Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Искусствоведение литература. Систематизация литературы по искусству. О фарфоровых чашках и тех, кто посвящает им жизнь

«О фотографии»

Сьюзен Сонтаг

Этика и эстетика в одном флаконе.

«Ограниченность фотографического знания о мире такова, что оно может разбередить совесть, но в итоге никогда не будет этическим или политическим знанием. Знание, почерпнутое из неподвижных фотографий, всегда будет своего рода сентиментализмом, все равно - циничным или гуманистическим. Это будет знание по сниженным ценам - подобие знания, подобие мудрости, так же как акт съемки есть подобие присвоения, подобие изнасилования. Сама немота того, что гипотетически понятно из фотографий, и составляет их привлекательность и соблазнительность. Вездесущность фотографий оказывает непредсказуемое влияние на наше эстетическое чувство. Дублируя наш и без того загроможденный мир его изображениями, фотография позволяет нам поверить, что мир более доступен, чем на самом деле».

«Утц» и другие истории из мира искусства»

Брюс Чатвин

О фарфоровых чашках и тех, кто посвящает им жизнь.

«Утц часами пропадал в дрезденских музеях, разглядывая фигурки персонажей комедии дель арте из королевских коллекций. Запертые в стеклянных саркофагах, они, казалось, звали его в свой тайный лилипутский мир и - молили об освобождении. Его вторая статья называлась «Частный коллекционер»:

«Вещь, выставленная в музейной витрине, - писал он, - должна чувствовать себя, как животное в зоопарке. Становясь музейным экспонатом, вещь погибает - от удушья и невозможности уединения. Между тем как владелец домашней коллекции может, а вернее сказать, не может не прикасаться к ней. Подобно тому как ребенок дотрагивается до предмета, чтобы дать ему имя, страстный коллекционер, чей глаз и рука всегда находятся в гармонии, вновь и вновь дарует вещи жизнепорождающее прикосновение ее создателя. Главный враг коллекционера - хранитель музея. В идеале следует хотя бы раз в пятьдесят лет опустошать все музеи, чтобы их коллекции вновь оказывались в частных руках…» - Как вы можете объяснить, - как-то раз спросила мать Утца семейного доктора, - маниакальную увлеченность Каспара фарфором? Перверсия, - ответил он, - такая же, как и все прочие».

«Блокнот Бенто»

Джон Берджер

Философия искусства от первого лица.

«Телам танцоров, преданных своему искусству, присущ дуализм. И это заметно во всем, что бы они не делали. Ими управляет своего рода принцип неопределенности; только вместо того, чтобы переходить из состояния частицы в состояние волны, их тело попеременно становится то дарящим, то даром.

Они постигли свое тело до того глубоко, что могут находиться внутри него, а могут впереди и позади него - попеременно, переключаясь то каждые несколько секунд, то каждые несколько минут.

Дуализм, присущий каждому телу, - и есть то, что позволяет им во время выступлений сливаться воедино. Они прислоняются друг к другу, поднимают, носят, перекатываются, отделяются, присоединяются, поддерживают друг друга, и при этом два или три тела образуют единое пристанище, подобное не то живой клетке - пристанищу молекул и переносчиков информации, не то лесу, где обитают животные».

«Кино»

Жиль Делез

Классификация образов и знаков кино.

«Кино не сходится с прочими видами искусства, целью которых является скорее узреть нереальное в мире, но творит из мира нереальное или повествование: с изобретением кинематографа уже не образ становится миром, но мир - собственным образом. Можно заметить, что феноменология в некоторых отношениях застряла на докинематографической стадии, чем и объясняется ее неуклюжая позиция: феноменология ставит естественную перцепцию в привилегированное положение, отчего движение соотносится еще и с позами (уже не существенными, а попросту экзистенциальными). А следовательно, кинематографическое движение сразу же изобличается как не соблюдающее верность условиям перцепции и к тому же возвеличивается, как новый тип повествования, способный «сблизить» воспринимаемое и воспринимающего, мир и перцепцию. По крайней мере, такое впечатление на нас произвела сложная теория в феноменологическом духе Альбера Лаффе».

«Тинтин и тайна литературы»

Том Маккарти

Рассуждения о литературном вымысле, которые очень легко читать.

«Раскройте первый попавшийся старинный роман: повествованию как таковому предпослано крайне недостоверное заявление, «разъясняющее», откуда автор узнал о событиях, о которых вам предстоит прочесть. Основоположники современного романа трудились в XVII веке, когда наука начала требовать, чтобы излагались лишь доказанные факты, а богословие по-прежнему твердило, что лгать грешно. В этих условиях прозаики прибегали ко всяческим хитростям, чтобы их «плоды воображения» и «романтические фантазии» не противоречили непреложным принципам честности и фактической точности. Так, Даниэль Дефо уверял, что правду лучше выражать, «внушая ее исподволь, под маской какого-либо Символа или Аллегории»; Джон Баньян утверждал, что излагает сведения, «полученные от лиц, в чьей причастности к этим событиям я полностью уверен», а Афра Бен нахально восклицала в одной из своих фантастических «правдивых историй»: «Я не собираюсь тешить вас выдумкой или какой-то байкой, состряпанной из Романтических Стечений Обстоятельств; все Обстоятельства, с Точностью до Йоты, - чистая Правда. Я самолично была Очевидцем почти всех основных Событий; а то, чего я не видала, подтвердили мне Герои этой Интригующей Истории, духовные Лица из ордена святого Франциска».

