы личности, расширять кругозор учащихся.

Прогнозируемые результаты:

предметные: слушать и анализировать музыкальные произведения в исполнении учащихся, наблюдать в музыкальных и танцевальных видах искусства, соединение мелодии, ритма, танцевальных движений, а также костюма.

метапредметные: познавательные - воспринимать и анализировать информацию,

коммуникативные - осваивать диалоговую форму общения

Регулятивные - организовывать свою деятельность, принимать её

Цели и задачи, применять их на практике,

Личностные - оценивать результаты деятельности,

План интегрированного урока:

1.Организационная часть - 2 мин

2.Концерт учащихся муз. отделения- 20мин

3.Презентация "История танцев"- 5- 7 мин

3.Видеорассказ "Виды танцев" и разгадывание кроссворда - 13-15 мин

4.Завершение урока -3 мин.

Оборудование:

музыкальный материал: Ф.Шопен "Вальс" № 6,№ 7,

Е.Дога "Вальс". Огинский "Полонез", И.С. Бах "Французская сюита",

"Алеманда", "Жига", Рахманинов "Полька",

Компьютер, интерактивная доска, видеоряд танцевальной музыки,

Таблица с кроссвордом, презентация "История танцев"

Ход урока .

Читает ученик:

О танец, ты великое творенье

Прекрасней ничего на свете нет,

Чем торжество и вдохновенье,

Оваций восхитительный букет!

Мазурка, полонез и полька,

Король всех танцев старый добрый вальс,

И музыки чарующая сила

Несёт и кружит в звёздном вихре нас!

Сегодня на уроке мы узнаем о танцевальной музыке разных народов в разные времена. прослушаем выступления учащихся музыкального отделения. Ученики художественного отделения познакомят вас с историей танцев, а в конце урока посмотрим, у кого хорошая память и разгадаем кроссворд.

Танцы возникли в глубокой древности. Они отражают жизнь народа, многие из его обычаев являются выражением чувств и мыслей народа. музыка каждого танца имеет свой темп, размер и ритмический рисунок. Сегодня вы узнаете о таких танцах, как вальс, полонез, полька, менуэт, жига и другие.

В исполнении преподавателя фортепиано Овадовской Н.И. звучит "Вальс" композитора Е.Дога из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Выступает ученик:

Слово "Вальс", в переводе с немецкого - "кружащий", "вертящий", - появился давно, более 200 лет назад. Имеет трёхдольный размер. И по сей день он не уступает модным танцам. Вальс вырос в самостоятельный концертный жанр, благодаря творчеству И.Штрауса. В 20 веке лирический вальс представлен музыкой русских композиторов: - напряжённый страстный вальс А. Хачатуряна из музыки к драме Ю.Лермонтова "Маскарад", элегический вальс Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" и другие.

Читает ученик:

Пары танцуют шаги "раз, два, три"

Что это за танец? Узнал?- говори... (вальс)

Суханова Анастасия, ученица 1 кл, исполняет на синтезаторе

"Весна" в стиле французского вальса.

Читает ученик:

Вальсов много есть на свете,

Кружат взрослые и дети,

А для самых маленьких

И вальс зовётся маленьким.

Фокина Лена, ученица 2 кл, исполняет

Хачатуряна "Весенний вальс" на синтезаторе.

"Вальс" Майкапара исполняет Батракова Анастасия,

3 кл, фортепиано.

Вступает преподаватель Овадовская Н.И.:

Родина менуэта- французская провинция Пуату в Бретани. Народный менуэт - танец живой и подвижный, с лёгкими прыжками и плавными приседаниями. В начале 18 века мода на менуэт пришла и в Россию. во второй половине 18 века менуэт в Европе - не только танцевальная, но и инструментальная пьеса. Форма- трёхчастная, средняя часть - трио.

Читает ученик:

Балы, балы и музыка играет,

На танец даму кавалеры приглашают.

Французский танец движет силуэт,

А танец называем "Менуэт"

Уточкина Виктория, 3 кл, исполняет

Циполи "Менуэт". Фортепиано.

