Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Айвазовский иван константинович биография и картины. Иван Айвазовский: биография. Действительно, Айвазовский любил работать на контрасте: грозная буря, холодный ветер и — ласковый покой предзакатного часа или тишина ночи. Часто он делал парные картины одн

Если спросить человека, далекого от искусства, кого из великих живописцев он может назвать, то в его ответе обязательно прозвучит фамилия великолепного русского художника - мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Кроме картин морской стихии Айвазовский оставил великое множество работ других тематик. Художник много путешествовал по разным странам и всегда рисовал то, что производило на него впечатление.

Детские годы

Фамилия художника первоначально звучала как Айвазян, а имя, записанное при крещении, Ованес. Его родители, армяне по происхождению, проживали в Феодосии. Именно в этом городе, в семье купца Геворка (Константина) и его жены Репсиме, 17 июля 1817 года (дата рождения Айвазовского указана по старому стилю) родился маленький сын Ованес. У художника было три сестры и брат Саргис, который впоследствии принял и получил имя Габриэл.

Род семьи Айвазовских берет свое начало в Галиции, куда переселились из Армении предки художника. Его дедушка Григор и бабушка Ашхен владели землей в районе города Львова. К сожалению, более точной информации о происхождении семьи не сохранилось. Отец художника после ссоры с братьями попадает в Феодосию и изменяет свою фамилию на Гайвазовский.

Первые годы жизни Айвазовского прошли в Феодосии на побережье Черного моря, уже в детстве он начал интересоваться живописью и музыкой. Маленький мальчик рисовал свои первые картины на белых стенах домов Феодосии черным углем. На его способности обратил внимание архитектор Яков Кох, который начал обучать мальчика и помог ему после получения образования в уездном училище поступить в симферопольскую гимназию.

Обучение в Санкт-Петербурге

Осенью 1833 года Иван Константинович Айвазовский приезжает в Петербург. Его принимают на казенный счет в Императорскую Академию художеств. Сначала он учился у М. Воробьева в пейзажном классе, а затем был переведен в помощники к маринисту Ф. Таннеру, французу по происхождению. К этому времени Айвазовский успел получить серебряную медаль за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем», которые были представлены публике на академической выставке.

Ссора с преподавателем

В биографии мариниста Айвазовского присутствовал интересный случай, который произошел между ним и его учителем. Работая помощником Таннера, Иван Айвазовский не имел права работать самостоятельно. Но молодой художник, несмотря на договор с преподавателем, продолжал рисовать свои собственные пейзажи, и на выставке 1836 года в Академии художеств выставил пять картин. Критики были в восторге от работ Айвазовского, что нельзя сказать о Таннере, который настолько обиделся на успех своего ученика и помощника, что пожаловался самому императору Николаю Первому. Работы молодого живописца сразу были сняты с выставки.

Через полгода Айвазовского определили в класс профессора Зауервейда, специалиста по батальной живописи. Отучившись несколько месяцев у профессора, в 1837 году художник получает Большую золотую медаль за написанную им картину «Штиль». Результатом творчества Айвазовского и его успехов в Академии художеств было решение выпустить его с обучения на два года раньше, чем полагалось, и отправить на это время в Крым для самостоятельной работы, так как Академия уже научила молодого мастера всему, чему могла.

Возвращение в Крым

Вернувшись в Крым в 1838 году, Айвазовский старается много и продуктивно работать. Два года жизни Айвазовского были посвящены работе над морскими пейзажами и батальными сценами. Ради этого он принимает участие в военных действиях и наблюдает за высадкой военного десанта на побережье Черкессии. Написанная им картина «Десант отряда в долине Субаши» явилась результатом этих наблюдений и имела большой успех у императора. Николай приобрел картину у художника и использовал ее для прославления подвигов флота.

К осени 1839 года Айвазовский возвращается в Петербург для получения аттестата. Кроме того, он получает чин и личное дворянство. Летом 1840 года вместе со своим другом В. Штернбергом отправляется в путешествие по Италии.

Практика в Италии

За время, проведенное в Италии, Айвазовский успел побывать в Риме, Флоренции, Венеции, где познакомился с Гоголем. Он посещает остров святого Лазаря, на котором в монастыре живет его брат Габриэл. Братья не виделись уже много лет. Монахам Айвазовский оставляет в дар свою картину «Хаос. Сотворение мира», сюжет которой основан на библейских событиях.

В процессе работы на берегах Италии Айвазовский разрабатывает свой способ написания картин. У художника была очень хорошо развита зрительная память, он обладал богатым воображением, поэтому на пленэре работал мало и дописывал картины в мастерской. Итальянские работы, созданные Айвазовским, имели большой успех в обществе. Английский художник дал очень хорошие отзывы. Работы были отмечены в Парижской Академии и удостоены золотой медали.

Девятый вал

После работы в Италии Айвазовский продолжает поездку по Европе. Он посещает Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию, Испанию. Художник всегда держит при себе альбом и зарисовывает морские пейзажи и природу, раскинувшуюся вдоль берегов. Во время путешествия по Бискайскому заливу корабль, на котором находился художник, попадает в сильнейший шторм. Судно чудом уцелело, но газеты заявили о гибели художника в водах залива. Айвазовский выжил и продолжил работать. Через восемь лет после этого морского приключения, в 1850 году, мастер пишет картину «Девятый вал», в которой отражает свои переживания и впечатления от бури, случившейся с ним в Бискайском заливе.

Необычные картины художника-мариниста

Иван Константинович Айвазовский много времени провел в путешествиях по миру. Во всех странах он делал наброски и зарисовки интересующих его сюжетов. Одна из самых необычных для художника-мариниста работ - это картина, написанная после посещения открытия Суэцкого канала. Произведение Айвазовского называется «Великая пирамида в Гизе».

Еще одна необычная для Айвазовского картина была написана в 1837 году: полотно называется «Вид на Большой каскад в Петергофе».

Во время посещения Константинополя художник пишет картину «Восточная сцена». На ней мастер изобразил сюжет, действие которого происходит в небольшой кофейной, расположенной в мечети Ортакей. Картина создана в 1845 году. Еще одна картина «Восточная сцена» также была написана в Константинополе годом позже.

Кроме пейзажей Айвазовский писал отличные портреты. Примером тому служит картина с портретом бабушки Ашхен, написанная в 1858 году.