Фотоаппарат Тинтина, монахи Афры Бен - все это литературные приемы, призванные создать флер достоверности вокруг вымысла. Афра Бен, как и Тинтин, даже становится персонажем и оказывается в центре событий, о которых собирается поведать миру. Это единство в двух лицах расщепляет реальность на разные уровни».

«Архитектура как воссоздание»

Сэм Джейкоб

Как городское пространство отражает и творит историю.

«В своем свободном, ничем не ограниченном переписывании прошлого архитектура использует историю как трамплин в будущее. Она бесконечно воссоздает сама себя, сознательно закладывая собственное прошлое в свое же будущее, заново вписывая присущий ей миф в ткань грядущего. В то же время архитектура узаконивает собственные новые предложения, внедряя их в тех же границах, в которых находятся существующие языки, материалы и типологии. Сопутствующее воссозданию повторение того, что уже есть, помогает смягчить потрясение от новизны, при этом само оно объявляет себя неизбежным продуктом исторических обстоятельств. Таким образом, архитектура мифологизирует собственное творение, обеспечивая себе исторические доводы и предлагая мир будущего, и все это - в пределах своей сущности.

Пристрастие архитектуры к самовоспроизведению есть нечто большее, нежели шутка, понятная лишь посвященным. В отличие, например, от участников исторических реконструкций, она никогда не собирает вещи и не уходит домой, потому что сама является домом (или другим пространством, где мы могли бы находиться). Архитектурные воссоздания совершенно серьезны и абсолютно реальны».

«Действие есть форма»

Келлер Истерлинг

О том, как Гутенберг стал ключевой фигурой в зодчестве.

«Чтобы понять смысл высказывания “архитектура и есть информация», то есть сделать воду осязаемой, необходима работа мысли, схожая с исследованием принципов работы, но подразумевающая преодоление ассоциаций, связанных со словом «информация”. Информация, особенно в цифровой культуре, это текст или код - то, что появляется на экране и распознается с помощью одного из множества языков. Чем шире распространяются подобные устройства, тем сложнее найти пространственные технологии или сети, не зависящие от цифрового мира. Мир становится «интернетом вещей», где умные здания, умные машины взаимодействуют с бесчисленными мобильными телефонами и цифровыми устройствами. Почти каждая отрасль знания в XX веке оказалась подчиненной информатике, поскольку стремилась опереться на информационные системы управления, позволяющие на основе вычислений и измерений давать более или менее достоверные прогнозы.

В число таких отраслей попала и архитектура, что можно увидеть в работах Седрика Прайса и Кристофера Александера. Такие гуру конца XX века, как Кевин Келли, на волне экономических успехов цифровой индустрии предлагали нам представить себе машины как «микросхемы с колесами», самолеты - как «летающие микросхемы с крыльями», здания - как микросхемы для жилья и большие микросхемы для содержания овец и коров. Естественно, все они будут материальны, но каждый грамм их вещественной сущности будет просто напичкан знаниями и информацией».

«Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова»

Даша Парамонова

О том, как в архитектуре отражается эпоха.

«Отдельным и, пожалуй, самым радикальным направлением трансформации индустриального подхода в постсоветской России становится применение этого практичного метода при строительстве религиозных сооружений. Чтобы обслужить духовную жизнь горожан, Москва должна быть покрыта равномерной сеткой церквей. По расчетам, необходимо построить минимум 200 новых храмов, однако общий дефицит культовых зданий оценивается представителями РПЦ в 600 объектов. Проекты, разработанные Моспроектом-2 и Моспроектом-3, могут быть возведены за срок от 1 до 6 месяцев. Предлагаются два типа храма - однокупольный и пятикупольный, а также различные вариации приделов и отделки. «Поэтому за счет смены куполов, завершений и цветовых решений может появиться большое количество вариантов», - рассказывает Александр Кузьмин. Такой утилитарный подход к строительству свидетельствует о том, что религия в жизни россиянина - это такая же естественная вещь, как гараж или дача, а церковь на территории района столь же необходима, как тепловой пункт или детская площадка. Сотрудничество государства и церкви начинается в конце 1980-х с признания права на свободу совести, а в 2012-м этот союз инициирует скандальное судебное дело против художественных активистов, распевающих «Богородица, Путина прогони». Религия и власть теперь не просто союзники, но партнеры. По словам представителей РПЦ, строительство типовых храмов должно не только восстановить историческую справедливость, но и сделать общество более гомогенным, транслировать образ правильного гражданина, которому необходима пешая доступность к православному храму».

«Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»

Вальтер Беньямин

Искусство с аурой и без нее.