Цюркало Даниил, 2 кл,

Исполняет Черни "Этюд" в стиле Менуэта.

Преподаватель:

Полька- Чешский танец живого и бодрого характера. Темп подвижный, иногда быстрый.

Характер весёлый, задорный, лучистый. Полька- танец парный, стал бальным в середине 19 века.

Танец- лёгкий ветерок,

Как зефир он нежный,

Так порхает мотылёк

Утром в чаще свежей.

Васильева Лика, 3 кл, исполняет на фортепиано

М. Глинка "Полька"

Читает ученик:

Нам нельзя остановиться

Белый свет в глазах кружится,

Пляшут сердце и душа.

Больно полька хороша

Выступает Фокина Лена, 1 кл. синтезатор

Александров "Новогодняя полька"

Под музыку весёлую

Танцуем польку мы.

Выступает Барышникова Олеся, 2 кл.

Лемуан "Этюд" в стиле польки.

Преподаватель:

Старинная сюита - многочастное циклическое произведение, состоящее из нескольких танцевальных пьес. основу сюиты составляет: алеманда, куранта, сарабанда и жига. Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев(по характеру, темпам, метроритмам, фактуре). В единое целое объединяют: тональность, 2-хчастная форма каждого танца, жанр, контрастность.

Выступает Анисимова Ксения, 4 кл. Фортепиано.

И.С.Бах "Жига" ми минор

Преподаватель:

Полонез - старинный танец торжественного характера, в котором участвовали рыцари- воины. С 16 века полонез известен, как придворный танец в странах Европы. почти все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме. Условно можно выделить две группы: концертно - виртуозные пьесы и эпические поэмы об истории(полонезы, в которых слышны скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее).

Ученик:

Я к вам едва не опоздал...
Ведь мною открывают бал.

Я польский танец и давно

Такое имя мне дано...

Играет преподаватель Овадовская Н.И.: М. Огинский "Полонез" ля минор

Сегодня на уроке перед вами выступали учащиеся музыкального отделения. Вы прослушали музыку к танцам: вальс, полька, полонез, менуэт. Эта музыка разная по характеру, по темпу и ритму, и она прекрасна. Но с давних веков существуют танцевальные мелодии, которые мы, может быть, и не слышали. Вот их названия: гальярда, котильон, ригодон, пассакалья, чакона, лендлер, - это танцы, которые пришли к нам из Западной Европы. А знаете ли вы русские танцы? Например, карагод (хоровод), русская кадриль? Немало и других русских танцев: барыня, камаринская, матаня, трепака, русского, топотуха. Ученики художественного отделения расскажут вам о других танцевальных мелодиях.

Учащиеся и все зрители переходят в кабинет изобразительного искусства.

Ученик художественного отделения демонстрирует презентацию об истории танцев.

  • Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия ) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.
  • Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры .
  • Танец (греч. Χορός) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография . Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора . Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли корибанты и вакханки . Важным значением Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.
  • С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века . Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала , где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене . Примером староевропейского танца является бранль , павана , аллеманда , фанданго , сардана , муишеранга . Вместе с цыганами приходит танец фламенко . В Польше распространение получил краковяк .
  • В 1589 году появляется танцевальный учебник

Полонез - польский танец , покоривший королевские дворы Европы

Полонез называют «королем маршей» за его грациозность, торжественность и величие. Этот танец был обязательной частью придворных балов. Без него не обходились важные торжественные мероприятия у монарших и королевских особ. Он как будто был создан для демонстрации собственного блеска и славы, чем и заслужил особую любовь королей. Где он зародился и как завоевал звание открывающего придворного танца, расскажем на этой странице.

Что такое полонез. Особенности танца

Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы понять его особенности, предлагаем подключить воображение. Представьте себе большой богато украшенный зал, по сторонам которого стоят все присутствующие. Середина помещения пуста, но ненадолго. Звучит торжественная музыка и процессия начинается. Мужчины и женщины парами выходят в зал, медленно продвигаются по нему, все время ориентируясь на первую пару. Именно она задает характер танца.