Иван Константинович Айвазовский был очень успешным живописцем. Редкий художник добивался такой славы при жизни. У мастера было большое количество наград, он имел чин адмирала., а в 1864 году удостоился потомственного дворянства.

Жизнь Айвазовского в Феодосии

В 1845 году Айвазовский подает прошение в главный морской штаб, где работает живописцем, и в Академию художеств, профессором которой он является, с просьбой позволить ему находиться в Крыму, чтобы завершить начатые там работы. Получив разрешение, Айвазовский начинает строить дом в любимой им Феодосии. Несмотря на постоянные поездки по миру, Айвазовский всегда говорил своим друзьям, что его дом в Феодосии.

Художник разворачивает очень активную деятельность по благоустройству города. Он открывает художественную школу и картинную галерею. Годы жизни Айвазовского в родном городе очень благотворно влияют на развитие Феодосии. Город становится центром живописи и культуры на юге страны. Художник открывает школу живописцев, обучение в которой направлено на развитие талантов художников-пейзажистов. Кроме развития Киммерийской школы Айвазовский участвует в создании концертного зала и библиотеки в Феодосии.

Не только художник

О том, что Айвазовский был художником-маринистом знают все, но мало кому известно, что мастер морских пейзажей был археологом и состоял в Одесском обществе истории и древностей. По созданному им проекту и на его средства был построен археологический музей древностей, расположенный на горе Митридат. К сожалению, музей был уничтожен во время войны в 1941 году.

Художник помог организовать строительство и развитие железной дороги, которая была открыта в 1892 году. Благодаря его усилиям был отстроен самый большой торговый порт на Крымском побережье, расположенный в родном городе мастера.

История с Субашинским источником

Семья Айвазовского была достаточно богатой. В собственности художника находился Субашинский источник с кристально чистой водой. В 1886 году родной город мастера страдал от недостатка питьевой воды. Айвазовский оказался очень щедрым человеком: видя страдания жителей Феодосии из-за отсутствия чистой воды, он позволил пользоваться своим источником. Для этих целей был проложен водопровод, так как от города до источника было 25 верст. В городе, по проекту художника, был создан фонтан, любой житель мог брать из него столько воды, сколько ему было нужно, причем абсолютно бесплатно. В наше время этот фонтан носит имя художника.

Завещание мастера

Годы жизни Айвазовского были наполнены творчеством и благоустройством родной Феодосии. Одним из замечательных подарков для города была картинная галерея. Знаменит и музей Айвазовского, открытый в доме художника, где выставлены картины, которые по завещанию Айвазовского не должны покидать Феодосию.

В конце жизни художник создал картину «Морской залив» - это его последняя завершенная работа. За день до смерти Айвазовский начинает работу над картиной «Взрыв турецкого корабля», но завершить не успевает.

Айвазовский был дважды женат, два его внука стали живописцами. Михаил Латри был представителем киммерийской школы, живописцем и художником по керамике. Алексей Ганзен, как и его великий дед, был художником-маринистом.

Работы на Викискладе

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան - Ованнес Айвазян ; 17 июля 1817 года - 19 апреля [2 мая ] 1900 года) - всемирно известный русский художник -маринист , баталист , коллекционер , меценат .

Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века . Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского .

Происхождение рода Айвазовских

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна » . Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. . Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова , однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян) . Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию , Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков .

Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки . Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии ) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками ( г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского

Биография

Детство и учёба

Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, 1848

Отец художника-Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I , и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

Крым и Европа (1838-1844)

Лунный пейзаж с кораблекрушением, 1863

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе , сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского . Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в одной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».

В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки .

Корабль «Императрица Мария» во время шторма, 1892

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем , а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI , который также наградил Айвазовского золотой медалью . В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели . Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.

Дальнейшая карьера

Кофейня у мечети Ортакой в Константинополе, 1846

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи ; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала . В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского ; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей .

12 апреля 1895 года И. К. Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820-1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог . Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог - первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I .

Для Палестинского общества, которым руководил Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне.

Последние дни жизни

Могила И. К. Айвазовского.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского :

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание - еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт - героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци : «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память» .

Семья

Автопортрет

Анна Саркисова. И. К. Айвазовский, 1882.

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

Дети

  1. Елена + Пеолопид Латри
    1. Латри, Михаил Пелопидович , художник
    2. Александр Латри (с благословения Николая II единственный из внуков получил разрешение носить фамилию живописца).
    3. София Латри + (1) Новосельский + (2) князь Иверико Микеладзе
      1. Ольга Новосельская + Стефан Асфорд Сенфорд . Сын: Генри Сенфорд
      2. Гаяне Микеладзе
  2. Мария (Мариам) + Вильгельм Львович Ганзен
    1. Ганзен, Алексей Васильевич , художник-маринист. + Олимпиада
  3. Александра + Михаил Лампси. Семья жила в Феодосии и занимала правую часть дома Айвазовского.
    1. Николай Лампси + Лидия Соломс . С 1907 по 1909 годы - директор Картинной галереи в Феодосии. Дети: Михаил, Ирина, Татьяна
    2. Иван Лампси
  4. Жанна + К. Н. Арцеулов
    1. Арцеулов, Николай Константинович , кораблестроитель и художник-маринист
    2. Арцеулов, Константин Константинович , русский пилот и художник-иллюстратор

Вторая жена - Анна Никитична Саркисова . Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

По некоторым сведениям у Айвазовского была внебрачная дочь.

Родной брат, возможно, Григорий Константинович Айвазовский, - коллежский асессор (с 1853 года), капитан Феодосийского карантинного порта (на 1858 год, жалования, столовых и квартирных - 798 руб.) .

Галерея

Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея , был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи.

По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее , ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество художника. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства , Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее , Театральном музее им. А. А. Бахрушина .

Творчество

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке , в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка , Рембрандта , Брейгля , Айвазовского, Жерома . В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Известного английского мариниста У. Тёрнера , побывавшего в Риме в 1842 году [когда? ] , настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)

Работы Айвазовского в современном мире

В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис » два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне .

«Вид Константинополя и Босфора». Холст, масло. 124,5 х 195,5

24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby"s картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов .

Награды и регалии

  • награждён орденом Почётного легиона (Франция);
  • награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени;
  • награждён орденом Османие II степени;
  • В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов .

22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу» . Был приятелем Пушкина , но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.

  • Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона , который также приезжал сюда для изучения армянского языка.

Память об Айвазовском

Памятник в Кронштадте

Памятник в Ереване

Памятник в Симферополе

Памятник в Симферополе установлен по инициативе и на средства армянского национального общества Крыма «Луис». Скульпторы - Л. Токмаджян с сыновьями, архитектор - В. Кравченко. Сквер имени П. Е. Дыбенко, площадь Советская.

Симферополь. Памятник братьям Айвазян

Памятники в других городах

Награда

Орден Ованес Айвазовский.

Топонимика

  • Айвазовский (Железнодорожная станция /остановочный пункт/ на территории Калининградской области)
  • Феодосия :
    • Проспект Айвазовского и улица Айвазовского
    • Ж/Д стация Айвазовская в черте города

В филателии

Библиография

  • Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, .
  • Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, .
  • Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, .
  • Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, .
  • Айвазовский. Документы и материалы. - Ереван, 1967.
  • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817-1900. - М., 1962.
  • Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. - М., 1970.
  • Un peintre russe sur la Riviera: Aivazovsky par Guillaume ARAL et Alex BENVENUTO, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010 (фр.)

…С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…

- Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). - СПб. : Международный фонд «300 лет Кронштадту - возрождение святынь», 2001-2003. - Т. 2. - 471 с.

Фильмография

  • 1983 год . «Айвазовский и Армения» (документальный фильм);
  • В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали .
  • Также есть сюжет о художнике в проекте «Российская Империя»

См. также

Примечания

  1. Aivazovsky, Ivan - The Oxford Dictionary of Art, 2004.
  2. - статья из энциклопедии «Кругосвет»
  3. Айвазовский, Иван Константинович - статья из Большой советской энциклопедии
  4. Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  5. David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
  6. Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский»
  7. Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.»
  8. Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  9. Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  10. Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18
  11. Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский»
  12. Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1962. «Искусство». стр. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось. »
  13. Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
  14. Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению.»
  15. "Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он знал в совершенстве языки: турецкий, армянский, венгерский, немецкий, еврейский, цыганский и почти все наречия нынешних дунайских княжеств…. "Цит. по: Барсамов. Иван Константинович Айвазовский. 1962. Искусство. стр. 8.
  16. Российская многонациональная цивилизация, Вадим Винцерович Трепавлов - 2003, c. 303
  17. Три века Санкт-Петербурга: Девятнадцатый век. кн. 1. А-В. кн. 2. П. Е Бухаркин, Санкт-Петербургский государственный университет- 2003, c. 177, цит. "крымский армянин по происхождению"
  18. Саргсян М.С. Жизнь великого мариниста: Иван Константинович Айвазовский. Перевод с армянского Е.В. Барашьяна. Предисловие, подготовка текста и коммента­рии Д.А. Лосева. Послесловие Ш.Г. Хачатряна. Феодосия, Издательский дом «Коктебель», 2010.- 384 с.
  19. Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семействѣ И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прадѣдъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребенкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впослѣдствіи былъ усыновленъ.»
  20. А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  21. Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.» «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадёром, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

  22. В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
  23. Сайт Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского
  24. Оставил о себе бессмертную память
  25. Талантливый внук великого деда
  26. Список гражданских чинов 8 кл. - СПб. , 1858. - С. 1062.
  27. Хачатурян С. Указ. соч. С. 6; Uzelli G. İvan Konstantinoviç Ayvazovskiy, Antik-Dekor. S. 37. İstanbul, 1996, s. 77
  28. http://www.rian.ru/kaleidoscope/20080415/105148373.html РИА Новости от 15 апреля 2008

Выдающийся российский художник Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (Айвазян) родился 17 (29) июля 1817 года в крымском городе Феодосии в небогатой армянской семье. Он прожил долгую жизнь, побывал во многих странах, участвовал в различных экспедициях на суше и на море, но каждый раз неизменно возвращался в родной город. Живописец скончался 19 апреля (2мая) 1900 года и там же, в Феодосии, был похоронен.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение

Отцом художника был купец Геворк (Константин) Айвазян . Он приехал в Феодосию из Галиции, куда в свое время переселился из Западной Армении, и писал свою фамилию на польский манер — Гайвазовский. Здесь отец женился на местной армянке Рипсиме. Семейная легенда гласит, что среди армянских предков художника по отцовской линии были и турки, но документального подтверждения этому нет. Кроме Ивана, в семье было еще четверо детей, две дочери и два сына. Брат Ивана — Саркис (в монашестве — Габриэл) стал известным историком и архиепископом Армянской Апостольской Церкви.

В 1812 году в городе разразилась эпидемия чумы. Торговые дела отца сильно пошатнулись, он разорился. К моменту рождения Ивана от былого процветания семьи мало что осталось.

Детство и юность

Художественные способности Айвазовского проявились уже в раннем детстве . К счастью, это не осталось незамеченным. В городе нашлись люди, обратившие внимание на талантливого мальчика и принявшие участие в его судьбе. Живший в Феодосии архитектор Я. Х. Кох дал ему начальные уроки рисования и рекомендовал его местному градоначальнику А. И. Казначееву, поддержка которого позволила будущему художнику сначала окончить симферопольскую гимназию, а затем поступить на учебу за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

28 августа 1933 года Айвазовский приехал в Санкт-Петербург и приступил к занятиям в Академии. Его учителями были пейзажист М. Воробьев, маринист Ф. Таннер, баталист А. Зауервейд. Успех сопутствовал молодому художнику, даже несмотря на конфликт с Ф. Таннером. В 1933 году он был удостоен серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», а также «Этюд воздуха над морем». В сентябре 1837 года последовал новый успех — Большая золотая медаль за картину «Штиль».

Весной 1838 года Иван Константинович был направлен Академией в Крым и провел там два лета. В это время художник не только писал пейзажи на морскую тему, но и был свидетелем боевых действий. Картина «Десант отряда в долине Субаши» зарекомендовала его как способного художника-баталиста и впоследствии была куплена императором Николаем I. Осенью 1839 года Айвазовский успешно закончил обучение в Академии художеств и получил право на поездку за границу, где провел четыре года (с 1840 по 1844 годы). Кроме Италии, откуда он начал свой путь, художник побывал в Голландии, Швейцарии, Англии, Франции, Испании, Португалии и все это время много и напряженно работал.