«Единственность произведения искусства тождественна его впаянности в непрерывность традиции. В то же время сама эта традиция - явление вполне живое и чрезвычайно подвижное. Например, античная статуя Венеры существовала для греков, для которых она была предметом поклонения, в ином традиционном контексте, чем для средневековых клерикалов, которые видели в ней ужасного идола. Что было в равной степени значимо и для тех, и для других, так это ее единственность, иначе говоря: ее аура. Первоначальный способ помещения произведения искусства в традиционный контекст нашел выражение в культе; Древнейшие произведения искусства возникли, как известно, чтобы служить ритуалу, сначала магическому, а затем религиозному. Решающим значением обладает то обстоятельство, что этот вызывающий ауру образ существования произведения искусства никогда полностью не освобождается от ритуальной функции произведения. Иными словами: уникальная ценность «подлинного» произведения искусства основывается на ритуале, в котором оно находило свое изначальное и первое применение. Эта основа может быть многократно опосредована, однако и в самых профанных формах служения красоте она проглядывает как секуляризованный ритуал. Профанный культ служения прекрасному, возникший в эпоху Возрождения и просуществовавший три столетия, со всей очевидностью открыл, испытав по истечении этого срока первые серьезные потрясения, свои ритуальные основания. А именно, когда с появлением первого действительно революционного репродуцирующего средства, фотографии (одновременно с возникновением социализма) искусство начинает ощущать приближение кризиса, который столетие спустя становится совершенно очевидным, оно в качестве ответной реакции выдвигает учение о l“art pour l”art, представляющее собой теологию искусства».

«Запечатленное время»

Андрей Тарковский

Поэтичное эссе о времени, музыке и искусстве в целом.

«Время - это условие существования нашего «Я». Наша питательная атмосфера, которая разрушается за ненадобностью в результате разрыва связей личности с условиями ее существования. Когда наступает смерть. И смерть индивидуального времени тоже - в результате чего жизнь человеческого существа становится недоступной для чувств остающихся в живых. Мертвой для окружающих.

Время необходимо человеку, чтобы, воплотившись, он мог осуществиться как личность. Но я не имею в виду линейное время, означающее возможность успеть что-то сделать, совершить какой-то поступок. Поступок - это результат, а я рассуждаю сейчас о причине, оплодотворяющей человека в нравственном смысле.

История - еще не Время. И эволюция тоже. Это последовательности. Время - это состояние. Пламя, в котором живет саламандра человеческой души».

«Заметки на полях “Имени розы”»

Умберто Эко

Увлекательный бэкстейдж о постмодернистских играх.

«Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей «люблю тебя безумно», потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы - прерогатива Лиала. Однако выход есть. Он должен сказать: «По выражению Лиала - люблю тебя безумно». При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести, - то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии… И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви».

«Кино между адом и раем»

Александр Митта

Учебник для чайников о том, как снять гениальный фильм.

«Саспенс - это что-то вроде экзамена, который выдерживают перед зрителями конструктивные элементы структуры. Если драматическая ситуация хороша, она порождает саспенс. Если драматическая перипетия развита правильно - вы получите все, что хотели, плюс саспенс в развитии. Если событие правильно вскрыло конфликт, саспенс будет расти вместе с угрозой герою и неожиданными поворотами действия.

Режиссер, который ввел в обиход термин «саспенс», - Альфред Хичкок. Он назвал саспенсом «самое интенсивное представление о драматической ситуации, которое только возможно». Хичкок рассказывал, что, когда он начинал снимать фильмы, будучи еще неизвестным режиссером, он подумал: «Как бы сделать так, чтобы все звезды захотели сниматься в моих фильмах? Надо соблазнить их историей, в которой есть что-то таинственное и беспокойное, надо пробудить в них чувства». Вот это и приводит историю к саспенсу.

Хичкок как-то сказал французскому режиссеру Трюффо:

Когда я сочиняю истории, меня больше всего волнуют не характеры, а лестницы, которые скрипят.

Что это такое? - спросил Трюффо.

Лестницы, которые скрипят и могут обрушиться под героем. Я называю это «саспенс».

«Сад, Фурье, Лойола»

Ролан Барт

Литературная игра в бисер.

«При переходе от Сада к Фурье выпадает садизм, при переходе от Лойолы к Саду - общение с Богом. В остальном одно и то же письмо: одно и то же классификационное сладострастие, одно и то же неудержимое стремление раскраивать (тело Христово, тело жертвы, человеческую душу), одна и та нее одержимость числами (подсчитать грехи, пытки, страсти и даже ошибки в счете), одна и та же практика образа (практика подражания, картины, сеанса), одни и те же очертания системы - социальной, эротической, фантазматической. Ни один из этих трех авторов не дает читателю свободно вздохнуть; все ставят удовольствие, счастье и коммуникацию в зависимость от некоего негибкого порядка или, ради еще большей агрессивности, от какой-то комбинаторики. Итак, вот они объединены все трое: проклятый писатель, великий утопист и святой иезуит».

«Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса»

Михаил Бахтин

Как народная культура становится частью большой литературы.

«Вся богатейшая народная культура смеха в средние века жила и развивалась вне официальной сферы высокой идеологии и литературы. Но именно благодаря этому внеофициальному своему существованию культура смеха отличалась исключительным радикализмом, свободой и беспощадной трезвостью. Средневековье, не допустив смех ни в одну из официальных областей жизни и идеологии, предоставило ему зато исключительные привилегии на вольность и безнаказанность вне этих областей: на площади, во время праздников, в рекреативной праздничной литературе. И средневековый смех сумел широко и глубоко использовать эти привилегии.

И вот в эпоху Возрождения смех в его наиболее радикальной, универсальной, так сказать, мирообъемлющей и в то же время в его наиболее веселой форме один только раз в истории на какие-нибудь пятьдесят–шестьдесят лет (в разных странах в разные сроки) прорвался из народных глубин вместе с народными («вульгарными») языками в большую литературу и высокую идеологию, чтобы сыграть существенную роль в создании таких произведений мировой литературы, как «Декамерон» Боккаччо, роман Рабле, роман Сервантеса, драмы и комедии Шекспира и другие».

«Записки и выписки»

Михаил Гаспаров

Очень остроумные рассуждения о литературе, филологии и критике.

«Однажды мне случилось сказать: “Не потому Лермонтов нам нравится, что он велик, а наоборот, мы его называем великим потому, что он нам нравится». Мне казалось, что это банальность, но В.В. Кожинова это почему-то очень возмутило. Мне и до сих пор кажется, что наше «нравится - не нравится” - недостаточное основание, чтобы объявить писателя великим или невеликим. Я бы предпочел считать, что тот писатель хорош, который мне не нравится, который выходит за рамки моего вкуса: ведь я не имею права считать мой вкус хорошим только потому, что он мой. Еще лучше было бы вместо своей эгоцентрической точки зрения реконструировать чужую, заведомо достойную уважения: а что сказал бы о таком-то современном поэте Мандельштам? Пушкин? Овидий? Такие гипотетические суждения, наверное, были бы интереснее; но обычно об этом не задумываются, вероятно, предчувствуя: ничего хорошего они бы не сказали».

«Искусство и визуальное восприятие»

Рудольф Арнхейм

Психологическая подоплека живописи.

«…свет представляется самостоятельным явлением или же качеством, внутренне присущим самим предметам, а не воздействием, передаваемым от одного предмета к другому, «День» - это яркая вещь, о которой часто думают как о скоплении белых облаков, которые приходят извне и движутся по небесному своду. Таким же образом яркость предметов на земле воспринимает­ся в основном как свойство их самих, а не как результат отражения. Не принимая во внимание особые условия, о которых будет сказано ниже, освещенность дома, дерева или лежащей на столе книги не воспринимается нами как какой-то подарок далекого источника. В лучшем случае дневной свет или свет электрической лампы освещают вещи подобно тому, как спичка поджигает охапку дров. Эти вещи менее ярки, чем солнце или небо, но в принципе не отличаются от них. Они просто менее яркие светила.

Соответствующим образом темнота воспринимается либо как угасание яркости, присущей предмету, либо как тот эффект, который получается, когда пытаются спрятать светлые предметы в тени темных. Ночь - это не отрицательный результат удаления света, но

положительное появление темного покрывала, которое заменяет или покрывает день. Ночь, как она представляется детям, состоит из черных облаков, которые движутся так близко друг к другу, что белое никак не может пробиться сквозь них. Некоторые художники, такие, как Рембрандт или Гойя, по крайней мере в некоторых своих картинах, изображали мир как темное пространство, местами подсвечиваемое светом. Оказалось, что они подтвердили средствами искусства открытия, сделанные физиками».

«Избранные произведения Леонардо да Винчи»

Леонардо да Винчи

Как думал человек, ставший символом своего времени.

«Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных. Итак, зная, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, ты, бродя по полям, поступай так, чтобы твое суждение обращалось на различные объекты, и последовательно рассматривай сначала один предмет, потом другой, составляя сборник из различных вещей, отборных и выбранных из менее хороших. И не поступай так, как некоторые живописцы, которые утомясь своим воображением, оставляют работу и прогуливаются пешком для упражнения, сохраняя усталость в душе; они не только не хотят обращать внимание на различные предметы, но часто, при встрече с друзьями или родственниками, они, приветствуемые ими, их не видят и не слышат, и те принимают их не иначе, как за обиженных».

«Фольклор в ветхом завете»

Джеймс Джордж Фрэзер

Из чего и как собиралась самая известная в мире книга.