Но вот шествие, полное грациозности и достоинства, заканчивается. Танцующие переходят к исполнению следующих фигур. Партнеры кружатся вокруг своих партнерш, затем они на время расходятся и меняются парами. После этого все пары выстраиваются в линию и поднимают сцепленные руки вверх. Образуется своеобразный тоннель, сквозь который проходит сначала первая пара, затем вторая и т. д.


Итак, что делает полонез таким особенным:

    торжественность и степенность в каждом движении;

    это танец-импровизация, где ведущую роль играет первая пара;

    приверженность ритуалам и правилам. Так, полонез начинается с ритурнели или музыкального вступления. Только после этого первый кавалер приглашает всех к танцу;

    простая хореография. Хотя простой она кажется лишь на первый взгляд. Не все способны держать осанку на протяжении длительного времени и наполнять каждое па грациозностью и изяществом.

История полонеза: польская культура

На протяжении долгого времени не существовало единой точки зрения на вопрос происхождения полонеза. Одни специалисты считали, что танец имеет французские корни, другие – что в нем чувствуются испано-арабские традиции. Верной в своих рассуждениях оказалась третья сторона, по мнению которой «виновницей» зарождения полонеза можно считать Польшу.

Впервые о польских танцах заговорили в середине XVI века. При этом термин «польский танец» использовали исключительно иностранцы. Сами поляки свои пляски называли венгерскими, скорее всего, в честь Стефана Батория, который был венгром.

Танцевали в Польше все: от простого народа до монарших особ. Среди всех стилей особенно выделялся «Танец Великий», который и считают прародителем полонеза. Его отличительной чертой была торжественность. Только представьте себе колонну воинов, исполняющих оригинальные шаги с чувством достоинства и горделивости. Именно воинов. Есть мнение, что первоначально танец был исключительно мужским и предназначался для демонстрации уверенности в себе, а также для восхищения прекрасных дам. Насколько это соответствовало действительности, специалисты затрудняются сказать. Но в одном они сходятся: полонез всегда был полон торжественности и внутреннего достоинства.

У польской аристократии было особое отношение к полонезу. Шляхта - так называли привилегированное сословие Королевства Польского - считала этот танец чуть ли не единственным достойным монарших особ. И неважно, что основа движений была «подсмотрена» в народной культуре. Кто об этом будет говорить, когда в каждом па танцующих пар чувствуется влияние придворных танцев, и главным образом - куранты и менуэта французского происхождения.

Торжественное шествие по Европе

Появлению полонеза в других европейских странах мы обязаны Станиславу Лещинскому, которого поляки прозвали королем-благодетелем. Будучи в Стокгольме, он продемонстрировал свое умение танцевать в оригинальном стиле, чем и вызвал всеобщее восхищение. Произошло это в 1711 году - полонез начинает распространяться по королевским дворам Франции, Германии, Швеции и других стран, включая Русское царство.

Но просто танцевать полонез для европейской аристократии было скучно. По крайней мере, так считали придворные танцмейстеры. Они меняли хореографию, добавляли новые элементы, придавая танцу неповторимый национальный шарм.

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него не обходилась ни одна свадьба, бал или официальное мероприятие. Его танцевали несколько раз за вечер, торжественно шествуя парами по кругу.

В конце XVIII века полонез вернулся в Польшу и стал ее символом. Он мало напоминал первоначальный вариант танца, который когда-то отправился в путешествие по европейским дворам. Изменился ритм, появилось музыкальное сопровождение вместо вокального, танцевальный наряд предстал в новом обличии: в моду вошло европейское платье.

Одновременно с этим особый интерес к танцу стали проявлять композиторы. Они сочиняли мелодии для сопровождения полонеза, которые впоследствии стали больше использоваться на концертах, а не на танцевальных раутах.

Закат полонеза

Век XIX сменяет XVIII. Меняются вкусы аристократии, меняется культура и представление о прекрасном. Но полонез продолжает жить. Правда, в музыке появляются более меланхоличные тона, а ее торжественность привлекает исключительно старое поколение, которое живет традициями ушедших лет.