За это время творчество Айвазовского получило признание не только в России. Его картины были отмечены Золотой медалью Парижской академии художеств. Папа Григорий XVI не только приобрел его картину «Хаос», но и наградил художника специальной наградой. Это был период быстрого и успешного профессионального становления молодого живописца. Он многому научился в Европе, приобрел там бесценный опыт, его талант и успехи были достойно оценены.

Когда.в 1844 году, в возрасте 27 лет, Иван Константинович Айвазовский вернулся в Россию, он был уже признанным мастером и получил звание живописца Главного морского штаба России . К этому времени он выработал собственную оригинальную творческую манеру. Сохранились воспоминания о том, как Айвазовский писал картины. Всю жизнь художник много путешествовал, впечатления от увиденного рождали темы для новых произведений. На открытом воздухе он работал недолго, делая лишь основные наброски. Большую часть времени Айвазовский проводил в мастерской, где заканчивал картину, давая при этом волю импровизации.

Карьера Живописца

В 1847 году Иван Константинович стал членом Императорской Академии художеств. К этому времени его творческий почерк уже определился. Конечно, в первую очередь он был известен как художник-маринист, но много писал и на другие темы. Морской пейзаж, батальные сцены, пейзажи крымских и других прибрежных городов, а также портреты, хотя их и немного — творческое наследие художника поистине многогранно. Однако, очевидно, что в большинстве его самых известных произведений определяющей является морская тема.

После возвращения в Россию Айвазовский отказывается от заманчивых предложений работы в столице и уезжает в Феодосию. Он строит дом на городской набережной. Это его дом — отныне и навсегда. Художник часто бывает по делам в Санкт-Петербурге, зимой выставляет там свои работы. Много путешествует по Европе, участвует в экспедициях. Начинается самый плодотворный творческий период в жизни Ивана Константиновича. Его работы имеют успех, картины хорошо продаются, карьера стремительно развивается.

Айвазовский становится состоятельным человеком . Кроме дома в Феодосии, он приобретает имение в расположенной неподалеку деревне Шейх-Мамай и дом в Судаке, рядом с дачей армянского композитора А. Спендиарова. Пришедшее богатство дало возможность свободно распоряжаться сравнительно большими средствами, но не изменило характера Ивана Константиновича и не повлияло на его активную общественную позицию.

Семья

В 1948 году Иван Константинович женится на Юлии Яковлевне Гревс, дочери английского врача, находящегося на русской службе. От этого брака родилось четверо детей — Елена, Мария, Александра и Жанна. Однако, брак был недолгим. Прожив вместе 12 лет, супруги расстались. Интересно, что некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками.

В 1882 году художник женится вторично. Его женой стала Анна Никитична Саркисова-Бурназян. Анна Никитична по национальности была армянкой, моложе мужа на 40 лет и очень красивой женщиной. Об этом лучше всяких слов говорят написанные Айвазовским ее портреты.

Признание

Вскоре приходит общественное признание, а затем и государственные награды и отличия. Он был членом Академий художеств нескольких государств, награжден российскими и иностранными орденами, получил чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию на флоте, а в 1964 году стал потомственным дворянином. Талант и трудолюбие художника получили достойную оценку современников.

За долгую жизнь в биографии Айвазовского интересных фактов накопилось немало . Он был обладателем многих наград и относился к ним с уважением. Однако, после массового убийства армян в Турции в 1894 — 1896 годах демонстративно выбросил в море все свои турецкие ордена. Неуемная тяга к путешествиям привела к тому, что художник едва не утонул в Бискайском заливе. Во время Крымской войны только резкий приказ адмирала Корнилова заставил живописца покинуть осажденный Севастополь. Все эти факты подчеркивают цельный характер Айвазовского, который был не только знаменитым художником, но и всегда имел гражданскую позицию.

Всего Айвазовский написал за жизнь более 6000 произведений — случай уникальный в истории живописи. Его творческое наследие огромно, все известные произведения перечислить просто невозможно. Вот только небольшой перечень самых известных работ художника:

Бывали случаи, когда на одну и ту же тему он писал несколько картин. Эта сторона его творчества иногда вызывала недовольство критиков. По этому поводу Иван Константинович говорил, что таким образом он исправляет замеченные ошибки и совершенствует свои произведения.

Картины художника находятся во многих музеях мира , а также принадлежат частным лицам. Самая большая коллекция находится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Крупнейшие собрания его работ хранятся и в других картинных галереях России:

  • в Государственном Русском музее
  • в Третьяковской галерее
  • в Центральном военно-морском музее
  • в Музее-заповеднике Петергоф

Значительная коллекция находится также в Национальной картинной галерее Армении.

Много путешествуя по миру, часто бывая в Санкт-Петербурге, Айвазовский был хорошо знаком со многими известными российскими деятелями культуры. К. Брюллов, М. Глинка , А. Пушкин — один только этот перечень в достаточной мере характеризует личность художника. С уважением относились к нему также и такие выдающиеся представители военно-морской элиты, как знаменитые адмиралы Ф. Литке, В. Корнилов, М. Лазарев.

Биография художника была бы неполной без упоминания о его благотворительной деятельности . В обычной жизни это был очень доброжелательный и отзывчивый человек, искренне заботившийся о процветании Феодосии. Иван Константинович многое делал для города и его жителей. Он не только вкладывал свои личные средства в различные городские проекты, но часто и являлся их инициатором. Его влияние на культурную жизнь Феодосии было огромно.

При активном участии Айвазовского и во многом на его средства в городе были созданы картинная галерея, концертный зал, библиотека, открыта школа искусств. Художник много занимался археологией, руководил раскопками курганов, полностью на свои средства и по своему проекту построил здание, в котором расположился Феодосийский музей древностей. Созданную им в своем доме картинную галерею со всеми находящимися там экспонатами Иван Константинович завещал родному городу.