«Русские черемисы, (современное название - мари) народ финского происхождения, рассказывают историю сотворения мира, напоминающую некоторые эпизоды из преданий племени тораджа и индийских туземцев. Бог вылепил тело человека из глины и поднялся к себе на небо, чтобы принести оттуда душу для оживления человека, оставив на месте собаку сторожить тело в его отсутствие. Тем временем пришел дьявол и, напустив на собаку холодный ветер, прельстил ее меховой одеждой, чтобы ослабить ее бдительность. Потом злой дух оплевал глиняное тело и так загадил его, что когда бог вернулся назад, то пришел в полное отчаяние и, не надеясь когда-нибудь снять с тела всю грязь, скрепя сердце решил вывернуть тело наизнанку. Вот отчего у человека такая грязная внутренность. И в тот же день бог проклял собаку за ее преступное нарушение своего долга».

«Морфология волшебной сказки»

Владимир Пропп

«Мы предпринимаем межсюжетное сравнение этих (волшебных) сказок. Для сравнения мы выделяем составные части волшебных сказок по особым приемам и затем сравниваем сказки по их составным частям. В результате получится морфология, т.е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому. Какими же методами может быть достигнуто точное описание сказки? Сравним следующие случаи:

1.Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство.

2.Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство.

3.Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство.

4.Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство; и т.д.

В приведенных случаях имеются величины постоянные и переменные. Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия, или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц».

«Фотография как…»

Александр Лапин

Фундаментальный труд о композиции в фотографии.

«Конечно же, подавляющее большинство фотографов использует рамку видоискателя в качестве прицела, чтобы навести камеру на то, что их интересует. При этом ни фон, ни окружающие детали не принимаются во внимание. В английском языке слово shoot имеет два значения: стрелять и снимать. Настоящая же работа с камерой совершенно другая, это строительство кадра, организация его. Фотограф стремится к тому, чтобы в кадр не попало ничего лишнего.

Он обдуманно выбирает детали будущего снимка, ищет смысл в их сочетании и положении, компонует их, добиваясь выразительности, стремясь наполнить кадр вполне определенным содержанием. Композицию и выразительность художник находит также в самой реальности, но фотографу труднее, он не может синтезировать свою картину из отдельных наблюдений и должен найти ее цел жом. Так работает фотограф думающий, творческий, понимающий, фотография - это некое высказывание, смысл которого должен«прочитан» зрителем. Каждое высказывание, сообщение должно быть оформлено, организовано. К примеру, набор произвольных слов без правил грамматики и пунктуации не будет содержать практически никакой информации. То же самое касается и высказывания визуального - фотографии. Поэтому главное в ней должно быть выделено (ударения, восклицательные знаки), ее части необходимо должны быть связаны (синтаксис), оно, высказывание, имеет начало и конец, значимая деталь подобна придаточному предложению и так далее».

Справочная литература по искусству является важным источником информации в выполнении разнообразных эстетических запросов читателей различных категорий.

Спецификой отдельных видов искусства обусловлено многообразие справочных изданий. Среди них наряду с общими для всех отраслей знания, значительное место занимают специфические издания, характерные для того или другого вида искусства.

Широко практикуется публикация справочных материалов по искусству в качестве приложений к научным трудам, сборникам или иным видам документов.

Типология справочной литературы по искусству.

Используя сведения, изложенные в монографии А.А. Туровской, к наиболее распространенным типам справочной литературы по искусству мы отнесем:

Отраслевые энциклопедические издания;

Терминологические и биографические словари;

Справочники по отдельным жанрам;

Летописи жизни и творчества мастеров искусства;

Хроники художественной жизни;

Каталоги и путеводители;

Календари памятных дат;

Фотографические справочники. (см. №9)

Энциклопедические издания по искусству.

Издания данного типа справочной литературы подразделяются на три основные группы:

Многотомные отраслевые энциклопедии;

Энциклопедические справочники, адресованные специалистам в области искусства и культуры;

Энциклопедические словари для широких кругов любителей искусства.

До появления отраслевых энциклопедий наиболее полная информация по вопросам искусства содержалась в общих энциклопедиях, в частности Большой Советской. Но поскольку универсальные издания рассчитаны не сколько на специалистов, сколько на не знакомых с данными вопросами, т.е. на широкий круг читателей, то в них освещаются лишь основные сведения, явления, понятия всех видов искусства.

Отраслевые энциклопедии - это высшая форма, высший тип справочной литературы; современные научные знания по отдельным видам искусства сосредоточены именно в них.

Первые отраслевые энциклопедии по искусству «Театральная энциклопедия» и «Искусство стран и народов мира» появились довольно поздно - в начале 60-х гг. ХХ века. Это не случайно, так как создание капитальных справочников базируется на достижениях науки об искусстве. (см. №9)

Поскольку к энциклопедии обращаются не только для наведения фактической справки, но и для получения более широкой информации по интересующему вопросу, то необходимым элементом статьи энциклопедии становится пристатейная библиография.

Особенностью искусствоведческих энциклопедий является наличие богатого иллюстративного материала, который дополняет информацию и делает ее своеобразной.

Являясь схожими по содержанию материала: теория, история и современная художественная практика того или иного вида искусства, отраслевые энциклопедические издания различаются по своей структуре. В основе построения одних лежит словарный принцип, другие дают материал комплексно.