Хоть полонез и занимал место первого танца, его популярность стала угасать. Сейчас увидеть пару, исполняющую традиционный польский танец можно на выпускных балах и костюмированных представлениях, посвященных реконструкции ушедших эпох.

История полонеза в России


Польский танец, а именно так чаще всего называли полонез в России, пришелся к императорскому двору весьма кстати. Представители высшего сословия стали исполнять его еще при Петре I, который очень любил этот танец. За что? За возможность продемонстрировать богатства императорских залов. Современники того времени в своих мемуарах даже описывали, как гости обходили залы, все комнаты и лестницы. Эта особенность танца и дальше использовалась, чтобы показать всю роскошь дома хозяина бала.

При Петре полонез редко был открывающим танцем. Обычно ему предшествовал танец-поклон. Эту традицию продолжила Екатерина Великая. Она также отвела полонезу вторую роль, отдав предпочтение менуэту. Польский танец стал открывающим на балах при Павле Петровиче. При этом первыми парами во время исполнения обязательно выступали представители рыцарского ордена.

Примечательно, что в России полонез существовал в двух вариациях: обычной и церемониальной. Церемониальный был частью свадебного празднования, а обычный – любого бала.

Любовь к полонезу среди российской знати прослеживается плоть до начала XX века. Под влиянием придворного этикета танец менялся, но его торжественность и степенность никуда не исчезли. Эти черты стиля усиливали положение императора в обществе и подчеркивали его стать и величие.

Интересные факты

    Название «полонез» было придумано лишь в XVIII веке за пределами Польши. Сами поляки называли свой танец стародавним. Чуть позже в обиход вошел термин «Taniec polski» или «Танец Польский». Под таким именем он и был больше всего известен у себя на родине.

    Никакой музыки, исключительно пение самих танцоров сопровождало полонез на заре своего рождения вплоть до конца XVIII века. Лишь потом появилась инструментальная музыка, без которой сложно было представить исполнение танца на королевских торжествах.

    Бал, посвященный празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году, открывался полонезом. В качестве музыкального сопровождения выступала музыка Глинки. Танец длился почти 20 минут. За это время танцующие пары совершили 3 тура по залу.

    И все-таки: шляхты позаимствовали у простого народа движения для полонеза или наоборот? Это вопрос остается открытым среди специалистов. Существует мнение, что простые поляки весьма благосклонно встретили новый танец и создали на его основе незатейливый вариант исполнения под названием «chodzony».

    В России полонез особенно любили русские офицеры.

    Бал, посвященный дню свадьбы Петра III и Екатерины Великой, длился всего 1 час. Все это время гости танцевали одни полонезы.

    И мужские, и женские костюмы, в которых исполняли полонез, отличались богатством и роскошью. Для их изготовления использовались дорогие ткани – золоченая парча, бархат и атлас. Обувь была красного или золотистого оттенков.

Известные полонезы

    «Прощание с родиной» Михаила Огинского, польского композитора. Другое название этой композиции «Полонез Огинского». Эта достаточно известная мелодия была написана в 1794 году. При каких обстоятельствах точно неизвестно. Но существует версия, что Огинский написал ее, уезжая из Речи Посполитой. Интересно, что в Беларуси «Прощание с родиной» хотели сделать гимном страны, но комиссии мелодия показалась слишком сложной.

«Прощание с родиной» Михаила Огинского (слушать)

    Полонез из оперы «Жизнь за царя » Михаила Ивановича Глинки. Впервые это произведение было представлено на суд публике в 1836 году. Музыка настолько понравилась представителям высшего круга, что ее стали использовать практически на каждом балу, когда предстояло исполнять полонез.

Полонез из оперы «Жизнь за царя» (слушать)

    Полонез ля-бемоль мажор Фредерика Шопена . Всего этим композитором было написано 16 полонезов, но именно эта композиция отличается грандиозностью и величием.

Полонез ля-бемоль мажор Фредерика Шопена (слушать)

    Полонез из оперы «Евгений Онегин » Петра Ильича Чайковского впечатляет пышностью, торжественностью и блеском. Слушая его, начинаешь понимать, почему представители российского императорского двора так любили польский танец.