Память

Горожане относились к знаменитому земляку с уважением и любовью. Айвазовский был первым, кто стал почетным гражданином Феодосии. В его честь в городе установлены несколько памятников . Кроме того, памятники выдающемуся художнику установлены и в других городах:

  • в Симферополе
  • в Кронштадте
  • в Ереване

Многих поклонников таланта Айвазовского интересует личная жизнь, но о ней практически ничего неизвестно. Иван Айвазовский прошел насыщенный жизненный путь. Он был известен во многих государствах, там же отмечен большим количеством наград. Он признан не только как мастер кисти, но и как меценат и коллекционер, оставивший после себя богатое культурное наследие.

Всем известно, что художник родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Произошло это в семействе довольно богатого купца, переселившегося в Крым армянина Геворка Айвазяна, крещенного как Константина и его супруги Рипсиме – местной армянки. Кроме самого Ивана, в семье было еще три дочери и сын Саргис, который выбрал монастырский путь и стал знаменитым Габриэлом – архиепископом армянской церкви и по совместительству талантливым историком.

Род Ивана Константиновича происходит из западной Армении. В 18 веке богатое семейство переехало в Галицию.

Имеется множество задокументированных сведений, говорящих о том, что приличный участок земли под Львовом принадлежал Гайвазовским – польская форма армянской фамилии, которую отец знаменитого художника применял на протяжении всей жизни, в том числе и уже во времена проживания в Феодосии.

После ссоры со своими братьями, Геворк Айвазян переезжает сначала в Дунайские Княжества и только потом в саму Феодосию, где у него и появляется сын. Существуют также легенды, что у художника имеются турецкие корни, однако они не подтверждены ни одним источником.

Юные годы

Талант художника и музыканта был обнаружен в Иване Айвазовском с детства. Совсем еще в юном возрасте мальчик научился играть на скрипке, однако местный архитектор Я. Х. Кох обратил внимание именно на способности ребенка к рисованию. Он же рекомендовал его местному градоначальнику, по протекции которого Иван Константинович и попал в Императорскую Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге, причем за казённый счет.

В Академии у Айвазовского было три знаменитых учителя:

Первым его обучал Максим Воробьев – он вел класс пейзажной живописи, куда в начале и определили Ивана Константиновича. За несколько талантливо написанных под предводительством учителя картин художник получает на выставке серебряную медаль и его передают в руки следующему учителю.

Филипп Таннер – популярный в ту эпоху французский маринист, запретил Ивану Константиновичу писать картины самостоятельно, однако тот не послушался и представил на местной выставке ряд своих работ.

Несмотря на положительные отзывы критиков, жалоба Николаю 1 о нарушении запрета учителя подействовала и, будущий знаменитый на весь мир художник, был в «опале» целых полгода.

Последним учителем был баталист А. И. Зауервейду. Здесь Айвазовский должен был научиться морской военной живописи, что у него с успехом и вышло, так как картина «Штиль» получила на выставке золотую медаль. Во многом узнать о биографии и личной жизни Айвазовского можно из видео и документальных фильмов. Его творчеству посвящено немалое количество картин.

Успех в обучении убедил коллегию Академии в таланте художника, и ими было принято беспрецедентное решение – выпустить Айвазовского до официального окончания школы, сократив срок обучения на два года. Более того, отправить его на этот срок в командировку в Крым, а после на целых 6 лет за границу.

Дальнейшая судьба

Образование в жизни этой личности сыграло огромное значение. Сам художник, не раз писал о своем стремление научиться чему-то новому, готов был учиться. Более того, сам император поручил ему рисовать подвиги русского флота, что считалось покровительством первой особы государства.

Картина художника «Черное море»

Помимо всех своих увлечений, молодой художник очень сильно любил путешествовать. Его картины во многом отражают чувства, которые он ощущал во время поездок. Художник побывал в Венеции, Флоренции, Сорренто и других европейских регионах. Везде его труды были достаточно популярны и хорошо продавались.

Маринист получил широкое призвание за границей и был награжден несколькими медалями. В 27 Айвазовский снова вернулся в Россию.

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»

Иван Константинович становится профессором выпустившей его Академии, а также почетным членом многих европейских учреждений. Он много путешествовал по миру и посетил все части света, кроме Австралии. Отовсюду он привозил новые идеи для творчества, что не мешало ему успевать заниматься художественной деятельностью.

Картина «Лунная ночь на Капри»

Закончил свою карьеру Айвазовский как профессионал своего дела и советник при дворе императора, что соответствовало в те времена высокому званию адмирала. Иван Константинович получил потомственное дворянство и множество признаний своего таланта.

Личная жизнь

Как и у любого художника, личная жизнь Айвазовского складывалась не по конам целомудренности. С первой своей женой познакомился в Италии, ей стала представительница танцевальной профессии Мария Тальоне. Данные отношения долгое время не просуществовали. Вскоре он женился на Юлии Гревс.

Это была необычайная история любви, которая полна различными событиями. У него появилось четыре дочки. Развод произошел по причине того, что жена хотела яркой жизни в столице, а муж любил Крым и хотел остаться там. В общем, наступил крах семьи.

Анна Саркизова стала его женой, когда художнику было 65 лет, она была младше его на 40 лет. Несмотря на разницу в возрасте прожила с Айвазовским до конца его дней.

Любовь всегда была в сердце художника. Он пытался отразить все свои чувства в картинах и творчестве.

Умер художник 19 апреля 1900 года. На этот момент ему было 82 года. Похоронен знаменитый художник во дворе армянской церкви, сохранившейся со времен Средневековья – Сурб Саркис.

Документальный фильм, посвященный биографии и личной жизни Айвазовского открыл перед поклонниками большое количество фактов. Его творчество сегодня очень популярно и картины стоят целые состояния. Сам мастер прожил долгую жизнь и сделал для страны и искусства немало хороших дел.

Иван Константинович Айвазовский - известный русский живописец-маринист. Никто не может соперничать с ним в поэтичном изображении водной стихии, в филигранном отточенном мастерстве, главным источником которого являлась страстная любовь к морю. Море вошло в жизнь Айвазовского с детских лет. Он родился в Феодосии, в семье армянского торговца, перебравшегося в Крым из Польши, и сперва носил имя Гай или Гайвазовский, используя фамилию отца на польский лад, и только в 1841 году отказался от начального "г" и стал ныне известным Айвазовским.