Примером первых является пятитомная «Театральная энциклопедия», освящающая на своих страницах теорию и историю сценического искусства с древнейших времен и до наших дней.

В ней представлены все виды театрального искусства.

В отличие от «Театральной энциклопедии», художественная энциклопедия «Искусство стран и народов мира» ставит главной целью дать комплексное освещение вопросов архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в краткой форме представить широкую картину художественного развития человечества с древнейших времен до нашего времени.

Своеобразная структура издания, группирующая материал по странам и национальным школам, позволяет дать комплексное освещение всех вопросов художественной жизни отдельной страны, показать различные тенденции и направления.

В искусствоведческих энциклопедиях пристатейная библиография приобретает особо важное значение ввиду недостаточной обеспеченности отдельных отраслей искусствоведения специальными библиографическими материалами.

Библиография в энциклопедии отражает, как правило, основную научную литературу по теме, притом новейшую, статьи из периодической печати, посвященные разработке узкоспециальных вопросов. Наряду с изданиями на русском языке в ней включаются наиболее ценные иностранные источники.

Естественно, что подготовка многотомных, капитальных изданий по искусству связана с большой научно-методической и организационной работой, что требует длительного времени.

Потому большое практическое значение приобретают краткие энциклопедические словари, издаваемые в одном-двух томах. По сравнению с многотомными энциклопедическими изданиями, словари являются массовыми справочниками, рассчитанными прежде всего на любителей искусства. Объем словаря обусловливает как меньшее количество статей, так и их краткость. Так, «Энциклопедический музыкальный словарь» содержит около 7 тысяч статей, примерно такой же объем и кинословаря. (см. №9)

В зависимости от объема в словарях можно выделить две группы статей:

Статьи и очерки;

Справочные статьи и заметки.

Большинство статей относится ко второй группе и содержание их ограничивается в основном фактическими сведениями.

Несколько больший объем имеют, как правило, статьи комплексного характера, статьи по особо актуальным и важным темам данного вида искусства. Именно такого типа справочниками являются «Энциклопедический музыкальный словарь» и двухтомный «Кинословарь», освещающие весь комплекс вопросов теории, истории и художественной практики этих видов искусства в соответствии с запросами широких кругов читателей.

Характерной особенностью заметок и статей в энциклопедических словарях является стремление к возможно полному их насыщению справочными сведениями.

Вспомогательный аппарат энциклопедических словарей обусловлен спецификой издания. Например, «Кинословарь» содержит «Алфавитный аннотированный указатель фильмов». При отсутствии многоотраслевой энциклопедии словарь энциклопедического характера является наиболее полным справочником.

Отдельную группу энциклопедических изданий по искусству составляют и словари-справочники типа «Спутник музыканта», «Все о таланте» и др.

От обычных энциклопедических справочников их отличает структура издания: материал группируется по разделам, обновленным спецификой того вида искусства, которому посвящен справочник. Например, все статьи-заметки по вопросам хореографического искусства объединены в 4 раздела:

Мастера балета;

Термины.

Спецификой этого вида справочников обусловлено отсутствие библиографии к заметкам. (см. №9)

Словари отдельных жанров искусства.

Одной из разновидностей справочников-словарей являются словари, суммирующие сведения об одном из жанров того или иного вида искусства, например «Драматический словарь», «Словарь опер», «Оперные либретто» и др.

Так, уникальный справочник «Словарь опер» состоит из более чем тысячи статей об операх, впервые прозвучавших или созданных в нашей стране за период, превышающий двести лет. О каждой опере сообщается: автор музыки, либретто, литературный первоисточник, послуживший основой для либретто, литература, жанр оперы, место и время событий, происходящих в опере, дата премьеры, театры, ставившие оперу, состав исполнителей, издание литературы, клавира и либретто. Помимо этих основных сведений сообщаются и другие, представляющие интерес для исследователей этого жанра, которым прежде всего и адресуется справочник.

Более популярный характер носят издания «Оперный словарь», «Оперное либретто». Содержание первого из них ограничивается сведениями о 500 операх отечественной и зарубежной классики. В статье-очерке сообщается о создателях оперы, кратко излагается содержание и ее специфическая история; анализируется музыкальная драматургия произведения.

Справочник «Оперные либретто» излагает краткое содержание оперы, важнейшие события творческой биографии автора. Материал организуется по принципу персоналий, расположенных в алфавите фамилий композиторов. (см. №9)

Терминологические справочники.

Значительную группу справочников составляют терминологические словари, объединяющие термины и понятия в той или иной области искусства. В таких изданиях особенно нуждаются любители искусства, читатели, занимающиеся самообразованием. Рассчитанные на широкие круги неспециалистов, эти справочники, как правило, состоят популярное объяснение основных терминов и понятий, часто встречающихся в критической и исследовательской литературе и не включают термины узкоспециальные. Основные термины такого словаря относятся к теории и художественной практике данного вида искусства. Так, словарь по изобразительному искусству содержит около 700 терминов, музыкальный - более 3 тысяч, а словарь по эстетике - около 200. (см. №9)

Персональные справочники.