Полонез из оперы «Евгений Онегин» (слушать)

Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с музыкальными жанрами, расширить представление о музыкальном жанре – танец.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству;
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Используемый материал:

  • Рахманинов С. “Полька”
  • Шопен “Полонез ля мажор”
  • Шопен “Мазурка”
  • Чайковский П. “Вальс” из балета “Спящая красавица”
  • Чайковский П. “Вальс”
  • Адлер “Песенка менуэта”
  1. Организационный момент. Построение учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (учитель играет нисходящее ре минорное трезвучие, по два раза каждый звук)

Ученики: Здравствуйте! (при ответе учащихся учитель играет нисходящее ре минорное трезвучие).

Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с музыкальным жанром - танец. Скажите, когда люди танцуют?

Ученики: Когда праздник, когда весело, на утренниках …

Учитель: А какие танцы вы знаете?

Ученики: вальс, полька…

Учитель: Да! И первый танец, с которым мы сегодня познакомимся – это полонез . (Звучит “Полонез” Шопена) / В переводе на русский язык название танца звучит просто как слово “польский”. Как вы думаете, в какой стране появился этот танец?

Ученики: в Польше!

Учитель: Действительно, этот танец пришёл к нам из Польши. Старинный польский танец торжественного характера, в котором раньше участвовали одни воины-рыцари. С 16 века полонез известен как придворный танец в странах Европы. Полонез - совсем простой танец, представляет он собой что-то вроде парадного шага. Поэтому он имеет второе название – танец-шествие.

Учитель: И следующий танец тоже пришел из Польши.

Ученик:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Учитель: Это - мазурка . Думаю, что мало кто знает, откуда возникло название этого танца. Мазурка – танец, который пришёл из Польши. Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в этой области, назывались мазурами. Танец получил своё название по наименованию местных жителей – мазурка. Какой характер у мазурки? (Звучит “Мазурка” Шопена).

Ответы учащихся.

Учитель: А следующий танец часто считают польским танцем, хотя это неправда, так как полька появился в Чехии. Слово “Полька” по-чешски означает “полшага”. Танцуют его парами по кругу, передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками. Итак, я приглашаю всех любителей польки на танец! Дети выполняют движения по показу учителя. (Звучит “Полька” Рахманинова).

Учитель: Когда-то очень давно любили танцевать старинный танец менуэт . А в какой стране появился менуэт, вы сейчас сами узнаете. (Учитель исполняет песню Адлера “Менуэт”).

Учитель: В какой стране появился менуэт?

Ученики: во Франции.

Учитель: Совершенно правильно. Менуэт – это французский танец, характеризующийся большим количеством поклонов и реверансов. (Разучивание песни. 1 этап работы над пеней.)

Ученик:

Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!

Учитель: Слово “Вальс” в переводе с немецкого значит “вертящийся”, “кружащийся”. Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем воображении возникает какое-то кружение. Вальс появился давным-давно – более 200 лет назад. Но и по сей день он не уступает в популярности новым модным танцам. Кто же придумал вальс? Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что вальс придумал не один человек, а тысячи. А жили эти люди в маленьких городках Германии и Австрии - “ландаль”, что означает провинция. Именно там и родился танец, который назвали лендлер. Попав в музыкальную столицу мира – Вену, танец получил название вальс. (Звучит вальс из балета “Спящая красавица”) . Этот вальс написал известный вам русский композитор П.И.Чайковский. П.Чайковский написал много красивых вальсов, и один из вальсов мы сейчас прослушали. Какой характер у вальса?

Ответы учащихся.

Учитель: я предлагаю поиграть вам в игру-соревнавание “Кто лучше изобразит вальс?” (Дети участвуют по желанию. Звучит “Вальс” П.Чайковского)

Учитель: Молодцы! Ребята, какой “кит” у нас сегодня в гостях?

Ученики: Танец.

Учитель: С какими танцами мы сегодня познакомились?

Ученики: Полонез, мазурка, полька, менуэт, вальс.

Учитель: Танец открывает двери в любую музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой симфонии, балета. И закончить этот урок хочу следующими словами:

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Выход под “Итальянскую польку”.