Учился он в Петербургской Академии художеств, и уже тогда его работы возбудили всеобщий интерес. Незабываемыми остались для молодого мариниста встреча с Пушкиным на одной из академических выставок и одобрительный отзыв о работах художника. Закончив учебу, Айвазовский отправился на два года в Крым и, плавая на кораблях, завязал дружбу с адмиралами Нахимовым, Корниловым, Лазаревым.

В 1840 году художник уехал в Италию, путешествовал по Европе и через несколько лет вернулся в Петербург прославленным мастером. Но богатство и успех не смогли удержать Айвазовского в столице, и он решил вернуться в родную Феодосию. Там он построил на берегу моря дом-студию, ежегодно устраивал выставки своих работ в России и Европе.

Работа для художника стала его жизнью, недаром он создал около шести тысяч картин. Более половины из них изображают штормовое море.

Интересно, что художник всегда писал по памяти, и от этого его полотна приобретали сказочное романтическое настроение.

Завораживающий южный пейзаж, почти осязаемое ощущение теплой лунной ночи на берегу моря. На переднем плане гущи деревьев, высокий пирамидальный тополь. Чуть дальше белый дом с беседкой, калитка, выходящая прямо на берег. Вдали темной глыбой подымается гора. И огромное небо, покрытое легкими, перистыми облаками, а в центре - огромная яркая луна, будто горящий фонарь освещает все вокруг. Лунная дорожка проходит к самому берегу, освещая легкую рябь на спокойном море, парусники, скользящие по воде.
Так и просятся на ум слова из давней-давней песни: "...Луна, луна, над ласковым берегом светит, а море, а море целуется с луною..."

Это знаменитое сражение прославило российский флот. Объединенный флот союзников (русские, французы, англичане) вошел в Наварринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота турецкими кораблями и береговыми батареями в октябре 1827 года началась Наварринская битва.
Русские линейные корабли, находясь в центре, приняли на себя главный удар турецко-египетских сил и уничтожили большую часть неприятельского флота. Линейный корабль "Азов" под командованием капитана Iранга М.П.Лазарева сражался с пятью вражескими кораблями, но в неравном бою разгромили их. Младшими офицерами на этом корабле служили П.С Нахимов и В.А.Корнилов. Экипаж "Азова" покрыл себя неувядающей славой. Весь мир восхищался доблестным русским флотом, смелостью и военным искусством русских моряков.
Айвазовский изображает "Азов" уже сильно поврежденным, однако экипаж корабля берет на абордаж турецкое судно, и героические русские моряки переходят на его палубу, чтобы завершить уничтожение корабля. С большим мастерством художник показывает картину сражения: огонь, пожирающий корабли, всюду дым, застилающий обозрение, обломки корабей, люди, пытающиеся спастись...

На творчество Айвазовского оказала влияние романтическая школа. Особенно пленило воображение художника море, как образ "свободной стихии", воспетый романтиками. Художник написал свыше трех тысяч марин (морской пейзаж). Никто до Айвазовского не умел так захватывающе показать необъятность водного простора, не стесненного берегами, тысячеликую изменчивость и стремительную силу волн.

Гром и шум. Корабль качает; море темное кипит;

Ветер парус обрывает и в снастях свистит.

Помрачнел весь свод небесный, и, вверяясь кораблю,

Я дремлю в каюте тесной...Закачало - сплю.

...Просыпаюсь...Что случилось? Что такое? Новый шквал?

- "Плохо - стеньга обломилась. Рулевой упал".

Что же делать? что могу я? И, вверяясь кораблю,

Вновь я лег и вновь дремлю я...Закачало - сплю.

...Просыпаюсь... Что случилось? - "Руль оторван; через нос

Вдоль волна перекатилась, унесен матрос!

Что же делать? Будь что будет! В руки бога отдаюсь:

Если смерть меня разбудит - я не здесь проснусь.

(Я.Полонский)

Раннее утро. Море. На море полный штиль. К берегу причалили лодки с людьми - одни только что подошли, другие готовятся отплыть, - это, скорее всего, рыбаки, одни рано вышли в море, и уже плывут обратно, а другие только что уходят на ловлю рыбы. По берегу то тут, то там прохаживаются группы людей. - это покупатели рыбы. Выше по берегу кущи деревьев, пирамидальные тополя тянутся к небу. А дальше горы, растворяющиеся в утренней дымке. Справа на горе возвышается город, еще выше большая крепость на самом краю скалы. Неподалеку от берега парусник с повисшими парусами.
Берег еще укрыт темнотой, а город и крепость на скале уже освещены жарким южным солнцем. Высокое небо очищается от облаков, уходящих вдаль, за горы. Изумрудно-зеленые, сине-голубые, золотисто-розовые краски будто переливаются, переходя из одного цвета в другой и создавая радостную картину утра.

Героический пафос, привлекший Айвазовского в морской тематике, объясняет появление в его творчестве ряда батальных произведений, воспроизводящих подвиги русского флота.
Художник описал разгром турецкой эскадры при Чесме. Накануне русская флотилия, нищая, с плохими кораблями, с полуграмотными командирами, но полная отваги и готовности умереть за Россию, как приказала молодая Екатерина II, разгромила часть хорошо экипированного турецкого флота Гасан-бея в Хиосском проливе. Оставшиеся турецкие корабли спешно укрылись в Чесменской бухте.
На другой день русские во главе с Григорием Орловым и капитан-командором Грейгом решили, что флот турецкий в Чесме надобно разорить, чтоб и духу его не было в Архипелаге.
Ночью турецкие корабли, укрывшиеся в глубине Чесмы, обкладывали навесным огнем. Огонь быстро прыгал по снастям противника, падал на палубу и весь корабль весело охватывало пламя. Но тут две легкие турецкие галеры выплыли навстречу русским кораблям, пересекая им вход в бухту и, взяв русский корабль на абордаж, вырезали всю русскую команду. Прибавив парусов, корабль князя Гагарина прорвался в Чесменскую бухту и вплотную сошелся с турецким кораблем - в свирепом огне, раздуваемом ветром, исчезли и турки и русские. Половина вражеских судов горела, подожженная русской артиллерией, но часть еще была не затронута огнем.
У русских остался последний корабль, брандер Ильина, на него была вся надежда...
Неслышно возникнув из-под тени берега, корабль Ильина плотно, словно пластырь, прилип к борту неприятеля. Сверху и стреляли, и даже плевались турки. Ильин бежал вдоль палубы, поджигая кучками рассыпанный порох. Посвистывая, огонь юркнул в люк, прямо в трюмы корабля, где тесно, одна к другой, стояли бочки с порохом. После этого бросил факел в море и сам за ним...
В вахтенном журнале Грейг второпях записал:" Легче вообразить, нежели описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшее неприятелем: целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду, поверхность бухты была покрыта множеством голов". Была также оставлена запись Юрия Долгорукова:"Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид; люди обгорелые, разным видом лежащие между обгорелых обломков, коими так порт наполнился, что едва на шлюпке мы могли проезжать..."
Лишь после битвы, когда врачи взялись как следует за раненых, обнаружилось, что на эскадре сражались и женщины.
За бортом кораблей лениво волны колыхали толстый и жирный слой пепла - все, что осталось от турецкого флота. В одну ночь русская эскадра уничтожила весь флот султана...Европа вздрогнула! Как могла слабенькая русская эскадра расшатанных кораблей, на которых вымирали экипажи, победить сильный турецкий флот могущественного султана!?
Екатерина писала русским морякам:"Блистая в свете не мнимым блеском, флот наш нанес сей раз чувствительный удар Оттоманской гордости. Лаврами покрыты вы, лаврами покрыта и вся эскадра."
Матросов наградили годовым жалованьем, сверх того за сожжение турецкого флота они получили еще 187 475 рублей - вот сами пусть и делят! Была выбита медаль для всех участников Чесменской битвы: на аверсе изображен погибающий флот султана, а с реверса отчеканено одно лишь слово: "Б Ы Л Ъ".