Значительную группу справочных изданий составляют персональные справочники различных типов. Из них, прежде всего, следует назвать «Летопись жизни и творчества» отдельных мастеров искусства. И хотя эта группа справочников пока еще немногочисленна, но тип их очень перспективный и важный. Летопись - это не только хронологический свод фактического материала о жизни художника, но и своеобразный тип документального исследования, документально рассказанная биография, в которой не только прослеживается жизненный и творческий путь художника, но воссоздается его облик, раскрывается формирование его мировоззрения, политических и эстетических взглядов, прослеживаются многообразные творческие и духовные связи художника с современными ему деятелями искусства.

Ценность этого типа справочника обусловлена в значительной мере тем, что, как правило, материалы и документы, относящиеся к жизни и деятельности художника, крайне разбросаны, не опубликованы, рассредоточены по многочисленным архивам.

Поэтому собранные воедино в «Летописи…» документальные, литературные, эпистолярные, мемуарные источники, высказывания о художнике его современников, систематизированные факты представляют собой наиболее полный свод фактического материала, что делает летопись источниковедческой базой для последующих исследований, а также незаменимым справочным пособием, дающим возможность навести справки по вопросам, касающимся всех более или менее существенных моментов жизни художника. (см. №9)

Календари памятных дат.

Целям широкой популяризации искусства, организации работы по эстетическому воспитанию широких кругов населения служат календари знаменательных и памятных дат:

- «Музыкальный календарь»;

- «Театральный календарь»;

- «Сто памятных дат. Художественный календарь»;

- «Кинокалендарь».

Справочники этого типа содержат материал по отечественному и зарубежному искусству, приуроченный к юбилейным датам. Короткие статьи-очерки в популярной форме рассказывают и о творчестве отдельных мастеров искусства, учреждениях-юбилярах (театрах, музеях, вузах и т.д.), о шедеврах мирового искусства. Ценность этих изданий в значительной мере возросла бы, если небольшие заметки дополнялись бы списком литературы, рекомендующим материал для расширения и углубления знаний по конкретному вопросу. (см. №9)

1. История и культура Отечества; Трикста, Академический Проект - Москва, 2007. - 752 c.
2. Лекции по истории искусств; ИДДК - Москва, 2008. - 298 c.
3. Литература и искусство западноевропейского Средневековья; Владос - Москва, 2002. - 208 c.
4. Социология искусства; Искусство-СПБ - Москва, 2005. - 480 c.
5. Алексахин Н. Н. Гжельская роспись; Народное образование - Москва, 2008. - 304 c.
6. Барраль-и-Альтэ Ксавье История искусства; АСТ, Астрель - Москва, 2009. - 192 c.
7. Буткевич Л. М. История орнамента; Владос - Москва, 2008. - 272 c.
8. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства; Издательство В. Шевчук - Москва, 2008. - 368 c.
9. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство; Высшая школа - Москва, 2009. - 408 c.
10. Ильина Т. В. История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия; Юрайт, Юрайт - Москва, 2010. - 480 c.
11. Коник Марк Архив одной мастерской. Сенежские опыты; Индекс Дизайн & Паблишинг - Москва, 2003. - 324 c.
12. Константинова С. С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций; Феникс - Москва, 2004. - 192 c.
13. Котляров А. С. Композиционная структура изображения; Университетская книга - Москва, 2008. - 152 c.
14. Макарова М. Н. Перспектива; Академический Проект - , 2009. - 480 c.
15. Пашкин Е. М. Инженерная геология (для реставраторов); Архитектура-С - Москва, 2005. - 264 c.
16. Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока; СПбКО - Москва, 2010. - 148 c.
17. Петракова А. Е. Искусство Древней Греции и Рима; СПбКО - Москва, 2009. - 753 c.
18. Петров В. М. Количественные методы в искусствознании; Академический Проект, Фонд "Мир" - Москва, 2004. - 432 c.
19. Петров В. М. Количественные методы в искусствознании. Выпуск 1. Пространство и время художественного мира; Смысл - Москва, 2000. - 208 c.
20. Печенкин И. Е. Русское искусство второй трети XIX - начала XX веков; Издательство В. Шевчук - Москва, 2008. - 240 c.
21. Садохин А. П. Мировая культура и искусство; Юнити-Дана - Москва, 2011. - 416 c.
22. Свешников А. В. Композиционное мышление; Университетская книга - Москва, 2009. - 272 c.
23. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства. В 2 томах. Том 2; Академия - Москва, 2011. - 216 c.
24. Соловьев Н. К. История интерьера. Древний мир. Средние века; Издательство В. Шевчук - Москва, 2007. - 384 c.
25. Старикова Ю. А. Индустрия моды. Конспект лекций; А-Приор - Москва, 2009. - 128 c.
26. Федорова Е. В., Лесницкая М. М. Неаполь и его окрестности. Века. Люди. Искусство; Издательство МГУ, Наука - Москва, 2005. - 270 c.
27. Шестаков В. П. Гиллрей и другие... Золотой век английской карикатуры; РГГУ - Москва, 2004. - 144 c.
28. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней; ЛКИ - Москва, 2008. - 304 c.
29. Яковлева Н. А., Чаговец Т. П., Дегтярева Т. Ю. Практикум по истории изобразительного искусства; Высшая школа - Москва, 2004. - 320 c.