Это одно из своих основных произведений, полное величия и силы. Внешне картина настолько проста, что ее невозможно описать, и вместе с тем это одно из наиболее выразительных полотен Айвазовского.
На картине нет ярких красок, цветовых эффектов. Вода не переливается всеми цветами радуги. Не громоздятся угрожающие высокие валы. Море простое и сильное, сильнее чем во время самого грозного шторма. День на море серый, облачный. Весь передний план картины заполнен идущими от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картине.Море только еще предвещает бурю, но волны уже упруги и сильны. Нет на картине ни тонущих кораблей, ни людей, спасающихся от кораблекрушения, ни обломков мачт. Ничего, кроме сурового, величавого моря.
Суровой простоте содержания картины полностью отвечает сдержанная красочная гамма ее, построенная на сочетании теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды.
Знание изображаемой природы и проникновенное понимание ее, скупая расчетливость живописных приемов - все это определило появление правдивой, полнокровной реалистической картины, поставившей имя мариниста в один ряд с передовыми мастерами русского реалистического искусства и обеспечившей ему широкое всенародное признание. Крамской назвал картину одной из самых грандиозных, какие он знал...

Здесь главный герой картины - горы, перед величием которых все кажется мелким, ничтожным. Но аул, расположенный прямо у подножия горы, в ущелье, мирно соседствует с этой громадой. Сакли горцев цепко держатся за склон горы, поднимаются все выше и выше. Вдалеке видны узкие извилистые полоски горных троп, лентой огибающие горы.
На первом плане группа горцев на лошадях с ружьями наперевес. Сюжет очень напоминает рассказы Л.Толстого.
Зрителю хорошо видно плато на вершинах гор, окутанные голубой дымкой облаков, склоны, освещенные солнцем.
Картина создает настроение величия, торжественности.

Бриг "Меркурий" (1892)

Эта картина посвящена славной истории бесстрашных черноморцев - бриг "Меркурий" после победы над турецкими судами встречается с русской эскадрой.
14 мая 1829 года русский 18-пушечный бриг "Меркурий" на рассвете у Босфора принял неравный бой с двумя турецкими кораблями. Один из них был 110-пушечный линейный корабль, другой - 74-пушечный. Командир брига капитан-лейтенант Казарский вместе со своими офицерами и матросами принял решение: погибнуть, но не сдаваться.
Оба турецких корабля расположились с двух сторон "Меркурия" и предложили ему сдаться, но в ответ с "Меркурия" открыли огонь из всех орудий и ружей.
"Меркурий" был весь разбит, паруса разорваны, возник пожар, в пробоины стала проникать вода, но русские моряки продолжали мужественно сражаться. Удачными выстрелами они нанесли такие значительные повреждения обоим мощным турецким кораблям, что те вынуждены были прекратить преследование и лечь в дрейф.
После боя "Меркурий" благополучно присоединился к русской эскадре.
На картине Айвазовского изображена серебристая лунная ночь. Природа пребывает в состоянии полного покоя; волн нет, только легкая зыбь чуть заметна на море, а над ним в мирном ночном небе плывут быстрые светлые облака.
В открытом море "Меркурий". Он возвращается в родной Севастополь после славной победы над врагом. Вдали виднеются русские корабли, встречающие героический бриг.

Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно;

В роковом его просторе много бед погребено.

Облака бегут над морем, крепнет ветер, зыбь черней.

Будет буря - мы поспорим и поборемся мы с ней.

Смело, братья! Туча грянет, закипит громада вод.

Выше вал сердитый вал встанет, глубже бездна упадет!

(Н..Языков)

Это наиболее знаменитая картина Айвазовского. В ней он как раз противопоставляет слепую мощь природной стихии твердой воле человека.

На полотне запечатлен драматический момент. Уходящие ввысь низкие ночные облака открывают, подобно взвившемуся театральному занавесу, полную романтического напряжения сцену. Она рассказывает о грозном натиске стихии, с которым всю ночь боролся экипаж погибшего судна. На плот, связанный уцелевшими матросами из обломков мачты, надвигается самая страшная и высокая из волн - девятый вал. Однако девятый вал - последний, по морским поверьям, порыв шторма. Близкий конец испытания предвещает и начинающийся день. Солнце - лучший друг мореплавателя. В его лучах всегда стихает клокочущая ярость волн.

Мужественным людям осталось до победы только одно, пусть нечеловеческое, но только одно усилие. Уверенность в том, что они его совершат, вызывается в зрителе эмоционально - колоритом произведения. Живописец всюду накладывает на бушующую поверхность успокаивающие пятна солнечного света. Мастер кладет самые яркие краски палитры и, окружая их сгущенными тонами изумрудно-зеленого цвета воды, достигает предельно повышенного звучания золотистой гаммы. Общий колорит полотна полон торжествующего оптимизма. Картина является своеобразным живописным гимном во славу тех, кто спорит со стихией и покоряет ее.