Превосходная книга для всех, кто хочет познакомиться с мировым искусством ближе. Можно сказать, что это настоящий кладезь полезной информации, с качественными иллюстрациями (около полутора тысяч) . Эту книгу будет интересно не только читать, но и просто рассматривать, так как многочисленные иллюстрации произведений художников, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю искусства, станут для вас настоящим наслаждением.

Из этой книги вы почерпнёте много нового для себя и узнаете об истории развития и становления искусства на примере самых известных художников, скульпторов и архитекторов мира. Интересное и увлекательное изложение, которое понравится как взрослым, так и детям. Автор Чеботарева А. проведёт вас через целые эпохи, начиная с времён древнего Египта, зодчества и эпохи Возрождения и до современного искусства в лице новомодного поп-арта, инсталляций, постмодернизма и многих других.

Издание предназначено для широкого круга читателей. Может стать отличным дополнением к вашей домашней библиотеке или стать хорошим подарком на любой праздник.

Купить в интернет-магазине с доставкой

Уникальная книга автора Гнедич П. П., которая познакомит вас со всем великим многообразием модерна. Модерн — это один из главнейших периодов всей истории искусства. Его сравнивают с эпохой Ренессанса и называют вершиной расцвета искусства XIX-XX веков. Модерн в равной степени затронул и Европейское и Русское искусство. Величайшие творцы возвели его до невероятных высот. Он охватывает все стороны жизни человека — живопись, дизайн, архитектура, скульптура, литература, театр, кинематограф. Эта книга станет для вас настоящей путеводной звездой в мире модерна.

Множество иллюстраций, прекрасное оформление, красивое изложение — всё это делает книгу по искусству, в частности, искусству модерн, одним из лучших изданий в этом роде.

Ещё одна прекрасная иллюстрированная книга от автора Гнедич П.П. «Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура» — одна из лучших книг на сегодняшний момент, которую только может приобрести человек, интересующийся всемирным искусством. Стоит сказать, что эта книга давно признана одним из самых лучших изданий, которое рассказывает читателю о различных этапах развития живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Множество иллюстраций, наиболее полное собрание всех важных этапов и событий в мире искусства, начиная с древнейших времён и заканчивая современностью.

Книга предназначена для всех! Максимально простым и доступным языком она расскажет об истории искусства, о художниках, отдельных картинах, стилях, жанрах и направлениях.

Если вы хотите знать больше о живописи и художниках, то лучшей книги вам просто не найти! «11000 шедевров, 1000 мастеров классической живописи» автора Мосина И. познакомит вас со всеми самыми великими полотнами, со всеми знаменитыми художниками, живописцами, которые внесли неоценимый вклад в развитие классических искусств, творцами, чьи имена должен знать каждый. После прочтения этой книги и знакомства с картинами, поход в любой музей и на выставку для вас станет куда более интересным.

В книге огромное количество высококачественных цветных иллюстраций , что представляют все 11 000 описываемых картин, 1000 художников классического направления в живописи с XIII по XX вв., художественные направления, важные эпохи и многое другое. Невероятно красивая, интересная и полезная книга.

Гнедич П.П. Мировая живопись. Коллекционное издание

Купить в интернет-магазине с доставкой

Книга, которая является коллекционным изданием в красивейшем оформлении , станет для вас настоящим подарком. Именно так и должны выглядеть книги про живопись. Сама по себе она уже представляет предмет искусства. То, как она создана, как оформлена, как проиллюстрирована, как написана и так далее, приведёт вас в неописуемый восторг. Именно такое изложение материала станет для вас наиболее приятным. Времяпровождение за книгой «Мировая живопись» — ни с чем несравнимое удовольствие.

Книга Мировая живопись — это издание, которое расскажет обо всех важнейших событиях в мире искусства, о художниках и их картинах. Вкупе с иллюстрациями запоминать полезную информацию, чтобы воспользоваться этими знаниями в будущем, будет куда легче.

Коллекционное издание по-настоящему уникально. Книга совмещает в себе элементы из кожи, шёлка, мелованной бумаги высокого качества, трёхсторонний золотой полированный обрез и новейшие технологии печати. Будьте уверены, что таких книг вы ещё не держали в своих руках. Текст напечатан на красивой и приятной на ощупь матовой бумаге, иллюстрации вписаны в страницу при помощи новейших технологий и создают такое впечатление, будто на самом деле написаны маслом или предстают как натуральные лаковые миниатюры. Коробка для книги сделана из шёлка с позолотой.

В OOO «СК Город» вы найдёте качественные металлические шкафы для хранения одежды . Отличное решение для офисов, спортивных, производственных, детских и т.д. учреждений. Вас ждёт хороший выбор и высокая надёжность всей продукции.