Все чернее свод надзвездный, все страшнее воют бездны.

Глубь без дна - смерть верна! Как заклятый враг грозит,

Вот девятый вал бежит!..

Горе, горе! Вал настигнет:

В шумном море челн погибнет!

Гроб готов...Треск громов над пучиной ярых вод-

Вздох пустынный разнесет!

(А.Полежаев)

Дорога над пропастью...по самому краю движется обоз с людьми и лошадьми все выше и выше, кажется, к самому богу, в небо...А под ногами клубятся облака, и где-то глубоко внизу города, села, люди, там жизнь. А здесь вечные снега, величавые горы, неземные, яркие краски. Так и просятся на ум такие стихи:

Я прикасаюсь к Вечности рукой. В горах так близко можно встретить Вечность...

Боясь нарушить неземной покой, я ввысь смотрю и вижу бесконечность.

Так далека отсюда суета, так мимолетны чаянья людские...

Здесь только гор немая красота и неба величавая стихия.

Когда стоишь над небом высоко на крыше мира крохотной букашкой -

То дышится свободно и легко, и перед Вечностью предстать совсем не страшно...

Утро. На море легкий, едва заметный бриз. Рыбаки уже вышли на ловлю рыбы - кто на паруснике, кто на простой лодке. Вдали возвышается Везувий, а над ним поднимается жаркое южное солнце, заливая золотым светом все вокруг. Небо еще покрыто рыхлыми белыми облаками.

Очень талантливо художник показал нежные переходы цвета - из темно-синего, почти черного, у края картины, до сине-голубых и золотисто-розовых, - вдали.

Картина полна очарования тихой задумчивости, мечтательности.

В центре картины деревья с пышными кудрявыми кронами, слева мечеть с с устремляющимися в небо стрелами минаретов. Справа край моря и город. На переднем плане у зеленого пригорка группа отдыхающих людей. День летний, жаркий. Недавно прошел дождь - фиолетовое небо еще не очистилось от туч, сочная, яркая зелень точно промылась. Но солнце уже заливает золотистым светом город вдали, край мечети.

Эту картину Айвазовский написал вместе с художником Репиным. Репин, конечно, писал образ Пушкина, а Айвазовский свое море. Айвазовский был лично знаком с Пушкиным, и Репин очень этим заинтересовался, все выспрашивал художника, какой он, Пушкин?

На картине поэт стоит на скалистом берегу моря и, сняв шляпу, в последний раз обращается к любимому морю со словами:

Прощай, свободная стихия,

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в последний час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз...

...Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

(А.С.Пушкин)

Зашумело, загрустило море вместе с поэтом, но через минуту оно опять взыграло. Море как будто услышало слова поэта, который так дивно воспел его в своих стихах, и еще больше заволновалось, зашумело. Оно как будто заклинает поэта, чтобы он долго, долго хранил в своей памяти его гул, чтобы унес он с собой его образ и голос в далекие леса и поля севера...

В картине гармонично слились образы Пушкина и моря, как гармонично слилось творческое воображение Репина и Айвазовского.

Кажется пожар полыхает над морем. Но это вечерний закат уходящего за скалы солнца щедро заливает все небо огненно-красным, золотистым светом. Солнце уже вот-вот спрячется за горизонт, но оно еще горячее, не сдается наступающей ночи и освещает небо с темными облаками и край берега.
Море слегка штормит, его изумрудно-зеленые волны плещутся на берег пенными бурунами. Неподалеку корабль с трепещущими на ветру парусами. Справа темной глыбой поднялась скала, уже спрятавшаяся от солнечных лучей. На берегу одинокая повозка, которую тянут пара волов, да вдали группа людей любуются великолепным зрелищем заката.

Вечерняя заря в пучине догорала, над мрачной Эльбою носилась тишина.

Сквозь тучи бледные тихонько пробегала туманная луна;

Уже на западе седой, одетый мглою, с равнинных синих вод сливался небосклон.

Один во тьме ночной над дикою скалою сидел Наполеон.

В уме губителя теснились мрачны думы, он новую в мечтах Европе цепь ковал

И, к дальним берегам возведши взор угрюмый, свирепо прошептал:

"Вокруг меня все мертвым сном почило, легла в туман пучина бурных волн,

Не выплывет ни утлый в море челн, ни гладный зверь не взвоет над могилой -

Я здесь один, мятежный думы полн..."

(А,Пушкин)

Скольким сражениям посвятил свои картины Айвазовский! Вот и здесь идет морской бой. Потрепанные в сражении корабли, оборванные паруса, плавающие вокруг обломки, - все вокруг говорит о большом сражении, когда моряки бьются "не на живот, а на смерть". Кругом клубы дыма, закрывающие небо, море, потемневшее от пепла. Кажется, ощущаешь даже холод воды, чувствуешь запах пороха, слышишь грохот взрывов.

Мыс Фиолент - мыс на юго-западном побережье Крыма. Самое древнее название - Партениум (или мыс Девы с греч.) и связано с греческим мифом об Ифигении, которая была унесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы.
Еще мыс называли мысом Святого Георгия, т. к. по преданию Святой Георгий явился терпящим бедствие греческим морякам, и выжившие моряки в 891 году основали на скалах Свято-Георгиевский монастырь. Поэтому, вероятно его и назвали Фиолент - Божья страна.
Здесь готовили капелланов (военных священников) для Черноморского флота. Здесь побывали почти все русские цари, был и А.Пушкин.
На картине лунная божественная ночь. Луна осветила огненно-золотистым светом часть мыса, хмурое небо. Лунная дорожка осветила легкую на море рябь. Темными мрачными глыбами слева возвышаются скалы.
Романтический пейзаж создает настроение таинственного величия, вызывает ощущение уединения, одиночества - что, вероятно, необходимо для местоположения монастыря.

Перед нами корабль, упорно противостоящий волнам. Но эта буря не внушает страха, напротив, разыгравшаяся стихия обладает завораживающей силой. А край голубого неба олицетворяет собой ту надежду, тот свет, что всегда присущ картинам Айвазовского. Утверждение жизни через единение с природой - вот главный смысл, содержащийся в картине.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?